Скачать 142.18 Kb.
|
Каким нужно быть человеку в современном мире? Чему я должна его научить, что передать, чтобы он не только ориентировался в этом сложном мире, но и сумел найти согласие с миром и с самим собой. Это главные вопросы, стоящие передо мной в процессе преподавания литературы и педагогической деятельности в целом. В основу моей деятельности положены слова Сухомлинского: « Если вы хотите, чтобы воспитанник ваш стал умным, любознательным, сообразительным, - воспитывайте, пробуждайте, одухотворяйте, вдохновляйте его ум красотой окружения, красотой слова, мысли..." Помочь в этом поможет и система разнообразных уроков, и внеклассная работа по предмету, и ощутимая любовь учителя к своему делу, к тем, кого он воспитывает. Дидактические и методические принципы, на которые я опираюсь в своей работе, состоят в следующем: 1. Принцип воспитывающего обучения. 2. Принцип сознательности и активности обучения. 3. Наглядность обучения. 4. Доступность. 5. Прочность. 6. Научность и систематичность. Методические принципы: 1. Коммуникативная направленность обучения. 2. Единство в реализации двух направлений работы: развития речи и мышления. 3. Обязательная мотивация языковой и речевой деятельности учащихся. 4. Формирование чувства языка и опора на него в учебной деятельности учащихся. 5. Взаимосвязь устной и письменной форм речи в процессе их развития. Основные направления моей деятельности:
1.Работа с детьми ОВЗ В нашей школе обучаются дети с различными образовательными возможностями и потребностями, поэтому обучение детей невозможно без дифференцированного подхода к их обучению. Мы знаем, что у детей могут быть развиты разные виды памяти: зрительная, слуховая, моторная. Некоторые ученики, читающие ниже нормы, имеют низкий уровень зрительной памяти. Для развития зрительной памяти провожу следующее:
Для развития слуховой памяти использую:
Дифференцированный подход необходим на всех этапах усвоения знаний и умений. 1 ЭТАП – изучение нового материала. На этом этапе провожу более тщательную подготовку к усвоению нового материала именно с теми детьми, которые в этом нуждаются (можно дать на опережение прочитать новую тему, отметить те места, которые незнакомы). Во время объяснения нового материала учитываю психофизиологические особенности учеников: задаю дополнительные вопросы ученикам со слабой слуховой памятью; невнимательным, рассеянным. Ученикам с хорошей памятью помогает наглядность (схемы, таблицы); с моторной – практическая работа на доске. 2 ЭТАП - закрепление и применение новых знаний, умений. Типичные приёмы и виды дифференцированных заданий: готовлю 2 -3 варианта заданий. Наиболее удобным считаю задания в форме индивидуальных карточек, которые подобраны в соответствии со школьной программой и различны по трудности и характеру. Приведу пример: при изучении лексики практикую следующие виды работ: Для более слабых учащихся: Найти синонимы «спрятанные» в двух столбиках; Для учащихся средней группы. Подобрать нужный синоним в предложениях. Остальным учащимся. Нужно подобрать свои синонимы к выделенным в тексте словам. При изучении антонимов тоже даются задания разной степени сложности: 1 группа. Подобрать антонимы к словам, где первые буквы подобранных слов, если их прочитать по вертикали, дадут новое слово. 2 группа. Списать пословицы, подчеркнуть антонимы. 3 группа. Разгадать загадку, выписать антонимы и составить простые предложения. При изучении фразеологизмов уместны загадки-шутки (его вешают, приходя в уныние, его задирают, зазнаваясь, его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело - НОС). 3 ЭТАП – проверка и оценка знаний и умений. Здесь важно чётко выяснить, на каком уровне усвоил каждый ученик усвоил материал. Однако оценка знаний, умений и навыков ученика должна отражать объективно достигнутый уровень успеваемости, поэтому все проверочные и контрольные работы для детей с ОВЗ должны быть меньшими по объёму, содержать меньше грамматических заданий, соответствовать программным требованиям, но задания дифференцироваться в соответствии с разным уровнем обученности детей. Предупреждение ошибок и работа над ними После выявления и анализа ошибок, характерных для разных групп учащихся, необходима работа по коррекции письменной речи. Для этой цели используются следующие виды упражнений: соотнесение орфограммы с определённым правилом, звуковой анализ слова, чёткое его проговаривание, использование цветных мелков при записи слов на доске и в тетрадях, применение правил с обязательным разъяснением, широкое использование предупредительных диктантов разного вида (слуховой, зрительный письмо по памяти, комментированное письмо), соблюдение орфографического (речевого ) и гигиенического режима на уроке. Соблюдение орфографического режима экономит нервные силы ребёнка. Сюда входит определённый порядок ведения тетрадей, их регулярная проверка, обязательная работа над ошибками. Гигиенический режим предполагает соблюдение требований к организации рабочего места ученика. Его посадке. Расположению рабочего места, определению объёма работы, выполняемой письменно, физкультминутки. В случае индивидуальных затруднений, связанных с нарушением слуха, логопатических ошибок, фонематического слуха, замедленного темпа работы, учителю следует заранее планировать помощь таким детям. В каждом случае приёмы должны быть индивидуальными. Если у ребёнка нарушение слуха учитель повторяет диктуемое предложение. Зная о медленном темпе некоторых детей, он разрешит им пропустить 1 -2 предложения. Не менее важное значение для формирования орфографической грамотности имеет и правильно организованная работа над ошибками. Эффективность работы над ошибками зависит от систематичности её проведения, разнообразия видов упражнений, от активности детей в процессе работы, от наличия индивидуального подхода к каждому ученику. Система работы над ошибками предусматривает следующие этапы:
Для дифференцированного исправления ошибок желательно систематически выполнять работу над ошибками, в этой работе поможет таблица «Работа над ошибками». Она отпечатана на компьютере и находится в папке «Рабочие материалы». Школьники, выполняя упражнение, выделяют орфограммы так, как указано в таблице. При исправлении ошибок учитель по – разному определяет долю последующей самостоятельности в работе над ними каждого школьника. В тетрадях слабых учеников он исправляет ошибку, на поля выносит номер орфографического правила, под которым оно значится в таблице, выписывает слово, которое неверно написал ученик. По отношению к группе учащихся со средней успеваемостью объём помощи уменьшается. Учитель также исправляет ошибки, но на поля выносит только номер правила. В тетрадях школьников с хорошей успеваемостью ошибка выносится на поля. Ученик работает над ней самостоятельно. В письменных проверочных работах учитель исправляет все ошибки, но на поля выносит только те, над которыми дети будут работать самостоятельно. Количество слов не должно превышать 5 – 6 даже тогда, когда их количество намного больше. В противном случае работа выполняется механически, и в ней может быть больше ошибок, чем в самом диктанте. Анализ ошибок можно выполнять по таблице. Регулярный анализ, который выполняется по данной схеме позволяет учителю просчитывать динамику формирования орфографического навыка. Ориентируясь на проведённый анализ, учитель отбирает для фронтальной работы слова, которые написаны неверно большим количеством детей и включает их в план урока. Далее учитель ставит на полях тетрадей учеников номера орфограмм против слов, с которыми они должны самостоятельно работать. Урок работы над ошибками строится по следующему плану В начале урока рациональнее познакомить детей только с общими результатами письменной работы, похвалить одних, выразить недовольство другими, но не объявлять оценки каждого ученика. Такой подход к организации деятельности школьников помогает сохранить у них работоспособность, не вызывает негативную реакцию, обиду. Затем учитель сообщает, какие правила оказались менее всего усвоенными, над чем следует работать всему классу. Второй этап начинается с даты и темы урока. Приступая к фронтальной работе, учитель зачитывает группу слов, орфограммы в которых были записаны неверно многими учащимися, и спрашивает, какое правило следует применить. Дети обращаются к таблице. Затем ученик пишет слово на доске (остальные в тетрадях), подчёркивает орфограмму, записывает пример на это правило. Задание третьего этапа урока, рассчитано на формирование умения быстро ориентироваться в применении правил. В связи с этим разбор орфограмм здесь не производиться. Упражнения для данного этапа должны быть интересными по форме. Они должны снять напряжение, которое возникло у детей от предыдущей аналитической работы. Можно рекомендовать такие виды заданий.
Самый сложный этап урока – самостоятельная работа над ошибками. Дети знакомятся со словами, над которыми им предстоит работать самостоятельно. Для того, чтобы облегчить детям подбор примеров на правило, учитель предлагает использовать учебник. Школьники, зная название правила, по оглавлению находят нужные страницы и выбирают соответствующие слова. Такая работа приучает к использованию учебника в качестве справочника, возвращая школьников к пройденному материалу. Если ученик не сделал в диктанте ни одной ошибки или их было мало, учитель готовит для таких детей карточки и игровыми заданиями типа кроссвордов, загадок, шарад, стихотворений с незаконченными рифмами. Чёткие формулировки заданий, наглядные опоры, подготовка материала для каждой группы детей, делают 4 этап урока более организованным, а планируемую учителем деятельность посильной для детей. В результате освобождается время на индивидуальную помощь детям, которые в ней нуждаются. Домашнее задание можно предлагать только тем ученикам, в диктанте которых были ошибки. Это ещё одно поощрение тем, кто справился с диктантом. Старшеклассникам, в диктантах которых были допущены ошибки, задание дают на карточках или по учебнику, где есть тексты с пропуском нужных орфограмм (слабым), более сильные учащиеся могут также составить и записать без помощи учителя предложения с каждым словом, проанализированным ими в самостоятельной работе над ошибками. Проделанная работа даёт положительный эффект, так как учащиеся повторяют слова многократно. Постоянное возвращение к анализу орфограмм повышает осознанность усвоения орфографического правила. Использование игровых элементов, наглядного материала повышает мотивационную сторону деятельности детей в овладении навыком грамотного письма. Таким образом, для осуществления дифференцированного подхода необходимы следующие условия:
В каждой школе есть дети, мотивированные на учебную деятельность Работа с одарёнными детьми. Выделяем детей в группы. Уже с 5 класса готовлю к олимпиаде по специальным пособиям, к игре «Русский медвежонок» по заданиям и рекомендациям, которые собраны с предыдущих годов. Дети под руководством учителя составляют литературные альманахи, где собраны лучшие сочинения детей, стихи собственного сочинения, загадки, сказки и другие творческие достижения учащихся. Надо отметить участие детей в районных и областных конкурсах сочинений. Большую роль играет внеклассная деятельность учащихся: литературные викторины, уроки – путешествия, уроки – игры, драматизации. Такие мероприятия позволяют раскрыться не только одарённым детям, но и ученикам средним, и даже слабым учащимся.
Уроки с использованием ИКТ имеют практические, теоретические и познавательные результаты, они интересны ученикам. Ребята получают возможность подготовиться к итоговой аттестации по предмету, получают знания о том, где можно самостоятельно получить необходимую информацию, у многих возникает интерес к дальнейшему изучению темы , развивается исследовательский интерес. Ученики чувствуют себя способными и готовыми к коммуникации на основе полученных знаний и опыта. Очевидно, что компьютерные тестовые программы являются значимой частью обучения, а их достоинства – конкретность, четкость, большой объем материала, оперативный контроль, существенно повышают уровень обучения. Заключение Чтобы родилось единство душ (учителя-ученика), нужно заметить лучшее в каждом из них. Это происходит в процессе совместной деятельности на уроке и во внеурочное время (на внеклассных мероприятиях). Внеклассная работа – это очень часто продолжение уроков.
С помощью учащихся постоянно выпускаются бюллетени и газеты о жизни и творчестве писателей. Дети пишут рефераты, доклады на литературные темы. Очень важен краеведческий аспект уроков, знакомство с родным краем через заочные встречи с поэтами. Кроме сочинений на литературную тему учащимся предлагаю писать на заданную тему по собственным наблюдениям, впечатлениям о красоте каждого времени года, о своем городе, улице, о природе родного края, о близких людях. С большим интересом работают учащиеся с занимательными заданиями, периодически помещаемыми на стендах "Занимательная грамматика", "В мире слов". Помещаю на них кроссворды, головоломки, шарады, загадки, анаграммы, лингвистические задачи и т.д. Некоторые задания даются для домашнего обдумывания, а большинство - для работы в классе при повторении или закреплении изученного материала. Главное, чтобы это было интересно детям, заставляло их вслушиваться, вдумываться, мыслить, а увлеченность работой - лучший способ сохранить дисциплину, создать обстановку доброжелательности. В своей работе я использую различные формы проведения уроков: уроки-игры, спектакли, уроки-викторины, уроки путешествия. Самообразование Постоянно знакомлюсь с новыми формами, методами образования через посещение мной уроков русского языка и литературы педагогов школы, города; Чтение и изучение журналов «Русский язык в школе», «Литература в школе». Систематически выступаю на методических объединениях, участвую в педсоветах, провожу мастер-классы на городском уровне; Участвую в мероприятиях, организованных мэрией города в Дни литературы в Калининграде (встречи с калининградскими писателями, посещение музея Донелайтиса в селе Чистые пруды Неманского района). ИТОГ МОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Итогом моей деятельности являются результаты моих воспитанников.
|
«Кто не умеет -учит?\ Бернард Шоу как-то сказал: «Кто умеет делает,... Как уговорить 30 человек, а может быть и больше действовать в одном направлении, как убедиться, что все тебя поняли правильно и однозначно?... | Частные вопросы: Где в природе встречается пирамидальная форма? Цель: установить, каким образом пирамида находит свое применение в современном мире | ||
Рабочая учебная программа по технологии 1-4 класс Начальное технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом... | Анализ урока что мы знаем об уроке? Каким должен быть современный... Что мы знаем об уроке? Каким должен быть современный урок? Каким он может быть, если грамотность и мастерство преподавателя соединятся?... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок сегодня Каким он должен быть образец современного урока? Какой должна быть его структура, форма, методика? Каким требованиям... | Каким он должен быть? Каким он должен быть? Устарели ли требования, предъявляемые к построению урока, методика его проведения? Конечно же, нет. Триединство... | ||
Современный учитель творец, создающий урок как произведение педагогического... Современный учитель – творец, создающий урок как произведение педагогического мастерства. А современный руководитель? Что создает... | Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... Настоящий курс «Философия духовного в современном мире» включен в программу подготовки в рамках вузовского компонента магистрантов... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Реальность диктует нам, что молодой человек должен обладать набором определенных качеств и только тогда он сможет быть успешным и... | Программа работы с детьми в начальных классах «умелые ручки» Технологическая культура – это новое отношение к окружающему миру, основанное на преобразовании, улучшении и совершенствовании среды... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Русский язык как государственный язык РФ. Русский язык – средство межнационального общения народов России и стран СНГ. Русский язык... | Реферат. «Роль библиотеки в современном мире» «кому угодно» и«в чем угодно», человеку в любом возрасте и в любом состоянии, здоровому и больному, свободному и заключенному, зрячему... | ||
Реферат по теме "Подросток и закон" Какую же роль играет право в жизни человека и общества? В современном обществе идут споры о том, каким же должно быть правовое государство,... | Процесс идентификации и самоидентификации в изменяющемся обществе:... К группе и то по каким критерием группа проводит дихотомию «мы-они», выделяет своих членов, также меняется. В современном мире помимо... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Информатика в современном... Информатика в современном мире [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то («тгамэуп»). 2011. 12 с | Привлечение средств искусства в образовательный процесс Эта особенность позволяет активно перерабатывать информацию, которая поступает извне. В результате в психике индивидуума вырабатываются... |