Скачать 286.57 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского Филологический факультет О.С. СухихДостоевский и мировая литература Учебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией филологического факультета для бакалавров ННГУ, обучающихся по специальности 032700.62 «Филология» Нижний Новгород 2014 УДК 82.09 ББК Ш5(2=Р)6 С-91 С-91 Сухих О.С. Достоевский и мировая литература: Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2014. – 23 с. Рецензент: д.ф.н., доцент Д.В. Кобленкова Методическое пособие составлено для обучающихся по курсу «Достоевский и мировая литература», оно содержит тематический план курса с содержанием разделов, а также задания, тесты и темы рефератов. Выполнение предложенных заданий способствует не только углубленному освоению соответствующих разделов, но и закреплению знаний в области истории русской и зарубежной литературы. Разработка может быть использована как для аудиторной, так и для самостоятельной работы студентов. Методическое пособие предназначено для бакалавров, обучающихся по специальности 032700.62 «Филология». Ответственный за выпуск: председатель методической комиссии филологического факультета ННГУ, к.ф.н., доцент И.В. Кузьмин УДК 82.09 ББК Ш5(2=Р)6 © Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2014 © С-91 Оглавление Цель освоения дисциплины……………………………………………………….. 4 Структура и содержание дисциплины «Достоевский и мировая литература»… 5 Темы рефератов ……………………………………………………………………14 Вопросы для тестирования ………………………………………………………..15 Ключи к тестам …………………………………………………………………….16 Вопросы для итогового контроля ……………………………………………… ..17 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины …………18 Цель освоения дисциплины Методическая разработка «Достоевский и мировая литература» ориентирована на студентов высших учебных заведений, изучавших ранее дисциплины: «История русской литературы Х1Х в.», «История русской литературы «ХХ века», «История зарубежной литературы рубежа Х1Х-ХХ веков», «Теория литературы». Предлагаемый курс имеет аналитический характер, включает в себя компаративистскую составляющую. В нем определяются закономерности литературной преемственности, взаимосвязи русской литературы с литературами зарубежья. Целью преподавания дисциплины «Достоевский и мировая литература» является систематизация знаний о традициях и преемственности, типах литературных взаимосвязей, о роли русской литературы – и конкретно творчества Достоевского – в мировом литературном процессе, о специфике творческих взаимоотношений национальных литератур, а также анализ наиболее значительных произведений, в которых просматриваются традиции творчества Достоевского. Для реализации поставленной цели в процессе преподавания дисциплины решаются следующие задачи:
Структура и содержание дисциплины «Достоевский и мировая литература» Тема 1 Теоретические аспекты проблемы литературной преемственности. Понятие о литературной преемственности, её основные закономерности. Преемственные связи литератур разных эпох и разных национальных культур. Преемственность в сфере проблематики и поэтики произведения. Генетические и типологические сходства в проблематике и поэтике произведений разных авторов. Творческие взаимосвязи осознанные и неосознанные, прямые и опосредованные, в форме спора или творческого диалога. Вопросы для подготовки к контрольной работе:
Литература:
Тема 2 Философско-этическая проблематика и основные черты поэтики романов Ф.М. Достоевского. 2.1. Роман «Преступление и наказание». Философско-этическая суть теории Раскольникова. Жанр «идеологического романа». Жанр «полифонического романа». Принцип двойничества. Способы выявления авторского отношения к герою. 2.2. Роман «Идиот». Проблема красоты как очистительной силы. Мотивировки характера князя Мышкина. Судьба «положительно прекрасного человека». Проблема вины и прощения. Функции исповеди Ипполита. Функции второстепенных персонажей. 2.3. Роман «Братья Карамазовы». Противоречивость образов Дмитрия и Ивана. Образы Алёши и Зосимы. Проблема преступления нравственного и уголовного. Роль сцен суда в романе. Философская проблематика главы «Бунт», её роль в создании образов Ивана и Алёши Карамазовых. «Легенда о великом инквизиторе» как квинтэссенция философской проблематики творчества Достоевского. Вопросы для самостоятельной работы:
А) Б. Энгельгардт о романах Достоевского. Б) Роль идеи в построении сюжета романов Достоевского. В) Герой и идея. Литература:
А) М. Бахтин о полифонизме. Б) Герои и автор в художественной системе Достоевского. В) Проявления полифонизма в одном из произведений Достоевского (по выбору студента). Литература: 1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского М.: Советский писатель, 1963. 362 с. 2. Бочаров С. Бахтин-филолог: книга о Достоевском [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://magazines.russ.ru/voplit/2006/2/bo3.html (дата обращения - 24.09.2012). 3. Богданова О.А. Под созвездием Достоевского. М.: Изд-во Кулагиной: INTRADA, 2008. 312 с. Тема 3. Достоевский и английская литература. 3.1. Достоевский и Шекспир. Отношение Достоевского к творчеству Шекспира. Философско-психологическая проблематика трагедии Шекспира «Отелло» и романа Достоевского «Идиот». Характеры и судьбы Макбета и Раскольникова. Трагедия Шекспира «Гамлет» и роман Достоевского «Преступление и наказание»: тема преступления как ложно понятого долга, тема нравственных страданий преступника, тема взаимоотношений отца и сына. Тема самоубийства. Концептуальное различие мировоззренческих позиций Шекспира и Достоевского в связи с проблемой веры и безверия. 3.2. Традиции Достоевского в творчестве Р.-Л. Стивенсона. Роман «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». Проблема психологической раздвоенности и приём двойничества. «Подполье» как нравственно психологическое состояние героев Стивенсона и Достоевского. 3.3. Традиции Достоевского в творчестве О. Уайльда. «Саломея» как выражение индивидуалистического бунта, философии «всё позволено». «Портрет Дориана Грея»: история нравственного преступления. Дриан Грей и Раскольников, мотивы и последствия их преступлений. Попытки переделать мир на основе нового мировоззрения. Система образов двойников главного героя. Различие нравственных позиций героев Достоевского и О. Уайльда. Вопросы для самостоятельной работы: Восприятие Ф.М. Достоевским творчества Сервантеса А) Сходство линий судеб писателей. Б) Отношение Достоевского к роману «Дон Кихот» В) Черты донкихотства в героях Достоевского Литература:
Тема 4. Достоевский и американская литература. 4.1. Достоевский и Т. Драйзер. «Американская трагедия» и «Преступление и наказание». Социальная проблематика. Мотивы поступков главных героев. Проблема осознания нравственной вины. Сцены суда в «Братьях Карамазовых» и «Американской трагедии»: отношение общества к процессу, позиции сторон, мотивировки действий обвинителя и адвоката, поведение главного героя. «Судебная ошибка» в произведениях Достоевского и Драйзера. 4.2. Достоевский и Дж. Стейнбек. Роман Дж. Стейнбека «Зима тревоги нашей» как история превращения добропорядочного гражданина в преступника. Итен Аллен Хоули и Раскольников. Система образов романов Достоевского и Стейнбека. Образ женщины как спасительного начала: Сонечка для Раскольникова и Мэри, Эллен для И. Хоули. Тема самоубийства. Поиски пути к спасению. 4.3. Достоевский и Ф. Скотт-Фицджеральд. Традиции Достоевкого в романе «Великий Гэтсби». Принцип сочетания и взаимодействия криминальной сюжетной линии и философско-психологической проблематики. Вопросы для самостоятельной работы: Религиозная проблематика романа Т. Драйзера «Американская трагедия». А) Отношение к религии в семье главного героя. Б) Проблема веры и безверия главного героя в романах Достоевского и Драйзера. В) Вопрос о религии как пути спасения в осмыслении Достоевского и Драйзера. Литература:
Тема 5. Традиции Достоевского в немецкоязычной литературе. 5.1. Р.-М. Рильке. Увлечение творчеством Достоевского. Высокая оценка его религиозной философии. Восприятие романа Достоевского «Бедные люди» как литературной вершины. «Записки Мальте Лауридса Бриге». Форма лирической исповеди героя в произведениях Достоевского и Рильке. Тема Петербурга. Тема «маленького человека» в произведениях Достоевского и романе Рильке. Тема психологической раздвоенности человека в осмыслении этих писателей. 5.2. Б. Келлерман. Роман «Глупец» как проекция романа Достоевского «Идиот». Художественные параллели в сюжетно-композиционном строе и системе образов. Функции любовной интриги в романах Достоевского и Келлермана. 5.3. Г. Гауптман. «Блаженный во Христе Эммануил Квинт» как художественное переосмысление романа Достоевского «Идиот». Тема «положительно прекрасного человека». Взаимоотношения главного героя и общества в осмыслении Достоевского и Гауптмана. 5.4. А. Кёстлер. «Слепящая тьма». Художественные параллели с романом Достоевского «Преступление и наказание», а также с «Легендой о великом инквизиторе». Функции эпиграфа из Достоевского. Построение сюжета как испытания идеи жизнью. Рассуждение героев А. Кёстлера о романе Достоевского «Преступление и наказание», их мнение о Раскольникове. Утилитарная этическая доктрина героев Достоевского и Кёстлера. Тема нравственных страданий, вызванных противоречием цели и средств. Иррациональность человеческой природы как препятствие для осуществления идеи. Вопросы для самостоятельной работы: Переосмысление проблематики творчества Достоевского в творчестве немецких писателей А) Достоевский и Гауптман. Б) Г. Гессе и его отношение к творчеству Достоевского. В) Немецкая критика о Достоевском. Литература:
Тема 6. Достоевский и литература Швеции. 6.1. Традиции «Преступления и наказания» в романе Я. Сёдерберга «Доктор Глас». Отношение героя Сёдерберга к герою Достоевского. Проблема морального оправдания преступления. Попытка человека. Основываясь лишь на собственном разуме, переделать жизнь, устранить несправедливость. Поражение героев Достоевского и Сёдерберга. Проблема веры в произведениях Достоевского и Сёдерберга, концептуальные расхождения в мировоззрении писателей. 6.2. Повесть С. Лагерлёф «Возница». Образ сестры Эдит как художественное переосмысление образа Сонечки Мармеладовой. Проблема милосердия к преступнику. Возможность нравственного возрождения человека. Тема самопожертвования в осмыслении Достоевского и С. Лагерлёф. 6.3. Рассказ С. Лагерлёф «Изгои». Тема истинного и мнимого христианства. Понимание христианских ценностей в произведениях Достоевского и С. Лагерлёф. Образы героя-«миссионера» и героя, обращаемого в христианство. Справедливость закона в рассказе С. Лагерлёф и милосердие в романах Достоевского. Сходство в отношении писателей в проблеме милосердия. Вопросы для самостоятельной работы: Проблема нравственного преступления в романе Я. Сёдерберга «Доктор Глас». А) Мотивировка действий героя, отличие её от мотивировки поступка Раскольникова. Б) Отношения героя к морали в романах Достоевского и Сёдерберга. В) Альтернативность позиций героев в романах Достоевского и отсутствие альтернативности в романе Сёдерберга. Литература:
Тема 7. Творчество Достоевского в восприятии французских писателей. 7.1. Достоевский и Ж.-П. Сартр. Параллели в философской проблематике произведений. Понимание свободы как философской категории. Отношение к моральному закону. «Мухи» как художественное осмысление соотношения свободы и морали. 7.2. Достоевский и А. Камю. Нравственно-философская проблематика творчества. «Миф о Сизифе» как обоснование отсутствия иерархии ценностей в мире. «Посторонний» А. Камю и «Преступление и наказание» Достоевского. Проблема природы человека и совести. Разделение людей на обыкновенных и избранных. Вопросы для самостоятельной работы: Традиции Ф.М. Достоевского в творчестве Ж.-П. Сартра А) Философская категория свободы в творчестве Ж.-П. Сартра. Б) Нравственная проблематика пьесы «Мухи». В) Сходства и различия во взглядах Сартра и Достоевского на свободу воли личности. Литература:
Тема 8. Традиции Достоевского в русской литературе ХХ-ХХI вв. 8.1. Теория Раскольникова и идея великого инквизитора в русской литературе 20-30-х гг. ХХ в. А. Тарасов-Родионов, повесть «Шоколад». В. Зазубрин, повесть «Щепка». Образ сотрудника ЧК, внутренняя противоречивость характера героя. Нравственные страдания как следствие использования антигуманных средств ради достижения благой цели. 8.2. Переосмысление идеи великого инквизитора в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго». Образ Павла Антипова (Стрельникова). Мотивировка характера героя. Диалог Стрельникова и Живаго, сходства и различия с монологом великого инквизитора, обращённым к Пленнику. Концепция христианства Пастернака. Крах стремления человека преобразовать действительность насильственно. Судьба Стрельникова как закономерность. 8.3. Государство и личность в повести П. Нилина «Жестокость». Возможность пожертвовать интересами и чувствами конкретного человека ради торжества государственной идеи. Точки соприкосновения личных интересов героев и государственной политики. Идея этического утилитаризма великого инквизитора как источник государственной политики, изображённой П. Нилиным. 8.4. «Кровь по совести» в рассказе Л. Бородина «Вариант». Социальные истоки преступления. Значение теории для Раскольникова и отсутствие стройной, чётко сформулированной теории у героя Л. Бородина. «Ошибка» Раскольникова и героя рассказа «Вариант». Христианская этика как альтернатива «крови по совести». 8.5. Воплощение идеи великого инквизитора в мировоззрении террористов-народовольцев в романе Ю. Трифонова «Нетерпение». Андрей Желябов и Софья Перовская как сторонники идеи «насильственного счастья». Моральные страдания героев Трифонова и Достоевского. Образ Достоевского в романе Ю. Трифонова, заочный спор Андрея Желябова с Достоевским. 8.6. Художественное переосмысление идеи «крови по совести» в романе З Прилепина «Санькя». Роль социальных условий в формировании взглядов Раскольникова и Саши Тишина. Проблема цели и средств. Моральное оправдание преступления, влекущее за собой моральные страдания героя. Вопросы для самостоятельной работы: Художественное переосмысление проблематики творчества Достоевского в произведениях М. Булгакова. А) Библейские мотивы и их осмысление в творчестве Достоевского и Булгакова. Б) Образы Иешуа и князя Мышкина В) Осмысление проблемы добра и зла в творчестве Достоевского и Булгакова. Литература:
Темы рефератов:
Вопросы для тестирования: 1. Следующие произведения Достоевского были написаны в 70-е годы Х1Х века:
2. Следующие герои являются действующими лицами романа Достоевского «Братья Карамазовы»: 1. Миусов 2. Старец Зосима 3. Ставрогин 4. Снегирёв. 3. В эпилоге к роману Достоевского «Преступление и наказание» рассмотрены судьбы следующих героев: 1. Дуни Раскольниковой 2. Разумихина 3. Порфирия Петровича 4. Свидригайлова 4. Установите соответствие между произведением Ф.М. Достоевского и годом его написания: 1. Преступление и наказание А. 1872 2. Бесы Б. 1866 3. Братья Карамазовы В. 1867 Г. 1880 5. Установите соответствие между романом Ф.М. Достоевского и персонажем: 1. Подросток А. Версилов 2. Бесы Б. Смердяков 3. Идиот В. Шатов Г. Иволгин 6. Следующая пара персонажей воплощает в себе принцип двойничества: 1. Мышкин и Фердыщенко 2. Смердяков и Снегирёв 3. Варвара Ставрогина и Шатов 4. Раскольников и Лужин. 7. К жанру романа относятся следующие произведения Ф.М. Достоевского: 1. Идиот 2. Братья Карамазовы 3. Сон смешного человека 4. Подросток. 8. Истоки образа великого инквизитора можно увидеть в образах следующих героев: 1. Раскольников 2. Шигалёв 3. Лебядкин 4. Капернаумов. 9. Иван Карамазов относит «Великого инквизитора» к жанру: 1. Повести 2. Поэмы 3. Новеллы 4. Притчи. 10. «Легендой» впервые назвал «Великого инквизитора» следующий исследователь: 1. К. Леонтьев 2. С. Франк 3. В. Соловьёв 4. В. Розанов. Ключи к тестам: Вопрос 1: 1, 2, 3. Вопрос 2: 1, 2, 4. Вопрос 3: 1, 2. Вопрос 4: 1 – Б; 2 – А; 3 – Г. Вопрос 5: 1 – А; 2 – В; 3 – Г. Вопрос 6: 4. Вопрос 7: 1, 2, 4. Вопрос 8: 1, 2. Вопрос 9: 2. Вопрос 10: 4. Вопросы для итогового контроля:
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Достоевский и мировая литература»1 а) основная литература: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
НАУЧНАЯ И КРИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
б) дополнительная литература: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
НАУЧНАЯ И КРИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы Обучающиеся используют современные профессиональные базы данных по данной дисциплине, информационные справочные и поисковые системы. Используются Интернет-ресурсы: lib.ru; klassica.ru, электронная библиотека Мошкова, ФЭБ. Ольга Станиславовна Сухих Достоевский и мировая литература Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» 603950, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23. Подписано в печать . Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Гарнитура Таймс. Усл. печ. л. 1,5. Уч.-изд.л. Заказ № . Тираж 100 экз. Отпечатано в типографии Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского 603000, г. Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, 37 Лицензия ПД № 18-0099 от 14.05.01 1 Обучающийся может пользоваться любым доступным ему изданием указанных ниже произведений. |
Литература Бородино и его герои Пушкинская Москва Похищение будущего... Школьный химический эксперимент. Раздел: неорганическая химия. Общие свойства металлов | Достоевский один из самых интересных и трудных писателей, споры о... Этот вопрос. Итак, тема сегодняшнего урока: Ф. М. Достоевский. Я открываю для себя новое имя… | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Литература 2-ой половины ХIХ века: И. А. Гончаров «Обломов» и Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» | Литература 1 Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 11 класс. Cd-rom... О. В. Афанасьева, И. В. Михеев Английский язык. Аудио приложение к учебнику и рабочим тетрадям. 7 класс | ||
Реферат Тема: «Экзегетический анализ пророчества о «сухих костях» Тема: «Экзегетический анализ пророчества о «сухих костях» в книге пророка Иезекииля» | Рабочая учебная программа по литературе 11 класс Составлена на основе примерных программ под редакцией И. Н. Сухих «Литература. Программа для 10-11 классов. Базовый уровень», М.:... | ||
Рабочая учебная программа по литературе 11 класс Составлена на основе примерных программ под редакцией И. Н. Сухих «Литература. Программа для 10-11 классов. Базовый уровень», М.:... | «Литература. 9 класс» под ред. И. Н. Сухих, С. П. Белокуровой Белокурова Светлана Павловна – учитель русского языка и литературы гимназии №405 Санкт-Петербурга, методист Научно-методического... | ||
Конспект урока литературы. Фио автора Кордова Светлана Владимировна... Тема урока- ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Петербург Достоевского | Интегрированный курс «Литература» 11 класс Задания на 1 2 недели... Звиняцковский В. Я. Литература: русская и мировая: интегрир курс: учеб для 11 кл общеобразоват учеб заведений / В. Я. Звиняцковский,... | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Факультет/отделение факультета/Подразделение Мировая экономика и мировая политика / Мировая экономика | Рабочая программа по литературе, среднее (полное) общее образование Литература: программа для 10 – 11 классов: среднее (полное) общее образование (базовый уровень)\ И. Н. Сухих – М.: Издательский центр... | ||
Магистерские программы «Мировая политика», «Мировая политика и международное... Рабочая программа по дисциплине «Мировая экономика» для студентов очной формы обучения, экономического факультета по специальности... | Рефератов по дисциплине «Мировая и национальная культура» Характерные черты культуры России в XVI в.: историческая литература, книгопечатание и наука, зодчество, живопись | ||
Учебно-методический комплекс по модулю Творчество Ф. М. Достоевского и мировая литература ... | Учебно-методический комплекс по модулю Творчество Л. Н. Толстого и мировая литература ... |