К общим закономерностям диффузии стилей вводные замечания





Скачать 473.97 Kb.
НазваниеК общим закономерностям диффузии стилей вводные замечания
страница1/4
Дата публикации19.07.2013
Размер473.97 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4
А.Стоянович

Белград, Сербия

К ОБЩИМ ЗАКОНОМЕРНОСТЯМ
ДИФФУЗИИ СТИЛЕЙ


1. Вводные замечания

Как известно, диффузия1 (смешение, пересечение, взаимопроникновение, взаимодействие) функциональных стилей национального литературного языка является проблемой далеко не новой, комплексной2, многоаспектной, резко дисскусионной. В функциональной стилистике вопрос о диффузии стилей языка/речи затрагивается при описании "сдвигов в функции и целях общения" ("сочетание двух задач общения" — Кожина 1972: 82-83), рассмотрении классификации жанровых и стилевых разновидностей (Троянская 1976: 64-74; Виноградов 1981: 21; Кожина 1993: 72), изучении монолитности, полевой структуры функционального стиля (Троянская 1986; Кожина 2003а), описании изменяющейся системы языка ("трансформации бинарных оппозиций" — Разинкина 1976; Стоянович 2001) и в ряде других случаев. В последние годы в контексте борьбы за культуру речи актуализируется вопрос о "механическом смешении" функциональных стилей русского языка ("засоренность слога" — Бушев 2004). Актуализируется изучение стиля рекламы, которая нередко "сочетает в себе черты публицистического, научного, научно-популярного, отчасти разговорного и делового стилей" (Темнякова 2003).

С определенной долей упрощения можно сказать, что феномен диффузии применительно к научной речи сводится к анализу стилистических приемов ("сложного взаимодействия способов изложения и правил построения произведений, действующих в данном стиле и видоизменяющихся в зависимости от превалирования той или иной коммуникативной задачи" — Троянская 1986: 21; ср.: Виноградов 1981: 31-32).
2. Диффузия стилей как системный процесс

2.1. Вероятно, уже при первой попытке понять целостность, единство мира мыслящий человек столкнулся с поразительной гармонией между целым, "универсумом" и отдельными деталями, частями. Непосредственное, частное, имело прямое практическое значение для усовершенствования приспособительной деятельности человека, и потому абстрактное "целое" пришло в его познавательную деятельность значительно позднее. От диффузных и недифференцированных форм целое постепенно приобретало значение чего-то организованного с постоянным гармоническим взаимодействием своих частей, подчиняющимся своим специфическим законам, не свойственным частям, деталям целого. Так постепенно подготавливалось то научное движение, которое в настоящее время получило широкое название "системного подхода (Анохин 1973: 5).

Термин "система" имеет весьма древнее происхождение, и едва ли есть какое-либо научное направление, которое его не употребляло. Идеи системного подхода находят место и в лингвистике, которая в ХХ веке занималась в основном изучением системы языка, его структурной организацией. В русле функциональной стилистики для раскрытия дихотомии "стиль языка" — "стиль речи" В.В.Виноградовым акцентируются соответствующие понятия-термины, относящиеся именно к системам ("система языка", "строй языка", "стилистические системы", "общая языковая система" — 1981: 19). М.Н.Кожина различает систему языка (в терминологии В.Гумбольдта — ergon) и "функционирование языка" (energia), рассматриваемых ученым как единство (1993: 7).

Стилисты давно обнаружили в речевой практике "диффузию" — сложные случаи, когда стили как системные образования "находятся в глубоком взаимодействии и даже в смешении" (Виноградов 1981: 21; выделено нами. — А.С.) или "пересечении" (совмещение черт двух-трех функциональных стилей — Кожина 2003а: 291; ср.: Троянская 1986).

В лингвостилистической литературе бытует мнение, согласно которому так называемые иностилевые элементы, включаемые в число компонентов стиля, различаются особенностями чередования и сочетаниями стилистически окрашенных и нейтральных элементов, пропорциями их смешения, приемами ввода стилистически маркированных единиц в "чуждую" стилевую среду (Разинкина 1976: 92). С другой стороны, учитывая относительную монолитность функционального стиля, исследователи пытались понять причины неоднородности стиля (и жанра). Неоднородность, размытость границ, кажущаяся неоднозначность, противоречивость (особенно при изучении подстилей — Троянская 1986: 26) и вместе с тем удивительная гармония самого явления отпугнули от себя многих лингвистов. Излишнее теоретизирование при обсуждении "монолитности функционального стиля" и других системных образований в области "живой жизни" языка можно решительно приостановить приведением аксиоматического утверждения: "Функциональная система всегда гетерогенна" (Анохин 1973: 41).

Итак, судя по литературным источникам4, стилисты в поисках системы ("речевой системности") и при раскрытии частных феноменов (включая "диффузию функциональных стилей") обычно не идут дальше своих формулировок о "(сложной) взаимосвязи (на текстовой плоскости разноуровневых единиц и их значений)", "пересечении (функциональных стилей)", "(глубоком) взаимодействии", "взаимодействии множества компонентов" при формировании системы. И это естественно, так как позицию исследователей-стилистов можно определить как склонность изучать не "методологию вообще", а "методологию моего дела".

Поскольку в общетеоретическом плане (применительно к биологическим и биосоциальным объектам, включая сюда "язык/речь") сообщалось, что "взаимодействие как таковое не может сформировать систему" (Анохин 1973: 21; подчеркивания наши — А.С.; ср.: Стоянович 1998: 76-77; Stojanović 1999), вопрос о применимости критерия "взаимодействия" при исследовании самой сути системных образований (в рассматриваемом случае — "языка/речи", диффузии функциональных стилей как механизма биосоциальных систем) должен быть подвергнут специальной дискуссии. В нашем представлении, дискуссию о языке/речи как "живом организме" следует провести в русле надлежащей теории, которая, так сказать, уже специализировалась на раскрытии сути механизмов "живой жизни" различных классов явлений (организма, общества, машины). Речь пойдет об общей теории функциональных систем академика П.К.Анохина (1973) с попыткой приложения данной концепции к решению животрепещущих проблем функциональной стилистики.

2.2. "Язык как функционирующая система" в кругу наук о жизни.

Наиболее характерной чертой системного подхода является то, что в исследовательской работе не может быть аналитического изучения какого-то частного объекта без точной идентификации этого частного в большой системе. Таким образом, со стратегической и практической точек зрения исследователь должен иметь прежде всего конкретную концепцию системы, которая должна удовлетворить основным требованиям самого понятия системы, и лишь после этого формулировать тот пункт системы, который подлежит конкретному исследованию. Такой рабочий принцип мог бы перебросить "концептуальный мост" между теми фактами, которые получаются при изучении явлений у целостного объекта, и теми, которые получаются при тонком аналитическом эксперименте.

Обязательным положением для всех видов и направлений системного подхода является поиск и формулировка системообразующего фактора. Эта ключевая проблема определяет как само понятие системы, так и всю стратегию его применения в исследовательской работе. Для целей построения общей теории функциональных систем П.К.Анохина (1973) системообразующий фактор выведен из свойств живого организма. Согласно этой теории5, "результат является ... центральным фактором системы", причем "не может быть понятия системы без ее полезного результата" (с. 26).

Фундаментальная формулировка понятия системы в русле данной теории гласит:

Системой можно назвать только такой комплекс избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношение приобретают характер взаимоСОдействия компонентов на получение фокусированного полезного результата (с. 28).

Из процитированного определения вытекает, что ключевыми понятиями системы являются "результат" и универсальный принцип "взаимоСОдействие". Иными словами:

Результат является неотъемлемым и решающим компонентом системы, инструментом, создающим упорядоченное взаимодействие между всеми другими ее компонентами (1973: 29).

Результат через характерные для него параметры и благодаря обратной афферентации6 имеет возможность реорганизовать7 систему, создавая такую форму взаимосодействия между компонентами, которая является наиболее благоприятной для получения запрограммированного результата. Результат, будучи недостаточным, активно влияет на отбор именно тех степеней свободы у компонентов системы, которые при их интегрировании определяют в дальнейшем получение полноценного результата (там же).

По словам П.К.Анохина, именно "потому, что в нашей концепции результат имеет центральное организующее влияние на все этапы формирования функциональной системы, а сам полезный результат является, несомненно, функциональным феноменом, мы и назвали всю архитектуру функциональной системой" (1973: 29).

Отметим, что четкое разграничение терминов "взаимодействие" и "взаимоСОдействие" не является игрой слов. Об этом имеется специальное авторское предупреждение: "... термин взаимодействие звучит более феноменологически, нейтрально, в то время как термин взаимоСОдействие звучит более каузально, активно, поскольку для создания этого взаимодействия включаются многие новые специализированные механизмы" (с. 28).

Еще одно замечание. Теория, выдвинутая академиком
П.К.Анохиным, ставит важный вопрос:

Различаются ли чем-либо принципиально архитектура функционирования как у весьма элементарных, так и у сложных субсистем? Иначе говоря, функционируют ли системы всех уровней по одной и той же архитектуре, которая характерна для функциональной системы вообще, или эти архитектуры чем-то отличаются друг от друга? (с. 38).

Ответ на поставленные вопросы сводится к фундаментальному выводу:

Все функциональные системы независимо от уровня своей организации и от количества составляющих их компонентов имеют принципиально одну и ту же функциональную архитектуру, в которой результат является доминирующим фактором, стабилизирующим организацию систем ... "иерархия систем" превращается в иерархию результатов каждой из субсистем предыдущего уровня (с. 39).

Итак, не вдаваясь далее во все тонкости общей теории функциональных систем П.К.Анохина, поставим перед собою ряд гипотетических вопросов, относящихся к лингвистической проблематике.

Не функционируют ли по этому же ("анохинскому") принципу "язык/речь" и/или все функциональные стили национального
языка, объединяясь на текстовой плоскости целостного речевого произведения (по принципу взаимоСОдействия) в относительно "застывшую" суперсистему? Не является ли "застывшая суперсистема" лишь фазным результатом текстопорождающей деятельности, который может послужить "компонентом" для последующих взаимодействий, протекающих по универсальному принципу взаимоСОдействия? Насколько разумно в стилистике текста (в аспекте интерпретации и порождения) не учитывать универсальный фактор "полезность результата" (в первую очередь "полезность8 результата текстопорождающей деятельности в реальной жизни адресанта")? Правомерно ли в общеметодологическом плане измерять диффузию функциональных стилей на текстовой плоскости как определенный вид реорганизации адресантом компонентов системы под императивным влиянием полезного (в данный момент и при доминирующей мотивации) результата деятельности индивида?

На данном этапе теоретического описания с уверенностью можно утверждать, что существует общая закономерность. Именно — поразительная гармония в организации всех систем, где результат является решающим фактором системообразования. Это так или иначе уводит нас в область прагматики, прагматической стилистики текста, к анализу дискурса, поиску "полезного результата" в порождении текстов различных функциональных стилей.

2.3. Прагматика текстов научного и художественного стилей. "Полезность результата" текстопорождающей деятельности скорее всего можно искать в области прагматики (анализ дискурса9, понимаемого как "текст, погруженный в ситуацию общения" и широкий экстралингвистический контекст).

Как известно, "в условиях научной и литературной коммуникации интенция субъекта речи реализуется в форме прагматической установки текста. Для научного стиля речи — это доказательство правильности научного факта, осуществляемое посредством ряда логических вербальных действий" (истинность мысли здесь доказывается с помощью других мыслей, а истинность последних — практикой). "Для художественного стиля — это доказательство открытой познающим субъектом в жизни истины, активно утверждаемой им средствами образного воплощения с позиций эстетического идеала. Конечная цель прагматической установки текстадостижение адекватного прагматического эффекта, т.е. стимулирование запрограммированной реакции адресата" (Азнаурова 1987: 18).

К тому же известно, что произведения научной литературы получили соответствующее лингвопрагматическое описание как тип "институционального дискурса", тогда как произведения художественной литературы причисляются к "персональному (точнее — бытийному) дискурсу" (Карасик 2000). На подобных описаниях, раскрывающих принципиальные вопросы коммуникативно-прагматических стратегий текстов различной стилевой принадлежности (с акцентированием предмета, целей и участников общения), мы не будем останавливаться детально, так как результаты этих поисков хорошо известны из лингвистической литературы. Тем более, что результаты эти относятся, как правило, лишь к одному (хотя и весьма значимому) аспекту — стимулированию запрограммированной реакции адресата.

Для целей нашего описания важно отметить: одно дело — адресат и его интересы, а другое — потребности адресанта. Именно интересы адресата, часто не совпадающие с интересами говорящего, имеют первостепенное значение для проблемы правильности (эффективности речевого общения); именно их защищают в первую очередь языковые нормы и критерии ясности, точности и приемлемости (Кукушкина 1998). Если же в речевом взаимо(со)действии возникают коммуникативные неудачи (в частности, проявление "механического смешения функциональных стилей"), то данное явление фокусирует внимание читателя не только на глубинном смысле текста, но и на личности автора. Этим актуализируется изучение идиостиля в коммуникативно-деятельностном аспекте (Болотнова 2003а), а также прагматикона языковой личности (Котюрова 2003а). Прежде чем перейти к описанию намеченной проблематики, следует кратко охарактеризовать позицию адресанта.

Мы исходим из предположения о том, что трудности позиций адресанта и адресата не совпадают. Иначе говоря, трудности реализации речевого оформления мысли говорящего, как правило, превышают трудности слушателя. Следуя концепции О.В.Кукушкиной (1998), условно различают три случая: 1) трудности, связанные с особенностями языкового кода (наличие ограничений на систему, вариативность означающих, наличие объектов с низкой степенью языковой кодируемости, и др.): 2) трудности, возникающие в процессе выполнения конкретных речемыслительных действий (трудности поиска и извлечения информации, ограничения на объем оперативной памяти, ослабление контроля и др.) и
3) трудности, вызванные несовпадением интересов адресанта и адресата. Как будет показано ниже, рассогласованность интересов общающихся может послужить одним из отправных пунктов для описания диффузии стилей как полезного результата текстопорождающей деятельности в реальной жизни адресанта.

Лишний раз отметим, что описание параметров текста с позиций интенции адресанта с необходимостью включает в себя и фактор адресата. Проблема читательского восприятия возникает в самой структуре творческого процесса и является органической составляющей общей проблемы "стратегии творчества". Фактор адресата в целом влияет на формирование замысла информционного образования, еще не закрепленного в определенных языковых формах, но уже рассчитанного на задуманное воздействие, точнее — взаимоСОдействие. Так, например, адекватное "раскодирование10" художественного текста требует от адресата знакомства с "культурным контекстом" — совокупностью социальных, литературных, личностных обстоятельств создания текста, а также владения навыками лингвостилистического анализа (Азнаурова 1987: 19).

При оформлении словесного произведения автору приходится решать ряд задач, относящихся к "содержанию, материалу, форме" (Бахтин 1986). Это — обработка речи с (неминуемой) оглядкой на тот "социокультурный контекст", в котором будет функционировать произведение как "надтекстовая модель жизни". Следовательно, в процессе речетворчества автор высказывания, так сказать, вынужден считаться хотя бы с некоторым минимумом социальных ценностей, принятых в социуме. Автор неиндифферентен, как правило, ко мнению читателя (редакторов, рецензентов и прочих типов адресата), так как позитивный отклик "публики" (в широком понимании последней) является для автора существенной предпосылкой достижения последующего конечного11 полезного результата деятельности автора. Если этот аспект речетворчества с позиции адресанта отнести к задаче "ремесла" (технологии) при выполнении автором некоего минимума социальных ожиданий12 публики (образно говоря, при облечении словесного продукта в "нарядную одежду" для последующего приема авторского произведения в социуме), то анализом этого аспекта далеко не исчерпывается, не раскрывается полностью весь комплекс истинных, глубоко личностных (осознаваемых и неосознаваемых) мотивов автора к реализации конкретного целостного поведенческого (речетворческого) акта.

Сказанное согласуется с аксиоматическим тезисом о том, что текстопорождающая деятельность всегда полимотивирована. А если это так, то очевидно, что у одного и того же писателя при создании каждого отдельного словесного произведения (при доминирующей в данный момент мотивации) формируется своя иерархия13 авторских мотивов текстопорождения. В нашем представлении, иерархия эта — как правило — несвободна от экзистенцильных, биологических запросов автора-индивида. Применительно к анализу целого текста (в частности, диффузии стилей) представляется важным учитывать именно личностные обстоятельства создания текста, считаться с "экзистенциально-биологическим прагматиконом" языковой личности создателя текста. Это так или иначе подводит нас к описанию мотивационно-прагматического уровня языковой личности автора, рассмотрению целого списка авторских потребностей, к учету соотношения коммуникативного эгоцентризма и социоцентризма (Головин 1977: 774) и других факторов, значимых как для интерпретации идиостиля, так и изучения на текстовой плоскости общих закономерностей диффузии стилей.

При рассмотрении прагматического уровня языковой личности "необходима психологическая составляющая, а именно эмоциональная" (Котюрова 2003а: 661), характеризующая специфику языковой личности автора в коммуникативно-деятельностной сфере. Применительно к анализу научных текстов сербского языка имеются единичные попытки изучения эмоциональности (Стоянович 1996, 1998).

Кроме эмоциональной составляющей, здесь существенное значение имеет вопрос о выявлении авторских потребностей. Под потребностью подразумевается "динамическая сила, исходящая от организма" (Головин 1997: 423). Потребность может пониматься как некая гипотетическая переменная, которая, по обстоятельствам (в зависимости от доминирующей мотивации — Анохин 1973), проявляется то в виде мотива, то в виде черты. В последнем случае потребности стабильны и становятся качествами характера.

К набору элементарных биологических потребностей, врожденных для человека, нужно добавить еще потребность общения и потребность познавательную. Список потребностей можно продолжить (согласно Х.Меррею, цит. по: Головин 1997: 423-424):
1) доминантность; 2) агрессия — стремление словом или делом опозорить, осудить, унизить; 3) поиск дружеских связей; 4) отвержение других; 5) автономия — стремление освободиться от всяких ограничений; 6) пассивное повиновение; 7) потребность в уважении и поддержке; 8) потребность достижения — стремление преодолеть нечто, превзойти других, сделать что-то лучше; 9) потребность быть в центре внимания; 10) потребность игры — предпочтение игры всякой серьезной деятельности, желание развлечений, любовь к остротам; 11) эгоизм (нарциссизм); 12) социальность (социофилия) — забвение собственных интересов во имя группы, альтруистическая направленность; 13) потребность поиска покровителя; 14) потребность оказания помощи; 15) потребность избегания наказания — потребность считаться с общественным мнением; 16) потребность самозащиты — трудности с признанием собственных ошибок, отказ от анализа своих ошибок; 17) потребность преодоления поражения, неудачи; 18) потребность избегания опасности; 19) потребность порядка — стремление к аккуратности, точности, красоте; 20) потребность суждения — стремление ставить общие вопросы или отвечать на них; склонность к абстрактным формулам, обобщениям, увлеченность "вечными вопросами" и пр.

Поскольку процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность, потребности являются источником активности личности. Осознавая цель субъективно как потребность, человек убеждается, что удовлетворение последней возможно лишь через достижение цели. Это позволяет ему, по утверждению С.Ю.Головина, "соотнести свои субъективные представления о потребности с ее объективным содержанием, отыскивая средства овладения целью [т.е. средства для достижения полезного результатаА.С.] как объектом" (1997: 425; выделено нами. — А.С.). Цель к получению данного результата (как мы уже знаем из общей теории функциональных систем П.К.Анохина) возникает раньше, чем может быть получен сам результат, причем интервал между этими двумя моментами может равняться и минуте, и годам ...

Для сравнения (с текстопорождающей деятельностью) отметим, что единственной областью, где результат, "полезность результата" и проблема оценки этого результата становятся почти центральным фактором исследования, является область промышленно-экономических систем. Здесь полезность деятельности делается настолько очевидной, что игнорировать ее было бы просто неразумно. Об этом П.К.Анохин образно высказывается: "... если мы имеем "большую систему" в виде производственно связанных заводских агрегатов, например в нефтеперерабатывающей промышленности, то игнорирование полезности результата на уровне каждой субсистемы этой большой системы привело бы к расточительности и полной нерентабельности всего предприятия. Именно состояние ценности и полезности результата в каждой субсистеме этого предприятия и сочетание их с окончательным результатом могут дать решающее суждение о том, насколько полезным является конечный результат и в какой степени выгодно все обширное предприятие" (1973:33).

Итак, с большой долей упрощения мы готовы утверждать, что процитированный пример П.К.Анохина можно по аналогии спроецировать на анализ идиостиля и прагматикона языковой личности (при поисках общих закономерностей "диффузии стилей", рассматриваемой как полезный результат текстопорождающей деятельности автора). Однако прежде чем перейти к практическому анализу текстового материала, следует кратко остановиться на отдельных предпосылках нашего описания, которые могут оказаться спорными.

Возвращаясь к лингвистической проблематике, отметим, что несколько спорным может оказаться вопрос об отношении читателя (интерпретатора) к автору. Точнее, возникает вопрос: может ли интерпретатор из письменного произведения, организованного как "общение в масках", извлекать сколько-нибудь надежную информацию об авторе как человеке, его творческой индивидуальности и "полезности результата" его текстопорождающей деятельности ? Если да, то в какой степени описание творческой индивидуальности (языковой картины мира) может способствовать выявлению каких бы то ни было закономерностей диффузии функциональных стилей?

Ответ на первый вопрос можно найти отчасти у М.М.Бахтина, который применительно к анализу художественного текста предупреждает о том, что автор "авторитетен и необходим для читателя, который относится к нему не как к лицу, не как к другому человеку ..., а как к принципу, которому нужно следовать ... Индивидуальность автора как творца есть творческая индивидуальность особого, неэстетического порядка ... Собственно индивидуальностью автор становится лишь там, где мы относим к нему оформленный и созданный им индивидуальный мир героев или где он частично объективирован как рассказчик" (1986: 190). Как видно, Бахтиным не исключается полностью возможность почерпнуть из события произведения некую информацию об авторе-человеке, причем индивидуализация автора как человека есть уже "вторичный творческий акт читателя, критика, историка ... — акт, делающий его самого пассивным" (с. 191). По всей вероятности, приведенное мнение Бахтина относится, во-первых, только к словесным произведениям подлинного14 искусства, во-вторых, к авторам этих же произведений. Следовательно, здесь речь идет о так называемом идеальном15 авторе.

С литературоведческих16 позиций образ автора художественного текста — способ авторского существования в пределах произведения, концентрированное воплощение сути произведения; он не всегда совпадает с образом рассказчика или повествователя.

Несмотря на разного рода "маски" (например, образ повествователя, образ рассказчика, образ автора-свидетеля, а также "маски" институционального дискурса), в которых автор произведния выступает перед читательской публикой, его так или иначе видно, так как автор-отправитель "стоит" за текстом. Этот факт в принципе позволяет интерпретатору извлекать из произведения субъективную информацию о свойствах отправителя. Такой подход к языку художественной литературы соотносится со способом "выражения и репрезентации языковой и концептуальной картины мира автора, "стоящего" за текстом ..." (Болотнова 2003: 656). Языковая картина мира автора становится, кажется, более прозрачной, доступной для наблюдения (интерпретации диффузии стилей) в тех случаях, когда речь идет об анализе17 фикциональных текстов, относящихся к так называемой массовой литературе (обычно пониженного художественного уровня). Принципиальная возможность изучать фактор "субъект речи" научных произведений с точки зрения индивидуального проявления данной категории в тексте не подлежит сомнению (об этом уже сообщалось в: Лапп 1993: 149; частные попытки на материале сербского языка — Стоянович 1996; 1998; 2000).

Итак, ответ на вышепоставленный (первый) вопрос может быть положительным. Однако необходимо учесть, что интерпретатор должен располагать двумя комплексами данных об авторе произведения: (1) субъективным (свойства, с которыми автор выступает перед другим, в первую очередь, получателем сообщения) и (2) объективным (характеристики отправителя сообщения, которые удается выявить в качестве объективных). Примечательно, что объективная сторона отправителя осталась до сих пор почти неизученной (Поповић 1994: 159; Стоянович 1998: 101).

Суммируя все сказанное, теперь можно переформулировать второй из ранее поставленных вопросов. Вопрос этот теперь гласит: могут ли реальные знания интерпретатора о субъективных и объективных свойствах автора произведения оказаться достаточными для того, чтобы на текстовой плоскости выявить некоторые общие закономерности диффузии функциональных стилей?

Ответ на этот существенный вопрос можно дать лишь на приципиальной основе. В нашем представлении, надеяться на положительный ответ можно лишь при выполненности следующих условий, относящихся к факторам "интерпретатор текста", "субъективные свойства автора", "объективные свойства автора".

Во-первых, интерпретатор должен быть максимально информированным в области, именуемой "субъективные18 свойства автора". Область эта обращена к анализу языковой личности. Кроме того, здесь необходима опора на комплекс речеведческих и смежных дисциплин, фокусированных на изучение письменной речевой коммуникации, текста, вплетенного в широкий экстралингвистический контекст. Сюда также входят знания и навыки лингвостилистического анализа, осведомленность интерпретора в традициях жанровых стилей, знания по когнитивной ортологии, умение интерпретатора различать "типовые (стереотипизированные) способы описания" (институционально поддерживаемые в данном обществе в прошлые времена и/или настоящем) и "стилистические приемы" (если приемы эти функционально и эстетически оправданны), словом, почти целый комплекс сведений об языковой личности (идиостиле) по данным описания творчества конкретного автора и т.д.

Во-вторых, интерпретатор-исследователь должен руководствоваться аксиоматическим суждением: "Стиль — это сам человек". В нашем представлении это означает, что стиль конкретного произведения представляет собой зафиксированный на текстовой плоскости "полезный результат" текстопорождающей (т.е. биосоциальной) деятельности, протекающей в данный "момент" при конкретной доминирующей мотивации автора-индивида. На данном произведении, так сказать, с математической точностью лежит отпечаток тех вовлеченных компонентов, взаимодействие и взаимоотношение которых приобретают характер взаимоСОдействия компонентов для получения фокусированного полезного результата в реальном мире автора-индивида.

В-третьих, любые отношения между факторами "адресант" — "адресат" (непосредственные и/или опосредованные текстом, жестами и прочими символами и средствами), любые биосоциальные отношения в обществе — все они протекают по одному и тому же универсальному (господствующему!) принципу "живой жизни". Принцип этот нельзя свести к некоему "воздействию", "диалогу" и/или "взаимодействию", так как везде и во всем (т.е. в любой функциональной системе, обладающей свойством саморегуляции, самоорганизации) царит не "идея диалогизации19", а постоянно акцентируемый нами анохинский принцип "взаимоСОдействие". Подразумевается, что взаимоСОдействием гетерогенных компонентов управляет решающий компонент системы — "полезный результат". Конкретным механизмом взаимосодействия компонентов является освобождение их от избыточных степеней свободы, не нужных для получения данного конкретного результата, и, наоборот, сохранение всех тех степеней свободы, которые способствуют получению результата. Потому мы согласны с утверждением П.К.Анохина о том, что "именно результат функционирования системы является движущим фактором прогресса всего живого на нашей планете" (1973: 31).

Теперь нам ясно (об этом уже сообщалось: Stojanović 1999), что исследователи попадают в заколдованный круг традиционных понятий, где постоянно цитируются "целостность", "интегративность", "упорядоченное множество", "взаимодействия", "воздействия", "сложная взаимосвязь", "регулятивность", "регулятивные макроструктуры", "диалогичность", "диалоговые отношения", "диалогизация", "взаимосвязь разноуровневых единиц" и другие подобные термины, которые становятся даже центральными понятиями системы. В самом деле, все эти термины по самой своей сути являются лишь вариациями одного и того же понятия целостности (ср.: Анохин 1973: 54).

Таким образом, общим методологическим инструментом познания сложных явлений в сфере биосоциальных объектов (именно сюда мы включаем язык/речь, текст как феномен человека и культуры, частные вопросы типа "диффузия функциональных стилей" национального языка и пр.) является анохинская теория функциональных систем. Ценность данной теории как методологического инструмента не в том, что она может, так сказать, сиюминутно решить проблемы методологии "нашего дела", а в том, что она помогает поставить новые вопросы исследования, повести мысль по новому пути. Это ей удается потому, что в ней были найдены, в самом деле, универсальные черты функционирования, изоморфные для огромного количества объектов, относящихся к различным классам явлений.

Итак, дадим в нескольких предложениях рабочее определение изучаемого явления. В общем виде диффузия, или смешение, стилей в одном письменном произведении представляет собой не что иное, как сохранение на текстовой плоскости того или иного комплекса "избыточных" (с точки зрения интерпретатора) степеней свободы употребляемых единиц. Несмотря на свою "избыточность" (избыточность степеней свободы оценивается, разумеется, достаточно осведомленным интерпретатором, а не адресантом, так как отправитель для своих целей это уже сделал), единицы эти в своих взаимодействиях с другими единицами того же авторского произведения (и не только) способствуют получению запрограммированного полезного результата текстопорождающей деятельности именно автора-индивида. Автору (творцу произведения) не удалось бы извлечь конкретную "пользу" из собственной деятельности без взаимоСОдействия с определенными институциональными факторами. В случаях так называемого "механического20 смешения" функциональных стилей интересы адресанта и адресата далеко не совпадают.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

К общим закономерностям диффузии стилей вводные замечания iconРекомендации по их выявлению, оценке и продвижению на рынок
Вводные замечания
К общим закономерностям диффузии стилей вводные замечания iconПравительство Москвы Московский комитет образования Московский городской...
Вводные замечания
К общим закономерностям диффузии стилей вводные замечания iconПонятие функционального стиля. Основания классификации функциональных стилей
Однако общим является признание функциональной природы стилей, их связи с определенной сферой речевого общения и видами человеческой...
К общим закономерностям диффузии стилей вводные замечания iconПрограмма курса I. Вводная часть
Вводные замечания. Исследование языкового разнообразия – интегральная лингвистическая дисциплина, объединяющая несколько более традиционных...
К общим закономерностям диффузии стилей вводные замечания iconПрограмма курса I. Вводная часть
Вводные замечания. Исследование языкового разнообразия – интегральная лингвистическая дисциплина, объединяющая несколько более традиционных...
К общим закономерностям диффузии стилей вводные замечания iconВодный транспорт. Воздухоплавание
Обучить учащихся закономерностям применения законов физики в воздухоплавании и водном транспорте
К общим закономерностям диффузии стилей вводные замечания iconИзложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное,...
Сферы и ситуации речевого общения. Функциональные разновидности языка. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей...
К общим закономерностям диффузии стилей вводные замечания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: развитие интересов и способностей учащихся на основе изучения явления диффузии
К общим закономерностям диффузии стилей вводные замечания iconПояснительная записка программа курса «Функциональная стилистика»
Программа курса «Функциональная стилистика» предназначена для изучения языковых явлений в тексте. Программа предполагает стилистический...
К общим закономерностям диффузии стилей вводные замечания iconЛекция №1 (биология, химия, физика) для учащихся 10 профильного класса...
Цель урока: Вырабатывание единой естественнонаучной картины мира; научиться анализировать
К общим закономерностям диффузии стилей вводные замечания iconТема: «Диффузия в живой и неживой природе»
Многое хочется узнать, попытаться объяснить самостоятельно. Ведь многие природные явления связаны с процессами диффузии, о которой...
К общим закономерностям диффузии стилей вводные замечания iconРеферат Преимущества и недостатки различных стилей руководства. Психологические...
Преимущества и недостатки различных стилей руководства. Психологические типы руководителей
К общим закономерностям диффузии стилей вводные замечания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Иметь представление об изменениях в природе и человеческом обществе в настоящее время, каким закономерностям они подчиняются
К общим закономерностям диффузии стилей вводные замечания iconПлан 1-2 Вступление. 2-5 Запасы нефти в мире. 5-10 Добыча и потребление нефти
Нефтяная промышленность сегодня это крупный хозяйственный комплекс, который живет и развивается по своим закономерностям
К общим закономерностям диффузии стилей вводные замечания iconКонкурс рефератов и эссе среди 7-11 классов на темы: «Коррупция угроза...
Вводные классные часы во втором полугодии по проблеме антикоррупционного воспитания
К общим закономерностям диффузии стилей вводные замечания iconПрезентация учебного проекта «Природно-ресурсный потенциал Западной Сибири»
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск