«Организация учебного сотрудничества на уроках русского языка в первом классе»





Скачать 109.38 Kb.
Название«Организация учебного сотрудничества на уроках русского языка в первом классе»
Дата публикации07.09.2014
Размер109.38 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Автор материала:

Андроник В.А.,

методист кафедры

дидактики и частных методик

ИПКиППРО ОГПУ

Информационно-педагогический модуль

(обобщение опыта работы учителя начальных классов МОУ СОШ №3 г. Оренбурга Носовой Анны Львовны)

Тема: «Организация учебного сотрудничества на уроках русского языка в первом классе».

1. Теоретическая база опыта.

Теоретическую базу опыта составили: фундаментальные положения о соотношении обучения и развития (Л.С. Выготский, Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов), основные положения теории субъектного развития личности в образовательном процессе (В.В. Давыдов, Г.А. Цукерман), теоретические подходы к определению возможностей учебного сотрудничества в развитии субъектного потенциала школьника (Г.А. Цукерман, И.В. Маликова)

2. Актуальность. Традиционная модель начального образования в соответствии с потребностями развивающегося общества и личности претерпела в последнее время значительные изменения, связанные с формированием новых представлений о возможностях обучения, воспитания и развития младших школьников. Стандарты второго поколения опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Формой освоения универсальных способов деятельности является сотрудничество ребёнка и взрослого. Анализ современного состояния решения проблемы организации учебного сотрудничества младших школьников позволяет выявить противоречие между:

-общей установкой современного начального образования на развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и традиционного сложившимися формами организации учебного процесса, ориентированными на репродуктивную, исполнительскую деятельность;

- существованием необходимых условий для организации учебного сотрудничества (наличием новых авторских программ, например «Гармония», учебников и.т.п.) и недостаточным использованием возможностей развития первоклассников как субъектов учебного сотрудничества педагогами начальной школы.

Практическая значимость состоит в том, что опыт направлен на совершенствование педагогической деятельности в аспекте формирования субъектной позиции первоклассника через организацию учебного сотрудничества между субъектами образовательного процесса.

3. Основополагающими принципами данного опыта являются: гуманистическая направленность, эмоциональная вовлечённость, сотрудничество в совместной деятельности учителя и учащихся, учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка, системность, опора на внутренние мотивы и личный опыт учащихся.

4. Условия возникновения проблемы, становления опыта. В современном образовании осуществляется переход от «школы знания» к «школе понимания», которая провозглашает приоритет коммуникации над информацией, приоритет понимания над знанием. На смену авторитарному субъект-объектному подходу приходит гуманный личностно ориентированный подход, в котором развитие учащегося рассматривается как главная ценность образовательного процесса. Для большинства концепций образования (система развивающего обучения, «Школа диалога культур», «Школа коммуникативной дидактики») и образовательных технологий характерен взгляд на урок как на коммуникативное событие и большой интерес к детским репликам и версиям. Осознание актуальности проблемы послужило постановке главной цели активизации общения – выстраивание работы класса через постановку учебных задач и организацию учебного диалога между учителем и учащимися для поиска её решения.

5. Сущность опыта заключается в том, что единицей педагогического действия является учебная задача, а всё предметное содержание построено через систему учебных задач. Учитель добивается того, чтобы ученик принял на себя задачу, сформулировал её для себя, а для этого его необходимо столкнуть с такой ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний. В ходе решения учебной задачи возникают ситуации, когда имеющиеся у учащихся способы действий оказываются непригодными для её решения. Учителю нужно создать такую ситуацию, чтобы хотя бы один ученик догадался об её решении. Догадка одного ученика подготавливается учебным диалогом. Вся работа в классе выстраивается через организацию учебного сотрудничества между учителем и учениками.

6. Основные компоненты опыта:

- Диагностика психических параметров учащихся (внимание, память, мышление).

- Диагностика качественного своеобразия характера сотрудничества со сверстниками.

- Изучение особенностей отношений «Я-другой» в самосознании ребёнка.

- Изучение характера отношений со сверстниками и учителем.

- Апробация системы приёмов организации учебного сотрудничества.

- Повторная диагностика характера сотрудничества со сверстниками и взрослым и речевого развития и анализ результатов.

7. Новизна опыта. Разработаны и апробированы на практике серия уроков русского языка с использованием приёмов учебного сотрудничества.

8 Система работы учителя и ее результативность. Результаты апробации приёмов организации учебного сотрудничества позволяют сделать следующие выводы.

В целом наблюдается положительная динамика развития учебного сотрудничества, что проявляется в повышении уровневых показателей инициативности, возросшей активности детей в построении содержательного взаимодействия с одноклассниками, направленной на достижение совместного результата.

Уровень

I уровень

II уровень

III уровень

Краткая

характеристика

Дети строят отношения «с места», без предварительных проб и ошибок. Они сразу обращаются с вопросом к своему партнёру, приглашая его к сотрудничеству.

После опыта неудач дети переходят от действий наугад к содержательному сотрудничеству.

Дети не обнаруживают способности вступать друг с другом в содержательные взаимодействия. Придерживаются формальной стороны выполнения задания: старательно выводят орнамент, забывая о предложенном задании совместно изготовить рукавичку.

Количество детей (в %)

19

36

45

Динамику развития учебного сотрудничества со сверстником можно увидеть на диаграмме


Опора на дошкольные формы и потенциал сотрудничества при установлении эмоциональных контактов с классом, обучение исполнительским действиям, передаче норм и эталонов совместной работы способствовали созданию атмосферы открытого, доброжелательного общения детей друг с другом и учителем.

Таким образом, результаты экспериментального исследования подтверждают целесообразность педагогических приёмов, направленных на организацию учебного сотрудничества на уроках русского языка. Систематическое применение данных приёмов приводят к желаемому результату: в ответ на эти действия в классе появляются инициативные действия детей, а общий уровень активности класса от начала года к концу возрастает. Однако, результаты исследования свидетельствуют о необходимости продолжения начатой работы в данном направлении.

Приемы организации учебного сотрудничества.

Предметное противоречие между прежними схемами мышления и действий с новыми фактами, не укладывающимися в эту схему.

Модели и схемы используются для фиксации детского знания об основных свойствах изучаемых предметных отношений (например, звук – буква).

Метод «ловушек» используется для поляризации точек зрения в классе.

«Ловушки» создаются для того, чтобы сделать явными разные точки зрения и обнаружить, что в самом деле думают дети, чтобы помочь ребёнку заметить, что у него есть собственное мнение. Метод «ловушек» применяется в двух вариантах. В первом случае учитель сам высказывает и обосновывает псевдологическое суждение, побуждая детей возразить ему. Во втором случае учитель присоединяется к точке зрения ребёнка, подкрепляя её логическим обоснованием и собственным авторитетом.

Построение позиционного взаимодействия сверстников – стремление найти группу единомышленников, присоединяющихся к высказанной точке зрения.

Групповая работа – один из сильнейших приёмов воспитания детской самостоятельности.

Каналы непосредственной коммуникации между детьми. С первого дня воспитывается следующая коммуникативная установка: каждое слово на уроке обращено к тебе, говорящий ждёт твоего отклика. Вводятся средства организации коммуникации, позволяющие детям отвечать друг другу непосредственно, не разрушая дисциплинарных рамок урока.

Оценочные действия учителя также являются приёмами расстановки основных ценностных акцентов урока. Перевод любого утверждения в статус гипотезы, нуждающейся в проверке (а не в оценке), фиксация и поддержка разницы мнений (вместо выбора «правильного» ответа), запрос на оценку класса (вместо прямой учительской оценки), терпимое отношение к не всегда удачным детским попыткам выразить мысль (вместо «ты ошибся» - «ты мыслишь по-своему, и мне это интересно).

Эмоциональные средства невербальной оценки. Погружение детей в эмоциональное поле, насыщенное переживаниями ценности и радости умственного усилия, безопасности риска, удовольствия от преодоления интеллектуальной трудности и собственной пассивности, от участия в общем победоносном действии – все эти смысловые события урока не менее ценны, чем собственно познавательные достижения.

Этапы урока введения нового знания.

  1. Самоопределение к деятельности. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне («хочу, потому что могу» - у учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность).

  2. Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

  3. Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднения («почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»), проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

  4. «Открытии нового знания» (учебный диалог). Цель: решение учебной задачи и обсуждение проекта её решения.

  5. Первичное закрепление. Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

  6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: каждый должен сделать вывод о том, что он ещё умеет.

  7. Включение нового знания в систему знаний.

  8. Рефлексия деятельности. Цель: осмысление учащимися своей учебной деятельности.



Фрагмент урока русского языка по теме «Без слов нет речи».

На этом уроке детям предлагается «хитрое» задание. На доске вывешивается две картинки.



- Ребята, посмотрите внимательно на первую картинку. Как вы думаете, о чём просит собака мальчика? Что бы она сказала, если бы умела говорить?

