Учебная мотивация – один из критериев





Скачать 75.82 Kb.
НазваниеУчебная мотивация – один из критериев
Дата публикации12.07.2013
Размер75.82 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы
УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ – ОДИН ИЗ КРИТЕРИЕВ

ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Учитель математики

ГБОУ СОШ №2 им. В. Маскина ж.-д. ст. Клявлино

м. р. Клявлинский Самарской области

Ромаданова Ирина Владимировна
Учитывая новые социальные запросы, целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, так как будущему гражданину недостаточно одних только теоретических знаний – бурно развивающаяся наука приводит к их стремительному устареванию. Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности.

Будучи молодым учителем придя в школу, я работала, опираясь на опыт своих бывших учителей «учитель дает – ученик получает». Но спустя некоторое время я заметила, что ученикам стало скучно на занятиях, а мне не интересно преподавать: приходишь на урок объясняешь наизусть заученные темы, а тебя слушает пара учащихся. Решение однотипных задач по шаблону, так же не вызывает у большинства учащихся никакого интереса. Невольно пришла к выводу, что такие занятия становятся не только не интересными, но и бессмысленными. Любого нормального человека не мотивирует выполнение бессмысленной работы, дети не исключение, скорее, наоборот. Естественным образом возникла известная школьная проблема снижения учебной мотивации у подавляющей части учащихся.

Актуальность решения данной проблемы стала очевидной, и это определило тему моей дальнейшей работы: «Учебная мотивация – один из критериев эффективности учебного процесса». В работе я опираюсь на технологии В.Д. Шадрикова, В.И. Слободчикова, И.С. Якиманской «Личностн-ориентированное развивающее образование». Данная технология обучения направлена на развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и личностного профиля. Она направлена на развитие ключевых компетенций учащихся, сохранения здоровья.

Цель работы: повысить эффективность учебного процесса средствами различных учебных мотиваций.

Задачи:

  • формирование регулятивных универсальных учебных действий (УУД)

  • формирование и развитие у ребёнка положительных мотиваций к учебной деятельности;

  • обеспечение овладения методами научного познания в процессе деятельности по их поиску.

Для решения задач необходимо было изменить способы обучения и разнообразить работу на уроках. На первое место я поставила личность ребенка, ее развитие, а преобладающим типом взаимоотношений «субъект – субъектный». При взаимодействии с учеником я стараюсь придерживаться следующего стиля: демократичность, диалогичность, открытость и рефлексивность. Моя функция как учителя не носитель и хранитель информации, не пропагандист математических знаний, а организатор сотрудничества, управляющий поисковой работы, консультант, тьютор.

Преобладающими методами обучения являются проблемные.

  • Метод проблемного изложения. По ходу изложения учебного материала методом проблемного рассказа и проблемно построенной лекции я размышляю, доказываю, обобщаю, анализирую факты и веду за собой мышление учащихся, делая его более активным и творческим. Ученик является не пассивным слушателем, а активным участником изучения нового материала. При разборе сложных теорем или формул на некоторых этапах предоставляю возможность учащимся самим продолжить доказательство, используя уже имеющийся багаж знаний.

  • Частично – поисковый (или эвристический). Мною на уроках часто создаются проблемные ситуации – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности не может достичь цели известным ему способом, действие это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, познавательной творческой деятельности. На уроках я применяю определенную последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации: проблемная ситуация проблемапоиск способов ее решениярешение проблемы. В качестве вспомогательного средства для возбуждения познавательного интереса и создания проблемной ситуации я применяю игровые ситуации. Для этого использую жизненные факты, занимательные задачи, научно-популярные рассказы, отрывки из произведений и т.д.

На своих уроках при объяснении нового материала я стараюсь по возможности упускать некоторые интересные факты и предлагаю ребятам самостоятельно найти их. Это могут быть: значение и происхождение математических терминов, символов; биографии тех ученных теоремы и формулы которых изучались на данном уроке или интересные факты из их жизнедеятельности; применение тех или иных математических моделей в разных сферах деятельности человека. На следующем уроке ребята презентируют свои результаты поиска, затем анализируют и связывают с темой предыдущего урока.

  • Исследовательский. Исследовательский метод при обучении математике – это имитация творческого поиска исследователя. Учащиеся открывают новое, но это новое субъективно новое, известное науке, но не известное ученику. На уроках математики, хотя и трудно, но я пытаюсь организовать мини исследования. В этом мне помогают учебники под редакцией Г.В. Дорофеева и И.Ф. Шарыгина, т.к. они содержат задачи-исследования (работаю по ним в 5 – 9 классах). На основе этих задач мною были сконструированы учебно-исследовательские карты, которые используются и при решении других сложных задач. Таким образом, я стараюсь обеспечить овладение методами научного познания в процессе деятельности всеми учащимися, формировать интерес, потребность в творческой деятельности и самообразованию.

В последнее время наблюдается все большая потребность старших школьников в проектной и исследовательской деятельности. Максимальной активизации познавательной деятельности и практической реализации исследовательского подхода способствует профильное образование. Ведь именно выполнение заданий высокого уровня сложности требует от учащегося изучения дополнительной литературы, научных источников и проведения теоретического или практического исследования. В ходе работы над сложной задачей возникают проблемы, решения которых приводят ребят к научно-исследовательской деятельности более серьезного характера и этим уже приходится им заниматься внеурочное время. Ежегодно учащиеся моих классов принимают участие в научных конференциях школьников разного уровня: школьного, районного, окружного, всероссийского становятся победителями и занимают призовые места.

  • Игровой метод. Использование мною в каждой части урока игровых методов обучения в форме дидактической, деловой, ролевой игры, позволяют на деле реализовать принципы самостоятельности, командной работы, самообучения и обучения своих товарищей, новые роли и новая ответственность обучающихся. Эти компоненты обеспечивают сохранению и развитию мотивации на протяжении всего урока, делают урок желанным, ожидаемым детьми. («Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным» Б. Паскаль)

В математике при изучении некоторых тем возникает необходимость применения традиционных методик, таких как:

  • Иллюстративно-объяснительный. Рассказ, объяснение, лекция, демонстрация, работа с учебником – все это я использую в случаях, когда учебный материал носит информационный характер или представляет собой описание способов практической деятельности. Но здесь я обязательно использую различные формы визуализации учебного материала, которые делают процесс обучения понятным и интересным для учащихся. Это и использование электронных презентаций, и интерактивная доска, и средства записи SMART Board, и построитель графиков (Maxima), и привычные цветные мелки, разноцветные карточки и т.д. Активное использование визуальных форм при подаче нового материала обеспечивают наглядность и доходчивость новой темы, закрепление и устойчивое сохранение полученных знаний. Превращение черно-белого образовательного процесса в яркий красочный фестиваль знаний несет в себе потрясающий мотивирующий эффект!

  • Репродуктивный. В математике нельзя совсем исключить данный метод. Репродуктивные упражнения особенно эффективно содействуют отработке практических умений и навыков, так как превращение умения в навык требует неоднократных действий по образцу. Но и на данном этапе можно разнообразить работу. Я организовываю работу в парах, где учащиеся проверяют и оценивают друг друга.

Групповые и коллективные формы организации позволяют мне на уроках математики повысить интерес, активность и мотив к самосовершенствованию учащихся. Работа в группе (в команде) – один из мощных мотивирующих факторов. Спрятавшись за спины всего класса, легко можно под шумок послушать плеер, поболтать с подружкой, дернуть за косичку и т.д. В мини-команде просто не до этого. Перед каждой командой поставлена конкретная цель, от каждого, без исключения, члена команды зависит успех в достижении цели, никому не хочется быть хуже других, наоборот, мотивирует признание твоего вклада в общий труд, в достижение общей цели, ощущение команде. Отклонения, если таковые в работе намечаются, корректируются зачастую самими участниками команды. В результате – значительный рост мотивации обучающихся, концентрация на образовательных целях, раскрытие и развитие потенциала каждого участника команды.

Для повышения активности, развития интереса к математике, для поддержки и развития одаренных учащихся, организована внеклассная работа по предмету.

1. Кружок «Математика вокруг нас» для учащихся 5, 6 классов. В ходе работы этого кружка мы с ребятами учимся создавать математические модели для разных жизненных ситуаций («Цифры (числа) не управляют миром, но они показывают, как управляется мир» И. Гете); решаем задачи, которые показывают связь математики с другими науками («В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней есть математики» И. Кант); проводим экскурсии, например, по теме симметрия («Математика - это язык, на котором написана книга природы» Г. Галилей).

2. Научное общество «Интеграл» для всех учащихся 7-11 классов. В рамках этого общества я готовлю ребят к школьной, окружной, областной олимпиаде по математике (ежегодные победители и призеры), ведется научно-исследовательская работа по различным темам математики (победители и призеры окружного этапа научно-практической конференции школьников). А так же мы с ребятами организуем и проводим «Физико-математические бои», «Математические регаты». Результатом является участие и победы.

В своей педагогической практике я охотно прибегаю к помощи родителей и бывших учеников. Сотрудничество с ними, именно на уроках математики, приносит свои плоды. Я приглашаю родителей на урок не только как пассивного наблюдателя, а чаще как докладчика, собеседника. Он рассказывает и показывает учащимся, как в своей трудовой деятельности использует знания по математике.

Выше уже было отмечено, что я использую информационные технологии. Традиционными в методике преподавания являются уроки с применением интерактивной доски.

Итак, использование информационно-коммуникативных, здоровьезберегающих, личностно-ориентированных, игровых технологий позволяет мне в рамках традиционных уроков не только оживить и разнообразить учебный процесс, но и открыть большие возможности для расширения образовательных рамок, а это, несомненно, несёт в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебная мотивация – один из критериев iconМотивация учения – основное условие успешного обучения
Мотивация – осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющие...
Учебная мотивация – один из критериев iconИспользование современных образовательных технологий – один из критериев успешности учителя
Группа кратковременного пребывания «Алёнушка» при мбоу «Тойгильдинская оош» Моргаушского района чр
Учебная мотивация – один из критериев iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Волшебное слово для работы с детьми мотивация. Основу ее составляет потребность ребенка в чем-либо. Поэтому ответить на вопрос «Что...
Учебная мотивация – один из критериев iconРазработка урока на тему: «Производные и непроизводные предлоги»
По результатам диагностики классного коллектива учебная мотивация: высокая 36%, средняя -27 %, низкая 27 %
Учебная мотивация – один из критериев iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
М/о работает по теме: «Овладение технологией проектирования как один из критериев научного и методического роста учителя в условиях...
Учебная мотивация – один из критериев iconУчебной программы, тема урока
К числу основных критериев оценки урока относится в первую очередь соблюдение на нем принципов обучения, а также критериев оценки...
Учебная мотивация – один из критериев iconРабочая учебная программа дисциплины «общая психология мотивация,...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебная мотивация – один из критериев iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Уровень экологической культуры- один из критериев цивилизованности общества, своего рода показатель – насколько человек готов пожертвовать...
Учебная мотивация – один из критериев iconМотивация учебной деятельности 13 мотивация учебной деятельности в школе
Синегноев Бенедикт Аркадьевич, соавтор Петрушанко (калечит его своими навыками), Зося, состоит с Петрушанко в запутанной связи
Учебная мотивация – один из критериев iconСрс (четкая формулировка темы с отражением ее сущности)
Мотивация (или обоснование) изучения темы. Мотивация должна формулироваться на долгосрочный период обучения и в конечном итоге на...
Учебная мотивация – один из критериев iconПрограмма краеведческой направленности «Край марийский»
Он не только является хранилищем ценных материалов, но прежде всего служит связующим звеном с современностью, отражает сегодняшний...
Учебная мотивация – один из критериев iconУчебно-методические комплекты и принципы их выбора в условиях введения фгос
Определение списка учебников и учебных пособий для использования в образовательном процессе основного общего образования – один из...
Учебная мотивация – один из критериев iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обобщение опыта работы учителя немецкого языка мбоу краснокоммунарская средняя общеобразовательная школа Сакмарского района Слонь...
Учебная мотивация – один из критериев iconТема «формирование учебной мотивации учащихся на уроках химии»
Поэтому в школе вопросу повышения эффективности урока и формированию учебной мотивации школьников должно уделяться особое внимание,...
Учебная мотивация – один из критериев iconРоссийский (частный) Институт инициаций Мужчины и Женщины
Проводить он-лайн один основной и один дополнительный 2-хчасовые обучающие вебинары один раз в неделю в течение 1,5 лет с 30 сентября...
Учебная мотивация – один из критериев iconПовышение учебной мотивации класса: комплексная работа классного...
Сравнивая учебные показатели настоящего времени и прошлых выпусков, каждый педагог приходит к выводу, что учебная мотивация учащихся...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск