И "простота" лирических текстов Это потому, что вопросы, предлагаемые в учебниках, не помогают углубить первичное восприятие стихотворения, прочувствовать текст. Ответы на вопросы часто заранее ясны, вместо содержательного анализа формы задания побуждают ученика к формальным поискам "изобразитель





Скачать 123.28 Kb.
НазваниеИ "простота" лирических текстов Это потому, что вопросы, предлагаемые в учебниках, не помогают углубить первичное восприятие стихотворения, прочувствовать текст. Ответы на вопросы часто заранее ясны, вместо содержательного анализа формы задания побуждают ученика к формальным поискам "изобразитель
Дата публикации04.10.2014
Размер123.28 Kb.
ТипУчебник
100-bal.ru > Литература > Учебник




Анализ поэтического текста (5 -6 класс)

Изучение лирики — проблема не только методическая, но и психологическая: роль учителя, ведущего маленького читателя к пониманию стихотворения, выдвигается на первый план. Главным на уроке становится совместный поиск двух читателей — ученика и учителя, постановка задач, решение которых неизвестно порой им обоим.

В последнее время очень часто звучат споры о том, изучение каких предметов должно стать приоритетным в курсе средней школы. У каждого в этом споре есть свои аргументы — и достаточно веские. Но никто не спорит с тем, что преподаванию литературы должно уделяться особое внимание. Приоритетность данной школьной дисциплины определяется, в первую очередь, тем фактом, что она даёт юному читателю, ищущему своё место в мире, пытающемуся понять самого себя, словарь для разговора о самом себе, как бы "инструментарий" для рефлексии. В связи с этим одной из серьёзнейших проблем школьного преподавания литературы становится анализ лирического текста. Особенно болезненно эта проблема ощущается учителями, работающими в среднем звене.

Главная "беда" разделов лирики во многих учебниках для 5-8-го класса — их иллюстративность (предлагаются стихи "на тему") и "простота" лирических текстов.. Это потому, что вопросы, предлагаемые в учебниках, не помогают углубить первичное восприятие стихотворения, прочувствовать текст. Ответы на вопросы часто заранее ясны, вместо содержательного анализа формы задания побуждают ученика к формальным поискам "изобразительно-выразительных средств". А ведь именно серьёзная, вдумчивая работа с конструктивными элементами текста может стать основанием для размышления о смысле стихотворения, многое открыть в нём.

В своей Нобелевской лекции И.А. Бродский писал о процессе стихосложения: "Существует, как мы знаем, три метода познания: аналитический, интуитивный и метод, которым пользовались библейские пророки, — посредством откровения. Отличие поэзии от прочих форм литературы в том, что она пользуется сразу всеми тремя (тяготея преимущественно ко второму и третьему), ибо все три даны в языке; и порой с помощью одного слова, одной рифмы пишущему стихотворение удаётся оказаться там, где до него никто не бывал... Стихосложение — колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения". И чтобы попытаться приблизиться к поэту, нужно найти это "одно слово" и эту "одну рифму", пользуясь аналитическим методом познания.

Именно работа с конструктивными элементами текста может стать основанием для размышления о смысле стихотворения, многое открыть в нём. Широко известны слова Е.Эткинда о содержательности формы в стихотворении: "Нет содержания вне формы, потому что каждый элемент формы, как бы ни был мал или внешен, строит содержание произведения; нет формы вне содержания, потому что каждый элемент формы, как бы он ни был опустошён, заряжен идеей".

О необходимости быть предельно внимательным к языку художественного высказывания, анализ которого углубляет понимание текста, говорит и Ю.М. Лотман: "Говорящий и слушающий на родном языке владеют им в равной мере и настолько хорошо, что при обычном говорении перестают его замечать. Язык делается, заметен, когда говорящий употребляет его необычно, индивидуально: ярко, образно, художественно — или плохо, грамматически неправильно, заикаясь или не выговаривая некоторых звуков. Нормальный же язык в силу своей правильности в обычной речи незаметен. Слушатель обращает внимание на то, что ему говорят, а не на то, как это делают, и извлекает информацию из сообщения — о языке он уже всё знает и новой информации о его структуре не ждёт и не получает. Художественная последовательность строится иначе. Высокая информационная насыщенность художественного текста достигается тем, что, благодаря сложным и не вполне понятным его внутренним механизмам, структурная закономерность не понижает в нём информационности. Кроме того, участник акта художественной коммуникации получает информацию не только из сообщения, но и из языка, на котором с ним беседует искусство. Поэтому в акте художественной коммуникации язык никогда не бывает незаметной, автоматизированной, заранее предсказуемой системой". Заметим, что именно на элементы формы в непонятном стихотворении и обращают внимание ученики в первую очередь.

Хотелось бы рассказать о приёмах работы, которые можно использовать буквально с первых уроков литературы в 5-м классе, когда сами особенности возраста помогают непосредственному восприятию лирического текста и успешному освоению учениками языка разговора о поэзии. В дальнейшем задача усложняется: начиная с 9-го класса необходимо формировать у учеников представление о писателе, творчество которого оказывается вписанным в широкий историко-литературный контекст.

С самых первых уроков по лирике мы должны "внушить" своим ученикам мысль о том, что слово в поэтическом тексте приобретает совершенно уникальное значение. Борис Заходер в одном из последних телеинтервью говорил о своём понимании поэтического слова. Так вот слово в поэзии, по словам Заходера, это шар, внутри которого находится ещё один шар, гораздо большего размера. Об этом парадоксе говорит и Ю.М. Лотман "...Художественная коммуникация, по исходной предпосылке, создаёт противоречивую ситуацию. Текст должен быть закономерным и незакономерным, предсказуемым и непредсказуемым одновременно. Эмпирически это странное положение известно всем. Все знают, что поэзия оперирует речью, подчиняющейся всем правилам грамматики данного языка, к которым добавлены ещё некоторые дополнительные правила: рифмы, размер, стилистика и пр. Следовательно, поэтический текст более ограничен и менее свободен, чем непоэтический.

Следовательно, он должен нести меньше информации. Следовательно, для приблизительно эквивалентной информации нехудожественного типа нужно меньше слов, чем для поэзии. Однако реально дело обстоит как раз наоборот: информативность художественного текста выше, и он всегда меньше по объёму эквивалентного ему нехудожественного текста. Этот парадокс имеет фундаментальное значение, ибо именно на нём основывается то, что поэты называют «чудом искусства»".

Поэтому, не жалея учебного времени, каждый урок начинаем со своеобразной "разминки", с "упражнений", выполнение которых позволит,

во-первых, объяснить значения многих тропов,

во-вторых, раскрепостит, сделает свободным воображение ученика,

в-третьих, создаст эмоциональный настрой, особенно необходимый для уроков по лирике.

Например, закрыть глаза и представить себе, какого цвета смех. Смех бывает оранжевым, салатовым, жёлтым, солнечным, серебряным, красным...

А вот как смеётся человек, если смех его чёрный или коричневый? И что за человек так смеётся?

Какого цвета, например, вопросительный знак? Он бывает тёмно-синим или красным, красным с чёрным ободком...

О чём и когда может быть задан вопрос, в конце которого может быть поставлен такой вопросительный знак?

Может ли вопросительный знак быть, например, белым? Хотел бы ты, чтобы тебе задавали такие вопросы?

Упражнение «Ищем сравнения»: на что похож телефон, батарея, пенал? Перед тем как ученики начнут записывать свои ответы, необходимо обсудить, как можно построить предложение, сравнивая два предмета: "похож на ... напоминает ... вызывает ассоциации с ...".

Ещё одно упражнение — «Ищем метафоры» (на самом деле предложения будут со сравнениями, но поскольку сходство двух предметов неочевидно, то мы называем это поиском метафор). Отметим, что предложения станут сложными: "похож на ... тем, что ... можно сравнить с ..., потому что ...".

В начале работы над понятием метафоры можно выполнять следующие задания: ученикам предлагается найти общее между словами, обозначающими абстрактные понятия (жизнь, судьба, семья, любовь, счастье, обучение и так далее,), и названиями конкретных предметов (лампочка, туфли, компьютер, муравейник, мел, дерево и так далее,).

Чем меньше связаны значения слов, тем интереснее.

Ещё один вид работы: подобрать к данным существительным глаголы-олицетворения — дверь, вопросительный знак, яркий электрический свет. Какими второстепенными членами можно распространить получившиеся предложения? Какая картина из нарисованных словами кажется самой яркой? Какая из них наиболее изобразительна?

В силу сложности задачи изучение лирики в 5-8-х классах становится проблемой не только методической, но в первую очередь психологической: роль учителя, грамотно и тактично ведущего маленького читателя к постижению смысла стихотворения, выдвигается на первый план; главным на уроке литературы становится совместный поиск двух читателей — ученика и учителя, поиск ответов на вопросы, совместное решение задачи, неизвестное порой не только первому, но и второму. Как анализировать стихи, о которых мало что написано; как анализировать стихи "трудных" поэтов и быть уверенным, что ты понял это стихотворение верно; как анализировать на уроке хрестоматийные тексты так, чтобы это было интересно ребятам? Такие вопросы встают перед многими учителями. Часто бывает так, что несёшь на урок стихотворение, которое сам не понимаешь, надеясь на соТРУДничество, соТВОРЧЕСТВО. На таких уроках делается много наблюдений, кажущиеся иногда незначительными детали могут оказаться ключом к пониманию сложного текста. Высказывается множество предположений, гипотез, ставится огромное количество вопросов, адресуемых автору, учителю, самому себе.

Ещё одна мысль, которую надо внушать ученикам на уроках, посвященных анализу поэтического текста: мы должны доверять собственному мнению, главным критерием правильности которого выступает сам объект исследования — текст.

М.Л. Гаспаров говорил: "Начинать надо с взгляда на текст и только на текст — и лишь потом, по мере необходимости для понимания, расширять своё поле зрения".

По какому же пути идти, читая незнакомый текст? Обратимся опять к статье М.Л. Гаспарова: "Первый, верхний, уровень — идейно-образный. В нём два подуровня: во-первых, идеи и эмоции; во-вторых, образы и мотивы. Второй уровень, средний, — стилистический. В нём тоже два подуровня: во-первых, лексика, то есть слова, рассматриваемые порознь (и, прежде всего слова в переносных значениях, «тропы»); во-вторых, синтаксис, то есть слова, рассматриваемые в их сочетании и расположении. Третий уровень, нижний — фонический, звуковой. Это, во-первых, явления стиха — метрика, ритмика, рифма, строфика; а во-вторых, явления собственно фоники, звукописи — аллитерации, ассонансы".

Ребята, как правило, делают различные наблюдения над текстом, но стремятся сразу же их интерпретировать. Не будем поддерживать их в этом стремлении: необходимо сначала набрать "коллекцию" наблюдений, среди них выделить содержательные, систематизировать их. Понимание значимости этой работы возникает тогда, когда обнаруживается, что наблюдения за разными уровнями организации текста приводят к похожим выводам.

Какова же роль учителя на таком уроке? Не быть истиной в последней инстанции, давать высказаться всякому желающему сказать, и главное — вместе с ребятами составлять карту и наносить на неё маршрут: помогать в формулировках, когда трудно выразить мысль, отсекать те ходы в поисках ответа, которые не ведут никуда. Обычно находки такого урока не нужно заставлять оформлять в виде сочинения: возникает потребность это сделать, потому что не записать, не зафиксировать их для ученика означает обеднить себя ровно настолько, насколько обогатили мы друг друга в ходе совместной работы. В процессе работы свои наблюдения над стихами разных поэтов, "находки" коллекционируем, записываем в тетрадь в виде отдельных предложений, таблиц, но настаёт момент, когда необходимо собрать всё воедино. К письменной работе по анализу лирического стихотворения надо серьёзно готовиться.

Вот возможные пункты плана.

  1. Что это за стихотворение (автор, название) и какова его тема?

  2. Настроение стихотворения.

  3. Как выражается настроение в стихотворении?

A. Как оно построено?

Б. Как звучит стихотворение? (Размер, ритм, длина строк, наличие или отсутствие рифмы.)

B. Какие приёмы использует автор? (Метафора, эпитет, олицетворение,
сравнение, цветопись, повторы; употребление слов одной семантической группы, определения)

  1. Каким представляется мне лирический герой этого стихотворения?
    5. Какие мысли и чувства хотел автор донести до читателя?
    6. Ассоциации, которые вызывают образы, созданные поэтом.
    7. Личное впечатление от стихотворения.
    Можно подсказать учащимся такие конструкции:

В стихотворении… (автор, название) говорится о…

В стихотворении …(название) … (фамилия поэта) описывает….(что)

Стихотворение пронизано ... настроением…

Настроение этого стихотворения ....

Настроение меняется на протяжении стихотворения.

Стихотворение можно разделить на … части, так как …

Композиционно стихотворение делится на … части, потому что …

Звучание стихотворения создаёт … ритм.

Короткие ( длинные) строки подчёркивают …

В стихотворении мы словно слышим звуки…

Постоянно повторяющиеся звуки… позволяют услышать…

Поэт хочет запечатлеть словами…

Для создания настроения автор (поэт) использует…

С помощью… поэт даёт нам возможность увидеть ( услышать)…

Используя,… поэт создаёт образ…

Лирический герой этого стихотворения представляется мне…

Образ вызывает ассоциации с …

Алгоритм анализа поэтического текста

Лексико-семантический анализ

  1. Выявить ключевые образы (обычно их два), про
    тивоположные по эмоциональному звучанию, взаимодействие и "борьба" которых в произведении создают
    его динамику, энергию, эмоциональное напряжение.
    Иногда они прямо названы, иногда подразумеваются,
    возникают в ассоциациях, в подтексте. Попытаться
    сформулировать своё восприятие содержания стихотворения на уровне первого впечатления.

  2. Выписать лексические цепочки, соотносимые с
    каждым из этих ключевых образов, и тем самым —

  3. Выявить сопутствующие образы, позволяющие
    расширить, углубить или конкретизировать значение
    основных.

  4. Выстроить все возможные ассоциативные ряды,
    уводящие в глубину содержания, позволяющие охватить разные уровни и оттенки смысла.

  5. Дать истолкование произведения, вытекающее из
    первого этапа анализа.

//Лингвостилистический анализ

  1. Выявить, какие изобразительные средства способствуют созданию и расширению значения ключевых образов: эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы, контрастные сопоставления и т.д.

  2. Выявить "вспомогательные" художественные
    средства и приёмы, определяющие именно такое звучание стиха: строфика, рифмовка, особенности ритма
    и интонации (в свою очередь зависящие от размера —
    ямб, хорей и др., длины строк, рифмовки — мужской
    или женской, особенностей синтаксиса, наличия ин
    версий, повторов, переносов и т.п.). Обратить внимание на звукопись, её влияние на смысл и художествен
    ное оформление образа.

  3. Уточнить интерпретацию текста, сформулировать

авторскую позицию и своё к ней отношение.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

И \"простота\" лирических текстов Это потому, что вопросы, предлагаемые в учебниках, не помогают углубить первичное восприятие стихотворения, прочувствовать текст. Ответы на вопросы часто заранее ясны, вместо содержательного анализа формы задания побуждают ученика к формальным поискам \"изобразитель iconВикторина по изученному материалу Ученики, соединившись по 3-4 человека,...
Ученики, соединившись по 3-4 человека, в классе, на гпд или дома, сами или вместе с родителями, при помо­щи учителя или библиотекаря...
И \"простота\" лирических текстов Это потому, что вопросы, предлагаемые в учебниках, не помогают углубить первичное восприятие стихотворения, прочувствовать текст. Ответы на вопросы часто заранее ясны, вместо содержательного анализа формы задания побуждают ученика к формальным поискам \"изобразитель iconОсновная часть содержит вопросы для обсуждения
По согласованию с преподавателем проводят исследования в виде домашнего задания, компьютерной формы сбора и обработки данных и дают...
И \"простота\" лирических текстов Это потому, что вопросы, предлагаемые в учебниках, не помогают углубить первичное восприятие стихотворения, прочувствовать текст. Ответы на вопросы часто заранее ясны, вместо содержательного анализа формы задания побуждают ученика к формальным поискам \"изобразитель iconЭкзаменационные билеты по черчению включают в себя 12 билетов, в...
В них вошли вопросы содержания, освещаемые в школьных учебниках, которыми мы пользуемся: Ботвинников А. Д. «Черчение» 8-9класс
И \"простота\" лирических текстов Это потому, что вопросы, предлагаемые в учебниках, не помогают углубить первичное восприятие стихотворения, прочувствовать текст. Ответы на вопросы часто заранее ясны, вместо содержательного анализа формы задания побуждают ученика к формальным поискам \"изобразитель iconХод урока I. Ответы учащихся на вопросы, помещённые под рубрикой «Вопросы и задания»
Обучающая: узнать представления верующих людей о свойствах Бога и понять, что они означают. Научиться объяснять связь человеческих...
И \"простота\" лирических текстов Это потому, что вопросы, предлагаемые в учебниках, не помогают углубить первичное восприятие стихотворения, прочувствовать текст. Ответы на вопросы часто заранее ясны, вместо содержательного анализа формы задания побуждают ученика к формальным поискам \"изобразитель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формы работы учащихся: восприятие информации, конспектирование, ответы на вопросы, самостоятельная работа
И \"простота\" лирических текстов Это потому, что вопросы, предлагаемые в учебниках, не помогают углубить первичное восприятие стихотворения, прочувствовать текст. Ответы на вопросы часто заранее ясны, вместо содержательного анализа формы задания побуждают ученика к формальным поискам \"изобразитель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Самурая, не вызывает сомнений, что все мы небрежительны. Поэтому, если в наши дни спросить: "В чем подлинный смысл Пути Самурая?",...
И \"простота\" лирических текстов Это потому, что вопросы, предлагаемые в учебниках, не помогают углубить первичное восприятие стихотворения, прочувствовать текст. Ответы на вопросы часто заранее ясны, вместо содержательного анализа формы задания побуждают ученика к формальным поискам \"изобразитель iconТема: Наглядные формы представления информации. Цели урока
Ученики отвечают на следующие вопросы ( Вопросы и ответы отображены в презентации)
И \"простота\" лирических текстов Это потому, что вопросы, предлагаемые в учебниках, не помогают углубить первичное восприятие стихотворения, прочувствовать текст. Ответы на вопросы часто заранее ясны, вместо содержательного анализа формы задания побуждают ученика к формальным поискам \"изобразитель iconМоу сош №13 им. Р. А. Наумова Вопросы на 2 балла. Назовите специальность...
Ответы на вопросы и задания интеллектуально-познавательной профориентационной викторины команды «Стратегия»
И \"простота\" лирических текстов Это потому, что вопросы, предлагаемые в учебниках, не помогают углубить первичное восприятие стихотворения, прочувствовать текст. Ответы на вопросы часто заранее ясны, вместо содержательного анализа формы задания побуждают ученика к формальным поискам \"изобразитель iconКонтрольное задание предусматривает ответы на предлагаемые вопросы....
Студент выполняет тот вариант, который определяется номером по списку в списке группы. Если номер по списку превышает число 9, то...
И \"простота\" лирических текстов Это потому, что вопросы, предлагаемые в учебниках, не помогают углубить первичное восприятие стихотворения, прочувствовать текст. Ответы на вопросы часто заранее ясны, вместо содержательного анализа формы задания побуждают ученика к формальным поискам \"изобразитель iconПояснительная записка
«Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для...
И \"простота\" лирических текстов Это потому, что вопросы, предлагаемые в учебниках, не помогают углубить первичное восприятие стихотворения, прочувствовать текст. Ответы на вопросы часто заранее ясны, вместо содержательного анализа формы задания побуждают ученика к формальным поискам \"изобразитель iconВопросы к экзамену
За месяц до начала лабораторно-экзаменационной сессии студент должен предоставить одну контрольную работу. Ответы на вопросы контрольного...
И \"простота\" лирических текстов Это потому, что вопросы, предлагаемые в учебниках, не помогают углубить первичное восприятие стихотворения, прочувствовать текст. Ответы на вопросы часто заранее ясны, вместо содержательного анализа формы задания побуждают ученика к формальным поискам \"изобразитель iconТекст: Григорий Тарасевич
За месяц до начала лабораторно-экзаменационной сессии студент должен предоставить одну контрольную работу. Ответы на вопросы контрольного...
И \"простота\" лирических текстов Это потому, что вопросы, предлагаемые в учебниках, не помогают углубить первичное восприятие стихотворения, прочувствовать текст. Ответы на вопросы часто заранее ясны, вместо содержательного анализа формы задания побуждают ученика к формальным поискам \"изобразитель iconТексты для работы на занятии ( I v семестр) специальности: бтп, изос...
Дайте ответы на следующие вопросы в соответствии с содержанием текста. Полученные предложения переведите на русский язык
И \"простота\" лирических текстов Это потому, что вопросы, предлагаемые в учебниках, не помогают углубить первичное восприятие стихотворения, прочувствовать текст. Ответы на вопросы часто заранее ясны, вместо содержательного анализа формы задания побуждают ученика к формальным поискам \"изобразитель iconУчитель в современном мире (эссэ) Место работы: моу сош с. Питерка...
По-моему, идеальный урок – это урок, начинающийся вопросом ученика к учителю. Идеальный ученик – это ученик, который задает вопросы....
И \"простота\" лирических текстов Это потому, что вопросы, предлагаемые в учебниках, не помогают углубить первичное восприятие стихотворения, прочувствовать текст. Ответы на вопросы часто заранее ясны, вместо содержательного анализа формы задания побуждают ученика к формальным поискам \"изобразитель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сейчас посмотрите на это упражнение, здесь даны вопросы и разные ответы, ваша задача ответить на эти вопросы используя выражения
И \"простота\" лирических текстов Это потому, что вопросы, предлагаемые в учебниках, не помогают углубить первичное восприятие стихотворения, прочувствовать текст. Ответы на вопросы часто заранее ясны, вместо содержательного анализа формы задания побуждают ученика к формальным поискам \"изобразитель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Что представляет собой современная математика? Зачем она нужна? Эти и подобные им вопросы часто задают учителям дети. И каждый раз...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск