О. С. Сухих Достоевский и мировая литература





Скачать 286.57 Kb.
НазваниеО. С. Сухих Достоевский и мировая литература
Дата публикации18.01.2015
Размер286.57 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Литература > Литература


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

Нижегородский государственный университет

им. Н.И. Лобачевского

Филологический факультет


О.С. Сухих



Достоевский и мировая литература
Учебно-методическое пособие

Рекомендовано методической комиссией филологического факультета для

бакалавров ННГУ, обучающихся по специальности 032700.62 «Филология»

Нижний Новгород

2014

УДК 82.09

ББК Ш5(2=Р)6

С-91


С-91 Сухих О.С. Достоевский и мировая литература: Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2014. – 23 с.

Рецензент: д.ф.н., доцент Д.В. Кобленкова

Методическое пособие составлено для обучающихся по курсу «Достоевский и мировая литература», оно содержит тематический план курса с содержанием разделов, а также задания, тесты и темы рефератов. Выполнение предложенных заданий способствует не только углубленному освоению соответствующих разделов, но и закреплению знаний в области истории русской и зарубежной литературы. Разработка может быть использована как для аудиторной, так и для самостоятельной работы студентов.

Методическое пособие предназначено для бакалавров, обучающихся по специальности 032700.62 «Филология».

Ответственный за выпуск:

председатель методической комиссии филологического факультета ННГУ,

к.ф.н., доцент И.В. Кузьмин

УДК 82.09         

ББК   Ш5(2=Р)6
© Нижегородский государственный

университет им. Н.И. Лобачевского, 2014

© С-91

Оглавление
Цель освоения дисциплины……………………………………………………….. 4
Структура и содержание дисциплины «Достоевский и мировая литература»… 5
Темы рефератов ……………………………………………………………………14
Вопросы для тестирования ………………………………………………………..15
Ключи к тестам …………………………………………………………………….16
Вопросы для итогового контроля ……………………………………………… ..17
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины …………18

Цель освоения дисциплины
Методическая разработка «Достоевский и мировая литература» ориентирована на студентов высших учебных заведений, изучавших ранее дисциплины: «История русской литературы Х1Х в.», «История русской литературы «ХХ века», «История зарубежной литературы рубежа Х1Х-ХХ веков», «Теория литературы».

Предлагаемый курс имеет аналитический характер, включает в себя компаративистскую составляющую. В нем определяются закономерности литературной преемственности, взаимосвязи русской литературы с литературами зарубежья.
Целью преподавания дисциплины «Достоевский и мировая литература» является систематизация знаний о традициях и преемственности, типах литературных взаимосвязей, о роли русской литературы – и конкретно творчества Достоевского – в мировом литературном процессе, о специфике творческих взаимоотношений национальных литератур, а также анализ наиболее значительных произведений, в которых просматриваются традиции творчества Достоевского.

Для реализации поставленной цели в процессе преподавания дисциплины решаются следующие задачи:

  • раскрытие основных закономерностей литературной преемственности, специфики генетических и типологических сходств в творчестве различных авторов;

  • углубление знаний о творчестве Ф.М. Достоевского, его философско-этической проблематике;

  • приобретение обучающимися навыков в области компаративистики, сравнительного анализа произведений с точки зрения их принципиальной общности и различий в сфере проблематики и поэтики.


Структура и содержание дисциплины

«Достоевский и мировая литература»

Тема 1

Теоретические аспекты проблемы литературной преемственности.
Понятие о литературной преемственности, её основные закономерности. Преемственные связи литератур разных эпох и разных национальных культур. Преемственность в сфере проблематики и поэтики произведения. Генетические и типологические сходства в проблематике и поэтике произведений разных авторов. Творческие взаимосвязи осознанные и неосознанные, прямые и опосредованные, в форме спора или творческого диалога.
Вопросы для подготовки к контрольной работе:


  1. сущность и значение преемственности в литературе.

  2. виды творческих взаимосвязей: генетическая, типологическая.

  3. преемственность в синхроническом аспекте.

  4. преемственность в диахроническом аспекте.

  5. осознанные и неосознанные творческие взаимосвязи.


Литература:


  1. Бушмин А.С. Методологические вопросы литературоведческих исследований. Л.: Наука, 1969. 228 с.

  2. Бушмин А.С. Преемственность в развитии литературы. Изд-е 2-ое, дополненное. Л.: Художественная литература, 1978. 223 с.

  3. Ермакова М.Я. Традиции Достоевского в русской прозе. М.: Просвещение, 1990. 128 с.

  4. Ермакова М. «Романы Достоевского и творческие искания в русской литературе ХХ в.». Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1973. 320 с.



Тема 2

Философско-этическая проблематика

и основные черты поэтики романов Ф.М. Достоевского.
2.1. Роман «Преступление и наказание». Философско-этическая суть теории Раскольникова. Жанр «идеологического романа». Жанр «полифонического романа». Принцип двойничества. Способы выявления авторского отношения к герою.

2.2. Роман «Идиот». Проблема красоты как очистительной силы. Мотивировки характера князя Мышкина. Судьба «положительно прекрасного человека». Проблема вины и прощения. Функции исповеди Ипполита. Функции второстепенных персонажей.

2.3. Роман «Братья Карамазовы». Противоречивость образов Дмитрия и Ивана. Образы Алёши и Зосимы. Проблема преступления нравственного и уголовного. Роль сцен суда в романе. Философская проблематика главы «Бунт», её роль в создании образов Ивана и Алёши Карамазовых. «Легенда о великом инквизиторе» как квинтэссенция философской проблематики творчества Достоевского.
Вопросы для самостоятельной работы:


  1. Идеологический роман Достоевского.

А) Б. Энгельгардт о романах Достоевского.

Б) Роль идеи в построении сюжета романов Достоевского.

В) Герой и идея.
Литература:


  1. Энгельгардт Б. Идеологический роман Достоевского// Достоевский. Статьи и материалы. Сб. II / Под ред. А.С. Долинина. М.-Л.: Мысль, 1924. С. 71-109.

  2. Кожинов В. Победы и беды России. М.: Эксмо-Пресс, 2002. 458 с.

  3. Кожинов В. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского // В кн.: Три шедевра русской классики. М.: Художественная литература, 1971. С. 107-187.




  1. Полифонизм романов Достоевского.

А) М. Бахтин о полифонизме.

Б) Герои и автор в художественной системе Достоевского.

В) Проявления полифонизма в одном из произведений Достоевского (по выбору студента).
Литература:

1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского М.: Советский писатель, 1963. 362 с.

2. Бочаров С. Бахтин-филолог: книга о Достоевском [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://magazines.russ.ru/voplit/2006/2/bo3.html (дата обращения - 24.09.2012).

3. Богданова О.А. Под созвездием Достоевского. М.: Изд-во Кулагиной: INTRADA, 2008. 312 с.

Тема 3.

Достоевский и английская литература.
3.1. Достоевский и Шекспир. Отношение Достоевского к творчеству Шекспира. Философско-психологическая проблематика трагедии Шекспира «Отелло» и романа Достоевского «Идиот». Характеры и судьбы Макбета и Раскольникова. Трагедия Шекспира «Гамлет» и роман Достоевского «Преступление и наказание»: тема преступления как ложно понятого долга, тема нравственных страданий преступника, тема взаимоотношений отца и сына. Тема самоубийства. Концептуальное различие мировоззренческих позиций Шекспира и Достоевского в связи с проблемой веры и безверия.

3.2. Традиции Достоевского в творчестве Р.-Л. Стивенсона. Роман «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». Проблема психологической раздвоенности и приём двойничества. «Подполье» как нравственно психологическое состояние героев Стивенсона и Достоевского.

3.3. Традиции Достоевского в творчестве О. Уайльда. «Саломея» как выражение индивидуалистического бунта, философии «всё позволено». «Портрет Дориана Грея»: история нравственного преступления. Дриан Грей и Раскольников, мотивы и последствия их преступлений. Попытки переделать мир на основе нового мировоззрения. Система образов двойников главного героя. Различие нравственных позиций героев Достоевского и О. Уайльда.
Вопросы для самостоятельной работы:
Восприятие Ф.М. Достоевским творчества Сервантеса

А) Сходство линий судеб писателей.

Б) Отношение Достоевского к роману «Дон Кихот»

В) Черты донкихотства в героях Достоевского
Литература:


  1. Набоков В. В. Лекции о “Дон Кихоте” / Пер. с англ.; Предисл. Ф. Бауэрса, Г. Дэвенпорта. М.: Изд-во Независимая газета, 2002, с. 65.

  2. Степанян К. А. Достоевский и Сервантес: диалог в большом времени // «Иностранная литература. Ежемесячный литературно-художественный журнал». №12. 2011.

  3. Ломов В. М. 100 великих зарубежных писателей. Вече, 2009. 432 с.



Тема 4.

Достоевский и американская литература.
4.1. Достоевский и Т. Драйзер. «Американская трагедия» и «Преступление и наказание». Социальная проблематика. Мотивы поступков главных героев. Проблема осознания нравственной вины. Сцены суда в «Братьях Карамазовых» и «Американской трагедии»: отношение общества к процессу, позиции сторон, мотивировки действий обвинителя и адвоката, поведение главного героя. «Судебная ошибка» в произведениях Достоевского и Драйзера.

4.2. Достоевский и Дж. Стейнбек. Роман Дж. Стейнбека «Зима тревоги нашей» как история превращения добропорядочного гражданина в преступника. Итен Аллен Хоули и Раскольников. Система образов романов Достоевского и Стейнбека. Образ женщины как спасительного начала: Сонечка для Раскольникова и Мэри, Эллен для И. Хоули. Тема самоубийства. Поиски пути к спасению.

4.3. Достоевский и Ф. Скотт-Фицджеральд. Традиции Достоевкого в романе «Великий Гэтсби». Принцип сочетания и взаимодействия криминальной сюжетной линии и философско-психологической проблематики.
Вопросы для самостоятельной работы:
Религиозная проблематика романа Т. Драйзера «Американская трагедия».

А) Отношение к религии в семье главного героя.

Б) Проблема веры и безверия главного героя в романах Достоевского и Драйзера.

В) Вопрос о религии как пути спасения в осмыслении Достоевского и Драйзера.
Литература:

  1. Майкл Дэвид-Фокс. Тройная двусмысленность. Теодор Драйзер в Советской России (1927—1928): паломничество, похожее на обвинительную речь // Культуральные исследования. Сборник научных работ. Под ред. А. Эткинда, П. Лысакова. СПб.; М.: Изд-во Европ. ун-та в Санкт-Петербурге; Летний сад, 2006. С.290-319.

  2. Засурский Я.Н. Теодор Драйзер. М.: Изд-во Московского ун-та, 1957.

  3. Сохряков Ю.И. Творчество Ф.М. Достоевского и реалистическая литература США 20 – 30-х годов ХХ века (Т. Драйзер, Ш. Андерсон, Ф. Скотт-Фицджеральд) Электронный ресурс – Режим доступа: http://fitzgerald.narod.ru/critics-rus/sohrakov-dostoevski.html (дата обращения - 6.03.2014).



Тема 5.

Традиции Достоевского в немецкоязычной литературе.
5.1. Р.-М. Рильке. Увлечение творчеством Достоевского. Высокая оценка его религиозной философии. Восприятие романа Достоевского «Бедные люди» как литературной вершины. «Записки Мальте Лауридса Бриге». Форма лирической исповеди героя в произведениях Достоевского и Рильке. Тема Петербурга. Тема «маленького человека» в произведениях Достоевского и романе Рильке. Тема психологической раздвоенности человека в осмыслении этих писателей.

5.2. Б. Келлерман. Роман «Глупец» как проекция романа Достоевского «Идиот». Художественные параллели в сюжетно-композиционном строе и системе образов. Функции любовной интриги в романах Достоевского и Келлермана.

5.3. Г. Гауптман. «Блаженный во Христе Эммануил Квинт» как художественное переосмысление романа Достоевского «Идиот». Тема «положительно прекрасного человека». Взаимоотношения главного героя и общества в осмыслении Достоевского и Гауптмана.

5.4. А. Кёстлер. «Слепящая тьма». Художественные параллели с романом Достоевского «Преступление и наказание», а также с «Легендой о великом инквизиторе». Функции эпиграфа из Достоевского. Построение сюжета как испытания идеи жизнью. Рассуждение героев А. Кёстлера о романе Достоевского «Преступление и наказание», их мнение о Раскольникове. Утилитарная этическая доктрина героев Достоевского и Кёстлера. Тема нравственных страданий, вызванных противоречием цели и средств. Иррациональность человеческой природы как препятствие для осуществления идеи.
Вопросы для самостоятельной работы:
Переосмысление проблематики творчества Достоевского в творчестве немецких писателей

А) Достоевский и Гауптман.

Б) Г. Гессе и его отношение к творчеству Достоевского.

В) Немецкая критика о Достоевском.
Литература:


  1. Мишин И.Т. Достоевский и немецкая литература XX века// Проблемы литературных связей и взаимовлияний. Ростов-на-Дону, 1972.

  2. Сильман Т.И. Г. Гауптман. Л.-М., 1958.

  3. Дудкин В.Г. Достоевский в немецкой критике. http://albooking.net/book_81_glava_18_V.V._DUDKIN._DOSTOEVSKIJJ_V_NE.html (дата обращения - 17.04.2014).

  4. Березина А.Г. Достоевский в восприятии Г. Гессе. http://albooking.net/book_81_glava_23_A.G._BEREZINA._F._M._DOSTOEVSK.html (дата обращения - 17.04.2014).

Тема 6.

Достоевский и литература Швеции.
6.1. Традиции «Преступления и наказания» в романе Я. Сёдерберга «Доктор Глас». Отношение героя Сёдерберга к герою Достоевского. Проблема морального оправдания преступления. Попытка человека. Основываясь лишь на собственном разуме, переделать жизнь, устранить несправедливость. Поражение героев Достоевского и Сёдерберга. Проблема веры в произведениях Достоевского и Сёдерберга, концептуальные расхождения в мировоззрении писателей.

6.2. Повесть С. Лагерлёф «Возница». Образ сестры Эдит как художественное переосмысление образа Сонечки Мармеладовой. Проблема милосердия к преступнику. Возможность нравственного возрождения человека. Тема самопожертвования в осмыслении Достоевского и С. Лагерлёф.

6.3. Рассказ С. Лагерлёф «Изгои». Тема истинного и мнимого христианства. Понимание христианских ценностей в произведениях Достоевского и С. Лагерлёф. Образы героя-«миссионера» и героя, обращаемого в христианство. Справедливость закона в рассказе С. Лагерлёф и милосердие в романах Достоевского. Сходство в отношении писателей в проблеме милосердия.
Вопросы для самостоятельной работы:
Проблема нравственного преступления в романе Я. Сёдерберга «Доктор Глас».

А) Мотивировка действий героя, отличие её от мотивировки поступка Раскольникова.

Б) Отношения героя к морали в романах Достоевского и Сёдерберга.

В) Альтернативность позиций героев в романах Достоевского и отсутствие альтернативности в романе Сёдерберга.
Литература:


  1. Шарыпкин Д.М. Скандинавская литература в России. М.: Наука, 1980. 482 с.

  2. Мацевич А.А. Сёдерберг Яльмар // БСЭ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Сёдерберг%20Яльмар/ (дата обращения: 14.03.2011).

  3. Леонова Е.А. Литературы скандинавских стран (конец Х1Х-начало ХХ века) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ae-lib.org.ua/texts/leonova__scandinavian_XIX-XX__ru.htm (дата обращения: 14.03.2011).


Тема 7.

Творчество Достоевского в восприятии французских писателей.
7.1. Достоевский и Ж.-П. Сартр. Параллели в философской проблематике произведений. Понимание свободы как философской категории. Отношение к моральному закону. «Мухи» как художественное осмысление соотношения свободы и морали.

7.2. Достоевский и А. Камю. Нравственно-философская проблематика творчества. «Миф о Сизифе» как обоснование отсутствия иерархии ценностей в мире. «Посторонний» А. Камю и «Преступление и наказание» Достоевского. Проблема природы человека и совести. Разделение людей на обыкновенных и избранных.
Вопросы для самостоятельной работы:
Традиции Ф.М. Достоевского в творчестве Ж.-П. Сартра
А) Философская категория свободы в творчестве Ж.-П. Сартра.

Б) Нравственная проблематика пьесы «Мухи».

В) Сходства и различия во взглядах Сартра и Достоевского на свободу воли личности.
Литература:


  1. Давыдов Ю. Два взгляда на мораль. Достоевский против Ницше и Сартра // Давыдов Ю. Этика любви и метафизика своеволия. http://www.tinlib.ru/filosofija/yetika_lyubvi_i_metafizika_svoevolija_problemy_nravstvennoi_filosofii/p5.php (дата обращения - 17.04.2014).

  2. Литвинцев Д. Немного о Сартре и Достоевском. http://www.proza.ru/2012/01/27/2072 (дата обращения - 17.04.2014).

  3. Николаевская Т.Е. Достоевский и Бердяев. Проклятые вопросы Достоевского в европейском экзистенциализме. http://library.by/portalus/modules/philosophy/readme.php?subaction=showfull&id=1132101372&archive=1208465572&start_from=&ucat=1& (дата обращения – 17.04.2014).



Тема 8.

Традиции Достоевского в русской литературе ХХ-ХХI вв.
8.1. Теория Раскольникова и идея великого инквизитора в русской литературе 20-30-х гг. ХХ в. А. Тарасов-Родионов, повесть «Шоколад». В. Зазубрин, повесть «Щепка». Образ сотрудника ЧК, внутренняя противоречивость характера героя. Нравственные страдания как следствие использования антигуманных средств ради достижения благой цели.

8.2. Переосмысление идеи великого инквизитора в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго». Образ Павла Антипова (Стрельникова). Мотивировка характера героя. Диалог Стрельникова и Живаго, сходства и различия с монологом великого инквизитора, обращённым к Пленнику. Концепция христианства Пастернака. Крах стремления человека преобразовать действительность насильственно. Судьба Стрельникова как закономерность.

8.3. Государство и личность в повести П. Нилина «Жестокость». Возможность пожертвовать интересами и чувствами конкретного человека ради торжества государственной идеи. Точки соприкосновения личных интересов героев и государственной политики. Идея этического утилитаризма великого инквизитора как источник государственной политики, изображённой П. Нилиным.

8.4. «Кровь по совести» в рассказе Л. Бородина «Вариант». Социальные истоки преступления. Значение теории для Раскольникова и отсутствие стройной, чётко сформулированной теории у героя Л. Бородина. «Ошибка» Раскольникова и героя рассказа «Вариант». Христианская этика как альтернатива «крови по совести».

8.5. Воплощение идеи великого инквизитора в мировоззрении террористов-народовольцев в романе Ю. Трифонова «Нетерпение». Андрей Желябов и Софья Перовская как сторонники идеи «насильственного счастья». Моральные страдания героев Трифонова и Достоевского. Образ Достоевского в романе Ю. Трифонова, заочный спор Андрея Желябова с Достоевским.

8.6. Художественное переосмысление идеи «крови по совести» в романе З Прилепина «Санькя». Роль социальных условий в формировании взглядов Раскольникова и Саши Тишина. Проблема цели и средств. Моральное оправдание преступления, влекущее за собой моральные страдания героя.
Вопросы для самостоятельной работы:
Художественное переосмысление проблематики творчества Достоевского в произведениях М. Булгакова.
А) Библейские мотивы и их осмысление в творчестве Достоевского и Булгакова.

Б) Образы Иешуа и князя Мышкина

В) Осмысление проблемы добра и зла в творчестве Достоевского и Булгакова.
Литература:


  1. Афанасьева В.В. Достоевский и Булгаков. Отношение к христианству. http://www.proza.ru/2009/05/03/454 (дата обращения - 17.04.2014).

  2. Дворкин А. Булгаков и Достоевский: некоторые соображения о генезисе образа Иешуа Га-Ноцри из «Мастера и Маргариты»//Альфа и омега - 2007- № 3(50). http://www.ao.orthodoxy.ru/ (дата обращения - 17.04.2014).

  3. Сахаров В. Булгаков читает Достоевского. 2007 г. http://obulgakove.ru/statiy/90-bulgakov-chitaet-dostoevskogo.html (дата обращения - 17.04.2014).



Темы рефератов:


  1. Жанровые особенности «Легенды о великом инквизиторе. Есть ли основания считать произведение легендой?

  2. Сервантес в восприятии Достоевского.

  3. Традиции шекспировской трагедии «Отелло» в романе Достоевского «Идиот».

  4. Шиллер в восприятии Достоевского.

  5. Параллели и концептуальные различия философии Достоевского и Ницше.

  6. Переосмысление идей Достоевского в творчестве А. Камю.

  7. Творческие взаимосвязи Ж.-П. Сартра с наследием Достоевского.

  8. Мотивы романа «Преступление и наказание» в романе Б. Шлинка «Чтец».

  9. Мотивы романов Достоевского в творчестве братьев Стругацких.

  10. Аллюзии на романы Достоевского в творчестве Б. Акунина.

  11. Достоевский и М. Булгаков.

  12. Роман Достоевского «Бесы» в художественном переосмыслении А. Солженицына.

  13. Традиции христианской концепции Достоевского в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»

  14. «Преступление и наказание» Достоевского и «Отчаяние» В. Набокова.

  15. Традиции Достоевского в творчестве Л. Леонова.



Вопросы для тестирования:
1. Следующие произведения Достоевского были написаны в 70-е годы Х1Х века:

  1. Подросток

  2. Кроткая

  3. Бесы

  4. Преступление и наказание


2. Следующие герои являются действующими лицами романа Достоевского «Братья Карамазовы»:

1. Миусов

2. Старец Зосима

3. Ставрогин

4. Снегирёв.
3. В эпилоге к роману Достоевского «Преступление и наказание» рассмотрены судьбы следующих героев:

1. Дуни Раскольниковой

2. Разумихина

3. Порфирия Петровича

4. Свидригайлова
4. Установите соответствие между произведением Ф.М. Достоевского и годом его написания:

1. Преступление и наказание А. 1872

2. Бесы Б. 1866

3. Братья Карамазовы В. 1867

Г. 1880
5. Установите соответствие между романом Ф.М. Достоевского и персонажем:

1. Подросток А. Версилов

2. Бесы Б. Смердяков

3. Идиот В. Шатов

Г. Иволгин
6. Следующая пара персонажей воплощает в себе принцип двойничества:

1. Мышкин и Фердыщенко

2. Смердяков и Снегирёв

3. Варвара Ставрогина и Шатов

4. Раскольников и Лужин.
7. К жанру романа относятся следующие произведения Ф.М. Достоевского:

1. Идиот

2. Братья Карамазовы

3. Сон смешного человека

4. Подросток.
8. Истоки образа великого инквизитора можно увидеть в образах следующих героев:

1. Раскольников

2. Шигалёв

3. Лебядкин

4. Капернаумов.
9. Иван Карамазов относит «Великого инквизитора» к жанру:

1. Повести

2. Поэмы

3. Новеллы

4. Притчи.
10. «Легендой» впервые назвал «Великого инквизитора» следующий исследователь:

1. К. Леонтьев

2. С. Франк

3. В. Соловьёв

4. В. Розанов.

Ключи к тестам:

Вопрос 1: 1, 2, 3.

Вопрос 2: 1, 2, 4.

Вопрос 3: 1, 2.

Вопрос 4: 1 – Б; 2 – А; 3 – Г.

Вопрос 5: 1 – А; 2 – В; 3 – Г.

Вопрос 6: 4.

Вопрос 7: 1, 2, 4.

Вопрос 8: 1, 2.

Вопрос 9: 2.

Вопрос 10: 4.

Вопросы для итогового контроля:


  1. Восприятие Шекспира в творчестве Достоевского.

  2. Художественная трансформация проблематики и поэтики «Преступления и наказания» в романе о. Уайльда «Портрет Дориана Грея».

  3. Традиции психологизма Достоевского в романе Р.-Л. Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда».

  4. Образы Раскольникова в романе Достоевского «Преступление и наказание» и Клайда Грифитса в романе Т. Драйзера «Американская трагедия»

  5. Соединение криминального и философского начал в романе Дж. Стейнбека «Зима тревоги нашей».

  6. Тема морального оправдания убийства в романах «Преступление и наказание» Достоевского и «Доктор Глас» Я. Сёдерберга.

  7. Восприятие христианства в произведениях Достоевского и С. Лагерлёф.

  8. «Раскольниковские» вопросы в романе А. Кёстлера «Слепящая тьма».

  9. Тема «маленького человека» в произведениях Достоевского и романе Р.-М. Рильке «Записки Мальте Лауридса Бриге».

  10. Социально-философская проблематика повестей А. Тарасова_Родионова и В. Зазубрина, её связь с творчеством Достоевского.

  11. Взаимосвязь идеи великого инквизитора у Достоевского и мировоззрения Стрельникова в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго».

  12. Традиции Достоевского в романе Ю. Трифонова «Нетерпение».

  13. Проблема личности и государства в творчестве Достоевского и в повести П. Нилина «Жестокость».

  14. Идея «крови по совести» в рассказе Л. Бородина «Вариант».

  15. Идея «цель оправдывает средства» в осмыслении Достоевского и З. Прилепина в романе «Санькя».



Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

«Достоевский и мировая литература»1

а) основная литература:
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА:


  1. Бородин Л. Вариант.

  2. Зазубрин В. Щепка.

  3. Гауптман Г. «Блаженный во Христе Эммануил Квинт»

  4. Достоевский «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот».

  5. Драйзер Т. Американская трагедия

  6. Кёстлер А. Слепящая тьма.

  7. Лагерлёф С. Возница. Изгои.

  8. Нилин П. Жестокость.

  9. Прилепин З. Санькя.

  10. Сёдерберг Я. Доктор Глас.

  11. Стейнбек Дж. Зима тревоги нашей.

  12. Тарасов-Родионов А. Шоколад.

  13. Трифонов Ю. Нетерпение.

  14. Шекспир В. Гамлет.

  15. Уайльд О. Портрет Дориана Грея.


НАУЧНАЯ И КРИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:


  1. Афанасьева В. Достоевский и Булгаков. Отношение к христианству. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.proza.ru/2009/05/03/454.

  2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского М.: Советский писатель, 1963. 362 с.

  3. Березина А.Г. Достоевский в восприятии Г. Гессе. http://albooking.net/book_81_glava_23_A.G._BEREZINA._F._M._DOSTOEVSK.html (дата обращения - 17.04.2014).

  4. Богданова О.А. Под созвездием Достоевского. М.: Изд-во Кулагиной: INTRADA, 2008. 312 с.

  5. Бочаров С. Бахтин-филолог: книга о Достоевском [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://magazines.russ.ru/voplit/2006/2/bo3.html (дата обращения - 24.09.2012).

  6. Буров С. Г. «Вечный муж» Ф.М. Достоевского в «Докторе Живаго» Б.Л. Пастернака [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bibnout.ru

  7. Бушмин А. Наука о литературе. М., 1980.

  8. Бушмин А.С. Преемственность в развитии литературы. Изд-е 2-ое, дополненное. Л.: Художественная литература, 1978.

  9. Давыдов Ю. Два взгляда на мораль. Достоевский против Ницше и Сартра // Давыдов Ю. Этика любви и метафизика своеволия. http://www.tinlib.ru/filosofija/yetika_lyubvi_i_metafizika_svoevolija_problemy_nravstvennoi_filosofii/p5.php (дата обращения - 17.04.2014).

  10. Дудкин В.Г. Достоевский в немецкой критике. http://albooking.net/book_81_glava_18_V.V._DUDKIN._DOSTOEVSKIJJ_V_NE.html (дата обращения - 17.04.2014).

  11. Засурский Я.Н. Теодор Драйзер. М.: Изд-во Московского ун-та, 1957.

  12. Ермакова М. Традиции Достоевского в русской прозе. М.: Просвещение, 1990. 

  13. Ермакова М. «Романы Достоевского и творческие искания в русской литературе ХХ в.». Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1973.

  14. Кобленкова Д.В. Элементы агиографического канона как метажанровой структуры в повести С. Лагерлёф «Деньги господина Арне» и одноимённой экранизации М. Стиллера // Вестник ННГУ. 2010. № 4 (2). С. 862-865. http://www.unn.ru/e-library/vestnik.html.

  15. Кожинов В. Победы и беды России. М.: Эксмо-Пресс, 2002. 458 с.

  16. Кожинов В. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского // В кн.: Три шедевра русской классики. М.: Художественная литература, 1971. С. 107-187.

  17. Леонова Е.А. Литературы скандинавских стран (конец Х1Х-начало ХХ века) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ae-lib.org.ua/texts/leonova__scandinavian_XIX-XX__ru.htm (дата обращения: 14.03.2011).

  18. Литвинцев Д. Немного о Сартре и Достоевском. http://www.proza.ru/2012/01/27/2072 (дата обращения - 17.04.2014).

  19. Ломов В. М. 100 великих зарубежных писателей. Вече, 2009. 432 с.

  20. Майкл Дэвид-Фокс. Тройная двусмысленность. Теодор Драйзер в Советской России (1927—1928): паломничество, похожее на обвинительную речь // Культуральные исследования. Сборник научных работ. Под ред. А. Эткинда, П. Лысакова. СПб.; М.: Изд-во Европ. ун-та в Санкт-Петербурге; Летний сад, 2006. С.290-319.

  21. Мацевич А.А. Сёдерберг Яльмар // БСЭ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Сёдерберг%20Яльмар/ (дата обращения: 14.03.2011).

  22. Михайловский Н.К. Ещё о г. Максиме Горьком и его героях // Михайловский Н.К. Статьи о русской литературе Х1Х – начала ХХ века. Л.: Художественная литература, 1989. С. 477-516.

  23. Мишин И.Т. Достоевский и немецкая литература XX века// Проблемы литературных связей и взаимовлияний. Ростов-на-Дону, 1972.

  24. Набоков В. В. Лекции о “Дон Кихоте” / Пер. с англ.; Предисл. Ф. Бауэрса, Г. Дэвенпорта. М.: Изд-во Независимая газета, 2002, с. 65.

  25. Николаевская Т.Е. Достоевский и Бердяев. Проклятые вопросы Достоевского в европейском экзистенциализме. http://library.by/portalus/modules/philosophy/readme.php?subaction=showfull&id=1132101372&archive=1208465572&start_from=&ucat=1& (дата обращения – 17.04.2014).

  26. Сараскина Л.И. Достоевский в созвучиях и притяжениях (от Пушкина до Солженицына). М.: Русский путь, 2006.

  27. Сильман Т.И. Г. Гауптман. Л.-М., 1958.

  28. Сохряков Ю. Творчество Ф.М. Достоевского и русская проза ХХ века (70-80-е годы). М.: ИМЛИ РАН, 2002. 240 с.

  29. Сохряков Ю.И. Творчество Ф.М. Достоевского и реалистическая литература США 20 – 30-х годов ХХ века (Т. Драйзер, Ш. Андерсон, Ф. Скотт-Фицджеральд) Электронный ресурс – Режим доступа: http://fitzgerald.narod.ru/critics-rus/sohrakov-dostoevski.html (дата обращения - 6.03.2014).

  30. Степанян К. А. Достоевский и Сервантес: диалог в большом времени // «Иностранная литература. Ежемесячный литературно-художественный журнал». №12. 2011.

  31. Сухих О.С. Традиции Ф.М. Достоевского в романе Я. Сёдерберга «Доктор Глас» // Вестник ННГУ. 2012. № 5 (1). С. 270-275. http://www.unn.ru/e-library/vestnik.html

  32. Сыромятников О.И. Раскольников и Гамлет – духовные параллели и перекрёстки // Вестник ННГУ. 2012. № 1. С. 330-337. http://www.unn.ru/e-library/vestnik.html.

  33. Труайя А. Фёдор Достоевский. М.: Эксмо, 2005. 480 с.

  34. Трунин С.Е. Рецепция Достоевского в русской прозе рубежа ХХ-ХХ1 вв. Автореферат … канд. филол. наук. М., РУНД. 2008.

  35. Туниманов В.А. Достоевский и русские писатели ХХ века. СПб: Наука, 2004.

  36. Хуснулина Р.Р. Английский роман ХХ века и наследие Ф.М. Достоевского. Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2005. 260 с.

  37. Шарыпкин Д.М. Скандинавская литература в России. М.: Наука, 1980. 482 с.

  38. Энгельгардт Б. Идеологический роман Достоевского// Достоевский. Статьи и материалы. Сб. II / Под ред. А.С. Долинина. М.-Л.: Мысль, 1924. С. 71-109.



б) дополнительная литература:
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА:


  1. Келлерман Б. Глупец.

  2. Рильке Р.-М. «Записки Мальте Лауридса Бриге».

  3. Скотт-Фицджеральд Ф. Великий Гэтсби.

  4. Солженицын А. Красное колесо.

  5. Стивенсон Р.-Л. Странная история доктора Джекила и мистера Хайда.

  6. Стругацкий А., Стругацкий Б. Трудно быть богом.

  7. Шекспир В. Отелло. Макбет.

  8. Уайльд О. Саломея.


НАУЧНАЯ И КРИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:


  1. Бэлнеп Р. Генезис «Братьев Карамазовых» / Перевод с англ. Л. Высоцкого. СПб.: Академический проект, 2003. 263 с.

  2. Виноградов И. Духовные искания русской литературы. М.: Русский путь, 2005. 672 с.

  3. Волгин И.Л. «Последний год Достоевского». Исторические записки. М.: Советский писатель, 1991. 544 с.

  4. Жирар Рене. Достоевский: от двойственности к единству / Пер. Г. Куделич. М.: Изд-во ББИ, 2013. 162 с.

  5. Захаров В.Н. О глубинных совпадениях Солженицына и Достоевского. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.solzhenitsyn.ru/o_tvorchestve/articles/general/index.php?ELEMENT_ID=1207 (дата обращения – 7.04.2013).

  6. Зиновьева А.Ю. Вечные образы // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М.: НПК Интервалк, 2003. Стб 121-123.

  7. Иванчич Т. Дуэль России и Европы в «Легенде о великом инквизиторе» Достоевского. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.booksite.ru/fulltext/dos/toj/evs/kii/dostojevskii_f/sbor_stat/91.htm (дата обращения - 8.04.2013).

  8. Киносита Тоёфуса. Ф.М. Достоевский и японская литература до и после Второй мировой войны. «Школа Достоевского»: писатели Р. Сиина, Т. Такэда и Ю. Хания // Достоевский и ХХ век. В 2 тт. Т. 2. М.: ИМЛИ РАН, 2007. С. 426-439

  9. Капилупи Стефано Мариа. Проблема спасения в творчестве Ф.М. Достоевского (философско-антропологический аспект). Автореферат дисс.на соискание уч. ст. кандидата филологических наук. СПб, 2006. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://drevn.narod.ru/kapilupi.htm (дата обращения – 1.08.2012).

  10. Кантор В.К. «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского. М.: Художественная литература, 1983. 192 с.



Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
Обучающиеся используют современные профессиональные базы данных по данной дисциплине, информационные справочные и поисковые системы.

Используются Интернет-ресурсы: lib.ru; klassica.ru, электронная библиотека Мошкова, ФЭБ.

Ольга Станиславовна Сухих

Достоевский и мировая литература

Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования «Нижегородский государственный

университет им. Н.И. Лобачевского»

603950, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23.

Подписано в печать . Формат 60х84 1/16.

Бумага офсетная. Печать офсетная. Гарнитура Таймс.

Усл. печ. л. 1,5. Уч.-изд.л.

Заказ № . Тираж 100 экз.

Отпечатано в типографии Нижегородского госуниверситета
им. Н.И. Лобачевского

603000, г. Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, 37

Лицензия ПД № 18-0099 от 14.05.01


1 Обучающийся может пользоваться любым доступным ему изданием указанных ниже произведений.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

О. С. Сухих Достоевский и мировая литература iconЛитература Бородино и его герои Пушкинская Москва Похищение будущего...
Школьный химический эксперимент. Раздел: неорганическая химия. Общие свойства металлов
О. С. Сухих Достоевский и мировая литература iconДостоевский один из самых интересных и трудных писателей, споры о...
Этот вопрос. Итак, тема сегодняшнего урока: Ф. М. Достоевский. Я открываю для себя новое имя…
О. С. Сухих Достоевский и мировая литература iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Литература 2-ой половины ХIХ века: И. А. Гончаров «Обломов» и Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
О. С. Сухих Достоевский и мировая литература iconЛитература 1 Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 11 класс. Cd-rom...
О. В. Афанасьева, И. В. Михеев Английский язык. Аудио приложение к учебнику и рабочим тетрадям. 7 класс
О. С. Сухих Достоевский и мировая литература iconРеферат Тема: «Экзегетический анализ пророчества о «сухих костях»
Тема: «Экзегетический анализ пророчества о «сухих костях» в книге пророка Иезекииля»
О. С. Сухих Достоевский и мировая литература iconРабочая учебная программа по литературе 11 класс
Составлена на основе примерных программ под редакцией И. Н. Сухих «Литература. Программа для 10-11 классов. Базовый уровень», М.:...
О. С. Сухих Достоевский и мировая литература iconРабочая учебная программа по литературе 11 класс
Составлена на основе примерных программ под редакцией И. Н. Сухих «Литература. Программа для 10-11 классов. Базовый уровень», М.:...
О. С. Сухих Достоевский и мировая литература icon«Литература. 9 класс» под ред. И. Н. Сухих, С. П. Белокуровой
Белокурова Светлана Павловна – учитель русского языка и литературы гимназии №405 Санкт-Петербурга, методист Научно-методического...
О. С. Сухих Достоевский и мировая литература iconКонспект урока литературы. Фио автора Кордова Светлана Владимировна...
Тема урока- ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Петербург Достоевского
О. С. Сухих Достоевский и мировая литература iconИнтегрированный курс «Литература» 11 класс Задания на 1 2 недели...
Звиняцковский В. Я. Литература: русская и мировая: интегрир курс: учеб для 11 кл общеобразоват учеб заведений / В. Я. Звиняцковский,...
О. С. Сухих Достоевский и мировая литература iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Факультет/отделение факультета/Подразделение Мировая экономика и мировая политика / Мировая экономика
О. С. Сухих Достоевский и мировая литература iconРабочая программа по литературе, среднее (полное) общее образование
Литература: программа для 10 – 11 классов: среднее (полное) общее образование (базовый уровень)\ И. Н. Сухих – М.: Издательский центр...
О. С. Сухих Достоевский и мировая литература iconМагистерские программы «Мировая политика», «Мировая политика и международное...
Рабочая программа по дисциплине «Мировая экономика» для студентов очной формы обучения, экономического факультета по специальности...
О. С. Сухих Достоевский и мировая литература iconРефератов по дисциплине «Мировая и национальная культура»
Характерные черты культуры России в XVI в.: историческая литература, книгопечатание и наука, зодчество, живопись
О. С. Сухих Достоевский и мировая литература iconУчебно-методический комплекс по модулю Творчество Ф. М. Достоевского и мировая литература
...
О. С. Сухих Достоевский и мировая литература iconУчебно-методический комплекс по модулю Творчество Л. Н. Толстого и мировая литература
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск