Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №303 с углубленным изучением немецкого языка и предметов художественно-эстетического цикла имени Фридриха Шиллера
Санкт-Петербург, Фрунзенский район,
Ул. Пражская, д.36 Автор: Фролова Ирина Владимировна
учитель начальных классов высшей квалификационной категории,
8 – 921 – 326 – 33 – 94 УМК «Перспектива», русский язык
Тема: «От слова к предложению».
1 класс, общеобразовательный Дидактическая цель урока: учить школьников различать слово и предложение; строить предложения. Формы работы: фронтальная, в парах, индивидуальная.
Средства обучения
Л.Ф.Климанова, С.Г.Михеева «Русский язык» учебник 1 класс Москва «Просвещение» 2011 128 с.
Л.Ф.Климанова «Русский язык» рабочая тетрадь 1 класс – Москва «Просвещение» 2011 64 с.
Планируемые результаты
Предметные умения: сформировать умения различать слово и предложение, составлять предложение.
- личностные: осознание алгоритма своего действии;
- познавательные: освоение умения составлять предложение;
- регулятивные: контролировать свои действия и оценивать их; учиться в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи;
- коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Ход урока
Действия учителя и учащихся
| Наглядные пособия
| Способы действия учащихся
| Организационный момент
| Организация рабочего места учащихся.
Создание положительного эмоционального настроя в классе
- Соберите слово из букв, которые рассыпались по классу. (язык)
- Как вы думаете, какую информацию я хочу сообщить вам с помощью этого слова?
- Вы назвали разные варианты. Я же хотела вам напомнить, что у нас урок русского языка.
|
По классу «рассыпались» буквы буквы з, я, ы, к.
| Планировать организацию учебной деятельности.
| Мотивация и целеполагание
| Вспомните, как правильно пишется слово язык? Где в слове мы можем допустить ошибку?
Записать слово в тетрадь, поставить знак ударения, выделить безударную гласную. - Почему нам сразу непонятно, о каком предмете идет речь? (Слово - многозначное. Необходимо добавить информацию). Добавим информацию.
- Теперь нам ясно, о каком предмете может идти речь.
Но если я лишь произнесу сочетание «русский язык», о чем вы захотите меня спросить?
- Я добавлю информацию («рассыпавшееся» предложение) .
В таком виде вам понятно, что я хотела сказать?
Что нужно сделать, чтобы стало понятно.
Скажите правильно, о чем здесь говорится.
- Что вы составили?
- Из чего состоит предложение?
- Назовите тему урока.
(Слова и предложение.)
- Откроем учебник на стр.112 и уточним тему урока:
От слова к предложению.
- Чему мы будем сегодня учиться? (Составлять из слов предложения)
|
Слайд 1:
Русский язык
Язык колокола
Языки пламени
Язык – часть тела
Слайд 2:
Сейчас, языка, урок, у, нас, русского.
| Искать и выделять необходимую орфограмму.
Активизация словарного запаса учащихся.
Самостоятельно определять и формулировать тему урока.
| Этап первичного восприятия и усвоения нового учебного материала
| Работаем с упр.219. Прочитайте «рассыпавшиеся» строчки из сказки К.И.Чуковского.
Что здесь написано: слова или предложения?
Вы хорошо знаете это произведение К.И.Чуковского. Составьте предложения из слов.
- Что вы знаете о предложении из азбуки?
- Проверим по учебнику, правильный ли вывод мы сделали.
- Вместе с соседом по парте свяжите слова первой пословицы в предложение.
| Учебник упр.219. (Приложение1.)
Правильно составленные предложения дублируем на слайде после первых устных ответов учащихся.
Солнце по небу гуляло и за тучку забежало. Глянул заинька в окно, стало заиньке темно. Слайд 3
Слова связаны между собой по смыслу.
Предложение пишется с большой буквы, в конце ставится точка, восклицательный или вопросительный знак.
Учебник стр.113 «Узелки на память». (Приложение 2) Учебник упражнение №221. (Приложени 3)
|
Применять знания, полученные вне урока русского языка.
Применять информацию, полученную ранее на уроке.
Сверять свои выводы с правилами в учебнике. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
| Этап первичного закрепления
| - Определи, что здесь написано: слова или предложения. Докажи.
- Какое слово из первой группы слов отвечает на вопрос Кто? и Что сделал? (зайчишка убежал)
-Свяжем главные слова с оставшимися. Зайчишка какой? (трусливый)
- Убежал куда? (в лес)
- Составьте предложение. (Трусливый зайчишка убежал в лес.) Докажите, что это предложение.
Запишите его в тетрадь.
- Что нам помогло составить предложения? (вопросы)
- С помощью вопросов-помощников составьте второе предложение самостоятельно.
- Сверьте с доской, так ли у вас получилось.
Самоценка. Если предложение составлено верно, поставьте квадратик зеленого цвета, если надо еще потренироваться – синего.
- Какие правила составления и записи предложения мы соблюдали?
| Рабочая тетрадь с.58 упр.1 (Приложение 4)
Звонкий жаворонок запел в небе.
| Искать и выделять необходимую информацию.
Применять алгоритм действий самостоятельно. Умение сверять свою работу с образцом и объективно её оценивать.
| Этап встраивания нового материала в систему знаний.
| - А теперь поработаем самостоятельно. Но для этого вам предстоит выбрать себе упражнение: в рабочей тетради №2 или №3.
- Посмотрите на упр.2. Составим план работы.
- Что нужно сделать? (составить предложения)
- Что нам поможет составить предложения? (вопросы – помощники)
Какие слова найдем сначала? (которые отвечают на вопросы: кто? и что делает?)
- Сколько предложений получиться? (два)
- Посмотрите упр.3.
- Какое задание в этом упражнении? (составить и записать предложения)
- Обратите внимание, здесь нет вопросов – помощников.
- На какой вопрос будет отвечать первое слово, которое мы найдем в строке? (кто? или что?)
- К нему мы подберем слово, отвечающее на какой вопрос? (что делает?)
- После этого распределим по местам оставшиеся слова.
- Сколько предложений запишите в третьем упражнении? (три)
- Какое упражнение сложнее? Почему?
- Выберите упражнение, с которым вы готовы справиться и выполните его в тетради.
Самопроверка.
- Возьмите карточки ( на отдельном столе заготовлены карточки с упражнениями) с правильно выполненным упражнением. Проверьте себя.
Оцените свою работу с помощью квадратиков.
|
Рабочая тетрадь упр. 2.3. (Приложение 5, 6)
Приложение 7.
| Планировать учебные действия.
Выбирать задания, исходя из своих возможностей.
Умение сверять свою работу с образцом и объективно её оценивать.
| Этап подведения итогов урока. Рефлексия.
| Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока. (Учиться составлять предложения из слов)
- Поднимите руки, у кого на уроке все получилось.
А кому надо еще потренироваться?
- Вы сможете это сделать, если дома еще раз посмотрите упражнения, которые мы выполняли.
- Что мы делали, начиная составлять «рассыпавшееся» предложение? (Искали слово, которое отвечает на вопрос кто? или что?, а затем связывали слова).
- Как на письме выделяем предложение?
- Посмотрите на доску. Я для вас приготовила еще группу слов. Составьте предложение.
- Почему не получилось связать слова? (не хватает слова)
- Какую задачу поставим себе на следующий урок? (узнать, что помогает связывать слова в предложении).
|
Слайд 4
Андрей, компот, чашки, пьет.
|
Анализировать свою работу на уроке.
Ставить новую учебную задачу.
|
Работа с учебником стр.112-113. Приложение 1
Упражнение 219. Прочитайте «рассыпавшиеся» строчки из сказки К.Чуковского.
Солнце, и, забежало, тучу, по, гуляло, небу, за.
Глянул, стало, заинька, окно, заиньке, в, темно.
Что здесь написано: отдельные слова или предложения?
Устно составьте из данных слов предложения.
|
Приложение 2
«Узелки на память»
Предложением называют несколько слов, связанных по смыслу и выражающих определенную мысль.
Пришла весна. Солнце светит ярко.
Предложение нужно правильно оформлять на письме. Каждое новое предложение пишется с заглавной буквы, в конце ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.
|
Приложение 3
Упражнение 221. Свяжите слова по смыслу и восстановите пословицы. Объясните смысл пословиц. Учись, в, старости, смолоду, пригодится.
Поменьше, побольше, говори, слушай.
|
Работа с тетрадью на печатной основе стр. 58-59. Приложение 4.Упражнение 1.
Определи, что здесь написано: слова или предложения.
Лес, в, зайчишка, убежал, трусливый.
Запел, звонкий, небе, в, жаворонок. Преврати эти слова в предложения, используя вопросы, и запиши.
| Кто?
| Что сделал?
| Какой?
| Куда? Где?
|
Приложение 5. Упражнение 2.
Составь предложения по схеме.
Бабочка, саду, пестрая, в, порхает
Жёлтая, клетке, в, сидит, канарейка.
| Кто?
| Что делает?
| Какая?
| Где?
|
Приложение 6. Упражнение 3.
Прочитай слова. Составь и запиши предложения.
Почки, на, белых, лопаются, берёзах.
Цветочки, в, показались, поле.
Душистые, травы, лугах, в, растут.
|
Приложение 7. Карточки для самопроверки упражнений, выполненных самостоятельно.
Упражнение 2. Пёстрая бабочка порхает в саду.
Жёлтая канарейка сидит в клетке.
|
Упражнение 3. Почки лопаются на белых берёзах.
Цветочки показались в поле.
Душистые травы растут в лугах.
|
Примерная работа учащегося.
язы’к
|
|
|
| Трусливый зайчишка убежал в лес.
|
| Звонкий жаворонок запел в небе.
|
|
|
| Пестрая бабочка порхает в саду.
|
| Жёлтая канарейка сидит в клетке.
|
|
Презентация
Слайд 1
|
Слайд 2
|
Слайд 3
|
Слайд 4
| |