А. Ш. Юсупова (Казанский федеральный университет, Казань)





Скачать 106.4 Kb.
НазваниеА. Ш. Юсупова (Казанский федеральный университет, Казань)
Дата публикации18.07.2013
Размер106.4 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
А.Ш. Юсупова

(Казанский федеральный университет, Казань)

Лексикографическая практика XIX века (на примере татарско-русских и русско-татарских словарей)

На протяжении предшествующих столетий были созданы тысячи двуязычных словарей. В них использованы различные системы построения и толкования материала, в некоторых более удачные, в других − менее.

Языковые словари выполняют важные социальные и культурные функции. С одной стороны, они помогают представителям разных народов лучше узнать и понять друг друга, решать совместно жизненные проблемы. С другой стороны, такие словари концентрируют в себе основную массу знаний, накопленных ко времени их создания у того или иного народа и общества. Как писал выдающийся отечественный филолог XIX века, почетный член многих научных академий мира И.И.Срезневский, «хороший словарь должен удовлетворить каждого из тех, кто к нему прибегает. Чем образованнее народ, чем значительнее в нем масса людей просвещённых, тем у него лучше, богаче, полнее, удовлетворительнее словарь его языка» [Отечественные 2000:125].

Значительное развитие в России лексикографии как науки в XIX веке, издание словарей русских и иностранных слов послужили своеобразным фоном для составления татарско-русских и русско-татарских словарей. В этот период появилось около 140 двуязычных словарей русского языка

Издание иноязычных словарей на протяжении столетий являлось показателем особенностей развития той или иной страны, ее международного положения, а также изменений, происходивших в судьбах тех или иных народов.

Выбор для составления иноязычных словарей определенных языков, их словарного запаса и т.д., как правило, отражал демографическую ситуацию в соответствующих странах, уровень их экономического, политического и культурного развития, международные приоритеты и особенности. Поскольку все эти факторы были подвержены постоянным изменениям в ходе исторических процессов, менялась и ситуация с изданием иноязычных словарей в тех или иных государствах. Поэтому иноязычные словари, в том числе издававшиеся в России, необходимо подвергать не только сугубо филологическому анализу, но и изучать их в историко-филологическом и историко-лингвистическом ракурсах.

Отметим, что до второй половины XIX века в России издавалось крайне мало (единичные случаи) словарей с переводом языков народов Российской империи (если не считать словарей с использованием польского языка). Можно встретить лишь отдельные словари с переводом татарского или украинского («малороссийского») языков: словари учителя Тобольского главного училища Иосифа Гиганова составленные при содействии юртовских мулл (Гиганов, 1801, 1804), «Украинско-русский словарь» М. Максимовича (1827), «Словарь татарского языка…» А. Троянского (1833, 1835), изданный для учебных целей.

Особой популярностью в России на всем протяжении XIX века пользовались словари с переводами немецкого и французского языков, что соответствовало интенсивным политическим отношениям России с Германией и традиционной ориентации российской политической и культурной элиты на Францию. В то же время заметно почти полное отсутствие, особенно в первой половине XIX века, русско-английских и англо-русских словарей. Это объясняется тем, что крайне отсталая в социально-экономическом и политическом отношении Россия не могла стать значимым партнером для самой передовой на тот период Англии.

Положение с изданием в России иноязычных словарей начинает существенно меняться с середины XIX века. Появляются все новые и новые словари по переводам с языков народов, входивших или только что включенных в состав Российской империи: «Зырянско-русский и русско-зырянский словарь» П.Савваитова (1850), «Украинско-русский словарь» Н.Закревского (1862), «Краткий русско-калмыцкий словарь, составленный священником П.Смирновым» (1857), «Русско-калмыцкий словарь…» К.Голстунского, «Отрывки из чувашско-русского словаря» Н.Н.Золотницкого (1871−1874) и др.

Тогда же в России начинают публиковаться словари с переводами таких языков, как китайский (Исаия (1870)), корейский (М. Пуцило (1874)), японский (Г. Суткова (1860)), что явилось следствием активизации России на Востоке после Крымской войны 1853−1856 годов. Завершив во второй половине XIX века присоединение всех казахских земель, Российская империя захватила туркменские и узбекские земли, дойдя до границ с Ираном и Афганистаном. На Дальнем Востоке она начала активные отношения с Китаем, Кореей, Японией, продолжала активные связи с Османской империей. Эти обстоятельства способствовали поддерживанию роли татарского языка как испытанного средства общения для налаживания связей с восточными государствами.

Татары вместе с другими народами России принимали участие в борьбе с внешним врагом, в частности − с войсками Наполеона. Татарская конница была мощной силой русской армии. Активное участие татар в Отечественной войне 1812 года, укрепившее дружбу русского и татарского народов, способствовало взаимообогащению двух культур [Михайлова 1972:58−67]. Этот фактор, по нашему мнению, также имел значение для появления татарско-русских и русско-татарских словарей в XIX веке.

В каждом татарско-русском и русско-татарском словаре XIX века нашли свое отражение не только объективные обстоятельства, но и личностное отношение их составителей и издателей, их знания, положение, занимаемое ими в обществе.

На те или иные особенности соответствующего словаря могли повлиять и место жительства автора, и условия его жизни, деятельности, круг общения. А.Троянский, К.Насыри жили и работали в Казани; А.Воскресенский − в Казани и Астрахани; И.Гиганов – в Сибири; Л.Будагов – в Санкт-Петербурге; С.Кукляшев – в Оренбурге; Н.Остроумов – в Казани, Ташкенте, Туркестане; Ш.Габдельгазиз проживал в деревне Чукри Алемово (ныне деревня Чукри Аланово Кайбицкого района Республики Татарстан); М.Юнусов избрал местом проживания Чистополь [Кононов 1974:272, 224, 141, 146, 130, 201, 229, 246, 293].

Безусловно, важным фактором являлся уровень образованности авторов-составителей словарей. Л.Будагов, С.Кукляшев обучались в классических университетах. Л.Будагов окончил отделение восточных языков Санкт-Петербургского университета [Кононов 1974:130], С.Кукляшев – факультет филологии Казанского Императорского университета [Кононов 1974:201].

К.Насыри, Ш.Габдельгазиз получили образование в медресе. К.Насыри учился в известном казанском медресе «Касимия» [Татарский 1999:388], был вольнослушателем Казанского университета; Ш.Габдельгазиз закончил Апанаевское медресе в Казани [Татарский 1999:465].

А.Троянский, Н.Остроумов, А.Воскресенский – выпускники Казанской духовной академии, обучались на богословском и миссионерском противомусульманском отделениях [Кононов 1974:272, 229, 141].

Словари, составленные И.Гигановым и М. Юнусовым, также свидетельствуют об уровне их филологических знаний.

Отдельные особенности словарей обусловлены профессией их составителей. Многие из них были преподавателями: И.Гиганов преподавал в Тобольском народном училище, А.Троянский − в Казанской духовной академии, Л.Будагов − в Санкт-Петербургском университете, С.Кукляшев – в Неплюевском кадетском корпусе (Оренбург), М.Юнусов – в городском медресе Чистополя, К.Насыри − в Казанской татарской учительской школе. Они обучали татарскому языку русскоязычных слушателей и русскому языку − татар.

Н.Остроумов и А.Воскресенский были активными членами Миссионерского общества святителя Гурия. Н.Остроумов преподавал в Казанской духовной академии и учительской семинарии, работал инспектором Туркестанского народного училища, выполнял обязанности директора мужской гимназии в Ташкенте, был редактором газеты. А.Воскресенский обучал богословию в Казанской крещёно-татарской школе, был инспектором в казахских школ Астрахансклй губернии, работал директором Казанской и Преславской учительских семинарий [Кононов 1974:229]. Татарско-русские и русско-татарские словари были необходимым в их повседневной деятельности.

Специфические черты словарей были обусловлены и религиозными верованиями их составителей. Большинство авторов рассмотренных словарей − представители христианской религии. Работа по составлению словарей была тесно связана с их миссионерской деятельностью.

Следует обратить внимание на принципы составления словарей, раскрывающие уровень филологических знаний их авторов. Так, словарю «Сравнительный словарь турецко-татарскихъ наречiй, съ включенiемъ употребительнейшихъ словъ арабскихъ и персидскихъ и съ переводомъ на русскiй языкъ...» Л. Будагова (1869, 1871) присуще продуманное расположение слов и их толкование, в нём указаны источники их происхождения и сферы употребления, приводятся однокоренные слова и даётся их сравнение с вариантами из других тюркских языков (в словарь включены также наиболее употребительные арабские и персидские слова), что свидетельствует о глубине филологических знаний автора.

В словарях, выпущенных Миссионерским обществом святителя Гурия [1880, 1882, 1886, 1888, 1891], даётся лишь перевод слов и отсутствует какая-либо информация филологического характера.

В татарско-русские и русско-татарские словари XIX века включались лексические единицы, находившиеся в активном употреблении, а также варианты разговорной речи. К тому же в них фиксировались и диалектизмы, и сложные арабско-персидские заимствования, и религиозные термины.

В XIX веке изучение языков и быта тюркских народов приобрело в России ещё большие масштабы. Создавались новые словари, в которых одним из языков был русский, а другим − язык одного из тюркских народов, проживавших в России. Увеличивалось число языковедов-тюркологов, среди которых были прекрасные специалисты. К примеру, одним из наиболее известных знатоков такого тюркского языка, как чувашский был основоположник отечественного чувашского языкознания, автор капитальных трудов, инспектор чувашских школ Казанского учебного округа, выпускник филологического факультета Казанского университета Н.Н.Золотницкий. На протяжении 1871−1884 годов им было издано 8 чувашско-русских и русско-чувашских словарей, в их числе тематическая работа «Отрывки из чувашско-русского словаря» (1871−1874) и «Корневой чувашско-русский словарь, сравненный с языками и наречиями разных народов тюркского, финского и других» (1875).

Большой вклад в изучение языков, этнографии и фольклора тюркских народов внесли представители Алтайской духовной миссии. Не потеряли своей ценности и в наши дни алтайско-русские словари, которые были опубликованы ими ещё в 1868 − 1869 годах.

Словарей башкирского, азербайджанского, киргизского (казахского), турецкого, сартского (узбекского) языков было намного меньше по сравнению с татароязычными словарями. В XIX веке в основном во второй его половине, издаётся всего несколько таких словарей, что свидетельствует о незначительном использовании данных языков в России в тот период. Пожалуй, можно назвать лишь «Турецко-татарско-русский словарь ... с приложением краткой грамматики» Л.Лазарева (1864) (под «татарским» в этом случае подразумевался азербайджанский язык).

Несмотря на то, что в XIX веке большую роль в жизни Востока играл турецкий язык, в России было издано не так много турецко-русских и русско-турецких словарей. Из их числа можно выделить русско-турецкий словарь 1854 года, включавший 3000 лексических единиц (этот труд был приложением к пособию для изучающих турецкий язык, написанному А. М.Казем-Беком), и упомянутый выше словарь Л. Лазарева.

В деле издания башкирских двуязычных словарей особую роль сыграли, как «Краткий русско-башкирский словарь» (1893) и «Башкирско-русский словарь» (1899) В. Катаринского, опубликованные в Оренбурге. По мнению башкирских учёных, в них отразились лексические единицы, характерные для говоров башкирского языка, распространённых на территории Оренбургской области [Кононов 1974:56].

Киргизские (казахские) двуязычные словари были составлены в условиях завершения присоединения к России во второй половине XIX века региона Средней Азии. Отметим «Русско-киргизский (казахский) и киргизско-русский словарь» (1883) Ишмухаммада Букина и «Краткий киргизско-русский словарь» (1895), «Киргизско-русский словарь» (1897) и «Русско-киргизский словарь» (1899-1900) В.В. Катаринского. Все словари инспектора В.В.Катаринского были изданы Миссионерским обществом святителя Гурия [Кононов 1974:59].

В 80-е годы XIX века создаются грамматики и словари узбекского языка. Так, в 1884 году В.П.Наливкин издаёт свой «Русско-сартовский и сартовско-русский словарь общеупотребительных слов, с приложением краткой грамматики по наречиям Наманганского уезда». В 1895 году появляется «Карманный русско-узбекский словарь...» С.Лапина [Кононов 1974:61].

Многие принципы, разработанные авторами двуязычных словарей XIX века, получили широкое применение в тюркской лексикографии ХХ века.

В то же время татарско-русские и русско-татарские словари XIX века явно обделены вниманием исследователей, хотя они являются ярким примером и памятником двуязычной лексикографии. В этих словарях отражён опыт более ранних русско-иностранных (немецких, английских, французских и т.д.) словарей. Отметим, что составителями двуязычных словарей татарского языка XIX века были заложены методологические и методические традиции формирования словарного корпуса ХХ века.

Двуязычные словари татарского языка XIX века делятся на две группы. Первую группу – группу татарско-русских словарей − составляют труды И.Гиганова (СПб.,1801), А.Троянского (Казань,1833, 1835), С.Кукляшева (Казань, 1859), К.Насыри (Казань, 1878), Л.Будагова (1869, 1871), словари, изданные Миссионерским обществом святителя Гурия (Казань, 1880, 1882, 1886, 1888, 1891), Ш. Габдельгазиза (Казань,1893), Н.Остроумова (Казань, 1876; 1892), М.Юнусова (Казань, 1900). В этих словарях входным языком является татарский, выходным – русский язык. Данные словари для русского пользователя являлись пассивными, потому что были предназначены для чтения текстов на татарском языке, для перевода татарских текстов на русский язык, а также для запоминания татарских слов. Однако с помощью этих же словарей татароязычный пользователь мог перевести слова, тексты с родного языка на русский язык, и для него они являлись активными.

Словари И.Гиганова (1804), К.Насыри (1892) и А.Воскресенского (1894) являются русско-татарскими, т.е. входным языком этих словарей является русский, и они составляют вторую группу, которой посвящён отдельный параграф.

Татарско-русские и русско-татарские словари XIX века отличаются также по структуре. Структурой называется соотношение частей словаря и принципы его организации. Различают несколько типов структур словарей: мегаструктура, или рамочная структура – взаиморасположение частей словаря (предваряющий текст, корпус, заключающий текст), макроструктура, или порядок расположения слов в словаре [Берков 2004:15]. По макроструктуре исследуемые нами словари делятся на алфавитные и тематические. К алфавитным словарям относятся труды И.Гиганова (1804), А.Троянского (Казань,1833,1835), С.Кукляшева (Казань, 1859), К.Насыри (Казань, 1878, 1892), Л.Будагова (1869, 1871), Н.Остроумова (Казань, 1876; 1892), М.Юнусова (Казань, 1900), к тематическим, т.е. словарям с систематической микроструктурой, − словарь И.Гиганова (1801), словари, изданные Миссионерским обществом святителя Гурия (Казань, 1880, 1882, 1886, 1888, 1981), Ш. Габдельгазиза (Казань, 1893).

Формирование в XIX веке корпуса двуязычных словарей явилось результатом комплекса объективных и субъективных факторов, обусловленных изменениями в общественно-политической жизни России. В определённой степени сам факт их (словарей) создания свидетельствовал о росте национального самосознания татар и усилении роли татарского языка и культуры в общественно-политической и экономической жизни Российской империи. В ещё большей степени расширение корпуса татарско-русских и русско-татарских словарей, повышение их качественных характеристик указывали на существенное усиление процессов многопланового встраивания татарского народа во все важнейшие сферы жизни России и сближения татарского и русского населения.
Литература

1.Отечественные лексикографы XVIII– XXвека / под.ред. Г.А.Богатовой. – М.: Наука, 2000. – 508 с.

2.Михайлова С.М. Формирование и развитие просветительства среди татар Поволжья / С.М.Михайлова. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1972. – 272 с.

3.Кононов А.Н. Биобиблиографический словарь отечественных тюркологов (дооктябрьский период) / А.Н.Кононов. – М.: Наука, 1974. – 340 с.

4.Татарский энциклопедический словарь. – Казань: институт татарской энциклопедии АН РТ, 1999. – 703 с.

5. Берков В.П. Двуязычная лексикография / В.П.Берков. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 236 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. Ш. Юсупова (Казанский федеральный университет, Казань) iconЮсупова А. Ш. Казанский федеральный университет, Казань тематическая...
Этот тип исследований основывается на изучении учебной и периодической литературы. Главным условием работы над темой является полная...
А. Ш. Юсупова (Казанский федеральный университет, Казань) icon«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая Программа учебной дисциплины
Учебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение» /Д. М. Сафина. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет;...
А. Ш. Юсупова (Казанский федеральный университет, Казань) icon«сыктывкарский государственный университет» Кафедра связей с общественностью...
Учебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение» /Д. М. Сафина. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет;...
А. Ш. Юсупова (Казанский федеральный университет, Казань) iconУчебно-методическое пособие для студентов неисторических специальностей...
Печатается по решению учебно-методической комиссии Института истории фгаувпо «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
А. Ш. Юсупова (Казанский федеральный университет, Казань) iconУчебная мотивация – один из критериев
Учебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение» /Д. М. Сафина. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет;...
А. Ш. Юсупова (Казанский федеральный университет, Казань) icon«профилактика агрессивного поведения у молодежи» Студенты
Учебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение» /Д. М. Сафина. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет;...
А. Ш. Юсупова (Казанский федеральный университет, Казань) icon2011-2012 уч г. Введение в специальность Вопросы к экзамену
Учебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение» /Д. М. Сафина. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет;...
А. Ш. Юсупова (Казанский федеральный университет, Казань) iconА. О. Алексеева, студентка; рук. Н. Л. Кетоева, к э. н., доц. (Мэи (ТУ))
Учебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение» /Д. М. Сафина. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет;...
А. Ш. Юсупова (Казанский федеральный университет, Казань) iconМкоу «Основная общеобразовательная школа» с. Антопьево Согласовано утверждаю
Учебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение» /Д. М. Сафина. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет;...
А. Ш. Юсупова (Казанский федеральный университет, Казань) iconСложноподчиненное предложение с каузальной семантикой в русском,...
Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт филологии и искусств, г. Казань
А. Ш. Юсупова (Казанский федеральный университет, Казань) iconМифология власти и массы stavitskiy A. V. Mythology of Power and Masses
Учебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение» /Д. М. Сафина. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет;...
А. Ш. Юсупова (Казанский федеральный университет, Казань) iconДанные о Костенко Светлане Сергеевне на 15 ноября 2011 г. Монографии
Учебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение» /Д. М. Сафина. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет;...
А. Ш. Юсупова (Казанский федеральный университет, Казань) iconДомашние задания для 2-11 классов на время внеочередных каникул с 05. 02. по 11. 02. 2013г
Учебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение» /Д. М. Сафина. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет;...
А. Ш. Юсупова (Казанский федеральный университет, Казань) iconМатериалы студенческой научно-практической конференции (22 октября 2008 года)
Учебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение» /Д. М. Сафина. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет;...
А. Ш. Юсупова (Казанский федеральный университет, Казань) iconИспользование компьютерной анимации в преподавании корейского языка...
Кафедра филологии и культуры стран Дальнего Востока, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия
А. Ш. Юсупова (Казанский федеральный университет, Казань) iconЦель игры- моделирование жизненной и профессиональной перспективы учащегося. Время проведения
Учебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение» /Д. М. Сафина. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет;...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск