Муниципальное общеобразовательное учреждение
Красносельская основная общеобразовательная школа
Красносельского района Костромской области
Утверждаю:
Директор МОУ КООШ:
Кирпичёва Е. А.
_____________________
______________201___ г.
Рабочая программа
по литературному чтению
(УМК «Развивающая система Л.В.Занкова»)
Класс 1 - 4(базовый)
Программа рассмотрена на заседании
МО учителей начальных классов
МОУ Красносельской основной
общеобразовательной школы
Протокол № ___ от « __»___ __2013г.
Рук. МО Евдокимова О. А.
Автор - составитель:
учитель начальных классов МОУ КООШ
Золотько Е.И. пос. Красное-на -Волге
2013г.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА Программа предмета «Литературное чтение» для четы- рёхлетней начальной школы разработана в контексте сис- темы начального обучения Л. В. Занкова, нацеленной на разностороннее развитие учащихся, развитие познаватель- ных способностей, эмоционально-волевых и нравственных качеств. Литературное чтение как учебный предмет имеет боль- шое значение в решении задач развития и образования уча- щихся и играет ключевую роль в деле их воспитания, по- скольку на этих уроках дети знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Цель курса «Литературное чтение» в начальной школе — нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе формирования способности полноценно и глубо- ко воспринимать художественную литературу на основе изу- чения её теории и практики анализа художественного тек- ста . Возможность достижения данной цели объясняется двой- ственной природой учебного предмета «Литературное чте- ние». Литература как часть культуры знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и че- ловечества и способствует формированию у детей личност- ных качеств, соответствующих национальным и общечело- веческим нравственным образцам. Литература как вид искусства способствует глубокому, личностному освоению этих ценностей, поскольку в процессе восприятия художе- ственного текста участвуют и разум, и чувства, и воля, а значит, происходит процесс общего и нравственного разви- тия личности ребёнка, его воспитание. Задачи данного курса: 1) освоение учениками-читателями нравственных ценно- стей, содержащихся в художественном произведении, ос- мысление нравственных понятий, формирование нравствен- ных качеств личности; 2) ознакомление учащихся с основами теории литерату- ры, формирование на этой основе навыков анализа художе- ственных произведений разных родов и жанров;
3) развитие навыка чтения учащихся, совершенствова- ние качеств чтения как основы глубокого и полноценного восприятия детьми художественного текста; 4) развитие речи учащихся через формирование правиль- ного литературного языка и умений выражать свои мысли и чувства в разных формах устной и письменной речи. Решение этих задач учениками 1 класса зависит от уровня сформированнос- ти у ребёнка навыка чтения. Основы этой учебной деятель- ности закладываются при изучении букваря. На уроках литературного чтения продолжается освоение ребёнком ме- ханизма чтения, развитие технических навыков и совер- шенствование качеств чтения, особенно такого, как осоз- нанность. Главным условием решения указанных выше задач учениками 2 класса яв- ляется организация личностно-значимого для ученика пол- ноценного чтения и анализа художественных произведений. Читая и анализируя произведение, ребёнок задумывается о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненавис- ти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире. Огромную роль в организации этого процесса играет эмоциональный фон деятельности учащихся, организация моментов сопереживания, поскольку в постижении художе- ственного текста особенно важен принцип сочетания чув- ственного и рационального познания. Сопереживание и оцен- ка — основы формирования нравственных представлений и убеждении личности. Оценивая поступки литературных героев, учащиеся 3-4 классов смогут соотносить свои представления о том, «что такое хоро- шо и что такое плохо», с нравственными ценностями своего народа и человечества и, в конечном итоге, получат пред- ставления о нормах поведения и взаимоотношений людей, которые ложатся в основу формирования его личностных качеств и убеждений. Система нравственного воспитания, реализуемая на уро- ках литературного чтения, вы- строена в логике развития и углубления нравственных представлений учащихся путем осмысления ими основных личностных качеств человека: интеллектуальных, волевых, эмоциональных; качеств, характеризующих отношение че- ловека к другим людям, к себе, к Родине и государству, к добру и злу; стремления человека к добру и свободолюбию; особенностей русского национального характера, его патри- отизма, героизма, гуманизма, коллективизма
В курсе литературного чтения мы начинаем знакомить учащихся с произведениями живописи для более полного представления детьми образной природы литературы и ис- кусства в целом. Курс литературного чтения органически связан с курсом русского языка через общие задачи освоения учащимися норм литературного языка, его точности и выразительнос- ти, а также развития речи. Эти задачи решаются, прежде всего, с помощью материалов раздела «Предварительное чтение», помещённого в учебниках. Содержание и формы работы со словами и словосочетаниями в этом разделе по- зволяют не только отрабатывать технику чтения учащихся, но и способствуют формированию орфографической зоркос- ти и интереса к этимологии слова, а значит, к истории род- ного языка и к истории Родины. Главная задача развития речи ребёнка на уроках литера- турного чтения — это формирование способности переда- вать информацию, извлекаемую им из художественного тек- ста, другим людям. Основу и логику процесса развития речи составляет постепенное убирание «опор» в речевой деятель- ности, движение от изложения к сочинению, от действий по образцу и алгоритму — к созданию своего собственного текста, от подражания — к творчеству. Основное содержа- ние работы над развитием речи учащихся заключается в следующем: * расширение словарного запаса, уточнение лексическо- го значения слов, поиски слова точного и выразительного; * формирование умения правильно понимать вопрос, дру- гое мнение и логически точно и доказательно строить от- вет, своё суждение, своё рассуждение; *создание своего текста, сначала «по образцу», подра- жая автору, а затем на уровне творчества; * развитие способности выразительно читать художествен- ные тексты, передавать слушателям своё внутреннее виде- ние и эмоциональное состояние; *формирование навыков анализа и редактирования сво- его текста. Вся эта работа неразрывно связана и реализуется в про- цессе чтения и анализа учащимися художественных тек- стов и написания своих текстов на уроках литературного чтения. Система формирования нравственных представлений и нравственных качеств ребёнка
Нравственные пред ставления и качества
|
1 класс
|
2 класс
|
3 класс
|
4 класс
| Патриотизм
| Любовь к природе родного края
(Л. Н. Толстой«Какая бывает роса на траве»; А. С. Пушкин «...Под голубыми небесами...», А. К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает...», Г. М. Новицкая «Берёза»
| Родной дом, родители, малая родина
(И. З. Суриков
«Детство»; Т. М. Белозёров
«Пельмени»)
Ответственность за красоту природы, за животных и птиц
(Н. А. Некрасов
«Дедушка Мазай и зайцы»; В. Ю. Драгунский «Он живой и светится...», М.Вейцман «Лилия»
| Народные черты: сметливость, талантливость, щедрость, душевность
(бытовые сказки; народная сказка «Деревянный орёл»; П.П. Бажов«Серебряное Копытце»)
Защита Родины — великая традиция нашего народа(былины; русская народная сказка «Бой на Калиновом мосту»; В. К. Железников
«Дедушка»
| Любовь к Родине, осознание её культурных традиций, защита её духовных ценностей (М. Ю. Лермонтов
«Бородино»; Н. М. Рубцов «Звезда полей во мгле заледенелой…»; С. Я. Маршак «Ты много ли видел на свете берёз?..»; Ю. И. Коваль «Чистый дор»)
Участие детей в социальной жизни общества
(В. П. Астафьев
«Бабушка с малиной»;Э. Н. Успенский «25 профессий Маши Филиппенко»)
| Гуманизм,
человечность, великодушие, сердечность ,милостливость,доброду шие
| Сострадание, сердечное отношение ко всему живому
(К. Д. Ушинский
«Жалобы зайки»; И. А. Крылов «Чиж и голубь»; Л. Н. Толстой «Лев и мышь»)
| Сердечность, забота друг о друге
(Т. М. Белозёров
«Пельмени», В. А. Осеева «До первого дождя»; В. К. Железников
«Солдат на посту»; А. И. Приставкин
«Портрет отца»; Ю. Ф. Ярмыш
«Добрый Клён»)
Деятельная любовь(Б. Брехт
«Зимний разговор через форточку»)
Милостливость, безусловность материнской любви
(Н. М. Артюхова
«Большая берёза»;В. П. Астафьев«Белогрудка»)
Добродушие, юмор (В. Д. Берестов
«Бабушка Катя»; В. В. Голявкин «Как я под партою сидел»,В. Ю. Драгунский«Надо иметь чувство юмора»)
| Великодушие
(П. П. Бажов
«Серебряное Копытце»; Г. Х. Андерсен
Стойкий оловянный солдатик»)
Наказание за чёрствость и эгоизм, награда за сердечность и доброту (русская народная сказка «Баба Яга»; японская сказка «Земляника под снегом»; А. С. Пушкин
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; Ю. Я. Яковлев
«Полосатая палка»)
| Самопожертвование в любви, жертвенность
(Г. Х. Андерсен
«Ромашка»; Д. Н. Мамин-Сибиряк Вера в победу добра, в великодушие человека
(В. А. Сухомлинский
«Обыкновенный человек»; Ю. М. Нагибин
Зимний дуб»; К. Г. Паустовский
«Растрёпанный воробей»)
| Героизм, отвага, верность
| Решительность, настойчивость (русская народная сказка «Лиса и заяц»; И. П. Токмакова «Я ненавижу Тарасова...»)
| Смелость как преодоление страха
(Л. Н. Толстой
«Прыжок»)
Верность в дружбе (В. Ю. Драгунский
«Друг детства»; Я. Л. Аким «Друг»; Л. Н. Толстой «Лев и собачка»)
| Способность на поступок
(В. К. Железников
«Рыцарь»); С. Г. Георгиев
«Дедушка»
Основа героиз- ма — любовь к Родине, родному народу
(русская народная сказка «Бой на Калиновом мосту»; былины)
| Отвага, благородство, честь
(Л. Н. Толстой
«Кавказский пленник»; Ю. П. Левитанский«Мальчики», Н. М. Языков
«Пловец»)
Героизм обыденности
(А. П. Платонов
«Неизвестный цветок»; В. П. Крапивин
«Путешественники не плачут»)
| Долг, ответственность
| Долг перед родными и близкими. Ответственность за слабого
(И. П. Токмакова«Это ничья кошка...»; Д. Биссет«Орёл и овечка»; Л. Н. Толстой«Старый дед и внучек»; В. А. Осеева«Сыновья»)
| Ответственность за дело
(М. М. Зощенко
«Пора вставать!»)
Ответственность за другого
(русская народная сказка «Гуси-лебеди»;
В. Д. Берестов
«Если хочешь пить...»; Ю. Ф. Ярмыш
«Добрый Клён»; А. П. Платонов
«Ещё мама»; Л. Н. Толстой
«Прыжок»; Я. Л. Аким
«Мой верный чиж»)
| Ответственность за свою судьбу
К. Г. Паустовский
«Тёплый хлеб»; Ю. Я. Яковлев
«Полосатая палка»;Э. Н. Успенский
«Неудачник»)
| Долг и ответственность за тех, кто поверил тебе
(А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»; А. де Сент-Экзюпери
«Маленький принц»; В. Д. Берестов
«Мужчина»; Ю. И. Коваль «Чистый дор»; Н. И. Дубов
«Беглец»; Я. Экхольм «Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и др.»)
| Сплочённость, коллективизм
| Забота и помощь в семье
(Л. Н. Толстой«Отец и сыновья»;В. Осеева«Хорошее»)
| Дружба, дружеские отношения
(С. Я. Маршак «Друзья-товарищи»; В. А. Осеева «До первого дождя»)
Преодоление личного эгоизма в дружбе и любви
(Н. М. Артюхова
«Большая берёза»;В. К. Железников«Солдат на посту»)
| Общинность русского мира и сознания (П. П. Бажов
«Серебряное Копытце»; К. Г. Паустовский
«Тёплый хлеб»; С. Г. Георгиев«Дедушка»; Н. М. Рубцов «Хлеб»)
| Народ и человечество как единый коллектив, сплочённость людей, стремление к справедливости
(М. Ю. Лермонтов
«Бородино»; А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»; Л. Н. Толстой
«Кавказский пленник»; А. И. Куприн «Бедный принц»; В. П. Астафьев «Бабушка с малиной»; Ю. П. Левитанский«Мальчики»)
| Совесть, совестливость
| Бессовестность
(русская народная сказка «Лиса и козёл»)
Формирование совестливости через внешнее моральное требование
Л. Н. Толстой
(«Косточка», «Старый дед и внучек»)
| Стыд за плохой поступок, формирование самооценки
(Н. М. Артюхова
«Большая берёза; А. И. Приставкин
«Портрет отца»; Б. В. Заходер
Серая Звёздочка»)
| Формирование самооценки, самоконтроля
(Ю. Я. Яковлев«Полосатая палка»,К. Г. Паустовский«Тёплый хлеб»; Б. С. Житков
«Как я ловил человечков»)
| Нравственная норма как мотив поведения
(А. де Сент-Экзюпери
«Маленький принц»;Ю. М. Нагибин«Зимний дуб», К. Г. Паустовский
«Заячьи лапы»; В. П. Крапивин
«Путешественники не плачут»; О. Е. Григорьев
«Витамин роста»)
| |