Рабочая программа по природоведению





Скачать 390.16 Kb.
НазваниеРабочая программа по природоведению
страница1/4
Дата публикации06.07.2014
Размер390.16 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3   4
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Туимская средняя общеобразовательная школа № 3

Согласовано:

Заместитель директора по УВР

_____________ О.В. Горникова

29.08.2013 г.

Утверждаю:

Директор школы

___________________ Данченко Т.Л.

Приказ № 70 от 30.08.2013 г.


Рабочая программа по
природоведению

(учебный предмет)
5 класс, общеобразовательный

(класс, тип класса)
Канина Людмила Сергеевна

(ФИО разработчика)

Обсуждена и согласована на ШМО учителей истории, обществознания, географии, химии и биологии

(предмет)
Протокол № 1

от "28" августа 2013 г.


с. Туим, 2013 год

Пояснительная записка

Настоящая программа по природоведению для 5 класса создана на основе документов:

1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования от 05.03.2004г.
2. Примерная программа основного общего образования по природоведению. 5 класс. Авторы программы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова. 2009г
3. Учебный план МБОУ Туимская СОШ № 3
4. Положение о порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных курсов предметов, дисциплин (модулей). Приказ № 15/1 от 27.02.2012г.
Рабочая программа учебного предмета «Природоведения» составлена на основе Примерной программы основного общего образования по природоведению. Авторы программы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова. Данная программа опубликована в учебном издании «Программа основного общего образования по природоведению. 5 класс.» В.В. Пасечник , В.В. Латюшин , В.М. Пакулова.- М.:Дрофа, 2009г.-92с.
Предмет «Природоведение» входит в Федеральный компонент образовательного стандарта и учебный план образовательного учреждения.
Учебники соответствуют Федеральному перечню учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013-2014 учебный год.

Количество часов примерной программы

Количество часов рабочей (авторизированной) программы

70

69

Сокращение часов объясняется совпадением с праздничным днём 1 мая.
Предмет «Природоведение» продолжает естественнонаучную составляющую предмета «Окружающий мир» начальной школы и является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии, биологии и физической географии в основной школе.
Рабочая программа составлена для учащихся 5-х классов, она ориентирована на обучающихся со средним уровнем мотивации к изучению предмета. Учащиеся 5-х классов владеют знаниями о явлениях природы, об изменениях в природной среде; умеют проводить наблюдения, опыты и измерения. По результатам прошедшего года по предмету «Окружающий мир» обучающиеся имеют 100% успеваемость и качество знаний 82%. В 5 классе «А» 24 человека, из них 13 девочек, в 5 классе «Б» 24 человека, из них 13 девочек. Общая характеристика учебного предмета
«Природоведение» — интегрированный естественнонаучный курс для младших подростков, который сочетает в себе элементы биологии, географии, физики, астрономии, химии и экологии. В 5 классе учащиеся получают подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в 6—9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания о строении веществ, их физических и химических свойствах, об электрических, химических, физических, биологических явлениях.
В рамках первого раздела на базе материала начальной школы закладываются основные представления об эмпирическом уровне научного познания: расширяются представления учащихся о наблюдениях, опытах и измерениях и их взаимосвязи при изучении объектов природы. Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии организмов.
Второй раздел углубляет и систематизирует знания учащихся о природных объектах, затрагивая вопросы связи мира живой и неживой природы. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.
Учебный материал третьего раздела об «экологии, здоровье и безопасности жизни» включен в стандарт и в программу по природоведению в соответствии с требованиями современной жизни и построением учебного плана. В программе приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды. Важное внимание обращается на развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.
Изложенный в программе материал соответствует трем основным содержательным разделам стандарта основного общего образования по природоведению — «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы», «Здоровье человека и безопасность жизни» — и распределен по соответствующим темам.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы. Все лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков и оцениваются по усмотрению учителя.
Цели и задачи преподавания учебного предмета
Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей и задач:
- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
- овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
- развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Основные содержательные линии
«Как человек изучает природу»,
«Многообразие тел, веществ и явлений природы»,
«Здоровье человека и безопасность жизни».
Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МБОУ Туимская СОШ № 3 на 2013-2014 учебный год на изучение природоведения в 5 классе отводится 69 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Изучение краеведения имеет цели:
1.Углублять и развивать знания учащихся о природе Хакасии, полученных в рамках начального обучения.

2. Способствовать осуществлению гражданско-патриотического воспитания учащихся как важнейшей задачи обучения в школе.

На изучение краеведческого материала в 5 классе отводится 6 часов по следующим темам
Влияние жителей Хакасии на природу.
Растения и животные Хакасии.
Народная медицина (растительные средства лечения заболеваний человека, животных)
Растения и животные в религии, мифологии, фольклоре.
Народная минералогия (полезные ископаемые на территории Хакасии и их использование).
Охрана растений, животных Хакасии, защита экосистем.

Содержание учебной дисциплины (5 класс)

№ темы

Название темы

Содержание темы

Количество часов

1

Введение

Природа. Неживая и живая природа. Человек и природа. Зачем и как изучают природу.

2

2

Вселенная

Вселенная. История развития представлений о Вселенной. Звезды на небе, размеры звезд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большая и Малая Медведица. Расстояние до звезд, их яркость и движение. Солнце – раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле. Планета Земля. Строение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Суточное и годовое движении Земли . Луна- спутник Земли. Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет, их движение. Освоение космоса.

5

3

Строение и свойства веществ

Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных тел. Молекулы. Взаимодействия молекул в твердых, жидких и газообразных телах. Диффузия. Вещества чистые и смеси, простые и сложные. Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые), химические явления, химические реакции. Использование человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни.

11

4

Воздух

Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха. Плотность и разреженность воздуха. Атмосферное давление. Барометр. Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. Ветер. Работа ветров в природе. Погода. Типичные признаки погоды. Предсказание погоды. Влияние погоды на организм человека. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха.

6

5

Вода

Три состояние воды. Изменение объема воды при нагревании. Вода- растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды.

4

6

Горные породы

Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обломочных пород. Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр.

5

7

Почва

Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы. Состав почвы и ее свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость. Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения. Эрозия почвы, ее виды. Охрана почв.

6

8

Организмы

Организм. Свойства живых организмов (биологические явления). Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. Экология- наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания. Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличительными приборами. Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства организмов. Причины сокращения организмов.

5

9

Растения

Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые. Цветковые растения, их органы. Дикорастущие и культурные растения. Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразия дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями. Охрана растений, растения Красной книги. Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. Значение культурных растений в жизни человека.

7

10

Грибы

Грибы. Разнообразия грибов. Значение грибов в природе. Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

3

11

Животные

Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние. Дикие животные и условия их жизни. Приспособленность диких животных к жизни в водной, воздушной, наземной и почвенной средах обитания. Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми животными. Животные Красной книги. Охрана диких животных. Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни.

5

12

Ваши любимые растения и животные

Растения и животные - ваши любимцы. Создание благоприятных условий для их жизни, уход за ними.

2

13

Природа едина

Связи неживого и живого. Цепи питания. Пищевые сети. Природа - наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе.

2

14

Человек, его здоровье и безопасность

Общий обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровье. Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.). Правила поведения человека в опасных природных ситуациях (во время грозы, ливней, под градом и др.) Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах.

6

Итого

69
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по природоведению iconРабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа по природоведению составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования...
Рабочая программа по природоведению iconРабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа по природоведению составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования...
Рабочая программа по природоведению iconПрограмма по природоведению призвана сохранить традиции классического...
Рабочая программа по природоведению составлена на основании следующих документов
Рабочая программа по природоведению iconРабочая программа по природоведению класс 5
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению...
Рабочая программа по природоведению iconРабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению...
Рабочая программа по природоведению iconРабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению...
Рабочая программа по природоведению iconРабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе...
Рабочая программа составлена на основе: стандарта основногообщего образования по природоведению, 2004 г.; примерной программы по...
Рабочая программа по природоведению iconРабочая программа по природоведению составлена на основе Федерального...
...
Рабочая программа по природоведению icon«Рассмотрено» «Согласовано»
Мо от 5 марта 2004 г. №1089, Пример­ной программы основного общего образования по природоведению, авторской программы основного общего...
Рабочая программа по природоведению iconРабочая программа по природоведению 5 а Муниципальное бюджетное общеобразовательное...
Рабочая программа по природоведению составлена на основании Федерального Государственного стандарта общего образования (базовый уровень)-2004...
Рабочая программа по природоведению iconРабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе...

Рабочая программа по природоведению iconРабочая программа по природоведению 5 класс базовый уровень (2 часа в неделю)
Рабочая программа пропедевтического курса природоведения составлена на основе федерального компонента государственного стандарта,...
Рабочая программа по природоведению iconРабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по природоведению...
Рабочая программа по природоведению iconРабочая программа по природоведению для 5-ого класса, основной ступени на 2011/2012 учебный год
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по природоведению
Рабочая программа по природоведению iconРабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению...
Рабочая программа по природоведению iconРабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск