Скачать 178.37 Kb.
|
итоги развития российской империи В 1900—1916 гг. Цель урока: повторить и закрепить учебный материал об историческом развитии России в 1900—1916 гг. 1-й вариант урока: учащимся заранее сообщаются вопросы, по которым учитель будет проводить беседу. 1. Каковы особенности развития российской экономики начала XX в.? 2. В чем заключалось своеобразие социальной структуры российского общества начала XX в.? 3. Дайте характеристику политической системы Российской империи начала XX в. Вокруг какого вопроса развернулась наиболее острая борьба между властью и обществом? 4. Какие изменения произошли в политической системе государства в период первой русской революции? В чем вы видите достоинства и недостатки российского парламентаризма начала века? 5. Какую эволюцию претерпела русская внешняя политика с 1898 по 1914 г.? Как вы думаете, могла ли Россия избежать военных столкновений с Японией и Германией? Как отразились эти войны на внутреннем положении страны? 6. Какие обстоятельства не позволили России прочно встать на путь реформ? 7. Каковы характерные черты русского культурного ренессанса начала XX в.? 2-й вариант урока: учащиеся выполняют письменную работу по вариантам. 1-й вариант
2-й вариант
3-й вариант
3-й вариант урока: учащиеся заранее готовят и защищают рефераты (памятку «Как писать реферат» и образцы его защиты можно найти в кн.: Вяземский Е. Е., Стрелкова О. Ю. Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие для учителей. — М., 1997. — С. 171—174). Примерные темы рефератов 1. Экономическое развитие России в начале XX в. 2. Политический портрет Николая II. 3. Реформаторская деятельность С. Ю. Витте. 4. Жизнь и быт основных слоев населения России начала XX в. 5. Революция 1905—1907 гг. и ее роль в российской истории. 6. Первый опыт российского парламентаризма. 7. П. А. Столыпин: судьба реформатора. 8. Столыпинская аграрная реформа. 9. Кооперативное движение в России в начале XX в. 10. Россия в системе международных отношений в начале XX в. 11. Русско-японские отношения в начале XX в. 12. «Распутинщина». 13. Россия в годы Первой мировой войны. 14. Мой город (деревня, село) в начале XX в. ИТОГИ РАЗВИТИЯ РОССИИ В 1917—1927 гг. Цель урока: повторить и закрепить учебный материал об историческом развитии России в 1917—1927 гг. 1-й вариант урока: учащимся заранее сообщаются вопросы, по которым учитель проводит беседу. 1. Какие альтернативы развития открывались перед Россией после Февральской революции? Почему в конечном счете Россия пришла к Октябрьской революции? 2. Почему в стране началась Гражданская война? Можно ли четко определить виновников ее начала? Почему победу в Гражданской войне одержали красные? 3. Как менялась экономическая политика советской власти на протяжении 1917—1927 гг.? Чем были вызваны столь серьезные изменения? 4. Какие изменения произошли в социальной структуре советского общества в 20-е гг.? 5. Расскажите о становлении политической системы советского общества. В чем вы видите характерные особенности этого процесса? 6. Как и почему менялась внешняя политика Советского государства? Какое место в ней занимала идея мировой пролетарской революции? 7. Какие процессы протекали в духовной жизни общества? В чем вы видите преимущества и в чем недостатки культурной жизни Советского государства по сравнению с дореволюционной Россией? 2-й вариант урока: учащиеся выполняют письменную работу по вариантам. 1-й вариант
2-й вариант
3-й вариант
3-й вариант урока: учащиеся заранее готовят и защищают рефераты. Примерные темы рефератов 1. Роль А. Ф. Керенского в Февральской революции. 2. События октября 1917 г. в Москве. 3. Установление советской власти в нашем городе (деревне, селе). 4. «Белое дело». 5. Махновское движение. 6. Красные командиры. 7. Кронштадтское восстание. 8. Новая экономическая политика. 9. Деятельность Коминтерна. 10. Путь Сталина к власти. 11. Жизнь и быт советских людей в 20-е гг. ИТОГИ РАЗВИТИЯ СССР В 1928—1938 гг. Учащимся предлагается заполнить и прокомментировать таблицу:
Можно провести письменную контрольную работу по вариантам. 1-й вариант
2-й вариант
3-й вариант
ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Цель урока: повторить и закрепить учебный материал по истории Великой Отечественной войны Советского Союза. 1-й вариант урока: учащимся заранее сообщаются вопросы, по которым учитель проводит беседу. 1. Расскажите о советско-германских отношениях накануне Второй мировой войны. Какие точки зрения на эту проблему существуют в современной науке и публицистике? Какая вам представляется наиболее объективной и почему? 2. Какие точки зрения существуют на проблемы внезапности нападения Германии и готовности СССР к войне? Обоснуйте свое собственное мнение по этим вопросам. 3. В чем вы видите причины крупных неудач Красной Армии в первые месяцы войны? 4. Какими способами советское руководство пыталось переломить неблагоприятный для Красной Армии ход военных действий в 1941—1942 гг.? Дайте оценку сталинским приказам № 270 и 227. 5. Подготовьте сообщения о военных и трудовых подвигах ваших земляков в годы Великой Отечественной войны. Расскажите о своих родных и близких, сражавшихся на фронте или работавших в тылу. 6. Каковы причины победы СССР в Великой Отечественной войне? Каково значение разгрома фашизма советским народом для судеб своей страны и всего мира? Какова цена и итоги нашей победы? 2-й вариант урока: учащиеся выполняют письменную работу по вариантам. 1-й вариант
2-й вариант
3-й вариант
3-й вариант урока: проведение «круглого стола». Примерные темы для обсуждений
ИТОГИ РАЗВИТИЯ СССР В 1945—1953 гг. Учащимся предлагается заполнить таблицу «Главные события в истории СССР в 1945—1953 гг.»:
Для повторения и обобщения используются следующие вопросы и задания: Первый уровень. Определите основные задачи, стоявшие перед руководством страны после окончания войны. Укажите даты следующих событий: начало разработки четвертого пятилетнего плана развития народного хозяйства; четвертая пятилетка; завершение восстановления промышленности; достижение довоенного уровня сельскохозяйственного производства; начало войны в Корее. Укажите фамилии политических и военных деятелей периода 1945—1953 гг.: Председатель Совета Министров СССР с 1946 г.; военный министр СССР; председатель Госплана СССР; командующий войсками Одесского, а затем Уральского военного округа; министр государственной безопасности СССР. Второй уровень. Какие альтернативы развития экономики СССР реально существовали в послевоенные годы? Кто представлял их в партийно-государственном руководстве? Укажите даты следующих событий: образование Коминформа; создание Совета Экономической Взаимопомощи; разрыв советско-югославских отношений; сессия ВАСХНИЛ, ставшая триумфом Лысенко; испытание первой советской ядерной бомбы. Укажите фамилии политических и общественных деятелей: руководитель разработки советского ядерного оружия; министр тяжелой промышленности СССР; министр внутренних дел СССР; секретарь ЦК ВКП(б) по идеологии; Председатель Совета Министров РСФСР. Третий уровень. Как вы понимаете выражение «демократический импульс войны»? В чем он проявился? Укажите события, соответствующие приведенным датам: март 1946 г.; декабрь 1947 г.; октябрь 1949 г.; октябрь 1952 г.; февраль 1953 г. ИТОГИ РАЗВИТИЯ СССР В 1953 — СЕРЕДИНЕ 60-х гг. Закрепление изученного материала может быть сведено к заполнению таблицы «Основные исторические реалии периода 1953 — середины 60-х гг.»:
Для итогового контроля предлагаются также следующие вопросы и задания: Первый уровень. В чем вы видите главные противоречия процесса десталинизации советского общества в 1953—1964 гг.? Укажите даты следующих событий: смерть И. В. Сталина; арест Л. П. Берии; избрание Н. С. Хрущева первым секретарем ЦК КПСС; действия «антипартийной группы»; XX съезд КПСС; разработка проекта новой Конституции СССР. Укажите фамилии лиц, занявших ключевые посты сразу после смерти Сталина: Председатель Совета Министров; министр внутренних дел; министр иностранных дел; заместитель председателя Совета Министров по вопросам развития промышленности; Председатель Президиума Верховного Совета СССР. Второй уровень. Какие альтернативы развития экономической системы страны существовали после смерти Сталина? Кто их выражал в руководстве страны? Укажите даты событий: начало освоения целины; провозглашение экономического курса Г. М. Маленкова; упразднение отраслевых министерств; создание совнархозов; запуск первого в мире искусственного спутника Земли; первый в мире полет человека в космос. Укажите фамилии: министра обороны СССР в 1955—1957 гг.; Председателя Совета Министров СССР в 1955—1958 гг.; создателя советской водородной бомбы; первого советского космонавта; создателя ракетно-космических комплексов. Третий уровень. На конкретных примерах покажите сущность и пределы «оттепели» в духовной жизни после смерти Сталина. Какие события соответствовали приведенным ниже датам: 5 марта 1953 г.; 4 октября 1957 г.; 1 мая 1960 г.; 12 апреля 1961 г.; 14 октября 1964 г.? Укажите фамилии: автора романа «Доктор Живаго»; автора романа «Времена года»; президента Академии наук СССР в начале 60-х гг.; автора повести «Один день Ивана Денисовича»; министра культуры СССР в начале 60-х гг. ИТОГИ РАЗВИТИЯ СССР В 1953 — СЕРЕДИНЕ 60-х гг. Закрепление изученного материала может быть сведено к заполнению таблицы «Основные исторические реалии периода 1953 — середины 60-х гг.»:
Для итогового контроля предлагаются также следующие вопросы и задания: Первый уровень. В чем вы видите главные противоречия процесса десталинизации советского общества в 1953—1964 гг.? Укажите даты следующих событий: смерть И. В. Сталина; арест Л. П. Берии; избрание Н. С. Хрущева первым секретарем ЦК КПСС; действия «антипартийной группы»; XX съезд КПСС; разработка проекта новой Конституции СССР. Укажите фамилии лиц, занявших ключевые посты сразу после смерти Сталина: Председатель Совета Министров; министр внутренних дел; министр иностранных дел; заместитель председателя Совета Министров по вопросам развития промышленности; Председатель Президиума Верховного Совета СССР. Второй уровень. Какие альтернативы развития экономической системы страны существовали после смерти Сталина? Кто их выражал в руководстве страны? Укажите даты событий: начало освоения целины; провозглашение экономического курса Г. М. Маленкова; упразднение отраслевых министерств; создание совнархозов; запуск первого в мире искусственного спутника Земли; первый в мире полет человека в космос. Укажите фамилии: министра обороны СССР в 1955—1957 гг.; Председателя Совета Министров СССР в 1955—1958 гг.; создателя советской водородной бомбы; первого советского космонавта; создателя ракетно-космических комплексов. Третий уровень. На конкретных примерах покажите сущность и пределы «оттепели» в духовной жизни после смерти Сталина. Какие события соответствовали приведенным ниже датам: 5 марта 1953 г.; 4 октября 1957 г.; 1 мая 1960 г.; 12 апреля 1961 г.; 14 октября 1964 г.? Укажите фамилии: автора романа «Доктор Живаго»; автора романа «Времена года»; президента Академии наук СССР в начале 60-х гг.; автора повести «Один день Ивана Денисовича»; министра культуры СССР в начале 60-х гг. ИТОГИ РЕФОРМ 1985—1991 гг. Опрос класса проводится путем коллективного заполнения таблицы «Основные события и итоги перестройки».
Контрольные вопросы и задания по теме. Первый уровень. Чем вы можете объяснить необходимость перестройки? Укажите даты следующих событий: провозглашение курса на ускорение социально-экономического развития страны; начало антиалкогольной кампании; принятие первой программы экономических реформ; начало политической реформы; начало работы I Съезда народных депутатов СССР. Укажите фамилии политических и общественных деятелей: Генеральный секретарь ЦК КПСС в 1984—1985 гг.; Председатель Президиума Верховного Совета СССР в 1985—1988 гг.; Председатель Совета Министров СССР в 1980—1985 гг.; министр иностранных дел СССР в 1985—1990 гг.; председатель Верховного Совета СССР в 1990—1991 гг. Второй уровень. В каком направлении эволюционировало экономическое реформирование СССР в годы перестройки? Чем вы можете это объяснить? Укажите даты следующих событий: провозглашение партийным руководством перехода к регулируемым рыночным отношениям; принятие закона о государственном предприятии; представление программы «500 дней»; создание Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий; начало вывода советских войск из Афганистана. Укажите фамилии политических и общественных деятелей: академик, заместитель Председателя Совета Министров СССР в 1989—1991 гг.; Председатель Совета Министров СССР в 1985—1990 гг.; премьер-министр СССР в 1991 г.; министр обороны СССР в 1987—1991 гг.; председатель КГБ СССР в 1988—1991 гг. Третий уровень. Что общего и в чем принципиальная разница между «новым политическим мышлением» и предыдущим внешнеполитическим курсом советского руководства? Укажите события, соответствующие датам: ноябрь 1985 г.; март 1986 г.; октябрь 1987 г.; июнь 1988 г.; август 1991 г. Укажите должности или общественное положение указанных ниже лиц в годы перестройки: А. Д. Сахаров; Б. Н. Ельцин; А. А. Громыко; А. И. Лукьянов; А. А. Бессмертных. ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ В качестве контрольных вопросов и заданий могут быть предложены следующие: Первый уровень. Чем вы можете объяснить нарастание центробежных тенденций в СССР в конце 80-х гг.? Укажите даты следующих событий: принятие Декларации о государственном суверенитете России; первые выборы Президента России; первые выборы в Государственную Думу; принятие Конституции России; провозглашение курса экономических реформ. Укажите фамилии политических деятелей: и.о. премьер-министра в 1992 г.; министр иностранных дел России в 1990—1995 гг.; Председатель Верховного Совета РСФСР в 1991—1993 гг.; председатель V Государственной Думы, Председатель VI Государственной Думы. Второй уровень. В чем вы видите причины противостояния ветвей власти в 1992—1993 гг. и каковы пути его преодоления? Укажите даты следующих событий: начало чековой приватизации; начало либерализации цен; начало чеченской войны; подписание союзного договора между Россией и Белоруссией; принятие Устава СНГ. Назовите фамилии политических деятелей: лидера ЛДПР; лидера КПРФ; лидера партии «Выбор России»; лидеpa предвыборного блока «Наш дом — Россия»; лидера предвыборного блока «Яблоко». Третий уровень. В чем вы видите преемственность внешнеполитического курса российского руководства в 1992—1997 гг. и «политики нового мышления»? Укажите события, соответствующие датам: 28 октября 1991 г.; 2 января 1992 г.; 21 сентября 1993 г.; декабрь 1994 г.; июнь — июль 1996 г. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В начале урока, учитель предлагает учащимся ознакомиться с заданиями самостоятельной работы (см приложение 6), которая будет проведена... | Тема Кавказа в произведении М. Ю. Лермонтова и Л. Н. Толстого Предлагается рассмотреть следующие вопросы на уроке (эти вопросы заранее предлагаются учащимся для самостоятельной работы) | ||
Внеурочное занятие по английскому языку в 5 классе Учитель ходит по классу с микрофоном, задавая вопросы учащимся. На экране представлены опоры для ответов на вопросы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Подготовка урока. За неделю до намеченной даты проведения урока учитель дает учащимся для подготовки примерные вопросы, необходимые... | ||
Урок повторения и обобщения знаний По теме «Взаимодействие тел» Урок проходит без вмешательства учителя, что даёт возможность учащимся оценить работу друг друга, задавать вопросы, исправлять неправильные... | «избранные вопросы математики» Составила учитель математики Подколзина Е. Н Предлагаемый курс содержит совершенно не проработанные в базовом курсе школьной математики вопросы и своим содержанием сможет привлечь... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учитель предлагает учащимся выполнить упр. 1, с. 40. Учащиеся читают текст самостоятельно, а затем учитель задает вопросы по содержанию... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Осваивать законы экономики учащимся предстоит всю жизнь. И делать это в будущем придется на практике, прокладывая свой путь. Можно... | ||
3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные... Некоторые аспекты работы с текстом на уроках русского языка и литературы в свете подготовки к выполнению задания части С.(Левахина... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Опросник «Карта интересов» (авторы А. Е. Голомшток, Е. А. Климов, О. П. Мешковская и др.) представлен достаточно широко в разных... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Отвечают на заданные заранее теоретические вопросы по теме урока известные из курса 7 и 6 классов | Методическая разработка урока по английскому языку. 8 Класс умк биболетова м. З Москвы; в уметь проводить воображаемую экскурсию по Москве; г учить логически строить высказывание; д провести практику в работе... | ||
Доклад по теме: Деятельность учителя в условиях введения новых стандартов Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика,... | Урока по теме «Социальная сфера жизни общества» Учитель объявляет учащимся тип занятия урок обобщения и комплексного применения знаний, называет тему урока | ||
Конспект урока по курсу «Истоки» (4 класс) Тема: отечество Звучит песня «С чего начинается Родина?» На фоне музыки учитель присоединяется к теме урока, к учащимся | Игра по истории: что? О сроках проведения игры и теме учащимся сообщается заранее. Участвовать в игре могут несколько команд |