ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Филологический факультет
Кафедра русского языка и методики преподавания русского языка
ПРОГРАММА
вступительного испытания в магистратуру
по направлению 050100 Педагогическое образование
Магистерская программа: «Языковое образование»
Челябинск 2012
Пояснительная записка Характеристика программы
Цель: 1. Освоение теоретических основ языкознания.
2. Формирование умения определять термины лингвистического характера.
3. Владеть компетенциями филологического и языковедческого анализа текста; владения и описания языковых единиц различного уровня: лексемы, фразеологизма, морфемы, предложения. Общие указания
Магистрант должен показать знания программы по русскому языку, умения самостоятельно рассуждать и четко излагать свои мысли в соответствии с нормами русской речевой культуры.
Продолжительность экзамена – 1,5 астрономических часа. Фонетика и графика
Звуки гласные ударные и безударные; ударение в слове. Звуки согласные твердые и мягкие; звуки согласные звонкие и глухие.
Лексика и фразеология
Лексическое значение слова. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы.
Общеупотребительные слова. Профессиональные слова. Диалектные слова. Заимствованные слова. Устаревшие слова. Неологизмы. Понятие о фразеологизме.
Словообразование
Основа и окончание слова. Приставка, корень, суффикс. Чередование согласных и гласных в корнях слов. Способы словообразования в русском языке. Сложные и сложносокращенные слова.
Морфология
Имя существительное. Общее значение, морфологические признаки и синтаксическая роль.
Имя прилагательное. Общее значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. Способы образования существительных и прилагательных.
Имя числительное. Общее значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. Склонение количественных и порядковых числительных.
Местоимение. Общее значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. Склонение местоимений; правописание личных местоимений (3-го лица) после предлогов.
Глагол. Общее значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. Первое и второе спряжения. Разноспрягаемые глаголы. Формы изменения глагола: наклонение, число, род (в прошедшем времени и условном наклонении). Безличные глаголы. Способы образования глаголов.
Причастие. Причастие как особая форма глагола. Признаки глагола и прилагательного у причастия. Действительные и страдательные причастия. Причастия настоящего и прошедшего времени. Полные и краткие страдательные причастия. Роль причастий в предложении. Склонение причастий.
Деепричастие. Деепричастие как особая форма глагола. Признаки глагола и наречия у деепричастия. Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.
Наречие. Общее значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. Степени сравнения наречий.
Предлог. Предлог как служебная часть речи. Непроизводные и производные предлоги.
Союз. Союз как служебная часть речи. Союзы простые и составные. Союзы сочинительные и подчинительные.
Частицы. Частица как служебная часть речи. Формообразующие, отрицательные и модальные частицы.
Междометия. Значение междометий и их роль в речи.
Синтаксис
Словосочетание и предложение. Отличие словосочетания от слова и предложения. Главное и зависимое слово в словосочетании. Виды связей слов в словосочетании. Связь между подлежащим и сказуемым.
Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Простые предложения с двумя главными членами. Подлежащее и способы его выражения. Сказуемое и способы его выражения. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельства места, времени, причины и другие; способы их выражения. Простые предложения с одним главным членом в форме сказуемого. Простые предложения с одним главным членом в форме подлежащего.
Неполные предложения. Предложения с однородными членами. Однородные члены предложения, связанные союзами и интонацией. Обобщающие слова в предложениях с однородными членами.
Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями Обращение, его место в предложении. Предложения с вводными словами. Вводные предложения.
Предложения с обособленными членами. Обособленные определения: причастный оборот, приложение. Уточняющие члены предложения. Сравнительный оборот. Обособленные обстоятельства. Деепричастные обороты. Обособленные обстоятельства с предлогами несмотря на, невзирая на, благодаря и т.д.
Прямая и косвенная речь. Цитата.
Сложные предложения с союзами и без союзов. Сложносочиненные предложения. Отличие сложносочиненного предложения от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами.
Сложноподчиненные предложения. Главное и придаточное предложения. Виды придаточных предложений. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными (с соподчинением, однородным, неоднородным и последовательным подчинением).
Бессоюзные сложные предложения. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Сложные предложения с различными видами связи (союзной и бессоюзной). Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью.
Орфография
Орфограммы-буквы.
Употребление буквы ь для обозначения мягкости согласных. Разделительные ъ и ь.
Буквы з и с на конце приставок на -з(с). Гласные е-и в приставках пре- и при-. Правописание проверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
Чередующиеся гласные о-а в корнях гор-гар, кос-кас, лож-лаг, рос-раст. Чередующиеся гласные е-и в корнях мер-мир, дер-дир и других. Соединительные гласные о-е в сложных словах. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Буква е в суффиксе -ен- существительных на – мя; о и е после шипящих в суффиксах существительных -онк-, -онок-, -енок- и -ок-. Буквы е и и в суффиксах -ек-, -ик-. Различение на письме согласных в суффиксах -чик-, -щик-.
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. Буквы о и е после шипящих в окончаниях прилагательных. Н и нн в суффиксах прилагательных -ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-).
Различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Правописание гласных в окончаниях количественных числительных. Употребление ь в середине и на конце числительных.
Правописание гласных в личных окончаниях глаголов. Буква ь на конце глаголов после шипящих. Различение на письме -тся и -ться. Гласные в суффиксах глагола -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-). Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения.
Правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Н и нн в суффиксах полных и кратких причастий.
Различение о и а на конце наречий. Мягкий знак на конце наречий, оканчивающихся на шипящие.
Орфограммы-дефисы.
Слитное и дефисное написание слов с пол-. Дефис в сложных прилагательных. Дефис в местоимениях с суффиксами -то, -либо, – нибудь и приставкой кое-. Дефисное написание наречий. Дефис в предлогах из-за, из-под. Дефис в междометиях.
Орфограммы — слитное и раздельное написание.
Раздельное написание предлогов с местоимениями. Слитное и раздельное написание наречий.
Слитное и раздельное написание предлогов (в течение, ввиду и т.д.).Слитное и раздельное написание союзов. Отличие союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами; отличие союза также от наречия с частицей.
Не с именами существительными. Не с именами прилагательными. Не и ни в местоимениях. Не с глаголами. Не с причастиями. Не с деепричастиями. Не и ни в наречиях. Не с наречиями на -о (-е). Слитное и раздельное написание частиц не и ни с разными частями речи.
Большая буква в собственных именах и собственных наименованиях.
Пунктуация
Знаки препинания. Тире между подлежащим и сказуемым. Запятая между однородными членами в предложении. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при обращении. Знаки препинания при вводных словах и предложениях. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения. Выделение запятой сравнительного оборота. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Знаки препинания при цитировании. Запятая между частями сложносочиненного предложения. Запятая между главным и придаточным предложениями. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Культура русской речи
Нормы устной и письменной речи. Типы норм. Качества речи. Стили речи. Языковые средства разных стилей речи. Типы речи: рассуждение, описание, повествование. Целостность и связность как конструктивные признаки текста. Средства связи предложений и частей текста.
Трудоустройство: учитель русского языка в школы, гимназии, лицеи, педколледжи.
Программа вступительных испытаний
Форма проведения: тестирование по основным научным разделам языкознания
Цель: проверка теоретических знаний по языкознанию и умений по лингвистическому анализу
Задачи: 1. Проверить знания по основным разделам языкознания (лексикологии, фразеологии, морфологии, синтаксиса). 2. Выявить умения по грамматическому и семантическому анализу языковых единиц различного уровня. 3. Определить способность к лингвистической интерпретации, многостороннему анализу разноуровневых фактов языка.
Тематика вопросов для подготовки:
Понятие русского литературного языка как нормированной и обработанной формы общенародного языка; литературный язык, язык художественной литературы. Понятие о функциональных стилях русского литературного языка.
Фразеологическая единица, её признаки.
Понятие номинативного строя русского языка: лексический и фразеологический составы языка. Понятие о слове как основной единице лексики. Понятие о фразеологизме. Системные отношения между лексемами, фразеологизмами (синонимия, омонимия, антонимия).
Соотношение фразеологизма со словом, словосочетанием, сочетанием слов, предложением.
Лексика исконно русская и заимствованная. Основные пласты исконно русской лексики: общеславянская, восточнославянская, собственно русская. Старославянизмы и их признаки. Источники и время заимствования иноязычных слов.
Семантико-грамматические классы фразеологизмов.
Морфемика. Слово и морфема. Морфемный состав слова. Морфемы как значимые части слова (префикс, корень, суффикс, окончание, постфикс). Основы производные и непроизводные. Основы свободные и связанные.
Признаки фразеологического значения.
Понятие словопроизводства. Основные типы лексической деривации в современном русском языке. Лексико-синтаксическое, лексико-семантическое, морфолого-синтаксическое словопроизводство. Морфологический способ словообразования, его разновидности: аффиксация, виды аффиксации, сложение, аббревиация.
Признаки слова как языковой единицы.
Морфология как грамматическое учение о слове и фразеологизме. Понятие частей речи. Принципы распределения слов по частям речи в современном русском языке.
Признаки книжной лексики.
Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных в современном русском языке. Грамматические категории имени существительного (категория рода, категория числа, категория падежа).
Архаизмы и историзмы, их свойства в каждом классе слов.
Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды прилагательных: качественные, относительные, притяжательные.
Синонимия фразеологизмов.
Глагол как часть речи. Система форм русского глагола (личная, инфинитив, причастие, деепричастие). Словообразовательные классы и группы глаголов. Спряжение глагола.
Признаки разговорно-бытовой лексики.
Коммуникативная сущность предложения. Основные признаки предложения. Грамматические категории предложения: синтаксическое лицо, синтаксическое время, модальность. Актуальное членение предложений.
Синтаксические модели фразеологизмов.
Варьирование как семантическое свойство русских фразеологизмов.
Классификация простых односоставных предложений.
Наречие как часть речи. Семантические и грамматические свойства.
Системные отношения в лексике и фразеологии русского языка.
Перифраз как лингвистическое явление.
Учение о фразеологизме
История паремиологических учений.
Теория простого предложения.
Оценка за тест выставляется в количестве 100 баллов из расчета 5 баллов за каждый верный ответ теста. Всего в тесте 20 вопросов, на каждый из них дается только один правильный ответ.
Адмони В.Г. Грамматический строй как система построения и общая теория грамматики. Л., 1988
Акимова Г.Н. Новое в синтаксисе современного русского языка. М.,1990.
Алаторцева С. И. Проблемы неологии и русской неографии. М., 1999.
Алефиренко Н.Ф., Золотых Л.Г. проблемы фразеологического значения и смысла. – Астрахань: Изд. дом «Астраханский ун-т», 2004 . – 296 с.
Алпатов В. М. Об антропоцентрическом и системоцентрическом подходе к языку // Вопросы языкознания. – 1993. – № 3.
Апресян Ю. Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. М, 1974.
Арутюнова Н. Д. Истина: фон и коннотация // Логический анализ языка. Культурные концепты. М., 1991.
Аскольдов С. А. Концепт и слово // Русская словесность. - М., 1997.
Ахманова О. С. Основы компонентного анализа. М., 1969.
Бабайцева В.В. Система членов предложения в современном русском языке.
Бабайцева В.В. Явления переходности в грамматике русского языка. М., 2000
Бабенко Л.Г., Васильев И.Е., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. Екатеринбург, 2000
Баранов А. Н. Постулаты когнитивной семантики // Изв. РАН. Серия литературы и языка. - 1997. - №1.
Барлас Л.Г. Источник текстовой выразительности // Проблемы экспрессивной стилистики. Ростов-на-Дону, 1987
Беляева Е.И. Функционально-семантические поля модальности в английском и русском языках. Воронеж, 1985
Бондарко А.В. Функциональная грамматика Л., 1984
Бондарко А.В. Теория значения в системе функциональной грамматики М., 2002
Будейко В.Э. история лингвистических учений: Учебное пособие, Челябинск.: ООО «Полиграф-Мастер», 2006. – 300 с.
Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики) М., 1997
Бурмако В.М. фразеология современного русского языка. – Челябинск, 2006. – 67 с.
Валгина Н. С. Активные процессы в современном русском языке. Учебное пособие. М.: Логос, 2001.
Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. М.,2000
Васильев Л. М. Значение в его отношении к системе языка. Уфа, 1985.
Васильев Л. М. Современная лингвистическая семантика. – М.: ВШ, 1990.
Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. М.,1999
Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Лингвострановедческая теория слова. М, 1980.
Винарская Е.Н. Выразительные свойства текста. М.,1989
Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. М.,1972
Виноградов В.В. Основные проблемы изучения образования и развития русского литературного языка. М. 1958. С. 47=71, 78-81.
Виноградов В. В. Основные типы лексических значений слова // Виноградов В.В. Лексикология и лексикография. Избр. Труды. М., 1977.
Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка XVII XIX вв.. М. 1988
Винокур Г.О. Русский язык. - В кн.: Избранные работы по русскому языку. М.1959.
Винокур Г.О. О языке художественной литератруры. – М.: Высшая школа, 1991. – 448 с.
Воловик Н. Н. Отраженная синонимия в русском языке: Автореф. КД. М., 1986.
Гак В. Г. Метафора: Универсальное и специфическое // Метафора в языке и тексте. М., 1988.
Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М, 1981.
Гольдин В. Е. Теоретические проблемы коммуникативной диалектологии: Автореф. ДД. Саратов, Саратовский гос. ун-т, 1997.
Горбачевич К.С. Изменение норм русского литературного языка. Л.,1971.
Горшков А.И. История русского литературного языка. М. 1971
Граудина Л.К. Вопросы нормализации русского языка. Грамматика и варианты. М.,1980
Гридина Т. А. Проблемы изучения народной этимологии. Свердловск, 1986.
Гулыга Е.В., Шендельс Е.И. Грамматико-лексические поля в современном немецком языке. М., 1969
Демидова К. И. Методическое руководство к лексикологическому анализу текста современного русского языка. Екатеринбург, УрГПУ, 1999.
Демидова К. И. Синкретичные явления в лексике современного русского языка // Языковая деятельность: переходность и синкретизм. Сб. статей. – 2001. – Вып. 7. Москва-Ставрополь.
Демидова К. И. Слово как единица лексико-семантического уровня языка. Методические разработки. Екатеринбург, УрГПУ, 1994.
Дискурсивные слова русского языка: опыт контекстно-семантического описания. М.,1998
Долгих Н. Г. О трех направлениях в разработке метода компонентного анализа применительно к лексическому материалу // НДВШ. Филологические науки. – 1974. – № 2.
Единицы разных уровней грамматического строя языка и их взаимодействия. М., 1969
Ермакова О.П. Семантика производного слова. М., 1980
Ефимов А. И. История русского литературного языка. М. 1978
Жирмунский В.М. О природе частей речи их классификации // Общее и германское языкознание. Л., 1976
Жуковская Л.П. О некоторых проблемах истории русского литературного языка древнейшей поры// ВЯ, 1972, № 5, С. 62 - 76.
Зарубежная лингвистика, Т. III: пер. с англ., нем., фр. Общ. ред. В.А.Звегинцева. – М.: Изд-во «Прогресс», 1999. – 352 с.
Зеленщиков А.В. Пропозиция и модальность. СПб., 1997
Земская Е.А., Китайгородская М.В., Ширяев Е.Н. Русская разговорная речь. Общие вопросы. Словообразование. Синтаксис. М., 1981
Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. М., 1973
Золотова Г.А.,Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка.М., 1998
Иванчикова Е.А. Видовременной контекст в художественном повествовании. М., 1976
Караулов Ю. Н. Показатели национального менталитета в ассоциативно-вербальной сети // Язык. Сознание и образ мира. М., 2000.
Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987.
Караулов Ю. Н. Язык: система и функционирование. М., 1988.
Комарова 3. И. Семантическая структура специального слова и ее лексикографическое описание. Свердловск, 1991.
Комлев Н. Г. Слово в речи. М., 1992.
Крысин Л. П. Русский язык на рубеже веков // Русская речь. – 2000. –№ 1.
Крысин Л. П. Словообразование или заимствование? // Русский язык в школе. – 1997. – № 6.
Кубрякова Е. С. Типы языковых значений. Семантика производных значений. М, 1981.
Кубрякова Е. С. Номинативный аспект речевой деятельности. М., 1986.
Кубрякова Е. С. Семантика в когнитивной лингвистике // Изв. РАН. – 1999 – Т. 58. – №5-6.
Кузнецова А. И. Понятие семантической системы языка и методы ее описания. М., 1963.
Лаптева О.А. Русский разговорный синтаксис. М., 1976.
Ларин Б.А. Лекции по истории русского литературного языка (X - середина XVIII в). М. 1975. С.5- 93.
Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. К вопросу о месте психолингвистического анализа в проблематике школьной грамматики (части речи как психолингвистическая проблема). М., 1969, гл.4, п.4
Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л. 1957
Лукин В.А. Художественный текст: основы лингвистической теории и элементы анализа. М., 1999
Малаховский Л. В. Теория лексической и грамматической омонимии. Л., 1990.
Маслова В.А. Когнитивная лингвистика: учебное пособие. – Минск: ТетраСистемс, 2004. – 256 с.
Мещанинов И.И. Члены предложения и части речи. Л., 1978
Мигирин В. Н. Очерки по теории процессов переходности в русском языке. Бельцы, 1971.
Михайлова О. А. Ограничение в лексической семантике. Семасиологические и лингвокультурологические аспекты. Екатеринбург, 1998.
Москальская О.И. Грамматика текста. М., 1981
Новиков Л. А. Семантика русского языка. М., 1982.
Обнорский СП. Избранные работы по русскому языку. (Раздел: Происхождение русского литературного языка). М.,1960.
Обнорский СП. Очерки по истории литературного языка старшего периода. М.-Л. 1946.
Панов М.В. О частях речи в русском языке.// Филологические науки, 1960, №4.
Панов М.В. Позиционная морфология русского языка. М., 1999
Переходность и синкретизм в языке и речи. М.,1991
Покусаенко В.К. Переходные конструкции в области сложного и простого предложения Ростов н/Д., 1983
Русская разговорная речь /отв. Ред. Е.А.Земская. М., 1973
Русский язык и советское общество. 4.1. Лексика. Под ред. М. В. Панова. М, 1964.
Русский язык и современность. Проблемы и перспективы развития русского языка. М.,1991
Рахилина Е. В. О тенденциях в развитии когнитивной семантики // Изв. РАН. – 2000. – Т. 59. – №3.
Рут М. Э. Образная номинация в русском языке. Екатеринбург, 1999.
Скляревская Г. Н. Прагматика и лексикография // Язык - система. Язык -текст. Язык - способность. М., 1995.
Скляревская Г. Н. Языковые метафоры в толковом словаре. М., 1988.
Словарь. Грамматика. Текст. М.,1996
Соболевский А.И. История русского литературного языка. Л. 1980
СолганикГ.Я. Стилистика текста. М., 1997
Срезневский И.И. Мысли по истории русского языка. М.1959
Стародумова Е.А. Русские частицы М., 1997
Стернин И. А. Проблема анализа структуры значения слова. Воронеж, 1979.
Стернин И. А. Лексическое значение слова в речи. Воронеж, 1995.
Телия В. Н. Когнитивный аспект семантики номинативных единиц. М., 1986.
Телия В. Н. Метафора как проявление антропоцентризма в языке // Роль человеческого фактора в языке. М., 1988.
Темпоральность. Модальность. Л., 1990
Теория функциональной грамматики Л., 1987, 1991
Тихонов А.А. Русский глагол. М., 1998
Толстой Н.И. К вопросу о древнеславянском языке как общем языке южных и восточных славян.
Тураева З.Я. Категория времени: время грамматическое и время художественное. М., 1979
Улаханов И.С. Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация. М., 1996.
Улуханов И. С. О новых заимствованиях в русском языке // Русский язык в школе. - 1994. - № 1.
Филин Ф.П. Происхождение русского, украинского и белорусского языков. МЛ 970
Функциональная семантика: пропозиционные структуры и модальность. М., 1988
Уфимцева А. А. Лексическое значение. Принципы семасиологического описания лексики. М.: Наука, 1986.
Филин Ф.П. Истоки и судьбы русского литературного языка. М. 1981
Филиппов А. В. К проблеме лексической коннотации // Вопросы языкознания. - 1978. - № 1.
Чепасова, А.М. Семантические и грамматические свойства фразеологизмов. – Челябинск: ЧГПИ, 92 с.
Чудинов А. П. Современная Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры. Екатеринбург, 2001.
Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. Л., 1990
Шапошников В. Н. Русская речь 1990-х. // Современная Россия в языковом отражении. М., 1998.
Шахматов А.А. Очерк современного русского литературного языка. М. 19421.С.60-70.
Шахматов А.А. Русский язык и его особенности. В. кн.: История русской литературы до XIX в. М. 1966. С. 39 -63.
Шведова Н.Ю. Местоимение и смысл. М., 1998
Шендельс Е.И. Грамматика текста и грамматика предложения // Иностранные языки в школе.-1985.-№ 4.
Шмелев Д. Н. Проблема семантического анализа лексики. М., 1973.
Шмелёва Т.В. Семантический синтаксис М..1988
Щерба Л.В. О частях речи в русском языке // Избранные работы по русскому языку. М.,1957
Щур Г.С. Теория поля в лингвистике. М., 1988
Эко У. отсутствующая структура. Введение в семиологию. – Санкт-Петербург: symposium, 2006. – 544 с.
Явления синкретизма в синтаксисе русского языка. Ростов н/Д., 1992
Якубинский Л.П. История древнерусского языка. М. 1953.
|