Гариф Ахунзянович Ахунов родился в 1925 году в деревне Училе Арского района в бедной крестьян­ской семье. Его отец был активистом в годы коллективизации, первым





НазваниеГариф Ахунзянович Ахунов родился в 1925 году в деревне Училе Арского района в бедной крестьян­ской семье. Его отец был активистом в годы коллективизации, первым
страница1/26
Дата публикации25.11.2014
Размер4.38 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26
Гариф Ахунов

55 том
Писатель,

нашедший клад

Гариф Ахунзянович Ахунов родился в 1925 году в деревне Училе Арского района в бедной крестьян­ской семье. Его отец был активистом в годы коллективизации, первым председателем колхоза. Однако трагическая смерть оборвала его жизнь. Таким образом Гариф рано лишился отца. До 1940 года мальчик учился в сель­ской школе. Затем работал в колхозе. В 1941 го­ду он поступает в Арское педагогическое училище. Од­на­ко в 1941 году начинается Великая Отечественная война. Шестнадцатилетний юноша вынужден остав­ить учебу,
вернуться в родную деревню и вместе с женщи­нами и сверстниками на своих хрупких плечах поднимать всю тяжелую работу колхоза. В 1944 году он возобновил учебу в Арском педагогическом училище и успешно закончил его.

Первые увлечения литературой будущего писателя начинаются в школьные годы и во время учебы в учи­лище. Жизнь тех лет, стремления, мечты воссозданы им позднее в автобиографических рассказах, вошедших в книги «Мы родом из Арска» (1979), «Когда зажигаются звезды» (1980).

В 1947 году Гариф становится студентом историко-филологического факультета Казанского госу­дар­ствен­ного университета и в 1952 году успешно его закан­чивает. В студенческие годы он серьезно ин­тере­су­ется татарской литературой, часто посещает клуб имени великого татарского поэта Габдуллы Тукая, где соби­рается татарская интеллигенция: ученые, критики, писатели, студенты. Там он в гуще литературных событий знакомится с проблемами и вопросами литературы, сам пишет стихи, рассказы, статьи.

Как и другие представители его литературного по­ко­­ления, Г. Ахунов начинал свою творческую био­гра­­фию, опираясь на лично увиденное и пережитое в детс­кие и юношеские годы. Его первая повесть «Краса юности» (1955) посвящена жизни студенчества. Первое серьезное произведение молодого автора показало его та­лант, наблюдательность, умение воссоздавать характеры людей в жизненных ситуациях. Повесть стро­и­лась в основном на биографическом материале. Писатель нарисовал яркие, запоминающиеся кар­тины студенческой жизни. Через повествование о непростых личных взаимоотношениях героев-сту­ден­тов, прежде всего комсорга    —   фронтовика Айрата, добро­порядочного студента Тагира, милой девушки Гуль­нур, легкомысленной Марфуги, автор достаточно убедительно раскрывает мысль о том, что счастье и кра­сота человека — в самом человеке, в его делах, в его молодости, в его месте в обществе. Важнейшей ха­­­рак­терологической категорией в повести является ка­тегория нравственности: нравственно то, что при­носит людям счастье и радость; вместе с тем ме­рилом нравственности для автора является чувство выполненного долга. Уже первым своим творческим опы­том Г. Ахунов показал себя достаточно зрелым худо­жником. Повесть сразу обратила на себя внимание кри­тиков. Вдохновленный первым успехом, Г. Ахунов цели­ком уходит в литературное творчество и в жур­налистскую работу.

Как известно, с начала 1960-х годов жизнь ра­бо­чего класса стала предметом особого внимания и вдох­но­вения татарских писателей. Изменения в жизни на­­шей республики в послевоенные годы свя­заны с воз­ник­новением и развитием нефтяной промыш­ленности. В связи с этим событием заметный поворот произошел и в творческой жизни писателя Гарифа Ахунова. Стремясь шагать в ногу с новыми запросами времени, Г. Ахунов в 1956 году едет в центр татарской нефти — город Альметьевск. Годы, проведенные им в Альметьевске среди нефтяников (1956–1968), были годами творческого созревания. В Альметьевске организуется отделение Союза писателей Татарии, ответственным секретарем становится Г. Ахунов. Он целиком посвятил себя задаче сплотить молодые литературные силы, на­пра­вить внимание писателей на художественное ос­мыс­ление нового жизненного материала — на герои­ческий труд нефтяников.

Г. Ахунов был очень активен в общественной жиз­­ни республики. Он был делегатом ХХV и ХХVI съез­дов партии, II, III, IV и VII съездов писателей СССР. С 1974 по 1982 годы он являлся председателем правления Союза писателей Татарии, Депутатом Верховного Совета девятого и десятого созывов, членом редколлегий газеты «Литературная Россия» и журнала «Волга». За активную общественную и творческую работу удостоен почетного звания «Заслуженный работник культуры РСФСР». Альметьевские нефтяники присвоили ему вы­сокое звание почетного нефтяника Альметьевска. В 1973 году за роман «Клад» и повесть «Ядро ореха» он награжден Государственной премией имени Г.Тукая.

Становление Г. Ахунова как писателя связано с Аль­метьевском, где вче­рашний деревенский парень своими глазами уви­дел нелегкий героический труд рабочего класса, познакомился с важ­ными проблемами, которые стоят не только перед добыт­чиками черного золота, но и перед жителями татарской деревни.

В статье «Альметьевск — колыбель моей жизни» он выражает свои чувства ко всему новому. «Альметьевск — самая главная опора в моей писательской работе, самая большая радость, город, ставший колыбелью моей жизни… Я окунулся в среду нефтяников. За двенадцать лет жизни в Альметьевске я написал и опубликовал десять книг. Годы самого высокого напряжения, самых пламенных чувств приходятся на этот период — на альметьевский. Вот потому я и называю с чувством безграничной гордости Альметьевск колыбелью жизни и хочу, чтобы он становился все прекрасней, жил, глядя вперед, в светлое завтра».

На основе увиденного и пережитого он пишет мно­гочисленные публицистические статьи, создает рассказы, очерки. И, конечно же, первым крупным прозаическим произведением стал роман «Клад» (1957–1961). Деревня Калимат и ее жители и до этого появлялись в произведениях писателя, написанных для детей: «За горой Артыш», «Огонь горит в очаге». И в них автор поднимает интересные и важные проблемы жизни народа. Однако в романе «Клад» «нефтяная» деятельность показывается как новая, исторически значимая в жизни отдельного человека и всего народа. Особенность историзма «Клада» была отмечена критикой. Х. Хайри писал, что Г. Ахунов в своем романе через судьбы героев отражает «новые для нашего народа явления и перемены»1. А по словам И. Юзеева, в романе показано то, что нефть изменила не только природу и весь уклад родного края, но глубоко «проникла в быт людей», внесла серьезные перемены в судьбы и профессии героев, «воздействовала на их психологию»2.

Главные герои романа — простые люди. Одни — старик Шавали, Юзликай-эби, Файруза, Кожанов, Атнабай — трудились на колхозных полях, другие — Лотфулла Дияров, Арслан, Карим Тим­биков, Зозуля и другие — представители рабочего класса.

Роман открывается эпическим повествованием о столетней старушке Юзликай, которую автор относит «к числу тех долготерпеливых, много повидавших на своем веку татарских женщин, что без жалоб и сте­наний сносят любые лишения и невзгоды, мужественно проходят свой путь». Образ Юзликай, с одной стороны, «олицетворяет собой тяжелое прошлое деревни Кали­мат, где развертывается действие романа», с другой стороны, воплощает нравственные качества минувших поколений села, их связи с землей, родным краем, которые проявляются в уважительном отношении к его лучшим традициям и обычаям, в любви и преданности крестьянскому труду, душевной стойкости и нравственной красоте. Юзликай-эби как живая нить, связывающая ее детей с родной землей. После её смерти на похороны старой женщины из разных уголков земли возвращаются ее дети, и навсегда остаются на родной земле.

Главные герои романа — нефтяники Арслан Гу­байдуллин и Карим Тимбиков, «два сильных человека... заняли свои рабочие места». Они оба обладают такими чертами, как трудолюбие, большая работоспособность. Однако Арслан, в отличие от Карима, скромен, стремится получить новые знания по своей специальности, в результате достигает успеха.

В романе сюжетные линии и главный конфликт развиваются в основном вокруг судьбы двух семей — Шавали и Лутфуллы — как представителей двух Кали­матов, старого и нового. Шавали когда-то славился по всему Калимату своим крепким хозяйством. Он поставил просторную пятистенную избу. Среди невзрачных домов Калимата этот дом выделялся своим богатым видом. Шавали и сам был крепок, «крикнет, скажем, у себя на дворе, а голос его за пять верст в соседней деревеньке слыхать. Ну и грудь была соответственно, чтоб, значит, такой гудок уместить». Мужик Шавали был толковый, знал цену и земле, и своим мозолистым рукам. Однако время шло, и от крепкого хозяйства мало что осталось. Он всю свою жизнь мечтал о счастье. Думал, оно в жемчугах, золотых-серебряных браслетах, чулпах дочери мурзы Магиши, однако эти ценности бесследно исчезли. Думал, счастье в крепком хозяйстве, в крестьянском труде, поэтому всю свою жизнь трудился старательно, пахал, как вол, с утренней зорьки до вечер­них звезд. Од­нако собственным трудом нажитое хозяйство рушится, дети один за другим бросают родимый дом. Поэтому, когда произошли большие пе­ремены в родном Калимате, и могучие времена старика Шавали прошли, он с горестью говорит: «Жизнь-то теперь молодым переходит, да. Отец мой, покойник, сказывал, мы, мол, старики, уже повыдохлись, теперь, значит, вы, молодежь, будете клад по жизни искать. И лежит тот клад под громаднейшим камнем, и чтобы камень откинуть, много пота пролить требуется. Ну, одним потом его, конечно, не возьмешь, тут, стало быть, хитрость своя сидит. Ну, помаялись мы немало, силушки не жалели, поту черного пролили невесть сколько — тяжел был камень, трудные времена. А клада все же не сыскали... Вот ныне-то молодые повыучились, подымут ка­мушек, а клад под ним не только лежит, фонтаном бьет! Молодые теперь хозяева жизни».

Молодые — Арслан Губайдуллин, Карим Тимбиков, Файруза, Булат и другие — думают, что счастье простых людей в кладе — нефти. «Нефть дает нам очень мно­гое. Был Калимат обычною деревенькой — будет те­перь новым городом... Кроме того появляются новые кад­ры — нефтяники». Однако во второй книге, оза­глав­ленной «Хозяева», мы видим, что мечты молодых героев осуществились не до конца. И тем самым Г. Ахунов показывает некоторые негативные явления того общества. Например, не смогли рабочие кадры вовремя жильем обеспечить, детям построить садики, школы. В связи с этим «текучесть кадров», несчастье некоторых молодых людей, например, трагическая судьба бурового мастера Карима Тимбикова, незавидная жизнь Мунэверы, несчастье главного героя Арслана в связи с гибелью жены.

В романе башкирский джигит Атнабай — вче­раш­ний земледелец — изображается духовно богатым, мыслящим человеком. Его занимают мысли о необ­хо­димости крайне бережного отношения к природе, чтобы потом не пришлось сожалеть о непредвиденных негативных последствиях. Атнабай любит свой народ, свои обычаи, традиции. Поэтому на груди — около своего сердца — носит национальный музыкальный инстру­­мент — курай. Когда Арслан и некоторые другие герои надеются разбогатеть и быть счастливыми в результате бесконечной добычи нефти и высказывают примитивные мысли о природе, Атнабай, Юзликай-эби со своими высказываниями о природе и о роли человека в ней выступают как носители мудрости.

Словом, достоинство романа «Клад» в том, что Г. Ахунов смог показать сложные характеры, нелегкие судьбы нефтяников, «нефтяную действительность», вызвавшую глубокие изменения в жизни деревни и её людей — вчерашних крестьян.

В повести Г. Ахунова «Ядро ореха» (1972) подни­маются нравственно-этические проблемы. Главные герои — моло­дая неопытная девушка Рокия и добрый, честный, прошедший нелегкую жизнь Халик Саматов. Вну­тренная красота Халика Саматова — в его личной от­вет­ственности, духовной зрелости, в отношении к самому себе и к окружающим.

Историко-документальная повесть Г. Ахунова «Ар­ду­ан-батыр» (1974) посвящена герою труда Мирсаиду Ардуанову, которому в Березниках воздвигнут памят­ник. Главный герой Ардуанов — вожак своей бригады, которая состоит из неопытных молодых сезонных груз­чиков. Единство вожака-руководителя и членов его бригады дает им возможность победить трудности и на работе и в жизни. Ардуановцам присущи такие ка­чества, как дисциплинированность, выносливость, стойкость, честность, трудолюбие. Под воздействием коллективного труда формируются новые характеры. Бригада была занесена в «Красную книгу Урала» — почетную книгу строителей новой индустриальной базы на востоке страны, а бригадир Ардуанов был награжден орденом Ленина.

В общем, герои этих произведений — Халик Саматов и Мирсаид Ардуанов — являются носителями лучших черт трудового человека того времени. В этих произведениях выражено уважение героев к труду, к окружающим.

Писательский талант Г. Ахунова ярко проявился и в романе «Дочь Волги» (1962–1987), где воссоздаются исторические события, происходящие в татарских се­лах Прикамья и Поволжья, а также в Казани — с нача­ла ХХ столетия до 1930-х годов. В первой книге речь идет о Габбас-мулле. В условиях общества того периода — войны, революции — из-за беззакония, самоуправства так называемой «новой власти», и без того в непростой судьбе муллы начинаются жизненные невзгоды, потрясения. Он ставится в чрезмерно труд­ные, безвыходные условия. Отвергнутый всеми, Габбас-­мулла становится жертвой нового общества. Изображая его состояние, переживания, писатель рас­крывает человеческую душу. Во второй книге романа рассказывается о дочери Габбас-муллы Нурии. В судьбе главной героини Нурии воплотилась жизнь многих образованных молодых людей, выходцев из имущих слоев общества.

Таким образом, в романе «Дочь Волги» Г. Ахунов рисует интересные характеры, жизнь которых сло­жи­лась по-разному в результате войны, революции и новой власти.

Словом, известный писатель второй половины ХХ ве­ка Гариф Ахунов своим творчеством и общественной деятельностью внес большой вклад в духовную жизнь татарского народа, в частности, в татарскую литературу. Писатель нашел и оставил для нас клад в творчестве, тем самым обогатил татарскую литературу, и с уверенностью можно сказать, что его произведения являются частью большого литературного движения.

Эльфинур Назипова-Зиннатуллина, доцент К(ПУ
повесть

яДРО ОРЕХА
1

...Сегодня я решила попытать счастья. В этот зеленый и беспечный мир мы прибыли не затем, чтобы гулять по бархатистой травке и дышать упои­тельным воздухом: я должна рассказать Халику все о нашей семье, должна вверить свою судьбу в его силь­ные руки. Халик сегодня не похож на строгого лей­тенанта милиции, он без формы; пожалуй, будь Саматов в кителе и при погонах, я и не осмелилась бы выехать с ним на Волгу — страх перед следователем все еще сидит во мне. Но я верю... А ему очень идет штатский костюм, двубортный, кофейного, чуть с ры­жинкою цвета. Воротник его белой нарядной ру­баш­ки расстегнут, и виднеется крепкая мускулис­тая шея. Он сидит, вытянув длинные ноги, под корявым раз­весистым дубом, без конца дымит, прикуривая одну папиросу от другой. Волнуется. Наверное, чувствует, какие серьезные надежды возложены мной на этот трудный разговор.

Неотрывно глядя в его синие, тепло мерцающие глаза, я начинаю:

— Отец мой, Гибадулла, по натуре — мел­кий ком­мерсант. Во времена нэпа у него был неболь­шой ма­газин­чик, лавка даже скорее. Он тор­го­вал мылом, гвоздями, да и вообще всякой всячиной. Это у него в крови, от деда еще и пра­деда. Ну, а с меховой он постоянно приносит крошеч­ные — вот, в два паль­ца, — лоскуточки кара­куля.

— И что с ними делает?

— Вместе с мамой шьют шапки, воротники, муф­ты иногда.

— Сколько же у них получается в месяц?

— Шапка одна, ну, от силы две. Воротников и по три выходит, смотря по размеру.

— А где продают?

— Кажется, на толкучке.

— Та-а-ак.. — протянул Саматов и замолчал, сдви­нув брови, нахмурясь. Папиросу свою, смяв в пальцах, отбросил далеко в сторону.

Я, пугаясь его затянувшегося молчания, не вы­держала:

— Ну, что же вы молчите?

— Отец знает, что вас вызывали в милицию?

— Знает, конечно. Видел же, как меня на машине уво­зили!

— Ну, и как он, волнуется?

— Если это протянется еще хотя бы неделю — я думаю, он сляжет на нервной почве или, не дай бог, с ума сойдет.

— Как вы полагаете, Рокия-туташ, вот то, что Са­мигуллина посадили... Изменило ли это «ком­мер­­сант­­скую» натуру вашего отца?

— Он говорит, если на этот раз пронесет, и близко не подойду ни к одному лоскуточку. Пропади они пропадом, говорит, эти шапки!

— Ну да, пока на него страх напал. А потом за ста­рое не примется?

— Что вы! Мой отец слов на ветер не бросает! Раз сказал — значит, так и будет.

Халик согласно кивнул головой и, взглянув на меня почти сурово, проговорил:

— По-моему, этого достаточно!

— Не поняла. Чего достаточно?

— Да, говорю, страх пережитый — для вашего отца достаточное наказание. Урок, кажется, осно­вательный, даром не пройдет. А дело на него, за отсутствием сос­тава преступления, уже закрыли.

Я вскочила с места и бросилась к Саматову на шею. Оправдал! Оправдал все мои надежды, радость ты моя! Счастье мое долгожданное!

На душе у меня сделалось удивительно легко и прос­то: я люблю Халика Саматова, человека сильного, справедливого и великодушного. И теперь уже я затеребила Халика, желая немедленно узнать о нем как можно больше, то есть, собственно, желая знать о нем все.

Оказалось, отца Халика звали Габдрахманом, маму — Махибадар, на свет он появился в деревушке Бавлинского района. «Родился в голодный год, оттого и длинный, — объяснил он, улыбаясь. — Отчего си­неглазый да белокожий? Передалось от деда-латыша: одна из бабок вышла замуж за ссыльного, поэтому в жилах у меня есть толика латышской крови. Отсю­да высокий рост (дед, говорят, был великаном), пря­мой тонкий нос, синие глаза. Детей у Габдрахмана росло четверо. Один утонул, купаясь в глухом омуте, другого, еще в люльке, сгубила корь. Остались родителям младшенькая Сания да первенец Халик.

В тридцать пятом году отец вместе со всей семьей пе­реезжает в Казань. Работает на ТЭЦ бетонщиком. Но нет Габдрахману удачи в жизни: поев в столовой несвежей колбасы, он умирает от отравления. Может, миновала бы его беда, но, почуяв резь в животе и тошноту, Габдрахман первым делом кидается в контору — предупредить людей. И остальных ра­бо­­чих — всего пятьдесят четыре челове­ка — ус­пе­вают спасти, о нем же в спешке забывают — так и скон­чался, бедняга, скрючившись на стуле, в уголке конторы».

«Смог бы мой отец вот так вот, не жалея себя? От­дал бы он свою жизнь, чтобы спасти других?      Не род­ных и близких, нет, просто людей?»  — на эти вопросы ответа я не нахожу.

Я иду рядом с Халиком по мягкой лесной траве, чув­ствуя тепло его сильной руки. Нам сейчас не нуж­ны слова, мне все понятно в нем, мне даже чудится, что я вижу насквозь его добрую и горячую душу.

День уже клонится к вечеру. Удлинились заметно тени, резко пошла на убыль полуденная жара, от­дыхающая молодежь скапливается у пристани — ждет пароходика на Казань.

Погуляв вдоволь по лесным тропинкам, мы тоже спустились к причалу.

На берегу Халик подвел меня к павильону, где давали напрокат прогулочные лодки, и, сунув старику лодочнику паспорт и тридцатку, столкнул на воду голубой двухместный ялик. Затем, не дожидаясь моего согласия, он подхватил меня под руку и устроил на корме, а сам, взяв весла, отгреб от берега. И синие теплые глаза его сияли, когда он говорил мне:

— Этот вечер наш, ты слышишь...

А я... я, конечно же, покорилась его воле.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Гариф Ахунзянович Ахунов родился в 1925 году в деревне Училе Арского района в бедной крестьян­ской семье. Его отец был активистом в годы коллективизации, первым iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Родился в 1925 году в станице Копанской Краснодарского края. Родом из потомственных кубанских казаков. Отец в 1937 году был арестован...
Гариф Ахунзянович Ахунов родился в 1925 году в деревне Училе Арского района в бедной крестьян­ской семье. Его отец был активистом в годы коллективизации, первым iconНоминация «Память бессмертна»
Дмитрий Васильевич Сорокин родился 12 февраля 1925 года в деревне Суворово Судиславского района в большой крестьянской семье
Гариф Ахунзянович Ахунов родился в 1925 году в деревне Училе Арского района в бедной крестьян­ской семье. Его отец был активистом в годы коллективизации, первым iconОтец Мухамедгариф Мухамедгалимов, уроженец деревни
Кушлавыч Казанского уезда, Казанской губернии[2]. Дед Мухамедгалим был муллой. Мать — Мэмдудэ, отец которой Зиннатулла сын Зайнельбашира...
Гариф Ахунзянович Ахунов родился в 1925 году в деревне Училе Арского района в бедной крестьян­ской семье. Его отец был активистом в годы коллективизации, первым iconАлександр родился 17 мая 1975 года в семье военнослужащего в Эстонии....
Саша в семье был вторым ребенком. Родился раньше отведенного природой срока, в 7,5 месяцев, весил 2кг 400г, ростом 45 см. На 5-й...
Гариф Ахунзянович Ахунов родился в 1925 году в деревне Училе Арского района в бедной крестьян­ской семье. Его отец был активистом в годы коллективизации, первым iconПавел Степанович Нахимов родился в 1802 году в семье небогатых смоленских...
Провести конкурс рисунков и плакатов на тему: «Мы славим мужество и подвиг Ваш» (7 – 1 кл)
Гариф Ахунзянович Ахунов родился в 1925 году в деревне Училе Арского района в бедной крестьян­ской семье. Его отец был активистом в годы коллективизации, первым iconНикита Яковлевич Бичурин выходец из бедных слоев сель- ского духовенства,...
Следуя традиции церкви, служителями культа стали и его сыновья — Яков и Иван Даниловы. Отец нашего знаменитого земляка — Яков Данилов...
Гариф Ахунзянович Ахунов родился в 1925 году в деревне Училе Арского района в бедной крестьян­ской семье. Его отец был активистом в годы коллективизации, первым iconКнига о воспитании
Великий ученый и просветитель Каюм Насыйри родился в 1825 году в деревне Верхний Ширдан Зеленодольского района Республики Татарстан....
Гариф Ахунзянович Ахунов родился в 1925 году в деревне Училе Арского района в бедной крестьян­ской семье. Его отец был активистом в годы коллективизации, первым iconОтечественный мореплаватель: Лисянский Юрий Федорович
Ю. Ф. Лисянский родился 2 (13) августа 1773 года в городе Нежин. Его отец был священником, протоиереем нежинской церкви Святого Иоанна...
Гариф Ахунзянович Ахунов родился в 1925 году в деревне Училе Арского района в бедной крестьян­ской семье. Его отец был активистом в годы коллективизации, первым iconКурт Гёдель родился 28 апреля 1906 года в австро-венгерском (моравском)...
Те, участвуя в семинарах Венского кружка неопозитивизма. В 1934 году совершил поездку в США (Принстонский университет), где прочитал...
Гариф Ахунзянович Ахунов родился в 1925 году в деревне Училе Арского района в бедной крестьян­ской семье. Его отец был активистом в годы коллективизации, первым iconПржевальский (1839-1888)
Академии наук и Русского географического общества. Н. М. Пржевальский родился в 1836 году в деревне Кимборово Смоленской губернии...
Гариф Ахунзянович Ахунов родился в 1925 году в деревне Училе Арского района в бедной крестьян­ской семье. Его отец был активистом в годы коллективизации, первым iconБиография наш прадедушка, Толмачев Иван Никитович, родился 20 января...
Данный реферат посвящается моему предку – прадедушке Толмачеву Ивану Никитовичу
Гариф Ахунзянович Ахунов родился в 1925 году в деревне Училе Арского района в бедной крестьян­ской семье. Его отец был активистом в годы коллективизации, первым iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ламарк, чье полное имя звучит следующим образом Жан-Батист-Пьер-Антуан де Моне, шевалье де Ламарк родился 1 августа 1744 года в Базентин-ле-Петит....
Гариф Ахунзянович Ахунов родился в 1925 году в деревне Училе Арского района в бедной крестьян­ской семье. Его отец был активистом в годы коллективизации, первым iconМодернизация
Родился 10 июля 1950 года в поселке Успенка Жана-Аркинского района Карагандинской области в семье шахтере, чеченец. В 1966 году окончил...
Гариф Ахунзянович Ахунов родился в 1925 году в деревне Училе Арского района в бедной крестьян­ской семье. Его отец был активистом в годы коллективизации, первым iconБиография Родился в семье судьи Отто Гильберта, в городке Велау близ...
Дави́д Ги́льберт (нем. David Hilbert; 23 января 1862 — 14 февраля 1943) — выдающийся немецкий математик-универсал, внёс значительный...
Гариф Ахунзянович Ахунов родился в 1925 году в деревне Училе Арского района в бедной крестьян­ской семье. Его отец был активистом в годы коллективизации, первым iconВнутренней ужъёсъя министерство министерство внутренних дел по удмуртской республике
Город Глазов является центром административного района Удмурт­ской Республики. Статус города был присвоен в 1780 году
Гариф Ахунзянович Ахунов родился в 1925 году в деревне Училе Арского района в бедной крестьян­ской семье. Его отец был активистом в годы коллективизации, первым iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Родился в Москве, в обедневшей дворянской семье. Божедомка. Отец – врач. Религиозность матери. Няня. Строгое воспитание. Детские...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск