Программа по литературе для 11-го класса (экстернат) (из расчета 17 учебных недель). № занятия
| . . > Ч
Тема и содержание. Виды деятельности уч-ся и учителя.
| Домашнее задание. Виды контроля.
| 1.
сентябрь
| Лекция. Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления в развитии русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература русского Зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов. Литература начала XX века. Развитие традиций русской классики. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Человек и эпоха - основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.
| Составление тезисного плана лекции. Знакомство с биографией И.А.Бунина. Чтение произведений Бунина:
«Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание».
| 2.
сентябрь
| И.А.Бунин. Лекция с элементами беседы. "Антоновские яблоки", "Суходол" - мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к социально-философским обобщениям в рассказе "Господин из Сан-Франциско". Психологизм бунинской прозы и особенности "внешней изобразительности". Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Трагичность чувств. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Теория литературы. Психологизм пейзажа. Рассказ, новелла (углубление понятий).
| Знакомство с биографией А.И.Куприна. Чтение произведений Куприна: «Олеся», «Гранатовый браслет».
| 3.
сентябрь
| Опрос по биографии А.И. Куприна. Беседа по произведениям. Любовь как высшая ценность мира в рассказе "Гранатовый браслет". Поэтика рассказа, символическое звучание деталей.
| Тестирование по типу ЕГЭ по творчеству И.Бунина и А.Куприна. Знакомство с биографией М.Горького. Чтение
|
| Всепобеждающая сила искусства в рассказе "Гамбринус". Проблема самопознания личности в повести "Поединок". Смысл названия повести. Традиции русской психологической прозы в творчестве А.И.Куприна. Теория литературы. Поэтика художественного произведения (углубление понятия), символическая деталь.
| произведений писателя: «Старуха Изергиль», «На дне».
| 4.
сентябрь
| Беседа по произведениям М.Горького. Ранняя романтическая проза Горького. Истоки романтизма, темы, сюжеты, идеи ранних произведений. Типы романтических героев. Особенности стиля и композиции рассказов. Теория литературы. Понятие ритмической прозы. "На дне" - социально-философская драма. Смысл названия произведения. "Три правды" в пьесе и их трагическое столкновение. Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы. Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии.
| Сочинение по творчеству М.Горького. Знакомство с биографией поэтов серебряного века. Реферат по биографии и творчеству одного из поэтов (индивидуальное задание).
| 5.
октябрь
| Лекция с элементами беседы. Серебряный век русской поэзии. Символизм. Истоки русского символизма. Декаданс как тип сознания эпохи. Поиск новых форм в искусстве, отказ от рационалистического видения мира в поэтике символизма. Поэзия как выразительница "говора стихий". "Старшие символисты"-красота и эстетическое совершенство поэзии К.Бальмонта, "младосимволисты" - влияние философии Вл.Соловьева на мировоззрение и поэзию. Акмеизм. Статья Н.Гумилева "Наследие символизма и акмеизм" как декларация акмеизма. Обзор раннего творчества Н.Гумилева, С.Городецкого, А.Ахматовой, О.Мандельштама, М.Кузьмина. Футуризм. Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация слова. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин), кубофутуристы (В.Маяковский, Д.Бурлюк, В Хлебников, Вас.Каменский), "Центрифуга" (Б.Пастернак, Н.Асеев). Западноевропейский и русский футуризм, преодоление футуризма крупнейшими его представителями.
| Знакомство с творчеством поэтов серебряного века по списку. Составление тезисного конспекта лекции.
| 6.
октябрь
| Зачетная работа по серебряному веку.
| Знакомство с биографией А.А.Блока. Чтение произведений Блока: «Стихи о Прекрасной Даме», »На поле Куликовом», «Двенадцать».
| 7.
октябрь
| А.А.Блок. Опрос по биографии. Лекция с элементами беседы. Темы и образы ранней поэзии: "Стихи о Прекрасной Даме".
| Сочинение по творчеству А.Блока. Знакомство с биографией С.Есенина.
|
| Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы "страшного мира", идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле "На поле Куликовом". Поэт и революция. Поэма "Двенадцать". История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого (контрастов) в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения. Многозначность финала. Влияние Блока на русскую поэзию XX века. Теория литературы. Лирический цикл. Верлибр (свободный стих).
| Чтение стихотворений Есенина и поэмы «Анна Снегина».
| 8.
октябрь
| Опрос по биографии С.Есенина. Лекция с элементами беседы. Новокрестьянская поэзия. Россия, Русь как главная тема всего творчества. Дея "узловой завязи" природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий. Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись. Сквозные образы лирики. Есенин и революция. Трагическое восприятие революционной ломки. Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм. Лирический стихотворный цикл (углубление понятия). Биографическая основа литературного произведения, жанр послания (углубление понятий).
| Составление развернутого ответа на вопросы по теме лекции. Знакомство с биографией
В.В.Маяковского. Чтение стихотворений Маяковского и поэм «Облако в штанах», «Во весь голос».
м
| 9.
ноябрь
| Зачетная работа по творчеству С.Есенина. Лекция с элементами беседы. Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия. Широта жанрового диапазона творчества поэта. Теория литературы.
| Сочинение по творчеству В.Маяковского. Знакомство с прозой на тему революции и гражданской войны.
|
| Тоническое стихосложение. Развитие представлений о рифме, переносах, понятие "инструментовка стиха".
|
| 10.
ноябрь
| Тема революции и гражданской войны в творчестве писателей нового поколения ("Конармия" И.Бабеля, "Разгром" А.Фадеева). Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения ("Плачи" А.Ремизова как жанр лирической орнаментальной прозы; "Солнце мертвых" И.Шмелева). Поиски нового героя эпохи ("Голый год" Б.Пильняка. "Чапаев" Д.Фурманова), Роман "Белая гвардия" М.Булгакова (обзор). Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в бурном водовороте .исторических событий, социальных потрясений. Смысл финала романа.
| Тезисный конспект лекции. Знакомство с биографией М.Булгакова.
| 11.
ноябрь
| Лекция. Литература 30-х годов (обзор). Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Роман М.Булгакова "Мастер и Маргарита". История создания и публикации романа. Своеобразие композиции романа. Анализ ершалаимских глав. Евангельские и другие источники. Вымысел, миф, исторические реалии. Теория литературы. Понятие о реминисценции, негативе, кальке. Понятие исторического реквизита.
| Чтение романа "Мастер и Маргарита".
| 12.
ноябрь
| Сюжетные линии романа. Анализ московских сцен. Образы главных героев. Художественное время и пространство в романе и способы его организации. Соотношение реального времени и исторического. Фантастика в художественной канве романа. Роль эпиграфа. Теория литературы. Сатира, юмор, буффонада, бурлеск, фарс, гротеск.
| Знакомство с
произведениями
А.Ахматовой,
О.Мандельштама,
М.Цветаевой.
| 13.
декабрь
| Зачетная, письменная работа по биографии и творчеству М.Булгакова. Лекция с элементами беседы. А.Ахматова. Любовь в поэзии Ахматовой. Тема России в творчестве поэтессы и ее отражение в судьбе лирической героини, спаянность судеб. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны. Поэма "Реквием". Нераздельность, единство трагедии народа и поэта. Смысл названия поэмы. Трагическое звучание "Реквиема". Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы. Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме. rкак жанре литературы. Сюжетность лирики (развитие
| Стихотворения по выбору учащихся наизусть. Развернутый ответ на вопрос по творчеству А.Ахматовой.
| 14.
декабрь
| О.Мандельштам. Культурологические истоки творчества поэта. Словообраз в поэтике Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Поэт и "век-волкодав". Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий). М.Цветаева. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи. Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта и черни. Образы Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве.
| Стихотворения наизусть по выбору учащихся. Знакомство с биографией М.Шолохова. Развернутый ответ на вопрос по творчеству
О.Мандельштама и М.Цветаевой. Чтение романа "Тихий Дон".
| 15.
декабрь
| М.А.Шолохов. "Тихий Дон" - роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания. Художественное время и пространство в романе. Герои эпопеи. Система образов романа. Семейная тема в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя.. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа. Психологические портреты. Утверждение высоких нравственных ценностей. Традиции Л.Н.Толстого в прозе Шолохова. Лекция с элементами беседы.
| Составление тезисного плана-конспекта лекции. Знакомство с произведениями о Великой Отечественной войне.
| 16.
декабрь
| Лекция. Литература периода Великой отечественной войны. Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А.Толстого, М.Шолохова, В.Гроссмана. Глубочайшие нравственные конфликты в трагической ситуации войны: драматургия К.Симонова, Л.Леонова. Новое осмысление военной . темы в творчестве Ю.Бондарева, В.Богомолова, В.Некрасова, В.Быкова, Б.Васильева.
| Сочинение по творчеству одного из авторов. Ознакомление с текстами писателей 50-90-х годов.
| 17.
январь
| Лекция (обзор). Литература 50-90-х годов. Новые темы в поэзии (Б.Ахмадулина, Р.Рождественский, А.Вознесенский, Е.Евтушенко). "Городская" проза: Д.Гранин, В.Дудинцев, Ю.Трифонов, В.Маканин. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений. "Деревенская" проза. Изображение жизни крестьянства в повестях Б.Можаева, Ф.Абрамова, В.Шукшина. Драматургия. Нравственная проблематика пьес А.Арбузова, В.Розова, А.Вампилова. Литература Русского зарубежья (В.Набоков, В.Ходасевич, Г.Адамович, М.Алданов).
| Составление тезисного плана лекции. Подготовка к итоговому зачету.
| Примечание: два первых занятия в сентябре отводятся на изучение творчества А.П.Чехова. |