Российской Федерации Департамент образования Комитета по социальной политике и культуре администрации города Усть-Илимска





Скачать 427.17 Kb.
НазваниеРоссийской Федерации Департамент образования Комитета по социальной политике и культуре администрации города Усть-Илимска
страница1/2
Дата публикации01.10.2014
Размер427.17 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2
Министерство образования и науки Российской Федерации

Департамент образования Комитета по социальной политике и культуре администрации города Усть-Илимска

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11»

Адаптационная образовательная программа

по литературе

для учащихся 10-11 классов

средней общеобразовательной школы

Автор программы:

Смирнова Галина Александровна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Г. Усть-Илимск

2013


Адаптационная образовательная программа по литературе

для учащихся 10-11 классов средней общеобразовательной школы

разработана в соответствии с требованиями ФГОС

Смирновой Галиной Александровной, учителем русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11»

г. Усть-Илимска Иркутской области
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

АКТУАЛЬНОСТЬ

Цель литературного образования - становление духовного мира человека, созда­ние условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном со­вершенствовании, в реализации ее творческих возможностей.

Данная программа исходит из того, что доминирующим на уроках литературы должен стать процесс духовного развития личности и нравственно-эстетического воспи­тания. В основу курса положено изучение произведения как эстетической и нравствен­ной ценности, которая не замыкается только в рамках времени его создания, но также актуальна и для сегодняшнего ученика, что позволяет ему воспринимать произведение творчески, личностно - через эпоху создания к нашим дням.

Необходимо отметить и то, что эстетический подход к произведению, осознание учениками понятия художественного образа позволит учителю на качественно ином уровне осуществлять межпредметные связи с другими видами искусства; основной этих связей станет художественный образ и понятие прекрасного как всеобщей эстетической и нравственной категории.

Деятельность ученика и учителя на уроке должна строиться на основе психологи­ческой концепции искусства. При истинном эстетической изучении художественного произведения с точки зрения совершенствования доминирующим должна стать творче­ская деятельность ученика в процессе изучения учебного материала, анализа художест­венного произведения.

НОВИЗНА

В программу впервые включены произведения религиозной литературы, которые рассматриваются с точки зрения их нравственно-эстетического потенциала, историче­ской значимости. А также произведения философской направленности, детективного жанра и жанра фэнтези, которые широко распространены в современном литературном мире. Изучение этих произведений выполняет задачу самостоятельного общения с ху­дожественными произведениями различных жанров и эпох, самостоятельного знакомст­ва с современной литературой. Самоценность такого подхода состоит в том, что в основу его положено изучение художественного произведения с позиций историко-функционального и мировоззренческого анализа. Такое изучение в известной мере син­тезирует задачи истории литературы и литературной критики. А это значит, что учащие­ся, постигая жизнь произведения во времени, учатся видеть актуальность эстетического творения для них самих.

В соответствии с этим положением программа гуманитарного курса ориентирует­ся на историко-функциональное изучение произведений русской литературы, но с опо­рой на историко-литературный принцип. Установка на изучение литературы на фоне ми­ровой сохраняется.
ЦЕЛИ ГУМАНИТАРНОГО И ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ
Воспитательные. Становление духовного мира человека на основе духовного поиска русской литературы; воспитание и формирование эстетического вкуса как условия при­общения и постижения художественной культуры; воспитание гражданского и нравст­венного идеала как общечеловеческой ценности.

Образовательные и развивающие. Формирование и развитие умений творческого, то есть эстетического чтения, приводящего к формированию читательской самостоятельности; формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письмен­ной речью; формирование навыков анализа художественного произведения.
ЗАДАЧИ

1. Сформировать представление о литературе как виде искусства, научить понимать внутренние законы этого вида искусства, отличать художественное произведение от явлений «массовой культуры» .

2. На основе понимания языка литературы как вида искусства научить анализу художе­ственного произведения как объективной художественной реальности.

3. Сформировать представление о мировой литературе и мировом литературном про­цессе.

4. Выявить специфическую особенность литературы как одного из видов памяти чело­вечества. На основе принципа историзма определить диалектическую взаимосвязь традиции и новаторства, преемственность литературных эпох.

5. Показать национальное своеобразие и мировое значение русской литературы.

6. Определить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами ис­кусства и общие закономерности развития художественной культуры человечества.
Изучение программы гуманитарного курса для старших школьников в 10 классе начинается с повторения литературы от ее истоков, то есть мифологии, до середины 19-го века. А также вначале курса дается установка на изучение теории литературы. Это первый раздел программы.

Далее во втором основном разделе происходит изучение классической литерату­ры второй половины 19-го века, углубленное знакомство с творческом ведущих писате­лей-классиков России.

И, наконец, в третьем разделе 10 класса учащиеся знакомятся с творчеством зару­бежных писателей второй половины 19-го века.

Изучение каждого раздела может заканчиваться творческими опытами (как пись­менными, так и устными) учащихся. В конце каждого полугодия предполагается чита­тельская конференция.

При отборе произведений для обязательного изучения учитываются три критерия: художественная ценность произведения, наличие в ней общечеловеческого содержания, местом произведения в историко-литературном процессе.
Данная программа гуманитарного курса для старших классов (10-11 кл.) претенду­ет на статус адаптационной на основе «Программы по литературе для средней общеоб­разовательной школы», научный редактор Т. Ф. Курдюмова, опубликованной в журнале «Литература в школе», №4, 1991г., стр.25; а также на основе «Программы литературного образования для школ, гимназий и лицеев гуманитарного профиля, авторы: А.Г.Кутузов, М.Б. Ладыгин, А.Б. Есин, опубликованной в журнале «Литература в школе», №№ 6, 1991 г, 1, 1992г. Обе эти программы предложены Министерством образования РСФСР.

Кроме материала, указанного выше, в данной программе в 10 классе:

1. Расширено и приведено в определенную систему изучение теории литературы.

2. Расширено повторение литературы от мифологии до литературы 19-го века.

3. Несколько подробнее и с исторической точки зрения освещается русская литератур­но-критическая, философская и религиозная мысль второй половины 19-го века.

4. С этих позиций ведется изучение творчества писателей-классиков 19-го века. Такой подход дает возможность понять учащимся истоки глубокого психологизма и новых веяний литературы 20-го века.

В 11 классе:

1. Курс литературы разбит на определенные хронологические и тематические разделы.

2. По конкретным временным циклам происходит знакомство с литературой о Великой Отечественной войне.

3. Особенное внимание в программе уделяется изучению современной литературы, ко­торая также представлена хронологическими и тематическими циклами, ранее не изучавшимися или рассматривающимися поверхностно.

4. И, наконец, в программе предложено более подробное и также по тематическим цик­лам знакомство с зарубежной литературой XX века.

5. Продолжается изучение теории литературы.
В программе последовательно осуществляется принцип вариативности, который дает учителю право выбора авторов и произведений, предлагаемых в программе, а также пути изучения конкретной темы (они могут варьироваться в зависимости от конкретных условий).
Программа может быть применена для классов гуманитарного цикла, с углублен­ным изучением английского и других иностранных языков, для классов физико-математического, социально-экономического и общеобразовательного направлений; соответственно и почасовая разбивка материала может варьироваться в зависимости от направления от 5 часов в неделю до 3-х.

Рекомендуемый обширный литературный материал в программе 11-го класс, ко­нечно, невозможно изучить в течение одного года, поэтому учителю и учащимся предла­гается право выбора для изучения как определенных авторов и их произведений, так и отдельные темы (циклы) внутри каждого раздела.
К данной программе имеются приложения:

- материалы по теории литературы: список литературы для 11 класса; сведения о литературных направлениях; сведения о средствах выразительности и т. д.;

- авторские презентации к урокам литературы в 10, 11 классах по творчеству конкретных

писателей и по обзорным темам;

- видеоролики по темам и видеоролики – отрывки из художественных фильмов по тому или иному художественному произведению, изучаемому в школе;

- материалы по темам к урокам.

ДЕСЯТЫЙ КЛАСС

164 часа в год, 5 часов в неделю. (102 часа в год, 3 часа в неделю).

I. Введение. (15-18 часов) (12-15 часов)

1. Повторение курса 9-го класса. Славянская мифология и мифы народов мира. Древне­русская литература и литература средневековой Европы. Ренессанс в Европе. Эпоха просвещения в России. Литература первой половины 19-го века: особенности роман­тизма и поиски пути в поэзии и философии первой половины 19-го века. Творчество А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина,

М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.

2. Теория литературы. Художественная литература как искусство слова. Понятие об образе. Типичный характер и типические обстоятельства. Характеристика литератур­ного персонажа. Понятие о литературном направлении: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм. Жанры и виды литературы. Понятия о юморе и сатире. Компо­зиция и сюжет литературного произведения. Элементы сюжета. Понятие о конфлик­те. Анализ лирического стихотворения. (5 -10часов)

//. «Золотой век литературы». Русская литература второй половины 19-го века.

1. Социально-историческое развитие России в середине 19-го века, его противоречия. (2 часа)

Крестьянский вопрос в России и реформа 1861 года. Конфликт либерального дворянства и разночинной демократии. Влияние общественно-политической ситуа­ции на развитие русской литературы.

2. Романтическая литература 19-го века. (5 часов).Исторические романы А. К. Толстого, А. Ф. Фельтмана, К.М.Станюковича (по выбору учителя). Художественный мир рус­ской поэзии середины 19-го века. Высокие художественные достоинства, глубокий психологизм поэзии Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.К.Толстого. Картины русской приро­ды в произведениях А.В.Кольцова, А.А.Фета, И.С.Никитина (по выбору учителя).

«Плоды раздумий» Козьмы Пруткова. Своеобразие жанра афоризма; образ Козьмы Пруткова, история его создания. (Урок-композиция).

Эстетическая полемика. Проблема «искусства для искусства».

Место и значение русской романтической литературы второй половины века. Рус­ский романс.

3. Развитие литературы критического реализма. (5 часов). (3 часа)

Расцвет реализма в литерату­ре, живописи, музыке, театральном искусстве. Журнальная полемика середины века. Журналы «Современник», «Отечественные за­писки», «Русское слово».

Русская литературно-критическая мысль второй половины XIX века. Деятельность В.Г.Белинского, А.И.Герцена, революционно-демократическая критика Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, Д.И.Писарева, М.А.Антоновича. Литератур­но-критическая программа славянофилов, западников и других партий. Натуральная школа против романтизма. Литература в спорах о социализме. Кто такие нигилисты. Религиозно-философская мысль в 80-90-е годы: Н.Ф.Федоров, В.С.Соловьев. (5 ч.)

4. Художественный мир И. А Гончарова. (8 часов). (5 часов)

Очерк жизни и творчества.

Три романа Гончарова: «Обыкновенная история» (история столкновения патриар­хального мира и буржуазной культуры), «Обломов», «Обрыв» (герои романа и их судьбы, судьба романа).

«Обломов». «Обломовщина». Художественное мастерство Гончарова - реалиста. Ха­рактер главного героя, его внутренняя противоречивость, его сущность, характер, судьба. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская. Захар. Оценка обломовщины в крити­ке: Н.А.Добролюбов «Что такое обломовщина?»; Д.И.Писарев ««Обломов». Роман Гончарова»; А.В.Дружинин ««Обломов, Роман И.АГончарова». Восприятие романа во второй половине XIX и в XX веке. Роман Гончарова и совре­менность, восприятие романа в наши дни. Критические статьи Гончарова: «Мильон терзаний», «Лучше поздно, чем никогда» и др..

Для самостоятельного чтения: «Фрегат «Паллада».

5. Александр Николаевич Островский (8 часов). (5 часов)

Очерк жизни и творчества. Новаторство Островского - драматурга.

Комедии Островского: «Свои люди - сочтемся», «На всякого мудреца довольно про­стоты», «Горячее сердце», «Бешеные деньги». (По выбору учителя и учащихся). А.Н.Островский - мастер комедии характеров и комедии положений. Отражение рус­ской действительности в комедиях драматурга. Приемы и способы создания комиче­ского эффекта в пьесах. Речевая характеристика персонажей. Особенности типизации в пьесах. Непреходящее значение созданных А.Н.Островским характеров. Социальная значимость сатиры А.Н.Островского. Драмы А.Н.Островского.

«Гроза», «Бесприданница» (одна из драм по выбору).

«Темное царство» в изображении А.Н.Островского. «Семейно-денежные» отношения как осно-ва господства самодуров (Н.А.Добролюбов). Самодурство как социально-психологическое явление. Трагический конфликт личности с социально-бытовым ук­ладом.

«Снегурочка». Поэтический мир берендеев, добрые и справедливые законы этого ми­ра. Любовь - высшая ценность человеческой жизни. «Снегурочка» на сцене.

Гуманизм пьес А.Н.Островского. Роль А.Н.Островского в развитии русской драма­тургии. Театральная история пьес драматурга. А.Н.Островский и Малый театр. Современные драматургические и кинематографические интерпретации пьес А.Н.Островского. А.Н.Островский и его современность. А.Н.Островский о драме и театре.

6. Художественный мир И.С.Тургенева (12 часов). (8 часов)

Очерк жизни и творчества. Место творчества И.С.Тургенева в русской литературе XIX века, его мировое значение. Особенности реализма писателя. «Записки охотни­ка» - изображение крепост-нической действительности. Повести о любви: «Первая любовь», «Ася», «Вешние воды» - пси-хологизм И.С.Тургенева, эстетич. и эти­ческие позиции. Его участие в журнальной полемике.

Романы Тургенева. «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне» (по выбору). Иссле­дование социально-психологических корней только нарождающихся в обществе явле­ний - характерная черта И.С. Тургенева-романиста. Особенности типизации в рома­нах.

Роман «Отцы и дети». Отражение в романе общественно-политической борьбы 60-х годов. Конфликт дворянских либералов и разночинцев - демократов. Дворянство в изображении И.С.Тургенева. .Нравственный максимализм Базарова. Возможность неоднозначной трактовки образа Базарова и идейного смысла романа в целом. Смысл названия романа. Нравственная проблематика и ее общечеловеческое значение. Ху­дожественное своеобразие романа. Композиция романа. Роль пейзажа и художест­венных деталей. Роль женских образов и любовной интриги в романе. Особенности воспроизведения действительности в романе. «Отцы и дети» как произведение кри­тического реализма.

Идейно-эстетическая полемика вокруг романа: Д.И.Писарев «Базаров»; Н.Н.Страхов ««Отцы и дети» И.С.Тургенева», М.А.Антонович «Асмодей нашего времени». Роль и место И.С.Тургенева в развитии русского и европейского романа.

«Стихотворение в прозе» - плод философских размышлений. Значение И.С.Тургенева в русской и мировой литературе.

7. Литература 60-х гг. XIX века. (3 часа). (1 час)

Общий обзор и изучение одной из монографической тем:

Г.И. Успенский. «Нравы Растеряевой улицы» - нравы провинциального города, чело­веческие судьбы, человеческие типы в романе Успенского.

Н.Г. Помяловский. «Очерки бурсы» - взаимоотношения преподавателей и воспитан­ников в бурсе, становление личности в условиях буржуазного воспитания.

В.М.Гаршин. Рассказы.

8. Н.Г.Чернышевский - пророк светлого будущего. (6-8 часов). (4 часа)

Жизнь и деятельность. Эстетическая теория Чернышевского.

Реформы и преобразования России в теории Чернышевского. Призывал ли Черны­шевский Русь к топору?

Роман «Что делать?». «Новые люди» в романе. Проблема эмансипации женщин. «Особенный человек», его жизненные принципы. Последователи Рахметова в рус­ской истории. Полемика вокруг романа. Восприятие романа современниками и в XX веке.

9. Художественный мир Н.А.Некрасова ( 10 часов).(8 часов)

Очерк жизни и творчества.

Место поэта в литературном процессе. Н.А.Некрасов о поэте и поэзии. Мотивы ли­рики Н.А.Некрасова, своеобразии его поэзии (мотивы народной песни, лиризм, ис­кренность чувств). Идея гражданственности и народности в лирике Своеобразие об­раза лирического героя /«Мне борьба мешала быть поэтом, песня мне мешала быть борцом»/. Сознательное подчинение творчества задачам общественной борьбы. Осо­бая трактовка поэтом образа революционера - демократа: идеи жертвы, приносимой лучшими людьми общества во имя народного счастья.

Песни и баллады («Похороны» и др.). Многообразие крестьянских типов. Своеобра­зие восприятия крестьянской общины. Интимная лирика Н.А.Некрасова, ее непреходящее значение.

Лирическое отражение русской действительности в художественном мире поэзии Н.А.Некрасова.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» энциклопедия народной жизни середины XIX века. Смысл названия поэмы. Отражение в ней социальных противоречий эпохи. Мастерство поэта в изображении народной поэзии. Многообразие крестьянских ти­пов. Сатирические портреты помещиков. Проблемы счастья, долга, смысла жизни. Осмысление Н.А.Некрасовым судеб пореформенного крестьянства - главная про­блема поэмы. Нравственная проблематика поэмы, непреходящее значение этической позиции писателя. Образы «народных заступников» в поэме. Характер Гриши Добросклонова.

Своеобразие языка и стиха поэмы, стилизация устного народного творчества. Осо­бенности композиции: путешествие как сюжетно-композиционный прием организа­ции повествования, роль внесюжетных элементов, жанр песни в структуре поэмы; образ повествователя и авторские отступления.

Творчество Н.А.Некрасова в русской критике второй половины столетия. Для самостоятельного чтения: лирика, «Русские женщины», «Железная дорога», «Мороз Красный нос».

Поэты некрасовской школы: И.С.Никитин, А.В.Кольцов, И.З.Суриков.

Теория литературы: развитие понятия и народности литературы; понятие о стиле.

10. Духовные искания Достоевского. Ф.М.Достоевский (12 часов). (10 часов)

Очерк жизни и творчества.

Основные мотивы произведений. Нравственная проблематика, философская и духов­ная глубина творчества, психологизм, авантюрность сюжетного действия. Восприятие писателем русской действительности и ее осмысление в художественном творчестве. «Найти человека в человеке» - основная проблема творчества писателя. Своеобразие христианского гуманизма. Полемическая направленность многих про­изведений Ф.М.Достоевского.

Рассказы («Мальчик у Христа на елке»), повести («Бедный люди», «Белые ночи»). Роман «Прес-тупление и наказание». Русская действительность в художественном мире романа. Суровая правда в изображении безысходности жизни обездоленных людей в мире зла. Боль человека - основа авторской позиции в романе Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. Теория Раскольникова о праве на «кровь по совести» и ее последовательное опровержение в романе. Характер Раскольникова. Проблема личной ответственности человека за свою позицию в про­тиворечивом мире. «Двойники» Раскольникова (Лужин и Свидригайлов), их роль в романе. Проблема самоценности отдельного человека и счастья всего человечества. «Правда» Раскольникова и «правда» Сонечки, их столкновение. «Двойники» Сонечки (Лизавета, Миколка и др.). Идея страдания и очищения в романе. Христианская кон­цепция Ф.М.Достоевского. Значение символических деталей в романе (символы кро­ви, креста, воскресения).

Гуманизм Ф.М Достоевского. Критическая полемика вокруг романа. Романы «Братья Карамазовы» (проблема нравственной ответственности за то, что со­вершается в мире - главная проблема романа. Образы Ивана, Дмитрия, Алеши, Смердякова, старца Зосимы. Поиск вечной гармонии и всеобщей истины в романе.

«Идиот»: проблема нравственной чистоты человека в современном мире - основная проблема произведения. Смысл названия романа. Образ князя Мышкина - христиан­ский идеал человека в романе. «Бесы»: смысл названия и образы «бесов» в романе. Ф.М.Достоевский- публицист, литературный критик. «Дневник писателя». Мировое значение творчества Ф.М.Достоевского. Непреходящая эстетическая, фило­софская и нравственная ценность его произведений. Ф.М.Достоевский в современном мире, споры вокруг его литературного наследия.
11. Духовный поиск Л.Н.Толстого. Л.Н.Толстой (12 часов) (8 часов). Жизненный и творческий путь.

Начало творческой деятельности. Военный опыт писателя, участие в обороне Сева­стополя. Изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма русских сол­дат и офицеров в «Севастопольских рассказах». Религиозные и нравственные искания писателя.

«Война и мир». Художественные особенности романа-эпопеи. Психологизм Л.Н.Толстого как форма изображения идейно-нравственных исканий. Жанровая при­рода «Войны и мира». Соединение в романе идеи личного с идеей целого, всеобщего. Последовательное развенчание в романе индивидуализма и утверждение жизни «ми­ром». Образ Наполеона. Многозначность категории «мир» в романе (как вселенная, мироздание; мир как состояние взаимной любви, противоположное войне; мир как единение людей).

Искания героев Л.Н.Толстого. Сложность жизненного выбора, поиска смысла жизни и итоги этих поисков. Различия путей нравственно-философского поиска у Андрея Болконского, Наташи Ростовой, Пьера Безухова, Николая Ростова. Идея нравствен­ной ответственности человека за судьбы мира.

Проблема истинного и ложного в «Войне и мире». Отрицание Л.Н.Толстым всего неестественного, искусственного, несовместимого с нормами вечной общечеловеческой морали. Критика с этих позиций высшего дворянского «света», его лжепатриотизма и бездуховности. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» - одна из глав­ных идей Л.Н.Толстого

«Мысль народная» в романе. Народ и личность - одна из главных проблем романа. Картины войны 1812 года. Смысл противопоставления Кутузова и Наполеона. Осуж­дение войны в романе, осуждение «наполеонизма» как бесчеловечной идеи господ­ства одной личности над всем миром. Значение образа Платона Каратаева. Изобра­жение внутренних противоречий в крестьянстве: образы Тихона Щербатова, старос­ты Дрона, лакея Лаврушки и др.

Патриотическое звучание романа-эпопеи. Образы солдат и офицеров, их героизм. Осуждение Л.Н.Толстым национальной розни, несправедливых войн за пределами Отечества. Воззрения Л.Н.Толстого на роль личности и народных масс в истории. Тема любви в романе. Значение женских образов. Литературная критика о романе. Идейные искания Л.Н.Толстого, обзор творчества позднего периода: «Анна Карени­на», «Воскресенье», «Хаджи-Мурат». Повести, пьесы. Литературная полемика вокруг творчества Л.Н.Толстого. Л.Н.Толстой и православие. Л.Н.Толстой и революция,

Л.Н.Толстой - классик мировой литературы. Непреходящая эстетическая и нравст­венно-философская значимость его произведений.

Л.Н.Толстой и культура XX века. Театральные и кинематографические версии его произведений.

Л.Н.Толстой о литературе. Интерес к Л.Н.Толстому в современном мире. (Читательская конференция: художественные искания Л.Н.Толстого).

12. Сатира Салтыкова-Щедрина. М.Е.Салтыков-Щедрин. (6 часов) (5 часов).

Очерк жизни и творчества великого сатирика. Русская действительность в художест­венном мире М.Е. Салтыкова-Щедрина. Мировоззрение писателя. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина. Своеобразие фантастики в сказках. Отличие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина от на­родных сказок. Иносказательная образность: (теория литературы) гротеска, аллего­рия, символика. «Опрокинутый» мир сказок писателя. Социально-политическая и нравственная проблематика сказок, их сатирическая направленность: обличив само­дурства, произвола, обывальщины. Язык сказок. Художественное мастерство писате­ля-сатирика.

Романы «Господа Головлевы» и «История одного города» (по выбору). Своеобразие художественной формы произведений, особенности их фантастики и психологизма. Широкое обобщающее значение щедринских образов. Проблема народа в произведе­ниях М.Е. Салтыкова-Щедрина. «История одного города» - сатирическое изображе­ние смены царей на русском престоле как смены градоначальников; прием гротеска в изображении градоначальников; отношение к народу - к его терпеливости, беспра­вию, беспомощности. Писатель о народе историческом и народе носителе идей демо­кратизма.

М.Е. Салтыков-Щедрин как сатирик. Объекты сатиры, средства и приемы сатириче­ской типизации. Образы «литературных негодяев». Проблема совести и нравственно­го возрождения человека в произведениях. Традиции классической литературы в творчестве писателя.

Публицистика М.Е.Салтыкова-Щедрина. Литературная полемика вокруг его творче­ства. М.Е.Салтыков-Щедрин и культура XX века. Современное звучание его произ­ведений.

Для самостоятельного чтения: «Поветь и том, как один мужик двух генералов про­кормил», «Дикий помещик», «Самоотверженный заяц» и др.

13. Русский сказочник П.П.Ершов и его бессмертная сказка «Конек-горбунок» (1-2 часа).

14. Художественный мир Н.С.Лескова. (7 часов) (5 часов).

Русская действительность в художественном мире Н.С.Лескова. Художественное своеобразие творчества писателя. Жанр лесковской прозы. Новелла как ведущий жанр в его творчестве. Особенности повествования, ориентация на сказ, на устную форму народной речи. Психологические и философские раздумья. «Очарованный странник», «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе», «Запечатленный ан­гел», «Леди Макбет Мценского уезда». Образ русского человека в творчестве Н.С.Лескова и проблема народности. Образ русского праведника; русские мастера в творчестве писателя. Русский национальный характер в произведениях. Н.С.Лесков как бытописатель. Своеобразие комизма Н.С.Лескова: формы и приемы комического. Н.С.Лесков в развитии русской литературы. Его позиция в литературной полемике. Для самостоятельного чтения: «Тупейный художник», «Железная воля», «Мелочи архиерейской жизни», «Соборяне», «Человек на часах».

15. Художественный мир А.П.Чехова. (8 часов) (6 часов).

Общая характеристика творчества А.П.Чехова, своеобразие воспроизведения русской действительности в его произведениях. Новеллы А.П.Чехова.

Жанровое своеобразие малой формы; «мелочи жизни» в изображении А.П.Чехова; воспроизведение идейно-нравственных процессов, характерных для обыденного соз­нания. Особенности изображения «маленького человека» в прозе А.П. Чехова. Про­блема истинных и ложных ценностей. «Восходящее» и «нисходящее» развитие лич­ности; осознание истинных ценностей и отход от них. Своеобразие выражения автор­ской позиции в новеллах, проблема нравственной ответственности. Особенности поэтики писателя, связанные с использованием малых прозаических форм (жанров). Роль художественной детали. Своеобразие чеховского психологизма. Юмор в творчестве А.П.Чехова. Способы создания комического эффекта. Смешное и серьезное в новеллах. Русская критика о прозе писателя. Драматургия А.П.Чехова.

Новаторство чеховской драматургии. Ослабленность внешнего действия и внутрен­ние психологические конфликты. Значение подтекста. Роль ремарок и художествен­ных деталей. Споры о жанровой природе драматургии писателя, своеобразие его ко­медий.

Пьеса «Вишневый сад». Сочетание комического и трагического в пьесе. Основная тема - тема уходящего мира. Причины человеческой недееспособности - основная проблема пьесы. «Несостоявшиеся судьбы» героев пьесы, жизненная неустроенность, разобщенность. Разлад между желаниями и реальным их осуществлением - основа конфликта пьесы. Проблема соотношения старых и нового владельца сада. Эмоцио­нальный смысл финала пьесы. Значение образов-символов, не поддающихся одно­значной интерпретации. Символический смысл названия. Отношение автора к своим героям. Гуманизм А.П.Чехова. Неоднозначное прочтение пьесы критикой. Теория литературы. Своеобразие стиля А.П.Чехова, прозаика и драматурга, лаконизм рассказов, отсутствие морализаторства, расчет на читателя-единомышленника, роль художественной детали; своеобразие построения и стилистики пьес, роль авторских прав ремарок, пауз, переклички реплик и т.д.

Драматургия А.П.Чехова и Художественный театр. Современные трактовки чехов­ских пьес.

Роль и мировое значение А.П.Чехова в культуре XX века. Для самостоятельного чтения, рассказы, пьесы «Дядя Ваня», «Чайка», «Медведь».

///. Из зарубежной литературы. (5 часов) (3часа)

1. Г.Гейне, «Книга песен». Краткие сведения о жизни и творчестве.

2. И.В.Гете. «Фауст». Философская трагедия «Фауст» - выражение передовых идей эпохи Просвещения. Протест против рутины и схоластики, утверждение величия ра­зума и дерзаний человека. Роль злого начала в исканиях и судьбе Фауста.

3. О. Де Бальзак. «Человеческая комедия» (краткий обзор) Великий французский писа­тель-реалист.

4. П.Мериме Новеллы. Психологизм Мериме. Романтические и реалистические эле­менты в новеллах. Особенности художественного конфликта и идейного звучания произведений.

5. Ч.Диккенс. «Приключения Оливера Твиста». Изображение социальных противоречий в романе. Мастерство Диккенса-реалиста.

Европейские реалисты о принципах литературного творчества.

IV. Для бесед по современной литературе. (7 часов) (5 часов)

Ю.Бондарев. «Горячий снег».

А.В.Вампилов, жизнь и творчество. Пьесы.

Б.Васильев. «А зори здесь тихие».

В.Шукшин, жизнь и творчество. Рассказы.

Современная поэзия: Р. Рожденственский, О. Бергольц, Л. Татьяничева и др.
Для уроков по развитию речи - 10-12 часов.

Связь литературы с другими видами искусства ( в процессе).

При изучении курса литературы ведется хронологическая таблица «Общая картина раз­вития мира».

Распределение количества часов по темам (примерное).
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской Федерации Департамент образования Комитета по социальной политике и культуре администрации города Усть-Илимска iconМуниципального бюджетного общеобразовательного учреждния города иркутска
Учредители: Департамент образования комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска г. Иркутск, ул. Рабочего...
Российской Федерации Департамент образования Комитета по социальной политике и культуре администрации города Усть-Илимска iconПрограмма разработана в соответствии с Программой Законом «Об образовании рф»
Департамент образования комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска
Российской Федерации Департамент образования Комитета по социальной политике и культуре администрации города Усть-Илимска iconДепартамент образования комитета по социальной политике и культуре администрации
Новосибирской области, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием территориальной экзаменационной...
Российской Федерации Департамент образования Комитета по социальной политике и культуре администрации города Усть-Илимска iconI. Основные сведения о проводимой процедуре запроса котировок цен
Управление культуры Комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска
Российской Федерации Департамент образования Комитета по социальной политике и культуре администрации города Усть-Илимска iconКомитет по социальной политике и культуре департамент образования
Первомайский, 57, г. Иркутск, 664058, факс 36-72-05, тел. 36-71-77, irksch35@mail ru
Российской Федерации Департамент образования Комитета по социальной политике и культуре администрации города Усть-Илимска iconКомитет по социальной политике и культуре департамент образования
Первомайский, 57, г. Иркутск, 664058, факс 36-72-05, тел. 36-71-77, irksch35@mail ru
Российской Федерации Департамент образования Комитета по социальной политике и культуре администрации города Усть-Илимска iconИнформационный отчет
Муниципальное образование «Город Иркутск»; от имени муниципального образования «Город Иркутск» права учредителя учреждения осуществляет...
Российской Федерации Департамент образования Комитета по социальной политике и культуре администрации города Усть-Илимска iconОддержание социальной стабильности и обеспечение полноценной социальной...
Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах...
Российской Федерации Департамент образования Комитета по социальной политике и культуре администрации города Усть-Илимска iconРоссийской Федерации Департамент образования Брянской области Отдел...
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Департамент образования Брянской области
Российской Федерации Департамент образования Комитета по социальной политике и культуре администрации города Усть-Илимска iconИзвещение о проведении запроса котировок
Наименование: Отдел по культуре, физкультуре и спорту, молодежной и социальной политике администрации муниципального образования...
Российской Федерации Департамент образования Комитета по социальной политике и культуре администрации города Усть-Илимска iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Перми (далее слет – фестиваль) разработано на основании Закона Пермской области от 19. 10. 1998 г. №253-28 «О государственной молодежной...
Российской Федерации Департамент образования Комитета по социальной политике и культуре администрации города Усть-Илимска iconПриложение №4 Выступление Ереминой Л. В. – заместителя начальника...
Бюджетным кодексом Российской Федерации, руководствуясь Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления...
Российской Федерации Департамент образования Комитета по социальной политике и культуре администрации города Усть-Илимска iconГорода Волгодонска постановление
Администрации города Волгодонска и органах Администрации города Волгодонска, а также в целях совершенствования деятельности Администрации...
Российской Федерации Департамент образования Комитета по социальной политике и культуре администрации города Усть-Илимска iconУтвержден Распоряжением Окружной администрации города Якутска от «23» ноября 2011 г
В. П. Ларионова» Городского округа «Город Якутск» создано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (п...
Российской Федерации Департамент образования Комитета по социальной политике и культуре администрации города Усть-Илимска iconДепартамент образования города москвы западное окружное управление образования
Федеральный закон об образовании в Российской Федерации №273-фз от 29. 12. 2012г
Российской Федерации Департамент образования Комитета по социальной политике и культуре администрации города Усть-Илимска iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Согласовано начальник отдела по физической культуре, культуре и молодежной политике Администрации Октябрьского района г. Ижевска


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск