Скачать 104.25 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 78» Доклад по теме: Деятельность учителя в условиях введения новых стандартов Учитель 1 квалификационной категории МОУ «ООШ №78» Плотникова Любовь Петровна Саратов 2012 Тема доклада: « Деятельность учителя в условиях введения новых стандартов».
Слайд 3 Педагогическая деятельность – это профессиональная активность учителя, в которой с помощью различных средств воздействия на ученика решаются задачи их обучения и воспитания. Деятельность учителя заключается в развитии у обучающихся самой потребности в самостоятельной работе, в самовыражении через различные виды деятельности. Многие школы сейчас включены в инновационную деятельность, потому что понимают, что без инноваций в наше время невозможно быть успешными и поддерживать должный уровень педагогического мастерства. К тому же, в соответствии с решением Правительства Российской Федерации уже несколько лет назад был издан Федеральный закон от 1 декабря 2007г. о новом понимании содержания и структуры понятия «Федеральный государственный образовательный стандарт» (ФГОС) Закон Российской Федерации № 309-ФЗ «Об образовании», статья 7: «В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования...». Что это значит для школы, для учителя? Это означает выход на принципиально новый уровень образовательных услуг и необходимость включения в инновационную деятельность, освоения новых требований к реализации ФГОС. В чем же новизна стандарта второго поколения и современного урока? Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. В XXI веке резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной. Современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров, с трудностью логического мышления и воображения. Как же привить интерес к предмету? Интерес к русскому языку и литературе можно привить через урок, книгу, внеклассное мероприятие, познавательные игры. «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет", - писал К.Д. Ушинский. Учение же, опирающееся на интерес обучающихся к предмету, становится более легким и плодотворным, способствует активному получению ими осознанных и прочных знаний. Слайд 4 В учебно-воспитательном процессе имеют место следующие взаимосвязанные виды педагогической деятельности учителя:
Я использую на уроках презентации, проекты, лекции-дискуссии, урок - семинар, урок-зачёт, урок-практикум, а также во внеурочной деятельности провожу познавательные игры: «Интеллектуальный КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?, «Своя игра», «Литературные викторины», « Кто хочет стать отличником?» Детям очень нравится, такие уроки развивают мыслительную активность каждого ученика, развивают его самостоятельность, повышают авторитет знаний. Они в этом заинтересованы, пытаются сами составлять вопросы, придумывать свои игры, презентации, рефераты, проекты на научно-практических конференциях, на внеклассных мероприятиях, на уроках. Это кропотливая, сложная работа, но одновременно занимательная, познавательная. Да, затрачивается много времени на подготовку к уроку, но результат того стоит. В школе проводим научно-практические конференции «Юные дарования» (5- 9 классы). Совместно с обучающимися учителя делают проекты в форме презентаций, рефератов, докладов на темы: «Память войны», «Вечные проблемы в трагедии В.Шекспира «Ромео и Джульетта», «Интересная фразеология», «Что такое орфоэпия?», «Нужно ли говорить правильно», «Это сложное сложное предложение» и другие. Метод проектов (слайд 5) Метод проектов – это самостоятельная исследовательская деятельность ученика, которая имеет не только учебную, но и научно-практическую значимость. Эта технология актуализирует важнейшие речевые умения, вовлекая учеников во все виды речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо), совершенствует умение работать с текстами разных стилей и типов речи на уровне информационно-смысловой обработки. В школе ученикам чаще всего поручаются различные виды самостоятельных работ. Начиная с 5-го класса, они всё охотнее и увереннее выполняют такие работы. (Слайд 6)Проекты делятся на следующие группы: 1.Мини-проекты: занимают 1 урок. 2. Краткосрочные проекты занимают 4 – 6 уроков. 3.Недельные проекты выполняются в группах. 4.Годичные проекты по русскому языку и литературе могут выполняться как в группах, так и индивидуально. В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации – выполняется во внеурочное время. Это серьёзное исследование, защита которого чаще всего проводится на городских научно-практических конференциях. Работа идет под руководством учителя. Возможно сочетание классных форм работы (лекции, диспуты) с внеклассными (экскурсии, видеосъёмки). Такое глубокое «погружение» делает проектную неделю оптимальной формой организации данной деятельности. Конечно, на ученика накладывается дополнительная нагрузка, но одновременно развиваются их способности и проводят досуг с пользой. Занятия внеурочной деятельности благотворно влияют на обучающихся, ведь каждая минута, проведённая в школе, даёт ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя как активную, творческую личность, расширяет его представления об окружающем мире. Надо заметить, что возрастные интересы и потребности подростков часто влияют на выбор вида проекта. Так обучающиеся 5 - 6-х классов с их огромной потребностью в межличностном общении проявляют большую склонность к игровым проектам. 7 – 8–классы любят работать над практико-ориентированными проектами – их уже значительный школьный опыт гарантирует успех в такой работе. Старшие подростки, обучающиеся 9-х классов, успешно справляются с исследовательскими проектами, у них хорошо развито теоретическое мышление и есть интерес к исследовательской работе. И практически все обучающиеся 5 – 9 классов охотно выполняют творческие проекты. Компьютерные технологии в обучении русскому языку и литературе. В начале XXI-го века технологии мультимедиа и Интернета получили широкое распространение в нашей жизни, что позволяет использовать их в качестве средства обучения, в том числе и обучения русскому языку и литературе. Информационные технологии позволяют любому учителю добиваться высоких результатов обучения, используя некий «пакет» дидактических и технических средств. В настоящее время программы, ориентированные на использование компьютерных и интернет-технологий, созданные учеными и учителями-предметниками, можно разделить на три большие группы: (слайд 7) - презентации - информационно-обучающие - тестирующие. Презентация хороша для объяснения новой темы или закрепления по пройденной теме. Информационно-обучающие программы более сложны в исполнении. Это может быть презентация или слайд с материалами урока, которые дополнены ссылками на электронные справочники, словари, интернет-репетиторы по предмету или на электронные библиотеки. Тестирующие программы как способ контроля очень широко распространены в современной школе: это варианты от простых карточек с вопросами до сложных многоуровневых программ. Ясно, что с помощью программного обеспечения учитель русского языка и литературы может разработать различные материалы. Это могут быть карточки с заданиями, тесты, опорные конспекты, схемы и т.д. Теперь существует большое количество компьютерных обучающих программ по русскому языку, словарей и энциклопедий, словарных и текстовых баз данных, которыми может воспользоваться учитель русского языка и литературы как при подготовке к уроку, так и на самом уроке. Есть в Сети методические материалы, тренажёры, тесты. Компьютерная деятельность на уроке русского языка ориентирована на поддержку традиционного курса обучения, и в этом случае она не только не отвлекает ученика от предмета, но и служит развитию у ребёнка повышенного интереса к нему. Компьютерные обучающие программы по русскому языку и литературе. а) Продукты серии «Уроки Кирилла и Мефодия» разработаны в соответствии с государственным стандартом образования РФ. Программы включают уроки по разным темам школьного курса русского языка и литературы. Разработки содержат основополагающие знания по изучаемому курсу, интерактивные тренажеры, материалы к контрольным занятиям, экзамену. б) Обучающий комплекс «Русская словарная лексика» предназначен для освоения одной из самых трудных тем русского языка – правописания словарных слов. В комплекс включены практически все слова, правописание которых нужно запомнить за годы учебы в школе. Его основу составляют 1200 озвученных тестовых заданий. Для каждого слова предлагается набор родственных слов и опорная графическая картинка, на которой зашифровано его правописание. Игровые технологии. (слайд 8) «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский Начало любой игры – это, прежде всего эмоциональная установка на игру, на восприятие игровых задач, когда активизируется мыслительная деятельность и воображение ребенка. Установка на игру обычно создается в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков, кинофрагментов. Для соединения дидактических (учебных) и игровых задач необходимы правила игры. Они организуют поведение играющих, обеспечивают игрокам равные условия. Обязательным структурным элементом игры является ее результат. Результат может быть наглядным (выиграл, отгадал, выполнил); менее заметным (получил удовольствие, заинтересовался вопросом). Разновидности игр. (слайд 9) Среди многообразия игр, которые используются в работе с детьми в школе, различают: учебно-ролевые (сюжетно-ролевые) и дидактические игры. Отличительной особенностью ролевых игр является то, что ученики вместе с учителем становятся исполнителями определенных ролей. Ролевые игры развивают фантазию, воображение и речь, имеют большое значение в нравственном воспитании. Дидактические игры специально создаются педагогами в учебно-воспитательных целях, являются познавательными и развивающими. В школьной практике широко используются словесные игры, уроки-путешествия, КВН, уроки-викторины и т.д. В настоящее время существует большое количество игр, которые учитель может использовать на уроке русского языка и литературы в процессе работы по игровой технологии (игры - путешествия; лингвистические кроссворды). Результативность игрового урока всегда зависит от соблюдения всех условий игры и грамотной последовательности ее этапов. Применение нестандартных уроков позволяет:
Конечно, диапазон возможностей информационных технологий гораздо шире и зависит от фантазии, творчества и технической подготовленности учителя, но в любом случае мы можем сделать вывод о том, что применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы не только делает процесс обучения интенсивным, но и повышает мотивацию современного школьника к занятиям, стимулирует его познавательный интерес и повышает эффективность групповой и самостоятельной работы. В сети есть еще большое количество текстовых баз данных, словарей и просто материалов по русскому языку, литературе – все их невозможно перечислить.(слайд 10) Главное, что современный учитель русского языка и литературы имеет возможность пользоваться всеми этими ресурсами, исходя из своих потребностей, целей и этапов конкретного урока. Успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя и психологически грамотной направленности его педагогической деятельности. (слайд 11) Введение стандартов нового поколения – это сложная и ответственная работа и, безусловно, очень интересная. Именно они помогут достичь нового качества в образовании. Таким образом, деятельность учителя до введения новых стандартов, если не меняется коренным образом, то существенно обновляется. Все нововведения направлены на усвоение обучающимся определенной суммы знаний и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Кроме знания основных нормативных документов ФГОС, методических принципов и структуры современного урока, для достижения новых образовательных результатов необходимо, чтобы учитель четко представлял, какие образовательные технологии следует использовать в учебном процессе. Список литературы. 1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку. 2. http://www.school2100.ru/upload/iblock/ - А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов. Как готовить учителей к введению ФГОС. 3. Ли В.Е. Применение компьютера на уроках русского языка // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – М.: Изд. Дом «Первое сентября», 2004. 4. Ульянова Е.В. Активизация интереса и познавательной деятельности на уроках русского языка через самостоятельные задания поискового и творческого характера // Русский язык в школе. – №5. – 2001. 5. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами [Текст]: рекомендации для учащихся, учителей и родителей / М.А.Ступницкая; художник А.А.Селиванов. – Ярославль: Академия развития, 2008. 6. На пути к новой школе. Современные образовательные технологии в опыте учителей Игринского района. - Игра, 2010. Методическое пособие. 7.Интернет-ресурсы. 8. Еремеева Е.В. Нетрадиционные формы промежуточного контроля знаний учащихся на уроках русского языка // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – М.: Изд. Дом «Первое сентября», 2004. |
Доклад по теме: «Управление педагогическим коллективом в условиях введения фгос» Цель моего выступления: раскрыть управление педагогическим коллективом образовательного учреждения в условиях введения фгос | Итоги работы лингвистической лаборатории маоу сош №10 г. Златоуста... Проведение мастер – классов по теме: «Методика и дидактика преподавания иностранного языка. Инновационные подходы к преподаванию... | ||
Урок-соревнование по математике «Полет в космос» Основная задача учителя в связи с внедрением стандартов второго поколения осознание не только новых целей, задач и содержания общего... | В условиях введения фгос Оценочная практика педагогов в условиях введения фгос / Тезисы IХ педагогической научно-практической конференции // Под ред зам директора... | ||
Утверждаю: директор школы Муниципального общеобразовательного учреждения «дудоровская средняя общеобразовательная школа» по совершенствованию материально –... | Аналитическая справка по внедрению фгос ноо В рамках внутришкольного контроля в течение 2011-2012 учебного года проводился персональный контроль учителя начальных классов в... | ||
Управление образования Администрации зато северск Томской области «Сохранение и укрепление здоровья школьников в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов начального... | Доклад по теме «Проектная деятельность младших школьников во внеурочной... Главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями... | ||
Публичный доклад муниципального дошкольного образовательного учреждения... «В объективе – образование» (Размышление на тему «Организация нод в условиях введения фгт») | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методическая тема года: «Обновление содержания образовательного процесса Центра детского творчества в условиях введения Федеральных... | ||
В рамках методического сопровождения реализации новых стандартов... «Урок в условиях фгос», предназначен для учителей и «Разрабатываем ооп школы в условиях реализации фгос», предназначен для администрации... | Концепция технопарка Технопарк в условиях дополнительного образования... Технопарк в условиях дополнительного образования как инструмент вовлечения молодежи в активную творческую продуктивную деятельность... | ||
О ходе введения фгос в мобу сош №31 г. Якутска Организация образовательной деятельности первоклассников в условиях введения фгос с 1 сентября 2012 года | Доклад о деятельности стажировочной площадки «Развитие информационно-образовательного... ... | ||
Инструментально-диагностическое обеспечение внеурочной деятельности... Самостоятельные занятия (работа над коллективными и индивидуальными проектами, курсовые работы) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Чеченской Республики в условиях введения фгос предназначена для оказания работникам образования теоретической и практической помощи... |