Урок трудового обучения. 2 класс. Тема: Технология народных ремёсел. Розетковая вытинанка





Скачать 110.48 Kb.
НазваниеУрок трудового обучения. 2 класс. Тема: Технология народных ремёсел. Розетковая вытинанка
Дата публикации17.09.2014
Размер110.48 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Урок трудового обучения. 2 класс.

Тема: Технология народных ремёсел. Розетковая вытинанка.

Цель: продолжить знакомство кружковцев с искусством вытинанки, с мастерами декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

- расширить представление детей об узорах вытинанок, научить совмещать в изделии различные виды вытинанок, продолжить формирование умении вырезания вытинанки;

- способствовать развитию эстетического вкуса, чувства прекрасного, творческих способностей;

- воспитывать положительное отношение к белорусскому декоративно-прикладному искусству, трудолюбие.

Оборудование: мультимедийный проектор, портрет В. Дубинко, мультфильм «Выцiнанка-выразанка»  (М.Тумеля, В. Дубинко, этно-трио «Троiца», и др.), шары синего, красного и золотистого цвета (по количеству учащихся), ёлка, костюм Нестерки, магнитофон

Зрительный ряд: примеры изделий, выполненных в технике вытинанки, динамические карты, схемы для опроса, письмо Нестерки.

Литературный ряд: стихи Н. Галиновской «Цуда - кветка», Л. Забалотской "Сялянская хата"

Музыкальный ряд: музыка А. Вивальди «Зима», П. Чайковский «Вальс» и др.

«Кабы не было зимы» Успенский Э., Крылатов Е.

План занятия:

I. Этап организационно – мотивационный

II. Этап актуализации субъективного опыта учащихся

III. Этап изучения нового материала

IV. Этап практической деятельности

V. Этап коррекции

VI. Подведение итогов занятия.

VII. Рефлексия.

Ход занятия:

Содержание

слайда

I. Этап организационно – мотивационный

Звучит музыка (Аудио 1)

(Нестерка- подготовленный учащийся)

Разглядаеш ты малюнкі-

Цуда - кветкі, як карункі,

I пытаеш: "Хто ж мастак?".

Дзеткі, ножанкі i талент

Нам стварылі гэты цуд.

Беларускі наш арнамент

Ажывае казкай тут.

Зможаш так зрабіць!

Не верыш? Трэба вельмі пажадаць-

I дзівосы на паперы

Сам ты будзеш выразаць.

- Добрый день. Я вместе с Нестеркой рады видеть ваши весёлые, добрые, задорные глаза. Подарите тепло рук друг другу. Пожелаем удачи в работе.

- Назовите тему нашего занятия. Какие цели поставим перед собой?

- Сегодня Нестерка продолжит знакомить нас с одним из видов народного ремесла - розетковой вытинанкой. Помогать нам будут на занятии народные пословицы.

1


II. Этап актуализации субъективного опыта учащихся

1. "Сумом больше сделаешь, чем одной силой"

- Скажите, откуда родом бумага? (Мы знаем, что бумага родом из Китая.)

- Где впервые начали вырезать? (Там же впервые и начали вырезать.)

- Что значит слово "вытинанка" (Само слово «выцинанка» произошло от белорусского «вытинатъ» - «тщательно вырезать».)

Вытинанка - это узор, вырезанный из бумаги.

2

3

4

2. Взгляд в прошлое.

Нестерка. Мода на вырезание пришла в Беларусь из Польши. В XIX - начале XX века, когда бумага стала более доступной, это рукоделие было популярным не меньше, чем вышивание или вязание. С помощью ножниц стали украшать интерьер дома. Поделки из бумаги вешали на стены, на окна в качестве занавесок. Мебель вместо вязаных салфеток тоже покрывали выцинанкой. Трудно было представить себе деревенское жилище послевоенной Беларуси без этого своеобразного украшения. В каждой местности выцинанка приобретала особенности, присущие тем людям, которые жили здесь. Вот и мы с вами украсили наш дом - комнату, где проходят наши занятия. Посмотрите как красиво.

5

6


3. "Всяк человек в деле познаётся "

- Какие виды вытинанок вы знаете? (Ответы детей)

Раппортная вытинанка - узор ритмичный, повторяется много раз.

Бумага складывается гармошкой.

Симметричная (зеркальная) вытинанка - на рисунке есть симметрия, одинаковость в расположении частей на противоположных сторонах от центра. Бумага складывается пополам.

Розетковая вытинанка - узор симметричный и повторяется по кругу. Бумага складывается на уголок.

Задание.

- Определите какие виды вытинанок изображены?

7

8


4.

- Какие же узоры характерны для вытинанок? (Ответы детей)

Геометрические узоры. Среди геометрических мотивов встречаются: квадрат, прямоугольник, ромб, крест, звезда. Эти формы могут выступать в различных сочетаниях.

Растения. Для народного орнамента характерны изображения васильков, колокольчиков, цветов розы, колосков, ягод рябины. Значительное место занимают изображения деревьев или веток. Это объясняется тем, что наши предки в узоре дерев видели знак жизни и долголетия.

Животные. Мотивы с изображениями животных связаны с языч-ницкой мифологией стародавних славян. По силуэту эти узоры напоминают птиц (голубей, петухов, павлинов) и зверей. В народном представлении эти изображения символизируют тепло, светло, весну.




5. иНе сиди сложа руки, не будет и скуки"

А) Разгадай, как складывал мастер бумагу для вытинанок.

Б) Покажите симметричную вытинанку, раппортную, розетковую.

9

6. "С мастерством люди не родятся,

но добытым мастерством гордятся»

- В настоящее время у нас в Беларуси этот вид деятельности снова становится популярен.

Рассказ о Вячеславе Дубинко.

- Мастер вытинанки, Вячеслав Дубинко, пользуется большим успехом среди зрителей. Во время выставок своих работ и даже в далёкой дороге Вячеслав не расстаётся с бумагой и ножницами. Сложив лист бумаги виртуозным движением ножниц мастер безо всяких эскизов и зарисовок за считанные минуты создаёт композиции с деревом жизни, голосистым петухом, пышнохвостыми павлинам» и др.

7. Просмотр мультфильма «Выцiнанка-выразанка»  (М.Тумеля, В. Дубинко, этно-трио «Троiца», и др.)

- 3 года назад студия Беларусьфильм выпустила мультипликацион-ный фильм, в котором все персонажи и всё вокруг создано путём вырезания.

10

11

12

8.

- Как вы думаете, чем вытинанка отличается от аппликации?

От аппликации её отличает то, что всё изображение - это цельный кусок бумаги. Если не наклеенную выцинанку поднять за один уголок, она поднимется вся целиком, и будет напоминать связанную крючком салфетку. (Демонстрация)




III. Этап изучения нового материала

1. «От желания к исполнению приложи умение"

- По установившемуся обычаю крестьянки украшали избы выцинан-ками каждый год перед Новым годом, Рождеством, Пасхой. Старые выцинанки снимались и заменялись новыми. Их вешали на потолочные балки и на стены избы.

- Скажите, какие праздники приближаются? (Новый год, Каляды, Рождество.)

- А чего не хватает на нашем окошке? (Нет ни одной снежинки)

- Праздники на носу, а мы ещё не научились их вырезать.

- Что значит на носу? (Совсем рядом, очень скоро, близко)

- С давних времён в Беларуси к большим праздникам и стар и млад вырезали из бумаги украшения для своего дома. Бабушки и дедушки, мамы и папы садились вместе с детьми и изготовляли вытинанки.

НЕСТЕРКА: Вялікдзень ці Каляды ля варот,

Ля лямпы за сталом сядзіць народ:

Бабулі, i матулі, i дзяўчынкі

Kapyнкi выразаюць безупынку:

Чырвоныя, ліловыя, ружовыя,

Як песенька калядна - асмысловая.

На сцены ix павесіць між акон -

Было на Беларусі так здавён.

У хату ўвойдзеш - ява тут i быль,

О, цуд з паперы! Сэрцы нам раскрыль!

Л. Забалоцкая "Сялянская хата"

13

14


2. "Где руки и охота, там спорная работа"

Подготовка инструментов и материала. Работа в группах.

- Какой материал нам понадобится, вы узнаете, разгадав ребус и

выбрав необходимое (на карточках)

1. В полотняной стране

По реке Простыне

Плывёт пароход

То назад, то вперёд,

А за ним такая гладь -

Ни морщинки не видать. (Утюг)

2. Два конца, два кольца, посередине - гвоздик. (Ножницы)

3. По бумаге я бегу,

Всё умею, всё могу:

Хочешь - домик нарисую,

Хочешь - ёлочку в снегу,

Хочешь - дядю, хочешь - сад.

Мне любой ребёнок рад. (Карандаш)

4. Белое поле, краскам раздолье. (Бумага)

5. Всё приклею, всё смогу.

Подружусь я на ходу. (Клей)

- Основной материал в этой технике - бумага, а инструмент - ножницы (причем бабушки вырезали теми, что предназначены для стрижки овец).




15


IV. Этап практической деятельности

«Кто работы не боится, у того она и спорится»

1. Вводный инструктаж

- Как расположены на рабочем месте инструменты? (Каждый на определённом месте)

- Как нужно передавать ножницы и другие острые предметы? (Вперёд тупым концом)

- Где должен стоять клей? (Чуть пооддаль от материалов)

2. Рассматривание динамических карт

- Как складывается лист бумаги?




3. Игровая музыкальная переменка

Звучит песня «Кабы не было зимы» Успенский Э., Крылатов Е.

Учащиеся по цепочке показывают танцевальные упражнения, нап-равленные на расслабление мышц шейного плечевого и поясничного отделов: I–ый показывает, II-ой повторяет за I-ым, III–ий повторяет за I-ым и II-ым и т.д. Заканчивается игра танцевальными движениями по кругу и апплодисментами себе и друг другу.

16

4. "Веселись, играй, да дело знай"

Самостоятельная работа.

(Звучит музыка А. Вивальди «Зима» и др.)

А) Вырезание с предварительным прорисовыванием.

Индивидуальные инструктажи.

НЕСТЕРКА: Я цудоўны клопат маю,

Выцінанку выразаю,

У свой блізкі поспех веру,

Бо ў руках мaix папера.

Я не ведаю прымукі,

Спрытна ходзяць мае pyкi,

Рэжуць лёгенька нажніцы...

Мне ўначыўзор прысніцца.

Выцінанка, выцінанка

-Папяровая фіранка,

Прывітанне зоркам, зорам

Шлю сваім жывым узорам.

17

18


5. «Семь раз отмерь, один раз отрежь»

Звучит музыка из звукового ряда

Б) Вырезание без прорисовывания.

Индивидуальные инструктажи.

Динамическая физкультминутка (физкультминутка)

Нестерка показывает движения

19

20

V. Этап коррекции

«Глаза облюбовали, а руки сделали»

1. Оформляется выставка - окно. Ребята отмечают лучшие работы, аргументируют свой выбор.

2. Просмотр мультипликационного фильма «Воўк не пастух, а казёл не агароднік» (Поговорка)

- О чём, по – вашему, говорит эта пословица?

- Все персонажи мультфильма вырезаны В. Дубинко. Попробуйте и вы дома создать свою сказку своими руками.

21

22

VI. Подведение итогов занятия

«Была бы охота - заладится всякая работа»

На занятии я узнал … Я понял …

Мне понравилось … Я думаю …

Хотелось бы … и. т.д.



23


VII. Рефлексия

- Ребята, у вас лежат ёлочные украшения – шары. Сейчас мы с вами украсим нашу новогоднюю ёлочку, которую с собой принёс Нестерка

Красный шар – очень понравилось, всё было просто замечательно;

Синий шар – понравилось, но могло быть и лучше;

Золотистый шар – не понравилось, мне было не интересно.

- На первую колядную звезду загадывают желания. Чтобы вы загадали?

- Что бы вы пожелали друг другу в новом году?

"Труд - дело чести, будь всегда на первом месте"

Спасибо за работу!



24



Источники

1. www.minchanka.by/main_sections/.../272/

2. www.liveinternet.ru/tags/вячеслав+дубинка/
Литература

1. Журба, А. Ф. Трудовое обучение во 2 классе: учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с русским и белорусским языками обучения / а. Ф. Журба, Н. А. Юрченко. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2011.

2. Изобразительное искусство. 2 класс: поурочные планы по учебнику В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной / авт. – сост. Л. М. Садкова. – Волгоград: Учитель, 2005. – 141 с.

3. Лозка А. Ю. Беларусазнаўства / А. Ю. Лойка. – Мінск, 1992. – 251с.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок трудового обучения. 2 класс. Тема: Технология народных ремёсел. Розетковая вытинанка iconУрок по русскому языку Тема: «Сложные слова»
Образовательные технологии: технология развивающего обучения, технология урока на деятельностной основе, проблемно- диалогическая...
Урок трудового обучения. 2 класс. Тема: Технология народных ремёсел. Розетковая вытинанка iconКонспект урока по предмету «Окружающий мир», 3 класс. Тема: «Тайны недр Земли»
Используемые технологии: технология адаптивная школа, икт, игровая технология, технология проблемного обучения, групповая
Урок трудового обучения. 2 класс. Тема: Технология народных ремёсел. Розетковая вытинанка iconТема Трудовое право как самостоятельная отрасль. История и тенденции...
Трудовым Кодексом РФ. Соглашение об изменении условий трудового договора заключается в письменной форме./ст. 72
Урок трудового обучения. 2 класс. Тема: Технология народных ремёсел. Розетковая вытинанка iconРоссийский научно-исследовательский институт
Разработчик: М. Е. Диденко, преподаватель Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремесел
Урок трудового обучения. 2 класс. Тема: Технология народных ремёсел. Розетковая вытинанка iconУрок (7класс) "Швейная машина с электрическим приводом", 2010 г. Открытый урок (6 класс)
Реферат Максимовой В. Б. "Развитие творческих способностей глухих учащихся на уроках трудового обучения как путь к их личностному...
Урок трудового обучения. 2 класс. Тема: Технология народных ремёсел. Розетковая вытинанка iconУрок алгебры для 8-го класса Тема урока: «Вычисление квадратных корней»
Применяемая технология: обучение в сотрудничестве, уровневая дифференциация, технология модульного обучения
Урок трудового обучения. 2 класс. Тема: Технология народных ремёсел. Розетковая вытинанка iconКалендарный план мероприятий летнего оздоровительного лагеря с дневным...
Мастер-класс «Удивительное тесто». Дом ремёсел (в школе) Театр миниатюр «Зачем?». Дом ремёсел
Урок трудового обучения. 2 класс. Тема: Технология народных ремёсел. Розетковая вытинанка iconТема: Обработка кокеток и соединение их с основными деталями
Открытый урок трудового обучения (швейное дело) в 9 классе школы II вида Ивановой Г. Н
Урок трудового обучения. 2 класс. Тема: Технология народных ремёсел. Розетковая вытинанка iconПримерная программа по учебному предмету книжная графика
А. Л. Мазин, преподаватель Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремесел, член Союза художников России
Урок трудового обучения. 2 класс. Тема: Технология народных ремёсел. Розетковая вытинанка iconПояснительная записка 4 Раздел I. Информационно-аналитический. I. 1 Информация о внешней среде 8
Приложение. Проект «Сохранение народных ремесел в условиях современной общеобразовательной школы. Резьба по дереву»
Урок трудового обучения. 2 класс. Тема: Технология народных ремёсел. Розетковая вытинанка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок трудового обучения во 2-м классе. Тема: "Объёмная аппликация. Я парикмахер"
Урок трудового обучения. 2 класс. Тема: Технология народных ремёсел. Розетковая вытинанка iconОбразовательная программа в области изобразительного искусства «живопись»
А. Ю. Анохин, директор Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремесел, преподаватель, почетный работник общего...
Урок трудового обучения. 2 класс. Тема: Технология народных ремёсел. Розетковая вытинанка iconПримерная программа по учебному предмету основы изобразительного искусства и рисование
И. А. Морозова, заместитель директора по научно-методической работе Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремесел,...
Урок трудового обучения. 2 класс. Тема: Технология народных ремёсел. Розетковая вытинанка iconСценарий открытого урока Трудовое обучение 3 класс Вырезание розетковой...
Ученики знают, что такое вытинанка, её виды, умеют вырезать рапопортную и симметрическую вытинанки
Урок трудового обучения. 2 класс. Тема: Технология народных ремёсел. Розетковая вытинанка iconУрок музыки в 7 классе учителя Хаджимовой Светланы Нурбиевны Использована...
Расширить представления о значимости героической музыки в воспитании подрастающего поколения
Урок трудового обучения. 2 класс. Тема: Технология народных ремёсел. Розетковая вытинанка iconЕ. К. Паксянова учитель трудового обучения (швейное дело)
Данная статья освещает пути и способы социализации учащихся коррекционной школы VIII вида посредством уроков трудового обучения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск