Урок русского языка по теме "Общее понятие о предлоге"





Скачать 70.68 Kb.
НазваниеУрок русского языка по теме "Общее понятие о предлоге"
Дата публикации19.09.2014
Размер70.68 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Урок русского языка по теме "Общее понятие о предлоге"

2-й «В» класс. УМК «ШКОЛА 2100»

Учитель: Ершова Марина Ивановна

Тема урока: “Общее понятие о предлоге”.

Цель урока: расширить знания учащихся о предлогах, как служебной частью речи.

Задачи урока (УУД):

  1. Образовательные: расширить знания учащихся о предлоге как части речи; его роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от других частей речи.

Сформировать опыт выполнения и устранения пробного действия, выявления и устранения причины затруднения на основе рефлексивного метода.

  1. Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость; совершенствовать культуру речи учащихся; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять вербальные инструкции учителя, делать выводы.

  2. Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: мультимедийные слайды; учебники “Русский язык. 2 класс.” Авторы: Р.Н.Бунеев; индивидуальные карточки с заданиями для учащихся; сигнальные карты.

Контингент участников: - учащиеся 2-го класса (9 лет).

Ожидаемый результат: расширены знания учащихся о предлоге, как части речи, его роли в русском языке; отрабатывается умение учащихся писать предлоги отдельно от других частей речи. Учащимися показаны умения: правильно употреблять предлоги в устной и письменной речи; анализировать предлагаемые задания, находить правильные пути решения. Продемонстрированы навыки работы учащихся в парах и группах; выполнение индивидуальных заданий. В конце урока учащиеся оценили свою работу и работу класса.

Тип урока: урок получения новых знаний.

План урока

  1. Мотивация к учебной деятельности.

  2. Актуализация знаний учащихся и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

  3. Построение и реализация проекта выхода из затруднения.

  4. Первичное закрепление во внешней речи.

  5. Вторичное закрепление. Самостоятельное выполнение практических заданий (работа по группам) с самопроверкой по эталону.

  6. Проверка и оценивание самостоятельной работы.

  7. Рефлексия УД на уроке.

Ход урока.

I. Мотивация к учебной деятельности.

  • Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте своему соседу удачи.

II. Актуализация знаний учащихся и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

  1. Работа со словарными словами:

Ш*л, х*р*ший, м*ро*, под, за*ц, р*ботать, л*монный. Слайд 1.

а). Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. (Цепочкой). Какие орфограммы встретились в словах? Что общего в этих словах?

б). Прочитайте еще раз эти слова глазками и скажите, по какому признаку можно разделить эти слова на группы? Сколько будет групп? Какие? Слайд 2.

Запишите слова в три группы самостоятельно: 1 ряд – имена существительные, 2 ряд – имена прилагательные, 3 ряд – глаголы.

(Проверка путем чтения учащихся с места и высвечивание на слайде). Слайд 3.

  • Прочитайте первую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.

  • Прочитайте вторую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.

  • Прочитайте третью группу слов. Это какая часть речи? Докажите.

  • Покажите сигналами, кто выполнил это задание без ошибок.

  • Какое слово оказалось лишнее? Почему?

  • Кто знает, как можно назвать слово под?

  • Ребята, изучая азбуку, русский язык, литературное чтение, мы встречались с предлогами?

Но мы не говорили о них подробно.

  • Может, кто-нибудь догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

III. Построение и реализация проекта выхода из затруднения.

  1. Объявление темы урока и постановка целей.

  • Правильно, сегодня мы поговорим о предлогах, как части речи; узнаем, для чего нужны предлоги в русском языке; как они пишутся с другими частями речи. Тема нашего урока: “Общее понятие о предлоге”.

  1. Выполнение упражнение по карточкам.

После долгой зимы медведь проснулся (где?) …. Сел Иван (на кого?)…. Затеяли Иванушка (с кем?) … пир. Я мечтаю (о ком?) ….

  • Отвечая на вопросы, вы что вставляли? Слова употребляли с чем? Использовали какие предлоги: в, на, с, о. Можно ли к предлогам задать вопрос?

  • Совершенно верно, это – предлоги. В русском языке существует множество и других предлогов: на, из, по, об, от, в, у, о, с, над и много других. Слайд 4

(ПРИЛОЖЕНИЕ 1) 

Предлог – это часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются. Слайд 5

(ПРИЛОЖЕНИЕ 2) 

  • Почему она служебная, для чего служат предлоги в русском языке, вы мне попробуете ответить, выполнив следующее задание.

3. Работа с текстом.

Кружатся снежинки ….. холодном воздухе. Катаются дети ….. коньках …. льду.

Весело детям ….. зимнее время …. улице. Слайд 6.

  • Прочитайте предложения. Скажите, связаны ли в них слова по смыслу?

  • Как установить связь слов в предложениях? Чего не хватает в тексте?

  • Давайте вставим предлоги.

Ученики записывают в тетрадях, по ходу записи комментируют ученики, названные учителем.

  • Установилась ли связь слов в предложениях?

  • Какую роль предлоги выполняют в русском языке?

  • Верно, предлоги служат для связи слов в предложении. Поэтому они называются служебной частью речи. Слайд 7.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 3)   

  • Понаблюдаем, с какой частью речи употребляются предлоги в предложениях. (Цепочкой).

  • Перед какими частями речи стоят предлоги? Перед какой частью речи предлогов нет?

  • Правильно, предлоги дружат с именами существительными, а вот с глаголами предлог не дружит, поэтому перед глаголами предлоги не употребляются. Слайд 8.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 4, рисунок 1,2) 

предлог имя существительное Предлог глагол

(Схемы употребления предлогов с другими частями речи).

Обратите внимание, как написаны предлоги с другими словами.

  • Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно. Слайд 9.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 5) 

  • Чтобы не ошибиться в написании предлогов со словами, что нужно помнить?: между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. Например:

за дерево – за высокое дерево; за (какое?) дерево. Слайд 10,11

 (ПРИЛОЖЕНИЕ 6,7) 

IV Первичное закрепление во внешней речи Формирование навыка написания предлогов с другими частями речи.

  • Списать текст, раскрывая скобки. Между предлогом и словом вставить подходящие по смыслу слова. Объяснить написание предлогов. Слайд 12.

(С ) неба сыпал лёгкий снег. Снежинки долетали (до) земли. Они садились (на) крыши и скамейки.

Запись предложений по рядам, каждый ряд - по одному предложению.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

V Вторичное закрепление. Самостоятельное выполнение практических заданий (работа по группам) с самопроверкой по эталону.

Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации.

1 группа. (репродуктивно-продуктивном уровень).

Упражнение 3 стр. 70 учебника.

2 группа. ( продуктивном и творческом уровнях).

Упражнение 113 стр. 69 учебника

  • Найти в предложениях ошибки, исправить их, правильно записать предложения в тетрадь. Слайд 13.

Налесную тропку изкустов вы скочил рябчик. Мяч за бросили всетку ворот.

(Проверка путем чтения учащимися заданий, одновременно высвечивается на слайде. Учащиеся сигналами показывают, как они справились с заданием.) Слайд 13.

VI. Проверка и оценивание самостоятельной работы.

  1. Обобщение знаний о предлоге.

  • Представьте, что ваш товарищ заболел и не был сегодня в школе.

  • Что вы ему расскажите об уроке русского языка?

  • Итак, мы с вами знали части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Сегодня мы выучили еще одну часть речи – предлог.

  1. Тест – опрос.

У вас на столах листы с тестом по теме урока. Выполните его.

  1. Выбери верное утверждение. Слайд 14

А. Предлоги не служат для связи слов в предложении.
Б. Предлоги служат для связи слов в предложении.

  1. Перед какой частью речи не бывает предлогов?

А. Перед именем существительным.
Б. Перед именем прилагательным.
В. Перед глаголом.

  1. Предлоги с другими частями речи пишутся:
    А. Раздельно.
    Б. Слитно

  2. Укажите номера, в которых допущена ошибка.

А. по танцевал
Б. за школой
В. на писать

  1. В каких предложениях есть предлоги?
    А. 
    У берлоги вырос холмик желтой глины.
    Б. Летят на землю белые хлопья снега.
    В. Потускнела зелень елок.

Взаимопроверка с образца. Сигналами покажите, кто справился без ошибок? У кого все задания выполнены не верно? Слайд 14.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 8)

Итог Слайд 15

VII. Домашнее задание.

  1. Раскрасить рисунок и составить по нему рассказ о приключениях котёнка, используя данные предлоги.

(РИСУНОК 3) 

VIII. Рефлексия.

Оценим свою деятельность. Давайте представим, что нам сейчас нужно нарядить новогоднюю ёлку. Возьмите один из трёх шариков, лежащих у вас на партах.

Если вам было интересно на уроке, и вы всё поняли, не допустили ни одной ошибки, то возьмите красный шарик.

Если возникали затруднения, то синий шарик; если осталось много непонятного, то жёлтый шарик

Давайте посмотрим, что у нас получилось.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка по теме \"Общее понятие о предлоге\" iconУрок русского языка по теме: «Обобщение знаний о частях речи: существительном,...
Урок русского языка по теме: «Обобщение знаний о частях речи: существительном, глаголе, прилагательном, предлоге». 4 класс
Урок русского языка по теме \"Общее понятие о предлоге\" iconУрок русского языка в 4 классе Тема урока: Наречие. Общее понятие
Родине, интереса к истокам русского языка; вызвать желание задуматься о смысле жизни
Урок русского языка по теме \"Общее понятие о предлоге\" iconУрок русского языка, тема: «Понятие о местоимении. Личные местоимения»
Название, форма учебной работы (проектная, классно-урочная, факультативная и т д.): урок русского языка, тема: «Понятие о местоимении....
Урок русского языка по теме \"Общее понятие о предлоге\" iconУрок русского языка в 5 классе по теме
Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах»
Урок русского языка по теме \"Общее понятие о предлоге\" iconУрок русского языка в 5 классе Тема: Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение
Охватывает не только лексический, но и другие уровни русского языка
Урок русского языка по теме \"Общее понятие о предлоге\" iconУрок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок...
Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории
Урок русского языка по теме \"Общее понятие о предлоге\" iconУрок русского языка тема
Цели: -формировать представление о предлоге как служебной части речи, закрепить умение писать предлоги с существительными, прилагательными,...
Урок русского языка по теме \"Общее понятие о предлоге\" iconУрок русского языка в 5-м классе по теме “Понятие о предложениях с прямой речью”
Методы обучения: словесный; наглядный; частично-поисковый; практический; самостоятельная работа
Урок русского языка по теме \"Общее понятие о предлоге\" iconУрок русского языка Тема урока: Метафора, её роль в художественном...
Сообщение учащегося по теме исследования «Метафора – словесное изобразительное средство»
Урок русского языка по теме \"Общее понятие о предлоге\" iconУрок путешествие План конспект открытого урока по русскому языку...
Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка
Урок русского языка по теме \"Общее понятие о предлоге\" iconУрок русского языка в 7 классе Учитель русского языка и литературы Ткачева Н. В
Цель урока: дать понятие о причастном обороте, его месте по отношению к определенному слову, правилах его выделения запятыми
Урок русского языка по теме \"Общее понятие о предлоге\" iconУрок русского языка и английского языка по теме «Комплексный анализ текста»
Романенко Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы, Лябах Юлия Анатольевна, учитель английского языка моу-сош №28...
Урок русского языка по теме \"Общее понятие о предлоге\" iconУрок русского языка, 7 класс. Тема «Словарное богатство русского языка»
Цель урока: овладеть исследовательским навыком «систематизация научного материала по заданной теме»
Урок русского языка по теме \"Общее понятие о предлоге\" iconУрок русского языка в 5 классе №24 20 г Тема урока: «Синтаксис. Пунктуация....
Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах»
Урок русского языка по теме \"Общее понятие о предлоге\" iconУрок русского языка в 5-м классе по теме "Прямое и переносное значение слова"
Орловский государственный педагогический институт, русский язык и литература, учитель русского языка и литературы
Урок русского языка по теме \"Общее понятие о предлоге\" iconУрок русского языка в 10 классе по теме «Обобщающее повторение раздела «Морфология и орфография»
Нелли Михайловна Скрябина, учитель русского языка и литературы моу сош №4 города Костромы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск