Особенности формирования смысловой девергенции в процессе развития креативности студентов





Скачать 315.66 Kb.
НазваниеОсобенности формирования смысловой девергенции в процессе развития креативности студентов
страница1/3
Дата публикации07.05.2015
Размер315.66 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Психология > Автореферат
  1   2   3

На правах рукописи



ГОЛУБОВА Вера Михайловна

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СМЫСЛОВОЙ

ДЕВЕРГЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ

КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ

19.00.07 – педагогическая психология

(психологические науки)


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Ростов-на-Дону

2008
Работа выполнена на кафедре общей и прикладной психологии

Института Дружбы народов Кавказа, г. Ставрополь


Научный руководитель:

кандидат психологических наук, доцент Майданник Ирина Александровна


Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор

Федотова Ольга Дмитриевна
кандидат психологических наук, доцент

Звездина Галина Павловна


Ведущая организация:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольский государственный педагогический институт»

Защита состоится 4 октября 2008 года в 14.30 часов на заседании диссертационного совета Д – 212.208.27 при Южном федеральном университете по адресу: 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 13, факультет психологи, ауд. 222.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Южного федерального университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148.
Автореферат разослан 4 сентября 2008 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат педагогических наук, доцент Юшко Г.Н.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность и постановка проблемы исследования. Общие переориентации ценностей общества предопределили развитие ведущей тенденции отечественного образования и психолого-педагогической науки – переход от информационно-когнитивной (знаниево-просветительской) к культурно-исторической (личностно-смысловой) педагогике. Из ведомого - ориентирует инновационная образовательная стратегия – «обучаемый должен превратиться в ведущего инициативного партнера, осознающего себя в качестве преобразователя своих и в качестве действующей силы» (Герасимов А.М., Логинов И.П.). Это привело к переоценке образовательных целей, учебного содержания, введение инноваций в систему их операционализации (Кларин М.В., Сластенин В.А., Подымова Л.С.,Харламов И.В.).

Целевая установка образовательного процесса в настоящее время – развитие не только интеллектуального потенциала, но и способности самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, развивать отношения, взгляды, мотивационные установки, многообразные способности, центральное место в которых занимает возможность быть субъектом общественных отношений готовым участвовать в социально необходимой деятельности. Для этого необходимо растить творческую личность, обладающую гибким продуктивным мышлением для генерирования разнообразных оригинальных, нестандартных идей (А.Г.Асмолов, Л.Я.Дорфман, В.Н.Дружинин, Л.Ф.Обухова, Е.А.Шумилин).

Личности, имеющие возможность для творческой самореализации, достаточно хорошо адаптируются к социуму, поскольку он не оказывает на них безусловного влияния. Они движимы внутренним, а не внешним локусом контроля, ориентацией в своей деятельности не на общепринятые нормативы и стандарты, а на свою собственную систему ценностей, которая оказывается очень устойчивой. Их острый интерес к делу, которому они себя посвятили, к творчеству вообще находится внутри них и связан только с их индивидуальностью. (Т.В.Галкина, В.Н.Козленко, Е.А.Солдатова, Е.Е.Туник).

Принципиальным отличием личности, имеющей возможность реализовать свою творческую активность, от депривированной является то, что поведение первой основывается на собственной системе ценностей. При этом негативное влияние социума на такую личность сводится к минимуму; поскольку такая личность руководствуется внутренними мотивами поведения, и прежде всего, ориентацией на собственный личностный рост, личностное развитие. Такая личность не допускает манипулирования собой, особенно если, ее цели не совпадают с целями социума, поскольку она ориентирована на собственную устойчивую систему мировосприятия. Такая личность характеризуется ярко выраженной направленностью на решение интересующей ее, проблемы, на выполнение какой-либо деятельности, причем вся эта активность обязательно происходит в режиме творчества. Это означает, что индивидуальности такого типа отличаются, постоянным творческим отношением к действительности (А.Маслоу, К.Роджерс, Э Хат).

Однако, креативность, будучи интегрированным образованием, имеет определенные составляющие, которые позволяют по новому охарактеризовать сам процесс креативности. Важнейшая составляющая креативности – смысловая девергенция, которая трактуется в современной психологии как интенция к вариативному, многоаспектному раскрытию смысла постигаемого.

Важным моментом для выявления необходимости развития креативности является положение о том, что личность, которая может реализовать свою творческую активность, руководствуется внутренними мотивами поведения и ориентируется, прежде всего, на собственный личностный рост, саморазвитие (М.Н.Берулава, Н.Ф.Вишнякова, З.И.Калмыкова, В.С.Мухина, Г.А.Цукерман, Г.Ю.Флоровская, и др.).

Приобретенные навыки интеллектуального поиска необходимы не только для решения учебных проблемных ситуаций, но и широкого круга проблем из самых различных областей жизни. Решению этой задачи будут способствовать пути оптимизации структуры интеллектуального действия для получения информации, оперирования ею, что в свою очередь будет развивать интеллектуальную и социальную мобильность (И.В.Абакумова, М.С.Егорова, Е.Л.Яковлева).

В изменившихся условиях прежние средства развития личности не являются оптимальными, адекватными ориентации на студента для его наиболее эффективному профессиональному становлению.

В настоящее время сложились противоречия между:

– необходимостью развивать креативность с целью самостоятельного «добывания» знаний через переработку огромных информационных потоков и отсутствием адекватных методов включенных в реальный учебный процесс на этапе ВУЗовской подготовки профессионала;

– возросшими требованиями индивидуализации и дифференциации обучения и отсутствием наиболее приемлемых методов и технологий развития дивергентности как личностного образрвания.

Означенные выше противоречия подчеркивают актуальность проблемы, а ее недостаточная разработанность обуславливает выбор темы нашего исследования "Особенности формирования креативности как смысловой дивергентности в процессе профессионального становления студентов».

Целью исследования является изучение особенностей развития креативности у студентов в условиях целенаправленного обучения по развитию смысловой дивергенции с использованием комплекса направленных креативно-смысловых задач.

Объектом исследования являются студенты, получающие различные специальности (65 – гуманитарии, 52 – естественно-научной ориентации) в возрасте от 18 до 20 лет.

Предмет исследования – креативность личности как целостная характеристика, инициирующая конструктивное, нестандартное, самостоятельное мышление и поведение в процессе профессионального становления.

Гипотеза исследования состоит из следующих положений:

1. Креативность как интегрированный психологический конструкт, включающий когнитивную и мотивационно-смысловую составляющую и как фактор, побуждающий к деятельности, может влияять на формирование учебной мотивации и особенности профессионального становления студентов на разных этапах обучения в ВУЗе.

2. Креативность, зависит от уровня развития смысловой дивергенции в форме разнонаправленной «раскристаллизации» смысла познаваемого в процессе обучения.

3. У студентов с высоким уровнем смысловой дивергетности как интенции к самостоятельному выбору на основе личностно-значимых смысловых предпочтений процесс профессионального становления имеет специфические особенности в формировании компетенций, в самодетерминации, в становлениии системы профессионально значимых отношений.

4. Развитие креативности студентов может быть продуктивным в условиях креативно-смысловых задач на основе смысловой дивергенции.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезами исследования выделены задачи теоретического, экспериментального и практического характера:

Теоретические задачи исследования:

1. Провести анализ современных психолого-педагогических подходов к проблеме креативности личности, выявить наиболее значимые ее составляющие как

2. Выделить существенные признаки креативности и определить особенности их проявления в студенческом возрасте.

3. Выделить характер связи между креативностью личности в юношеском возрасте и особенностями профессионального становления.

4. Дать определение смысловой дивергентности и показать ее роль в инициации выбора на этапе формирования профессиональных предпочтений личности.

Эмпирические задачи исследования:

1. Разработать программу диагностического исследования креативности студентов на различных этапах профессионального становления.

2. Выявить корреляционные взаимозависимости между показателями креативности и личностными качествами учащихся, способствующих или мешающих адаптации личности в условиях обучения.

3. Выявить качественную специфику проявления смысловой дивергентности у студентов с разным уровнем креативности.

Практические задачи исследования:

1. Опираясь на результаты исследования разработать программу по развитию креативности личности у студентов в рамках тренинговых занятий специально разработанного курса.

2. Разработать научно-практические рекомендации по развитию креативности личности в условиях стандарта вузовского обучения на основе использования в практике учебного процесса креативно-смысловых задач для развития аналитических, проективных и рефлексивных способностей студентов.

3. Креативно-смысловые задачи как метод развития креативности студентов должны обеспечить преодолению сложившихся дидактических и профессиональных стереотипов и репродуктивного отношения к учебной деятельности, развивая вариативность в решении различных учебных ситуаций и способов преодоления психолого-познавательных препятствий.

Общую методологическую основу нашего исследования составили целостный и системный подходы к исследованию психических явлений, разработанный в отечественной психологии Л.С.Выготским, А.В.Вернером, А.В.Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, Б.В.Ломовым, С.Л.Рубинштейном и др., а также ценностный подход, рассматривающий человека как высшую ценность общественного развития и личностно-ориентированный подход, основанный на личностно-ориентированных идеях и реализованный в отечественной психологии в работах А.Г.Асмолова, А.И.Донцова, А.В.Петровского, и др.

Конкретно-научную методологию исследования составили научные положения по проблеме развития творческого мышления юношеском возрасте в контексте личностноразвивающего обучения, рассмотренные в отечественной психологии в работах И.В. Абакумоваой, Д.Б.Богоявленской, В.В.Давыдова, А.И.Доровского, Л.Я.Дофман, Ю.Г.Кулюткина, И.С.Кона, Е.Л.Яковлевой, А.М.Матюшкина, В.Н.Подъякова, Л.Ф.Обуховой А.Н.Поддьякова, А.И.Савенкова, О.К.Тихомирова, В.С.Юркевич, О.Г.Ярошевского и др.

В исследовании использовались следующие основные методы:

1. Анализ психолого-педагогической литературы с целью выявления основных концепций и подходов к диагностике и развития креативного мышления и креативности личности.

2. Психодиагностические методики по вывлению интеллектуальных, креативных и личностно-смысловых особенностей студентов: тесты Торранса на вербальное креативное мышление ( форма А) и визуальное креативное мышление (форма Б); «Тест смысложизненных ориентаций» (модификация Д.А. Леонтьева), результаты которого рассматривались как составляющие смысла жизни личности. Этот тест позволил изучить особенности смысловой сферы студентов и выделить показатели для характеристики смысложизненных стратегий студентов разной профессиональной направленности; тест «Самоактуализация личности» (модификация Н.Ф. Калиной), позволяющий выявить уровень самоактуализации личности как возможности раскрыть свои внутренний смыслообрзующи потенциал; тест «Ценностные ориентации» (М. Рокич), изучающий систему ценностных ориентаций, которая определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни»; тест «Направленность личности» (Б. Басс), позволяющий выделить следующие виды направленности личности: на себя; на общение; на дело; тест «Изучение самооценки с помощью процедуры ранжирования» (А.А. Реан), изучающий самооценку личности, которая является составной частью ядра личности и в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, являясь регулятором поведения и деятельности; тест «Изучение мотивов учебной деятельности» (модификация А.А. Реана и В.А. Якунина) дал возможность изучить ведущие мотивы учебной деятельности студентов.

3. Констатирующий эксперимент по выявлению уровней креативности на разных этапах обучения.

4. Формирующий эксперимент по целенаправленному развитию креативности личности, у студентов в условиях вузовского обучения.

5. Методы математической статистики качественной обработки материала.

Достоверность и обоснованность основных результатов и выводов исследования обеспечивались согласованностью теоретических положений и выводов как между собой, так и с данными экспериментальных исследований, с результатами психодиагностического обследования.

Научная новизна исследования состоят в следующем:

  • выявлены существенные характеристики креативности как когнитивно-гностического выбора и как смысловой дивергентности на разных этапах профессионального становления студетнов разной профессиональной направленности;

  • раскрыты особенности личностной саморегуляции у студентов с разным уровнем развития креативности;

  • выявлены и охарактеризованы уровни развития креативности в зависимости от особенностей смысловой дивергенции как интенции к самостоятельному выбору на основе личностно-значимых смысловых предпочтений;

  • показано, что процесс профессионального становления имеет специфические особенности в зависимости от уровня развития креативности в формировании компетенций, в самодетерминации, в становлениии системы профессионально значимых отношений.

Теоретическая значимость исследования:

    • впервые выявлены личностные особенности в зависимости от степени проявления творческих, познавательных и мотивационно-смысловых особенностей, посредством взаимодействия которых происходит формирование типа креативности;

    • впервые показано влияние уровней развития смысловой дивергентности на особенности профессионального становления студентов;

    • выявлены и описаны особенности креативно-смысловых заданий развивающих смысловую дивергентность личности, показаны их содержательные характеристики, структура и принципы построения;

    • определены индивидуально-личностные особенности студентов, детерминирующие эффективность решения креативно-смысловых задач и формирования креативности в процессе профессиональнос тановления на этапе обучения в ВУЗе;

    • впервые показано, что в качестве критериев правильности решения креативно-смысловых задача как задач на поиск личностного смысла в учебном процессе, могут быть использованы критерии личностной самоактуализациии студентов на разных этапах профессионального становления.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Особенности формирования смысловой девергенции в процессе развития креативности студентов iconЦелью освоения дисциплины
Нием информационных технологий, типичных трудностей студентов и стандартных способах их преодоления в учебном процессе, о способах...
Особенности формирования смысловой девергенции в процессе развития креативности студентов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: «Особенности смысловой интерпретации на примере стихотворения К. Д. Бальмонта «Снежинка»
Особенности формирования смысловой девергенции в процессе развития креативности студентов iconА. В. Семенихина учитель информатики
Специфика образовательных технологий активизации личностно-смысловой познавательной деятельности обучающихся в процессе освоения...
Особенности формирования смысловой девергенции в процессе развития креативности студентов iconПрограмма дисциплины дпп. Дс. 03 Особенности развития культуры и...
Общей целью курса «Особенности развития культуры и общества Запада» является выработка у студентов представления о понятии культуры...
Особенности формирования смысловой девергенции в процессе развития креативности студентов iconОсобенности формирования реестра объектов нематериального культурного наследия Югры
В такой полиэтничной стране как Россия, мощным фактором дестабилизации общества, становится утрата в процессе глобализации различными...
Особенности формирования смысловой девергенции в процессе развития креативности студентов iconЗадача формирования ууд предполагает, что при поступлении в школу...
Возрастные особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников
Особенности формирования смысловой девергенции в процессе развития креативности студентов iconПрограмма конференции III. Научно-исследовательские работы участников...
«субъекты образовательного процесса в системе личностно-ориентированного обучения»
Особенности формирования смысловой девергенции в процессе развития креативности студентов iconРоссийской федерации
В процессе изучения дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» студентам предоставляется возможность исследовать феномен...
Особенности формирования смысловой девергенции в процессе развития креативности студентов iconМороз Е. А., к п. н., доцент Учеваткина Н. В., ведущий инженер
Проблема креативности в образовании является одной из наиболее актуальных, сложных, приковывающих внимание современных ученых. Разнообразие...
Особенности формирования смысловой девергенции в процессе развития креативности студентов iconПояснительная записка Общая характеристика учебного предмета (курса)...
Ооо, программы развития и формирования ууд и программы духовно-нравственного развития и воспитания личности. Учтены возрастные особенностей...
Особенности формирования смысловой девергенции в процессе развития креативности студентов iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...
Принципы формирования содержания, межпредметная составляющая и структурные особенности умк
Особенности формирования смысловой девергенции в процессе развития креативности студентов iconУрока Тема урока Кол-во
Территория страны. Неравномерность развития отдельных регионов. Население. Особенности социально-экономического развития: специфика...
Особенности формирования смысловой девергенции в процессе развития креативности студентов iconЛокальная политическая элита в регионах рф: особенности формирования,...
Диссертация выполнена в Пермском филиале по исследованию политических институтов и процессов Института философии и права Уро ран
Особенности формирования смысловой девергенции в процессе развития креативности студентов iconРуководство Конференцией
«Ступени роста 2013» ( далее – Конференция) проводится в целях развития учебно-исследовательской деятельности обучающихся и студентов,...
Особенности формирования смысловой девергенции в процессе развития креативности студентов iconПрограмма промежуточной аттестации дисциплины Особенности налогового...
Курс «Особенности налогового учета лизинговых операций» базируется на знаниях студентов, полученных ими в процессе изучения основ...
Особенности формирования смысловой девергенции в процессе развития креативности студентов iconИндивидуальный сборник заданий
Эффективность воспитания и обучения детей и подростков во многом зависит от того, как учитываются анатомо-физиологические особенности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск