Скачать 0.92 Mb.
|
Содержание
Пояснительная записка Сегодня в стране сохраняется ситуация, обусловленная кризисными явлениями в духовно-нравственной и социокультурной сферах общества. Достижение стабильности и устойчивого развития общества возможно при возрождении народной культурной традиции, гражданских и нравственных базовых ценностей. Очевидным является тот факт, что использование разовых мер в преодолении кризисных явлений не дает позитивных результатов. Проблема восстановления ценностей традиционной культуры является сложной, эффективность ее решения может быть обеспечена общими усилиями семьи, школы, социума при условии использования системного подхода в рамках целевой школьной программы. Основой системного подхода в воспитании гражданственности, патриотизма, восстановлении духовно-нравственной культуры общества является принцип комплексности решения спектра проблем различных социальных и возрастных групп населения. В связи с этим работа по воспитанию гражданственности, патриотическому и духовно-нравственному воспитанию включает в себя совершенствование школьного образования, систему мер, адресованных семье; внедрение патриотического и духовно-нравственного содержания в сферу дополнительного образования, культуры, работу общественных объединений с подростками и молодежью, деятельность силовых структур. Школа на селе – это не только образовательное учреждение. Школа является мощным фактором развития деревенской жизни, центральной составляющей сельского уклада жизни, стратегическим резервом государства. Изменившиеся социальные и экономические условия жизни села требуют кардинальных изменений и в деятельности самой школы. Школа не может отставать от изменений жизни, школа не может оставаться старой. Школа должна обеспечить образовательную и воспитательную поддержку инновационным процессам в социально – экономической жизни общества. Сегодня образование и воспитание на селе отстают от потребностей современной жизни, прежде всего потому, что не ориентированы на формирование у детей личностных качеств, ценностных ориентаций, социально значимых знаний, отвечающих динамичным изменениям социума и необходимых для организации самостоятельной, достойной жизни на селе. Жизнь в сельской местности требует от человека определённых личностных качеств и формирует у него особые свойства, а проводя её в постоянном общении с природой, домашними животными, неформальным общением с соседями, односельчанами, родственниками, способствует развитию у жителей села таких качеств, как простота в общении, непосредственность, отзывчивость, доброта, милосердие, сострадание. Приверженность сельского населения народно – национальным традициям, историческим, духовным, национальным, культурным ценностям является сильнейшим сдерживающим фактором, определяющим поведение, отношения, деятельность сельских детей, подростков и молодёжи. Молодое поколение сельских жителей и сегодня в своей исторической памяти хранит во многом утраченные бытовые, духовно-нравственные, культурные традиции прошлого: крестьянскую практичность, здравомыслие, основательность в делах, почитание старших, интерес к просвещению, приверженность к народному искусству, трудовому воспитанию детей, соседской взаимопомощи, соблюдение заветов религии, предпочтение трудового образа жизни. Проблемный анализ учебно-воспитательной среды в социуме в связи с этим позволяет определить школу как духовный центр окружающего социального пространства. Сохранять и распространять культуру и исторические традиции села и при этом дать учащимся полноценное предметное образование, позволяющее им реализовывать себя в жизни, быть адекватным миру и себе, развивать в каждом воспитаннике социальную и культурную компетентность, способствовать формированию достойного человека гражданина, семьянина - родителя, специалиста – профессионала – основополагающие содержательные стороны Программы. Основной целью программы является: патриотическое, гражданское и духовно-нравственное образование и воспитание учащихся посредством создания в сельском поселении социально-педагогической среды, ориентированной на культурные, духовно-нравственные ценности татарского народа, проверенные и отобранные временем, и формирование духовно- нравственной личности как субъекта процесса обучения и субъекта национальной культуры; построение целостного педагогического процесса, особенностью которого является сочетание урочной и внеурочной деятельности: - обеспечение условий для духовно-нравственного воспитания учащихся, как одной из главных стратегических задач развития современного общества, путем повышения ответственности всех социальных институтов, определения основных направлений духовно-нравственного воспитания, привлечение максимального внимания к решению проблем духовно-нравственного воспитания в учебно-воспитательном пространстве. - развитие системы поддержки и сопровождения талантливых и одаренных детей; - обеспечение учреждения высококвалифицированными педагогическими кадрами, развитие педагогического потенциала; - создание безопасных условий образовательной деятельности; - сохранение и укрепление психического и физического здоровья обучающихся; - формирование компетентной, духовно-нравственной, патриотичной, инициативной личности, способной творчески мыслить и находить нестандартные решения, умеющей выбирать профессиональный путь, готовой обучаться в течение всей жизни; Задачи программы: - обновление содержания процесса духовно-нравственного воспитания учащихся путем реализации учебных педагогических возможностей и духовных национальных ценностей; - развитие у учащихся в процессе духовно-нравственного воспитания качеств толерантности как важного этического принципа развития; - совершенствование информационного обеспечения в области духовно-нравственного воспитания; - координация деятельности педагогического коллектива и учащихся в интересах духовно-нравственного воспитания учащихся. - образование единой учебно-воспитательной среды, с актуализацией особого внимания на повышении статуса семейного воспитания и ответственности родителей; - расширение образовательно-воспитательного пространства школы за счет интеграции с учреждениями культуры и спорта, дополнительным образованием, музеями; - строение образовательного процесса на основе поисковых, исследовательских, творческих методов обучения, самостоятельной работы учащихся; многообразия видов внеурочной работы, способствующих обогащению социального опыта детей, развитию их интеллектуальных, физических и творческих способностей; -совершенствование профессионального мастерства педагогов; -развитие системы моральных и материальных стимулов для сохранения лучших педагогов и повышения их квалификации, привлечения молодых специалистов; -приведение материальной базы в соответствие с требованиями ФГОС; - изучение татарской и русской культуры во всём её многообразии – в традициях, обычаях, устном народном творчестве, в предметах труда и быта, в правилах и нормах поведения, в праздниках и играх, в народной мудрости, а также культуры, выраженной в науке, искусстве, литературе, музыке, живописи; - воспитание отношения к русскому и татарскому языкам как к важнейшей ценности, основе русской и татарской культуры. В сельской местности природно-антропогенная, экономическая, социально культурная среда имеют свою специфику. Однако, в школьном образовании особенности сельской среды учитываются слабо, как и малочисленный состав учащихся, психологические особенности сельских детей, образование родителей, их занятость. Сегодня всем очевидно: сельским детям необходимо образование, максимально приближенное к жизни, пронизанное глубинным знанием окружающей среды, жизненных реалий, социальных проблем, основанное на опыте самостоятельной практической деятельности ребенка. Сохранение и возрождение исконных традиций села, воспитание любви к земле, крестьянскому труду, сельскому образу жизни; формирование творческих способностей и познавательной активности учащихся, подготовка к трудовой деятельности в изменившихся социально-экономических условиях – вот основные задачи, определяющие специфику социального заказа современной сельской школе. В то же время анализ социальных устремлений и ценностных ориентаций сельских школьников показывает, что социальный заказ, сформулированный в многочисленных правительственных документах на формирование социально активной, социально самоопределившейся личности школьника выполняется недостаточно. Так, прослеживается крайне не заинтересованное отношение школьников к различным видам социально значимой деятельности: организация общественных дел, самоуправления, участие в художественной самодеятельности, проявление милосердия и проведение благотворительных акций, работы по благоустройству школы, территории, участие в туристско-краеведческих мероприятиях. Следует обратить внимание и на отношение наших школьников к традиционной гуманистической шкале ценностей. Не отрицая необходимость быть добрым, честным, порядочным учащиеся стремятся к прагматизму - материальное и личное благополучие, способность выгодно трудоустроиться, найти обеспеченного спутника жизни, избежать службы в армии. Недостаточно сформированы гражданские устремления - служение людям, обществу, государству. Современное состояние общества, переживаемое нашим Отечеством, призывает к осмыслению и поиску решений для выхода из того кризиса, в котором оно находится. Проблема нравственного воспитания является одной из наиболее актуальных и сложных проблем нашего времени, в силу того, что нравственность регулирует поведение человека во всех сферах жизни. Сегодня происходит духовное оскудение человека путем его отчуждения от природы, от традиций и истории своего края, малой Родины, семьи. Традиционная школа утеряла суть духовности, она стала учебным заведением, вооружающим подрастающее поколение знаниями, умениями и навыками, которые не затрагивают глубин души и сердца ребенка, а результат обучения и воспитания искажается. Поэтому появилась актуальнейшая необходимость построения учебной и воспитательной работы школы на совершенно новой основе. Только осознание собственных возможностей и особенностей, определение реальных путей развития школы сделают её привлекательной и конкурентоспособной среди других образовательных учреждений. Основное назначение Программы развития «Народные традиции - моя культура, моя история.» - это интеграция всего коллектива педагогов и учащихся на достижение поставленной цели. Значимым является тот факт, что термин «краеведение» в нашем понимании – это знание комплексное (историко-культурное, историко-экономическое и т.п.), другими словами - интегративное по своей природе. Программа отражает сегодняшнее положение дел в школе и выделяет приоритетные направления деятельности; определяет задачи перехода к новому качеству школы, намечает план действий и поэтапную их реализацию. Данная программа состоит из трех разделов:
В информационно-аналитическом разделе представлена информация об образовательном учреждении и дан анализ уровня развития школы. Данный раздел включает: анализ состояния внешней среды; анализ состояния внутренней среды; резюме, отражающее сильные и слабые стороны школы. Концепция «Народные традиции - моя культура, моя история», вытекающая из роблемного анализа, представляет собой систематизированное изложение по формированию в рамках проекта «Содружество» основных ключевых ценностей – Человек, Земля, Мир. В ней раскрывается сущность процесса обучения и воспитания, определяется образ школы, цель и задачи-доминанты по формированию ценностей, модель выпускника школы, педагога школы, содержание воспитания и обучения, подходы и принципы, формы, методы, средства организации целостного педагогического процесса, а также условия и критерии его эффективности. Инновационными идеями являются: -идея сотрудничества, взаимодействия, неформального общения; -идея обращения к аксиологическим параметрам духовно – нравственной культуры личности; -идея миротворческого воспитания школьников как формирования у них толерантности, взаимоуважения, нетерпимости к любым проявлениям агрессии; идея видения прекрасного в окружающей действительности, восприятия человека как уникума; -идея постижения культуры своего края. Основными средствами целостного педагогического процесса являются: -системообразующие виды деятельности: краеведческая и эстетическая; -обучение и воспитание средствами музейной педагогики; -создание эстетического пространства школы, школьной символики; -повышение профессиональной компетентности учителей и учащихся; -формирование благоприятной эмоциональной атмосферы; Ведущие принципы педагогического взаимодействия: -принцип субъектности; -принцип сотрудничества; -принцип свободы выбора сфер деятельности как способ самореализации, самоутверждения; -принцип социального взаимодействия. В практическом разделе программы описываются этапы развития и сроки, цели, комплекс мероприятий и предполагаемые результаты по каждому из этапов. Программа рассчитана на пять лет. Реализация Программы будет способствовать снижению неблагоприятных показателей, преодолению кризисных явлений в социальной среде, а также обеспечению преемственности воспитательных мероприятий различных уровней системы образования и культуры, координации на сельском уровне педагогической и просветительской деятельности различных социальных институтов: семьи, образовательных и социальных учреждений, государственных и общественных структур. В Программе определены основные пути развития школьной и сельской системы духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания, обозначен комплекс мер по обеспечению взаимодействия в процессе духовно-нравственного просвещения на сельском уровне различных социальных институтов. При уточнении и корректировке Программы учитывался имеющийся практический опыт патриотического, духовно-нравственного воспитания в школе, а также культурно-исторические, социально-экономические особенности развития сельского поселения. |
Информация по опубликованию Публичного доклада образовательного учреждения Данное учебно-методическое пособие поможет студентам осознать свои личные качества и систематически развивать их, научиться управлять... | Информационно исследовательский центр Информационно-аналитический обзор о положении русских соотечественников в казахстане 2007 год | ||
Пояснительная записка I раздел | Содержание программы раздел I пояснительная записка (цели и задачи... Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса | ||
Пояснительная записка 33 Аналитическое обоснование программы 35 Раздел... Целевое назначение общеобразовательной программы начального общего образования: 42 | Содержание раздел Пояснительная записка с. 3 – 5 Раздел Организация... Русский язык и культура речи: учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения / сост. И. А. Крым; Кузбасский институт... | ||
2. Пояснительная записка Рецензент программы: д э н., проф. Орешкин В. А., профессор кафедры Международной торговли и внешней торговли РФ | Совершенствование организационно-экономического механизма управления... Охватывает как внутреннюю, так и внешнюю кредитно-инвестиционную среду. Во внешней среде происходит мобилизация кредитных ресурсов,... | ||
Пояснительная записка Раздел Планируемые результаты освоения обучающимися... Гоу сош №863, рассматривает социальный заказ и федеральный государственный образовательный стандарт как целевую установку, определяющую... | Пояснительная записка Тема «Текстовая информация и компьютер» ... | ||
Пояснительная записка Современный уровень социокультурного развития... Подготовка соответствующих новой образовательной среде специалистов предполагает введение предметов напрямую касающихся современной... | Пояснительная записка по курсу «География» ... | ||
Православие и современность Информационно-аналитический портал Саратовской епархии | Целевой раздел Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования | ||
Генеральной прокуратуры российской федерации прокурорский надзор... Н. П. Дудин — раздел 1; О. Б. Качанова — разделы 2, 5, 8, 11; раздел 13 в соавторстве; Н. Я. Ларина — раздел 6; О. В. Пристанская,... | Пояснительная записка Общая (предварительная) информация Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении |