МБОУ Пелемешская начальная школа – детский сад, русский язык, 1 класс, Матвеева Ольга Аркадьевна, 2012 -2013 -
«Рассмотрена» Руководитель МО
_______ Михеева Э.М.
на МО учителей
Протокол №_____
от «___»___________
20___г.
| «Согласована»
Зам. директора по УВР
______ Исанаева Е.А.
Протокол №_____
от «____»__________
20____г.
| «Утверждена»
Директор школы
______ Шурметова В.В.
Приказ № ____
от «___» __________ 20___г
|
Рабочая программа
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
«Пелемешская начальная школа –детский сад»
Агрызского муниципального района Республики Татарстан
Матвеева Ольга Аркадьевна, учитель начальных классов
по русскому языку, 1класс.
Рассмотрена на заседании
педагогического совета
Протокол №______от
«____»_________20___г.
|
2012 – 2013 учебный год
Пояснительная записка.
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:
познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
социокультурная цель - изучение русского языка - включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и тексты-повествования небольшого объёма;
воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Результаты изучения учебного предмета «Русский язык»
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих I класс
(обучение грамоте)
Обучающиеся должны знать:
Все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).
Обучающиеся должны уметь:
вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне слова;
знать способы их буквенного обозначения;
обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и) и мягким знаком;
определять место ударения в слове;
вычленять слова из предложений;
чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;
правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;
грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, написание которых не расходится с произношением;
употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;
устно составлять 3-5 предложений на определённую тему;
знать гигиенические правила письма;
правильно писать формы букв и соединения между ними;
уметь прочитать слово орфографически и орфоэпически и на этой основе установить, так ли данное слово пишется, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение.
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих I класс
(русский язык)
К концу 1 класса учащиеся должны уметь:
знать буквы русского алфавита;
пользоваться простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и взрослым;
выслушивать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддерживать разговор репликами и вопросами;
проводить звуковой анализ слов;
различать гласные и согласные звуки и буквы, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые звуки в слове, обозначать мягкость согласных с помощью букв (е, ё, и, ю, я) и мягкого знака, определять ударный слог в слове;
списывать с печатного и письменного текстов, не искажая начертания строчных и заглавных букв и правильно соединяя буквы в словах;
употреблять большую букву в начале и точку в конце предложения;
писать под диктовку слова, предложения, тексты, включающие 15-17 слов;
самостоятельно составлять и записывать текст из 3 - 5 предложений, разных по цели высказывания, на определённую тему;
виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске, предложения восклицательные и невосклицательные по интонации;
слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета;
соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель;
использования прописной буквы в именах собственных;
написания слов с сочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу;
обозначения в словах мягкости согласных звуков на письме;
правильного написания слов типа пень, яма;
правописания слов с непроверяемыми орфограммами;
Рабочая программа по математике составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования (приказ Министерства образования и науки РФ №17785 от 6 октября 2009г
- Авторской программы Горецкого В.Г., утвержденной МО РФ (Москва, 2006г.)
- Учебника Канакиной В.П., Горецкого В.Г. Русский язык (в 2 частях) М.: Просвещение, 2011
При составлении программы использованы следующие нормативные документы:
- Приказ МО РФ от 5 марта 2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказ МО и Н РФ от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального образования»;
- Инструктивно – методическое письмо МО и Н РТ от 18.01.07. №249/7 «Об особенностях преподавания учебных предметов начальной школы в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»
- Информационное письмо МО и Н РТ от 09.12.08 №7758/8 «Об организации обучения в начальной школе в 2008-2009 учебном году»
Педагогические технологии, используемые на уроках русского языка:
- игровая;
- технология деятельностного метода обучения;
- объяснительно-иллюстративная;
- технология улучшения общеучебных умений
- здоровьесберегающие
Средства обучения:
Горецкий В.Г., Федосова Н.А., Прописи к «Русской азбуке» .1 класс, в 4 частях. М.: Просвещение.
Жиренко, О. Е., Обухова, Л. А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо. – М.: Вако, 2009.
Скопина Е.В., Жиренко О.Е. , Обухова Л.А., Поурочные разработки по русскому языку, Книга для учителя. – М.:ВАКО, 2009.
Учебно-тематическое планирование по русскому языку.
Класс: 1
Учитель: Матвеева О.А.
Количество часов. Всего 99, в неделю 3 часа.
Плановых контрольных работ -1
Административных контрольных уроков- 4.
Планирование составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования (приказ Министерства образования и науки РФ №17785 от 6 октября 2009г)
Учебник: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык (в 2 частях) М.: Просвещение, 2011
Дополнительная литература:
1.Горецкий В.Г., Федосова Н.А., Прописи к «Русской азбуке» .1 класс, в 4 частях. М.: Просвещение.
2.Жиренко, О. Е., Обухова, Л. А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо. – М.: Вако, 2009.
3.Скопина Е.В., Жиренко О.Е. , Обухова Л.А., Поурочные разработки по русскому языку, Книга для учителя. – М.:ВАКО, 2009.
4.Учебно – методический комплекс кабинета начальных классов
5.Интернет –ресурсы.
Календарно – тематическое планирование уроков
№ урока
п/п
| Урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности
| Вид контроля
| Планируемые результаты усвоения материала
| Дата провед.
| 1
| Пропись – первая учебная тетрадь. Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки.
| 1
| Урок усвоения новых знаний и умений
| Учиться соблюдать гигиенические требования при письме. Контролировать свои действия в процессе работы. Организовывать своё рабочее место и поддерживать порядок на парте.
| Текущий
Индивидуальный опрос
| Личностные действия:
Чувство необходимости учения, предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки- дошкольным способом.
Познавательная мотивация; интерес к новому.
Регулятивные действия:
Коррекция, планирование; целеполагание; оценка; контроль.
Познавательные действия:
Общеучебные;
Поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
знаково-символические действия – моделирование;
логические действия –
анализ, синтез; установление причинно - следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные действия:
Умение слушать и слышать; участие в коллективном обсуждении проблем; постановка вопросов; уважение к другой точке зрения; умение адекватно реагировать на высказывания сверстников или взрослых.
| 4.09
|
| 2
| Письмо овалов и полуовалов.
| 1
| Комб.
| Следить за положением ручки при письме, посадкой за столом. Выполнять работу по образцу.
| Текущий
Индивидуальный опрос
| 5.09
|
| 3
| Рисование бордюров.
| 1
| Комб.
| Различать рабочую строчку. Сравнивать выполненную работу с образцом, находить несовпадения.
| Текущий
Фронтальный опрос
| 6..09
|
| 4
| Письмо длинных прямых наклонных линий.
| 1
| Урок усвоения новых знаний и умений
| Различать рабочую строчку.
Сравнивать выполненную работу с образцом, находить несовпадения.
| Текущий
Индивидуальный опрос
| 11.09
|
| 5
| Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево) и с закруглением внизу (вправо)
| 1
| Комб.
| Делить слова на слоги.
Различать рабочую строчку.
Сравнивать выполненную работу с образцом, находить несовпадения.
| Текущий
Фронтальный опрос
| 12.09
|
| 6
| Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево)и с закруглением внизу (вправо)
| 1
| Комб.
| Различать рабочую строчку. Делить слова на слоги.
| Текущий
Индивидуальный опрос
| 13.09
|
| 7
| Письмо овалов больших и маленьких, их чередование.
| 1
| Урок комп.прим.знаний и умений
| Различать направление линий в прописи. Различать рабочую строчку
Сравнивать выполненную работу с образцом, находить несовпадения.
| Текущий
Фронтальный опрос
| 18.09
|
| 8
| Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование.
| 1
| Комб.
| Различать рабочую строчку
Сравнивать выполненную работу с образцом, находить несовпадения. Следить за положением ручки при письме, посадкой за столом.
| Текущий
Индивидуальный опрос
| 19.09
|
| 9
| Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо.
| 1
| Урок усвоения новых знаний и умений
| Различать рабочую строчку
Сравнивать выполненную работу с образцом, находить несовпад -я
| Текущий
Фронтальный опрос
| 20.09
|
| 10
| Письмо коротких наклонных линий с закруглением вверху влево и закруглением внизу вправо.
| 1
| Комб.
| Участвовать в анализе новых элементов. Соблюдать пропорции при написании петель букв у, д. в, з
| Текущий
Индивидуальный опрос
| 25.09
|
| 11
| Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу.
| 1
| Урок усвоения новых знаний и умений
| Следить за положением ручки при письме, посадкой за столом. Различать рабочую строчку
| Текущий
Фронтальный опрос
|
26.09
|
| 12
| Строчная буква а. Заглавная буква А. Ударение в слове. Звуковой анализ слов.
| 1
| Комб.
| Отслеживать этапы освоения основного алгоритма письма буквы А. Различать последовательность написания элементов буквы А
| Текущий
Чтение наизусть
|
| 27.09
|
| 13
| Строчная буква о, заглавная буква О.Ударение в слове.
| 1
| Комб.
| Экспериментировать с изображением буквы о (сложение листа бумаги), наблюдать, делать выводы (совпадение верхней и нижней частей буквы о). Сопоставлять верхнее и нижнее соединение букв с буквой о. писать слова (слоги) по образцу (по пунктирным линиям)
| Текущий
Индивидуальный опрос
|
| 2.10
|
| 14
| Строчная и заглавная буквы И, и. Заглавная буква в именах собственных.
| 1
| Урок усвоения новых знаний и умений
| Сопоставлять начертание буквы и с другими буквами. Комментировать письмо изученных букв. Узнавать деформированные слова и восстанавливать их. Задавать вопросы, формулировать задание товарищу.
| Текущий
Чтение наизусть
|
| 3.10
|
| 15
| Строчная буква ы. Логическое ударение в предложении.
| 1
| Урок усвоения новых знаний и умений
| Выполнять задание по образцу. Восстанавливать деформированные буквы. Устанавливать последовательность поэтапного письма. Наблюдать за изменением слов по числам.
| Текущий
Фронтальный опрос
|
| 4.10
|
| 16
| Строчная и заглавная буква У, у. Запись коротких предложений.
| 1
| Комб.
| Правильно соединять изученные буквы на письме. Классифицировать печатные и письменные буквы на письме. Учить находить логическое ударение в предложении.
| Текущий
Индивидуальный опрос
|
| 9.10
|
| 17
| Строчная и заглавная буква Н, н.
| 1
| Урок усвоения новых знаний и умений
| Анализировать написание буквы Н, н. Находить знакомые элементы письма. Угадывать букву по комментированию. Писать букву под диктовку. Проверять работу друг друга.
| Текущий
Фронтальный опрос
|
| 10.10
|
| 18
| Строчная и заглавная буква с, С. Написание имен собственных.
| 1
| Комб.
| Воспроизводить написание элементов по памяти. Сопоставлять услышанный алгоритм с написанием элементов. Комментировать вслух написание изученных элементов.
| Текущий
Выразительное чтение
|
| 11.10
|
| 19
| Строчная и заглавная буква к, К. Многозначность слов в русском языке.
| 1
| Урок усвоения новых знаний и умений
| Объяснять устранение графических ошибок. Рассуждать при дописывании в слове недостающих элементов букв. Овладевать графической зоркостью.
| Текущий
Фронтальный опрос
|
| 16.10
|
| 20
| Строчная буква т. Деформированное предложение.
| 1
| Комб.
| Видеть в букве уже изученные элементы. Составлять самостоятельно алгоритм проговаривания для написания. Находить графические ошибки в заданных словах.
| Текущий
Чтение наизусть
|
| 17.10
|
| 21
| Строчная и заглавная буква т, Т.
| 1
| Урок комп.прим.знаний и умений
| Видеть в букве уже изученные элементы. Составлять самостоятельно алгоритм проговаривания для написания. Находить графические ошибки в заданных словах. Учить составлять деформированное предложение.
| Текущий
Индивидуальный опрос
|
| 18.10
|
| 22
| Строчная буква л. Написание ответа на вопросительное предложение.
| 1
| Комб.
| Находить графические ошибки в заданных словах. Сравнивать и анализировать начертание буквы Л с изученными буквами . Конструировать слово из заданного набора букв.
| Текущий
Фронтальный опрос
|
| 23.10
|
| 23
| Заглавная буква Л. Удвоенные согласные буквы в слове.
| 1
| Урок комп.прим.знаний и умений
| Сравнивать и анализировать начертание буквы Л с изученными буквами. Наблюдать за изменением слов в предложении (по родам). Учить писать слова с удвоенными согласными.
| Текущий
Фронтальный опрос
|
| 24.10
|
| 24
| Строчная и заглавная буква р, Р. Учимся письменно отвечать на вопросы.
| 1
| Урок усвоения новых знаний и умений
| Анализировать начертание новой буквы самостоятельно выводить алгоритм её написания. Конструировать буквы из элементов. Учить письменно отвечать на вопрос.
| Текущий
Выразительное чтение
|
| 25.10
|
| 25
| Строчная и буква в, В. Списывание с доски предложения.
| 1
| Урок усвоения новых знаний и умений
| Проговаривать алгоритм написания буквы В.Записыватьбуквы по алгоритму под диктовку; слова , данные печатными буквами. Находить общие элементы в буквах.
| Текущий
Фронтальный опрос
|
| 30.10
|
| 26
| Строчная буква е. Звуковой анализ слов.
| 1
| Комб.
| Списывать слова по образцу, списывать печатный текст. Наблюдать за изменением слов, различать признаки, их изменения.
| Текущий
Чтение наизусть
|
| 31.10
|
| 27
| Заглавная буква Е. Проверка написания слов с безударными гласными, проверяемые ударением.
| 1
| Комб.
| Сравнивать изучаемую букву с ранее изученными. Находить известные элементы. Писать предложение, правильно оформлять его на письме. Классифицировать буквы по разным признакам.
| Фронтальный опрос
|
| 13.11
|
| 28
| Строчная буква п. Профессии людей.
| 1
| Комб.
| Знать формы всех изученных письменных букв.
Уметьписать под диктовку изученные письменные буквы
| Текущий
Фронтальный опрос
|
| 14.11
|
| 29
| Заглавная буква П. Многозначность слов. Написание с безударными гласными, проверяемыми ударением.
| 1
| Урок комп.прим.знаний и умений
| Коллективно составлять алгоритм написания буквы В. Определять в слове графические ошибки. Сравнивать с образцом. Конструировать слова из слогов, из заданного слова (анаграммы)
| Текущий
Фронтальный опрос
|
| 15.11
|
| 30
| Строчная буква м. Словарный диктант.
| 1
| Урок комп.прим.знаний и умений
| Писать слоги и слова по образцу (по пунктиру и самостоятельно). Конструировать слова из набора букв. Писать буквы в связке. Давать графическое задание товарищу и проверять его выполнение.
| Текущий
Словарный диктант
|
| 20.11
|
| 31
| Заглавная буква М. Ознакомление с написанием новых словарных слов.
| 1
| Урок усвоения новых знаний и умений
| Уметь писать слова и предложения с изученными буквами, ставить ударение, делить слова на слоги
| Текущий
Чтение наизусть
|
| 21.11
|
| 32
| Строчная буква з.
| 1
| Комб.
| Сравнивать начертания заглавной и строчной буквы. Наблюдатьнад видами соединений изучаемой буквы с другими. Писать имена и фамилии с большой буквы. Работать по образцу. Решатьребусы.
| Текущий
Фронтальный опрос
|
| 22.11
|
| 33 - 34
| Заглавная буква З. Цветы в нашей жизни.
| 2
| Урок комп.прим.знаний и умений
| Уметьсоотносить печатную и письменную буквы. Наблюдатьза словами, находить различия в них.
| Текущий
Фронтальный опрос
|
| 27.11
|
| 35- 36
| Строчная и заглавная
буквы б, Б. Ознакомление с Красной книгой природы.
| 2
| Урок усвоения новых знаний и умений
| Анализировать начертание новой буквы самостоятельно выводить алгоритм её написания. Находить правильно выполненную букву среди предложенных, объяснять графические ошибки.
| Текущий
Индивидуальный опрос
|
| 28.11
29.11
|
| 37– 38
| Строчная и заглавная буквы д, Д. Единственное и множественное число предметов. Однокоренные слова.
| 2
| Комб.
| Анализировать начертание букв, формировать умение ставить ударение, делить слова на слоги.
| Текущий
Фронтальный опрос
|
| 4.12
5.12
|
| 39
| Строчная и заглавная буквы
я, Я. Постановка тире в предложении.
| 1
| Урок усвоения новых знаний и умений
| Знать, что в начале слова буква я обозначает два звука, а после согласного – мягкость согласного.
| Текущий
Словарный диктант
| | |