«Подготовка к сочинению рассуждению- размышлению на морально-этическую тему»





Скачать 114.01 Kb.
Название«Подготовка к сочинению рассуждению- размышлению на морально-этическую тему»
Дата публикации09.10.2014
Размер114.01 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 79

ПРОЕКТ УРОКА

Подготовка к сочинению рассуждению- размышлению

на морально-этическую тему

учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Долгиной Натальи Юрьевны

Ульяновск 2012

План- конспект урока по русскому языку в 7 Б классе

Учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории Долгиной Н. Ю.

Тема: «Подготовка к сочинению рассуждению- размышлению на морально-этическую тему».

Цели:

  1. Образовательная:

Знать:

- структуру типа речи рассуждения, его виды, алгоритм работы по написанию сочинения-рассуждения;

- отличие рассуждения-размышления от рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения.

Уметь:

- писать сочинение рассуждение-размышление;

- анализировать готовый материал и самостоятельно отбирать материал на определенную тему;

- выразительно читать текст и делать сообщение;

- проводить словарную работу и анализ текста по плану;

- отбирать языковые средства для оформления сочинения;

- составлять план сочинения;

- работать коллективно и самостоятельно.

Понимать различие между видами рассуждения, структуру рассуждения.

2. Развивающая:

- развивать внимание, память, мышление;

- развитие всех видов речевой деятельности;

- расширять словарный запас.

3. Воспитательная:

- способствовать развитию интереса к предмету, учить внимательному и бережному отношению к языку; - способствовать нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.
Ход урока:

  1. Оргмомент.

Здравствуйте, садитесь. Проверьте, все ли готово у вас к уроку?

Сегодня тема нашего урока - подготовка к сочинению рассуждению-размышлению.

Как вы думаете, какова цель нашего урока?

-Научиться писать сочинение рассуждение-размышление.

Целеполагание:

Знать: структуру типа речи рассуждения, его виды, отличие рассуждения-размышления от рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения.

Уметь: анализировать готовый материал и самостоятельно отбирать материал на определенную тему, выразительно читать текст и делать сообщение, отбирать языковые средства для оформления сочинения, писать сочинение рассуждение-размышление.

Понимать различие между видами рассуждения.

2. Проверка домашнего задания.

Что такое рассуждение? (тип речи)

Дайте определение рассуждения как научного понятия:

Рассуждение - это тип речи, в котором дается словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

Какие 3 типа рассуждения нам известны?

Заполните схему. (Слайд)

Рассуждение

Рассуждение-объяснение Рассуждение- доказательство Рассуждение- размышление.

Проверьте себя по схеме (слайд- самоконтроль).

У кого возникли сложности?

( кто не справился, проводят коррекцию)

Вспомним материал 5 класса.

По какому алгоритму строится текст типа рассуждения? Какова его композиция?

( Алгоритм на доске и слайде)

  • Тезис

  • Аргументы с примерами.

  • Вывод.

Одна часть вытекает из другой.

Что мы узнали в этом году о строении рассуждения- размышления? Кто забыл, обратитесь к памятке.

-Вопрос или цепь вопросов-раздумий. Риторические вопросы.

Или

-Альтернативные вопросы (соединены союзом или).

-Беседа с самим собой.

-Выбор варианта ответа.

Какие языковые средства используются для оформления рассуждения – размышления?

( Памятки на столах учащихся)

Основные языковые средства оформления рассуждения- размышления.

Виды

рассуждения

Вводные слова,

наречия

Союзы

Речевые обороты

Размышление

По-моему, по моему мнению, по моему убеждению, на мой взгляд, как мне кажется, скорее всего, очевидно, поэтому, потому, отсюда, таким образом

Поскольку, так как, так что, если, хотя, несмотря на то, что

Я полагаю, что…; попробуем сравнить…; попытаемся разобраться…; причина состоит в том, что…; это можно объяснить тем, что…; всё зависит от того, что…; это позволяет предположить, что…; получается, что…; предположим, что…; допустим, что…; мне близка мысль о том, что…; я согласна с тем, что…; некоторые сомнения у меня возникают, когда…;я могу с уверенностью сказать (утверждать), что…; я убеждён, что…; мне хочется сделать вывод о том, что…

3. Актуализация знаний.

Когда мы обращаемся к этому виду рассуждения - рассуждению-размышлению?

( Когда надо принять какое-то важное решение, ответить на волнующие нас вопросы: Как быть? Что делать?

Как поступить?)

Именно такие вопросы часто приходится решать в особых жизненных ситуациях.

(Звучит музыка)

Послушайте, определите тему дальнейшего разговора.

4. Работа с текстом и его анализ.

1 Слово учителя. Презентация (фото А. Матросова, памятника герою)

66 лет отделяют нас от тех весенних дней, когда отгрохотала последняя канонада самой кровопролитной в истории человечества войны. Но подвиг победителей, очистивших родную землю от вражеского нашествия, не подвластен времени...

Это произошло в самый разгар Великой Отечественной войны, когда многомесячная всенародная битва с сильным, коварным врагом – фашизмом – уже знала множество примеров героизма. Но этот буквально потряс человечество.

В феврале 1943 года возле небольшой, тогда мало кому известной деревни Чернушки, затерявшейся среди лесов и болот, совершил свой бессмертный подвиг стрелок-автоматчик 2-го отдельного стрелкового батальона 91-й отдельной Сталинской стрелковой бригады добровольцев-сибиряков девятнадцатилетний красноармеец Александр Матвеевич Матросов. В критическое мгновение боя он вступил в единоборство с вражескими пулеметчиками, засевшими в дзоте. Прорвавшись к огневой точке врага и расстреляв патроны, мужественный воин без колебаний лег грудью на огнедышащую амбразуру и заставил на время замолчать дзот. Те драгоценные секунды оказались решающими для атакующих.

Бой за деревню Чернушки под Великими Луками стал частью стратегической битвы наших войск за снятие вражеской блокады Ленинграда, освобождения от захватчиков псковской земли и Прибалтики. Весть о подвиге Матросова молнией облетела войска, призывая их идти вперед, на разгром ненавистного врага. Родина высоко оценила подвиг красноармейца. Ему посмертно присвоено наивысшее звание – Герой Советского Союза. А гвардейский стрелковый полк, где он служил, удостоили имени отважного воина, которого навечно зачислили в список солдат 1-й роты 254-го гвардейского полка.

Проблема самопожертвования, подвига, героизма.

О чем мы будем размышлять?

2 Беседа с учащимися.

Что вы знаете об Александре Матросове? ( фото на слайде)

Женя подготовила историческую справку об Александре Матвеевиче Матросове.

(Сообщение учащегося об Александре Матросове)

Родился 5 февраля 1924 года в городе Екатеринославе (ныне Днепропетровск). Рано лишился родителей. 5 лет воспитывался в Ивановском и Мелекесском детских домах в Ульяновской области. В ноябре 1942 года Александр пошел добровольцем на фронт и был зачислен рядовым в 254-й гвардейский стрелковый полк 56-й гвардейской стрелковой дивизии. Его письма в детский дом были полны неподдельного патриотизма: «Шести лет я лишился родителей, но у нас, в Советском государстве, позаботились обо мне. И сейчас, когда Родина в опасности, я хочу защищать ее с оружием в руках». Вот так честный парень полный патриотизма попадет на передовую, где ему суждено погибнуть в первом же бою. Звание Героя Советского Союза Александру Матвеевичу Матросову посмертно присвоено 19 июня 1943 года. Награждён орденом Ленина (посмертно). Похоронен в городе Великие Луки.

Памятники Герою установлены в городах Уфе, Великих Луках, Ульяновске. Имя Александра Матросова носит детский парк в центре Ульяновска, детский кинотеатр в городе Уфе и улица, открыт мемориальный музей А.М. Матросова в Уфимском юридическом институте МВД РФ.

(фото на слайде)

Чтобы наши размышления по проблеме, определенные тезисом, были аргументированы, я предлагаю послушать текст из газеты "Ветеран" от 5 февраля 2004 года.

Вот как описывает события того дня газета "Ветеран" (05.02.2004)

3 Работа с текстом и его анализ.

( тексты на столах в конвертах)

У вас в конвертах текст, достаньте его.

Как вы думаете, почему так сложен текст? Что напоминает вам этот треугольник?

( такие треугольники-письма получали с фронта, конвертов не было)

Статья написана на основе письма с фронта. Представьте , что и вы получили фронтовое письмо.

Читает учащийся.

"Гвардейцы не знали страха в бою, но взять дзот не удалось. Три автоматчика, которые пытались поближе подползти к дзоту, пали смертью храбрых. Тогда поднялся связной командира роты комсомолец гвардии рядовой Александр Матросов.

- Я пойду! - сказал он решительно.

Старший лейтенант Артюхов, командир роты, пристально посмотрел на воина, обнял его и коротко сказал:

- Иди.

И гвардеец с автоматом, с гранатами стал пробиваться к проклятому дзоту, который мешал батальону, родной роте, товарищам продвигаться вперед. Умелый воин, он знал, что в бою дорога каждая секунда. Матросов напрягал все свои силы, чтобы быстрее подобраться к дзоту. Но что это? Его заметили. Пули стали решетить снег то впереди него, то позади. Двигаться было опасно. Но, как только струя пулеметного огня отводилась в сторону, Александр продолжал ползти вперед.

Вот уже близко и вражеская огневая точка. Одну за другой гвардеец бросил две гранаты. Они разорвались у самого дзота. Пользуясь заминкой врага. Матросов поднялся и сделал прыжок вперед. Но опять из амбразуры показались вспышки выстрелов. Пришлось залечь. Гранат больше не было. И патронов совсем немного осталось в диске. Прошла еще минута. Матросов вскинул автомат и дал по амбразуре очередь. Там, в дзоте, что-то взорвалось. Вражеский пулемет смолк. И вот Александр поднялся во весь рост, вскинул над головой автомат и крикнул что было сил своим товарищам:

- Вперед!

Как один встали наши солдаты с заснеженной земли и ринулись вперед. Но тут же они вынуждены были залечь, так как вновь ожила вражеская огневая точка. И тогда Матросов рванулся вперед и грудью своей, сердцем своим припал к черной амбразуре. Великий подвиг гвардейца послужил сигналом к атаке. Путь вперед был открыт. Быстро покончили и с дзотом. А еще через несколько минут была взята и деревня Чернушки. Вскоре над этой маленькой деревушкой был водружен флаг страны, за свободу, славу и честь которой отдал свою жизнь комсомолец Александр Матросов.

Боевые друзья стояли рядом с дзотом, на снегу, у которого алела под солнцем кровь их товарища комсомольца-гвардейца Саши Матросова. У солдата из кармана достали комсомольский билет. Простым карандашом написали на нем: «Лег на огневую точку противника и заглушил ее.»

Анализ текста.

-Какова тема текста?

Подвиг Александра Матросова.

-Какова основная мысль текста?

Молодой гвардеец Александр Матросов пожертвовал своей жизнью ради товарищей, ради победы над фашизмом. Пример героизма и самопожертвования.

-Прочитайте ключевое предложение.

И тогда Матросов рванулся вперед и грудью своей, сердцем своим припал к черной амбразуре. Великий подвиг гвардейца послужил сигналом к атаке.

- Как можно озаглавить данный текст?

Подвиг Александра Матросова.

Великий подвиг гвардейца.

Гвардеец Александр Матросов.

-Подвиг Матросова бессмертен. Он сделал всего один шаг.

Шаг в бессмертие.

Что значат слова подвиг, героизм?

Дайте понятия слов героизм и подвиг.

Приглашаю эксперта, Ксения работала со словарем.

4. Словарная работа ( слайд)

Героизм-отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.

Подвиг - героический, самоотверженный поступок.

От ( старосл.) « подвигнуться»- « потрудиться, совершить подвиг»

- Составьте глагольные словосочетания с о словарными словами:

проявить героизм

совершить подвиг

А задумываетесь вы над вопросом: « Что значит героизм, подвиг в наше время?»

( Ученики высказывают свои суждения)

Знаете ли вы примеры героических поступков? Примеры героизма?

( Ученики рассказывают о подвиге Дмитрия Разумовского.)

Дмитрий Разумовский – наш современник.

А вы могли бы совершить подвиг?

Сегодня я прошу вас тоже поразмышлять и ответить на вопрос: « Есть ли в жизни место подвигу?»

Я хотела бы увидеть в ваших сочинениях размышления о том, смогли бы вы проявить героизм.

Это будет темой нашего сочинения рассуждения-размышления.

Для его написания нам необходимо составить план.

5. Составление плана сочинения.

Мы знаем алгоритм построения текста типа рассуждения и структуру сочинения.

Какой тезис мы используем? Это вступление сочинения.

- Вопрос: Есть ли в нашей жизни место подвигу.

Какие аргументы используем? Это основная часть сочинения.

- Самопожертвование А. Матросова.

- Героизм Д. Разумовского.

-……..

Какой вывод мы с вами сегодня можем сделать? Это заключение сочинения.

( Учащиеся предлагают свои варианты.)

Вывод напрямую связан с тезисом.

В качестве вывода я предлагаю вам слова М. Горького.

«В жизни всегда есть место подвигу».

(на доске должна появиться запись плана сочинения)

План.

  1. Вступление. Тезис . Есть ли в нашей жизни место подвигу?

  2. Основная часть. Аргументы

1 Подвиг самопожертвования А. Матросова.

2 Героизм Дмитрия Разумовского.

3…….

  1. Заключение. Вывод. «В жизни всегда есть место подвигу».

6.Рефлексия.

( слайд)

Оставила ли вас равнодушными тема нашего сегодняшнего урока?

Если она вас тронула, и у вас возникло желание выразить свои размышления, то я прошу вас оценить степень усвоения темы.

Героизм- это вершина проявления нравственных качеств человека.

Перед вами пирамида. Оцените, на какой ее ступени вы находитесь: на вершине или в середине пути?



Спасибо за ваше мнение. Надеюсь, что ваши сочинения также будут на высоте.

7. Написание сочинения рассуждения- размышления.

Отступите 1 строку от работы и запишите:

Сочинение рассуждение-размышление.

Есть ли в жизни место подвигу?

Желаю вам удачи.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Подготовка к сочинению рассуждению- размышлению на морально-этическую тему» iconУрок русского языка в 7 «А» классе. Тема: Подготовка к написанию...
Цель: подготовиться к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему «Жизнь дана на добрые дела»
«Подготовка к сочинению рассуждению- размышлению на морально-этическую тему» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: подготовиться к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему «Жизнь дана на добрые дела»
«Подготовка к сочинению рассуждению- размышлению на морально-этическую тему» iconУрок русского языка в 7 классе на тему «Подготовка к сочинению-рассуждению «Дети и война»
Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодняшний наш урок – урок развития речи. Тема урока «Подготовка к сочинению-рассуждению «Дети и...
«Подготовка к сочинению рассуждению- размышлению на морально-этическую тему» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: Подготовка к сочинению рассуждению на морально – нравственную тему на основе анализа текста
«Подготовка к сочинению рассуждению- размышлению на морально-этическую тему» iconУрока по русскому языку на тему Подготовка к сочинению-рассуждению...
Тема: Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению о родном крае «Прошлое и настоящее родного села»
«Подготовка к сочинению рассуждению- размышлению на морально-этическую тему» iconПодготовка к сочинению рассуждению на лингвистическую тему «Зачем нужны запятые?»
Областное государственное бюджетное учреждение «Белгородский региональный центр оценки качества образования»
«Подготовка к сочинению рассуждению- размышлению на морально-этическую тему» iconТема урока Основные понятия
Обучение сочинению публицистического стиля на морально-нравственную тему «Люби и охраняй природу»
«Подготовка к сочинению рассуждению- размышлению на морально-этическую тему» iconПодготовка к сочинению мое любимое животное
...
«Подготовка к сочинению рассуждению- размышлению на морально-этическую тему» iconТема урока : Урок практической подготовки к сочинению-рассуждению...
Тема урока: Урок практической подготовки к сочинению-рассуждению о родном крае «Прошлое и настоящее родного села»
«Подготовка к сочинению рассуждению- размышлению на морально-этическую тему» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Подготовка к сочинению в публицистическом стиле. Заметка в газету на экологическую тему
«Подготовка к сочинению рассуждению- размышлению на морально-этическую тему» iconОбучение сочинению-рассуждению
Прошедший в стране Год русского языка потребовал от нас, учителей-словесников, большей инициативы, поисков новых, эффективных путей...
«Подготовка к сочинению рассуждению- размышлению на морально-этическую тему» iconТема урока : «подготовка к сочинению-описанию по картине и. Бродского...
Тема сегодняшнего урока подготовка к сочинению-описанию по картине И. Бродского «Летний сад осенью». Будьте внимательны, так как...
«Подготовка к сочинению рассуждению- размышлению на морально-этическую тему» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данная работа адресована учителям, работающим в 10-11 классах, учащимся и др для подготовки к сочинению-рассуждению. Материалы могут...
«Подготовка к сочинению рассуждению- размышлению на морально-этическую тему» iconГбоу детский сад №826 Справка по итогам тематического контроля на...
Интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая гжель. Подготовка к сочинению с элементами описания действия»
«Подготовка к сочинению рассуждению- размышлению на морально-этическую тему» iconКонспект интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая...
Интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая гжель. Подготовка к сочинению с элементами описания действия»
«Подготовка к сочинению рассуждению- размышлению на морально-этическую тему» iconАлександровича Пластова «Сенокос»
Тема урока: Подготовка к сочинению по картине фио: Каразбаева Расиля Шарифьяновна


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск