Отец Мухамедгариф Мухамедгалимов, уроженец деревни





Скачать 45.16 Kb.
НазваниеОтец Мухамедгариф Мухамедгалимов, уроженец деревни
Дата публикации15.01.2015
Размер45.16 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Габдулла Тукай родился 26 апреля 1886 года в деревне Кушлауч. Отец — Мухамедгариф Мухамедгалимов, уроженец деревни Кушлавыч Казанского уезда, Казанской губернии[2]. Дед Мухамедгалим был муллой. Мать — Мэмдудэ, отец которой Зиннатулла сын Зайнельбашира так же, как и Гариф-мулла, учился в Кышкарском медресе. Зиннатулла служил муэдзином Кушлауче, а позже по просьбе жителей Училе пошел к ним муллой.[2]

Когда Габдулле исполнилось четыре с половиной месяца, он лишился отца, а в возрасте трёх лет стал круглым сиротой. После кратковременного пребывания в семье деда Зиннатуллы, он оказывается в Казани, в семье бездетного жителя Ново-Татарской слободы по имени Мухамметвали, где провел около 2 лет. Его приемные родители заболели и вынуждены были вернуть Габдуллу в Учили. В 18921895 годах его жизнь проходит в семье крестьянина Сагди в деревне Кырлай, недалеко от Кушлауч. Здесь Габдулла начал приобщаться к трудовой крестьянской жизни, испытал её радости и горечи, стал учиться и, как он сам потом признавался в своих воспоминаниях, Кырлай открыл ему глаза на жизнь. Действительно, впечатления кырлайского периода оставили в памяти и творчестве поэта неизгладимый след любви к родной земле и её простым чистосердечным людям (действие поэмы «Шурале» происходит именно в этой деревне).

В дальнейшем детство Габдуллы продолжалось в городе Уральске. Будучи взятым туда в семью купца Галиаскара Усманова, где была хозяйкой его тетя по линии отца, он учился в медресе прогрессивно настроенной семьи меценатов Тухватуллиных, одновременно посещая русский класс и проявляя высокую одарённость в учёбе. Первые литературные опыты Тукая частично запечатлились в рукописном журнале «Аль-Гаср аль-джадид» («Новый век») за 1904 год. В этот же период он переводит на татарский язык басни Крылова и предлагает их к изданию. Увлекается поэзией Пушкина и Лермонтова. Его первым замечательным поэтическим созданием на чисто татарском языке был перевод стихотворения А.Кольцова «Что ты спишь, мужичок?», опубликованный в 1905 году под названием «Сон мужика».

После начала революции 1905 года в Уральске появились первые татарские газеты и журналы «Фике́р» (Мысль), «Аль-гаср аль-джадид» (Новый век), «Укла́р» (Стрелы). Тукай сотрудничает в них и выступает с многочисленными стихами и статьями на темы, поднятые революцией. Он участвует в прошедших волной по городу демонстрациях.

В начале 1907 года Тукай покидает медресе «Муты́гия» (Тухватуллиных). Начинается его «вольная жизнь». Третьеиюньский переворот 1907 года означал решительное наступление реакции на демократию. Боевым откликом на это было тукаевское стихотворение «Не уйдём!», в ярких строках которого прозвучал голос борца, зовущего до конца стоять за честь Родины и демократии. Такие стихотворения Тукая, как «Шурале», «Пара лошадей», «Родной земле», написанные одновременно с «Не уйдём!», были посвящены теме Родины. Осенью 1907 года Тукай приезжает (по сути, возвращается) в Казань, чтобы посвятить свою деятельность творчеству. Здесь он быстро входит в литературные круги и сближается с молодежью, группировавшейся вокруг газеты «Аль-Ислах» («Реформа») — Фатих Амирхан и др. Все свои творческие возможности Тукай в этот период посвящает сатирико-юмористическим журналам «Яшен» («Молния»), «Ялт-юлт» («Зарница»).

К 1908 году в творчестве Тукая возникает целый цикл замечательных поэтических и очерково-публицистических произведений, в которых исчерпывающе ясно выражено отношение к народу. Такие его стихотворения, как «Осенние ветры», «Гнёт», «Дача» (1911), «Чего не хватает сельскому люду?» (1912), «Надежды народа…» (1913), его близкая дружба с Хусаином Ямашевым (1882—1912) и стихотворение, посвященное его памяти («Светлой памяти Хусаина», 1912), ярко свидетельствуют о том, что поэт питал искреннее сочувствие к своим современникам — борцам за народное дело и благоговел перед их неподкупной человеческой совестью и духовным благородством. Стихотворения «Светлой памяти Хусаина» и «Татарская молодежь» (1912) пронизаны чувством исторического оптимизма. Большинство его стихотворений и путевых очерков, опубликованных в 1911—1912 гг., написано под впечатлениями посещения им деревень Заказанья — своей малой Родины. В них запечатлена реальная действительность, оцененная с позиции заступника народа. Отвергая пресловутую «деревенскую идиллию», Тукай трезво смотрел на сельскую реальность, стремясь охватить социальные контрасты её будней («Чего не хватает сельскому люду?», «Гнет», «Возвращение в Казань»).

Несмотря на резкое ухудшение здоровья, в 1911—1912 гг. он совершает путешествия, имевшие для него большое значение. В начале мая 1911 года Тукай пароходом приезжает в Астрахань, по пути знакомясь с жизнью Поволжья («Дача», очерк «Маленькое путешествие»). Здесь Тукай остаётся в гостях у своего друга поэта Сагита Рамиева. В Астрахани он встречается с азербайджанским общественным деятелем и писателем Нариманом Наримановым, сосланным туда за революционную деятельность в родном краю. Весной 1912 года Тукай решается на более значительное путешествие по маршруту Казань — Уфа — Петербург. В Уфе он встречается с М.Гафури. Эта встреча оставляет глубокий след в жизни обоих народных писателей, укрепляет их симпатии друг к другу. В Петербурге Тукай встречается с Муллануром Вахитовым, впоследствии видным революционером.

Прожив в Петербурге 13 дней, 6 (19) мая, Тукай покидает столицу и отправляется в Троицк, а затем в казахскую степь — пить кумыс, надеясь этим поправить свое здоровье. В Казань возвращается в начале августа. В столице Тукай работает в удушливой атмосфере типографии и, несмотря на плохое самочувствие, продолжает писать.

Последние годы жизни и деятельности Тукая свидетельствуют о том, что писатель, всё ближе постигая народную действительность, резко ощущал разлад с враждебным народу обществом и беспощадно осуждал все то, что могло бы лечь тенью на его гражданскую совесть («Первое мое дело после пробуждения», «По случаю юбилея» и др.).

2 (15) апреля 1913 года в 20 часов 15 минут Габдуллы Тукая не стало. Он ушёл из жизни в расцвете своего таланта. «Татары в лице Тукаева потеряли величайшего национального поэта»,— писали казанские русскоязычные газеты. Тукаевские традиции стали одним из решающих идейно-эстетических факторов и животворных источников для дальнейшего развития татарской литературы под знаменем реализма и народности.

Габдулла Тукай был похоронен на Татарском кладбище Ново-татарской слободы (Казань)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Отец Мухамедгариф Мухамедгалимов, уроженец деревни icon01. 11. 1922-18. 08. 1994), живописец, член Союза художников (1958)....
Участник областных, зональных и республиканских выставок с 1947 г. В 1974 г в Воронеже состоялась персональная выставка Фролова,...
Отец Мухамедгариф Мухамедгалимов, уроженец деревни iconИ. А. Чеканинский Следы шаманского культа в русско-тунгусских поселениях...
Шера о деревянном коне, служащем якобы объектом культа у крестьян деревни Березовой. Эта деревня расположена на правом берегу реки...
Отец Мухамедгариф Мухамедгалимов, уроженец деревни iconРелигиозные праздники
России вынуждали крестьян идти на заработки, искать лучшей доли. Тяжело и голодно жилось крестьянам деревни Китово Максютинской волости...
Отец Мухамедгариф Мухамедгалимов, уроженец деревни iconИсследовательская работа История деревни Заболотово до 1917 г
Графические схемы деревни (приложения 2 и 4) требуют художественной подработки: они не читаемы! Это можно сделать гелевой ручкой,...
Отец Мухамедгариф Мухамедгалимов, уроженец деревни iconПубличный отчет Муниципального казенного общеобразовательного учреждения...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Основная общеобразовательная школа деревни Таштугай муниципального района Хайбуллинский...
Отец Мухамедгариф Мухамедгалимов, уроженец деревни iconКнига. Чеченская Голгофа
Бывает время, когда тебе кажется, что твой отец знает все, потом приходит время, когда кажется, что ты знаешь столько же, сколько...
Отец Мухамедгариф Мухамедгалимов, уроженец деревни iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ищут более эффективные пути решения задач проекта, учатся сетевому общению в Интернете, знакомятся с особенностями проектной методики...
Отец Мухамедгариф Мухамедгалимов, уроженец деревни iconДинамика современного литературного процесса
А. Кима «Отец-Лес»,что позволит приблизиться к объективному раскрытию содержания кимовской прозы. Это и обусловливает актуальность...
Отец Мухамедгариф Мухамедгалимов, уроженец деревни iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Философия; имя; миф; слово; герменевтика; термин; имяславие; Целое; космичность; энциклопедизм; статус языка; парадоксы; советское...
Отец Мухамедгариф Мухамедгалимов, уроженец деревни iconЛитература Введение
Полное имя аль Хорезми – Абу Адаллах (или Абу Джафар) Мухаммад ибн Муса аль Хорезми. В переводе с арабского языка это означает: отец...
Отец Мухамедгариф Мухамедгалимов, уроженец деревни iconПатристика (лат. Pater отец) христианское богословие 1-8 вв. Учение...
Главного управления мчс россии по Республике Тыва и структурных подразделений по согласованию с Министерством образования и науки...
Отец Мухамедгариф Мухамедгалимов, уроженец деревни iconОтец павел флоренский: конкретная метафизика отец Павел Флоренский (1882 – 1937)
Форма обучения – очная, заочная (сокращенная), очно – заочная (вечерняя), очно- заочная (вечерняя) сокращенная
Отец Мухамедгариф Мухамедгалимов, уроженец деревни iconАлександр родился 17 мая 1975 года в семье военнослужащего в Эстонии....
Саша в семье был вторым ребенком. Родился раньше отведенного природой срока, в 7,5 месяцев, весил 2кг 400г, ростом 45 см. На 5-й...
Отец Мухамедгариф Мухамедгалимов, уроженец деревни iconАнонс мероприятий учреждений социального обслуживания населения с 1 7 по 1 9 апреля
Ломоносова (пос. Мартышкино, Кирочная ул., 10) состоится лекция «Герой Советского Союза уроженец Ораниенбаума Г. Д. Костылев», приуроченная...
Отец Мухамедгариф Мухамедгалимов, уроженец деревни iconНикита Яковлевич Бичурин выходец из бедных слоев сель- ского духовенства,...
Следуя традиции церкви, служителями культа стали и его сыновья — Яков и Иван Даниловы. Отец нашего знаменитого земляка — Яков Данилов...
Отец Мухамедгариф Мухамедгалимов, уроженец деревни iconИстория образования деревни Алдарак
Повествование о жизни жителей Алдарака конца XIX середины XX веков. С. 8-10


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск