Тема: ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫК В КОНЦЕ СЛОВ
Цели урока:
Образовательные: учить различать на слух звонкие и глухие согласные; добиваться от детей осознания необходимости проверки как звонких, так и глухих согласных; обобщить знания о различных способах проверки парных согласных в корне; закреплять умения давать характеристики звуков, знания об изученных орфограммах; формировать навык грамотного письма.
Развивающие: развивать мыслительные операции, устную и письменную речь учащихся, развивать фонематический слух; работать над культурой речи учащихся, учить чётко и правильно выражать свои мысли.
Воспитательные: воспитывать потребность в знаниях, воспитывать умение работать в коллективе, в парах, воспитывать чувства взаимопомощи, взаимоотношения.
Ход урока
1. Организационный момент.
(Психоформула) Я люблю свой ум, внимание, память, Работает мозг мой, учусь я старательно Принимаю все новое и мыслю логически Учителя слово воплощаю практически.
Орешек знаний твёрд, но всё же
Вы не привыкли отступать.
Вам расколоть его поможет
Желанье сильное узнать.
2. Сюрпризный момент.
- Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие по городам страны Знаний. Путешествовать будем на паровозике. (Слайд 1, 2 – страна Знаний, паровозик.) - Но прежде, чем отправиться путешествовать мне хочется повторить кое-какие правила. - Сейчас мы прочитаем три слова. - Прочитайте только буквы русского алфавита. Что получается? (Слайд 3 – зашифрованные слова) RСZПОWР (спор) - Среди набора букв найдите слово. КАПОССОРАВ (ссора) - Уберите буквы, которые обозначают только твёрдые согласные звуки и прочтите слово. ШДРЖАКЦА (драка) - Я выстроила их в такой последовательности: (Слайд 4) спор – ссора – драка. Как вы думаете, почему они поставлены именно в такой последовательности? (Ребята, когда спорят, часто начинают ссориться, а ссора переходит в драку.) - Вся эта ситуация называется конфликт. Как вы думаете, на каком этапе конфликта нужно остановиться, чтобы не произошла драка? (Когда возник спор.) - Представьте, что вы вступили в спор, что вы для себя выберете: топание ногами, спокойный тон, кулаки, улыбку, крик, доброжелательность? (Спокойный тон, доброжелательность.) - А может лучше выбрать крик, топание ногами? Вам же нужно доказать своё! (Нет, если в споре кричать, топать ногами, то спор превратится в драку, потому что другому человеку не понравится твоё поведение.) - Хорошо, мы с вами решили, что спор лучше вести спокойно и доброжелательно. Может, в споре нужно ещё что-то учитывать? (Не махать руками, когда говоришь с человеком нужно смотреть ему в глаза. А ещё когда доказываешь что-то своё, нужно приводить примеры, чтобы человек тебе поверил.) - Молодцы! Всё это верно. Всё, что вы сейчас сказали, - это и есть правила спора, которые должен соблюдать каждый воспитанный человек, чтобы спор не превратился в драку. - И сегодня на уроке мне хочется, чтобы царила атмосфера добра, понимания, уважения к друг другу. Если вдруг нам придётся поспорить на уроке, не забывайте о правилах спора. - Чтобы наше путешествие было интересным, пусть девизом нашего урока будут слова: «Умеешь сам - научи другого». 3. Мобилизующий этап. (Актуализация субъектного опыта учащихся)
Орфографическая зарядка. - Итак, в путь. - Остановка в городе Слов. (Слайд 5 – город Слов) - Жители этого города предлагают провести орфографическую зарядку, но задание к этой зарядке вы составлять будете сами. Прочитайте слова. (Слайд 6 – слова) Столб, год, рукав, этаж, глаз, флаг. - Слушаю первое задание. Варианты заданий составляют дети самостоятельно (учитель может продолжить). - Раздели слова на группы по общим признакам - по слогам; - Найдите лишнее слово. (Слово РУКАВ, потому что это слово можно разделить для переноса. - Что общего у этих слов? (В каждом слове есть парные согласные, которые вызывают сомнения, имена существительные, у всех слов согласные обозначают твёрдые согласные звуки.) - Где находятся парные согласные? (В корне, на конце слова.) 4. Введение в тему.
- Мы отправимся в сказочное королевство Алфавита (слайд 7). Зоркие стражники охраняют его. Там сегодня бал, и все хотят попасть на него. Но есть только один способ пройти: ответить на вопросы стражников.
- Сколько букв в русском языке?
- Какие буквы не обозначают звуков?
- Сколько гласных звуков? (6.)
- Сколько букв, обозначающих гласные звуки? (10.)
5. Сообщение темы урока, постановка целей.
- Посмотрите на все эти слова и сформулируйте тему урока. Тема. Звонкие и глухие согласные в конце слова. - Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель. Используйте для этого запись. (Слайд 8 – цели) Цель:
Повторить, … … … … (что ранее учили о парных согласных в конце и середине слова).
Учиться … (находить парные согласные в словах, проверять при написании, подбирать проверочные слова).
Познакомиться с …(новыми словами).
- Послушайте сказку (слайд 9)
ПАРНЫЕ И НЕПАРНЫЕ
Как-то король Алфавит и королева Азбука устроили сказочный бал, на который были приглашены все буквы. Там они разбились на пары и стали танцевать. Гласные танцевали с гласными, а согласные - с согласными. Буквы а-я, у-ю, ы-и, э-е, о-ё танцевали вальс. Им было весело!
Согласные тоже танцевали парами, но неповоротливость немного мешала им, и они пыхтели, шипели и свистели от усердия. Вот какие это были пары: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с. Причем буквы б, в, г, д, ж, з звонко отбивали ногами в такт музыке.
А вот п, ф, к, т, ш, с были глухи к музыке. Звонкие звуки весело выкрикивали свои имена в такт музыке, глухие робко шептали, как эхо , имена своих подруг.
Вот какие это были странные пары.
Но были на балу и одинокие буквы. Они вовсе не хотели танцевать и предпочитали одиночество. Это л, м, н, р, й, х, ц, ч, щ, ъ, ь. Пар у них не было. Это не парные. С тех пор так и повелось. На праздниках парные танцуют в паре со своим партнером. А непарные просто тихо сидят и смотрят на танцующих.
- Давайте проведем наблюдение: как ведут себя парные согласные по глухости-звонкости в начале и на конце слова.
5. Изучение нового материала (слайд 10)
Работа по учебнику (с.25).
Упражнение 1 (устно)
Упражнение 2 с записью в тетради.
- Прочитайте пары слов.
- Ответьте на вопросы учебника.
Стр.26. Вывод: на конце слов парные звонкие согласные «теряют» голос, то есть оглушаются.
Упражнение 3 (устно). Стр.27, правило.
Правило. Чтобы правильно написать парную согласную в конце слова, надо изменить форму слова, чтобы после проверяемого согласного звука слышался гласный. Парные согласные Самые опасные. Парный в слове проверяй, Рядом гласный подставляй.
Упражнение 4 (самостоятельно).
Игра «Парный звонкий согласный заболел» (слайд 11)
Один ученик называет «здоровый» парный согласный (с голосом, звонкий), второй – «заболевший» парный согласный (без голоса, глухой). (Б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.)
Вывод: при произношении парных согласных звуков воздух встречает одинаковую преграду, но звонкие звуки произносятся с голосом, а глухие только с шумом.
6. Физминутка.
- Продолжаем наше путешествие. Остановка в городе – Здоровья. (Слайд 12 – город Здоровья)
Встаньте, дети, улыбнитесь,
Земле нашей поклонитесь.
За счастливый день вчерашний.
Раз присядьте, два присядьте
И за парту тихо сядьте.
7. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
Подбор проверочных слов. Доскажи словечко. - Продолжаем наше путешествие. Остановка в городе – Помогай-ка, здесь живут проверочные слова. (Слайд 13, 14 – город Помогай-ка) - Жители этого города предлагают нам поупражняться в подборе проверочных слов.- Слова отгадки можно произносить хором, после чего каждый веером покажет парную согласную, которую написали бы в слове, ответ доказать. 1. Чтобы в цель попасть не раз, зоркий требуется … (глаз). 2. Всё перетрут терпение и … (труд). 3. Как прекрасно всё вокруг, если рядом лучший …(друг). 4. Что за чудо – синий дом! Ребятишек много в нём. Носит обувь из резины И питается бензином! (Автобус) - Продолжаем наше путешествие. Остановка в городе – Исследователь. (Слайд 15 – город Исследователь) - Жители этого города являются исследователями, любят делать новые открытия. - Сейчас мы поработаем в группах со словами, которые редко используем в нашей письменной речи. - Жители этого города предлагают вам побывать в роли исследователей. - Каждая группа получит одно слово, в котором нужно вставить букву. Какую, догадайтесь сами, ответ докажите. (Раздать карточки со словом для каждой группы) (Слайд 16 – слова с парной согласной в середине) мя кий ре кий кре кий - Какие буквы пропущены в этих словах? (Парные согласные.) - Где находится парная согласная? (В середине слова.) - Что вы делали, чтобы правильно написать парную согласную в середине слова? Каким должно быть проверочное слово? (Отвечает по одному человеку от каждой группы) (Слайд 17 – слова с парной согласной в середине и проверочные слова) мягкий - мягонький редкий - реденький крепкий - крепенький
Правило-вывод. Чтобы правильно написать парную согласную в середине слова, надо подобрать проверочное слово, для этого нужно подобрать однокоренное слово, чтобы после проверяемого согласного звука слышался гласный или звонкий согласный звук (н). - К какой части речи относятся слова с парной согласной в середине? (Имя прилагательное.) - Обратите внимание, что парные согласные могут встречаться не только в именах существительных, но и в именах прилагательных и других частях речи. - А сейчас дополнительное задание. Ваша задача к этим именам прилагательным подобрать имена существительные с парным согласным на конце. (Слайд 18) мя кий сугроб ре кий суп кре кий лёд 8. Подведение итогов учебного занятия.
- Наше путешествие подошло к концу. (Слайд 24 – паровозик.) - Вы хорошо потрудились на уроке. Я рада, что вы сегодня старались внимательно выслушивать ответы друг друга, хорошо размышляли и анализировали. - Вернёмся к целям нашего урока. - С чем вы сегодня познакомились? (С новым словарным словом, встретились с парными согласными в именах прилагательных, познакомились с новым способом проверки парных согласных в середине слова.) - Какими знаниями по русскому языку вы сегодня поделитесь с родителями? (Есть такие слова в русском языке, где парные согласные в корне слова нельзя проверить). Сможете ли вы рассказать своим друзьям что-то интересное и значимое по теме сегодняшнего урока? - А какую роль играет тема сегодняшнего урока в вашей жизни? (ГРАМОТНО ПИСАТЬ, КРАСИВО ГОВОРИТЬ, ЗАБОТИТЬСЯ О ЗДОРОВЬЕ) 9. Рефлексия.
- Покажите мимикой у кого хорошее настроение? Нарисуйте на полях маленькую рожицу, где изобразите ваше настроение. Постарайтесь на перемене отдохнуть, чтобы на следующий урок пришли также с хорошим настроением. - Никогда не забывайте правила спора.
- Урок окончен! Молодцы! |