Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Программы Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников





Скачать 115.05 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Программы Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников
Дата публикации23.01.2015
Размер115.05 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе Программы «Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б.М.Неменского. 5-9 кл.» - М.: Просвещение,2011.

Программа рассчитана на 1 час в неделю, всего 35 часов.

Учебник, используемый на уроках: Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5 кл., Н.А.Горяева, О.В.Островская,- М.: Просвещение,2013.

5 класс, или первый год основной школы, посвящён изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, национальными и народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на изобразительную деятельность, местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Планируемые результаты:

Учащиеся должны:

- истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

- особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов – варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);

- семантическое значение традиционных образов, мотивов (дерево жизни, конь, птица, солярные знаки);

- несколько народных промыслов России;

Различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (Древнего Египта, Древнего Китая, Западной Европы XVII века);

- пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, а также местные промыслы);

- различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т.д.);

- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора.

- создавать художественно- декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных и объемных декоративных композиций;

- владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж, и т.п.).

1 четверть (8 часов)

Тема «Древние корни народного искусства»
Основные задачи четверти:

1) Понятие о народном искусстве как истоке языка ДПИ.

2) Иное использование цвет и формы по сравнению с изобразительным искусством.



№п/п урока

Тема

Цели

Как

Чем

Зрит. и муз. ряд

1

Древние образы в народном искусстве

Дом как образ обжитого пр-ва, связь космоса, природы, земли, дома как движение от бесконечности




Карандаш, цветная бумага

Кижи, народные мелодии, русские народные поговорки, загадки, пословицы

2

Убранство русской избы

Единство конструкции и декора в традиционной русской избе. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно – водный мир)

Эскизы элементов избы с использованием солярных знаков, растительных и зооморфных мотивов, геометрических элементов, выстраивание их в орнаментальную композицию (окно, фронтон, наличники, причелина, лобовая доска)

Карандаши, фломастеры, цветная бумага

Элементы декоративного убранства русских изб в разных регионах России

3

Внутренний мир русской избы

Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – очи, свет и т.п.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты.

Рисунок на тему «В русской избе» (Рисование стола по одной точке схода)

Тушью на цветной бумаге,

Акварель (выполнение акварельного подмалевка)

Примеры интерьеров крестьянского жилища, русская народная песня «В низенькой светелке»,

Л.Мей. В низенькой светелке.

4

Конструкция и декор предметов народного быта

Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы труда – область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Органичное единство пользы и красоты, конструкции и декора.

Вырезание формы из картона с последующей раскраской

Картон, ножницы, гуашь, кисти

Русские прялки, образцы деревянной фигурной посуды, вальки, рубеля

Народная музыка в инструментальном изложении

5

Русская народная вышивка

Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце.

Выполнение эскиза узора вышивки на полотенце в традиции народных мастеров

Бумага, восковые мелки, гуашь, акварель, фломастеры

Образцы народной вышивки,

Напевные песенные тексты

6, 7

Народный праздничный костюм (1 урок – одежда, 2 урок – головной убор)

1) народный праздничный костюм – целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в разных уголках России.

2) Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды.

Выполнение эскизов народного праздничного костюма разных регионов России с использованием различных техник и материалов.

Бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти

Народные мелодии

8

Народные праздничные обряды (обобщение темы)

Календарные народные праздники – способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы, коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение

Праздничное импровизационно – игровое действо








2 четверть(8 часов)

Тема: «Связь времен в народном искусстве»

Основные задачи четверти:

Понимание форм бытования народных, крестьянских традиций в современной жизни, а также дать представление об общности народных художественных промыслов и их различия. Тема предполагает акцент на местных художественных промыслах.



№п/п урока

Дата

Тема

Цели

Как

Чем

Зрит. и муз. ряд

9, 10




Древние образы в современных народных игрушках

Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих разным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и др. форм местных игрушек.

Создание игрушки (импровизация формы) и украшение ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

Глина, гуашь, кисти

Таблицы с примерами основных элементов росписи народных глиняных игрушек разных промыслов, слайды «Народные художественные промыслы России», диафильм «Волшебный мир народной игрушки», Р.Щедрин. Озорные частушки.


11




Искусство Гжели.

Из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с промышленностью, Разнообразие и скульптурность посудных форм единство формы и декора. Особенности гжельской росписи.

Вырезание из бумаги форм посуды и украшение их росписью с использованием традиционного гжельского письма.

Бумага, ножницы, акварель, кисти.

Слайды «Гжель», подлинные образцы Гжели, стихи о гжельской керамике.

12




Городецкая роспись.

Из истории развития городецкой росписи. Единство формы предметы и его декора. Птица и конь – главные герои городецкой росписи. Розаны и купавки – основные элементы декоративной композиции. Основные приемы городецкой росписи.


Выполнение фрагмента росписи по мотивам городецкой росписи с использованием образа птицы, коня, растительных элементов.

Гуашь, кисти, тонированная под дерево бумага.

Слайды и репродукции с изображением произведений городецкой росписи,

Подлинные образцы изделий.

13




Хохлома













14




Жостово. Роспись по металлу.

Из истории промысла. Разнообразие форм подносов. Основные приемы жостовского письма: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.


Выполнение фрагментов росписи, компановка элементов на импровизированном подносе.

Гуашь, бумага, тушь, кисти.

Слайды, репродукции, таблицы с изображением фрагментов росписи, подлинники.

15




Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

Дерево и береста – основные материалы в крестьянском быту. Щепная птица счастья – птица света. Изделия из бересты – короба, хлебницы, набирухи для ягод, туеса – творения искусства мастеров. Резное узоречье берестяных изделий.

Создание формы туеса из плотной бумаги (прорезная форма, внутри цветной фон).

Картон, цветная бумага, ножницы, клей.

презентация

16




Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Место произведений промыслов в современном быту и интерьере.

Викторина, выступление поисковых групп.








3 четверть (12 часов)

Тема: «Декор – человек, общество, время».
Основные задачи четверти:
Понимание роли ДПИ в жизни людей и общества в целом. Осознание роли искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива необходимо для грамотного использования в своей жизни предметов декоративного искусства.


№п/п урока

Дата

Тема

Цели

Как

Чем

Муз. и зрит. ряды

17




Зачем людям украшения

Все предметы декор. Искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить – значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи.

Беседа на тему «Какую роль играет декоративное искусство в организации общества, в регламентации норм жизни его членов, в различии людей по социальной принадлежности».




Примеры декоративного искусства разных времен и народов, в которых наиболее ярко раскрывается его социальная роль.

18,19




Декор и положение человека в обществе

Тему раскрыть на примерах роли декоративного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика украшений Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях. Отличие одежд высших и низших сословий общества.

Выполнение эскизов браслетов, ожерелий, алебастровых ваз по мотивам декоративного искусства Древнего Египта.

Бумага белая и цветная, ножницы, клей, гуашь, кисти.

Образцы декоративного искусства Древнего Египта (слайды, репродукции), таблицы с изображением древнеегипетской символики.

Мифы Древнего Египта.

20-24




Одежда говорит о человеке.

1) Одежда – знак положения человека в обществе и его роли. Одежда Др. Греции, Др. Китая, Зап. Европы 17 века (эпоха барокко).

2) ДПИ Западной Европы (эпохи барокко) совершенно непохоже на древнеегипетское, древнекитайское своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой, но суть декора (украшений) остается та же – выявлять роли людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общности по классовому, сословному и профессиональному признакам.

Индивидуально – коллективная работа – создание декоративного панно «Бал в интерьере дворца» по мотивам сказки Ш. Перро «Золушка» (Выбор композиции, передача стилевого единства декора одежды, предметов интерьера; выявление социальных принципов в изображаемых костюмах).

Бумага белая и цветная, кусочки ткани, клей, ножницы, гуашь, кисти.

Слайды, репродукции картин, фотографии с изображением зданий, предметов быта, одежды, относящихся к определенной эпохе.

25 - 27




О чем рассказывают гербы и эмблемы

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Герб возник как знак достоинств его владельца, символ чести рода, отличительный знак любого сообщества.

Основные части классического герба, его изобразительные формы, взятые из жизни и мифологии, их символическое значение, символика цвета в геральдике.

Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов.

Создание герба своей семьи, школы, класса с использованием декоративно – символического языка геральдики.

Бумага, ножницы, гуашь (ограничение цветовой палитры), кисти.

Изображение средневековых гербов, старинные гербы русских городов, современные гербы и эмблемы.

28




Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (Обобщение темы).

Подбор одежды по стилям. Формирование чувства стиля.

Итоговая игра – викторина по теме четверти.




Слайды, открытки, репродукции.


4 четверть(7 часов)

Тема: «Декоративное искусство в современном мире».
Основные задачи четверти:
Понятие современного ДПИ и творческий перенос древних образов в современный мир.


№п/п

урока

Дата

Тема

Цели

Как

Чем

Зрит. и муз. ряд

29.




Современное выставочное искусство

Многообразие материалов и техник современного ДПИ (худ. керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды и т.д.). Новое понимание красоты современными мастерами ДПИ. Пластический язык материала и его роль в создании худ. образа. Роль выразительных средств (форма, цвет, фактура и др.) в построении декоративной композиции в конкретном материале.

Экскурсия в музей или виртуальная экскурсия




Произведения современного ДПИ, выполненного в разных материалах

30- 33




Ты сам – мастер декоративно – прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале.

Создание коллективной декоративной работы.

Выполнение коллективных панно и витражей для украшения интерьера школы. Творческая интерпретация древних образов: древа жизни, коня, птицы, матери – земли.

Бумага, краски, кисти.

Произведения современного ДПИ, выполненного в разных материалах

34




Обобщающий урок года.

Отчетная выставка творческих работ учащихся.










Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Программы Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников iconРабочая программа по (Изобразительному искусству) для учащихся 2...
«Изобразительное искусство» разработана для 1-4 классов общеобразовательных учреждений на основе авторской программы «Изобразительное...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Программы Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников iconРазработка урока Учитель: Волковая Елена Васильевна Класс: 1 Предмет: Изобразительное искусство
Рабочие программы. Фгос. Изобразительное искусство. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1-4 классы. Просвещение....
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Программы Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников iconКалендарно-тематическое планирование на 2013/14 учебный год Учебный...
Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1-4 классы: пособие для...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Программы Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочие программы фгос «Изобразительное искусство» предметная линия учебников п/р Б. М. Неменского 1-4кл. М. «Просвещение» 2011
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Программы Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Изобразительное искусство и художественный труд» Б. М. Неменского. Б. М. Неменский Рабочие программы. Предметная линия учебников...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Программы Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников iconПояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе:...
...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Программы Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5-9 классы: пособие для...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Программы Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5-9 классы: пособие для...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Программы Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Б. М., Неменской Л. А., Горяевой Н. А. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б....
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Программы Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Планирование составлено на основе учебной программы Дронова В. П., Савельевой Л. Е. Рабочие программы. Предметная линия учебников...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Программы Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников iconРабочие программы по истории для 9 класса (базовый уровень)
Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07. 07. 2005г. №03-1263), авторской программы по истории...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Программы Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников iconРабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» 2012/2013...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству составлена на основе авторской программы: Кузин В. С., Ломов С. П., Шорохов...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Программы Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников iconРабочие программы по изо 5-7 классы пояснительная записка 5 класс
М.: Дрофа, 2008.) и авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Программы Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников iconПояснительная записка Предлагаемая рабочая программа по Всеобщей...
Нове Примерной программы, разработанной Министерством образования. Раздел по Всеобщей истории составлен на основе «Рабочей программы...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Программы Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников iconПояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе:...
Рабочей программы История России. Предметная линия Данилов А. А., Косулина Л. Г. 6-9 класс. –М: Просвещение, 2014
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Программы Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников iconРабочая программа по изобразительному искусству для 5-7 класса соответствует...
Данная программа разработана на основе рабочей программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство» (Предметная линия...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск