Скачать 427.17 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Департамент образования Комитета по социальной политике и культуре администрации города Усть-Илимска МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» Адаптационная образовательная программа по литературе для учащихся 10-11 классов средней общеобразовательной школы Автор программы: Смирнова Галина Александровна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Г. Усть-Илимск 2013 Адаптационная образовательная программа по литературе для учащихся 10-11 классов средней общеобразовательной школы разработана в соответствии с требованиями ФГОС Смирновой Галиной Александровной, учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» г. Усть-Илимска Иркутской области ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА АКТУАЛЬНОСТЬ Цель литературного образования - становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации ее творческих возможностей. Данная программа исходит из того, что доминирующим на уроках литературы должен стать процесс духовного развития личности и нравственно-эстетического воспитания. В основу курса положено изучение произведения как эстетической и нравственной ценности, которая не замыкается только в рамках времени его создания, но также актуальна и для сегодняшнего ученика, что позволяет ему воспринимать произведение творчески, личностно - через эпоху создания к нашим дням. Необходимо отметить и то, что эстетический подход к произведению, осознание учениками понятия художественного образа позволит учителю на качественно ином уровне осуществлять межпредметные связи с другими видами искусства; основной этих связей станет художественный образ и понятие прекрасного как всеобщей эстетической и нравственной категории. Деятельность ученика и учителя на уроке должна строиться на основе психологической концепции искусства. При истинном эстетической изучении художественного произведения с точки зрения совершенствования доминирующим должна стать творческая деятельность ученика в процессе изучения учебного материала, анализа художественного произведения. НОВИЗНА В программу впервые включены произведения религиозной литературы, которые рассматриваются с точки зрения их нравственно-эстетического потенциала, исторической значимости. А также произведения философской направленности, детективного жанра и жанра фэнтези, которые широко распространены в современном литературном мире. Изучение этих произведений выполняет задачу самостоятельного общения с художественными произведениями различных жанров и эпох, самостоятельного знакомства с современной литературой. Самоценность такого подхода состоит в том, что в основу его положено изучение художественного произведения с позиций историко-функционального и мировоззренческого анализа. Такое изучение в известной мере синтезирует задачи истории литературы и литературной критики. А это значит, что учащиеся, постигая жизнь произведения во времени, учатся видеть актуальность эстетического творения для них самих. В соответствии с этим положением программа гуманитарного курса ориентируется на историко-функциональное изучение произведений русской литературы, но с опорой на историко-литературный принцип. Установка на изучение литературы на фоне мировой сохраняется. ЦЕЛИ ГУМАНИТАРНОГО И ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ Воспитательные. Становление духовного мира человека на основе духовного поиска русской литературы; воспитание и формирование эстетического вкуса как условия приобщения и постижения художественной культуры; воспитание гражданского и нравственного идеала как общечеловеческой ценности. Образовательные и развивающие. Формирование и развитие умений творческого, то есть эстетического чтения, приводящего к формированию читательской самостоятельности; формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью; формирование навыков анализа художественного произведения. ЗАДАЧИ 1. Сформировать представление о литературе как виде искусства, научить понимать внутренние законы этого вида искусства, отличать художественное произведение от явлений «массовой культуры» . 2. На основе понимания языка литературы как вида искусства научить анализу художественного произведения как объективной художественной реальности. 3. Сформировать представление о мировой литературе и мировом литературном процессе. 4. Выявить специфическую особенность литературы как одного из видов памяти человечества. На основе принципа историзма определить диалектическую взаимосвязь традиции и новаторства, преемственность литературных эпох. 5. Показать национальное своеобразие и мировое значение русской литературы. 6. Определить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства и общие закономерности развития художественной культуры человечества. Изучение программы гуманитарного курса для старших школьников в 10 классе начинается с повторения литературы от ее истоков, то есть мифологии, до середины 19-го века. А также вначале курса дается установка на изучение теории литературы. Это первый раздел программы. Далее во втором основном разделе происходит изучение классической литературы второй половины 19-го века, углубленное знакомство с творческом ведущих писателей-классиков России. И, наконец, в третьем разделе 10 класса учащиеся знакомятся с творчеством зарубежных писателей второй половины 19-го века. Изучение каждого раздела может заканчиваться творческими опытами (как письменными, так и устными) учащихся. В конце каждого полугодия предполагается читательская конференция. При отборе произведений для обязательного изучения учитываются три критерия: художественная ценность произведения, наличие в ней общечеловеческого содержания, местом произведения в историко-литературном процессе. Данная программа гуманитарного курса для старших классов (10-11 кл.) претендует на статус адаптационной на основе «Программы по литературе для средней общеобразовательной школы», научный редактор Т. Ф. Курдюмова, опубликованной в журнале «Литература в школе», №4, 1991г., стр.25; а также на основе «Программы литературного образования для школ, гимназий и лицеев гуманитарного профиля, авторы: А.Г.Кутузов, М.Б. Ладыгин, А.Б. Есин, опубликованной в журнале «Литература в школе», №№ 6, 1991 г, 1, 1992г. Обе эти программы предложены Министерством образования РСФСР. Кроме материала, указанного выше, в данной программе в 10 классе: 1. Расширено и приведено в определенную систему изучение теории литературы. 2. Расширено повторение литературы от мифологии до литературы 19-го века. 3. Несколько подробнее и с исторической точки зрения освещается русская литературно-критическая, философская и религиозная мысль второй половины 19-го века. 4. С этих позиций ведется изучение творчества писателей-классиков 19-го века. Такой подход дает возможность понять учащимся истоки глубокого психологизма и новых веяний литературы 20-го века. В 11 классе: 1. Курс литературы разбит на определенные хронологические и тематические разделы. 2. По конкретным временным циклам происходит знакомство с литературой о Великой Отечественной войне. 3. Особенное внимание в программе уделяется изучению современной литературы, которая также представлена хронологическими и тематическими циклами, ранее не изучавшимися или рассматривающимися поверхностно. 4. И, наконец, в программе предложено более подробное и также по тематическим циклам знакомство с зарубежной литературой XX века. 5. Продолжается изучение теории литературы. В программе последовательно осуществляется принцип вариативности, который дает учителю право выбора авторов и произведений, предлагаемых в программе, а также пути изучения конкретной темы (они могут варьироваться в зависимости от конкретных условий). Программа может быть применена для классов гуманитарного цикла, с углубленным изучением английского и других иностранных языков, для классов физико-математического, социально-экономического и общеобразовательного направлений; соответственно и почасовая разбивка материала может варьироваться в зависимости от направления от 5 часов в неделю до 3-х. Рекомендуемый обширный литературный материал в программе 11-го класс, конечно, невозможно изучить в течение одного года, поэтому учителю и учащимся предлагается право выбора для изучения как определенных авторов и их произведений, так и отдельные темы (циклы) внутри каждого раздела. К данной программе имеются приложения: - материалы по теории литературы: список литературы для 11 класса; сведения о литературных направлениях; сведения о средствах выразительности и т. д.; - авторские презентации к урокам литературы в 10, 11 классах по творчеству конкретных писателей и по обзорным темам; - видеоролики по темам и видеоролики – отрывки из художественных фильмов по тому или иному художественному произведению, изучаемому в школе; - материалы по темам к урокам. ДЕСЯТЫЙ КЛАСС 164 часа в год, 5 часов в неделю. (102 часа в год, 3 часа в неделю). I. Введение. (15-18 часов) (12-15 часов) 1. Повторение курса 9-го класса. Славянская мифология и мифы народов мира. Древнерусская литература и литература средневековой Европы. Ренессанс в Европе. Эпоха просвещения в России. Литература первой половины 19-го века: особенности романтизма и поиски пути в поэзии и философии первой половины 19-го века. Творчество А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя. 2. Теория литературы. Художественная литература как искусство слова. Понятие об образе. Типичный характер и типические обстоятельства. Характеристика литературного персонажа. Понятие о литературном направлении: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм. Жанры и виды литературы. Понятия о юморе и сатире. Композиция и сюжет литературного произведения. Элементы сюжета. Понятие о конфликте. Анализ лирического стихотворения. (5 -10часов) //. «Золотой век литературы». Русская литература второй половины 19-го века. 1. Социально-историческое развитие России в середине 19-го века, его противоречия. (2 часа) Крестьянский вопрос в России и реформа 1861 года. Конфликт либерального дворянства и разночинной демократии. Влияние общественно-политической ситуации на развитие русской литературы. 2. Романтическая литература 19-го века. (5 часов).Исторические романы А. К. Толстого, А. Ф. Фельтмана, К.М.Станюковича (по выбору учителя). Художественный мир русской поэзии середины 19-го века. Высокие художественные достоинства, глубокий психологизм поэзии Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.К.Толстого. Картины русской природы в произведениях А.В.Кольцова, А.А.Фета, И.С.Никитина (по выбору учителя). «Плоды раздумий» Козьмы Пруткова. Своеобразие жанра афоризма; образ Козьмы Пруткова, история его создания. (Урок-композиция). Эстетическая полемика. Проблема «искусства для искусства». Место и значение русской романтической литературы второй половины века. Русский романс. 3. Развитие литературы критического реализма. (5 часов). (3 часа) Расцвет реализма в литературе, живописи, музыке, театральном искусстве. Журнальная полемика середины века. Журналы «Современник», «Отечественные записки», «Русское слово». Русская литературно-критическая мысль второй половины XIX века. Деятельность В.Г.Белинского, А.И.Герцена, революционно-демократическая критика Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, Д.И.Писарева, М.А.Антоновича. Литературно-критическая программа славянофилов, западников и других партий. Натуральная школа против романтизма. Литература в спорах о социализме. Кто такие нигилисты. Религиозно-философская мысль в 80-90-е годы: Н.Ф.Федоров, В.С.Соловьев. (5 ч.) 4. Художественный мир И. А Гончарова. (8 часов). (5 часов) Очерк жизни и творчества. Три романа Гончарова: «Обыкновенная история» (история столкновения патриархального мира и буржуазной культуры), «Обломов», «Обрыв» (герои романа и их судьбы, судьба романа). «Обломов». «Обломовщина». Художественное мастерство Гончарова - реалиста. Характер главного героя, его внутренняя противоречивость, его сущность, характер, судьба. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская. Захар. Оценка обломовщины в критике: Н.А.Добролюбов «Что такое обломовщина?»; Д.И.Писарев ««Обломов». Роман Гончарова»; А.В.Дружинин ««Обломов, Роман И.АГончарова». Восприятие романа во второй половине XIX и в XX веке. Роман Гончарова и современность, восприятие романа в наши дни. Критические статьи Гончарова: «Мильон терзаний», «Лучше поздно, чем никогда» и др.. Для самостоятельного чтения: «Фрегат «Паллада». 5. Александр Николаевич Островский (8 часов). (5 часов) Очерк жизни и творчества. Новаторство Островского - драматурга. Комедии Островского: «Свои люди - сочтемся», «На всякого мудреца довольно простоты», «Горячее сердце», «Бешеные деньги». (По выбору учителя и учащихся). А.Н.Островский - мастер комедии характеров и комедии положений. Отражение русской действительности в комедиях драматурга. Приемы и способы создания комического эффекта в пьесах. Речевая характеристика персонажей. Особенности типизации в пьесах. Непреходящее значение созданных А.Н.Островским характеров. Социальная значимость сатиры А.Н.Островского. Драмы А.Н.Островского. «Гроза», «Бесприданница» (одна из драм по выбору). «Темное царство» в изображении А.Н.Островского. «Семейно-денежные» отношения как осно-ва господства самодуров (Н.А.Добролюбов). Самодурство как социально-психологическое явление. Трагический конфликт личности с социально-бытовым укладом. «Снегурочка». Поэтический мир берендеев, добрые и справедливые законы этого мира. Любовь - высшая ценность человеческой жизни. «Снегурочка» на сцене. Гуманизм пьес А.Н.Островского. Роль А.Н.Островского в развитии русской драматургии. Театральная история пьес драматурга. А.Н.Островский и Малый театр. Современные драматургические и кинематографические интерпретации пьес А.Н.Островского. А.Н.Островский и его современность. А.Н.Островский о драме и театре. 6. Художественный мир И.С.Тургенева (12 часов). (8 часов) Очерк жизни и творчества. Место творчества И.С.Тургенева в русской литературе XIX века, его мировое значение. Особенности реализма писателя. «Записки охотника» - изображение крепост-нической действительности. Повести о любви: «Первая любовь», «Ася», «Вешние воды» - пси-хологизм И.С.Тургенева, эстетич. и этические позиции. Его участие в журнальной полемике. Романы Тургенева. «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне» (по выбору). Исследование социально-психологических корней только нарождающихся в обществе явлений - характерная черта И.С. Тургенева-романиста. Особенности типизации в романах. Роман «Отцы и дети». Отражение в романе общественно-политической борьбы 60-х годов. Конфликт дворянских либералов и разночинцев - демократов. Дворянство в изображении И.С.Тургенева. .Нравственный максимализм Базарова. Возможность неоднозначной трактовки образа Базарова и идейного смысла романа в целом. Смысл названия романа. Нравственная проблематика и ее общечеловеческое значение. Художественное своеобразие романа. Композиция романа. Роль пейзажа и художественных деталей. Роль женских образов и любовной интриги в романе. Особенности воспроизведения действительности в романе. «Отцы и дети» как произведение критического реализма. Идейно-эстетическая полемика вокруг романа: Д.И.Писарев «Базаров»; Н.Н.Страхов ««Отцы и дети» И.С.Тургенева», М.А.Антонович «Асмодей нашего времени». Роль и место И.С.Тургенева в развитии русского и европейского романа. «Стихотворение в прозе» - плод философских размышлений. Значение И.С.Тургенева в русской и мировой литературе. 7. Литература 60-х гг. XIX века. (3 часа). (1 час) Общий обзор и изучение одной из монографической тем: Г.И. Успенский. «Нравы Растеряевой улицы» - нравы провинциального города, человеческие судьбы, человеческие типы в романе Успенского. Н.Г. Помяловский. «Очерки бурсы» - взаимоотношения преподавателей и воспитанников в бурсе, становление личности в условиях буржуазного воспитания. В.М.Гаршин. Рассказы. 8. Н.Г.Чернышевский - пророк светлого будущего. (6-8 часов). (4 часа) Жизнь и деятельность. Эстетическая теория Чернышевского. Реформы и преобразования России в теории Чернышевского. Призывал ли Чернышевский Русь к топору? Роман «Что делать?». «Новые люди» в романе. Проблема эмансипации женщин. «Особенный человек», его жизненные принципы. Последователи Рахметова в русской истории. Полемика вокруг романа. Восприятие романа современниками и в XX веке. 9. Художественный мир Н.А.Некрасова ( 10 часов).(8 часов) Очерк жизни и творчества. Место поэта в литературном процессе. Н.А.Некрасов о поэте и поэзии. Мотивы лирики Н.А.Некрасова, своеобразии его поэзии (мотивы народной песни, лиризм, искренность чувств). Идея гражданственности и народности в лирике Своеобразие образа лирического героя /«Мне борьба мешала быть поэтом, песня мне мешала быть борцом»/. Сознательное подчинение творчества задачам общественной борьбы. Особая трактовка поэтом образа революционера - демократа: идеи жертвы, приносимой лучшими людьми общества во имя народного счастья. Песни и баллады («Похороны» и др.). Многообразие крестьянских типов. Своеобразие восприятия крестьянской общины. Интимная лирика Н.А.Некрасова, ее непреходящее значение. Лирическое отражение русской действительности в художественном мире поэзии Н.А.Некрасова. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» энциклопедия народной жизни середины XIX века. Смысл названия поэмы. Отражение в ней социальных противоречий эпохи. Мастерство поэта в изображении народной поэзии. Многообразие крестьянских типов. Сатирические портреты помещиков. Проблемы счастья, долга, смысла жизни. Осмысление Н.А.Некрасовым судеб пореформенного крестьянства - главная проблема поэмы. Нравственная проблематика поэмы, непреходящее значение этической позиции писателя. Образы «народных заступников» в поэме. Характер Гриши Добросклонова. Своеобразие языка и стиха поэмы, стилизация устного народного творчества. Особенности композиции: путешествие как сюжетно-композиционный прием организации повествования, роль внесюжетных элементов, жанр песни в структуре поэмы; образ повествователя и авторские отступления. Творчество Н.А.Некрасова в русской критике второй половины столетия. Для самостоятельного чтения: лирика, «Русские женщины», «Железная дорога», «Мороз Красный нос». Поэты некрасовской школы: И.С.Никитин, А.В.Кольцов, И.З.Суриков. Теория литературы: развитие понятия и народности литературы; понятие о стиле. 10. Духовные искания Достоевского. Ф.М.Достоевский (12 часов). (10 часов) Очерк жизни и творчества. Основные мотивы произведений. Нравственная проблематика, философская и духовная глубина творчества, психологизм, авантюрность сюжетного действия. Восприятие писателем русской действительности и ее осмысление в художественном творчестве. «Найти человека в человеке» - основная проблема творчества писателя. Своеобразие христианского гуманизма. Полемическая направленность многих произведений Ф.М.Достоевского. Рассказы («Мальчик у Христа на елке»), повести («Бедный люди», «Белые ночи»). Роман «Прес-тупление и наказание». Русская действительность в художественном мире романа. Суровая правда в изображении безысходности жизни обездоленных людей в мире зла. Боль человека - основа авторской позиции в романе Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. Теория Раскольникова о праве на «кровь по совести» и ее последовательное опровержение в романе. Характер Раскольникова. Проблема личной ответственности человека за свою позицию в противоречивом мире. «Двойники» Раскольникова (Лужин и Свидригайлов), их роль в романе. Проблема самоценности отдельного человека и счастья всего человечества. «Правда» Раскольникова и «правда» Сонечки, их столкновение. «Двойники» Сонечки (Лизавета, Миколка и др.). Идея страдания и очищения в романе. Христианская концепция Ф.М.Достоевского. Значение символических деталей в романе (символы крови, креста, воскресения). Гуманизм Ф.М Достоевского. Критическая полемика вокруг романа. Романы «Братья Карамазовы» (проблема нравственной ответственности за то, что совершается в мире - главная проблема романа. Образы Ивана, Дмитрия, Алеши, Смердякова, старца Зосимы. Поиск вечной гармонии и всеобщей истины в романе. «Идиот»: проблема нравственной чистоты человека в современном мире - основная проблема произведения. Смысл названия романа. Образ князя Мышкина - христианский идеал человека в романе. «Бесы»: смысл названия и образы «бесов» в романе. Ф.М.Достоевский- публицист, литературный критик. «Дневник писателя». Мировое значение творчества Ф.М.Достоевского. Непреходящая эстетическая, философская и нравственная ценность его произведений. Ф.М.Достоевский в современном мире, споры вокруг его литературного наследия. 11. Духовный поиск Л.Н.Толстого. Л.Н.Толстой (12 часов) (8 часов). Жизненный и творческий путь. Начало творческой деятельности. Военный опыт писателя, участие в обороне Севастополя. Изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма русских солдат и офицеров в «Севастопольских рассказах». Религиозные и нравственные искания писателя. «Война и мир». Художественные особенности романа-эпопеи. Психологизм Л.Н.Толстого как форма изображения идейно-нравственных исканий. Жанровая природа «Войны и мира». Соединение в романе идеи личного с идеей целого, всеобщего. Последовательное развенчание в романе индивидуализма и утверждение жизни «миром». Образ Наполеона. Многозначность категории «мир» в романе (как вселенная, мироздание; мир как состояние взаимной любви, противоположное войне; мир как единение людей). Искания героев Л.Н.Толстого. Сложность жизненного выбора, поиска смысла жизни и итоги этих поисков. Различия путей нравственно-философского поиска у Андрея Болконского, Наташи Ростовой, Пьера Безухова, Николая Ростова. Идея нравственной ответственности человека за судьбы мира. Проблема истинного и ложного в «Войне и мире». Отрицание Л.Н.Толстым всего неестественного, искусственного, несовместимого с нормами вечной общечеловеческой морали. Критика с этих позиций высшего дворянского «света», его лжепатриотизма и бездуховности. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» - одна из главных идей Л.Н.Толстого «Мысль народная» в романе. Народ и личность - одна из главных проблем романа. Картины войны 1812 года. Смысл противопоставления Кутузова и Наполеона. Осуждение войны в романе, осуждение «наполеонизма» как бесчеловечной идеи господства одной личности над всем миром. Значение образа Платона Каратаева. Изображение внутренних противоречий в крестьянстве: образы Тихона Щербатова, старосты Дрона, лакея Лаврушки и др. Патриотическое звучание романа-эпопеи. Образы солдат и офицеров, их героизм. Осуждение Л.Н.Толстым национальной розни, несправедливых войн за пределами Отечества. Воззрения Л.Н.Толстого на роль личности и народных масс в истории. Тема любви в романе. Значение женских образов. Литературная критика о романе. Идейные искания Л.Н.Толстого, обзор творчества позднего периода: «Анна Каренина», «Воскресенье», «Хаджи-Мурат». Повести, пьесы. Литературная полемика вокруг творчества Л.Н.Толстого. Л.Н.Толстой и православие. Л.Н.Толстой и революция, Л.Н.Толстой - классик мировой литературы. Непреходящая эстетическая и нравственно-философская значимость его произведений. Л.Н.Толстой и культура XX века. Театральные и кинематографические версии его произведений. Л.Н.Толстой о литературе. Интерес к Л.Н.Толстому в современном мире. (Читательская конференция: художественные искания Л.Н.Толстого). 12. Сатира Салтыкова-Щедрина. М.Е.Салтыков-Щедрин. (6 часов) (5 часов). Очерк жизни и творчества великого сатирика. Русская действительность в художественном мире М.Е. Салтыкова-Щедрина. Мировоззрение писателя. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина. Своеобразие фантастики в сказках. Отличие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина от народных сказок. Иносказательная образность: (теория литературы) гротеска, аллегория, символика. «Опрокинутый» мир сказок писателя. Социально-политическая и нравственная проблематика сказок, их сатирическая направленность: обличив самодурства, произвола, обывальщины. Язык сказок. Художественное мастерство писателя-сатирика. Романы «Господа Головлевы» и «История одного города» (по выбору). Своеобразие художественной формы произведений, особенности их фантастики и психологизма. Широкое обобщающее значение щедринских образов. Проблема народа в произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина. «История одного города» - сатирическое изображение смены царей на русском престоле как смены градоначальников; прием гротеска в изображении градоначальников; отношение к народу - к его терпеливости, бесправию, беспомощности. Писатель о народе историческом и народе носителе идей демократизма. М.Е. Салтыков-Щедрин как сатирик. Объекты сатиры, средства и приемы сатирической типизации. Образы «литературных негодяев». Проблема совести и нравственного возрождения человека в произведениях. Традиции классической литературы в творчестве писателя. Публицистика М.Е.Салтыкова-Щедрина. Литературная полемика вокруг его творчества. М.Е.Салтыков-Щедрин и культура XX века. Современное звучание его произведений. Для самостоятельного чтения: «Поветь и том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Самоотверженный заяц» и др. 13. Русский сказочник П.П.Ершов и его бессмертная сказка «Конек-горбунок» (1-2 часа). 14. Художественный мир Н.С.Лескова. (7 часов) (5 часов). Русская действительность в художественном мире Н.С.Лескова. Художественное своеобразие творчества писателя. Жанр лесковской прозы. Новелла как ведущий жанр в его творчестве. Особенности повествования, ориентация на сказ, на устную форму народной речи. Психологические и философские раздумья. «Очарованный странник», «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе», «Запечатленный ангел», «Леди Макбет Мценского уезда». Образ русского человека в творчестве Н.С.Лескова и проблема народности. Образ русского праведника; русские мастера в творчестве писателя. Русский национальный характер в произведениях. Н.С.Лесков как бытописатель. Своеобразие комизма Н.С.Лескова: формы и приемы комического. Н.С.Лесков в развитии русской литературы. Его позиция в литературной полемике. Для самостоятельного чтения: «Тупейный художник», «Железная воля», «Мелочи архиерейской жизни», «Соборяне», «Человек на часах». 15. Художественный мир А.П.Чехова. (8 часов) (6 часов). Общая характеристика творчества А.П.Чехова, своеобразие воспроизведения русской действительности в его произведениях. Новеллы А.П.Чехова. Жанровое своеобразие малой формы; «мелочи жизни» в изображении А.П.Чехова; воспроизведение идейно-нравственных процессов, характерных для обыденного сознания. Особенности изображения «маленького человека» в прозе А.П. Чехова. Проблема истинных и ложных ценностей. «Восходящее» и «нисходящее» развитие личности; осознание истинных ценностей и отход от них. Своеобразие выражения авторской позиции в новеллах, проблема нравственной ответственности. Особенности поэтики писателя, связанные с использованием малых прозаических форм (жанров). Роль художественной детали. Своеобразие чеховского психологизма. Юмор в творчестве А.П.Чехова. Способы создания комического эффекта. Смешное и серьезное в новеллах. Русская критика о прозе писателя. Драматургия А.П.Чехова. Новаторство чеховской драматургии. Ослабленность внешнего действия и внутренние психологические конфликты. Значение подтекста. Роль ремарок и художественных деталей. Споры о жанровой природе драматургии писателя, своеобразие его комедий. Пьеса «Вишневый сад». Сочетание комического и трагического в пьесе. Основная тема - тема уходящего мира. Причины человеческой недееспособности - основная проблема пьесы. «Несостоявшиеся судьбы» героев пьесы, жизненная неустроенность, разобщенность. Разлад между желаниями и реальным их осуществлением - основа конфликта пьесы. Проблема соотношения старых и нового владельца сада. Эмоциональный смысл финала пьесы. Значение образов-символов, не поддающихся однозначной интерпретации. Символический смысл названия. Отношение автора к своим героям. Гуманизм А.П.Чехова. Неоднозначное прочтение пьесы критикой. Теория литературы. Своеобразие стиля А.П.Чехова, прозаика и драматурга, лаконизм рассказов, отсутствие морализаторства, расчет на читателя-единомышленника, роль художественной детали; своеобразие построения и стилистики пьес, роль авторских прав ремарок, пауз, переклички реплик и т.д. Драматургия А.П.Чехова и Художественный театр. Современные трактовки чеховских пьес. Роль и мировое значение А.П.Чехова в культуре XX века. Для самостоятельного чтения, рассказы, пьесы «Дядя Ваня», «Чайка», «Медведь». ///. Из зарубежной литературы. (5 часов) (3часа) 1. Г.Гейне, «Книга песен». Краткие сведения о жизни и творчестве. 2. И.В.Гете. «Фауст». Философская трагедия «Фауст» - выражение передовых идей эпохи Просвещения. Протест против рутины и схоластики, утверждение величия разума и дерзаний человека. Роль злого начала в исканиях и судьбе Фауста. 3. О. Де Бальзак. «Человеческая комедия» (краткий обзор) Великий французский писатель-реалист. 4. П.Мериме Новеллы. Психологизм Мериме. Романтические и реалистические элементы в новеллах. Особенности художественного конфликта и идейного звучания произведений. 5. Ч.Диккенс. «Приключения Оливера Твиста». Изображение социальных противоречий в романе. Мастерство Диккенса-реалиста. Европейские реалисты о принципах литературного творчества. IV. Для бесед по современной литературе. (7 часов) (5 часов) Ю.Бондарев. «Горячий снег». А.В.Вампилов, жизнь и творчество. Пьесы. Б.Васильев. «А зори здесь тихие». В.Шукшин, жизнь и творчество. Рассказы. Современная поэзия: Р. Рожденственский, О. Бергольц, Л. Татьяничева и др. Для уроков по развитию речи - 10-12 часов. Связь литературы с другими видами искусства ( в процессе). При изучении курса литературы ведется хронологическая таблица «Общая картина развития мира». Распределение количества часов по темам (примерное). |
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждния города иркутска Учредители: Департамент образования комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска г. Иркутск, ул. Рабочего... | Программа разработана в соответствии с Программой Законом «Об образовании рф» Департамент образования комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска | ||
Департамент образования комитета по социальной политике и культуре администрации Новосибирской области, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием территориальной экзаменационной... | I. Основные сведения о проводимой процедуре запроса котировок цен Управление культуры Комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска | ||
Комитет по социальной политике и культуре департамент образования Первомайский, 57, г. Иркутск, 664058, факс 36-72-05, тел. 36-71-77, irksch35@mail ru | Комитет по социальной политике и культуре департамент образования Первомайский, 57, г. Иркутск, 664058, факс 36-72-05, тел. 36-71-77, irksch35@mail ru | ||
Информационный отчет Муниципальное образование «Город Иркутск»; от имени муниципального образования «Город Иркутск» права учредителя учреждения осуществляет... | Оддержание социальной стабильности и обеспечение полноценной социальной... Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах... | ||
Российской Федерации Департамент образования Брянской области Отдел... Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Департамент образования Брянской области | Извещение о проведении запроса котировок Наименование: Отдел по культуре, физкультуре и спорту, молодежной и социальной политике администрации муниципального образования... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Перми (далее слет – фестиваль) разработано на основании Закона Пермской области от 19. 10. 1998 г. №253-28 «О государственной молодежной... | Приложение №4 Выступление Ереминой Л. В. – заместителя начальника... Бюджетным кодексом Российской Федерации, руководствуясь Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления... | ||
Города Волгодонска постановление Администрации города Волгодонска и органах Администрации города Волгодонска, а также в целях совершенствования деятельности Администрации... | Утвержден Распоряжением Окружной администрации города Якутска от «23» ноября 2011 г В. П. Ларионова» Городского округа «Город Якутск» создано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (п... | ||
Департамент образования города москвы западное окружное управление образования Федеральный закон об образовании в Российской Федерации №273-фз от 29. 12. 2012г | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Согласовано начальник отдела по физической культуре, культуре и молодежной политике Администрации Октябрьского района г. Ижевска |