Звонкие и глухие согласнык в конце слов





Скачать 80.38 Kb.
НазваниеЗвонкие и глухие согласнык в конце слов
Дата публикации06.09.2014
Размер80.38 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Тема: ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫК В КОНЦЕ СЛОВ

 Цели урока:

  • Образовательные: учить различать на слух звонкие и глухие согласные; добиваться от детей осознания необходимости проверки как звонких, так и глухих согласных; обобщить знания о  различных способах проверки парных согласных в корне; закреплять умения давать характеристики звуков, знания об изученных орфограммах; формировать навык грамотного письма.

  • Развивающие: развивать мыслительные операции, устную и письменную речь учащихся, развивать фонематический слух; работать над культурой речи учащихся, учить чётко и правильно выражать свои мысли.

  • Воспитательные: воспитывать потребность в знаниях, воспитывать умение работать в коллективе, в парах, воспитывать чувства взаимопомощи, взаимоотношения.

Ход урока

 

1. Организационный момент.

(Психоформула)
Я люблю свой ум, внимание, память,
Работает мозг мой, учусь я старательно
Принимаю все новое и мыслю логически
Учителя слово воплощаю практически.

Орешек знаний твёрд, но всё же

Вы не привыкли отступать.

Вам расколоть его поможет

                                                           Желанье сильное узнать. 

2. Сюрпризный момент.

- Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие по городам страны Знаний. Путешествовать будем на паровозике. (Слайд 1, 2 – страна Знаний, паровозик.)
- Но прежде, чем отправиться путешествовать мне хочется повторить кое-какие правила.
- Сейчас мы прочитаем три слова.
- Прочитайте только буквы русского алфавита. Что получается?
(Слайд 3 – зашифрованные слова)
RСZПОWР (спор)
- Среди набора букв найдите слово.
КАПОССОРАВ (ссора)
- Уберите буквы, которые обозначают только твёрдые согласные звуки и прочтите слово.
ШДРЖАКЦА (драка)
- Я выстроила их в такой последовательности: (Слайд 4) спор – ссора – драка. Как вы думаете, почему они поставлены именно в такой последовательности?
(Ребята, когда спорят, часто начинают ссориться, а ссора переходит в драку.)
- Вся эта ситуация называется конфликт. Как вы думаете, на каком этапе конфликта нужно остановиться, чтобы не произошла драка?
(Когда возник спор.)
- Представьте, что вы вступили в спор, что вы для себя выберете: топание ногами, спокойный тон, кулаки, улыбку, крик, доброжелательность?
(Спокойный тон, доброжелательность.)
- А может лучше выбрать крик, топание ногами? Вам же нужно доказать своё!
(Нет, если в споре кричать, топать ногами, то спор превратится в драку, потому что другому человеку не понравится твоё поведение.)
- Хорошо, мы с вами решили, что спор лучше вести спокойно и доброжелательно. Может, в споре нужно ещё что-то учитывать?
(Не махать руками, когда говоришь с человеком нужно смотреть ему в глаза. А ещё когда доказываешь что-то своё, нужно приводить примеры, чтобы человек тебе поверил.)
- Молодцы! Всё это верно. Всё, что вы сейчас сказали, - это и есть правила спора, которые должен соблюдать каждый воспитанный человек, чтобы спор не превратился в драку.
- И сегодня на уроке мне хочется, чтобы царила атмосфера добра, понимания, уважения к друг другу. Если вдруг нам придётся поспорить на уроке, не забывайте о правилах спора.
- Чтобы наше путешествие было интересным, пусть девизом нашего урока  будут слова: «Умеешь сам - научи другого».
3. Мобилизующий этап. (Актуализация субъектного опыта учащихся)

Орфографическая зарядка.
- Итак, в путь.
- Остановка в городе Слов. (Слайд 5 – город Слов)
- Жители этого города предлагают провести орфографическую зарядку, но задание к этой зарядке вы составлять будете сами. Прочитайте слова. (Слайд 6 – слова)
Столб, год, рукав, этаж, глаз, флаг.
- Слушаю первое задание.
Варианты заданий составляют дети самостоятельно (учитель может продолжить).
- Раздели слова на группы по общим признакам
- по слогам;
- Найдите лишнее слово. (Слово РУКАВ, потому что это слово можно разделить для переноса.
- Что общего у этих слов? (В каждом слове есть парные согласные, которые вызывают сомнения, имена существительные, у всех слов согласные обозначают твёрдые согласные звуки.)
- Где находятся парные согласные? (В корне, на конце слова.)
4. Введение в тему.

  - Мы отправимся в сказочное королевство Алфавита (слайд 7). Зоркие стражники охраняют его. Там сегодня бал, и все хотят попасть на него. Но есть только один способ пройти: ответить на вопросы стражников.

  - Сколько букв в русском языке?

  - Какие буквы не обозначают звуков?

  - Сколько гласных звуков? (6.)

  - Сколько букв, обозначающих гласные звуки? (10.)

 

5. Сообщение темы урока, постановка целей.

- Посмотрите на все эти слова и сформулируйте тему урока.
Тема. Звонкие и глухие согласные в конце слова.
- Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель. Используйте для этого запись. (Слайд 8 – цели)
Цель:

  • Повторить, … … … … (что ранее учили о парных согласных в конце и середине слова).

  • Учиться … (находить парные согласные в словах, проверять при написании, подбирать проверочные слова).

  • Познакомиться с …(новыми словами).

 

- Послушайте сказку (слайд 9)

 

ПАРНЫЕ И НЕПАРНЫЕ

 

  Как-то король Алфавит и королева Азбука устроили сказочный бал, на который были приглашены все буквы. Там они разбились на пары и стали танцевать. Гласные танцевали с гласными, а согласные -  с согласными. Буквы а-я, у-ю, ы-и, э-е, о-ё танцевали вальс. Им было весело!

  Согласные тоже танцевали парами, но неповоротливость немного мешала им, и они пыхтели, шипели и свистели от усердия. Вот какие это были пары: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с. Причем буквы б, в, г, д, ж, з звонко отбивали ногами в такт музыке.

  А вот п, ф, к, т, ш, с были глухи к музыке. Звонкие звуки весело выкрикивали свои имена в такт музыке, глухие робко шептали, как эхо , имена своих подруг.

Вот какие это были странные пары.

  Но были на балу и одинокие буквы. Они вовсе не хотели танцевать и предпочитали одиночество. Это л, м, н, р, й, х, ц, ч, щ, ъ, ь. Пар у них не было. Это не парные. С тех пор так и повелось. На праздниках парные танцуют в паре со своим партнером. А непарные просто тихо сидят и смотрят на танцующих.

  - Давайте проведем наблюдение: как ведут себя парные согласные по глухости-звонкости в начале и на конце слова.

 

  5. Изучение нового материала (слайд 10)

  1. Работа по учебнику (с.25).

Упражнение 1 (устно)

 Упражнение 2 с записью в тетради.

- Прочитайте пары слов.

- Ответьте на вопросы учебника.

Стр.26. Вывод: на конце слов парные звонкие согласные «теряют» голос, то есть оглушаются.

Упражнение 3 (устно). Стр.27, правило.

Правило.
Чтобы правильно написать парную согласную в конце слова, надо изменить форму слова, чтобы после проверяемого согласного звука слышался гласный.
Парные согласные
Самые опасные.
Парный в слове проверяй,
Рядом гласный подставляй.

Упражнение 4 (самостоятельно).

  1. Игра «Парный звонкий согласный заболел» (слайд 11)

  Один ученик называет «здоровый» парный согласный (с голосом, звонкий), второй – «заболевший» парный согласный (без голоса, глухой). (Б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.)

  Вывод: при произношении парных согласных звуков воздух встречает одинаковую преграду, но звонкие звуки произносятся с голосом, а глухие только с шумом.

 6. Физминутка.

- Продолжаем наше путешествие. Остановка в городе – Здоровья. (Слайд 12 – город Здоровья)

Встаньте, дети, улыбнитесь,

Земле нашей поклонитесь.

За счастливый день вчерашний.

Раз присядьте, два присядьте

И за парту тихо сядьте.

7. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Подбор проверочных слов. Доскажи словечко.
- Продолжаем наше путешествие. Остановка в городе – Помогай-ка, здесь живут проверочные слова. (Слайд 13, 14 – город Помогай-ка)
- Жители этого города предлагают нам поупражняться в подборе проверочных слов.- Слова отгадки можно произносить хором, после чего каждый веером покажет парную согласную, которую написали бы в слове, ответ доказать.
1. Чтобы в цель попасть не раз, зоркий требуется … (глаз).
2. Всё перетрут терпение и … (труд).
3. Как прекрасно всё вокруг, если рядом лучший …(друг).
4. Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином! (Автобус)
- Продолжаем наше путешествие. Остановка в городе – Исследователь. (Слайд 15 – город Исследователь)
- Жители этого города являются исследователями, любят делать новые открытия.
- Сейчас мы поработаем в группах со словами, которые редко используем в нашей письменной речи.
- Жители этого города предлагают вам побывать в роли исследователей.
- Каждая группа получит одно слово, в котором нужно вставить букву. Какую, догадайтесь сами, ответ докажите. (Раздать карточки со словом для каждой группы)
(Слайд 16 – слова с парной согласной в середине)
мя        кий
ре        кий  
кре      кий 
- Какие буквы пропущены в этих словах? (Парные согласные.)
- Где находится парная согласная? (В середине слова.)
- Что вы делали, чтобы правильно написать парную согласную в середине слова? Каким должно быть проверочное слово? (Отвечает по одному человеку от каждой группы)
(Слайд 17 – слова с парной согласной в середине и проверочные слова)
мягкий - мягонький
редкий  - реденький
крепкий - крепенький

Правило-вывод.
Чтобы правильно написать парную согласную в середине слова, надо подобрать проверочное слово, для этого нужно подобрать однокоренное слово, чтобы после проверяемого согласного звука слышался гласный или звонкий согласный звук (н).
- К какой части речи относятся слова с парной согласной  в середине? (Имя прилагательное.)
- Обратите внимание, что парные согласные могут встречаться не только в именах существительных, но и в именах прилагательных и других частях речи.
- А сейчас дополнительное задание. Ваша задача к этим именам прилагательным подобрать имена существительные с парным согласным на конце.
(Слайд 18)     мя       кий сугроб
ре        кий   суп
кре      кий  лёд
8. Подведение итогов учебного занятия.

- Наше путешествие подошло к концу. (Слайд 24 –  паровозик.)
- Вы хорошо потрудились на уроке. Я рада, что вы сегодня старались внимательно выслушивать ответы друг друга, хорошо размышляли и анализировали.
- Вернёмся к целям нашего урока.
- С чем вы сегодня познакомились?
(С новым словарным словом, встретились с парными согласными в именах прилагательных, познакомились с новым способом проверки парных согласных в середине слова.)
- Какими знаниями по русскому языку вы сегодня поделитесь с родителями?  (Есть такие слова в русском языке, где парные согласные в корне слова нельзя проверить). Сможете ли вы рассказать своим друзьям что-то интересное и значимое по теме сегодняшнего урока? 
- А какую роль играет тема сегодняшнего урока в вашей жизни? (ГРАМОТНО ПИСАТЬ, КРАСИВО ГОВОРИТЬ, ЗАБОТИТЬСЯ О ЗДОРОВЬЕ)
9. Рефлексия.

- Покажите мимикой у кого хорошее настроение? Нарисуйте на полях маленькую рожицу, где изобразите ваше настроение. Постарайтесь на перемене отдохнуть, чтобы на следующий урок пришли также с хорошим настроением.
- Никогда не забывайте правила спора.  

- Урок окончен! Молодцы!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Звонкие и глухие согласнык в конце слов iconКонспект урока 2 класс Тема урока: Звонкие и глухие согласные звуки....
Цель урока: научить различать звонкие и глухие парные согласные звуки; понимать важность орфографического написания слов с парными...
Звонкие и глухие согласнык в конце слов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Звонкие и глухие согласнык в конце слов iconТема. Звонкие и глухие согласные
Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока Звонкие и глухие согласные
Звонкие и глухие согласнык в конце слов iconТема: Парные и непарные звонкие и глухие согласные (одно занятие...
Цель: Дать учащимся знания об особенностях физических процессов перехода ве­щества из жидкого состояния в газообразное и наоборот;...
Звонкие и глухие согласнык в конце слов iconТема. Звонкие и глухие согласные. Дифференциация д-т. Цель
План – конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после шипящих на конце наречий" (использованный Ворониной В. М....
Звонкие и глухие согласнык в конце слов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодня будем учиться различать парные звонкие и глухие согласные на конце слова, и распознавать слова, которые нужно проверять....
Звонкие и глухие согласнык в конце слов iconУрок в 3 классе тема: «Упражнение в написании слов с парными согласными на конце слов»
Цель: Сегодня мы будем упражняться в написании слов с парными звонкими и глухими согласными на конце слов, и подбирать к ним проверочные...
Звонкие и глухие согласнык в конце слов iconУрок русского языка
...
Звонкие и глухие согласнык в конце слов iconТема урока Парные звонкие и глухие согласные
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Звонкие и глухие согласнык в конце слов iconТема. Звонкие и глухие согласные
Целью семинара является обсуждение и проработка лучших мировых практик и современных моделей реализации проектного подхода в инженерном...
Звонкие и глухие согласнык в конце слов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Правописание согласных в корне слова: звонкие и глухие, непроизносимые и двойные согласные
Звонкие и глухие согласнык в конце слов iconУрок по русскому языку во 2 классе. Тема: Путешествие в сказочный лес
...
Звонкие и глухие согласнык в конце слов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Замена в речи звуков, сходных по звучанию. Меняются о-у,е-ю,р-л,й-и,ц-ч-щ. А так же парные согласные – звонкие и глухие, шипящие...
Звонкие и глухие согласнык в конце слов iconКонспект открытого занятия «Согласные д-т». Тема. Парные звонкие и глухие согласные
Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25
Звонкие и глухие согласнык в конце слов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Характеризиро-вать звуки русского языка (гласные ударные/ безударные, согласные твердые/мягкие, парные/непарные, звонкие/глухие)
Звонкие и глухие согласнык в конце слов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока. Совершенствовать умения различать звонкие и глухие согласные звуки и буквы,развивать навыки грамотного письма, воспитывать...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск