Скачать 75.82 Kb.
|
УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ – ОДИН ИЗ КРИТЕРИЕВ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Учитель математики ГБОУ СОШ №2 им. В. Маскина ж.-д. ст. Клявлино м. р. Клявлинский Самарской области Ромаданова Ирина Владимировна Учитывая новые социальные запросы, целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, так как будущему гражданину недостаточно одних только теоретических знаний – бурно развивающаяся наука приводит к их стремительному устареванию. Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности. Будучи молодым учителем придя в школу, я работала, опираясь на опыт своих бывших учителей «учитель дает – ученик получает». Но спустя некоторое время я заметила, что ученикам стало скучно на занятиях, а мне не интересно преподавать: приходишь на урок объясняешь наизусть заученные темы, а тебя слушает пара учащихся. Решение однотипных задач по шаблону, так же не вызывает у большинства учащихся никакого интереса. Невольно пришла к выводу, что такие занятия становятся не только не интересными, но и бессмысленными. Любого нормального человека не мотивирует выполнение бессмысленной работы, дети не исключение, скорее, наоборот. Естественным образом возникла известная школьная проблема снижения учебной мотивации у подавляющей части учащихся. Актуальность решения данной проблемы стала очевидной, и это определило тему моей дальнейшей работы: «Учебная мотивация – один из критериев эффективности учебного процесса». В работе я опираюсь на технологии В.Д. Шадрикова, В.И. Слободчикова, И.С. Якиманской «Личностн-ориентированное развивающее образование». Данная технология обучения направлена на развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и личностного профиля. Она направлена на развитие ключевых компетенций учащихся, сохранения здоровья. Цель работы: повысить эффективность учебного процесса средствами различных учебных мотиваций. Задачи:
Для решения задач необходимо было изменить способы обучения и разнообразить работу на уроках. На первое место я поставила личность ребенка, ее развитие, а преобладающим типом взаимоотношений «субъект – субъектный». При взаимодействии с учеником я стараюсь придерживаться следующего стиля: демократичность, диалогичность, открытость и рефлексивность. Моя функция как учителя не носитель и хранитель информации, не пропагандист математических знаний, а организатор сотрудничества, управляющий поисковой работы, консультант, тьютор. Преобладающими методами обучения являются проблемные.
На своих уроках при объяснении нового материала я стараюсь по возможности упускать некоторые интересные факты и предлагаю ребятам самостоятельно найти их. Это могут быть: значение и происхождение математических терминов, символов; биографии тех ученных теоремы и формулы которых изучались на данном уроке или интересные факты из их жизнедеятельности; применение тех или иных математических моделей в разных сферах деятельности человека. На следующем уроке ребята презентируют свои результаты поиска, затем анализируют и связывают с темой предыдущего урока.
В последнее время наблюдается все большая потребность старших школьников в проектной и исследовательской деятельности. Максимальной активизации познавательной деятельности и практической реализации исследовательского подхода способствует профильное образование. Ведь именно выполнение заданий высокого уровня сложности требует от учащегося изучения дополнительной литературы, научных источников и проведения теоретического или практического исследования. В ходе работы над сложной задачей возникают проблемы, решения которых приводят ребят к научно-исследовательской деятельности более серьезного характера и этим уже приходится им заниматься внеурочное время. Ежегодно учащиеся моих классов принимают участие в научных конференциях школьников разного уровня: школьного, районного, окружного, всероссийского становятся победителями и занимают призовые места.
В математике при изучении некоторых тем возникает необходимость применения традиционных методик, таких как:
Групповые и коллективные формы организации позволяют мне на уроках математики повысить интерес, активность и мотив к самосовершенствованию учащихся. Работа в группе (в команде) – один из мощных мотивирующих факторов. Спрятавшись за спины всего класса, легко можно под шумок послушать плеер, поболтать с подружкой, дернуть за косичку и т.д. В мини-команде просто не до этого. Перед каждой командой поставлена конкретная цель, от каждого, без исключения, члена команды зависит успех в достижении цели, никому не хочется быть хуже других, наоборот, мотивирует признание твоего вклада в общий труд, в достижение общей цели, ощущение команде. Отклонения, если таковые в работе намечаются, корректируются зачастую самими участниками команды. В результате – значительный рост мотивации обучающихся, концентрация на образовательных целях, раскрытие и развитие потенциала каждого участника команды. Для повышения активности, развития интереса к математике, для поддержки и развития одаренных учащихся, организована внеклассная работа по предмету. 1. Кружок «Математика вокруг нас» для учащихся 5, 6 классов. В ходе работы этого кружка мы с ребятами учимся создавать математические модели для разных жизненных ситуаций («Цифры (числа) не управляют миром, но они показывают, как управляется мир» И. Гете); решаем задачи, которые показывают связь математики с другими науками («В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней есть математики» И. Кант); проводим экскурсии, например, по теме симметрия («Математика - это язык, на котором написана книга природы» Г. Галилей). 2. Научное общество «Интеграл» для всех учащихся 7-11 классов. В рамках этого общества я готовлю ребят к школьной, окружной, областной олимпиаде по математике (ежегодные победители и призеры), ведется научно-исследовательская работа по различным темам математики (победители и призеры окружного этапа научно-практической конференции школьников). А так же мы с ребятами организуем и проводим «Физико-математические бои», «Математические регаты». Результатом является участие и победы. В своей педагогической практике я охотно прибегаю к помощи родителей и бывших учеников. Сотрудничество с ними, именно на уроках математики, приносит свои плоды. Я приглашаю родителей на урок не только как пассивного наблюдателя, а чаще как докладчика, собеседника. Он рассказывает и показывает учащимся, как в своей трудовой деятельности использует знания по математике. Выше уже было отмечено, что я использую информационные технологии. Традиционными в методике преподавания являются уроки с применением интерактивной доски. Итак, использование информационно-коммуникативных, здоровьезберегающих, личностно-ориентированных, игровых технологий позволяет мне в рамках традиционных уроков не только оживить и разнообразить учебный процесс, но и открыть большие возможности для расширения образовательных рамок, а это, несомненно, несёт в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. |
Мотивация учения – основное условие успешного обучения Мотивация – осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющие... | Использование современных образовательных технологий – один из критериев успешности учителя Группа кратковременного пребывания «Алёнушка» при мбоу «Тойгильдинская оош» Моргаушского района чр | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Волшебное слово для работы с детьми мотивация. Основу ее составляет потребность ребенка в чем-либо. Поэтому ответить на вопрос «Что... | Разработка урока на тему: «Производные и непроизводные предлоги» По результатам диагностики классного коллектива учебная мотивация: высокая 36%, средняя -27 %, низкая 27 % | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... М/о работает по теме: «Овладение технологией проектирования как один из критериев научного и методического роста учителя в условиях... | Учебной программы, тема урока К числу основных критериев оценки урока относится в первую очередь соблюдение на нем принципов обучения, а также критериев оценки... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины «общая психология мотивация,... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Уровень экологической культуры- один из критериев цивилизованности общества, своего рода показатель – насколько человек готов пожертвовать... | ||
Мотивация учебной деятельности 13 мотивация учебной деятельности в школе Синегноев Бенедикт Аркадьевич, соавтор Петрушанко (калечит его своими навыками), Зося, состоит с Петрушанко в запутанной связи | Срс (четкая формулировка темы с отражением ее сущности) Мотивация (или обоснование) изучения темы. Мотивация должна формулироваться на долгосрочный период обучения и в конечном итоге на... | ||
Программа краеведческой направленности «Край марийский» Он не только является хранилищем ценных материалов, но прежде всего служит связующим звеном с современностью, отражает сегодняшний... | Учебно-методические комплекты и принципы их выбора в условиях введения фгос Определение списка учебников и учебных пособий для использования в образовательном процессе основного общего образования – один из... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обобщение опыта работы учителя немецкого языка мбоу краснокоммунарская средняя общеобразовательная школа Сакмарского района Слонь... | Тема «формирование учебной мотивации учащихся на уроках химии» Поэтому в школе вопросу повышения эффективности урока и формированию учебной мотивации школьников должно уделяться особое внимание,... | ||
Российский (частный) Институт инициаций Мужчины и Женщины Проводить он-лайн один основной и один дополнительный 2-хчасовые обучающие вебинары один раз в неделю в течение 1,5 лет с 30 сентября... | Повышение учебной мотивации класса: комплексная работа классного... Сравнивая учебные показатели настоящего времени и прошлых выпусков, каждый педагог приходит к выводу, что учебная мотивация учащихся... |