Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы общеобразовательных учреждений по русскому языку к учебникам для 5-9 кл. Баранова М.Т., Ладыженской Т. А., Шанского Н.М. (Москва, «Просвещение», 2010) и скорректирована с учётом особенностей класса и в соответствии с базисным учебным планом образовательного учреждения на 2012-1013 учебный год с изменениями.
Учебник: Русский язык . 9 класс. Авторы Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина и др.), Москва, Просвещение, 2010 год.
Программа М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. «Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы» 11-е издание. Москва, «Просвещение», 2010.
Так как федеральный базисный учебный план образовательного учреждения на 2012-1013 учебный год предусматривает обязательное изучение русского языка в 9 классе – 70 часов, моя программа увеличивается на 2 часа.
Учитывая значимость материала для формирования навыков грамотной письменной и устной речи, а также подготовленность учащихся, я внесла в распределение часов свои коррективы:
на изучение темы «Союзные сложные предложения» по авторской программе даётся 6 часов, я уменьшила их на 3 часа, так как считаю, что нужно больше часов на изучение сложной темы «Сложносочинённые предложения», и добавила туда 4 часа и 1 час в конце года - на итоговый контрольный диктант.
Количество учебных часов
Количество часов в год – 70
Количество часов в неделю – 2
Количество контрольных работ – 7
Количество контрольных тестов - 5
Количество часов на развитие речи – 16.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Требования к уровню подготовки выпускников за курс
основной школы по русскому языку
В результате изучения русского языка ученик должен:
знать и понимать:
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация peчевого общения;
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально - делового стилей, языка художественной литературы;
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
речевая деятельность:
аудирование:
фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов,
конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
формулировать вопросы по содержанию текста;
замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка; чтение:
понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с
этим организовывать процесс чтения;
составлять конспект прочитанного текста;
оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;
говорение:
создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;
письмо:
владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);
писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);
совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;
текст:
проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);
фонетика и орфоэпия:
правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
морфемика и словообразование:
владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);
пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;
лексикология и фразеология:
разъяснять значение слов общественной и морально-этической тематики пользоваться разными видами толковых словарей;
верно использовать термины в текстах научного стиля;
оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
морфология:
распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
орфография:
применять орфографические правила, объяснять правописание слов с труднопроверяемыми орфограммами;
пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
проводить орфографический анализ текста;
синтаксис и пунктуация:
различать изученные виды простых и сложных предложений;
интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировав предложения по заданным схемам;
уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;
проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения;
строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
проводить пунктуационный анализ текста;
аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ контрольных работ и развития речи по разделам программы.
Содержание
| Кол-во часов
| Количество
контрольных
| Развитие речи
| Всего
| сочине-ний
| изложе-ний
| диктантов
| тестов
| Международное значение русского языка
| 1
| -
| -
| -
| -
| -
| Повторение пройденного в 5 - 8 классах
| 7
| 1
| -
| 2
| -
| -
| Сложное предложение. Культура речи. Сложные предложения
| 1
| -
| -
| -
| -
| -
| Союзные сложные предложения.
| 3
| -
| -
| 1
| 1
| -
| Сложносочиненные предложения
| 9
| 1
| 1
| 2
| 1
| -
| Сложноподчиненные предложения
| 24
| 2
| 2
| 5
| 2
| 2
| Бессоюзные сложные предложения
| 8
| 1
| 1
| 2
| 1
| 1
| Сложные предложения с различными видами связи
| 7
| 1
| 1
| 2
| -
| 1
| Общие сведения о языке
| 3
| -
| -
| -
| -
| -
| Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи
| 7
| 1
| -
| 2
| 1
| 1
| ИТОГО
| 70
| 7
| 5
| 16
| 6
| 5
|
Сводная таблица по видам контроля
Виды контроля | 1
четверть
| 2
четверть
| 3
четверть
| 4
четверть
| Итого
| Количество контрольных работ
| 2
| 1
| 2
| 2
| 7
| Количество контрольных тестов
| 1
| 1
| 2
| 1
| 5
| Всего уроков развития речи
из них:
| 3
| 4
| 5
| 4
| 16
| Сочинений
| 1
| 2
| 2
| 1
| 6
| Изложений
| -
| 1
| 2
| 2
| 5
|
Календарно – тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе
№ п/п
| Наименование раздела программы
Тема урока
| Кол-во
часов
| Дата проведения
|
| 1 четверть – 19 часов
|
|
| Международное значение русского языка – 1 час
|
| 1
| Международное значение русского языка
| 1
|
| Повторение пройденного в 5-8 классах – 5ч + 2 ч
|
| 2
| Р.р. Устная и письменная речь. Монолог и диалог.
| 1
|
| 3
| Р.р. Стили языка.
| 1
|
| 4
| Простое предложение и его грамматическая основа.
| 1
|
| 5-6
| Предложения с обособленными членами.
| 2
|
| 7
| Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями.
| 1
|
| 8
| Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение пройденного в 5 – 8 классах».
| 1
|
| Сложное предложение. Культура речи.
|
| Сложные предложения (1 час )
|
| 9
| Анализ диктанта. Понятие о сложном предложении.
| 1
|
| Союзные сложные предложения – 3 ч (2+1)
|
| 10
| Союзные и бессоюзные сложные предложения.
| 1
|
| 11
| Р.р. Сочинение в форме дневниковой записи (по картине Т.Г. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве»).
| 1
|
| 12
| Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения
| 1
|
|
| Сложносочиненные предложения –7 + 2
| 13
| Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения между частями ССП.
| 1
|
| 14
| Сложносочиненные предложения с соединительными и разделительными союзами
| 1
|
| 15
| Сложносочиненные предложения с противительными союзами.
|
|
| 16
| Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
| 1
|
| 17
| Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. Знаки препинания в ССП.
|
|
| 18
| Повторение по теме «Сложносочиненные предложения. Тестирование по теме.
|
|
| 19
| Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Сложносочиненное предложение»
|
|
|
| 2 четверть – 14 часов
|
|
| 20
| Р. р. Подготовка к сочинению – описанию по воображению (по картине В. Г. Цыплакова «Мороз и солнце»).
| 1
|
| 21
| Р.р. Сочинение – описание по воображению (по картине В. Г. Цыплакова «Мороз и солнце»).
| 1
|
|
| Сложноподчиненные предложения – 24 часа ( 19 час. + 5 р/р )
| 22
| Понятие о сложноподчиненном предложении.
| 1
|
| 23
| Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении
| 1
|
| 24
| Р. р. Сочинение – отзыв (по картине И.Тихого «Аисты»).
| 1
|
| 25
| Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении.
| 1
|
| 26
| Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении.
| 1
|
| 27
| Р. р. Изложение-восстановление текста по упражнению 106
| 1
|
| 28
| Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.
| 1
|
| 29
| Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.
| 1
|
| 30
| Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Тестирование по теме.
| 1
|
| 31
| Контрольный диктант с грамматическим заданием «Итоги 2 четверти»
|
|
| 32
| Анализ диктанта. Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.
| 1
|
| 33
| Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места.
| 1
|
|
| 3 четверть – 21 час
|
|
| 34
| Сложноподчиненные предложения с придаточными условия и уступки.
| 1
|
| 35
| Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, цели, следствия.
| 1
|
| 36-37
| Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения
| 2
|
| 38
| Р. р. Сочинение по данному началу (по картине В.П.Фельдмана «Родина»).
| 1
|
| 39 -40
| СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них.
| 2
|
| 41
| Р. р. Сообщение о происхождении псевдонимов (по рассказу Тэффи «Псевдоним»).
| 1
|
| 42
| Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения.
| 1
|
| 43
| Р.р. Подробное изложение « Словарь – это книга книг»
| 1
|
| 44
| Обобщение и систематизация изученного по теме «Сложноподчиненные предложения». Тестирование по теме.
| 1
|
| 45
| Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Сложноподчиненное предложение»
| 1
|
| Бессоюзные сложные предложения – 8 часов ( 6 + 2)
|
| 46
| Анализ диктанта. Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях.
| 1
|
| 47
| Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
| 1
|
| 48
| Р. р. Подробное изложение с дополнительным заданием.
| 1
|
| 49
| Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
| 1
|
| 50
| Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении.
| 1
|
| 51
| Р.р. Сочинение- отзыв (по картине Н. М. Ромадина «Село Хмелёвка»).
| 1
|
| 52
| Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Тестирование по теме.
| 1
|
| 53
| Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Бессоюзные сложные предложения».
| 1
|
|
| Сложные предложения с разными видами связи – 7 часов ( 5 час +2 р/р )
|
|
| 54
| Анализ диктанта. Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях.
| 1
|
|
| 4 четверть – 16 часов
|
|
| 55
| Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.
| 1
|
| 56
| Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.
| 1
|
| 57
| Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с различными видами связи. Тестирование по теме.
| 1
|
| 58
| Р. р. Подробное изложение по тексту упр.219.
| 1
|
| 59
| Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Сложные предложения с различными видами связи»
| 1
|
| 60
| Р.р. Публичная речь.
| 1
|
| Общие сведения о языке – 3 часа
|
| 61
| Роль языка в жизни общества. Основные формы существования национального русского языка.
| 1
|
| 62
| Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения.
| 1
|
| 63
| Понятие о литературном языке Нормированность – отличительная особенность современного литературного языка
| 1
|
| Обобщение и систематизация изученного в 5-9 классах –7 часов (5 + 2)
|
| 64
| Фонетика. Графика. Лексикология (лексика) и фразеология. Морфемика и словообразование.
| 1
|
| 65
| Р.р. Выборочное изложение «За что мы любим киноискусство».
| 1
|
| 66
| Морфология и орфография.
| 1
|
| 67
| Синтаксис и пунктуация.
| 1
|
| 68
| Итоговый контрольный диктант.
| 1
|
| 69
| Р.р. Сочинение на свободную тему.
| 1
|
| 70
| Итоговый урок.
| 1
|
| Литература:
для учителя:
Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования по русскому языку. – //Официальные документы в образовании, 2004, №5. С изменениями.
Учебник: Русский язык . 9 класс. Авторы Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина и др.), Москва, Просвещение, 2010 год.
Программа М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. «Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы» 11-е издание. Москва, «Просвещение», 2010год.
Егорова Н.В., В.Н. Горшкова. Поурочные разработки по русскому языку. 9 класс. – Москва, «ВАКО», 2012 г.
Горашова Н.Г. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 9 класс. – М.,2009 г.
Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 9 классе. Москва, Просвещение, 2007 год.
Раздаточные материалы по русскому языку 9 класс. Москва, «Дрофа», 2004 год.
Карточки для дифференцированного контроля знаний по русскому языку 9 класс. Москва, «Материк-Альфа», 2006 год.
Тестовые задания по русскому языку 9 класс. Москва, «Сфера», 2005 год.
Русский язык. Подготовка к ГИА-2013. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2012 год.
Г. Т. Егораева. Русский язык. ГИА – 2012 9 класс. Москва, «Экзамен», 2012 год.
Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2012 год
Угроватова Т. Ю. Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс. Москва, Просвещение, 2007 год.
Электронное пособие «Русский язык. Поурочные планы 7-9 классы». Издательство «Учитель», 2010 год.
Электронное пособие «Русский язык. Литература. Тематическое планирование. Издательство «Учитель», 2010 год.
Для учащихся:
Учебник: Русский язык . 9 класс. Авторы Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина и др.), Москва, Просвещение, 2010 год.
Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 9 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2006.
Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения / Г. К. Лидман-Орлова. - М.: Д фа, 2006.
Селезнева Л. Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритм и упражнения / Л. Б. Селезнева. - М.: Просвещение, 2006.
Русский язык. Подготовка к ГИА-2013. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2012 год.
Г. Т. Егораева. Русский язык. ГИА – 2012 9 класс. Москва, «Экзамен», 2012 год.
Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2012 год
Угроватова Т. Ю. Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс. Москва, Просвещение, 2007 год.
|