Погуляй со мной!», «пойдём погуляем», «идём гулять!»)

- А теперь поработайте в парах и схемой запишите предложение, которое мы составили «Идём гулять!»

(Дети самостоятельно работают в парах, а один ученик работает на доске.)

Выполнив задание, первоклассники должны были сообщить об этом учителю, согласно принятым правилам и условным знакам, то есть взявшись за руки. Появляется одинокая рука Славы Б. Учитель интересуется:

- Ты работал один или вместе с Ритой?

Слава сообщает, что работал самостоятельно.

Учитель говорит:

- Мне бы хотелось, чтобы вы с Ритой проверили друг друга.

Мальчик принял просьбу учителя и дети сверили свои схемы, а потом подняли руки согласно принятым правилам.

Другие ученики, хотя и выполняли задание индивидуально, условно продемонстрировали о совместности полученного результата. Только немногим детям действительно удалось прийти к общему мнению. (Следует отметить совместную работу Рустама и Дианы, Ксюши и Саши, Насти и Артёма)

У доски Тимур составил схему предложения правильно:



Остальные дети согласились с ним.

Далее учитель обращает внимание детей на вторую картинку и спрашивает:

- А что предлагает собака хозяину на второй картинке? Составьте такое предложение, чтобы оно подходило к нашей схеме.

Дети предлагают разные варианты. («Давай побегаем», «давай поиграем» и.т.д.)

Учитель предлагает своё предложение:

- А я такое предложение придумала - «Вася, давай поиграем с мячом!» Кто со мной согласен?

В классе несколько детей подняли руки в знак согласия, но также поднялся ропот протеста. Коля отрицательно качает головой. Учитель просит его проверить это предложение по схеме. Коля доказывает, что три слова лишних и предлагает свой вариант – «Давай играть!»
Фрагмент урока на тему «Слова-названия, отвечающие на вопросы кто? что?»

С целью формирования умения различать слова, отвечающие на вопросы кто? что? предлагается такое задание:

- Я буду называть слова, а вы решайте, на какой вопрос слово отвечает: кто? или что? Если на вопрос кто?- хлопните в ладоши один раз, а если на вопрос что? – два раза. Итак, какие слова отвечают на вопрос кто? (слова, которые называют людей и животных), а на вопрос что? (другие слова-названия).

Учитель называет несколько слов, например: слон, клетка, дрессировщик, клоун, шляпа, качели.

- А теперь посмотрите на картинку и сами подберите как можно больше слов-названий, которые отвечают на вопрос кто?



Дети называют слова: мальчик, девочка, дети, ребята, котята и.т.д. Когда слова исчерпываются, учитель предлагает свои варианты:

- А я ещё придумала слова «хвост», «ушки», «лапки». Кто со мной согласен?

Практически половина класса подняла руку в знак согласия.

- А кто не согласен?

Четыре ребёнка подняли руку в знак несогласия.

- Так, все думают по-разному. Нужно доказать своё мнение.

Пожалуйста, Ксюша, ты со мной согласна. Почему?

Ксюша отвечает:

- Слово «котёнок» отвечает на вопрос кто? У котёнка есть хвост, лапки, ушки - значит эти слова тоже отвечают на вопрос кто?

Учитель одобрительно кивает:

- Правильно доказала Ксюша?

Многие дети согласно кивают. Но Миша тянет руку в знак несогласия.

- Мы говорили, что на вопрос кто? отвечают слова, которые называют людей и животных. А слова хвост, лапки, ушки – это не животные, и не люди.

Учитель подводит итог:

- Молодец, Миша! Ты не попался в «ловушку». Вот какой хитрый русский язык! Слово котёнок отвечает на вопрос кто?, а слова хвост, лапки, ушки – что?

Фрагмент урока на тему «Собственные имена».

Учитель предлагает задание:

- Откройте страницу в учебнике. Посмотрите задание 32. Я прочитаю два отрывка, а вы помогайте: хором дочитывайте выделенные слова и наблюдайте за их написанием. В каком отрывке эти слова написаны с ошибками?

- Пригрело солнышко. Распустились похожие на него одуванчики. Во дворе закукарекал петушок. Да так громко, что проснулся котёнок.

- Мама называет меня по-разному: Петушок, Солнышко, Котёнок, Петенька, Одуванчик.

- Кто нашёл ошибки?

После недолгого молчания Рустам говорит, что здесь ошибок нет, потому что рядом нет значка , который указывает на ошибки. Учитель обращает внимание детей на вопрос Антона:

- Одинаковые слова, а написаны по-разному. Почему?

Рустам пытается объяснить:

- Во втором отрывке выделенные слова – это тоже имена мальчика, только ласковые.

Учитель подводит итог:

- Да, это «хитрое задание». Среди слов во втором отрывке есть имя мальчика, а есть ласковые прозвища, которыми его зовёт мама. Эти прозвища, как и имя, - собственные имена. Потому и написаны слова с большой буквы. А не надо ли исправить буквы в первом отрывке?

Дети отвечают, что не надо, там нет имён собственных.

Это задания, различающие ориентацию ребёнка на задачу и на действия учителя. Для учителя такие задания являются способом портативной диагностики и коррекции школярских ориентаций в классе. Для ребёнка – ситуация, обнажающая необходимость неимитационного поведения на уроке, необходимость постоянного сопоставления своей собственной и любой другой (в том числе и учительской) точки зрения, высказанной в классе. Такие упражнения воспитывают привычку доверять себе не менее, чем учителю, ни с кем не соглашаться просто так, не подумав. При анализе поведения детей, спешащих присоединиться к учительской точке зрения (как и во всех остальных ситуациях, воспитывающих учебного сотрудничества), основной акцент должен быть сделан не на предметной стороне задания – на выяснении результата, а на правильном или неправильном способе действия детей.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Организация учебного сотрудничества на уроках русского языка в первом классе» iconРазмышления автора об уроках русского языка по учебнику «К тайнам...
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
«Организация учебного сотрудничества на уроках русского языка в первом классе» iconУроках русского языка Урок в 6 классе по теме «Деловой стиль»
Оборудование: учебник русского языка для 6 класса, под ред. М. М. Разумовской, раздаточный материал (тексты инструкций и памяток,...
«Организация учебного сотрудничества на уроках русского языка в первом классе» iconНа уроках русского языка и литературы
В двадцать первом веке объемы учебного материала, высокие требования к современному ученику и учителю подталкивают педагога к поиску...
«Организация учебного сотрудничества на уроках русского языка в первом классе» iconДоклад «Использование икт на уроках русского языка и литературы»...
С представленным докладом Ефимова Ирина Борисовна выступила на заседании районного методического объединения учителей русского языка...
«Организация учебного сотрудничества на уроках русского языка в первом классе» iconСловарная работа на уроках русского языка
Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по...
«Организация учебного сотрудничества на уроках русского языка в первом классе» iconКалендарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе
Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского...
«Организация учебного сотрудничества на уроках русского языка в первом классе» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Елена Трофимова, учитель русского языка и литературы Каслинской средней школы №27, г. Касли Челябинской области. «Методика формирования...
«Организация учебного сотрудничества на уроках русского языка в первом классе» iconИсследование различных форм и методов контроля на уроках русского языка и литературы
С. М. Нетрадиционные формы контроля на уроках литературы: Статья из сборника: Воспитание личности на уроках русского языка и литературы:...
«Организация учебного сотрудничества на уроках русского языка в первом классе» iconУрок русского языка в 11 классе
Урок русского языка в 11 классе Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы современного русского языка”. /2 часа
«Организация учебного сотрудничества на уроках русского языка в первом классе» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Изучение русского языка в первом классе направлено на достижение следующих целей
«Организация учебного сотрудничества на уроках русского языка в первом классе» iconНа уроках русского языка и литературы
Калныш С. В. Приёмы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
«Организация учебного сотрудничества на уроках русского языка в первом классе» iconРабочая программа учебного курса «Русский язык» в 6 классе Составитель:...
Сост. Л. М. Рыбченкова, М: Дрофа, 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения,...
«Организация учебного сотрудничества на уроках русского языка в первом классе» iconКонспект урока русского языка в 7 классе данилова Наталья Ивановна...
Воспитательные: вызвать интерес к изучаемому материалу, воспитание интереса к изучению русского языка
«Организация учебного сотрудничества на уроках русского языка в первом классе» iconРеализация фгос на уроках русского языка и литературы в 5 классе: проблемы и перспективы

«Организация учебного сотрудничества на уроках русского языка в первом классе» iconОтчет по теме самообразования «Использование алгоритма на уроках русского языка»
Тема: «Организация работы с учащимися в соответствии с их способностями и возможностями»
«Организация учебного сотрудничества на уроках русского языка в первом классе» iconМетодическое объединение учителей русского языка и литературы Советского...
Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск