Скачать 122.14 Kb.
|
Урок литературы 8 класс Духовный путь А.В. Суворова Образовательные технологии, используемые на уроке:
Цели урока:
Актуальность: В настоящее время мы сталкиваемся с такой ситуацией, что учащиеся не знают славных страниц истории Отечества и той роли, которую сыграли в ней такие люди, как А.Невский, А.В. Суворов, М.И. Кутузов и другие. Этот урок раскроет перед учениками личность Суворова, полководца и человека , достойного примера для подражания. Аз есмь путь , истина и жизнь (ИН 14.6) Твой есмь аз. А.В.Суворов Отечества достойный сын… Н.А.Некрасов.
Сыновьями рождаются, достойными сыновьями становятся. У каждого народа есть свои заветные имена, которые никогда не забываются и являют собой образец служения своему Отечеству и ближнему. Александр Васильевич Суворов…Что мы знаем о нем? Тема сегодняшнего урока: «Духовный путь А.В.Суворова». Что значит «духовный»? Как толкует это слово В.И.Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка»? Ученик: «Духовный» - имеющий высшую искру Божества, стремящийся к небесному, посвящающий себя Богу, вере, Церкви. На уроке нам предстоит выяснить, какова была жизнь Суворова. Можем ли мы назвать её «духовной», духовным путем? «Отечества достойный сын»…Можем ли мы назвать Суворова достойным сыном нашей Родины? Как толкует слово «достойный» В.И. Даль? Ученик: «Достойный» - уважаемый, ценимый, сообразный с требованиями правды и чести. А.В. Суворов – величайший полководец 18 столетия, одержавший более пятидесяти побед и не знавший ни одного поражения, имевший титулы, присвоенные ему за его победы: Рымникский, светлейший князь Италийский, граф Российской и Римской империй, генералиссимус российских морских и сухопутных войск, фельдмаршал австрийских и сардинских войск, Сардинского королевства гранд и принц. Награжденный за боевые заслуги высшими Российскими и зарубежными орденами Святого апостола Андрея Первозванного, Святого Георгия первой степени, Святого Иоанна Иерусалимского, Австрийского ордена Марии Терезы Первого класса, Прусских - Черного орла, Красного орла, Сардинских Благовещения и Святых Маврикия и Лазаря, баварских – Святого Губерта и Златого Льва, французских – Камельской Богородицы и Святого Лазаря, польских – Белого Орла и Святого Станислава. Его называли русским «архистратигом», «генералом-вперед», но самым удачным, самым главным для него было другое. Оно не прописывалось в наградных документах, однако каждый солдат знал его. Какое это звание нам предстоит сегодня выяснить. А.В.Суворов поставил перед собой цель научиться побеждать наименьшими потерями, «побеждать не числом, а умением». Для этого надо было научить солдата воевать. Из- под пера Суворова вышла книга «Наука побеждать». Она состояла из двух частей. Первая предназначалась для офицеров, вторая – для солдат. Она так и называлась «Разговор с солдатами их языком». Солдаты знали ее наизусть. Это произведение великого знатока солдатской души. Денис Давыдов, ученик Суворова, писал, что Александр Васильевич «положил руку на сердце русского солдата и узнал его биение».
«Наука побеждать» (разговор с солдатами их языком): Богатыри! Неприятель от вас дрожит! У неприятеля те же руки, но русского штыка не знают…фитиль на картечь - бросься на картечь - летит сверх головы. Пушки твои, люди твои - вали на месте, гони, но остальным давай пощаду: Они такие же люди: грех напрасно убивать. Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, правдиву, благочистиву! Молись Богу! От него победа! Чудо-богатыри! Бог нас водит. Он наш генерал. Умирай за дом Богородицы, за матушку, за Пресветлейший дом. Церковь Бога молит. Кто остался жив - тому честь и слава! Обывателя не обижай: он нас поит и кормит. Солдат не разбойник. Береги пулю на три дня, а иногда и на целую кампанию. Стреляй редко, да метко. Штыком коли крепко. Пуля обмишулится - штык не обмишулится: пуля - дура, штык - молодец! Штыки, быстрота, внезапность - вот наши вожди. Неприятель думает, что мы за сто, двести вёрст, а мы, удвоив, утроив шаг богатырский, нагрянем на него быстро, внезапно. Неприятель поёт, гуляет, ждёт тебя с чистого поля, а ты из- за гор дремучих налети на него как снег на голову: рази, стесни, опрокинь, бей, гони, не давай опомниться. Испуган - наполовину побеждён. У страха глаза велики - один за десятерых покажется. Субординация! Экзерциция! Военный шаг - аршин. Голова хвоста не ждёт. Надо атаковать, не теряя мгновения! Побеждать все, даже невообразимые препятствия! Гнаться по пятам! Без отдыху вперёд, пользоваться победою! Твёрдость, предусмотрительность, глазомер, смелость, натиск!
(учил воевать, заботился об их жизни). 2. Как обращается к солдатам полководец? («Богатыри», «чудо-богатыри»). 3. Почему «Богатыри»? (считает их богатыми духом, вселяет уверенность, поднимает дух солдат). 4. Как вы думаете для того, чтобы побеждать, достаточно ли научиться навыкам ведения боя? Что еще должен знать солдат? (молиться Богу, напрасно не убивать, не обижать мирных жителей). 5. Найдите строчки, говорящие о том, что Суворов придает большое значение молитве? Почему? (-Нужно надеяться на Бога, ибо не один голос не упадёт без воли Божей. Во всем нужно надеяться на Бога. И сказал Господь: «Все, что попросите во имя моё, то сделаю». Пословица: «Идёшь в битву - молись усердно». Заповедь «Возлюби Господа Бога. Я Господь Бог твой, да не будет у тебя никаких Богов, кроме меня»). 6. «Горжусь, что я русский», - говаривал Суворов. Как называет Россию Александр Васильевич? Почему? («Домом Пресвятой Богородицы»;все чудотворные иконы Матери Божией чудесным образом собрались в России). 7. Докажите, что Суворов учит солдат любить свою Родину? (Стоять насмерть, защищать Родину - это долг солдата). 8. Кто такая матушка? (Екатерина II). Пресветлейший дом? (дом Романовых). 9. Найдите в тексте афоризм о страхе. («Испуган – наполовину побежден»). 10. Почему Суворов пишет о страхе? (На войне страшно). 11. Почему, по мнению Суворова, не нужно бояться? (Господь поможет. Нужно надеяться на Бога: «Он генерал».) Учитель: «И сказал Господь Аврааму: «Не бойся, Авраам, я твой щит». «Веруйте в Бога, и в Меня. Веруйте, да не устрашится сердце ваше».Мф.28.20 12. Чему еще учит солдат Суворов? («Давать пощаду»). Почему? («Грех напрасно убивать» - такие же люди). 13. Какую заповедь учит соблюдать Суворов? (Не убий!). 14. К чему призывает? (К милосердию). 15. Только ли о безоружных пленных заботится Суворов? ( Он заботится о душах своих солдат: «Напрасное убийство безнравственно»: может повредить душе). 16. Какой афоризм, принадлежащий Суворову (из написанных на доске), подтверждает эту мысль? («Воину надлежит мощь вражескую сокрушать, а не безоружного поражать») . 17. Почему солдату нельзя обижать обывателей(мирных жителей)? (Потому что поит и кормит?) 18. Какую заповедь учит соблюдать полководец? (Не укради!). 19. Какой афоризм (из написанных на доске), подтверждает эту мысль? («Солдату не нужно имущество, ибо отнимает у него мужество»). 20. Как вы понимаете выражение: «Побеждать все, даже невообразимые препятствия» ? (Солдату должно быть все по плечу, он не должен бояться. Суворов укрепляет уверенность в силе русского оружия). 21. Какие качества характера воспитывает Суворов в своих солдатах? (смелость, решительность, уверенность в себе, мужество, храбрость, любовь к Родине, милосердие, благочестие). 22. Как толкует В. И. Даль слово «благочестивый»? «По истине почитающий Бога, богобоязненный, строго соблюдающий Заповеди Господни». Слово «благочестие» Суворов считает самым главным. 23. Что нужно солдату, чтобы побеждать? (Соблюдать Заповеди Божии). 24. А кто воспитывает в детях такие качества характера? ( Отец. Вот, как называли его солдаты.) Учитель: Вот звание, которым так дорожил Суворов : «отец солдатам»! Он назвал их «дети, детушки».
Инсценирование фрагментов из книги Балязина «1000 занимательных рассказов о русской истории»:
На свои деньги храмы Божии строил, школы открывал, милостыни раздавал всем нуждающимся, и даже выкупал из тюрем неимущих должников. Вот такой наш был батюшка!
Задание группе «Витязи-офицеры»: Почему Суворова называли «генерал Вперед»? Какими частями речи передается движение в тексте?
Задание группе «Чудо-богатыри»: Назовите элементы разговорного стиля:
Почему Суворов использует такие слова и выражения? (Говорит языком солдат)
Как понять смысл афоризма?
Отец солдатам! А каким он был отцом своим детям? Суворов часто говорил: «Смерть моя для Отечества, жизнь моя для Наташи». Вы сейчас услышите письмо Суворова к дочери Наташе, которой в ту пору было 13 лет (так же как и вам). Наташа воспитывалась в Смольном институте благородных девиц.
Милая моя Суворочка! Письмо твое получил. Ты меня так утешила, что я по обычаю моему от утех заплакал… Кто тебя , мой друг, учит такому красному слогу… Куда бы я, матушка , посмотрел на тебя в белом платье! Как-то ты растешь? Полетел бы в Смольный поглядеть на тебя, да крыльев нету, как будто сердце свое я у тебя покинул. Будь благочестива, благонравна, почитай матушку Софью Ивановну. А турки около нас на таких превеликих лодках, шесты большие к облакам, полотны на них на версту. На иной лодке их больше, чем у вас во всем Смольном мух-красненькие, зелененькие, синенькие, серенькие; ружья у них такие большие, как комната, где ты спишь с сестрицами. Послал бы тебе полевых цветов, очень хороши, да дорогой высохнут. Прости, голубушка, Христос Спаситель с тобою. Молись Богу, чтобы мы с тобою увиделись. Отец твой Александр Суворов.
( Обращения: «Милая моя Суворочка», «матушка», «голубушка»; Уменьшительно-ласкательные суффиксы).
Даль: «по истине почитающий Бога, богобоязненный, строго соблюдающий Заповеди Божьи.»
(«Чистая, непорочная, нравственная, хороших правил, хорошего поведения.»). О чем печется отец? (О целомудрии, чистоте, невинности, о непорочности своей дочери).
(Не прелюбодействуй. «Блудники не наследуют Царствия Божия» - говорится в Священном Писании.) Учитель: Иоанн Златоуст сказал: «Те, которые детей своих не учат целомудрию, строже разбойников осудятся».
Учитель: Это Заповедь Божия, которая учит, почитать не только своих отца и мать, но и всех отцов и матерей, которые в трудах и страданиях воспитывают своих детей.
В 14 лет дочь Суворова написала стихотворение, в котором была такая строчка: «Для дочери отец на свете всех святей.» У Суворова был еще и сын Аркадий. Он намного моложе своей сестры. Когда вырос, служил при отце. В 28- летнем возрасте ,будучи в чине полковника, погиб, спасая рядового солдата при переправе через реку. Не сохранилось писем отца к сыну, каких-либо воспоминаний, но этот поступок говорит о многом. По детям судят о родителях.
Задание группе «Барышни-сестрицы»:без подготовки, используя материалы урока, составить предложения со словами, написанными накарточках.
Слово учителя: Духовный путь – это путь к Богу. А.В. Суворов всю свою жизнь шел к Богу. В 1800 году он сочинил Канон Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, в котором пишет : «Твой есмь аз».Величайший полководец, христианин, скромнейший человек завещал написать на своей надгробной плите слова: «Здесь лежит Суворов». Просто «Суворов», и этим все сказано. Суворов умер, но потомки помнят его, ибо «Исполняющий волю Божию пребывает вовек». (Ин.2,17) Использованная литература:
|
Название раздела Образовательные технологии в интерактивной форме, используемые в процессе преподавания дисциплины | Уроки- деловые игры Современные образовательные технологии, используемые в процессе преподавания в моу «Днестровская средняя школа №1» | ||
Виды современных педагогических технологий, используемых в образовательном процессе Критерий «Используемые образовательные технологии и обоснованность их выбора» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Используемые образовательные технологии: познавательно-исследовательские, игровые, развивающие | ||
Доклад адресован широкому кругу читателей: родительской общественности,... Образовательные технологии и методы обучения, используемые в образовательном процессе | Доклад адресован широкому кругу читателей: родительской общественности,... Образовательные технологии и методы обучения, используемые в образовательном процессе | ||
3 Второе направление «Нравственное развитие личности с помощью ктд... Приложение Образовательные технологии и методы обучения нашего учреждения, используемые в образовательном процессе. 1 | Рабочая программа учебной дисциплины «Договоры в сфере предпринимательской деятельности» Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы 21 | ||
Конспект физкультурного занятия 1 мл группы в сюжетной форме Тема:... Проверить в состоянии покоя. С повышенной чсс к занятиям не допускать, отправлять к врачу | Доклад о состоянии и результатах деятельности мбоу сош №42Г. Томска... Образовательные технологии и методы обучения, используемые в образовательном процессе | ||
Урок по теме «Многообразие насекомых. Отряд Перепончатокрылые.» Используемые педагогические технологии: технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, информационные... | Программа учебной практики учебная Направление подготовки: 080200. 62 «Менеджмент» Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на учебной практике | ||
С. П. Капица «Развивать способности и творческий потенциал талантливых... Критерий «Используемые образовательные технологии и обоснованность их выбора» | Конспект урока по математике в 6 классе по теме: «Координатная плоскость» Используемые педагогические технологии: обучение с помощью икт, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, элементы технологии... | ||
Научно исследовательская работа в семестре. 6 Цель нирм в семестре 6 ... | Научно исследовательская работа в семестре. 5 Цель нирм в семестре 5 ... |