Пояснительная записка. Статус документа





НазваниеПояснительная записка. Статус документа
страница1/3
Дата публикации08.10.2014
Размер299 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3
Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по литературе для 10 класса создана на основе государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.И.Сахарова, С.А. Зинина, М.: Русское слово, 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы; формирование представления о литературе как социокультурной единице. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Формирование у учащихся способности воспринимать и оценивать произведения литературы с эстетической точки зрения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Программа второго рассчитана на 3 часа в неделю.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ 10 класса


В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

- основные теоретико-литературные понятия;

уметь

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- определять род и жанр произведения;

- сопоставлять литературные произведения;

- выявлять авторскую позицию;

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- участия в диалоге или дискуссии;

- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

Календарно – тематическое планирование по литературе 10класс.

№№

Дата

Темы уроков

Тип урока. Методы обучения

Внутрипредметные и межпредметные связи, НРК

Виды самостоятельной работы и контроля знаний

Домашнее задание

план

факт

1







Введение в литературу.

Вводный урок. Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы


Литература и ее значение для общества.

Умение выделять тезисы.

С.3-8, отв. на в.

2







Прекрасное начало. Литература первой половины XIX века

Обзорный урок. Работа с учебником. Конспектирование.

Российское и зарубежное общество первой половины XIX века. Искусство и его развитие.

Развитие умения выделять из текста основное содержание.

С.10-15, отв. на в.

3







А.С. Пушкин. Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики.

Урок комбинированный (УК). Лекция учителя. Беседа. Сообщения учащихся.Песнь русским воинам.

Отечественная война 1812 г. Декабристское восстание.

Развитие устной монологической речи учащихся

С.15-21, отв. на в., чтение стих.

4







Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в стихотворениях А.С.Пушкина.

Комментированное чтение. Работа с текстом. Муза пламенной сатиры

Теория литературы. Поиск тропов. Вольнодумная лирика.

Развитие умения анализировать стихотворный текст.

анализ стих.

5







Историческая и «частная» темы в поэме «Медный всадник». Поединок двух всадников

Урок-экскурсия. Работа по учебнику. Анализ художественного текста Поединок двух всадников.

Царствование Петра I. Петербург и его памятники.

Развитие устной монологической речи учащихся

С.40-50, отв. на в., подг. к сочинению

6







Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской» повести.

УК. Беседа по вопросам. Исследовательская работа с текстом.

«Петровская» тема в творчестве А.С.Пушкина и М.В.Ломоносова.

Умение высказывать свое мнение, строить текст.

Письменная работа

7







М.Ю. Лермонтов. Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики поэта.

УК. Лекция учителя с элементами беседы. Слово - оружие

Тарханы. Кавказ. М.Ю. Лермонтов и А.С. Пушкин.

Развитие устной монологической речи учащихся

С.53-64, отв. на в. сравнить стих.

8

.




Мотивы одиночества неразделенной любви в лермонтовской

поэзии.

Урок изучения нового материала (УИНМ). Лекция учителя.

Теория литературы. Мотивы лирики М.Ю. Лермонтова.

Совершенствование навыков тезисной записи. Анализ лирики с ориентировкой на вопросы учебника.


Выучить стих., «Демон»

9







Особенности богоборческой темы в поэме «Демон».

Урок-дискуссия. Беседа по вопросам. «Падший ангел».

Философская поэма. Анализ героев поэмы.

Развитие устной монологической речи учащихся

Подготовиться к сочинению

10








Нравственно – философская проблематика поэмы М.Ю.Лермонтова «Демон».

УК. Аналитическая работа с текстом. Беседа с элементами комментированного чтения отдельных эпизодов.

Живопись и рисунки Лермонтова. Репродукция картины , Врубеля «Демон».

Умение высказывать свое мнение о прочитанном, строить текст.




11







Романтический колорит поэмы, её образно- эмоциональная насыщенность.

Урок- практикум.

Тропы.

Умение находить средства художественной выразительности в произведении.




12







Н.В.Гоголь. Жизнь и судьба. Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях».

УК. Лекция учителя «Петербургские миражи». Беседа по вопросам.

Петербург в XIX веке. Тема «маленького» человека

Умение выделять тезисы. Анализ текста с опорой на вопросы учителя.

Предв. чтение

13







Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Повесть «Невский проспект».

Изучение нового материала с включением сообщений учащихся.

Литературные реминисценции в повестях Н.В.Гоголя.

Выявление авторской позиции через анализ эпизодов повести.

Индивидуальные сообщения: «Контрасты жизни в повести».

14







Повесть «Нос». Ирония и гротеск как приёмы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире.

Изучение нового материала с включением индивидуальных сообщений.

Роль фантастики в современной Гоголю русской литературе.

Устные ответы на вопросы по теме урока. Элементы лекции и литературная беседа.

Подготовить сообщение «Фантастическое и реаль- ное в повести «Нос»

15







Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев.

Урок- повторение Работа по учебнику. Беседа в сочетании с комментированным чтением.

Тема «маленького» человека. Пути развития России. Русский характер.

Составление тезисного плана. Развитие устной монологической речи учащихся

С.89-98, сообщение

16 Рр








Письменная работа по всему разделу «Из литературы первой половины XIX века.

УРР




Умение высказывать свое мнение о прочитанном, строить текст.




17

18







Идейные направления, критика, журналистика 1860-1890-х гг.

Обзорный урок. Лекция учителя с элементами беседы.

Исторические события 1860-1890-х гг. Периодическая печать. Произведения чувашской литературы.

Развитие устной монологической речи учащихся

С.125-132, подготовить сообщение

19







Демократические тенденции в развитии русской культуры, её обращённость к реалиям современной жизни.

УК. Работа по учебнику. Под бременем «проклятых вопросов»

Крестьянское движение. Народничество. Конец эпохи русского романа.

Умение конспектировать текст.

Работа с материалом учебника.

20







А.Н. Островский. Творчество драматурга. Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди – сочтёмся!»

УИНМ. Лекция учителя с элементами беседы. «Он начал необыкновенно…» Сообщения учащихся.

Теория литературы. Традиции Фонвизина, Гоголя, Грибоедова в творчестве Островского. Театр второй половины XIX века

Составление хронологической таблицы. Умение составлять тезисный план.

С.140-150, с.173 в.1-2, предварительное чтение

21







. Конфликт между властными и подневольными как основа проблематики комедий.

УК. Работа по учебнику. Беседа по вопросам. В царстве обмана. «Мораль на все купечество…»

Реплики. Ремарки. Тематика пьес Островского.

Анализ пьес. Развитие монологической речи.

С.146-152, подготовить сообщение

22







Драма «Гроза». Изображение «затерянного мира» города Калинова.

Лекция учителя с элементами беседы. «У нас есть свой русский национальный театр»

Традиции русского театра.

Развитие устной монологической речи учащихся

«Гроза»

23







Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса жизни.

УИНМ. Лекция учителя. Домострой «из-под неволи»

Поволжские города. Домострой.

Умение составлять тезисный план.

С.158-164, в. 6-7

24







Трагедия совести и её разрешение в пьесе

Урок-дискуссия. Куда ведет Красота?

Язык Катерины, Тихона.

Анализ текста по вопросам.

С.174 в.7

25







Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. «Гроза» в русской критике.

УК. Работа по учебнику Работа со статьями Д.И.Писарева, Н.А.Добролюбова, А.А.Григорьева.

Провинциальные города России

Умение высказывать своё мнение, строить текст.

Подготовиться к сочинению.

26 Рр








Сочинение по творчеству А.Н. Островского

УРР




Умение высказывать свое мнение о прочитанном, строить текст.




27

28







И.А. Гончаров. Преображение романтика

УИНМ. Лекция учителя.

Настроение русского общества во второй половине XIX века.

Составление хронологической таблицы.

С.176-184, «Обломов»
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Статус документа. Настоящая программа по русскому языку для 6 класса создана на основе следующих нормативных актов и документов методического...
Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа

Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «основная общеобразовательная школа №26»
Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – М.: Ооо «тид «Русское слово – рс», 2009г
Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Ориентирована на учебник Бархударов С. Г., Крючков С. Е. и др. «Русский язык 9»М. «Просвещение» 2006-2008
Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка статус документа
Б воспитательная: воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества
Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ мо РФ от 05. 03. 2004 г. №1089)
Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка статус документа
Авторы: В. Я. Коровина,В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина Москва «Просвещение», 2010 год
Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
...
Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Рабочая программа литературе 6 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Фио учителя: Зубенко Надежда Александровна – учитель математики в мбоу «Уршельская сош»
Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса и реализована на основе следующих документов
Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами
Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка статус документа
...
Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка статус документа
Настоящая программа по информатике и икт для основной общеобразовательной школы 9 класса составлена на основе
Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Рабочая программа по литературе для 5 «а» класса на 2013-2014 учебный год составлена на основе


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск