Скачать 89.88 Kb.
|
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ Андреева А.В., учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №151 Язык является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний. В связи с этим язык имеет особенный междисциплинарный статус среди других школьных предметов. При обучении русскому языку с методической точки зрения целесообразным является применение тех форм и методов работы, которые являются для учащихся знакомыми при изучении других предметов и направлены на формирование не только специальных, предметных, но и общеучебных умений и навыков. Одной из таких форм является лабораторная работа, основное назначение которой - формирование у школьников навыков и умений научного исследования, научного поиска и экспериментирования, которое, базируясь на материале конкретной учебной темы, приводит к более глубокому изучению, самостоятельному осознанию и обобщению материала этой проблемной темы. В обобщенном и систематизированном виде цели лабораторной работы могут быть представлены так: - закрепление, расширение и углубление ранее полученных знаний; - привитие навыков и умений самостоятельной работы с учебной, научной, методической и справочной литературой (умение работать со словарями разных типов, оценивать и сопоставлять планы, тезисы, конспекты, аннотации отдельных работ, готовить обзорные выступления на основе этого материала); - ознакомление с методами и приемами лингвистического анализа; - выработка умений соотнесения содержания изучаемой темы в научной литературе с материалами по этой теме, изложенными в школьном учебнике; - формирование способности творческого внутри- и межсистемного переноса знаний, умений и навыков. Тематика лабораторных занятий должна удовлетворять комплексу требований учебной программы, касающихся характера, содержания, материала, связи с другими формами учебной деятельности. Интересны темы комплексного характера, нацеливающие учащихся на решение ряда взаимосвязанных вопросов, имеющих отношение к разным языковым уровням. Тема, начатая на практическом занятии, может быть предложена в лабораторной работе, и наоборот. Лабораторной работе может быть посвящен как весь урок, так и его часть, а также она может являться домашним заданием. Задания при исследовательской методике могут быть различными, все зависит от того, на каком этапе изучения темы она проводится. Если лабораторная работа предшествует практическим занятиям, то ставится задача исследовать какой-то частный вопрос. Если же лабораторная работа следует на этапе закрепления, то она носит обобщающий характер. Задания должны включать такие этапы исследования: - наблюдение и изучение фактов и явлений; - выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию; - выдвижение гипотезы; - построение плана исследования; - выяснение связей изучаемого явления с другими; - проведение лингвистического эксперимента; - решение лингвистических задач; - обобщение результатов и формулировка вывода. При проведении работы следует учитывать следующее: - наличие учебной и справочной литературы; - время выполнения работы; - задания для индивидуальной и групповой работы (оптимальное количество учащихся в группе – 6 – 8 человек); - оценочный лист (в нем будут фиксироваться результаты качества обученности каждого ученика и работы в целом). Алгоритм проведения лабораторной работы
- повторение теоретических сведений; - выполнение практических заданий; - предварительное ознакомление учащихся с темой и литературой к ней. 2. Проведение работы - четкое определение целей, порядок выполнения лабораторной работы должны быть обозначены в индивидуальных карточках, в карточках для группы учащихся; - оснащение лабораторной работы (выбор оборудования определяется целями, тематикой работы, уровнем подготовленности учащихся); - самостоятельное выполнение лабораторной работы (основная функция учителя на этом этапе – индивидуальное консультирование) 3. Подведение итогов - ответы учащихся; - корректировка ответов; - выяснение уровня овладения учащимися материала 4. Оценивание. Результаты оцениваются в классе; материал, предложенный для самостоятельного изучения, должен быть усвоен каждым. Степень усвоения материала проверяется при проведении в дальнейшем самостоятельных и контрольных работ. В старших классах проведение лабораторных работ помогает подготовить учащихся к сдаче экзаменов в новой форме (9 класс) и в форме ЕГЭ (11 класс), когда от учащихся требуется написание изложения, сочинения на лингвистическую тему и сочинения- рассуждения по предложенному тексту. Приложение 1 Тематика лабораторных работ 9 класс Лабораторная работа №1 «Лексикография» Лабораторная работа №2 «Сложносочиненное предложение» Лабораторная работа №3 «Классификация сложноподчиненного предложения» Лабораторная работа №4 «Классификация бессоюзного сложного предложения» Лабораторная работа №5 «Сложное синтаксическое целое» Приложение 2 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1 Тема: Лексикография Цели: 1. Систематизация знаний о словарях, обобщение сведений о типах словарей; 2. Закрепление навыков практического пользования различными типами словарей, наблюдение за словом в процессе работы со словарем Задание 1 Реализация домашнего задания Схема анализа словаря
10. Тип характеризуемого словаря Задание 2 Вам предложены словарные статьи (по одному слову из различных словарей).
Вариант 1
Раздел языкознания, изучающий словарный состав языка, его лексику.
Вариант 2
Теория и практика составления словарей. Лексикограф — специалист по лексикографии. Лексикографический — относящийся к лексикографии.
В 18—19 вв. утверждается, а в 20 в. развивается 4-я функция Л. — сбор и обработка данных для лингвистических исследований в области лексикологии, словообразования, стилистики, истории языков (словари этимологические, исторические, частотные, обратные, родственных языков, языков писателей и др.). Современная Л. приобретает индустриальный характер (создание лексикографических центров и институтов, механизация работ, с 1950, и т. д.). 6. Лексикография, - сущ., кол-во синонимов: (2) • словарная литература • словарное дело Задание 3 Произведите сравнительный анализ построения словарных статей на одном из указанных ниже слов в разных типах толковых словарей: в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля, в «Толковом словаре русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова, в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова. При этом необходимо выяснить следующее: 1. Каковы способы толкования значений слова? 2. Какое количество значений выделено? 3. Какая грамматическая информация представлена в словарях (указание на категории рода, вида и др.; приведение форм словоизменения; указание на лексическую и синтаксическую сочетаемость слов)? 4. Как иллюстрируются значения слов (наличие или отсутствие примеров; примеры составителей словаря или из литературы, количество примеров)? Актер, бисер, вечер, вид, вольный, горе, горло, дно, забирать, забываться, заводить, заводной, злой, искать, корень, кулак, лечь, малый, налетать, ничто, образ, острый, преследовать, пробиваться, рассеиваться, сдавать, сердечный, старушка, страховать, строить. Примечание. Одно слово дается учителем. Второе ученик подбирает по своему усмотрению. Эти два слова должны отличаться принадлежностью к частям речи. Д/З: Назовите словари, которые есть в вашей домашней библиотеке. Запишите их названия, сгруппировав по типам. Назовите словари, которые, на ваш взгляд, должны быть представлены в библиотеке девятиклассника. Список использованной литературы 1. Городилова Г.Г., Гельдиева С., Зайкаускене Я.Ю., Изаренков Д.И. и др. Лабораторные работы по современному русскому языку. Под ред. Н.М. Шанского. – Санкт-Петербург, 1992 |
Осокина Лилия Ефимовна учитель русского языка и литературы мбоу №9 г. Пушкино Московской области «Работа классного руководителя по половому воспитанию учащихся, как способ укрепления духовно-нравственного здоровья» | «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского... Позднякова Наталья Ивановна, 1971 г р., учитель русского языка и литературы мбоу «Семилейская сош» Кочкуровского муниципального района... | ||
Разработка урока Выполнила учитель русского языка и литературы мбоу «Тюльганская сош№1» ... | Конспект урока русского языка в 7 классе данилова Наталья Ивановна... Воспитательные: вызвать интерес к изучаемому материалу, воспитание интереса к изучению русского языка | ||
Проект «Живое слово» как способ формирования у школьников целостной картины мира Из опыта работы Филипповой И. А., учителя русского языка и литературы моу сош №4 г. Грязи Липецкой области | Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «не и ни в отрицательных местоимениях» Автор: Воскобойник Елена Борисовна, учитель русского языка и литературы мбоу сош №5, г. Саров Нижегородской области | ||
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце наречий» Попова Светлана Васильевна, учитель русского языка и литературы, Г. Красноярск, мбоу сош №85 | «Порядок» Геревич С. А., учитель математики, Пономарёва Н. В., учитель русского языка и литературы, Серебренникова Т. А., учитель изобразительного... | ||
Доклад использование современных образовательных технологий на уроках... Кондакова Татьяна Алексеевна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории, мбоу «Лицей №2» г. Мытищи Московской... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Клыкова Елена Валентиновна, учитель русского языка и литературы мбоу «сош №226» г. Заречный Пензенской области. Конспект урока русского... | ||
Календарно тематическое планирование уроков литературы для 7 класса... Демина Алевтина Аркадьевна, учитель русского языка и литературы мбоу сош №52 г. Краснодара | Урок русского языка и английского языка по теме «Комплексный анализ текста» Романенко Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы, Лябах Юлия Анатольевна, учитель английского языка моу-сош №28... | ||
Буквы Учитель русского языка и литературы Акыева Марина Руфимовна мбоу сош №105 г о. Самара | Мбоу «сош №12» Публичко Валентина Алексеевна, учитель русского языка и литературы Использование приёмов технологии критического мышления для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературы | ||
Доклад Иваненко О. А., учитель русского языка и литературы мбоу «Чистогорская сош» «Формирование универсальных учебных действий школьников как ресурс повышения качества образования в условиях перехода на фгос нового... | Коряковцева И. В.,учитель русского языка и литературы моу сош №30... Разработала учитель русского языка и литературы ргоу «Ядринская национальная гимназия-интернат» Алексеева Ирина Владимировна0 |