Поговорим о русском языке (урок-диалог)





Скачать 147.57 Kb.
НазваниеПоговорим о русском языке (урок-диалог)
Дата публикации19.09.2014
Размер147.57 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8 г. ЕЛЬЦА

ПОГОВОРИМ о РУССКОМ ЯЗЫКЕ

(УРОК-ДИАЛОГ)


Учитель русского языка и литературы

МОУСОШ №8 г. Ельца,

методист МУ УО

Меренкова Оксана Юрьевна


Елец

2007

Пояснительная записка.
Урок разработан учителем русского языка и литературы МОУСОШ №8 г. Ельца, методистом МУ УО Меренковой О.Ю. в рамках работы над темой «Нестандартные формы проведения уроков русского языка и литературы как средство развития познавательной активности учащихся».

Урок разработан и проведён в сентябре 2007 года в рамках мероприятий, посвящённых Году русского языка, проводимых в ОУ г. Ельца.
Урок развития речи

(9 класс)
ПОГОВОРИМ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ.

Урок-диалог.

Цель:

рассмотреть особенности русского языка как системы словесного выражения мыслей;

показать связь современного языка с его историческими корнями;

формировать у учащихся умение самостоятельно добывать информацию, анализировать её;

развивать творческие способности учащихся;

воспитывать бережное отношение к родному языку.

Оборудование и оформление урока.

Компьютер, проектор, экран, музыкальный фрагмент (П.И. Чайковский «Времена года»), таблички для каждой группы, презентации, подготовленные группами.

Парты в классе расставлены нетрадиционно, желательно, чтобы учащиеся сидели лицом друг к другу.

Предварительная подготовка к уроку:

За неделю до урока класс необходимо разделить на творческие группы, каждая из которых выполняет своё задание. Группы составлены с учётом разного уровня подготовки учащихся.

1 группа – лингвисты-историки.

Члены группы собирают информацию об истории развития русского языка, об изменениях в языке, которые происходили с 18 века по 20 век. По итогам работы готовится небольшая презентация.

2 группа – языковеды.

Члены группы занимаются исследованием современного состояния русского языка, подбирают интересные факты, готовят свой комментарий.

3 группа – корреспонденты.

Они проводят опрос общественного мнения, берут интервью у своих сверстников, исследуют язык СМИ; по возможности ребята снимают видеосюжеты.

4 группа – любители русского языка.

Группа подбирает высказывания выдающихся людей о русском языке, члены группы работают со статьями академика Д.С. Лихачёва.

5 группа – переводчики.

2 – 3 человека подбирают информацию и составляют специальные тексты или диалоги: один из них на языке современных подростков, второй составлен с использованием специальной лексики, третий текст Л. Петрушевской. Члены группы готовят переводы этих текстов.

Задача всех групп найти такую информацию, которая заинтересует других, будет полезной для всех присутствующих.

В приложении к данному уроку представлены отдельные фрагменты, подготовленные учащимися из разных творческих групп.

Примечание: так как данный урок проводится в нестандартной форме, записи в тетрадях делаются с учётом этого. Итогом урока станет творческая работа, которую учащиеся могут выполнить дома.

На уроке может быть использован учебник русского языка для 9 класса под ред. М.М. Разумовской, Л.А. Леканта.
Эпиграф к уроку записан на доске:

Язык есть самая живая, самая обильная

и прочная связь, соединяющая отжившие,

живущие и будущие поколения в одно

великое, историческое, живое целое.

К.Д. Ушинский

Ход урока.

На экране проецируется тема урока и вопросы для обсуждения.

Вопросы для обсуждения:

1. Нуждается ли наш современный русский язык в защите и помощи?

2. Что необходимо сделать, чтобы сохранить «великое русское слово»?

3. Нужно ли владеть нормами литературного языка современному человеку?

I этап урока. Организационный.

1. Вступительное слово учителя.

Ребята!

Сегодня у нас необычный урок развития речи. На этом уроке разговор пойдёт о русском языке; о самом простом и понятном, о самом сложном и непознанном, о нашем с вами родном языке. Обратите, пожалуйста, внимание на эпиграф к нашему уроку (чтение эпиграфа). Как вы понимаете слова К.Д. Ушинского? Согласны ли вы с такой точкой зрения, почему?

Обратите внимание на вопросы, на которые нам предстоит сегодня дать ответы. (Один из учащихся читает вслух предложенные вопросы для обсуждения.)

2. Запись в тетрадях темы урока, эпиграфа к нему.
II этап урока. Обсуждение вопросов об изменениях в языке.

Учитель.

Вы знаете, что язык – это развивающееся явление, в нём всё находится в постоянном движении. Как Вы думаете, для чего нужны изменения в русском языке?

(Ответы учащихся разнообразны, но сводятся к одному – изменения необходимы, так как меняется сама жизнь, появляются новые слова, совершаются различные открытия).

Учитель.

Изменения в языке происходили всегда, и всегда эта тема волновала учёных. Им удалось открыть немало тайн, но многое ещё остаётся неразгаданным, ведь язык реагирует не только на внешние изменения, но и изнутри развивается по своим определённым законам.

Своё небольшое исследование вопроса об изменениях в языке провели и наши с вами историки. Давайте послушаем их мнение.

Выступление историков.

Группа историков даёт справку об истории возникновения русского языка, о тех изменениях, которые произошли в русском языке в XVIII веке, рассказывают о деятельности М.В. Ломоносова, о теории 3 стилей, на экран проецируются слова М.В. Ломоносова о русском языке; об особенностях существования русского языка в России XIX века, когда представители светского общества плохо знали свой родной русский язык, большей частью говорили по-французски; о роли А.С. Пушкина в создании современного русского литературного языка.

Учитель. Спасибо нашим лингвистам-историкам. А у меня вопрос ко всем присутствующим.

– Как вы считаете, должны ли люди знать иностранные языки? (Ответы ребят).

Учитель.

Сегодня знание иностранных языков – необходимость, в наш язык входит множество новых слов, многие из них иноязычного происхождения. Почему же так много споров вокруг использования подобных слов? Может быть, нам не использовать в речи иностранные слова? (Ответы ребят).

Действительно, неуместное употребление иностранных слов вредит нашему языку, обедняет его.

– Какие особенности развития свойственны современному языку?

Над этим вопросом работали наши эксперты-языковеды, послушаем их.

Выступление языковедов.

Их выводы о проделанной работе.

III этап урока. Обсуждение вопросов, связанных с темой

«Язык и речь».

Учитель.

– А теперь поговорим о нашей с вами речи. Часто слово «язык» мы используем как синоним слова «речь». Язык материализуется в устной и письменной речи, в общении людей. Основная функция языка – общение. С помощью языка передаются мысли, чувства людей.

– Умеем ли мы общаться? Владеем ли мы своим родным русским языком? (Ответы ребят).

– Наши корреспонденты в течение нескольких дней напряжённо работали. Они провели опрос среди учеников школы, учителей, родителей, послушали речь ваших сверстников, подготовили репортажи. А теперь давайте посмотрим на результаты их работы.

Выступление корреспондентов.

(Звучат и демонстрируются на экране записанные диалоги). Комментарий корреспондентов.

Учитель.

– Язык как постоянно развивающаяся система не подвергается опасности, потому что живёт по особым законам, а вот воплощение языка – наша речь – страдает сильно. Интересно услышать ваше мнение по следующим вопросам.

– Кто же должен контролировать нашу речь?

– Оскорбляет ли лично Вас неграмотная, неправильная речь, сквернословие?

– Нужно ли знать нормы литературного языка, может быть, каждый должен говорить, как хочет?

– Как вы считаете, уместно ли использование нецензурных слов в литературе, в телевизионных передачах, в фильмах?

(Ответы ребят).

Учитель.

При подготовке к уроку мы обратились к высказыванию преподавателя из Петербурга М.А. Тарасовой: «Молодые люди прекрасно знают, какую одежду выбрать для работы, для пляжа или клуба, но выбрать нужное слово не умеют. Берут то, что подвернётся, тем самым, обедняя, искажая нашу речь». Согласны ли вы с её мнением?

– Попадали ли Вы в ситуации, когда не могли подобрать нужные слова, испытывали затруднения?

– Всегда ли мы можем без переводчиков понять то, что написано или произнесено по-русски?

(Ответы ребят).

Учитель.

У нас работала ещё одна интересная группа – это переводчики «с русского на русский». Звучит очень интригующе. Давайте предоставим слово нашим экспертам-переводчикам.

Выступление переводчиков.

Учащимся раздаются заранее распечатанные материалы, подобранные ребятами из 5 группы.

– Прочитайте, пожалуйста, предложенные тексты, легко ли вы их понимаете?

– Можно ли доказать, что это текст?

– На каком языке они написаны?

(Ответы ребят. Мы можем установить, что перед нами тексты, причём текст Петрушевской написан по законам русского языка, мы можем даже выделить грамматические основы предложений. Но невозможно понять смысл некоторых диалогов, не зная специальной лексики, сленга.).

– Что же мы должны делать, чтобы понимать друг друга без переводчиков?

Прежде всего, беречь родной язык, относиться к нему с любовью.

IV этап урока. Выдающиеся люди о русском языке.

Учитель.

Особое внимание хорошему владению родным языком уделял великий русский учёный академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв Мы неоднократно знакомились с его статьями, читали его письма. Это удивительный человек, который прекрасно владел словом сам и призывал к этому нас с вами. Послушайте фрагмент статьи» Д.С. Лихачёва «Язык – созидающее наследие» (из доклада «Культура как целостная динамическая среда»).

Выступает группа любителей русского языка.

Выразительное чтение фрагмента статьи Д.С. Лихачёва.

Учитель.

Слова академика Лихачёва заставляют нас вслушаться в слово, задуматься о богатстве своего родного языка.

На протяжении многих столетий лучшие люди нашего отечества говорили о русском языке, восхищались его красотой, мелодичностью, переживали за его судьбу. Послушайте несколько высказываний о русском языке. Они были написаны в разное время, даже в разные века, но их объединяет одно: необычайная любовь к русскому слову, к родному языку. Их подобрали наши любители русского языка. Им слово.
Звучат высказывания о русском языке.
Учитель.

Гимном русскому языку можно назвать стихотворение в прозе Ивана Сергеевича Тургенева «Русский язык», вслушайтесь ещё раз в эти дивные строки, как ёмко и точно удалось Тургеневу передать свои чувства, связанные с родным языком.
Звучит музыкальный фрагмент П.И. Чайковский «Времена года», чтение наизусть стихотворения И.С. Тургенева на фоне музыки, одновременно текст проецируется на экран.
Вопрос классу.

– Как вы понимаете строки, написанные Тургеневым?

(Обсуждая стихотворение Тургенева, ребята приходят к выводу, что это произведение можно рассматривать сегодня как призыв ко всем носителям русского языка, ко всем тем, кто не равнодушен к его судьбе.)

V заключительный этап урока.

Учитель.

В мире многие воспринимают русский язык как символ нации, символ России. Действительно, её бескрайние просторы подобны бескрайним возможностям русского языка, её полноводные реки напоминают богатство лексики нашего родного языка. ... Такие сравнения можно приводить бесконечно.

Язык сохраняет, образует и выражает нацию. Русский язык является символом нашей страны, не менее значимым, чем Герб, Флаг, Гимн. Мы должны об этом помнить всегда.

Давайте ещё раз обратимся к тем вопросам, которые мы обсуждали сегодня на уроке (проецируются на экран).

(Ответы учащихся).

Выводы по уроку.

Учитель.

Сегодня у нас состоялся интересный разговор о русском языке, нам приоткрылись некоторые тайны языка. Нам удалось в полной мере ответить на вопросы к уроку. Берегите наш родной язык, заботьтесь о нём. Не допускайте в своей речи грубые слова, помните слова русского писателя Алексея Толстого: «Можно с уверенностью сказать, что человек, говорящий на хорошем языке, на чистом, хорошем, богатом языке, богаче мыслит, чем человек, который говорит на плохом и бедном языке».

Подходит к концу наш урок, но разговор о русском языке продолжается. В течение этого учебного года мы с вами проведём исследовательскую работу, в конце декабря состоится ученическая конференция, посвящённая русскому языку.

Домашнее задание.

Дома вас ждёт творческое задание. Вам предлагается 2 варианта задания.

1. Написать сочинение по высказыванию К.Д. Ушинского, которое мы использовали в качестве эпиграфа к уроку.

2. «Берегите наш язык...» (И.С. Тургенев). Эта работа должна быть написана в форме статьи в газету как обращение к своим сверстникам. Лучшие работы будут напечатаны в школьной газете «Зеркало».
При подготовке к уроку учащимися может быть использована следующая литература.

1. Энциклопедический словарь юного филолога. – М., Педагогика, 1984.

2. Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. О культуре русской речи. – М., «Знание», 1987.

3. Лихачёв Д.С. Культура как целостная динамическая среда.

4. Брюсов В.Я. Родной язык.

5. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., Просвещение, 1989.

6. Шанский Н.М. В мире слов. – М.: Просвещение, 1971.
Приложение

В данных приложениях представлены фрагменты выступлений учащихся из разных творческих групп.

О состоянии современного русского языка.

Проблема современного языка в том, что люди перестали следить за своей речью. Многие используют неоправданно в речи иностранные слова, коверкают слова, используют слова – «паразиты», тем самым портят чистоту языка.

Мне кажется, что современный разговорный язык стал каким-то бесцветным. Из-за высокого темпа современной жизни люди забыли о том, что можно писать друг другу письма, их сегодня заменили SMS-сообщения и электронные послания. Даже обычное общение между людьми превратилось в короткий обмен информацией. А ведь как приятно получить письмо, написанное рукой друга, ведь тогда кажется, что ты пообщался с близким человеком, несмотря на расстояние.

Воробьёва Света
Слова иностранного происхождения в нашем языке... Я не знаю, хорошо это или плохо. По-моему, без иностранных слов в некоторых случаях не обойтись. Например, слова связанные с современными компьютерами, с другой техникой иногда невозможно перевести на русский язык. Но часто иностранное слово можно и нужно заменить русским синонимом. А ещё бывают ситуации, когда неоправданное употребление иностранных слов приводит к курьёзным случаям. Мне кажется, что в своей речи надо использовать те слова, которые хорошо знаешь и понимаешь, не нужно излишне употреблять иностранные слова.

Мигунова Настя

О русском языке.
«Язык изменчив, как изменчива сама жизнь». С.Я. Маршак
Действительно, любой язык на протяжении веков не остаётся неизменным. Например, в древнерусском языке было не две формы числа, а три: единственное, множественное и двойственное. Но постепенно происходили изменения, и теперь у нас есть только единственное и множественное число.

Язык – это живое, вечно изменяющееся явление, в котором всё находится в постоянном движении и развитии. «Живой как жизнь», – так сказал о русском языке Н.В. Гоголь.

Д.С. Лихачёв в своей книге «Земля родная» так говорит о русском языке: «И дальше мы стали вспоминать, сколько слов в русском языке с корнем «род»: родной, родник, родинка, народ, природа...». Мы можем убедиться даже на таком маленьком примере, как богат наш родной русский язык.

Материал подготовила Чеснокова Люда.
«Языку мы учимся и должны учиться непременно до последних дней своей жизни». К.Г.Паустовский
«Перед вами громада – русский язык! Наслаждение глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его». Н.В.Гоголь

Материал подготовил Прокуратов Кирилл.

Вопросы, заданные в процессе подготовки к уроку разным людям, среди которых родители, учителя, ученики.

1. Как вы относитесь к тому, что в современном русском языке появилось множество нецензурных слов, сокращённых слов и сленг.

2. Можно ли прожить в современном мире без популярных SMS-ок?

Селищев Ю.И. (учитель физики). Мне не нравится, что люди используют в своей речи сокращённые формы слов, сленг и забывают литературный язык, но в современном языке нельзя не использовать различные формы слов. Я и сам употребляю новые термины и сленг, так как они хоть и ненамного, но упрощают жизнь.

Малявина А. (ученица 11 а): «Я отрицательно отношусь к тому, что русский язык обеднел. В своей речи люди стали использовать сокращённые формы слов. Я считаю, что это неправильно и некрасиво. Русский язык – это богатый и очень красивый язык. Так зачем же его искажать?! В наше время люди стали использовать и множество нецензурных слов. Я думаю, что у таких людей просто небольшой лексический запас слов, раз они заменяют их нецензурными. Такому человеку можно посоветовать обратиться к «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И. Даля».

Беззубцева А. (житель г. Липецка, 16 лет). На вопрос о том, можно ли общаться в современном языке без популярных сейчас SMS-ок, Настя ответила, что можно По её мнению, люди должны общаться «в живую». А из-за SMS-ок можно забыть о том, как правильно пишутся слова, речь потеряет всю красоту.

Вареико А. (22 года): «Лично я могу прожить без SMS. По-моему, проще позвонить и поговорить нормально, чем писать SMS-сообщения».

Папонов С.А., Папонова И.Н. Мы думаем, что не надо забывать о красивых словах, которые есть в русском языке, нельзя использовать нецензурные слова. Но SMS-сообщения в некоторых случаях могут быть полезны, даже очень.

Комаревцева А.И. Не стоит засорять язык. Например, старые люди уже не могут полностью понять речь молодёжи. Это говорит о том, что не нужно использовать сокращённые слова или сленг при всём богатстве русского языка.

Воробьёва С. Я нормально отношусь к SMS-кам, но больше ценю нормальное общение.

Как видите, все люди, которых я опросила, не хотят того, чтобы русский язык обеднел, но почему-то все используют в своей речи какие-либо неправильные формы слов. Я считаю, что если мы не хотим, чтобы наш родной язык, «великий и могучий», не погиб, надо приучать себя к правильной, грамотной и красивой речи.

Материал собрала Папонова Марина

Группа переводчиков

Диалог на улице

– Здорово, Ванёк!

– А, Пашок, привет! Ты чё вчера забаррикадировался?

– Ты чё, очумел, какая улица? По ящику фильм с Джеки Чаном был.

– С Джеки Чаном?! Улёт! А я зевнул! Ну и чё там было?

– Не парься! Я расскажу. Его мужик как долбанёт, а он его хвать за руку и к-а-а-к треснет тыквой об асфальт!

– Ладно, я потопал. Щас тоже убойный боевик будет, покеда!

– Пока!

Перевод

– Здравствуй, Ваня!

– Привет, Паша! Ты почему вчера не вышел гулять?

– Я не смог, потому что смотрел очень интересный фильм, в котором снимался Джеки Чан.

– Я тоже люблю этого актёра, как жаль, что я не посмотрел фильм. Что там было интересного?

– Не расстраивайся, я тебе расскажу. Там был интересный момент – бой Джеки и ещё одного героя. Они очень хорошо провели приёмы, было очень интересно наблюдать, вот только один из них очень сильно ударился головой об асфальт.

– Ладно, я пошёл домой. Сейчас должен быть ещё один боевик, до встречи!

– Пока!

Диалог и перевод подготовлен Крыловым Эрнестом.

Диалог в спортивном зале

– Николай Алексеевич, как правильно провести бросок, подхват под две ноги?

– Андрей, слушай внимательно. Для того чтобы правильно сделать этот бросок нужно, чтобы центр тяжести соперника был на опорной ноге.

– А как это сделать?

– Для того чтобы вывести центр тяжести соперника на опорную ногу, нужно взять плотный захват за кимоно и резко дёрнуть за себя и чуть влево, подвернуться под него и резко выбить опорную ногу соперника своей правой ногой. Понятно?

– Да.

– Давайте попробуем провести бросок.

Этот диалог понятен без перевода спортсменам.

Материал подготовлен Чернышевым Антоном.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Поговорим о русском языке (урок-диалог) iconИсследовательская работа по теме «Заимствование англицизмов в русском языке» (филологическая)
Цель работы: рассмотреть отношение людей к появлению в русском языке слов, заимствованных из английского, а так же выяснение, в правильном...
Поговорим о русском языке (урок-диалог) iconСтатьи и фио авторов на русском языке
В целях повышения эффективности обучения аспирантов руководством лаборатории было принято решение о создании базы реферативных материалов...
Поговорим о русском языке (урок-диалог) iconОбъемом до двух печатных листов для докторской и одного листа для...
...
Поговорим о русском языке (урок-диалог) iconМакГрат А. Является ли «научное богословие» интеллектуальным нонсенсом?...
Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики
Поговорим о русском языке (урок-диалог) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знать основные функции языка в обществе, о русском языке как национальном языке русского народа, государственном языке РФ и языке...
Поговорим о русском языке (урок-диалог) iconУрок в 3 г классе по теме «Food»
Цель: развивать умение и навыки устной речи, учить вести этикетный диалог на английском языке
Поговорим о русском языке (урок-диалог) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Активные процессы в современном...
Л. А. Вараксин, Л. К. Павлова. Активные процессы в современном русском языке. Учебно-методический комплекс для студентов 3 курса...
Поговорим о русском языке (урок-диалог) iconТема реферата должна соответствовать специальности аспиранта (соискателя)...
Реферат должен быть выполнен на русском языке по материалам специальной литературы на иностранном языке
Поговорим о русском языке (урок-диалог) iconКонкурс по изданию научных трудов на русском языке по следующим областям знаний
Российский фонд фундаментальных исследований объявляет непрерывный прием заявок на конкурс по изданию научных трудов на русском языке...
Поговорим о русском языке (урок-диалог) iconУрок второй. (продолжение темы)
Вели речь о том, какого человека мы считаем здоровым, давали определение здоровья, а на данном занятии мы с вами повторим ещё один...
Поговорим о русском языке (урок-диалог) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Интегрированный урок "Алгоритм в русском языке и математике". 6–7-й классы (2010 / 2011 учебный год)
Поговорим о русском языке (урок-диалог) iconПравославного Гуманитарного Университета Печатается по первой публикации...
Печатается по первой публикации на русском языке: "Младорус", София, 1922, №1, с. 50-62
Поговорим о русском языке (урок-диалог) iconУрок-игра тема: соединительные гласныеоие в сложных словах
Среди, способов образования слов в русском языке есть такие способы, при которых образуются сложные слова. Назовите их
Поговорим о русском языке (урок-диалог) iconУрок №1. Тема: «Введение в информатику»
Валгина, Н. С. Активные процессы в современном русском языке : учеб пособие для студ вузов / Н. С. Валгина. – М. Логос, 2001. – 302...
Поговорим о русском языке (урок-диалог) iconВ новом коммуникативном пространстве XXI в. 18-19 сентября 2013 г
Участник (фамилия имя отчество на русском языке и фамилия имя на иностранном языке как в загранпаспорте)
Поговорим о русском языке (урок-диалог) iconТребования к оформлению материалов
Объём статьи – до 10 страниц. Принимаются статьи на русском, иностранных и национальных языках. Информация об авторах, аннотация...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск