Скачать 80.71 Kb.
|
Зайдуллин Наиль, Мухин Антон 2 курс ГАОУ СПО «Уфимский топливно-энергетический колледж» Руководитель: Сухарева Галина Витальевна Тема работы: Использование симметрии в произведениях художественной литературы. e-mail: SGV1512@yandex.ru Введение Литература и математика - что может объединять эти далекие друг от друга области знаний? Литературу, с ее интересом к духовному миру человека, поисками нравственных ценностей, смысла жизни, и математику, предпочитающую строгий научный подход и абстрактную форму интуиции. Литература ищет гармонию между человеческой душой и природой. Математика же создала адекватные методы математического описания знаков природы. Это замечательное свойство делает математику универсальным инструментом для всех естественных наук. Гипотеза Перефразируя знаменитые слова Софьи Васильевны Ковалевской, что каждый математик должен быть немного поэтом в душе, в своей работе мы попытаемся доказать, что многим поэтам и писателям были не чужды математическая логика и строгие научные рассуждения. Актуальность Актуальность темы определена исследованием произведений русской классики, в которых прослеживаются различные виды симметрии и доказать, что художественная литература существует не только для литераторов, как и математика не только для математиков. Цель исследования Целью исследования является поиск различных видов симметрии в художественной литературе и их объяснение. Объект исследования Объектом исследования являются произведения русской классической и современной художественной литературы. Задачи исследования Анализ сюжетных линий в произведениях русской классики с точки зрения математики. Методы исследования
Французский поэт Валери сказал: «Если бы логик всегда должен был оставаться логически мыслящей личностью, он бы не стал и не мог бы стать логиком; и если поэт всегда будет только поэтом, без малейшей склонности абстрагировать и рассуждать, никакого следа в поэзии он не оставит».1 Жизнь человека и общества постоянно требует сложных решений, выходящих за рамки любой профессии, любого специализированного образа мысли. Наша исследовательская работа лишний раз подтверждает знаменитую истину, что математика не признаёт упрощенного подхода, основанного на фантазии и правдоподобности, и является «царицей всех наук»2. В исследовании мы хотим подтвердить наше предположение о том, что многие поэты и писатели всё-таки являются математиками в душе и многим математикам свойственны поэтические таланты. Симметрия повсюду вокруг нас. Понятие симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. Оно встречается уже у истоков человеческого знания; его широко используют все без исключения направления современной науки. И литература не стала исключением. Например, симметрия хорошо прослеживается в комедии А. В. Гоголя «Ревизор», которая подчиняется закону кругового движения. Действие комедии начинается и заканчивается приездом ревизора. В первых словах комедии городничий сообщает приглашенным чиновникам: «К нам едет ревизор». Предпоследнее явление V акта начинается подытоживающими все происшедшее в комедии словами почтмейстера: «Чиновник, которого мы приняли за ревизора, был не ревизор». Здесь ощущается кольцеобразность композиции.
Зеркальную симметрию можно проследить в следующих произведениях: - Рассказ Л.Н. Толстого «После бала». Центральным моментом рассказа является сцена экзекуции. «Вся жизнь переменилась от одной ночи или, скорее, утра», - вот слова, доказывающие значение этой части. Это самое варварское наказание, которое практиковалось в прежние времена. За какую-либо провинность давалось большое количество ударов – тысяча или больше, человек, конечно, не выдерживал и умирал. Но и мертвого его продолжали бить. Именно она разделяет произведение на две картины: «Бал» и «После бала». Л.Н. Толстой показывает контраст между ними, между светской жизнью и жизнью солдата. Автор показывает основы того строя, на котором покоится это благополучие, роскошь.
- Рассказ «Старуха Изергиль» М. Горького. «Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями», - так Горький описывает нам главную героиню рассказа – старуху Изергиль. Именно она рассказала герою две легенды, содержание которых запали ему в душу. Первая история рассказывает нам о красивом и сильном юноше с холодными глазами – о Ларре, о его гордости и несчастной судьбе. Полной ее противоположностью является вторая легенда, главным героем которой был «Данко – молодой и смелый красавец». Автор сравнивает и противопоставляет эти рассказы, пользуясь свойствами антитезы. Но там, где противопоставление, там и симметрия (конечно, не во всех произведениях, но именно здесь).
Симметрия данного произведения отразилась не только в его композиции, но и в самом изложении рассказа. на бумаге. Горький разделил произведение на три части: - I часть показывает читателю место действия и главных героев. Далее идет рассказ первой легенды – легенды о Ларре. - II часть повествует о судьбе героини – старухи Изергиль. - III часть рассказывает вторую легенду – легенду о Данко и опять возвращает читателя к «шуму волн». Таким образом, в рассказе «Старуха Изергиль» явно обнаруживаются две симметричные легенды – легенда о Ларре и легенда о Данко. М. Горький показал жизненные позиции героев:
Осью симметрии является главная героиня – старуха Изергиль: живет для себя (как Ларра), но среди людей (как Данко). - Повесть М. А. Булгакова. «Собачье сердце». Композиция этой повести основана на конфликте двух центральных персонажей – Шарикова и профессора Преображенского. Именно в этом конфликте раскрывается сущность каждого персонажа. Шариков отстаивает идею мира нового советского государства, а профессор Преображенский защищает мир старой России. Автор делает основной акцент на противопоставлении этих миров. Оно выражается не только отдельными моментами сюжета, но и композиционными особенностями построения повести. Всё произведение можно разделить на две части. В первую часть можно включить события, происходящие до операции, а во вторую часть - после операции. Эти части симметричны относительно друг друга, потому что в их построении присутствуют одинаковые элементы.
- Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль». Если сравнивать героев комедии, то можно заметить их четкое разделение на положительных и отрицательных. Такое свойство характерно для всех произведений, написанных в стиле классицизма. Но в пьесе «Недоросль» есть одна особенность: число положительных и отрицательных героев одинаково. К первым можно отнести Стародума, Правдина, Милона и Софью, а ко вторым Простакову, Простакова, Скотинина и Митрофана. И положительных, и отрицательных героев одинаковое число. Именно в этом и заключается симметрия комедии. Но что же является осью симметрии? Какой человек не примыкает ни к первой, ни ко второй стороне? Это, безусловно, сам автор произведения – Дмитрий Иванович Фонвизин. Конечно, он отдает предпочтение положительным героям, но все же не показывает свою позицию конкретно.
Таким образом, на примере комедии «Недоросль», обнаруживается новый тип симметрии в литературе, в котором симметричны главные герои относительно автора. Заключение Таким образом, на примерах произведений А.В. Гоголя «Ревизор», Л.Н. Толстого «После бала», М. Горького «Старуха Изергиль», М.А. Булгакова «Собачье сердце», Д.И. Фонвизина «Недоросль» нам удалось доказать, что принципы симметрии существуют не только в математике, но и в литературе. Литература: 1. Алексеев М.П. Исследование "Пушкин и наука его времени". / текст. Стр.37 2. Видеман Т. Н., Алтухова Е. В., Мазурова Н. И., Бакулевская С. С., Докучаева Н. А. Математика. Рефераты. Волгоград. 2009год 3. Гоголь А. В. Статья из сборника «Арабески» 1835 «Об архитектуре нашего времени» 4. Гомер. Илиада. Песнь шестая 5. Депман И. Я. Виленкин Н. Я. За страницами учебника математики М., «Просвящение» 1989 С. 191 6. Козлов С.Софья Васильевна Ковалевская: приложение «Математика» к газете «Первое сентября» [Текст] / - 2009. -№18.-С. 2-3. 7. Шикина, Г. Е. Гуманитариям о математике [Текст] / М: УРСС, 2001. 8. Математика в школе, 1989 г., №5 9. Фотина И. В. Математика. Коллективный способ обучения. Волгоград, 2009 г. 1 Валери П.. Об искусстве стр. 17 2 Карл Фридрих Гаусс. Сборник статей, М., 1956. |
Мониторинг 08. 10. 2012 Методические рекомендации в помощь преподавателю: издание гаоу спо «Уфимский топливно – энергетический колледж». – Уфа, 2012г | Программа производственной практики Методические рекомендации в помощь преподавателю: издание гаоу спо «Уфимский топливно – энергетический колледж». – Уфа, 2012г | ||
Удк 004. 9 Коржик И. А Методические рекомендации в помощь преподавателю: издание гаоу спо «Уфимский топливно – энергетический колледж». – Уфа, 2012г | Проблемы и тенденции развития экономических процессов Методические рекомендации в помощь преподавателю: издание гаоу спо «Уфимский топливно – энергетический колледж». – Уфа, 2012г | ||
Задание на разработку контрольных измерительных материалов Назначение ким Методические рекомендации в помощь преподавателю: издание гаоу спо «Уфимский топливно – энергетический колледж». – Уфа, 2012г | Анализ итоговой аттестации выпускников средней школы за 2010 2011 учебный год Методические рекомендации в помощь преподавателю: издание гаоу спо «Уфимский топливно – энергетический колледж». – Уфа, 2012г | ||
Отделение статистики, анализа данных и демографии статистические... Методические рекомендации в помощь преподавателю: издание гаоу спо «Уфимский топливно – энергетический колледж». – Уфа, 2012г | Методические рекомендации по разработке контрольно измерительных... Методические рекомендации в помощь преподавателю: издание гаоу спо «Уфимский топливно – энергетический колледж». – Уфа, 2012г | ||
Управление федеральной миграционной службы по ставропольскому краю... Методические рекомендации в помощь преподавателю: издание гаоу спо «Уфимский топливно – энергетический колледж». – Уфа, 2012г | Отчет по результатам самообследования в гаоу спо рб салаватский медицинский... Гоу салаватское медицинское училище преобразовано в гоу спо мз рб салаватский медицинский колледж. На основании распоряжения Правительства... | ||
Рабочая программа предназначена для специальности среднего профессионального... Л. А. Ефимова- преподаватель общепрофессиональных дисциплин и пм огбоу спо «Иркутский энергетический колледж» | Отчёт о результатах самообследования Положением о проведении самообследования в согбоу спо «Десногорский энергетический колледж» проведена процедура самообследования... | ||
Рабочая программа профессионального модуля пм. 04 Проведение лабораторных... Гаоу спо «Казанский медицинский колледж» Мавзютовой Ириной Павловной, а так же кандидатом биологических наук, преподаватель микробиологии... | Программа предназначена для специальностей спо технического профиля... Беспалова Г. А.– преподаватель математических дисциплин огбоу спо «Иркутский энергетический колледж» | ||
Образовательное учреждение республики башкортостан «уфимский м едицинский... Программа подготовки специалистов среднего звена (далее ппссз) по специальности 34. 02. 01 Сестринское дело (базовой подготовки) | Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие Сухарева, Л. И. Журналистика и русский язык. Элективный курс. 10 – 11 классы: учебно-методический комплект / Л. И. Сухарева. – М.:... |