Цель игры- моделирование жизненной и профессиональной перспективы учащегося. Время проведения





НазваниеЦель игры- моделирование жизненной и профессиональной перспективы учащегося. Время проведения
страница1/8
Дата публикации11.07.2013
Размер0.9 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8
Методики по профориентации

Карточная игра «Человек-судьба-черт»

Цель игры- моделирование жизненной и профессиональной перспективы учащегося.

Время проведения- от 1 часа 30 минут до 2 часов.

Подготовительный этап

(Эту игру целесообразно проводить со старшеклассниками уже после того, как они определят с помощью других методик свои основные профессиональные планы.)

Профконсультант и клиент сидят рядом за обычным столом.

На подготовительном этапе психолог знакомит клиента с общей идеей данной методики (попытка «разыграть» предстоящую жизнь и посмотреть, что из этого получится) и предлагает ему самому отобрать для игры необходимые карточки. На этапе отбора карточек психологу не следует задавать клиенту много уточняющих вопросов, хотя совершаемые клиентом выборы очень к этому располагают. Если начать сразу же обсуждать эти выборы, то времени на саму игру просто не останется.

Первая группа карточек цели жизни (см. Перечень карточек «целей» к игре «Человек-судьба-черт», рисунок «Пример карточки «целей» к игре «Человек-судьба-черт»), Клиент переворачивает каждую карточку той стороной, на которой записана наиболее желаемая для него цель и, в итоге, отбирает 5 — 7 наиболее значимых для себя жизненных целей, к которым он будет стремиться в ходе игры. Карточки с отобранными целями отодвигаются к краю стола.

Профессьянс «Формула-5

Цель методики- оперативный поиск (или уточнение) наиболее привлекательной для клиента профессии (группы профессий), а также знакомство с основными группами характеристик профессионального труда. Время проведения- 3 0 — 5 0 минут.

Основные этапы

Само название методики основано на «формуле профессий», разработанной Е. А. Климовым (1988, 1990) и включающей четыре группы характеристик профессионального труда. Настоящая методика включает пять групп характеристик профессиональной деятельности.

1. Все карточки должны быть разложены на пять групп.

2. Клиенту объясняется общий смысл работы с карточками, из которых необходимо составить по определенным правилам образ наиболее привлекательных для него профессий.

3. Далее клиенту предлагается рассмотреть первую группу карточек - цели труда (см. Перечень карточек с характеристиками профессий для профессьянса «Формула-5»), которые необходимо расположить на столе в ранговом порядке, слева - наиболее привлекательные для клиента цели, а справа - менее привлекательные или явно отвергаемые.

Сразу же клиенту предлагается перевернуть оборотной стороной те карточки с целями, реализовать которые ему в настоящий момент сложно (по самым разным причинам).

Таким образом, на столе оказывается выложенная с помощью карточек мотивационно-операциональная картина относительно целей Возможного профессионального труда, т.е. что хотел бы делать клиент и как он сам оценивает свою готовность это делать.

На данном этапе лучше не обсуждать сделанные расклады.

4. После этого клиент аналогично раскладывает и другие четыре группы карточек.

В итоге оказываются проранжированными и оцененными с точки зрения «достижимости» все пять групп карточек!; характеристиками труда.

На столе таким образом получается определенный расклад карт: 5 рядов по 9 карточек в каждом ряду.

(Заметим, что удобство данной методики в том, что перед глазами клиента и профконсультанта выложены все карточки методики, что позволяет не только строить целостный образ выбираемой профессии, но и оперативно корректировать его в ходе совместного обсуждения.)

На этом этапе психолог может начать задавать уточняющие вопросы, цель которых -выявление некоторых противоречий в разложенных карточках и, по возможности, корректировка этих противоречий.

Например, клиент хотел бы в будущем «исследовать что-либо, делать открытия» (соответствующая карточка лежит слева, в числе наиболее привлекательных), но «знаковые системы», без которых сложно представить себе современного ученого-исследователя, его явно ' не интересуют (соответствующая карточка лежит близко от правого, «отвергаемого» края). Психолог просит клиента объяснить, нет ли здесь противоречия. Вполне возможно, что клиент противоречия здесь не видит и, по своему, прав, т.е. профконсультант может лишь озадачить клиента с помощью своих вопросов, но ни в коем случае не стоит «переубеждать» его.

Ориентируясь на перевернутые оборотной стороной карточки, психолог может также уточнить, почему клиент считает себя не готовым реализовать некоторые свои намерения. Однако особенно увлекаться подобными вопросами не следует.

5. Далее профконсультант предлагает клиенту выбрать шесть наиболее привлекательных для себя карточек с характеристиками профессий, но так, чтобы из каждого ряда была взята хотя бы одна карточка. По отобранным карточкам клиенту предлагается угадать, с какими профессиями эти характеристики соотносятся.

Например, клиент отбирает следующие карточки: «перемещение, транспортирование», «техника», «механические средства», «особые условия», «льготы, высокая зарплата» и «сидячая работа», которые, скорее всего, могут быть соотнесены с водительскими профессиями и, в меньшей степени, - с профессией автослесарь (резервные варианты - слесарные и станочные специальности). Сначала назвать профессии пытается сам клиент, но если у него не получается, ему подсказывает профконсультант.

Бывает и так, что по отобранным карточкам сложно назвать какие-либо специальности, и тогда клиенту предлагается выбрать еще одну-две карточки дополнительно (всего - не более восьми карточек).

Оставшиеся на столе карточки позволяют перепроверить правильность выделенных профессий. Например, если клиент остановился на варианте водительских профессий, но карточки «открытый воздух» и «относительная самостоятельность» находятся среди крайне правых (отвергаемых) характеристик профессионального труда, то, скорее всего, профессия водителя этому клиенту вряд ли подойдет.

Важную роль играют перевернутые оборотной стороной карточки, показывающие, что клиент не готов реализовать те или иные цели, работать с некоторыми предметами труда, использовать определенные средства и т.д.

Например, если к выбранной клиентом профессии подходят семь карточек из восьми отобранных, но среди этих семи карточек шесть - перевернутые, то возникают сомнения относительно реалистичности данного варианта. Даже если из этих же отобранных восьми карточек к какой-то другой профессии подходят только пять, но из них перевернутой оказывается одна карточка, то такой вариант выглядит более реальным.

При угадывании по карточкам тех или иных профессий эффективным оказывается прием группировки сходных карточек из числа отобранных. Например, в одной группе могут оказаться карточки «организовывать людей», «взрослые люди», «голос», «помещениям людьми», в другой группе - «обслуживать». Нередко одна или две карточки одной группы могут одновременно принадлежать и другим группам. Если вместе с клиентом расположить все отобранные карточки на столе по группам, где расстояния карточек друг от друга будут определять их сходство, то получится: своеобразная «молекула профессий». При этом саму степень сходства между карточками («валентные связи») должен каждый раз определять сам клиент с помощью профконсультанта, поскольку видение этих связей носит субъективный, индивидуальный характер.

Комментарий для ведущего

Опыт использования данной методики показывает, что ее кажущаяся простота на самом деле требует от профконсультанта определенного навыка. Для его выработки советуем профконсультанту нарисовать данную методику («прочувствовать» ее своими руками), затем потренироваться на самом себе (как бы несколько раз «проконсультировать» себя), затем поупражняться на близком человеке и, только после этого использовать методику в работе с реальными клиентами.

Для самостоятельного изготовления методики лучше использовать плотный ватман, тексты отпечатать на машинке, декоративные линии проводить фломастером или мягким карандашом (от шариковых ручек на ватмане образуются канавки, что приводит к изгибу карточек и быстрому выходу их из строя), а для нанесения красноватого фона использовать обычный красный карандаш и мягкую бумагу, чтобы аккуратно растереть ею штрихи по бумаге. Начать, естественна, следует с подготовки бумаги, а закончить печатанием текстов. Для хранения карточек советуем изготовить из плотного картона аккуратную коробочку и подписать ее.

Естественно, что каждый профконсультант может видоизменять формулировки на карточках в соответствии со своим опытом и воображением, но для начала мы советуем все-таки попробовать наш вариант.

Перечень карточек с характеристиками профессий для профессьянса «Формула-5»

1. Цели труда - Ц:

Ц-1. Оценивать, проверять, контролировать

Ц-2. Исследовать что-либо, делать открытия

Ц-3. Перемещать, транспортировать что-либо

Ц-4. Преобразовывать исходные материалы (монтаж, сборка)

Ц-5. Преобразовывать человеческое сознание (обучение, воспитание, консультирование)

Ц-6. Творить, изобретать, создавать новое

Ц-7. Организовывать людей, руководить

Ц-8. Обслуживать что-либо или кого-либо

Ц-9. Постоянно работать над собой, «быть в форме» (тренировки, репетиции, самообразование)

2. Предмет труда - П:

П-1. Техника

П-2. Знаковые системы (тексты, показания приборов, информация)

П-3. Общественные, экономические, социально-политические системы

П-4. Художественный образ (мир искусства, чувства, переживания)

П-5. Система идей, наука

П-6. Живая природа (звери, птицы, рыбы, насекомые, растения, микроорганизмы)

П-7. Взрослые люди

П-8. Дети (дошкольники и школьники)

П-9. Детали, материалы; сырье, подлежащее обработке

3. Средства труда - С:

С-1. Ручные (простые приспособления и приборы, а также «золотые руки»)

С-2. Механические (станки, машины и другая техника)

С-3. Автоматические (работающие по заданной программе)

С-4. Компьютеры и микрокалькуляторы

С-5. Знания, способы мышления, память

G-6. Выразительные движения, мимика (умение вызывать доверие и уважение, быть обаятельным)

С-7. Творческое мышление (способность к нестандартным действиям, к собственному взгляду на вещи)

С-8. Возможности организма и органов чувств (хорошее зрение, слух и т.д.)

С-9. Голос (владение тембром, интонациями)

4. Условия и организация труда - У:

У-1. Бытовой микроклимат (контора-офис, отдел, кабинет)

У-2. Помещения с людьми (торговый зал, театр, учебная аудитория)

У-3. Разъезды, частые командировки

У-4. Относительная самостоятельность (самому за все отвечать)

У-5. Открытый воздух

У-б. Экстремальные условия (в воздухе, на воде и под водой, в шахте, космосе, на войне и т.п.)

У-7. Особые условия (цех, лаборатория, транспортное средство) У-8. Изысканные отношения, престижные знакомства У-9. Высокая официальная зарплата, льготы (часто связаны с тяжестью работы, нервными и моральными затратами)

5. Особенности работы - О:

O-l. Минимальный риск судимости («честная» профессия)

0-2. Минимальные профессиональные вредности («здоровая профессия»)

О-З. Возможность выпивать и ругаться на работе

0-4. Повышенная ответственность (материальная, моральная, за жизнь и здоровье людей)

0-5. Приключения, риск, азарт

О-б. Чаевые, подарки (возможность дополнительного заработка)

0-7. Тихая, спокойная работа

0-8. Работа преимущественно сидячая

0-9. Работа в постоянном движении


Ц-1.
Оценивать,
проверять,
контролировать


Ц-1.


Оценивать,
проверять,
контролировать








86

Рис. Пример заполненной с обеих сторон карточки к профессъянсу «Формула-5».

Размер карточки 6 x 8 см. 8а - лицевая сторона карточки: внизу фломастером проводится голубая линия, вверху - номер карточки Ц-1 (Ц - цели труда). 86 - оборотная сторона карточки: номер и линия внизу - аналогично лицевой стороне, но вверху проводятся красным фломастером две линии, показывающие, что в случае перевертывания карточки клиент оценивает свою готовность «оценивать» невысоко. Можно также вместо этих двух Линий просто сделать красноватый фон (аккуратно растереть мягкой бумагой штрихи от красного карандаша).

Точно так же готовятся и все остальные карточки, но для каждой группы желательно обозначать разделительные (декоративные) линии своим цветом: цели - голубым, предметы - коричневым, средства - оранжевым, условия - зеленым, особенности - желтым. Две верхние линии на оборотной стороне всех карточек лучше сделать красным фломастером.

Профессьянс «Кто? Что? Где?»

Цель методики- определение наиболее привлекательных для учащихся профессий, построение консультируемым «образа себя» как будущего профессионала. Время проведения- 1 час.

Предварительная подготовка

Данная методика включает 84 карточки, разбитые на три группы:

1) 27 карточек «профессионально важных качеств» (ПВК) (см. Перечень карточек профессионально важных качеств - ПВК («К») и рису нок карточки);

2) 27 карточек типичных трудовых действий (см. Перечень карточек трудовых действий - «что делать» («Ч») и рисунок карточки);

3) 27 карточек типичных организаций (мест работы) (см. Перечень карточек возможных мест работы - «где работать» («Г» )и рисунок кар точки).

На отдельной карточке можно представить схему раскладывания данного «профессьянса» на столе.

Размер карточек: 6 на 9 см.

Для удобства работы можно приготовить три отдельных листа (примерно 9 на 12 см.), на которых в виде перечней выписываются ПВК, трудовые действия и места работы. Эти перечни могут значительно облегчить поиск карточек в ходе корректировок и замен в процессе работы.

Предлагаемая ниже процедура использования методики может показаться слишком подробной и громоздкой. Но опыт ее использования показывает, что в реальной работе она выглядит вполне простой и понятной для большинства учащихся 9 - 11 классов. Оправдывается столь подробное описание методики ее необычностью и важностью отдельных нюансов работы.

Перечень карточек профессионально важных качеств - ПВК («К»)

Цифрами в первом ряду обозначены номера соответствующих данному качеству трудовых действий - «что делать» ( «Ч»), а во втором ряду - номера соответствующих мест работы - «где работать» («Г»).

К-1. Специальные знания - хорошая ориентировка в конкретной области, в «своем» деле.

1.3.4.5.6.7.8.13.19.23.24.27.

1.2.8.9.13.15.16.18.21.27.

К-2. Общая эрудиция - умение ориентироваться в различных вопросах и областях знания.

1.3.4.5.9.10.12.21.

3.6.7.10.16.17.27.

К-3. Творческое воображение, интуиция.

1.4.5.7.9.11.12.13.19.21.

3.6.7.16.17.

К-4. Жизненный опыт, мудрость.

2.3.4.5.9.10.14.20.21.23.25.

1.2.3.5.10.11.12.14.17.18.19.24.26.27.

К-5. Умение общаться: обаяние, воспитанность, находчивость.

2.4.5.8.10.11.21.23.25.26.

1.2.3.4.6.7.14.17.18.19.22.24.26.27.

К-6. Гуманность, доброта, бескорыстность.

2.4.5.9.10.11.21.22.23.

1.6.7.12.13.14.17.18.19.27.

К-7. Активность, инициативность, предприимчивость.

4.5.8.14.19.20.25.

2.11.14.19.24.26.

К-8. Воля, смелость, принципиальность.

4.5.8.9.12.18.20.24.

1.2.3.4.7.11.18.19.21.22.25.27.

К-9. Самокритичность - умение признаваться в собственных ошибках.

2.4.5.9.11.12.13.21.

1.2.3.10.14.16.17.19.21.25.27.

К-10.Достоинство и честь, порядочность, репутация.

2.4.5.9.11.18.20.23.24.

1.2.3.12.14.17.18.19.-20.21.25.26.27.

К-11.Уравновешенность - способность сдерживать себя и не впадать в отчаяние.

1.2.4.5.6.7.10.14.15.16.17.19.21.22.23.24.27.

1.8.12.14.15.17.19.21.23.24.26.27.

К-12.Оптимизм, чувство юмора.

2.4.9.10.11.12.21.23.25.

1.3.7.16.17.19.26.

К-13.Логичность, строгость мышления.

1.3.5.6.7.12.15.17.19.20.24.27.

1.2.4.9.15.16.18.19.20.25.

К-14.Умение сосредоточиваться на конкретном деле.

1.3.5.6.12.15.16.17.19.23.24.27.

8.9.10.15.16.18.21.23.24.

К-15.Умение переключать внимание, быстро улавливать изменения в ситуации.

2.4.5.7.8.11.12.14.15.17Л9.20.21.23.24.27. 2.3.4.9.12.14.15.16.17.18.19.21.24.26.

К-16.Хорошая память.

1.3.4.5.7.10.11.16.17.19.21.23.24.25.26.27.

1.2.3.6.7.8.10.11.13.14.16.17.18.19.20.21.24.26.27.

К-17.Умение оперативно искать информацию - через Интернет, пользоваться записными книжками, картотеками, каталогами, справочниками.

1.3.4.5.9.12.15.19.23.24.25.

1.2.3.6.8.10.11.15.16.

К-18. Владение мимикой, позами, жестами - умение выглядеть изящно, привлекательно и убедительно.

2.4.5.10.11.20.21.22.23.

1.3.7.13.17.26.27.

К-19.Владение телом - ловкость, координация движений.

2.4.8.11.14.18.20.

3.7.11.18.19.21.22.25.

К-20.«Золотые руки» - отличная координация кистей и пальцев рук, умение работать все быстро и качественно.

6.7.13.16.17.19.27.

8.9.12,20.

К-21.Физическая сила.

2.8.16.18.20.22.

4.5.7.11.13.14.17.18.19.20.22.24.25.

К-22. Внешние достоинства, красота.

2.4.10.11.21.23.26.

1.3.7.25.26.27. , К-23. Здоровье - отличная работа различных систем организма.

2.8.11.14.15.18.20.22.25.26.

4.5.7.11.13.18.19.21.22.24.25.26.

К-24. Выносливость и работоспособность - умение работать с постоянными нагрузками, надолго мобилизовывать свои силы.

2.4.5.7.8.9.11.14.17.18.20.25.26.27.

2.3.4.5.7.11.13.14.17.18.19.21.22.23.24.25.26.27.

К-25.Быстродействие, хорошая реакция. 2.8.14.17.18.20.22.24. 4.5.6.7.9.12.15.17.18.19.20.21.23.24.25.26.

К-26.Владение голосом: интонациями, тембром, высотой, силой. 2.4.5.8.10.11.21. 1.3.7.14.17.18.19.27.

К-27.Развитые органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус; кожно-мышечная чувствительность, вестибулярный аппарат, чувство времени. 6.8.14.20. 13.18.19.21.23.24.25.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Цель игры- моделирование жизненной и профессиональной перспективы учащегося. Время проведения iconИгра “Слабое Звено”. Назад цель: проверить степень усвоенности пройденного...
Время каждого тура ограничено. После окончания тура команда выбирает “слабое звено” – выбывающего из игры участника. В конце игры...
Цель игры- моделирование жизненной и профессиональной перспективы учащегося. Время проведения icon1. цель и задачи дисциплины
При проведении семинарских и практических занятий используются такие активные методы обучения, как деловые и ситуационные игры, дискуссии,...
Цель игры- моделирование жизненной и профессиональной перспективы учащегося. Время проведения iconКонспект урока 5 класс, легкая атлетика Дата проведения: Время проведения:...
Повторение бега с ускорением, метание мяча на дальность и в цель, прыжков в длину с места
Цель игры- моделирование жизненной и профессиональной перспективы учащегося. Время проведения iconП лан проведения тематической недели
Игры народов мира", выставка газет "Великие политические игры", выставка газет "Игры героев художественной литературы"
Цель игры- моделирование жизненной и профессиональной перспективы учащегося. Время проведения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Первое документально подтвержденное празднование относится к 776 г до н э., хотя известно, что игры проводились и раньше. На время...
Цель игры- моделирование жизненной и профессиональной перспективы учащегося. Время проведения iconКонспект проведения Сюжетно-ролевой игры «В поисках клада»
Цель: совершенствование психолого-педагогической и методической компетентности молодых педагогов
Цель игры- моделирование жизненной и профессиональной перспективы учащегося. Время проведения iconПояснительная записка «Через творчество к жизненной миссии»
...
Цель игры- моделирование жизненной и профессиональной перспективы учащегося. Время проведения iconРабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной...
Методы компьютерного моделирования. Статистическое моделирование Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Цель игры- моделирование жизненной и профессиональной перспективы учащегося. Время проведения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Амоучителем, но излагаемый материал будет безусловно полезен для учащегося, который усвоил материал и отработал его на практических...
Цель игры- моделирование жизненной и профессиональной перспективы учащегося. Время проведения iconПрезентация с элементами игры. Время 45 минут. Образовательные цели
...
Цель игры- моделирование жизненной и профессиональной перспективы учащегося. Время проведения iconКонспект проведения сюжетно-ролевой игры по теме «Мы военные моряки»
Определение последовательности проведения занятия и использования материального обеспечения
Цель игры- моделирование жизненной и профессиональной перспективы учащегося. Время проведения iconОбучающие игры на уроках английского языка
Их использование всегда даёт хорошие результаты, повышает интерес к предмету, позволяет сконцентрировать внимание на главном – овладении...
Цель игры- моделирование жизненной и профессиональной перспективы учащегося. Время проведения iconЭкзаменационная работа для проведения итоговой аттестации учащихся 9 класса по информатике
Игра проводилась между командами 6 класса. В каждой команде по 5 человек. Во время игры учащиеся продемонстрировали не только знания...
Цель игры- моделирование жизненной и профессиональной перспективы учащегося. Время проведения iconПлан проведения профессиональной декады электротехнического цикла Место проведения

Цель игры- моделирование жизненной и профессиональной перспективы учащегося. Время проведения iconКонспект занятий по волейболу. У. Т. Г- 1 г о./юноши/ Место проведения...
Совершенствование технических и тактических приемов игры при выполнении верхней подачи
Цель игры- моделирование жизненной и профессиональной перспективы учащегося. Время проведения icon«Инновационные технологии преподавания на уроках музыки» Сценарий...
Цель проведения игры: развитие интереса к музыкальной деятельности в первом классе


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск