Скачать 133.75 Kb.
|
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 110 им. Л.К. Гришиной
Функциональная стилистика Программа для учащихся 11 классов
Екатеринбург 2013ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса «Функциональная стилистика» предназначена для изучения языковых явлений в тексте. Программа предполагает стилистический анализ текстов разных стилей, редактирование текстов разных стилей и жанров, создание авторских текстов того или иного жанра. Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки, является практико-ориентированным дополнением к урокам русского языка и литературы. Данный курс помогает учителю – словеснику воспитать учеников чуткими к красоте и выразительности русского литературного языка, сформировать стилистическое видение художественного текста как единого языкового целого. Программа составлена из расчета 1 час в неделю, в год – 34 часа. Цели курса:
Задачи курса:
Занятия проводятся в традиционной форме, в форме деловой игры, творческой лаборатории, исследования, проекта и др. Программой курса предусмотрена дифференцированность заданий, их вариативность, творческий и исследовательский характер, взаимоконтроль, самоконтроль. Формы возможного контроля:
Знания, добытые посредством стилистического анализа текста, являющегося научным исследованием языковой и образной материи литературного произведения, имеют большое практическое значение, как для преподавания литературы, так и при обучении русскому языку. Исходя из этого, можно выделить основные аспекты курса:
Выделенные аспекты показывают значение курса «Функциональная стилистика» для развития личностных, метапредметных и предметных результатов, определяемых образовательной программой лицея: Личностные результаты: 1) сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма; 3) сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; 4) сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе сознательного усвоения общечеловеческих нравственных ценностей; 5) осознанный выбор будущей профессии. Метапредметные результаты: 1) использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; Предметные результаты: владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме, представлять результаты исследования, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий, участвовать в дискуссии. Важной особенностью предлагаемой программы является компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Функциональные стили русского языка. Определение стиля. Функции стиля. Речевая ситуация. Фонетические, лексические, синтаксические особенности стилей русского языка. Экстралингвистические факторы существования функциональных стилей: сфера общественной деятельности, форма речи, вид речи, способ коммуникации, цели и задачи общения, жанр отношения: автор (адресант) – адресат. Книжные стили. Стилевые черты текста. Подстили. Жанр. Стилистическая окраска. Нейтральные языковые средства. ( 2 часа) 2. Разговорный стиль. Особенности разговорного стиля. Стилевые черты: спонтанность, или неподготовленность, непринужденность общения, ситуативность. Невербальные средства общения. Языковые средства разговорного стиля: фонетические, морфологические, лексические, синтаксические, текстовые особенности. Жанры разговорной речи. Диалог в бытовом общении. Беседа. Тематика бесед. Стратегия и тактика ведения беседы. Причины коммуникативных неудач в бытовом диалоге. Письмо как эпистолярный жанр. Функциональные особенности жанра: непринужденность, искренность, смешение синтаксических конструкций, смена тем, использование постскриптума – дополнения в конце письма. Стандартизм зачина и концовки письма. Письмо по электронной почте. Содержание. Этикет. Рассказ. Коммуникативная роль участников: рассказчика и слушателей. 3. Научный стиль. Основные признаки научного стиля. Языковые особенности научного стиля (фонетические, лексико- фразеологические, словообразовательные, морфологические, синтаксические). Подстили научного стиля: собственно научный подстиль, научно- учебный, научно – популярный. Типичные нарушения норм научного стиля. Жанры научного стиля: монография, рецензия, научная статья, аннотация, научное эссе, школьное сочинение, реферат, тезисы, дискуссия, доклад и пр. Аннотация .Задачи аннотации. Структура. Основные требования к написанию аннотации. Разновидности аннотации. Составление аннотации. Школьное сочинение как жанр научного стиля. Типы школьного сочинения: сочинение – анализ литературного произведения, сочинение – рассуждение на какую- либо проблему и т.д. Композиция школьного сочинения: линейная (зачин, ход события, концовка), ступенчатая (переход одной подтемы к другой), контрастная (основана на противопоставлении образов). Частотные темы школьных сочинений. Этапы работы над сочинением: сбор материала, анализ темы, составление плана, осмысление зачина и концовки, черновая работа, редактирование ее. Рецензия – один из жанров научного стиля – отзыв, критический разбор художественного или научного текста. Цель жанра – дать оценку содержания и формы научной работы, публицистического или художественного текста. Виды рецензии: критическая статья, эссе, развернутая аннотация, авторецензия. Композиция рецензии: название рецензируемого текста, библиографические сведения о книге, определение темы и основной проблемы, краткое изложение содержания, критическая оценка. Стандартные выражения, используемые при написании рецензии. Написание рецензии на художественное произведение, на школьное сочинение. Тезисы – вид краткого изложения научных вопросов, особая форма сокращения текста. Это перечень основных положений работы: доклада, научной статьи. Назначение тезисов – раскрывать решение поднятых в работе вопросов. Конспектирование. Реферат. Реферат – это краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда, литературы по теме. Это самостоятельная научно – исследовательская работа ученика, где он раскрывает суть исследуемой проблемы. Содержание реферата. Стандартные конструкции, используемые при составлении реферата. Требования к оформлению работы: титульный лист, оглавление, план, введение, изложение основной части реферата, выводы, библиография. Критерии оценки реферата. Устные жанры научного стиля: устный ответ, доклад, дискуссия, диспут. Устный ответ. Краткие и развернутые устные ответы, подготовленные и неподготовленные. Структура устного ответа: вступление, продуманная логика основной части, заключение – вывод. Устный ответ должен соответствовать основным чертам научного стиля – быть точным, логичным, доказательным. План устного ответа. Доклад. Доклад – это устное сообщение на какую-либо научную тему, относящееся к информационным речам. Помимо цели изложения своих взглядов, нового в теме, автор доклада должен заботиться о внимании слушателей, о том, чтобы им было интересно, чтобы слушатели получили достаточное, но не чрезмерное количество информации. Требования к речи докладчика. Требования к используемой наглядности. Мультимедийное сопровождение доклада. Составление текста доклада. Выступления с докладами. Использование компьютера. Дискуссия, диспут – это публичный спор по какой-либо общественной проблеме или проблемам. Стратегия ведения дискуссии, диспута: выступление ведущего с основным докладом, выступление его оппонентов. Роль ведущего. Роль оппонентов. 4. Официально – деловой стиль. Цель – регулирование правовых отношений между участниками коммуникации. Стилевые черты официально – делового стиля: императивность, точность, стандартизованность, безэмоциональность. Языковые средства официально – делового стиля: лексические, морфологические, синтаксические, текстовые: стандарт композиции, стандарт сильных позиций текста и т.д. Подстили: законодательный, дипломатический, административно – канцелярский. Жанры официально – делового стиля. Доверенность, заявление, расписка, инструкция. Цели данных жанров. Композиция. Языковые средства. Редактирование текстов данных жанров. Создание текстов: доверенности, расписки, заявления, инструкции. Деловое письмо как жанр официально – делового стиля. Участники деловой переписки: автор (представитель одного учреждения) и адресат (представитель того же учреждения или другого). Цели делового письма. Композиция делового письма. Написание письма – ответа на письмо – запрос. Характеристика. Автобиография. Цели документов. Структура. Обязательные факты. Редактирование текстов. Написание текстов данных жанров. Резюме как жанр официально – делового стиля. Автор – частное лицо. Адресат – руководитель фирмы или учреждения. Цель резюме. Содержание: ФИО, цель обращения, опыт работы, образование, профессиональные навыки и знания, сертификаты, публикации, знание языков, награды, прочее. Композиция резюме. Мини-проект «Мое резюме» или резюме моих родителей. Деловой телефонный разговор. Деловая беседа. Устные жанры стиля. Назначение, композиция, этика собеседников. 5. Публицистический стиль. Особенности публицистического стиля. Цель, тип коммуникации, жанры. Стилевые черты публицистического стиля. Языковые средства публицистического стиля: лексические, морфологические, синтаксические, текстовые особенности. Жанры публицистического стиля. Информационная заметка: функция, тема, содержание, композиция (роль заглавия, типичный зачин – сообщение о главном факте, затем дается более частная и подробная информация.) Репортаж – информационный жанр с места событий. Темы репортажей. Роль заголовка. Композиция репортажа: описание места действия, внешности героев, элементы интервью, размышления автора, научные или другие сведения. Зачин, концовка. Редактирование текста, создание текстов- репортажей. Статья – смешанный публицистический жанр, который совмещает в себе информационность и аналитичность. Темы статьи: информационные, аналитические, хроникальные, статьи – расследования, спортивные комментарии. статьи искусствоведческого характера и т.д. композиция статьи. Ведущий тип речи – рассуждение. Анализ текста, редактирование текста. Очерк – жанр, в котором автор открыто излагает свои мысли, связанные с тем, что является темой или проблемой очерка. Темой очерка может быть биография человека, историческое событие, природное явление и т.д. виды очерка: путевой, портретный, проблемный, аналитический. Композиция очерка. Особенности жанра эссе. Особенности композиции. Написание сочинения – эссе. Реклама- жанр, цель которого оказывать воздействие на потребителя. Композиция рекламы включает рекламный слоган (возможен и как зачин и как концовка), который хорошо запоминается и внедряется в сознание. Виды рекламы: телевизионная, радиореклама, печатная реклама, щитовая, световая и т.д. Создание мультимедийной рекламы. Интервью- жанр, построенный на вопросах и ответах. Подготовка автора к взятию интервью. Правила проведения интервью. Обобщение темы «Публицистический стиль. Подстили публицистического стиля. Создание проекта: газеты или журнала. Презентация проекта. Реклама проекта. 6. Стиль художественной литературы. Особенности стиля: образность, художественность, конкретизация, стилевая неоднородность, индивидуальность слога. Языковые средства художественной выразительности. – оборот речи, в котором слово или оборот употреблены в переносном значении с целью достижения большей художественной выразительности. Виды тропов: аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраза, синекдоха, сравнение, эпитет. Стилевые фигуры как средство выразительности речи. Фигуры речи: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора. Анализ поэтического текста. Анализ эпизода художественного текста. Анализ художественного прозаического произведения. Сочинение – исследование. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Программа предполагает наличие 3 резервных часов. Список литературы
Электронные ресурсы
|
Н. А. Аксарина практическая и функциональная стилистика Н. А. Аксарина. Практическая и функциональная стилистика: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов очной... | Программа курса Пояснительная записка Лекция 3 Физическая работоспособность и функциональная готовность организма спортсмена 2 часа | ||
Пояснительная записка к курсовой работе на тему: “Цифровой диктофон” ... | Решение заседания кафедры протокол №1 от 30. 08. 2013 Аннотированная... ... | ||
Программа модуля «Стилистика» Направление: 050100 Педагогическое... Гос впо по специальности 080111. 65 Маркетинг, утвержденный Министерством образования РФ «23» марта 2000 г., №202 эк /сп | Рабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном... | ||
Пояснительная записка 5 тематический план 7 3 Содержание семинарских... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | Пояснительная записка 4 тематический план учебной дисциплины 7 материалы... В основе учебного курса лежит понимание философии как теоретического мировоззрения, раскрываемого в трех различных, но взаимосвязанных... | ||
Пояснительная записка курс «Функциональная грамматика» Автор: Учебная программа по предмету «Аспекты теории функциональной грамматики» подготовлена кандидатом филологических наук, доцентом... | Программа дисциплины дпп. Ф. 07 Стилистика цели и задачи дисциплины Программа курса «Стилистика» Лекционный цикл охватывает основные теоретические вопросы функциональной стилистики. На практических занятиях отрабатываются практические... | ||
Пояснительная записка Версия 4 от “22” октября 2005 года Архитектура программного обеспечения, электронное государство, стандартизация, профиль стандартов, стандартизованные спецификации,... | Лебедев А. Н. Психология рекламы Пояснительная записка. Цель и задачи курса. Место курса в профессиональной подготовке выпускника | ||
Пояснительная записка. Цель курса Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи | Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных... В результате коммуникативного взаимодействия с учителем, ученик называет тему урока, ставит задачи | ||
Памятка студенту заочного отделения рабочая программа по дисциплине «стилистика» Развернутый план практического (семинарского) занятия по курсу «Стилистика» и учебные материалы для подготовки к нему | Пояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 список... Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) сокращенная на базе спо |