Слова-паразиты и нецензурная лексика в русском языке





Скачать 242.04 Kb.
НазваниеСлова-паразиты и нецензурная лексика в русском языке
Дата публикации14.07.2013
Размер242.04 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Литература > Реферат

Всероссийский фестиваль «Русский язык –

общенациональное достояние народов

Российс Российской Федерации»



Состояние современной произносительной культуры

Номинация: Научное исследование

Слова-паразиты и нецензурная лексика

в русском языке


Выполнил:

Милеева МаринаВитальевна,

ученица 5 «Г» класса МБОУ «СОШ 51»

г.Прокопьевск

Кемеровская область

Научный руководитель:

Владимирова И. В.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 51»г.Прокопьевск

Прокопьевск

2012

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………3

I.ГЛАВА I. Теоретические основы исследования слов-паразитов в русском

языке ……...………………………………………………………………6

1.1.Что такое слова-паразиты ?...........................................................................6

1.2. Причины возникновения в речи слов-паразитов… ...……………………8

1.3. Сквернословие …...………………………………………………………...9

Выводы …………………………………………………………………………….….11

II.ГЛАВА II. Экспериментальное исследование употребления

слов-паразитов…………………..……………………………………….12

2.1.Результаты анкетирования и опроса….………………………………….12

2.2. Результаты анализа художественных произведений ...….…….......…..15

2.3. Результаты анализа речи ведущих и корреспондентов программы

«Новости» «Первого канала» ...…..………………………..…………....16

2.4. Результаты наблюдения за речью учителей МБОУ «Школа 51» …..16

Выводы ………………………………………………………………………………..17

III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..…………………………………………...…………………....19

IV.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК .…………………………………………...22

ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………………23

ВВЕДЕНИЕ
С русским языком можно творить чудеса.…

Нет таких звуков, красок и мыслей –

сложных и простых, для которых не

нашлось бы в нашем языке точного выражения.

К.Г.Паустовский

Давно известно, что русский язык остается самым сложным и выразительным языком на нашей планете. Изучать все нормы и правила языка можно на протяжении обучения в школе, вузе, но, порой, и этого недостаточно, чтобы считать себя знатоком русского языка. Наш язык позволяет выражать свои эмоции самыми различными терминами, игра которых делает структуру предложения по-настоящему уникальной. Но все же большинство носителей русского языка не до конца могут использовать его для выражения собственных чувств, поэтому в своей речи и применяют те самые слова-паразиты.

Одной из важнейших проблем современного общества является проблема культуры речи. Ни для кого не секрет, что в последнее время наша речь претерпела огромные изменения. И, к сожалению, не в лучшую сторону. В школе, на уроках, нас знакомят с нормированным литературным языком, объясняя нормы и правила употребления богатств русского языка. В общении со сверстниками мы используем другой язык, свободный от норм. Почему так происходит? Да потому что знакомство с русским языком не ограничивается уроками в школе. Мы слышим, как говорят взрослые вокруг нас, смотрим телевизор и слышим речь, свободную от каких-либо норм. Зачастую речь выступающих маловыразительна, засорена. Проблема культуры речи является актуальной в современном обществе. Вот поэтому мы и решили заняться исследованием лингвистических явлений, влияющих на культуру речи.

Предметом нашего исследования является употребление слов-паразитов и нецензурной лексики подростками, родителями, учителями, телеведущими, корреспондентами и героями художественных произведений.

Объектом исследования является речь детей подросткового возраста из нашей школы, родителей, учителей, речь героев рассказа В.М.Шукшина «Сельские жители», сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил», рассказов А.П.Чехова «Хирургия», «Налим», «Повести о капитане Копейкине» из «Мёртвых душ» Н.В.Гоголя, речь ведущих и корреспондентов программы «Новости» «Первого канала».

Гипотеза исследования заключается в том, что употребление слов-паразитов зависит от возраста, пола, профессии людей, а также от эпохи. Слова-паразиты возникают, как правило, в спонтанной речи.

Основная цель нашей исследовательской работы: изучение засоренности речи словами-паразитами и особенностей употребления слов-паразитов разными людьми в разных обстоятельствах.

Гипотеза и цель исследования обусловили постановку следующих задач:

- выяснить, почему эти слова называют «паразитами»;

- выяснить, насколько речь окружающих нас людей соответствует нормам литературного языка;

- определить, какие мероприятия помогут повысить культуру речи.

Для решения вышеперечисленных задач нами были использованы следующие методы исследования:

- анализ научной литературы по теме исследовательской работы;

- анкетирование с целью выяснения осведомлённости подростков о словах-паразитах;

- анкетирование на предмет использования слов-паразитов в речи подростков нашей школы;

- анкетирование на предмет использования нецензурной лексики в речи подростков и взрослых;

- опрос жителей нашего посёлка на предмет употребления в речи слов-паразитов и нецензурной лексики;

- анализ художественных произведений: рассказ В.М.Шукшина «Сельские жители», сказка Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил», рассказы А.П.Чехова «Хирургия» и «Налим»;

- анализ речи ведущих и корреспондентов программы первого канала «Новости»;

- наблюдение за речевым поведением учителей нашей школы.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что его материалы могут быть использованы при подготовке внеклассных мероприятий, классных часов по проблеме культуры речи. Данная работа способствует воспитанию бережного отношения школьников к русскому языку. Также в данном исследовании представлены рекомендации по искоренению из речи слов-паразитов и нецензурной лексики.

Данная исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Во введении обоснована актуальность исследуемой проблемы, поставлена цель и задачи работы, выдвинута гипотеза и представлены методы исследования.

В первой главе «Теоретические основы исследования слов-паразитов в русском языке» изложены теоретические основы исследования слов-паразитов.

Во второй главе «Экспериментальное исследование употреблении слов-паразитов» представлены результаты исследования: анкетирования, анализа, наблюдения, опроса.

В приложении содержатся материалы исследования: анкеты, стенограммы видеофрагментов телепередач, опрос, тексты-образцы, памятки-рекомендации.

ГЛАВА I

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛОВ-ПАРАЗИТОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ


    1. Что такое слова-паразиты?

На первый взгляд может показаться, что паразиты не имеют никакого отношения к человеческой речи, ведь слово «паразит», употребляемое в биологии, означает «растение или животное, живущее на поверхности или внутри другого организма и питающееся его тканями, нанося ему вред». [6, с. 495] В большом энциклопедическом словаре читаем: «Паразиты – (от греч. parasitos – нахлебник, тунеядец), организмы, питающиеся за счёт других организмов (называемых хозяевами) и более часто наносящие им вред». [4, с.110] Это классические паразиты. Но, оказывается, есть паразиты и лингвистические. Они живут особой жизнью, не обращая внимания на мнение окружающих их слов и фраз, бесцеремонно внедряясь в канву речи, нанося ей при этом ощутимый смысловой урон.

В лингвистике они получили название слов-паразитов. В свободной энциклопедии «Википедия» читаем: «Слова-паразиты – лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов вроде «типа», «такскать», «как бы», «это самое», «ну…» и других». [3]

В российском гуманитарном энциклопедическом словаре читаем: «"СЛОВА́-ПАРАЗИ́ТЫ" — асемантические единицы речи, которые не несут информационной нагрузки и не выполняют дополнительных функций, имеющих отношение к информационному содержанию речи. Для них характерны: избыточность, немотивированность, несовпадение со словарным значением, повышенная частотность в тексте, интонационное выделение, сочетание с паузами, сочетание с затруднением в речи, сочетание с "отстранением" говорящего, его отношением к коду, "неучастие" в предложении». [12, с.253]

В словаре лингвистических терминов Д.Э.Розенталя приводится следующее определение слов-паразитов: «Слова или словосочетания, вносимые в речь, но не несущие никакой смысловой нагрузки. Такое явление наблюдается или в связи с недостаточно высокой речевой культурой говорящего, или в связи с тем, что говорящий затрудняется в выборе слова, не решается вполне определенно высказать мысль и т. д. Значит, так сказать, собственно говоря, видите ли, ну, того, вот и т. п.» [11, с. 272]

В лингвистической литературе есть целый ряд терминов, определяющих слова-паразиты: «незнаменательная лексика», «лишние слова» [13, с.132], «вставные элементы» [9, с.82], «слова-заменители» [7, с.112]. Самое распространённое определение слов-паразитов, данное филологами: слова и звуки, засоряющие устную речь.

Поэтесса Э.Мошковская написала о словах-паразитах шуточное стихотворение:

Жил-был этот, как его,

Ну, значит, и того,

Жило это самое

Со своею мамою.

Был еще один чудак-

Это в общем значит так,

И его любимый зять.

Звали зятя

Так сказать.

А жену звали ну…

А соседа звали это…

А его родители-

Видишь ли

И видите ли…

А еще какой-то э-э-э

Жил на верхнем этаже…

И дружили они все…

Ну и значит, и вообще.

Многие из этих слов присутствуют в речи людей. Некоторые люди используют их в своей речи очень часто, другие реже и к месту. Слова-паразиты очень прочно закрепились в лексиконе людей, намертво вошли в разговорную речь, стали привычкой. Это совершенно пустые, сорные слова. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает, а слушатель устает от такого собеседника.


    1. Причины появления слов-паразитов в речи

Считается, что слова-паразиты часто употребляются людьми, которые делают «заминки» в речи, не могут подобрать нужное слово. Также, считается, что эти слова появляются в речи из-за бедности словарного запаса говорящего. С этим утверждением можно не согласиться. Люди с богатым словарным запасом тоже употребляют в своей речи слова-паразиты.

Вот как пишет о причинах употребления слов-паразитов И.Б.Левотина в своей статье «О словах-паразитах»: «Наша обычная речь – это так называемая спонтанная, то есть неподготовленная речь. Мы одновременно говорим и думаем. Человек не всегда успевает сформулировать свою мысль, ему приходится останавливаться, чтобы подумать или подыскать подходящее слово. Вот тут и приходят на помощь всевозможные э-э-э, мэ-э-э, ну, это и так далее. Они являются своего рода сигналами: я здесь, я на связи, сейчас уже скажу, ждите ответа». [10, с.9] Подобного мнения придерживается и К.В.Кожевникова. Она отмечает следующее: «слова, подобные «значит», «вот», «в общем» и т.д. обеспечивают говорящему время для постепенного выяснения содержания и поисков подходящего словесного оформления». [8, с.94]

Действительно, в живой разговорной речи иногда трудно подобрать подходящее слово. По этой причине и возникает в речи слово-паразит.

Некоторые люди намеренно употребляют слова-паразиты в своей речи. Их роль в данном случае – тактическая. Если человек не хочет отвечать на «неудобный» вопрос, а отвечать все-таки надо, он старается потянуть время. Пока человек произносит нараспев свои «видите ли», «понимаете какое дело», «ну как вам сказать», «всё дело в том…», «как бы Вам сказать», «стесняюсь сказать» и т.п., он лихорадочно думает над тем, как ему правильно ответить на поставленный вопрос.

Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре «паразитов», начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае слова-паразиты говорят о психологических особенностях человека – о том, что он нервный, беспокойный, торопливый.

Также употребление слов-паразитов в речи можно объяснить привычкой или «модой» на слова. Чаще этой «моде» подвержены подростки, реже взрослые.
1.3. Сквернословие

Мы считаем необходимым обратить своё внимание на особый вид слов-паразитов – это нецензурная лексика. Эта проблема особо актуальна в наши дни. Нецензурную лексику в своей речи используют не только взрослые, но и дети.

Сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика «телесного низа» и др. но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна».

В.И. Даль в своём «Словаре живого великорусского языка» так определил значение слова скверна: « мерзость, гадость, пакость, всё гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; всё богопротивное. Вот куда мы добровольно погружаемся, легкомысленно относясь к словам. Гнилое слово оскорбляет самое святое – мать».

В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, — оружие неуверенных в себе людей. Матерная брань — это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово — не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии.

Немного истории. Матерные слова были внесены в нашу речь не монголо-татарами, как утверждают многие, они, к сожалению, имеют исконно русские корни. В древней Руси мат являлся ни чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь. Но все знали, что детей бранить нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу, леший может обидеться, на берегу реки или озера — оскорбиться водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место — поле. Человек выходил в поле, скрываясь от посторонних людских глаз, и бранился. Отсюда и выражение «поле брани».

Если же посмотреть на историю происхождения и значения слова «мат» в изначальном варианте, то оно означает «крик», громкий голос в значении звукоподражательном. А подражание было звуком животных – « А» и «мя» - в брачный период. Мат — отголосок ритуального колдовского проклятия, противоположность молитвы. Так, невозможно молиться и потом спокойно материться без духовных последствий.

На Руси до середины XIX века сквернословие не только не было распространено даже в деревне, но очень долго являлось уголовно наказуемым. Позднее, сквернословящего человека подвергали публичной порке. При Петре I была выпущена книга «Юности Честное Зерцало», где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием бранной ругани. Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни. Скверное слово — черная энергия. Скверное слово несет уничтожение. Страшный нож не за поясом, а на конце языка.

Самым важным и научно подтвержденным является то, что мат опасен для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступление, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и, впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.
Выводы

В ходе теоретического этапа исследования удалось выяснить, что учёные-лингвисты занимаются изучением слов-паразитов. В научной литературе дано несколько определений слов-паразитов. Но эти определения не имеют принципиальных различий. Мнения учёных на этот счёт схожи.

Исходя из всего сказанного в первой главе, можно сделать следующий вывод: слова-паразиты не несут в речи никакой смысловой нагрузки и являются лишними и ненужными словами. Слова-паразиты, или «слова-сорняки», засоряют нашу речь. От употребления слов-паразитов нужно избавляться. Говоря о словах-паразитах надо иметь в виду, что иногда эти слова появляются в речи из-за взволнованности или растерянностью говорящего. Также учёные считают, что слова-паразиты употребляют в своей речи люди с бедным словарным запасом.

«В то время как люди умные умеют выразить в немногих словах, люди ограниченные, напротив, обладают способностью много говорить и ничего не сказать», – говорил Франсуа де Ларошфуко. Эти слова очень ярко подчёркивают мысль о том, что человек, в речи которого присутствует неоправданно большое число слов-паразитов, говорит много, но часто его речь совсем не понятна окружающим.

Самым страшным видом речевого паразитизма является нецензурная лексика. Сквернословие не только портит наше впечатление о самом человеке и его близких, но и влияет на его духовное и физическое здоровье.

ГЛАВА II

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ

СЛОВ-ПАРАЗИТОВ
2.1. Результаты анкетирования и опроса

В нашем исследовании принимали участие 130 подростков (72 мальчика и 58 девочек в возрасте от 11 до 13 лет). На вопрос «Знаете ли вы, что такое слова-паразиты?» 85 школьников (65% опрошенных) ответили утвердительно.

Все подростки употребляют в своей речи слова-паразиты.

На вопрос «Откуда вы узнали о словах-паразитах?» 28 ребят (22%) ответили, что узнали о существовании слов-паразитов из телевизионных передач, 15 школьников (12%) узнали о словах-паразитах из интернета, 51 подростка (40%) ответили – «узнали в школе», и 36 человек (28%) дали ответ – «дома», им рассказали о словах-паразитах родители или старшие братья и сестры.

На вопрос «Считаете ли вы, что слова-паразиты нужно искоренять из речи?» 13 школьника (10% опрошенных) дали ответ – «никогда на задумывался над этим вопросом», 31 подросток (24% опрошенных) ответили – «они мне не мешают», 72 школьника (55% опрошенных) считают, что слова-паразиты нужно искоренять из речи, а 14 человек (11 % опрошенных) дали ответ – «слова паразиты не нужно искоренять из нашей речи». (Приложение 1)

В ходе анкетирования мы выяснили, что девочки чаще употребляют такие слова: «Как-бы» - 50, «Ну» - 57, «Прикинь» - 32, «Блин» -39 , «Короче говоря» - 27, «Пипец» - 20.

В речи мальчиков чаще появляются следующие слова: «Как-бы» - 61 , «На хрена» - 43 , «Ваще» - 54 , «Короче » - 56, «Типа» - 51, «В натуре» - 48. (Приложение 2)

Из результатов анкетирования видно, что девочки и мальчики употребляют разные слова-паразиты.

В анкетировании по проблеме сквернословия принимали участие 130 подростков и 110 родителей школьников.

На вопрос «Сквернословите ли Вы?» ответили положительно 49 человек (38% опрошенных подростков). Оказалось, что 32 подростков из 49 сквернословят постоянно (65%), а 17 только в «сердцах» (35%).

Начали сквернословить в возрасте от 5 до 10 лет 12 человека (24%), а 37 (76%) в возрасте старше 10 лет.

Научились сквернословить от своих сверстников 34 человека (69% сквернословящих), а в семье 15 человек (31% сквернословящих).

Также мы выяснили, что 62% родителей (68 человек) опрошенных подростков тоже сквернословят. Считают, что сквернословие это норма – 9% опрошенных подростков (12 человек), в то время как 91% школьников (118 человек) считают, что сквернословить плохо.

Сквернословят, потому что в этом нет ничего плохого – 5 подростков из 49 сквернословящих (10%), 17 школьников из 49 (35%) сквернословят, потому что так делают все, и 27 учеников из 49 сквернословящих (55%) сквернословят из-за того, что не хотят отличаться от остальных.

113 из 130 опрошенных подростков (87%) считают, что необходимо бороться с массовым сквернословием.

Отмечают сквернословие как отрицательную характеристику при знакомстве с человеком 58% опрошенных подростков (75 человека), а для 42% (55 человек) сквернословие не имеет значения при знакомстве.

Мы также выяснили, что 11% подростков (5 человек из 49 сквернословящих) испытывают неудобства при невозможности сквернословия. (Приложение 3)

Проведено анкетирование по проблеме сквернословия и среди родителей обучающихся. И вот какие результаты мы получили: 42 человека (38 %) из 110 сквернословят, причём 34 взрослых из 42 (81%) начали сквернословить в подростковом возрасте, а 8 (19%) уже взрослыми.

У 98 человек (89%) из 110 опрошенных портится настроение после того как их «обругали матом».

Все опрошенные взрослые считают, что учитель не имеет права сквернословить. Все родители считают, что со сквернословием необходимо бороться.

На вопрос «Может ли взрослый выражаться нецензурно в присутствии детей?» 44 родителя (90%) считают, что не может, а для 5 родителей (10%) присутствие детей не мешает сквернословию.

Сквернословят при детях 5 взрослых из 42 сквернословящих (10%), сквернословят иногда, но стараются этого не делать 18 взрослых из 42 (43%) и 19 человек никогда не сквернословят при детях (45%). (Приложение 4)

Основным методом борьбы со сквернословием взрослые считают контроль за своей речью и чтение классической литеруры.

Мы проводили опрос жителей нашего посёлка на предмет употребления в их речи слов-паразитов и нецензурной лексики. Были опрошены 75 человек, 40 женщин и 35 мужчин в возрасте от 30 до 50 лет. В ходе опроса выяснили, что все опрашиваемые используют в своей речи слова-паразиты, причём 26 человек (35%) даже не догадываются о том, что эти слова называются словами-паразитами.

Многие из опрошенных мужчины ( 25 человек, 33%) «ругаются матом», из опрошенных нами женщин 16 (21%) употребляют нецензурную лексику. (Приложение 5). Все сквернословящие мужчины и женщины начали сквернословить ещё в подростковом возрасте и до сих пор не могут избавиться от этой вредной привычки, хотя очень хотят. Все опрошенные считают, что нельзя ругаться матом при детях, так как это подаёт детям дурной пример. Ведь дети копируют не только поведение взрослых, но и их манеру говорить, дети могут научиться сквернословию у взрослых. Но тем не менее, некоторые из опрошенных (8 человек, 11%) употребляют нецензурную лексику при своих детях и считают, что в этом нет ничего плохого, 19 человек (25%) никогда не «ругаются матом» в присутствии детей, а 42 взрослых (64%) иногда выражаются нецензурно в присутствии детей, но стараются избегать этого, контролировать свою речь. Все опрошенные считают, что необходимо избавляться от сквернословия. Основным методом борьбы со сквернословием считают контроль за собственной речью. Как выяснилось, женщины ругаются матом реже, чем мужчины.

Как видим, результаты анкетирования родителей по проблеме сквернословия, ответы детей («сквернословят ли ваши родители») и результаты опроса жителей посёлка рознятся.
2.2. Результаты анализа художественных произведений

Нами были проанализированы тексты литературных произведений: сказка М.Е.Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил», рассказ В.М.Шукшина «Сельские жители», рассказы А.П.Чехова «Хирургия» и «Налим» и «Повесть о капитане Копейкине» их «Мёртвых душ» Н.В.Гоголя. (Приложение 3). В ходе анализа произведений мы выяснили, что герои литературных произведений тоже используют в своей речи слова-паразиты. Например, в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил» один из генералов использует в своей речи следующие слова: «Вот», «Эдак», «Гм…», «Да», «Кабы», «Тьфу», «Вот так». В рассказе В.М.Шукшина герои используют слова: «Вот»,«Что ли», «Так…», «Ну...», «Говорит», «Тут», «Эти»,«От» (вот), «Мол», «Значит», «В общем». В речи героев рассказов А.П.Чехова присутствуют слова: «Ну», «Это..», «Мда…», «Того», «Как его», «Знаете ли». В речи старого почтмейстера в «Повести о капитане Копейкине» из «Мёртвых душ» Н.В.Гоголя присутствуют следующие слова-паразиты: «судырь ты мой», «можете вообразить», «Ну…», «Знаете», «Можете представить», «То есть», «Так сказать». (Приложение 6)

В литературном произведении автор умышленно использует слова-паразиты. Они нужны для создания речевого портрета героя. Но вместе с тем, в литературном произведении отражается речь человека, жившего в то или иное время. По речи литературного героя можно судить о речи людей того времени, в котором происходит действие произведения.
2.3. Результаты анализа речи ведущих и корреспондентов программы

«Новости» «Первого канала»

Нами был проведен анализ речи телеведущих и корреспондентов программы «Новости» «Первого канала», а также речи простых людей, у которых брали интервью. В ходе анализа было выяснено, что в речи ведущей Екатерины Андреевой и других ведущих слова-паразиты отсутствуют.

Также отсутствуют слова-паразиты в речи корреспондентов программы, а люди, дававшие интервью, используют в своей речи слова-паразиты. Например: «э-э-э», «вот это», «это…», «как-бы», «так сказать». (Приложение 7)

Это происходит по следующим причинам: речь ведущих программы «Новости» составлена заранее, она запланирована, также запланированы и вопросы корреспондентов, а речь простого человека, дающего интервью, является спонтанной, незапланированной, отсюда и наличие в ней слов-паразитов.

Наблюдение за речью Андрея Малахова, ведущего ток-шоу «Пусть говорят» показало, что в речи ведущего и участников шоу присутствует большое количество слов-паразитов и даже нецензурные слова. Это объясняется теми же причинами. Наверняка ведущий и участники этой программы не планируют свою речь заранее. Очень часто гости этой программы бывают раздражены или расстроены. И по этой причине в их речи также появляются «ненужные слова».
2.4. Результаты наблюдений за речью учителей нашей школы

Мы проводили наблюдение за речью учителей нашей школы. В ходе наблюдения выяснилось, что в речи учителей также присутствуют слова-паразиты, такие как: «вот», «так», «э-э-э…», «м-м-м…», «а-а-а..» и некоторые другие.

Чаще всего учителя используют звуки, такие как «э-э-э», «а-а-а», «м-м-м». Эти слова-звуки учителя употребляют в своей речи во время объяснения теоретического материала на уроке. Вероятнее всего, учителя используют их в своей речи в те моменты, когда стараются подобрать нужное слово в монологической речи. Можно предположить, что это определённая хитрость со стороны учителей. Понимая, что учеников эта заминка в речи заставляет следить за ходом мысли и подсказывать в нужный момент подходящее слово, они специально пользуются такими звуками. Во время внеурочной беседы с учениками подобных явлений не наблюдалось. Возможно, наши педагоги в свободном общении друг с другом и страдают речевым паразитизмом, но перед нами они следят за своей речью и говорят правильно.
Выводы

Из проведённого исследования мы выяснили, что, речь подростков и взрослых в целом соответствует литературным нормам. Но, к сожалению, все подростки и взрослые используют в своей речи слова-паразиты. Не все знают о вреде этих слов и понимают необходимость их искоренения из речи.

В ходе исследования было выяснено, что различия в употреблении слов-паразитов есть даже в соотношении полов. Девочкам присущи свои слова, мальчикам – свои. Мы считаем, что нужно проводить больше разъяснительных бесед и классных часов по проблеме культуре речи, объяснять школьникам, что слова-паразиты – это «сорняки нашей речи», от которых необходимо избавляться.

Из наблюдений и анализа речи было выяснено, что употребление слов-паразитов зависит от профессии людей, ведь в речи учителей, ведущих и корреспондентов программы «Новости» слов-паразитов не выявлено. Можно предположить, что люди профессии человек – человек не употребляют в своей речи этих слов. Также стало ясно, что слова-паразиты возникают в спонтанной речи.

Проанализировав литературные произведения, мы пришли к выводу, что в речи героев тоже присутствуют слова-паразиты. Но они несколько отличаются от тех слов, которые употребляют современные подростки. Итак, употребление слов-паразитов даже в художественной литературе зависит от времени написания сочинения, возраста, профессии и даже места жительства (деревня или город) героев произведения. Больше всего употребляется слов-паразитов в деревне.

В ходе исследования наша гипотеза полностью подтвердилась. Употребление «слов-паразитов» зависит от возраста, пола, профессии людей, а также от эпохи, в которой живут люди. Слова-паразиты возникают, как правило, в спонтанной речи.

Из анкетирования по проблеме сквернословия было выяснено, что почти половина подростков 11-13 лет (38 %) сквернословят. Но нет уверенности в том, что все опрашиваемые подростки правдиво отвечали на вопросы анкеты. Возможно, реально эта цифра больше, чем 38%. Причём подростки уже привыкли сквернословить и не замечают, что они произносят эти слова.

Очень печально, что большинство родителей позволяют себе ругаться «матом» в присутствии своих детей, а некоторые из них даже не задумываются о том, к каким последствиям это может привести.

Как выяснилось из нашего исследования, взрослые, начавшие сквернословить в подростковом возрасте, так и не смогли избавиться от этой вредной привычки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На наших глазах происходит нравственная деградация общества, наблюдается удручающе низкий уровень духовности. Это напрямую отражается в языке. С экранов телевизоров, по радио на улицах городов мы слышим сниженную, вульгарную речь, граничащую с уголовным жаргоном, перегруженную словами-паразитами. В начале 20 века Максим Горький сделал такое замечание о языке тех лет: «Вообще с русским языком обращаются зверски». И в наши дни можно привести примеры «зверского» обращения с родным языком. И один из них – употребление слов-паразитов в русской речи и сквернословие.

Каждый из нас имеет в арсенале слова-паразиты, у некоторых такие слова (или одно слово) становятся отличительным стилем их разговорной речи. Хорошо это или плохо? Взрослые умные люди говорят, что УЖАС! Возможно это возрастное, а значит, пройдет. Главное, чтобы слов этих было в меру. А если употребление слов-паразитов уже прочно вошло в лексикон взрослого человека, то, конечно, от них нужно непременно избавляться.

Справедливо заметил Ян Коменский «Если нужно говорить, то сознание должно предшествовать языку, а не наоборот, чтобы не заминаться или не брать назад свои слова, если скажешь что-либо неподходящее».

Подводя итоги проделанной работы, мы приходим к выводу, что общая и словесная культура в нашей стране снижается, а эстетический вкус носителей языка портится под влиянием тех перемен, которые происходят в обществе.

В школах и других учебных заведениях нужно проводить больше разъяснительных бесед и классных часов о культуре речи, объяснять детям и подросткам, что слова-паразиты – это «сорняки нашей речи». Ведь употребление этих слов совсем не красит нашу речь, а наоборот – портит.

Нами разработаны памятки-рекомендации по устранению слов-паразитов из речи . Безусловно, слова-паразиты необходимо искоренять из нашей речи. В этом помогут некоторые советы для школьников и их родителей: (Приложение 8)

1. Чаще читайте классическую литературу, чтобы пополнить свой словарный запас;

2. Каждый день заучивайте по пять новых слов из толкового словаря.

3. Контролируйте свою и чужую речь.

4. Чаще выступайте перед аудиторией и участвуйте в дружеских беседах.

5. Попросите друзей или родственников указывать вам на «пустые» слова.

6. Запишите свою речь на диктофон и проанализируйте её.

Всё перечисленные выше меры помогут повысить уровень общей культуры, а вместе с ней и уровень культуры речи.

Особое внимание хотелось бы обратить на сквернословие. Как было выяснено в ходе нашего исследования сквернословят не только взрослые, но и дети! Проблема сквернословия кроется не только в школе или на улице, но и в семье! Сквернословие может превратиться в привычку, от которой трудно избавиться. Стоит только начать сквернословить, и бранные слова будут легко срываться с ваших губ. Человек, уважающий себя и свою семью никогда не будет сквернословить. Из-за сквернословия страдает репутация человека и могут возникнуть проблемы с законом.

Также разработаны памятки-рекомендации по избавлению от сквернословия: (Приложение 9)

  1. Следить за своей речью, перестать ругаться самому, выработать у себя брезгливость и отвращение к бранным словам.

  2. Избегать общения с людьми, употребляющими бранные слова.

  3. Повышать уровень своей грамотности, читать русскую классическую литературу.

4. Стараться заменять бранные слова в своей речи другими словами, например: зелёный горошек или зелёный чай.

5. Вместо бранного слова говорить цифры или читать молитву.

6. Произносить как можно больше добрых слов.
Мы предлагаем тематику классных часов и бесед на темы: «Наше условие – долой сквернословие!», «Грех сквернословия», «Заразные слова», «Здоровье и сквернословие», «Чистота речи – залог духовного здоровья» и другие. Предлагаем проводить акции за чистоту языка в рамках школы, района и города.
Анна Ахматова в начале XX века писала:

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти всё готово.

Всего прочнее на земле – печаль

И долговечней царственное слово.

Царственное слово долговечно… Едва бранные слова можно называть царственными. И совсем не хочется чтобы они были долговечными и передались нашим потомкам.

Закончить свою работу хочется словами великого русского писателя И.С.Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками».

Библиографический список
1. Борисова Е.Г. О некоторых особенностях современного жаргона молодежи //Русский язык в школе. 1981. № 3. С. 76 - 87.

2. Брагина А.А. Лексика языка и культура страны. М., 1986. С. 75.

3. Большой энциклопедический словарь: в 2-х т./ Гл. ред. Прохоров А.М./ 1991.,Т.2

4. Википедия. Свободная энциклопедия www.wikipedia.org

5. Головин Б.Н. Как говорить правильно. М., 1988.

6. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. М., 2006. с.495

7. Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. – М., 1987.

8. Кожевникова К. Спонтанная устная речь в русской эпической прозе.– Praha, 1970.

9. Ладыженская Б.Я. Особенности организации устной спонтанной речи (вставные элементы в речевом потоке). дис. канд. наук. – М., 1985.

10. Левонтина И.Б. О словах-паразитах. Действительно ли эти слова лишние в языке?// 1 сентября. Русский язык, 2004. № 15.

11. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. М.: Просвещение, 1976. c. 272

12. Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002, т.2

13. Сиротина О.Б Современная разговорная речь и ее особенности. М., 1984г.


ПРИЛОЖЕНИЕ



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Слова-паразиты и нецензурная лексика в русском языке iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: Слово о русском языке. Лексика. Слово и его значение. Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значение слова
Слова-паразиты и нецензурная лексика в русском языке iconКонспект урока по русскому языку для 6 класса Тема: «Основные способы...
Учитель: Ребята, на прошлых уроках мы говорили о том, что словарный состав языка, или лексика, постоянно изменяется: одни слова постепенно...
Слова-паразиты и нецензурная лексика в русском языке iconИноязычная лексика французского происхождения в русском языке новейшего периода
Специальность 10. 02. 20 – сравнительно-историческое, типологическое, сопоставительное языкознание
Слова-паразиты и нецензурная лексика в русском языке iconТребования к оформлению материалов
Объём статьи – до 10 страниц. Принимаются статьи на русском, иностранных и национальных языках. Информация об авторах, аннотация...
Слова-паразиты и нецензурная лексика в русском языке iconИсследовательская работа по теме «Заимствование англицизмов в русском языке» (филологическая)
Цель работы: рассмотреть отношение людей к появлению в русском языке слов, заимствованных из английского, а так же выяснение, в правильном...
Слова-паразиты и нецензурная лексика в русском языке iconСтатьи и фио авторов на русском языке
В целях повышения эффективности обучения аспирантов руководством лаборатории было принято решение о создании базы реферативных материалов...
Слова-паразиты и нецензурная лексика в русском языке iconЗвукоизобразительная лексика в айнском языке короткова И. А
Выяснить осмысление морфемного состава слова и мотивировку его значения на основе сближения с созвучными словами, отличными от него...
Слова-паразиты и нецензурная лексика в русском языке iconОбъемом до двух печатных листов для докторской и одного листа для...
...
Слова-паразиты и нецензурная лексика в русском языке iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знать основные функции языка в обществе, о русском языке как национальном языке русского народа, государственном языке РФ и языке...
Слова-паразиты и нецензурная лексика в русском языке iconУрок-игра тема: соединительные гласныеоие в сложных словах
Среди, способов образования слов в русском языке есть такие способы, при которых образуются сложные слова. Назовите их
Слова-паразиты и нецензурная лексика в русском языке iconПаразиты. Нужны ли они на Земле?
Цель данной работы состоит в том, чтобы собрать как можно больше информации о паразитах (понятие, способы питания, классификация),...
Слова-паразиты и нецензурная лексика в русском языке iconАргументируйте свой вывод лексической интерпретацией слова
...
Слова-паразиты и нецензурная лексика в русском языке iconСценарий работает в режиме тренинга обучающего тестирования. Для...
В настоящее время уже существуют и действуют достаточно много систем онлайнового тестирования, располагающихся на сайтах различного...
Слова-паразиты и нецензурная лексика в русском языке icon«Молодежный сленг и жаргон»
Считается, что слова-паразиты — обычное явление в речи современных людей, чей интеллект… не слишком обременен знаниями. Это так называемые...
Слова-паразиты и нецензурная лексика в русском языке iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Активные процессы в современном...
Л. А. Вараксин, Л. К. Павлова. Активные процессы в современном русском языке. Учебно-методический комплекс для студентов 3 курса...
Слова-паразиты и нецензурная лексика в русском языке iconТема реферата должна соответствовать специальности аспиранта (соискателя)...
Реферат должен быть выполнен на русском языке по материалам специальной литературы на иностранном языке


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск