Тема: ««Тайны слова» (Происхождение слов, связанных с школой, с школьными





Скачать 263.72 Kb.
НазваниеТема: ««Тайны слова» (Происхождение слов, связанных с школой, с школьными
страница1/3
Дата публикации15.07.2013
Размер263.72 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Литература > Реферат
  1   2   3
Название номинации – «Языкознание»

Тема: ««Тайны слова» (Происхождение слов, связанных с школой, с школьными дисциплинами).

Наименование работы – Исследовательская

Дзахмишева Мадина

ученица 8 класса «Б»

МКОУ «СОШ им. Х.Х.Долова»

с. п. Хатуей Лескенского района

Руководитель

Ошнокова Ася Герихановна

учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ им. Х.Х.Долова»

с. п. Хатуей Лескенского района

2012г

Содержание

1. Введение. Стр.

Обоснование выбранной темы, цели и задачи исследования ------------3-4

2.  Что такое этимология и что она изучает-------------------------------------5-6

3. Происхождение слов, связанных с школой, с школьными

дисциплинами-------------------------------------------------------------------------7-16

4. Результаты анкетирования-------------------------------------------------------17

5.   Заключение. Выводы.------------------------------------------------------------18

6.   Литература-------------------------------------------------------------------------19

7. Приложение №1 Анкета---------------------------------------------------------20

8.Приложение №2 Словарик иностранных слов по теме

«Школа» (с толкованием значения этих слов, их происхождением)---7-16

9.   Приложение электронное (содержание работы).

Тема   исследовательской  работы

«Тайны слова» (Происхождение слов, связанных с школой, с школьными дисциплинами).

Актуальность выбранной  темы

В последнее время мы часто используем иностранные  слова  в  русском   языке. Для того чтобы ответить на вопрос о происхождении слова, нужно знать, каким образом и откуда появилась вещь, для чего была первоначально сделана и какое имела дальнейшее применение.

Русский язык на две трети полон заимствований, да и из остающейся трети значительная часть слов не имеет прав на русское происхождение, хотя нельзя установить и заимствования. Но и немецкий, и французский, и английский языки столь же пестры по составу своего словаря.

В ряде случаев обнаружение иностранного слова затрудняется тем, что оно принимает русское обличье. Мы и не подозреваем, что иные слова, привычные с детства, обозначают совсем не те понятия, что мы в них вкладываем. За сотни и тысячи лет с ними произошли удивительные изменения, которые порой даже трудно объяснить.

Моя тема звучит так «Тайны слова» (Происхождение слов, связанных с школой, с школьными дисциплинами).

Мы выдвинули следующие гипотезы:

  • Знаете ли вы происхождение заимствованных   слов ?

  • Возможно ли, общаясь, обойтись без употребления иностранных  слов ?

  • Что если для общения достаточно  слов  русского  языка ?

Цель исследования:

Происхождение слов, связанных с школой, с школьными дисциплинами.

Задачи исследования:

  • определить происхождение слов, связанных с школой, с школьными дисциплинами;

  • исследовать, как часто дети и взрослые употребляют в речи иностранные слова;

  • создать словарик иностранных слов по теме «Школа».

Объект исследования: русский язык

  • Предмет исследования: происхождение заимствованных слов, связанных с школой, с школьными дисциплинами;

Методы:

  • Просмотрю книги и словари  по   теме  работы.

  • Самостоятельно подумаю над проблемой заимствования слов.

  • Попрошу помощи взрослых (спрошу учителя и родителей об интересующих меня фактах)

  • Проведу опрос среди учащихся 7 – 8 классов и их родителей (часто ли они употребляют иностранные слова в речи)

  • Соберу в алфавитном порядке слова иностранного происхождения по теме «Школа».

Практическая ценность моей работы:

Создам словарик иностранных слов по теме «Школа» (с толкованием значения этих слов, их происхождением)

У слов, как и у людей, есть своя история, своя судьба. Они могут иметь родственников, богатую родословную, и, напротив, быть круглыми сиротами. Слово может рассказать нам о своей национальности, о своих родителях, о своём происхождении.

Раздел науки о языке, изучающий происхождение слов называется этимологией. Она изучает также все изменения, которые происходят в жизни слов. А изменения в языке происходят постоянно: появляются новые слова, новые значения у давно знакомых слов, а иногда даже и такое случается, что слово изменяет вдруг своё звучание. Например, слова пчела, бык и букашка произошли, оказывается, от одного и того же слова бучать. Сейчас это слово ушло из языка, всеми забылось, а когда-то оно было знакомо каждому и употреблялось в значении «жужжать», «гудеть». И сегодня никому не придёт в голову назвать быка, пчелу и букашку словами-родственниками, хотя этимологически это так и есть.

Некоторые слова изменили не звучание, а смысл. Например, словом гость мы называем сегодня человека, который пришёл нас навестить, а в давние времена так называли приезжего купца.

Одним словом, очень интересная эта наука — этимология! И часто так бывает, что история происхождения какого-нибудь слова оказывается увлекательнее иной детективной истории.

Почему вещи называются так, и никак иначе? Этот вопрос не сразу приходит в голову. А если и придет, то не всякий на него ответит.

В сущности, история любого слова должна быть одинаково интересной, потому что каждое слово рано или поздно меняет свой смысл под влиянием новых условий, каждое слово является членом большой семьи и имеет свою родословную, каждое восходит, в конце концов, к древнейшим, первоначальным основам языка.

Для того, чтобы ответить на вопрос о происхождении слова, нужно знать, каким образом и откуда появилась вещь, для чего была первоначально сделана и какое имела дальнейшее применение.

Догадаться самому можно только в самых простых случаях. «Качалка» называется так, потому что в ней можно качаться. «Свечка» – потому что она светит, а «крыша» – потому что она покрывает здание. Но уже труднее догадаться, что «узел» происходит от слова «вязать», «венок» от «вить», «масло» от «мазать».

Мы пишем пером. Но почему металлическая штучка, которой мы для этого пользуемся, называется пером? И почему карманный ножик называется «перочинным»? Но мы знаем, что металлические перья изобретены сравнительно недавно, а до того писали действительно настоящими гусиными перьями, служившими одновременно и вставочками. Их держали трубочкой вниз, и трубочку срезали наискось, а получившееся таким образом острие расщепляли. Его можно было починить, срезая кончик ножом и снова заостряя и расщепляя трубочку. Слово «перо» перешло на новую вещь, потому что уже давно стало означать не только птичье перо, но и просто «приспособление для писания чернилами».

Подобным же образом мы говорим «стрелять», уж вовсе не думая о стрелах; «чернила» для нас не обязательно черные; нам не странно, что краска может быть любого цвета.

Русский язык на две трети полон заимствований, да и из остающейся трети значительная часть слов не имеет прав на русское происхождение, хотя нельзя установить и заимствования. Но и немецкий, и французский, и английский языки столь же пестры по составу своего словаря.

В ряде случаев обнаружение иностранного слова затрудняется тем, что оно принимает русское обличье. Это происходит нередко вследствие того, что непонятное слово осмысляется по созвучию с русским. Таким переосмыслением является слово «облава». Кажется очевидным, что оно образовано от «ловить». А между тем это просто осмысленное по-русски немецкое слово «аблауф», означающее «загон», буквально «обещание», произведенное от «лауфен»— «бежать».

Мы и не подозреваем, что иные слова, привычные с детства, обозначают совсем не те понятия, что мы в них вкладываем. За сотни и тысячи лет с ними произошли удивительные изменения, которые порой даже трудно объяснить.

Сегодня мы с вами поговорим о словах, связанных со школой, со школьными дисциплинами. Теперь немного «школьных» слов по порядку, по алфавиту.

Алфавит. Буква А похожа на перевернутую вниз рогами голову быка. Бык на иврите назывался алеф. Вторая буква алфавита была похожа на дом. Дом назывался бет. Алефбет- это название состоит как бы из двух склеенных первых букв древней азбуки. Во время своих путешествий слово алефбет все время изменялось и дошло до нас как алфавит. Итак, Русское слово «алфавит», как и его аналоги в некоторых других языках, восходит к двум первым буквам ивритского алфавита: алеф и бет. Но было у нас для него и второе имя - азбука. А оно откуда? По-древнерусски первая буква алфавита называлась аз, вторая -буки. Вот и получилось: аз-буки, или азбука. А слово букварь означает «собрание букв», равно как словарь – «собрание слов».

Альбом. По-латыни album означает «белый». В Древнем Риме альбомом называли доску, покрытую белым гипсом. На этой белой доске писали разные сообщения, распоряжения, имена отличившихся воинов и выставляли ее для всеобщего обозрения в местах, где собиралось много народу. А для средневекового рыцаря альбом был тетрадкой обязательно из белых листков, в которой могли быть история древнего рода, рыцарские гербы, девизы и мудрые высказывания знаменитых людей. Нынешние альбомы не всегда белые, но язык неохотно отказывается от своих первоначальных названий.

Слово «академия» тоже пришло к нам из далеких времен и тоже, как и лицей, связано с рощей. Древнегреческий философ Платон излагал свое учение в тенистой роще возле Афин. Роща была посвящена мифическому герою Академу, по преданию, погребенному в ее тени. Поэтому ее и назвали Академией. Потом этим словом стали называть школу Платона и гораздо позднее - организацию, объединяющую ученых. Отсюда и пошла Академия наук. Вот как далеко в прошлое уходят порой корни наших современных слов.

Атлас. В греческой мифологии был титан Атлант, который, согласно легенде, держал на голове и руках небесный свод (в наказание за участие в борьбе титанов против богов). «Тогда какое отношение Атлант имеет к атласу?» - спросите вы. А ответ будет прост: Атлант по-гречески - Атлас, то есть это одно и то же. На титульном листе первых сборников географических карт, изданных в 1595 году, изображался Атлант (то есть Атлас). Отсюда и название. Надо добавить, что у итальянцев «атлас» - атлант. А все дело в том, что греческое Атлас в родительном падеже - Атлантос.

Аттестат выдают в грустную минуту расставания с любимой школой. И называется он «аттестат зрелости». Происходит слово от немецкого attestat, а оно, в свою очередь, от латинского attestatum, означающего «свидетельство». А явится ли окончание школы свидетельством вашей зрелости, будет зависеть только от вас.

Такое привычное русское слово блокнот, оказывается, пришелец из английского: block-notes; block – «соединение», «группа» - одним словом, «блок»; notes- «записки», «заметки».

Бумага - древнерусское заимствование из итальянского, где bombagio – «хлопок», «вата»; а туда оно попало из персидского через греческий. Это одна из версий, причем подтвержденная довольно слабо. Более вероятна, по мнению языковедов, другая: слово из средневекового персидского перешло в армянский - bambak, а нами было усвоено уже от крымских армян в том же значении «хлопок», «вата». (Напомним, что вата называлась и «хлопчатой бумагой»). Ясно одно: слово бумага живет в русском языке давно, но сначала употреблялось только в значении «пряжа, изделия из хлопка». Со значением «писчий материал» оно входит у нас в общее употребление в XV веке.

Глобус. Все школьники знают, что это такое. Люди знакомы с глобусом уже несколько тысячелетий. Ну а почему же все-таки глобус назван глобусом, а не как-то иначе? Дело в том, что само латинское слово globus означает «шар». Вот, оказывается, в чем секрет. Вот уж действительно, держа в руках глобус, вы держите земной шар

Дисциплина. Вам, наверное, приходилось помногу раз в день слушать разговоры учителей о дисциплине. А ведь это слово является как бы синонимом к слову предмет. По-латыни discepe – «учиться»; cipulus – «ученик»: дисциплина сначала значило «наука», «обучение» и только потом приобрело еще и смысл «строгий порядок», «выдержка» - это ведь качества, необходимые для занятия наукой, школьными предметами, школьными «дисциплинами».

А сколько в школе дисциплин... Поговорим о некоторых из них.

Алгебра. Длинный путь у этого слова, пришло оно к нам в XVIII веке из польского в виде алгéбра, поляки заимствовали его у немцев, те - из латыни, где оно переоформилось из арабского al-gabr- «восстановление» (разрозненных частей), «восстановление равенства», то есть «уравнение». Впервые встречается в 825г. у арабского Мухаммеда аль-Хорезми в названии его сочинения «Альджебр аль-мукабала», содержащего общие приемы для решения задач, сводящихся к алгебраическим уравнениям 1-й и 2-й степеней. А ударение на первом слоге установилось только с конца XIX века

Геометрия. Тоже заимствование из латинского языка, где geometria – «землемерие» (от geo – «земля» и metior – «мерю»), но давно уже утратило реальную связь с землей, осталась только этимологическая.

Информатика - термин, который появился в конце 70-х годов прошлого века. Был предложен французскими учеными. (informatique). До этого совокупность научных направлений, называемых теперь информатикой, именовалась по- разному. Сначала объединяющим названием был термин «кибернетика»-термин предложенный Норбертом Винером в конце сороковых годов –«наука об управлении машиной, обществом, животным»), затем на роль общего названия той же области исследований стала претендовать «прикладная математика». Следы этой разноголосицы хорошо видны в наименовании высших учебных заведений и научных институтов. Факультет в МГУ, готовящий специалистов в области информатики, носит название «Вычислительная математика и кибернетика», а иногда институты, ведущие исследования в данной области, могут называться и «Институт кибернетики Национальной АН (Академии Наук) Украины», и «Институт прикладной информатики РАН (Российской Академии Наук», и «Институт прикладной математики РАН». В англоязычных странах совокупность знаний, объединенных термином «информатика» называют computer science - наука о компьютерах. С информатикой связано очень много терминов. Приведем историю лишь одного из них...

Винчестер-накопитель на жестком магнитном диске. В 1973 году IBM открыл производство жестких дисков в Великобритании, в городке Винчестер, название которого, по одной из версий, впоследствии стало синонимом жесткого диска и дошло до наших дней. Правда существует и другая версия происхождения этого названия. Все в том же 1973 году IBM создал первый неразъемный накопитель 3340, состоящий из двух шпинделей по 30 МБ каждый и называвшийся зачастую просто 30–30. Схожесть с названием винтовки «Винчестер 30–30» и дала повод, по некоторым мнениям, называть жесткий диск именно так.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: ««Тайны слова» (Происхождение слов, связанных с школой, с школьными iconУрок русского языка Тема : Проверка написания слов с парными согласными на конце слова
Развивать умение сравнивать произношение и написание слов, подбирать проверочное, обосновывать написание проверяемого слова
Тема: ««Тайны слова» (Происхождение слов, связанных с школой, с школьными iconКонспект урока "Нахождение проверочных слов для безударной гласной...
Задание на определение слова по значению. Подобрать однокоренные проверочные слова
Тема: ««Тайны слова» (Происхождение слов, связанных с школой, с школьными iconУрок в 3 классе тема: «Упражнение в написании слов с парными согласными на конце слов»
Цель: Сегодня мы будем упражняться в написании слов с парными звонкими и глухими согласными на конце слов, и подбирать к ним проверочные...
Тема: ««Тайны слова» (Происхождение слов, связанных с школой, с школьными iconТема: Чередование согласных в корнях слов, которое мы не видим на письме
Цели: рассмотреть два способа проверки парных согласных на конце слова: путём подбора родственных слов и путём подбора другой формы...
Тема: ««Тайны слова» (Происхождение слов, связанных с школой, с школьными iconТема урока: Слог. Деление слов на слоги. 2 класс Цели и задачи урока
Развитие умения делить слова на слоги, составлять из слогов слова; развивать умения восстановления деформированного текста, распределения...
Тема: ««Тайны слова» (Происхождение слов, связанных с школой, с школьными iconТест «Веселый грустный» Оценка эмоционального отношения к предстоящему...
На рисунках изображены дети в различных ситуациях, связанных со школой и учением
Тема: ««Тайны слова» (Происхождение слов, связанных с школой, с школьными iconТема: Сложные слова
Закрепить знание правило написания сложных слов; умение правильно записывать сложные слова, используя соединительные гласные о, е;...
Тема: ««Тайны слова» (Происхождение слов, связанных с школой, с школьными iconУрок по русскому языку во 2 классе «а». 2012 год Тема: «Правописание...
Образовательные: совершенствовать навыки подбора однокоренных слов; навыки правописания безударных гласных в корне слова; продолжать...
Тема: ««Тайны слова» (Происхождение слов, связанных с школой, с школьными iconТема. «Правописание безударных гласных в корне слова».
Цель: совершенствовать орфографические умения написания слов с безударной гласной в корне слова
Тема: ««Тайны слова» (Происхождение слов, связанных с школой, с школьными iconУрок- путешествие 2 класс Тема: Правописание безударных гласных в корне слова
Цель: уточнение знаний учащихся об особенностях проверочного и проверяемого слов, развитие умения подбирать проверочные слова
Тема: ««Тайны слова» (Происхождение слов, связанных с школой, с школьными iconУрока Тема: Сложные слова
Дидактическая задача урока: освоить способ образования сложных слов путем слияния основ; организовать работу по закреплению нового...
Тема: ««Тайны слова» (Происхождение слов, связанных с школой, с школьными iconУрок русского языка во 2 классе Перспективная начальная школа
Совершенствовать умение различать родственные слова и формы слова, подбор родственных слов и деление на группы родственных слов,...
Тема: ««Тайны слова» (Происхождение слов, связанных с школой, с школьными iconОткуда получают имена реки ? (6 класс.)
Дать понятие Этимологии, как науки, изучающей происхождение слов, на примере происхождения названий рек. Формировать умение пользоваться...
Тема: ««Тайны слова» (Происхождение слов, связанных с школой, с школьными iconСловообразование в английском языке
Знание слов важно. Слова важны. Слова — это ваши кони, слуги, ваши мысли. Без них вы чувствуете беспомощность, типа мысль есть, а...
Тема: ««Тайны слова» (Происхождение слов, связанных с школой, с школьными icon3. Анафоры. Риторические вопросы
Повтор слова, синонимичная замена, использование антонимов, многозначных слов, однокоренных слов, а также слов одной тематической...
Тема: ««Тайны слова» (Происхождение слов, связанных с школой, с школьными iconРеферат по курсу английского языка на тему: «Латинские заимствования в английском языке»
Если рассматривать словарный состав английского языка, то все входящие в него слова следует считать английскими, за исключением таких...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск