Скачать 97.7 Kb.
|
ЛЕКСИКОГРАФИЯ КАК ОТРАЖЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В ЛИНГВИСТИКЕ Бендус Ж., студентка 2 курса ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт» Научный руководитель: Смоленская Т.М. Как известно, лексикография - это отрасль языкознания, которая занимается теорией и практикой составления словарей. 1 Лексикография возникла у многих народов на разных этапах развития письменности из потребности узнать, что обозначает то или иное непонятное слово (устарелое, диалектное, специальное, иноязычное). Первые словари носили синкретический характер, так как они были и своего рода энциклопедическими справочниками. Непосредственно предшественниками словарей являются глоссы, то есть объяснения значения отдельных слов на полях и в тексте древних рукописных книг. Сборники глосс (глоссарии) были первыми словарными работами. Начальный период славяно-русской лексикографии датируется 11 веком. Самый старый из дошедших до нашего времени русских глоссариев - словарик в 174 слова, предложенный к Кормчей книге 1282 г. Как видим, лексикография, в том числе и отечественная, как наука имеет длительную историю своего развития, в процессе которой она ставила и решала разные задачи. Лексикография - это самостоятельная наука, в то же время она обслуживает и другие науки (математику, химию, медицину, лингвистику и др.). Эволюция научного знания, появление новых подходов и методов в области той или иной науки не могут не оказать влияние и на концепцию составления словарей. Не является исключением в этом плане и лингвистика. Анализ лингвистических словарей за последнее десятилетие позволил нам выявить следующие тенденции в этой области: 1.Появление многоаспектных лингвистических словарей. Как известно, в аспектных словарях содержится информация только одного вида: например, только о написании слова (орфографические словари), или только о его происхождении , или только о его словообразовательных производных (словообразовательные словари), или только о его значении (толковые словари). К аспектным словарям также относят, например, словари синонимов, антонимов, фразеологические и т .д. В последние годы наметилась тенденция в одном словаре помещать разноаспектную информацию, которая дополняет друг друга, позволяя сделать словарь более информативным. Примером могут послужить следующие словари: 1) Современный толковый словарь русского языка. Трудные слова и значения. - Толкование слов. Информация о происхождении слов. Иллюстрации в виде речений / Авт.-сост. А.И. Чемохоненко. - Минск, 2007; 2) Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов /Отв. ред. Н.Ю. Шведова, - М., 2007.; 3) Черных П Я Историко-этимологический словарь современного русского языка : В 2 т. - М., 2001.; 4) Большой фразеологический словарь русского языка. Значение. Употребление. Культурологический комментарий /Отв. ред. В.Н. Телия. - М., 2006.; 5) Словарь фразеологических омонимов современного русского языка Н.А.Павловой, вышедший в 2010г. 2. В качестве второй тенденцией в области лексикографии можно, на наш взгляд, рассматривать те изменения в построении словарей, которые обусловлены изменениями концептуального характера и связаны с новыми подходами и новыми воззрениями на традиционные явления и понятия. Покажем это на примере лексикологии. Сама лексикология как наука изучает лексический состав языка и считается относительно молодой. Как сказал в свое время русский ученый И.А. Бодуэн де Куртене: «Лексикология или наука о словах как отдельная ветвь грамматики будет творением ХХ века».2 Но даже эта молодая наука переживает в настоящее время значительные изменения, связанные с появлением новых подходов к исследованию слова. Наиболее ярко это можно показать на таком разделе лексикологии, как лексическая семантика. Лексическая семантика- это раздел лексикологии, который изучает не внешнюю сторону слова, его звукобуквенную оболочку, план выражения, а содержание, значение, внутреннюю сторону слова.3 Такой подход позволил ученым по-новому взглянуть на такие традиционные понятия, как многозначность, синонимия, антонимия, омонимия, а это, в свою очередь, повлекло за собой и новые подходы в построении словарей, в частности Нового объяснительного словаря синонимов (1995), подготовленного Юрием Дерениковичем Апресяном. Лексикографическая практика насчитывает значительное число акдемических и учебных словарей синонимов русского языка: 1) Словарь синонимов русского языка: В 2 т. / Под ред. А.П.Евгеньевой; Александрова З.Е. ; 2) Словарь синонимов русского языка: практический справочник. - М., 1999; Горбачевич К.С. ; 3) Школьный словарь синонимов русского языка . Шемшуренко М.Е. (2011); 4) Школьный словарь синонимов и антонимов русского языка» Гайбарян О.Е., изданный в 2012году. В перечисленных словарях отражен традиционный подход к пониманию синонимов, то есть синонимы рассматриваются как слова, которые обозначают одно и то же понятие, но отличаются или оттенками значения, или стилистической окраской, или тем и другим вместе, что получило отражение и в школьной традиции. Таким образом, в качестве синонимов в словаре представлены следующие синонимические ряды: Например: - состариться, постареть, одряхлеть, подряхлеть, износиться, отцвести, увянуть; - темнота, мрак, тьма, мгла, потемки, темень, темь; - ошибка, неточность, неправильность, погрешность, просчет, промах, оплошность, проруха, промашка, оплошка. Но в Новом объяснительном словаре синонимов Ю.Д. Апресяна эти слова в качестве синонимов не могут рассматриваться. Это связано с новым подходом в понимании слов. Лексическими синонимами, по его мнению, могут быть два слова, обладающие следующим набором признаков: 1) полностью совпадающее толкование; 2) одинаковое число активных семантических валентностей; 3) принадлежность к одной и той же части речи. Например: одинаковый – тождественный; глядеть – смотреть, спешить – торопиться; везде – всюду; гасить – тушить; громадный – огромный. Такие синонимы он называет точными. Именно они и представлены в его словаре. А вот объединения слов типа большой – огромный; красный – алый, темнота – потемки Апресян относит к неточным синонимам, или квазисинонимам. Что же представляет собой этот словарь? В Словаре публикуются 132 синонимических ряда, представляющих основные разряды антропоцентрической лексики русского языка и- эпизодически -некоторые другие пласты лексики. Новый объяснительный словарь синонимов - это словарь активного типа, согласованный с определенным грамматическим описанием русского языка, реализующий принципы системной лексикографии и ориентированный на отражение языковой, или «наивной», картины мира. т е почти все синонимические ряды, публикуемые в словаре объединены общей идеей человека, т.е следуют принципу антропоцентричности, который является в последние десятилетия одним из ведущих принципов современной лингвистики. Такая установка влечет принятие более содержательного принципа первоначального отбора и конечной лексикографической организации материала, чем чисто алфавитный. Альтернативой последнему является идеографический принцип, а при идеографической классификации слов на первый план выдвигается именно антропоцентрическая лексика. Это лексика, описывающая тело и душу человека, его физиологические и эмоциональные реакции на мир , различные физические, речевые, ментальные и волевые действия, состояния и свойства, продукты его деятельности, жилище, социум, отношения с другими людьми, цель и проф. деятельность, этические , эстетические и иные ценности, и многое другое. Таким образом, антропоцентричесая лексика создает идеальную основу для постановки и решения любых общих лексикографических проблем.4 Например: ДУША 1, необиходн. СЕРДЦЕ 2 'невидимый орган чувств и предчувствий, находящийся где-то в груди человека'. Душа в нем встрепенулась, Сердце переполняла нежность. ПРЕАМБУЛА. Синонимы данного ряда входят в класс слов, обозначающих невидимые сущности внутри тела человека. Эти невидимые сущности аналогичны обычным, материальным «вещам» внутри человеческого тела, а именно — органам (ср. сердце, печень, желудок и т. д.) и субстанциям (ср. кровь, лимфа, желчь и др.). Основные невидимые органы человека — это душа (см. I), память, совесть, ум (см. статью УМ 1), воображение (см. статью ВООБРАЖЕНИЕ), а также слух (см. статью СЛУХ 1), зрение(см. статью ЗРЕНИЕ) и некоторые другие. Подобно обычным органам они обладают своими четко очерченными функциями, связанными, однако, не с материальными процессами внутри тела человека, а с его психикой, а также с восприятием. Например, душа — это прежде всего орган внутренней жизни человека; функция памяти — запоминать, помнить и вспоминать; функция ума — думать и понимать; и т. п. Ср. Ее душа пуста [как Желудки давно пусты], Память слабеет [как Сердце слабеет], Мой ум отказывается это понимать [как Мой желудок отказывается принимать такую пищу], Воображение заработало [как Почки заработали], Обостренным слухом уловил чьи-то шаги [как Увидел глазами], воспринимать зрением |как воспринимать органами чувств] и т. д. Невидимым органам человека аналогична совесть. Функция совести — оценивать с нравственной точки зрения действия, мысли и чувства субъекта, заставлять его глубоко переживать, если они не соответствуют нравственным нормам, и менять действия, мысли и чувства так, чтобы они этим нормам соответствовали. Однако совесть похожа не столько на обычный человеческий орган, сколько на особое существо — на «человека внутри человека»; ср. Совесть обличает <целит, подсказывает, не пускает, не дает спать по ночам> и т. д. Представление о разных невидимых органах развито в языке в разной степени. Невидимым органом par exellence является душа, которая обладает всеми чертами обычною материального органа. Во-первых, душа может болеть. ср. Душа болит. Во-вторых, она может мыслиться как вместилище (подобно желудку, легким и др.), ср. Душа полна любви. В-третьих, душа компактна, ср.Он душу младую в объятиях нес (М. Ю. Лермонтов, Демон). В-четвертых, душа обладает достаточно четкой локализацией — она помещается где-то в груди. В-пятых, душа может функционировать независимо от воли субъекта (подобно печени, селезенке и некоторым другим органам), ср. Полагается плакать, а слез нет, в душе пусто. В-шестых, душа может отчасти контролироваться субъектом (что сближает ее, например, с легкими), ср. Не позволяй душе лениться.5 Таким образом на примере слов-синонимов мы показали, что новые подходы в лексикографии могут быть обусловлены и новыми подходами в области тех знаний, которые лексикография обслуживает, в частности в лексикологии. Нами был выявлена еще одна тенденция в области современной лексикографической литературы. 3. В последние десятилетия ХХ столетия - начало ХХI наблюдается расцвет лингвистики, появляются новые направления исследований, новые концепции, науки, которые представляют собой синтез нескольких наук, такие, как лингвокультурология, когнитивная лингвистика, социолингвистика, психолингвистика. Лингвокультурология - лингвистическая дисциплина, общепринятого определения, единого мнения относительно статуса, предмета и методов которой нет. Теоретико-методологическая база этой дисциплины на настоящий момент находится на стадии становления. Общепринятым является определение лингвокультурологического исследования как изучения языка в неразрывной связи с культурой.6 В результате изучения лингвокультурологии появились такие словари, как: 1) «Словарь лингвистических терминов» О.С. Ахмановой (1966г. Переизд.: 2009г); 2) «Словарь русской ономастической терминологии» Н. В. Подольской (М., 1978; изд. 2-е, переработ. и доп. — М., 1988); 3) «Тезаурус по теоретической и прикладной лингвистике. (Автоматическая обработка текста)» С. Е. Никитиной (М., 1978) ; 4) «Лингвистический энциклопедический словарь» (М., 1990; репринтное изд.: М., 2002); 5) «Энциклопедический словарь юного лингвиста»(Сост. М. В. Панов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Флинта: Наука, 2006); 6) «Энциклопедический словарь-справочник лингвистических терминов и понятий. Русский язык» (в 2 т. / А. Н. Тихонов, Р. И. Хашимов, Г. С. Журавлева и др. / Под общ. ред. А. Н. Тихонова, Р. И. Хашимова. — М.: Флинта: Наука, 2008); 7) « Словарь школьной лингвистической терминологии.» ( Богатырева И. И., Волошина О. А. М.: МГУ имени М. В. Ломоносова, 2011г). Вторым из современных направлений в изучении языка является когнитивная лингвистика. Это направление исследует проблемы соотношения языка и сознания, роль языка в концептуализации и категоризации мира, в познавательных процессах и обобщении человеческого опыта, связь отдельных когнитивных способностей человека с языком и формы их взаимодействия. Объектом когнитивной лингвистики является язык как механизм познания. Предметом же - когниция - взаимодействие систем восприятия, представления и продуцирования информации в слове.7 Метааппарат когнитивной лингвистики получил отражение в соответствующих словарях: 1) «Краткий словарь когнитивных терминов» Кубряковой Е.С.; 2) «Словарь этнолингвистических понятий и терминов» Исаева М.И.(2001); 3) «Толковый словообразовательный словарь русского языка» И.А. Ширшов 2004г.; 4) «Морфемно-орфографический словарь русского языка» А.Н. Тихонов 2010г.; 5) «Функционально-когнитивный словарь русского языка» Кильдибекова Т.А. 1997г. Проведя анализ, мы выявили три основных тенденции, которые получили отражение в современной лингвистике. 1 [Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова. Стр.323] 2 [ Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Современный русский язык. Лексикология. Фразеология» для студентов, обучающихся по специальности 031001 – «Филология» Разработан: доц. Смоленской Т.М., доц. Сороченко Е.Н.Дата разработки: 2008г.стр.4] 3 [Wikipedia.org/wiki/] 4 [ua.bookfi.org/book/] 5 [Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. Второе издание, исправленное и дополненное под общим руководством академика Ю.Д. Апресяна Москва 2003год.Стр.203] 6 [Wikipedia.org/wiki/] 7 [Wikipedia.org/wiki/] |
Особенности формирования смысловой девергенции в процессе развития креативности студентов ... | Выполнила студентка 1 курса Автономная некоммерческая организация среднего профессионального образования «Ставропольский колледж экономики и дизайна» | ||
Фгбоу впо «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | Гоу впо «мордовский государственный педагогический институт имени м. Е. Евсевьева» г. Саранск Гоу впо «мордовский государственный педагогический институт имени м. Е. Евсевьева» | ||
Фгбоу впо «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» Фгну «Институт педагогического образования и образования взрослых рао»; кафедрой социальной педагогики фгбоу впо ргпу им. А. И. Герцена;... | Фгбоу впо «Государственный музыкально-педагогический институт имени М. М. Ипполитова-Иванова» «Государственный музыкально-педагогический институт имени М. М. Ипполитова-Иванова» | ||
Конкурс лучших учителей РФ по приоритетному национальному проекту «Образование» ... | Фгоу впо «Орловский государственный аграрный университет», доцент,; Алфеева М. В Гоу впо «Орловский государственный технический университет», студентка | ||
М инистерство образования республики коми коми государственный педагогический институт Республиканском студенческом конкурсе методических разработок уроков с использованием современных аудиовизуальных и информационных... | Функционально-семантическое поле прямого объекта в современном русском языке Работа выполнена в гоу впо «Таганрогский государственный педагогический институт» | ||
Фгбоу впо «Государственный музыкально-педагогический институт имени М. М. Ипполитова-Иванова» Приложение №1. 3 к лицензии на осуществление образовательной деятельности от «03» августа 2011 г. №1605 | Удк 378+37. 013 Педагогическое проектирование фамилистически направленного... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Научный электронный журнал "Наука и образование: открытия, перспективы, имена" Фгбоу впо «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», г. Таганрог, Россия | Рабочая программа учебной практики по лыжному спорту на 2011-2012 учебный год Гоу впо «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» | ||
Руководство для самостоятельной работы студентам отделения заочного... Гоу впо «Тобольский государственный педагогический институт имени Д. И. Менделеева» | Козлов А. В. Институт физической культуры и спорта гоу впо «Оренбургский... Виктимология: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» /... |