И. М. Полякова учебно-методический комплекс





Скачать 267.97 Kb.
НазваниеИ. М. Полякова учебно-методический комплекс
страница1/5
Дата публикации08.01.2015
Размер267.97 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5



Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего и профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

И.М. Полякова

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

к изучению курса
«Теоретическая грамматика английского языка»
для студентов III курса

отделения романо-германской филологии

факультета филологии и журналистики

Ростов-на-Дону

2007
Учебно-методический комплекс разработан кандидатом филологических наук, доцентом кафедры английской филологии И.М. Поляковой
Рецензент: канд. филол. наук, преп. И.В. Волков

Ответственный редактор: доктор филол. наук, доцент С.Г.Николаев


Печатается по решению кафедры английской филологии факультета филологии и журналистики Южного федерального университета.
Протокол № 7 от 22 февраля 2007 г.

Содержание

Введение………………………………………………….………..…..………… …...4
1 Содержание учебной программы…………….……………...………………… 7
2 Учебно-тематический план
2.1 Лекционные занятия …………………..….……………..…..……. …………… .9
2.2 Семинарские занятия ………………………………..….………… ……………13
3 Организация самостоятельной работы
3.1 Содержание самостоятельной работы …………………….…………………. 23

3.2 Примерная тематика рефератов……………………………… ... …………… 24

3.3 Содержание курсовых и дипломных работ…………………………………… 25
4 Учебно-методическое обеспечение дисциплины

4.1 Основная и дополнительная литература…………………………..................... 27

4.2 Содержание контроля знаний студентов …………………….………………...29

4.3 Итоговый семестровый контроль …………………………….………………...36

ВВЕДЕНИЕ

Курс "Теоретическая грамматика английского языка" как одна из дисциплин частного языкознания изучается по окончании нормативного курса практической грамматики. Цель курса – дать студентам систематические и углубленные знания о грамматическом строе современного английского языка и раскрыть наиболее важные и сложные проблемы, возникающие при его изучении, учитывая достижения отечественного из зарубежного языкознания. Исходя из этого. основными задачами курса теоретической грамматики английского языка являются следующие:

  • изложение и закрепление теоретических основ грамматики английского языка с учетом новейших исследований в данной области, систематизация на теоретической основе нормативных знаний по грамматике английского языка, приобретенных студентами в предшествующие годы на практических занятиях;

  • формирование у студентов научного представления о формальной и смысловой структуре единиц и средств, образующих грамматический строй английского языка, об их функционировании в тексте;

  • знакомство студентов с наиболее крупными работами отечественных и зарубежных лингвистов по отдельным вопросам теории грамматики английского языка; развитие умения студентов самостоятельно перерабатывать текущую научную информацию;

  • изучение новейших методов лингвистического анализа, связанных с рассмотрением явлений языка в рамках различных современных лингвистических учений, таких как теория речевых актов, прагматика, когнитивистика и т.д.

  • ознакомление с особенностями стилистического использования единиц морфологии и синтаксиса, осмысление процессов взаимодействия грамматических и лексических факторов;

  • формирование профессиональных навыков студентов как будущих филологов-германистов.

В курсе “Теоретической грамматики английского языка” нашли отражение особенности современного состояния науки о языке, стремление ученых предложить новые методы изучения языковых явлений, необходимость увязать язык и речь с потребностями общения на языке. Особое место отводится рассмотрению грамматических категорий, их семантико-функциональной значимости, особенностей отражения в грамматической семантики единиц морфологического уровня восприятия реальности и человеческого опыта. В центре внимания, поэтому оказывается человек и его мировосприятие, отношение к месту, времени и пространству, к тому, что и как говорящим утверждается, отрицается или подвергается сомнению.

Курс состоит из лекционных и семинарских занятий и проводится на английском языке. Курс рассчитан на 68 часов и проводится в два семестра на третьем курсе (34 часа на 5-м семестре и 34 часа на 6-м семестре). На лекциях освещаются наиболее важные проблемы грамматической теории и поясняются наиболее сложные явления. На семинарах обсуждаются отдельные вопросы теории, студенты выступают с рефератами, докладами, проводят анализ отрывков из художественного текста. При подготовке к семинарско­му занятию студенты работают над лекционным материалом, читают литера­туру на английском языке (работы отечественных и зарубежных лингвистов), учебники и учебные пособия по теоретической грамматике английского языка. Ряд тем отводится для самостоятельной проработки. На лекционных и практических занятиях, а так же во время самостоятельной работы по теоретической грамматике студенты получают углубленные зна­ния о грамматическом строе современного английского языка, грамматиче­ских категориях и формах, о взаимодействии различных уровней языка, о коммуникативной направленности высказывания, о взаимодействии единиц, образующих текст и т.п.

При изучении теоретической грамматики английского языка студенты должны научиться:

*читать рекомендуемую научную литературу на английском языке, выделять основные теоретические положения,

*критически оценивать различные научные концепции, сопоставлять точки зрения ученых по проблемным вопросам теоретической грамматики,

*выбирать из текстов художественной литературы примеры, подтверждающие те или иные теоретические положения,

*раскрывать сущность рассматриваемого грамматического явления, четко обосновывать свою точку зрения,

*применять на практике полученные теоретические знания и методы грамматического анализа,

*применять полученные знания при лингвостилистическом анализе художественного текста.

1 Содержание учебной программы

Часть 1 Морфология современного английского языка

Раздел 1 Введение в теоретическое изучение грамматики английского языка. Место грамматики в системном подходе к изучению языка, история грамматических учений. Морфология и синтаксис. Функциональная грамматика: современный взгляд. Грамматические категории в свете функционально-коммуникативного подхода. История развития грамматических учений.

Раздел 2 Части речи. Система частей речи в современном английском языке. Форма и содержание. Различные подходы к проблеме частей речи. Грамматические классы слов. Части речи и члены предложения. Знаменательные и служебные части речи.

Раздел 3 Имя существительное. Грамматическое значение имени существительного. Словообразование существительного. Семантико-грамматические группы существительных. Категории имени существительного и синтаксические функции. Семантика детерминантов. Артикль.

Раздел 4 Имя прилагательное. Словообразовательные признаки. Качественные и относительные прилагательные. Степени сравнения прилагательных. Субстантивация прилагательных. Проблема «категории состояния» в английском языке. Синтаксические функции прилагательного.

Раздел 5 Местоимение и числительное. Грамматические категории и семантика местоимения. Классы местоимений: личные, притяжательные, указательные, вопросительные, возвратные, относительные, неопределенные и отрицательные местоимения. Имя числительное. Проблема статуса числительного как слова местоименной природы.

Раздел 6 Глагол. Грамматические категории и семантика глагола. Семантико-грамматические группы глаголов. Вспомогательные глаголы и особенности их формообразования. Модальные глаголы как результат исторического развития. Личные формы глагола. Грамматические категории личной формы глагола: категории лица и числа, система видовременных форм, наклонение и залог. Соотношение личных и неличных форм глагола. Неличные формы глагола: инфинитив, герундий, причастие. Временная отнесенность неличных форм глагола. Вторичная предикация. Параллельные конструкции с неличными формами глагола.

Раздел 7 Наречие. Морфологические признаки наречия. Грамматическое значение и синтаксические функции наречия. Семантико-грамматические группы наречий. Интенсификаторы. Степени сравнения наречий и их соотнесение с именами прилагательными. Омонимия наречий и прилагательных.

Раздел 8 Служебные части речи. Предлоги: отношения, передаваемые предлогами. Предлоги как слова присубстантивной подчинительно-связующей функции. Лексическое и грамматическое значение предлогов. Предлоги, постпозитивы и наречия. Союзы: значение союзов, их отличие от предлогов. Междометия и модальные слова как средство выражения оценки высказывания. Частицы как слова зависимого субъективно-оценочного значения. Подклассы частиц.

Часть 2 Синтаксис простого и сложного предложения современного английского языка

Раздел 9 Введение в изучение синтаксиса. Словосочетание и предложение. Словосочетание как единица номинации. Связь слов в предложении и словосочетании. Понятие валентности. Факультативная и обязательная сочетаемость. Типы синтаксических связей в словосочетании: сочинение, подчинение. Предикативные словосочетания. Принципы классификации словосочетаний. Соотношение синтаксических и семантических связей в словосочетании.

Раздел 10 Предложение: общая характеристика. Предложение как центральная единица синтаксиса. Предикативность и другие свойства предложения. Классификация предложений. Предложение и высказывание.

Раздел 11 Простое предложение. Структурно-семантическая классификация простого предложения: двусоставные и односоставные предложения. Проблема главных и второстепенных членов предложения. Статус подлежащего и сказуемого. Второстепенные члены предложения. Обязательность и факультативность в синтаксисе. Теория актуального членения предложения. Компоненты актуального членения предложения: тема и рема. Коммуникативные типы высказывания в аспекте актуального членения. Основные коммуникативные типы предложения. Проблема восклицательного предложения. Смешанные (промежуточные) коммуникативные типы высказываний.

Раздел 12 Сложное предложение. Сложное предложение как полипредикативная структура. Классификация сложных предложений: сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Понятие подчинительной полипредикации. Типы придаточных предложений и принципы их классификации. Союзное и бессоюзное подчинение. Классификация сложноподчиненных предложений по типам придаточных. Предложения вторичной предикации. Проблема вводных предложений.

Раздел 13 Предложение и текст. Понятие сверхфразового единства. Средства связи внутри сверхфразового единства. Сверхфразовое единство и абзац. Предложение как единица текста. Понятие предложения и высказывания. Тема-рематическая организация высказывания и текста. Пресуппозиция. Эмотивность и имплицитность высказывания. Парцелляция. Текст и контекст.

Раздел 14 Прагматика высказывания. Понятие прагматики. Коммуникативный синтаксис. Организация сообщения. Коммуникативная интенция. Способы передачи сообщения. Взаимодействие: говорящий – слушающий.


2 Учебно-тематический план

лекционные занятия

Тема занятия


Содержание занятия

Кол-во часов



1 Grammar in the systematic conception of language.


  1. History of the development of English Grammar




3 Parts of speech
4 Noun: characteristic features, functional properties and grammatical categories.

5 Adjective: grammatical features.


6 Adverb
7 Verb: the finite form

8 Verb: tense


9 Verb: aspect and voice
10 Verb: Mood
11 Verb: the non-finite forms
12 Syntax: a phrase and a sentence
13 Syntax: simple sentence


  1. Syntax: composite sentence.



  1. Syntax: sentence in the text.

Всего:





  1. The three constituent parts of language system and their corresponding linguistic disciplines.

  2. The difference between practical and theoretical grammar.

  3. The aim of theoretical grammar.

1 Early (prenormative) and prescriptive grammars.


2 Classical Scientific grammar and Historical comparative method.

3 Grammar of the first half of the 20th century. Schools of Structural linguistics.

4 Text linguistics. Recent developments in the concept of grammar.


  1. The problem of the parts of speech in English.

  2. Viewpoints on discriminating parts of speech in English:

  3. Notional and functional parts of speech and their characteristics.

1 General characteristics of nouns as a part of speech.

2 Lexico-grammatical classes of nouns.

3 The two-case system. Common case and genitive case.


  1. The categories of number and gender in English.

  2. Syntactic properties of nouns; functions and combinability.


1 General characteristics of adjectives as a part of speech: forms, functions, combinability, semantics.

2 Semantic classes of adjectives: qualitative and relative adjectives. Specificative and evaluative adjectives. Substantivisation of adjectives.

3 Degrees of comparison.

4 The problem of the ‘category of state’.


1 Semantics of the adverb. Functions in the sentence.

  1. Combinability of the adverb with verbs, adjectives and words of adverbial nature.

  2. Adverbs and adjectives compared.


1 General characteristics of the verb as a part of speech (semantic, morphological, syntactical).

2 Various classes of verbs. Verb building devices and their grammatical relevance.

3 Finite forms: the categories of person and number.


1 Various approaches to the category of tense.

2 The Present and the Past tenses.

3 The problem of the Future tense in English.

4 Time and tense.


1 The category of development.

2 Continuous (progressive) aspect.

3 Various approaches to the problem.

4 The category of ‘time-relation’.

5 The category of voice in English: various viewpoints on the problem.


1 Different views on the number and kinds of moods in English.

2 The Imperative mood. Forms and meanings.

3 Forms and meanings of Subjunctive Mood.

4 Conditional and Suppositional Subjunctives


1 Verbals opposed to finite forms of the verb.

2 The infinitive as the ‘head form’of the English verbals. Forms and functions of the infinitive.

3 The participle and the gerund. Forms and functions. The problem of the half-gerund.

4 Correlation of verbals.

1 Word-groups (Phrases). Classification of word-groups.

2 Characteristics of parts of the sentence.

3 Scholars on the syntagmatic relations of words.

4 Sentence. The main difference between a phrase and a sentence. Definitions of a sentence.


1 Constituent structure of a simple sentence.

2 Classification of simple sentences. One-member sentences.

3 Actual division of a sentence.

4 Communicative types of sentences: the main and intermediary communicative types.


  1. Composite sentence as a polypredicative construction.

  2. The two principle types of connection of clauses: hypotaxis and paretaxis.

  3. Means of combining clauses into a polypredicative sentence: syndatic and asyndatic connection.

  4. Compound and complex sentences.

  5. Semi-compound and semi-complex constructions.




  1. Sentence as the main text unit.

  2. The Sentence and the utterance.

  3. The problems of text linguistics.

  4. The problems of communicative grammar and pragmatics.



2

4


4

4

2

2
2

4

4


4
4

2

4
4


2
48 часов
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

И. М. Полякова учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс содержит программу курса «Исто­рия социологии»
...
И. М. Полякова учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс для студентов экономического факультета...
Авторы-составители: доктор экономических наук, профессор Прудский В. Г., старший преподаватель Полякова А. А., ассистент Дюльберова...
И. М. Полякова учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс...
Анатомия центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010
И. М. Полякова учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры графического...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
И. М. Полякова учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки
...
И. М. Полякова учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки
...
И. М. Полякова учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Инженерная геология
...
И. М. Полякова учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Компьютерная графика
...
И. М. Полякова учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Электроника
...
И. М. Полякова учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Материаловедение
...
И. М. Полякова учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Деньги, кредит, банки»
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Банковское дело» и утвержден Учебно-методическим советом (протокол...
И. М. Полякова учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Технология управления работой станций и узлов
...
И. М. Полякова учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс содержит программу курса, темы семинарских...
Хажеева И. В. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности «Документоведение и документационное обеспечение...
И. М. Полякова учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом...
И. М. Полякова учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
И. М. Полякова учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс 080102 Мировая экономика Москва 2009...
Учебно-методический комплекс «Внешнеторговые переговоры» составлен в соответствии с требованиями примерной программы по дисциплине...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск