Департамент образования города Москвы
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт гуманитарных наук Кафедра русской литературы и фольклора
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ История русской литературы XX века
в проблемном изучении ООП 032700.68 «Филология» («Литература»)
Уровень подготовки: магистратура
Квалификация (степень): магистр филологии Институт гуманитарных наук
Курс 1, семестр 2
Москва
2011 Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании кафедры русской литературы и фольклора, протокол № 1 от 30 августа 2011 г., утвержден на заседании Ученого совета Института гуманитарных наук, протокол № _____ от _______________.
Автор-составитель: д-р филол. наук, профессор Малыгина Н.М. Рецензент: д-р филол. наук, профессор Смирнова А.И.
Заведующий кафедрой
русской литературы и фольклора профессор Джанумов С.А.
Часть I. Программа учебной дисциплины Настоящая программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению магистратуры 032700.68 «Филология», утвержденного Приказом Минобрнауки № 24 от 14.01.2010 г., основана на рекомендациях УМО, составлена в соответствии с учебным планом Института гуманитарных наук ГОУ ВПО МГПУ по данному направлению.
Дисциплина готовит студентов к следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательской, педагогической (в средней и высшей школе), управленческой. 1. Цель и задачи дисциплины: Цель дисциплины: способствовать расширению представлений о ключевых проблемах истории русской литературы ХХ века в контексте общественно-исторической и историко-литературной ситуации эпохи.
Задачи дисциплины:
освоение навыков анализа творчества поэтов и прозаиков в связи с ключевыми проблемами литературной жизни 1920-1940-х годов;
расширение и углубление знаний об историческом периоде ХХ века и его отображении в русской литературе 1920-х–1940-х гг. как качественно новом этапе в истории страны и развитии русской литературы;
формирование представлений о целостной картине советского периода отечественной истории;
развитие навыков анализа литературных произведений в реальном контексте; выявления в произведениях разных авторов ключевых образов и фрагментов, отразивших неповторимый облик современности и основные исторические события 1920-1940-х годов;
создание концептуальной базы для научно-исследовательской работы в области литературоведения.
2. Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина «История русской литературы XX века в проблемном изучении» относится к вариативной части цикла М2 (цикла профессиональных дисциплин).
Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения таких дисциплин, как «История русской литературы ХX в.», «История зарубежной литературы», «Теория литературы» (в бакалавриате); «Миф, фольклор и литература», «История русской литературы XI – XIX веков в проблемном изучении», «Литература и межкультурный диалог» и др. (в магистратуре).
Требования к первоначальному уровню подготовки обучающегося. Магистрант, приступающий к изучению дисциплины, должен владеть знаниями по истории русской литературы ХХ века, усвоенными на уровне бакалавриата. 3. Требования к результатам освоения дисциплины Дисциплина направлена на формирование у магистранта следующих компетенций:
способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
способность демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования (ПК-1);
способность демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии (ПК-2);
способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере гуманитарных наук для собственных научных исследований (ПК-4);
владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (ПК-6);
владение навыками квалифицированной интерпретации различных типов текстов, в том числе раскрытия их смысла и связей с породившей их эпохой, анализ языкового и литературного материала для обеспечения преподавания и популяризации филологических знаний (ПК-8);
владение навыками проведения учебных занятий и внеклассной работы по языку и литературе в учреждениях общего и среднего специального образования; практических занятий по филологическим дисциплинам в учреждениях высшего профессионального образования (ПК-9);
способность и готовность к участию в разработке научных, социальных, педагогических, творческих, рекламных, издательских проектов (ПК-18);
владение навыками организации и проведения учебных занятий и практик, семинаров, научных дискуссий и конференций (ПК-20);
владение навыками организации и управления научно-исследовательскими и производственными работами при решении конкретных задач в соответствии с профилем магистерской программы (ПК-21).
В результате изучения дисциплины студенты должны:
знать:
- основные вехи сложного и творчески многообразного периода истории русской литературы советского периода, развивавшейся в условиях небывалого социального эксперимента: первых пятилеток, индустриализации, коллективизации, массовых переселений крестьян и репрессий, коснувшихся всех слоев общества;
- содержание ранее недоступных секретных документов, достоверно освещающих исторические события, происходившие в СССР 1920-1930-х годов, – документов, которые определяли общественно-политическую и литературную ситуацию, а также судьбы писателей;
- творческие биографии изучаемых писателей: Горького, Маяковского, Есенина, Пастернака, Зощенко, Платонова и др.;
уметь:
- исследовать литературу изучаемого периода как целостный метатекст, пронизанный системой ключевых образов и мотивов, продиктованных эпохой строительства социализма;
- интерпретировать сложные тексты художественных произведений изучаемого периода;
- самостоятельно составлять историю вопроса и выявлять проблемные зоны в изучении любого литературного факта (в литературном процессе или художественном тексте).
владеть:
- навыками аналитического прочтения и толкования шедевров русской поэзии и прозы, созданных гениальными художниками Горьким, Маяковским, Пастернаком, Зощенко, Булгаковым, Платоновым
- современными методологиями в области изучения литературных произведений ХХ века. 4.Объем дисциплины и виды учебной нагрузки Общая трудоемкость дисциплины «История русской литературы XX века в проблемном изучении» – 3 зачетных единицы, 108 часов
Виды учебной работы
| Всего часов
| Общая трудоемкость дисциплины
| 108
| Аудиторные занятия
| 24
| Лекции
| 12
| Практические занятия
| 12
| Самостоятельная работа
| 57
| Вид итогового контроля – экзамен
| 27
|
Основное содержание курса
Содержание дисциплины определяется задачами курса и его взаимодействием с историей литературы, литературным движением 1920-1930-х годов и историей советского периода в жизни страны. Предлагаемая дисциплина ориентируется на возрастающую потребность в литературном образовании, развивающем личность магистранта интеллектуально, духовно и творчески.
Проблема пролетарской литературы и творчества писателей-«попутчиков».
Проблема интеллигенции и революции в произведениях Вересаева, Булгакова, Буданцева.
Проблема положительного героя в литературе и литературной критике 1930-х годов.
Проблема космизма в русской прозе 1920-х годов. Роман А. Толстого «Аэлита»; рассказ А. Платонова «Лунная бомба».
Жанровый синтез в прозе 1920-1930-х годов: технические и экологические проекты в повестях и романах А. Платонова; медицинские и психологические проблемы в научно-художественных повестях Зощенко «Возвращенная молодость» и «Перед восходом солнца».
Проблема документальности и публицистичности художественной прозы и поэзии 1920-1930-х. Влияние концепции «литературы факта» на творчество В.Маяковского, Б. Пильняка, Ю. Олеши, А.Платонова, И. Катаева.
Связь творческих биографий писателей и эстетических принципов создаваемых ими произведений с программами и эволюцией литературных групп 1920-х годов.
Горький в литературной жизни 1920-х годов и судьбах писателей. Отношение Горького к теории пролетарской культуры А. Богданова и А. Луначарского. Взгляды Горького на проблему создания пролетарской литературы и творчество писателей-«попутчиков». Роль Горького в организации Первого съезда писателей (1934), создании союза советских писателей, командировок писателей на стройки социализма и проектов коллективных книг.
Маяковский и Леф. Журналы «Леф» и «Новый леф». Эстетические принципы литературного авангарда в лирике и поэмах Маяковского. Уход Маяковского в РАПП. Отношение Маяковского к пролетарским писателям и «попутчикам».
Пастернак и Центрифуга, Пастернак и Леф. Отношение поэта к событиям литературной жизни. Участие в «Лефе» и разрыв с ним в 1927 году. Проницательность оценки Пастернаком Резолюции ЦК РКП (б) 1925 года. «Сестра моя жизнь» (1922), переделка книги «Поверх барьеров» (1929). Проза поэта: «Детство Люверс», «Письма из Тулы», «Охранная грамота».
Пастернак на Первом съезде Союза писателей. Начало работы над романом «Доктор Живаго».
Есенин и его взгляды на творчество пролетарских поэтов. Отношение к проблеме писателей-попутчиков. Эстетические принципы имажинизма. «Ключи Марии». Поэзия и проза Есенина в связи с эволюцией литературной группы.
Зощенко и «Серапионовы братья». Позиция Зощенко и «Серапионовых братьев» в спорах о пролетарских писателях и писателях-попутчиках. Проблема пролетарского писателя в рассказах и повестях Зощенко 1920-х годов, образ пролетарского писателя в «Сентиментальных повестях».
Эволюция Зощенко: проблема роли интеллигенции в новом обществе в научно-художественных повестях «Возвращенная молодость» и «Голубая книга».
Платонов и проблема создания пролетарской литературы, отношение к «Перевалу» и проблемам писателей-попутчиков. Участие в воронежском Пролеткульте, пролетарская поэзия, статьи о новом искусстве, об отношении к идее искусства-«жизнестроения», отклики на Резолюцию ЦК РКП (б) 1925 года. Первая книга прозы (1927). Начало травли: публикация очерка «Че-Че-О» (1928) в соавторстве с Пильняком, публикация рассказа «Усомнившийся Макар» (1929). Репутация «попутчика» и «попильнячка». Конфликты с РАПП. История создания романа «Чевенгур» (1928), повести «Котлован» (1930).Политический скандал из-за публикации «бедняцкой хроники» «Впрок» (1931). Переписка и встреча с Горьким.
Творческий вечер Платонова 1932 года. Командировки в Среднюю Азию: «Такыр», «Джан». Вступление в СП. Рассказы и роман 1930-х гг.
Основные понятия дисциплины: эстетические принципы пролеткульта, авангарда, имажинизма, теория неореализма, документы, определявшие политику партии в области литературы,
коллективизация и индустриализация, пятилетний план, ГОЭЛРО, НЭП, ФОСП.
критические дискуссии 1920-1930-х, Дом искусств (ДИСК), Дом печати, футуризм и «Леф», «Перевал», «Центрифуга», РАПП, Пролеткульт, богостроительство, ТЕО, Всемирная литература.
жанры прозы и поэзии, метатекст, интертекст, образная система стихотворного цикла, образы-символы; мотив и лейтмотив.
Список рекомендуемой литературы
Основной
Русская литература ХХ века. В двух томах. Т.1. 1920-1930-е годы. Учебное пособие. Под ред. Л.П. Кременцова. З-е изд. М.: Изд-во Асаdemia, 2005.
История русской литературы ХХ века. В четырех книгах. Книга первая. 1910-1930-е годы. Учебное пособие. Под ред. Л.Ф. Алексеевой. М.: Высшая школа, 2005.
Русские поэты ХХ века: избранные имена. Учебное пособие. Под ред. Н.М. Малыгиной. М.: Наука; Флинта, 2006.
Малыгина Н.М. Андрей Платонов: поэтика «возвращения». М.: ТЕИС, 2005.
Флейшман Л. Борис Пастернак в двадцатые годы. СПб.: Академический проект, 2003.
Флейшман Л. Борис Пастернак и литературное движение 1930-х годов. СПб.: Академический проект, 2005. Дополнительный
«Счастье литературы». Государство и писатели. 1925 –1938. Документы. М, 1997.
Шенталинский В. Рабы свободы. В литературных архивах КГБ. М.: Парус, 1995.
Лубянка. Сталин и ВЧК–ГПУ–ОГПУ–НКВД. Архив Сталина. Документы высших органов партийной и государственной власти. Январь 1922 – декабрь 1936. Под ред. Акад. А.Н. Яковлева. М.: МФД, 2003. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Мультимедийная аудитория для просмотра презентаций по студенческим докладам и иллюстративных видеоматериалов. Часть II. Методические рекомендации
и план освоения дисциплины
Лекции: 12 часов по учебному плану.
Практические занятия (в форме семинаров): 12 часов по учебному плану в группе.
Самостоятельная работа: 57 часов по учебному плану.
Промежуточная аттестация: экзамен (27 часов).
Всего: 108 часов по учебному плану.
Примерное распределение трудоемкости дисциплины
по видам учебной работы и разделам содержания
№
| Наименование темы
| Виды учебных занятий
|
|
|
| Лекции
| Практич.
| СРС
| 1.
| Вводная контрольная работа. Основные проблемы изучения русской литературы ХХ века
| 2
| 2
| 7
| 2.
| Горький в литературной жизни 1920-х годов и судьбах писателей.
| 2
| 2
| 10
| 3.
| Маяковский и Леф.
| 2
| 2
| 10
| 4.
| Пастернак и Центрифуга, Пастернак и Леф.
Контрольное тестирование № 1.
| 2
| 2
| 10
| 5.
| Зощенко и «Серапионовы братья».
| 2
| 2
| 10
| 6.
| Платонов и проблема создания пролетарской литературы. Контрольное тестирование № 2.
| 2
| 2
| 10
|
| Итого
| 12
| 12
| 57
|
Организация самостоятельной работы Для самостоятельной подготовки к занятиям, текущей и промежуточной аттестациям магистрантам предлагается список вопросов по проблемам, затронутым при изучении творчества писателей и отдельных произведений, и дается список литературы для их подготовки.
Требования к текущей и промежуточной аттестации В течение семестра знания проверяются в письменной и устной форме. Проводятся письменные работы по материалам лекций, предлагается составление библиографии и сбор материала по конкретным темам, которые дисциплинируют магистранта, позволяют ему самому оценить уровень своих знаний и навыков самостоятельного анализа текстов произведений.
Курс завершается устным экзаменом, который основан на результатах текущего контроля – письменных опросов по материалам лекций, выполнения самостоятельных работ. На экзамене проверяется усвоение теоретического материала дисциплины, усвоения ее базовых понятий, приобретенные практические навыки анализа и интерпретации литературных произведений.
Примерные вопросы к экзамену
Проблема пролетарской литературы и творчества писателей-«попутчиков».
Проблема интеллигенции и революции в произведениях Вересаева, Булгакова, Буданцева.
3) Проблема положительного героя в литературе и литературной критике 1930-х годов.
4) Проблема космизма в русской прозе 1920-х годов. Роман А. Толстого «Аэлита»; рассказ А. Платонова «Лунная бомба».
5) Жанровый синтез в прозе 1920-1930-х годов: технические и экологические проекты в повестях и романах А. Платонова; медицинские и психологические проблемы в научно-художественных повестях Зощенко «Возвращенная молодость» и «Перед восходом солнца».
6) Проблема документальности и публицистичности художественной прозы и поэзии 1920-1930-х. Влияние концепции «литературы факта» на творчество В. Маяковского, Ю. Олеши, А. Платонова, И. Катаева.
Департамент образования города Москвы
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет» Институт гуманитарных наук
Кафедра русской литературы и фольклора
Наименование дисциплины / курса
| Уровень образо-вания
| Статус дисциплины в рабочем учебном плане
| Количество зачетных единиц / кредитов
| Форма отчетности
| Курс, семестр
| История русской литературы ХХ века в проблемном изучении
| Магистра-тура
| М2, вариативная часть
| 3
| экзамен
| 1; 1
|
Смежные дисциплины по учебному плану:
| История русской литературы ХХ века (в бакалавриате); История русской литературы 11 – 19 веков в проблемном изучении (в магистратуре)
| ВВОДНЫЙ БЛОК
(проверка сформированности компетенций)
|
Тема или задание текущей работы
| Виды текущей аттестации
| Аудиторная или внеаудитор-ная
| Минимальное/
Максимальное
количество баллов
| Периодизация русской литературы ХХ века
| Контроль-ная работа
| Ауд.
| 3
| 5
| Итого:
| 3
| 5
| БАЗОВЫЙ БЛОК
(проверка сформированности компетенций)
|
Тема или задание текущей работы
| Виды текущей аттестации
| Аудиторная или внеаудитор-ная
| Минимальное/
Максимальное
количество баллов
| Посещение лекций, ведение конспектов / конспекты лекций, собеседование по темам лекций
| Присутствие, конспекты
| Ауд.
| 2
| 10 (если посе-тили все)
| Работа на практических занятиях/ собеседование по темам занятий
| Присутствие, выступление
| Ауд.
| 6
| 10
| Подготовка материалов для выступлений на практических занятиях/ письменные материалы
| Письменные материалы
| Внеауд.
| 1
| 5
| Контрольное тестирование №1
| Письм.
| Ауд.
| 7
| 20
| Контрольное тестирование №2
| Письм.
| Ауд.
| 7
| 20
| Экзамен
| Устные ответы на вопросы
| Ауд.
| 5
| 15
| Итого:
| 31
| 85
| ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ БЛОК
|
Тема или задание текущей аттестационной работы
| Виды текущей аттестации
| Аудиторная или внеаудитор-ная
| Минимальное/
максимальное количество баллов
| Подготовка реферата
| реферат
| Внеауд.
| 1
| 15
| Итого:
| 1
| 15
| Итого по дисциплине:
| 31
| 100
|
Необходимый минимум баллов и форм работ для прохождения рубежной аттестации:
____12 баллов, сдача вводной контрольной работы и контрольного тестирования № 1
Необходимый минимум баллов и форм работ для допуска к промежуточной аттестации:
____26 баллов и сдача всех тестирований
Виды и формы работ для допуска к выполнению Дополнительного блока:
прохождение рубежной аттестации на менее чем на 40 баллов. ФИО преподавателя: Малыгина Нина Михайловна Утверждено на заседании кафедры от 30 августа 2011 г.
Протокол № 1. Зав. кафедрой __________________ |