Скачать 267.97 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное учреждение высшего и профессионального образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» И.М. Полякова УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС к изучению курса «Теоретическая грамматика английского языка» для студентов III курса отделения романо-германской филологии факультета филологии и журналистики Ростов-на-Дону 2007 Учебно-методический комплекс разработан кандидатом филологических наук, доцентом кафедры английской филологии И.М. Поляковой Рецензент: канд. филол. наук, преп. И.В. Волков Ответственный редактор: доктор филол. наук, доцент С.Г.Николаев Печатается по решению кафедры английской филологии факультета филологии и журналистики Южного федерального университета. Протокол № 7 от 22 февраля 2007 г. Содержание Введение………………………………………………….………..…..………… …...4 1 Содержание учебной программы…………….……………...………………… 7 2 Учебно-тематический план 2.1 Лекционные занятия …………………..….……………..…..……. …………… .9 2.2 Семинарские занятия ………………………………..….………… ……………13 3 Организация самостоятельной работы 3.1 Содержание самостоятельной работы …………………….…………………. 23 3.2 Примерная тематика рефератов……………………………… ... …………… 24 3.3 Содержание курсовых и дипломных работ…………………………………… 25 4 Учебно-методическое обеспечение дисциплины 4.1 Основная и дополнительная литература…………………………..................... 27 4.2 Содержание контроля знаний студентов …………………….………………...29 4.3 Итоговый семестровый контроль …………………………….………………...36 ВВЕДЕНИЕ Курс "Теоретическая грамматика английского языка" как одна из дисциплин частного языкознания изучается по окончании нормативного курса практической грамматики. Цель курса – дать студентам систематические и углубленные знания о грамматическом строе современного английского языка и раскрыть наиболее важные и сложные проблемы, возникающие при его изучении, учитывая достижения отечественного из зарубежного языкознания. Исходя из этого. основными задачами курса теоретической грамматики английского языка являются следующие:
В курсе “Теоретической грамматики английского языка” нашли отражение особенности современного состояния науки о языке, стремление ученых предложить новые методы изучения языковых явлений, необходимость увязать язык и речь с потребностями общения на языке. Особое место отводится рассмотрению грамматических категорий, их семантико-функциональной значимости, особенностей отражения в грамматической семантики единиц морфологического уровня восприятия реальности и человеческого опыта. В центре внимания, поэтому оказывается человек и его мировосприятие, отношение к месту, времени и пространству, к тому, что и как говорящим утверждается, отрицается или подвергается сомнению. Курс состоит из лекционных и семинарских занятий и проводится на английском языке. Курс рассчитан на 68 часов и проводится в два семестра на третьем курсе (34 часа на 5-м семестре и 34 часа на 6-м семестре). На лекциях освещаются наиболее важные проблемы грамматической теории и поясняются наиболее сложные явления. На семинарах обсуждаются отдельные вопросы теории, студенты выступают с рефератами, докладами, проводят анализ отрывков из художественного текста. При подготовке к семинарскому занятию студенты работают над лекционным материалом, читают литературу на английском языке (работы отечественных и зарубежных лингвистов), учебники и учебные пособия по теоретической грамматике английского языка. Ряд тем отводится для самостоятельной проработки. На лекционных и практических занятиях, а так же во время самостоятельной работы по теоретической грамматике студенты получают углубленные знания о грамматическом строе современного английского языка, грамматических категориях и формах, о взаимодействии различных уровней языка, о коммуникативной направленности высказывания, о взаимодействии единиц, образующих текст и т.п. При изучении теоретической грамматики английского языка студенты должны научиться: *читать рекомендуемую научную литературу на английском языке, выделять основные теоретические положения, *критически оценивать различные научные концепции, сопоставлять точки зрения ученых по проблемным вопросам теоретической грамматики, *выбирать из текстов художественной литературы примеры, подтверждающие те или иные теоретические положения, *раскрывать сущность рассматриваемого грамматического явления, четко обосновывать свою точку зрения, *применять на практике полученные теоретические знания и методы грамматического анализа, *применять полученные знания при лингвостилистическом анализе художественного текста. 1 Содержание учебной программы Часть 1 Морфология современного английского языка Раздел 1 Введение в теоретическое изучение грамматики английского языка. Место грамматики в системном подходе к изучению языка, история грамматических учений. Морфология и синтаксис. Функциональная грамматика: современный взгляд. Грамматические категории в свете функционально-коммуникативного подхода. История развития грамматических учений. Раздел 2 Части речи. Система частей речи в современном английском языке. Форма и содержание. Различные подходы к проблеме частей речи. Грамматические классы слов. Части речи и члены предложения. Знаменательные и служебные части речи. Раздел 3 Имя существительное. Грамматическое значение имени существительного. Словообразование существительного. Семантико-грамматические группы существительных. Категории имени существительного и синтаксические функции. Семантика детерминантов. Артикль. Раздел 4 Имя прилагательное. Словообразовательные признаки. Качественные и относительные прилагательные. Степени сравнения прилагательных. Субстантивация прилагательных. Проблема «категории состояния» в английском языке. Синтаксические функции прилагательного. Раздел 5 Местоимение и числительное. Грамматические категории и семантика местоимения. Классы местоимений: личные, притяжательные, указательные, вопросительные, возвратные, относительные, неопределенные и отрицательные местоимения. Имя числительное. Проблема статуса числительного как слова местоименной природы. Раздел 6 Глагол. Грамматические категории и семантика глагола. Семантико-грамматические группы глаголов. Вспомогательные глаголы и особенности их формообразования. Модальные глаголы как результат исторического развития. Личные формы глагола. Грамматические категории личной формы глагола: категории лица и числа, система видовременных форм, наклонение и залог. Соотношение личных и неличных форм глагола. Неличные формы глагола: инфинитив, герундий, причастие. Временная отнесенность неличных форм глагола. Вторичная предикация. Параллельные конструкции с неличными формами глагола. Раздел 7 Наречие. Морфологические признаки наречия. Грамматическое значение и синтаксические функции наречия. Семантико-грамматические группы наречий. Интенсификаторы. Степени сравнения наречий и их соотнесение с именами прилагательными. Омонимия наречий и прилагательных. Раздел 8 Служебные части речи. Предлоги: отношения, передаваемые предлогами. Предлоги как слова присубстантивной подчинительно-связующей функции. Лексическое и грамматическое значение предлогов. Предлоги, постпозитивы и наречия. Союзы: значение союзов, их отличие от предлогов. Междометия и модальные слова как средство выражения оценки высказывания. Частицы как слова зависимого субъективно-оценочного значения. Подклассы частиц. Часть 2 Синтаксис простого и сложного предложения современного английского языка Раздел 9 Введение в изучение синтаксиса. Словосочетание и предложение. Словосочетание как единица номинации. Связь слов в предложении и словосочетании. Понятие валентности. Факультативная и обязательная сочетаемость. Типы синтаксических связей в словосочетании: сочинение, подчинение. Предикативные словосочетания. Принципы классификации словосочетаний. Соотношение синтаксических и семантических связей в словосочетании. Раздел 10 Предложение: общая характеристика. Предложение как центральная единица синтаксиса. Предикативность и другие свойства предложения. Классификация предложений. Предложение и высказывание. Раздел 11 Простое предложение. Структурно-семантическая классификация простого предложения: двусоставные и односоставные предложения. Проблема главных и второстепенных членов предложения. Статус подлежащего и сказуемого. Второстепенные члены предложения. Обязательность и факультативность в синтаксисе. Теория актуального членения предложения. Компоненты актуального членения предложения: тема и рема. Коммуникативные типы высказывания в аспекте актуального членения. Основные коммуникативные типы предложения. Проблема восклицательного предложения. Смешанные (промежуточные) коммуникативные типы высказываний. Раздел 12 Сложное предложение. Сложное предложение как полипредикативная структура. Классификация сложных предложений: сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Понятие подчинительной полипредикации. Типы придаточных предложений и принципы их классификации. Союзное и бессоюзное подчинение. Классификация сложноподчиненных предложений по типам придаточных. Предложения вторичной предикации. Проблема вводных предложений. Раздел 13 Предложение и текст. Понятие сверхфразового единства. Средства связи внутри сверхфразового единства. Сверхфразовое единство и абзац. Предложение как единица текста. Понятие предложения и высказывания. Тема-рематическая организация высказывания и текста. Пресуппозиция. Эмотивность и имплицитность высказывания. Парцелляция. Текст и контекст. Раздел 14 Прагматика высказывания. Понятие прагматики. Коммуникативный синтаксис. Организация сообщения. Коммуникативная интенция. Способы передачи сообщения. Взаимодействие: говорящий – слушающий. 2 Учебно-тематический план лекционные занятия
|
Учебно-методический комплекс содержит программу курса «История социологии» ... | Учебно-методический комплекс для студентов экономического факультета... Авторы-составители: доктор экономических наук, профессор Прудский В. Г., старший преподаватель Полякова А. А., ассистент Дюльберова... | ||
Учебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс... Анатомия центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010 | Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры графического... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки ... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки ... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Инженерная геология ... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Компьютерная графика ... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Электроника ... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Материаловедение ... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Деньги, кредит, банки» Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Банковское дело» и утвержден Учебно-методическим советом (протокол... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Технология управления работой станций и узлов ... | ||
Учебно-методический комплекс содержит программу курса, темы семинарских... Хажеева И. В. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности «Документоведение и документационное обеспечение... | Учебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | Учебно-методический комплекс 080102 Мировая экономика Москва 2009... Учебно-методический комплекс «Внешнеторговые переговоры» составлен в соответствии с требованиями примерной программы по дисциплине... |