11 «Использование компьютера на уроках русского языка» документы рефераты" />

"Правила правописания безударных личных окончаний глаголов" >11 «Использование компьютера на уроках русского языка»





Название"Правила правописания безударных личных окончаний глаголов" >11 «Использование компьютера на уроках русского языка»
страница1/10
Дата публикации23.01.2015
Размер0.88 Mb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Краснокустовский филиал

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Мучкапской средней общеобразовательной школы
ПОРТФОЛИО

учителя русского языка

и литературы

Макеевой Надежды Евгеньевны

п. Красный Куст, Мучкапский район,

Тамбовская область


2012 г.
Список ИПМ


  1. Базовая модель опыта.

  2. Внеучебная деятельность школьников.

  3. Результаты педагогической деятельности.

  4. Моя педагогическая философия.

  5. Программа элективного курса по русскому языку.

6.Открытый урок по русскому языку в 8-м классе по теме: "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них"

7. КВН в 8 классах

8. Урок развития речи для 9 класса.

9. Урок-семинар по русскому языку в 7 классе.

10. Разработка урока по русскому языку для 6 класса по теме: "Правила правописания безударных личных окончаний глаголов"


11. . «Использование компьютера на уроках русского языка».

12. «Развитие творческих способностей на уроках и во внеурочное время».

13. . «Новая форма итоговой аттестации по русскому языку в 9 классах в 2010 году: анализ результатов и перспективы в работе учителя-словесника».

14. Родительское собрание в 5 классе «О детской дружбе».

15. Список литературы.


Тема: «Проблема совершенствования урока и повышение его эффективности»

Базовая модель опыта работы.

Противоречия:

- Между необходимостью выработки глубоких прочных знаний и острым дефицитом учебного времени из-за насыщенности программ;
- Между ориентацией нового материала на развитие творческих способностей, устной и письменной речи учащихся и традиционными методами и формами обучения;
- Между чередованием различных видов работ на каждом этапе и успешным завершением их по времени и содержанию;
- Между стремлением личности к творчеству, оригинальности, самоконтролю и обязательным единым планом;
- Между традиционными методами и формами обучения и методами передачи знаний по новым технологиям.


Ведущая идея опыта:

Развитие личности школьника, внедрение в школьный процесс новых, интересных методов и приёмов обучения и воспитания, творческое перерабатывание их и применение на уроках, порождая эмоциональный подъём, позволяющий детям глубже освоить материал и овладеть прочными знаниями.
Личная концепция учителя:

- Умелое сочетание традиционных и новых приёмов, методов, форм и средств обучения, направленных на формирование общих учебных умений и навыков;

- Активизация мыслительной деятельности учащихся в учебно-воспитательном процессе;

- Повышение уровня грамотности детей, внимание к слову, интерес к языку;

- Оптимальное сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения;

- Умелое сочетание между самостоятельной работой учащихся и обучением их навыкам самоконтроля.
Технология опыта:

Сущность опыта заключается в умелом сочетании традиционных и новых приёмов и средств обучения, что повышает эффективность урока, пробуждает интерес к нему, позволяет детям глубже освоить материал и овладеть прочными знаниями.

Проводятся интегрированные уроки с использованием меж предметных связей: урок КВН, урок-путешествие, урок-семинар, урок-соревнование и т.д.

Для развития творческой и мыслительной деятельности, и совершенствования урока применение элементов игры: грамматические викторины, лингвистические конкурсы, головоломки, ребусы, шарады, анаграммы, метаграммы, кроссворды и т.д.

Значение внеурочной работы – вечеров занимательного русского языка, олимпиад, устных журналов, викторин – трудно переоценить.
Основные задачи воспитательной и познавательной работы по русскому языку:

- в занимательной форме повторить изученный материал;

- развивать навыки самоконтроля, умение логически мыслить и отстаивать свою

точку зрения;

- способствовать развитию кругозора;

- заинтересовать учащихся русским языком, как наукой.
Результативность опыта

- Система работы учителя даёт высокие результаты. Учащиеся приобретают прочные знания, которые помогают им сдать экзамены на положительные оценки;

- Мои выпускники успешно проходят итоговую аттестацию и качество их знаний в среднем равно 50%;

- У учащихся хорошо развиты навыки самоконтроля, умение логически мыслить и отстаивать свою точку зрения;
Описание опыта

Главная цель моего опыта – это формирование интереса у учащихся. С этой целью я использую новые приёмы, методы, формы и средства обучения. Я умело сочетаю формы общения с учащимися. На уроке применяю индивидуальную работу, работу в парах, группах. По карточкам и различные другие материалы, которые совершенствуют и повышают его эффективность одновременно заинтересовывая детей.

Свою работу делаю разнообразной, благодаря проведению нестандартных уроков – это урок-игра, урок-путешествие, урок КВН, урок соревнование, урок викторина, урок деловая игра.

Я постоянно ищу активные формы обучения, средства формирования и развития личности.

Также учу детей работать самостоятельно, оценивать свои знания и знания своих товарищей. Это вызывает стремление к получению более высоких оценок.
Мой педагогический стаж 17,5 лет. Из них учителем русского языка и литературы работаю 11,5 лет.

Я постоянно ищу активные формы обучения, средства формирования и развития личности. Источниками моего творчества являются частые встречи с опытными педагогами школы и района.

Стараюсь умело сочетать традиционные и новые приёмы, методы, формы и средства обучения, направленные на формирование общих учебных умений и навыков (чтения, письма), на развитие устной и письменной речи учащихся, их творческих способностей. Мои ученики участники районных и областных конкурсов сочинений, где занимали призовые места и отмечены грамотами.

У меня родились интересные приёмы работы по формированию орфографической зоркости. Благодаря этим приёмам удалось значительно повысить уровень грамотности детей, внимание к слову, интерес к языку. В своей практике я провожу интегрированные уроки.

Всё новое, интересное в работе коллег я внедряю в практику своей работы и учу этому других. Мои выпускники успешно проходят итоговую аттестацию и качество их знаний в среднем равно 50%.

Мною создан учебно-методический комплекс, который помогает в управлении учебно-воспитательным процессом на уроке, позволяет найти правильное соотношение между самостоятельной работой школьников и обучением их навыкам самоконтроля, а также умело чередовать различные виды работ на каждом этапе урока и успешно завершать их по времени и содержанию.

Не успокаиваясь на достигнутом, я в постоянном поиске. Собирая по крупицам новые, интересные методы и приёмы обучения и воспитания, я творчески перерабатываю их и применяю на своих уроках, порождая эмоциональный подъём, позволяющий детям глубже освоить материал и овладеть прочными знаниями.

Внеучебная деятельность школьников

Внеучебная работа по русскому языку является важнейшей составной частью профессиональной деятельности учителя. Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. Главная задача внеучебной работы – развитие у школьников интереса к родному языку и воспитание потребности изучать его.

Методы, которые я использую во внеучебной работе по предмету, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. Так, широко использую в своей работе и слово учителя, и беседу, и самостоятельную работу учеников. Все эти методы использую в непринуждённой обстановке, что создаёт атмосферу большой заинтересованности в работе.

В своей внеучебной работе по предмету я использую: беседы, конкурсы, викторины, игры, КВН, вечера и утренники, конференции и устные журналы, олимпиады.

В этом году мною была проведена Неделя русского языка по теме Фразеология».

День первый. Открытие недели

  1. Утренник «Путешествие в страну Фразеологию» (6 класс)

  2. Конференция «Фразеология в нашей жизни» (8-9 классы)

  3. Лингвистический КВН по теме «Фразеология» (7 класс)

День второй.

Беседы о фразеологии в 1-4 классах (готовятся и проводят учащиеся 8-9 классов)

  • школьная фразеология

  • фразеология в искусстве

  • фразеология и культура речи

День третий.

Викторина по фразеологии (6-9 классы)

День четвёртый.

Конкурс лингвистических газет (6-9 классы)

День пятый

Лингвистический вечер «Фразеологические загадки» (8-9 классы). Закрытие недели.

Для развития творческих способностей обучающихся, расширения их кругозора и развития самостоятельной деятельности даю «долгосрочные» задания, которые ученики выполняют за четверть (или месяц):

- написание доклада или реферата по заданной теме;

- выпуск лингвистической или литературной газеты.

Тему и сроки указываю сама, помогаю определить, какой материал необходимо подобрать.

Выполняя такие задания, ученики используют справочники, дополнительную литературу, учатся находить необходимые данные, самостоятельно составляют планы и подбирают материал. Работа эта творческая и в тоже время её могут выполнять и сильный, и средний, и слабый ученик.

Задания даю как индивидуальные, так и групповые. К реферату учащиеся обязательно составляют вопросы, и после прослушивания реферата класс отвечает на эти вопросы.

Лингвистическую или литературную газету надо защитить, то есть пояснить, почему выбран этот материал и рассказать кратко о чём идёт речь.

И с сильными , и со слабыми учениками занимаюсь дополнительно.
КВН по фразеологии для старшеклассников
В середине 20 в. Учёные, изучающие наш язык, увидели, что, кроме огромного количества слов, составляющих язык, есть ещё особый пласт – несколько десятков тысяч устойчивых сочетаний слов, которые, как и слова, помогают нам строить речь. Причём речь образную, особенно ёмкую. Так родился новый раздел науки о языке – фразеология. Фразеология ещё очень молода, но за прошедшие годы сделано немало. Однако далеко не все тайны открыты. И мы с вами попытаемся сегодня разгадать некоторые из них. Итак, в путь!

1. Издавна живут в нашем языке выражения, порождённые греческой мифологией: ящик Пандоры, прокрустово ложе, бочка Данаид, нить Ариадны. За каждым из них стоит общеизвестный миф.

Вопрос. Расскажите о происхождении фразеологизма нить Ариадны и объясните смысл этого выражения в настоящее время.

Ответ. Выражение связано с мифом о Тесее, афинском герое, который убил чудовище – Минотавра, полубыка – получеловека. Обречённый на съедение Минотавру, обитавшему в лабиринте, Тесей воспользовался нитью, которую дала ему Ариадна, полюбившая героя. Эту нить Тесей прикрепил у входа в лабиринт и во время пути разматывал её, что и помогло ему найти выход. В настоящее время это выражение обозначает способ выйти из затруднительного положения.

  1. « Неспроста и не спуста слово молвится и до веку не сломится», - говорят в народе. И действительно, каждое народное выражение, ставшее крылатой фразой, имеет своё основание. Знание таких выражений обогащает речь, а знание происхождения их откроет нам глаза на многие интересные факты из истории нашего народа. Мы часто говорим: остаться с носом (потерпеть неудачу, обмануться в своих расчётах, оказаться одураченным) или зарубить на носу (хорошо запомнить). Оказывается, что они не только различного происхождения, но и не имеют никакого отношения к слову нос в современном понимании.

Вопрос. В каких значениях было употреблено слово нос в этих выражениях первоначально?

Ответ. Значения различны. По древнему обычаю жених невесты приносил родителям невесты нос, т. е. приношение, подарок, выкуп (на Востоке – калым). Если жениху отказывали, он оставался с носом. Иного происхождения фразеологизм зарубить на носу. Носом в старину называли помятую дощечку, которую приносили с собой неграмотные люди, делая на ней различные пометки, зарубки.

  1. Вопрос на смекалку. Есть ли ноги у газеты, книги?

Ответ. Есть, когда их держат вверх ногами.


  1. А теперь чёрный ящик.

Если вы установите, что связывает все эти предметы, то вы ответите на вопрос, что находится в чёрном ящике. (Слова: кисель, гусь, рыба, хлеб, ложка, трава.)

Ответ. Все эти предметы связывает слово вода.( Седьмая вода на киселе, кака с гуся вода, как рыба в воде, сидеть на хлебе и воде, в ложке воды утонуть, тише воды, ниже травы.)


  1. Конкурс художников. Живые картинки.

Используя приёмы пантомимы (т.е. при помощи жестов, мимики), изобразите следующие фразеологизмы:

Куры денег не клюют

Вставлять палки в колёса

Делать из мухи слона

Галопом по Европе

Язык чешется

Делить шкуру неубитого медведя


  1. Конкурс капитанов.

Задание. Вспомните как можно больше фразеологизмов с названиями животных. Побеждает тот, кто последним назовёт фразеологизм.


  1. Игра с болельщиками.

Есть ли у Земли лицо? (Стереть с лица земли)

Может ли горе быть в жидком состоянии? (Хлебнуть горя, испить горя)

Есть ли глаза у опасности, правды, смерти? (Смотреть в глаза правде, опасности, смерти)

Какое блюдо бывает в голове у некоторых людей? (Каша, окрошка)

Может ли вопрос болеть? ( Больной вопрос)

Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше? (Бежать со всех ног)


  1. По определениям угадайте фразеологизм.

Умышленно, намеренно не замечать чего-либо. (Закрывать глаза на что-либо)

Очень худой, измождённый. (Кожа да кости)

Ничего, не добившись, обманувшись в своих ожиданиях. (Несолоно хлебавши)

Быть всегда готовым к защите, обороне. (Держать порох сухим)

Первое участие в бою, первое испытание на каком – либо поприще. (Боевое крещение)

Днём, на виду у всех. (Среди бела дня)

Удручённый, печальный. (Как в воду опущенный)

Неохотно, принудив себя к чему-либо. (Скрепя сердце)

Вот и окончено наше путешествие в мир фразеологии. Фразеологизмы делают нашу речь более ёмкой, образной, выразительной, в чём, мы надеемся, вы убедились. В области изучения фразеологизмов сделано немало, но любое познание бесконечно. Мы призываем вас в путь, в дальнейший путь, который никогда не окончится, но всякое новое знание обогатит вас!

Результаты педагогической деятельности
Динамика уровня обученности по предметам



Динамика качества знаний по преподаваемым предметам



Результаты итоговой аттестации в новой форме

в 9 классе по русскому языку



Год выпуска


Кол-во выпускников


Из них сдавали экзамен по предмету

Кол-во полученных в ходе итоговой аттестации оценок


Качество %



Кол-во учащихся, подтвердивших или повысивших в ходе итоговой аттестации годовую оценку


5


4


3


2

человек

%


2009/2010


9


9


1


6


1


1


78%


8


89%

Моя педагогическая философия

Какое прекрасное слово Учитель!

Ваятель любви, человеческих душ,

Наставник семьи и Державы строитель.

Учитель всегда и везде на виду.
Я учитель… И это четверостишье написала я. Учитель в жизни каждого из нас играет огромную роль. Это с ним связаны все годы учёбы. Оно не только даёт азы науки, но и помогает нам стать настоящими людьми, а также правильно выбрать профессию.

Человеку свойственно мечтать. Особенно в молодые годы, когда не обладая ещё достаточным жизненным опытом, каждый надеется, что в огромном неповторимом мире, в который он пришёл, его обязательно ждёт своя дорога. Какой она будет- тернистой или лёгкой – никому не суждено знать заранее. Но что она обязательно приведёт к мечте – рассчитывает каждый.

Мечта стать учителем появилась у меня ещё в пятилетнем возрасте. Когда мы с моими младшими сестрёнками играли в школу, я всегда выступала среди них в роли учителя. А, когда пришла в первый класс, то там я встретила «мастера», чародея и просто венного друга детей мою первую учительницу – Щербакову Тамару Ивановну, каждый урок которой был для меня интересным открытием, увлекательным путешествием в мир знаний. Больше всего мне нравились уроки русского языка и чтения. И вот результат – я уже 17 лет преподаю русский язык и литературу в нашей школе.

На протяжении своей работы я стараюсь умело сочетать высокую требовательность к учащимися с искренней доброжелательностью, уважительным отношением к ученику с учётом индивидуальных познавательных интересов каждого.

Для того, чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь и тех, кому преподаёшь – это и является главным принципом моей работы. В своей педагогической деятельности я стремлюсь не только дать школьнику определённую сумму знаний, но и научить учиться, развивать интерес к учению. Я пытаюсь превратить рутинные, каждодневные уроки в уроки любознательности и интереса. Главное – это заинтересовать учеников своим предметом, заинтересовать настолько, чтобы не нужно было их подгонять.

Как это сделать? Учитель должен быть творческим человеком. Делать завтра лучше, чем вчера – это девиз, который я использую в своей работе.

Свой урок я стремлюсь построить так, чтобы способствовать совершенствованию и развитию индивидуальных способностей учащихся, познавательной деятельности, логического мышления и речи. Этого можно добиться только в том случае, когда ученики выступают в роли соавторов урока вместе с учителем.

Я всегда убеждаю ребят, что русский язык – один из самых богатых, важных и самых красивых языков мира. Я стараюсь не останавливаться на достигнутом, так как не могу допустить, чтобы в глазах моих учеников появилось разочарование. Суть моей работы – умение учить всех хорошо в самой простой обычной школе, в самом простом обычном классе. Я убеждена, что в каждом ученике надо уметь находить что-то хорошее, светлое. Я верю в каждого ребёнка и его возможности, проявляю внимание к каждому ребёнку и поощряю его самостоятельные действия.

Для ученика необходимо создать на уроке условия, максимально раскрывающие его творческие способности.

Считаю, что учитель должен быть справедливым. Ведь он живой человек и у него складывается определённое отношение к тому или иному ученику. И поэтому в своей работе учитель должен прежде всего оценивать не личность, а знания и делать это объективно.

Очень важно учителю убедить учащихся, что не ошибается тот, кто ничему не учится. И самому учителю нужно помнить об этом и с пониманием относиться к ошибкам своих учеников. Помочь в этом должно признание принципа Питера: «Чтобы избежать ошибок, надо набираться опыта. Чтобы набираться опыта, надо делать ошибки». Поэтому в своей работе я уделяю большое внимание ошибкам учащихся. Я веду их учёт, а потом планирую и провожу целенаправленную работу над ошибками учащихся.

Учитель должен уважать своих учеников, доверять им, уметь входить в мир детства и понять его. Ведь учитель – это человек, у которого в душе живёт ребёнок с открытым сердцем. И если учитель это всегда помнит, то он сможет быть своим ученикам хорошим другом, помощником и наставником.

Труд учителя нелёгок, но, подобно свету далёкой звезды, который доходит до нас, даже когда сама звезда погасла, влияние учителя не исчезает ещё долгие годы после того, как он расстался со своими учениками. Учитель формирует человека, учителя формируют поколения и я горда тем, что вкладываю свою часть труда в это великое дело.

Я думаю, что профессию учителя не должны выбирать случайные люди. Обязательно учитель должен быть по призванию и любить свою профессию.

Программа элективного курса

по русскому языку

«Русский язык в современном мире»

для учащихся 9 класса.


Пояснительная записка.
Русский язык – язык русского народа. Он служит ему средством общения во всех сферах жизни.

Русский язык в современном мире – один из официальных языков ООН.

В Российской Федерации он является государственным языком.

Настоящая программа предназначена для профильного обучения учащихся 10 классов современному русскому литературному языку и рассчитана на 34 часа. Она включает в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся в программах базовых предметов. Программа предполагает углубленное изучение разделов современного русского языка. Программа включает в себя 15 тем и предусматривает прочное усвоение материала.

Каждая тема изучается в течение двух часов: один час предусматривает теоретическую направленность, второй – практическую. Курс предполагает как работу учащихся под руководством учителя, так и самостоятельные наблюдения над различными источниками, которые затем оформляются в виде небольших докладов, становятся материалом для дискуссии, творческих работ: сочинений разных жанров, мини-исследований, рефератов, творческих отчётов и т.д. Учащиеся могут использовать материалы учебника, текущей прессы, радио и телевидения. Курс предусматривает проведение дискуссии и конференции.

Основными целями данного курса является:

- дать целостное представление о научном освещении некоторых уровней современного русского литературного языка;

- раскрыть богатство, красоту и величие русского национального языка;

- укрепить и сделать более осознанной патриотическую гордость за него и любовь к нему;

В соответствии с перечисленными выше целями в программу курса включено изучение знаний, способствующих вызвать познавательный интерес у учащихся и представляющих, для них несомненную ценность вне зависимости от выбранного профиля обучения.

Степень обобщённости включенных в программу знаний соответствует основной цели обучения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- познакомить учащихся с основными понятиями современного русского языка, изучаемых по базовой программе;

- сформировать у учащихся рациональные умения и приёмы умственной деятельности;

- воспитывать патриотическую гордость за русский язык и любовь к нему.

Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств. Для реализации содержания обучения по данной программе все теоретические положения дополняются и закрепляются практическими заданиями, чтобы учащиеся на практике могли применять изученный материал.

Выполнение практических работ помогает установить степень усвоения материала.

Все формы контроля направлены на оптимизацию учебного процесса и оказание учащимся содействия в формировании общеучебных умений и навыков.

Тема 1. Русский язык – государственный язык Российской Федерации. 2ч.

При подготовке к 1 уроку используем политическую карту России. Урок начинаем с доклада или с серии мини-докладов об административном делении Российской Федерации. Затем проводим комплексный анализ учебно-научного текста, зачитываем и анализируем цитату из Конституции Российской Федерации о государственном языке Российской Федерации, исследуем образцы государственной документации на нескольких языках.

На 2 уроке старшеклассники выполняют задания учебника В.В. Бабайцевой «Русский язык 10-11 кл.» (М., 2004) 39, 40, 41.
Тема 2. Сферы деятельности русского языка как государственного. 3ч.

На первом уроке учащиеся выступают с докладами по указанной проблеме (русский язык в административной структуре, науке, образовании, производстве, армии и т.д.) На втором уроке пишут сочинение публицистического стиля.
Тема 3. Государственная символика Российской Федерации. 2ч.

Данной теме посвящается три урока. На первом уроке , выполняя задание 41, учащиеся рассуждают о символике флага Российской Федерации. На втором уроке продолжается работа по изучению государственной символики: заслушиваются подготовленные доклады о государственной российской символике, учащиеся анализируют текст государственного гимна и учатся исполнять его. На третьем уроке учащиеся пишут творческие работы обобщающего характера о государственной символике России.

Литература к урокам :

Дягтерёв Л.Я. История Российского флага. –М., 2000

Соболева Н.А. Государственная символика России: История и современность. –М.,2003

Пчёлов Е.В. Государственные символы России: Герб, флаг, гимн. Учебное пособие для 5-9 классов. = Русское слово, 2002

Романовский В.К. Символы российской государственности. – М.: Русское слово, 2002

Соболева Н.А. Гербы народов России:/ Альбом – справочник. – М., 1998
Тема 4. Государственная языковая политика. 3ч.

На первом уроке учащиеся знакомятся с подготовленными сообщениями по материалам СМИ о государственной языковой политике в России, о создании литературных языков для народов России, не имевших письменности. На втором и третьем уроках учащиеся пишут изложение с предварительным анализом текста.
Тема 5. Русский язык как национальный язык русского народа. 2ч.

На первом уроке учащиеся работают с текстом параграфа 5, составляют планы разных видов (задание 42). К уроку готовится доклад «Виды планов и правила их составления». Оба урока предусматривают интегративное построение, так как включают теоретические исторические понятия «национальность», «народность», «нация». Понятие «национальный русский язык» связывается с этапами исторического формирования русской нации.

Учащиеся подробно анализируют высказывания русских учёных, писателей, поэтов и мыслителей о национальном русском языке; ко второму уроку они самостоятельно подбирают цитаты, используя учебник истории, анализируют текст задания 44, который предусматривает элементы дискуссии.

Тема 6. Русский язык как средство национального общения в Российской Федерации. 2ч.

На первом уроке учащиеся работают с текстом параграфа 6, составляют его план, а затем формулируют вопросы к тексту, обсуждают их и записывают лучшие. План можно составить в виде вопросов. Затем выполняется задание 46: учащиеся письменно отвечают на составленные ими вопросы, не заглядывая в текст. Ко второму уроку учитель даёт задание: вспомните или найдите в художественной литературе, средствах массовой информации, случаи из жизни о том, как люди разных национальностей поддерживали друг друга в трудные минуты жизни. Это задание лучше сделать письменным. На втором уроке учащиеся зачитывают и обсуждают свои работы.
Тема 7. Заимствование русским языком слов из языков народов России. 2ч.

Задание 48 предлагает учащимся вспомнить слова, вошедшие в русский язык из языков народов, населяющих Россию. На этих уроках учитель имеет возможность показать учащимся этимологию многих знакомых слов, воспринимаемых ими как исконно русские, но пришедших из языков других народов Учащиеся сами подбирают слова, о которых можно рассказать интересные факты. Следующий урок проводится в виде конференции, на которой каждый из учащихся представляет небольшой доклад с иллюстрациями. Эти доклады составляются по материалам словарных статей.

Литература к урокам:

Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова С.П. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 1981

Одинцов В.В. и др. Школьный словарь иностранных слов. – М., 1989

Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Школьный словарь устаревших слов. – М., 1996

Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь. – М.,2000

Энциклопедический словарь юного филолога. ( составитель М.В. Панов). – М., 1984
Тема 8. Русский язык среди других языков мира. 2 ч.

На первом уроке учащиеся работают с текстом параграфа 7 и составляют его конспект (задание 49). Предварительно учитель напоминает о правилах составления конспекта. Второй урок носит творческий характер: учащиеся читают подготовленные доклады о многообразных связях между народами. Здесь важно использовать региональный компонент: производственные, образовательные, научные связи, туризм. Предпочитаемый жанр – устный рассказ о случае, произошедшем со мною или моим знакомым. Эти рассказы могут быть представлены в виде небольших сочинений. Итоговые задания 50 и 51 учащиеся выполняют письменно ( по выбору).
Тема 9. Понятие о языковых семьях. 2ч.

В параграфе 7 даны сведения о семье индоевропейских языков и о семье славянских языков (с. 24-25). Учащиеся работают с материалами параграфа, а затем выполняют задание 52. К этим урокам они готовят небольшие доклады.
Литература к урокам:

Драчук В.С. Дорогами тысячелетий. – М., 1981

Кондратьев А.М. Земля людей – земля языков. – М., 1974

Костомаров В.Г. Русский язык среди других языков мира. – М., 1975

Леонтьев А.А. Путешествие по карте языков мира. – М., 1981

Успенский Л.В. Слово о словах. – М., 1963
Тема 10. Славянские языки. 2ч.

На первом уроке учащиеся изучают материалы параграфа 7 (с.25-26), анализируют рисунок и таблицу. Урок можно провести в форме проектной технологии: учащиеся заранее готовят урок – путешествие по административным картам России и Восточной Европы. Ученики работают с таблицей на с.25, дополняют её своими примерами.

С помощью этимологического словаря они выясняют, являются ли родственными в славянских языках слова солнце, небо, вода, земля, звезда, река, гора, числительные один - десять и т.д.

На втором уроке они работают с текстом.
Тема 11. Восточнославянские языки. 2ч.

Учащиеся возвращаются к с.25, анализируют таблицу «Славянские языки», большее внимание обращая на восточнославянские языки. К этому уроку они готовят небольшие доклады по материалам СМИ о русско – украинских и русско – белорусских связях. На уроке идёт обсуждение актуальных проблем, связей между нашими народами и языками, используется региональный компонент.

Учащиеся выполняют задание 53 и анализируют положение русского языка в мире, пользуясь картой народов мира.
Литература к урокам:

Колесов В.В. История русского языка в рассказах. – М., 1982

Колесов В.В. Мир человека в слове Древней Руси. – Л., 1986

Ходова К.И. Языковое родство славянских народов. – М., 1960

Чебоксаров Н.Н. , Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. – М., 1971
Тема 12. Периодизация развития русского литературного языка. 2ч.

В начале урока – конференции учащиеся выбирают президиум. Отводится время на прения по докладам, на подведение итогов конференции. На сдвоенном уроке может быть представлено не более пяти шести выступлений. Доклады нужно обязательно обсудить.

Эти уроки можно провести в форме проектной технологии. Учащиеся готовятся к дискуссии заранее, за две недели до урока. Учитель делит класс на несколько групп. Каждая группа буде готовить доказательства одной из точек зрения.

Учитель даёт учащимся списки первичной литературы, остальную лингвистическую литературу по проблеме учащиеся должны подобрать спми. Определяются словари, которыми будут пользоваться учащиеся, аргументируя своё мнение.
Тема 13. Русские слова – символы. 2ч.

Учащиеся выполняют задания 236-238, готовятся к проведению урока – дискуссии.

Далее следуют доклады, подготовленные на основе работы со «Словарём живого великорусского языка В.И. Даля и современных толковых словарей, например С.И. Ожегнова. Учащиеся сопоставляют количество слов с частями добро-, благо-, зло-, велико-, чудо-, любо- и т.д. и делают вывод о том, насколько уменьшилось число этих слов в современных словарях и как это повлияло на уровень морали современного общества.
Тема 14. Русистика на современном этапе. 2ч.

На первом уроке учащиеся работают с материалами параграфа 8 и отвечают на вопросы задания 54, обсуждают таблицу на с. 27, повторяют определения основных разделов науки о языке, порядок фонетического, морфемного, морфологического и синтаксического разборов языковых единиц.

Ко второму уроку они готовят выборки цитат русских писателей, поэтов, учёных о русском языке. На уроке выбираются лучшие высказывания, обсуждаются, иллюстрируются, записываются в тетради с орфографическим и пунктуационным комментарием. Учитель может предложить учащимся составить коллективную тетрадь с иллюстрациями, включающую наиболее яркие высказывания русских учёных о языке. В дальнейшем можно обращаться к этой тетради, пополнять её новыми высказываниями.


Тема 15. Язык – речь – речевая деятельность. 2ч.

Старшеклассники работают с материалами параграфов 1,2,3, обсуждают многочисленные иллюстрации к этим параграфам. Изучение параграфов предусматривает большой практический материал: задания 23, 24, 25, 26, 27 – 37. Это подбор и толкование пословиц о языке, составление цитатного плана, разноаспектная работа с текстами, лексическая и терминологическая работа. Многие задания предусматривают творческую работу.

Литература к урокам:

Максимов Л.Ю. Понятие языковой системы в школьном курсе русского языка // Русский язык в школе. – 1994. - № 4.

Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М., 1976.

Энциклопедия для детей. – Т. 10.

Языкознание и русский язык. – М.: «Аванта +», 1998.

Энциклопедия. Русский язык. – М., 1979.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

\"Правила правописания безударных личных окончаний глаголов\" >11 «Использование компьютера на уроках русского языка» iconУрок русскогоязыка ( по системе развивающего обучения 4 класс) Составила...
«Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Повторение» (Путешествие по городу «Глагольск»)
\"Правила правописания безударных личных окончаний глаголов\" >11 «Использование компьютера на уроках русского языка» iconУрок ознакомления с новым материалом. Форма
Сопутствующее повторение: правописание безударных личных окончаний глаголов; окончаний прилагательных, причастий; переходность и...
\"Правила правописания безударных личных окончаний глаголов\" >11 «Использование компьютера на уроках русского языка» iconТема: Правописание безударных личных окончаний глаголов
Цель: формировать умение определять спряжение глаголов с безударным окончанием глаголов и правильно писать гласную в безударном окончании...
\"Правила правописания безударных личных окончаний глаголов\" >11 «Использование компьютера на уроках русского языка» iconУрок русского языка в 3 классе Тема: Правописание безударных окончаний имен существительных
Цель: Познакомить учащихся с особенностями правописания безударных окончаний имен существительных
\"Правила правописания безударных личных окончаний глаголов\" >11 «Использование компьютера на уроках русского языка» iconПлан-конспект открытого урока русского языка, проведенного в рамках...
Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»
\"Правила правописания безударных личных окончаний глаголов\" >11 «Использование компьютера на уроках русского языка» iconТема: «Ещё раз о спряжении глаголов», 4 класс
Цель: закреплять знания о глаголе как части речи и о способах определения спряжения глаголов, упражнять учащихся в написании безударных...
\"Правила правописания безударных личных окончаний глаголов\" >11 «Использование компьютера на уроках русского языка» iconУрок русского языка по теме: «Начальная форма глаголов»
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Глагол», обратить особое внимание на совершенствование правописных навыков...
\"Правила правописания безударных личных окончаний глаголов\" >11 «Использование компьютера на уроках русского языка» iconУрок 101 Тема урока. Правописание безударных окончаний имен прилагательных и существительных
Мы продолжаем изучение правописания безударных окончаний прилагательных женского рода
\"Правила правописания безударных личных окончаний глаголов\" >11 «Использование компьютера на уроках русского языка» iconУрок русского языка в 3 классе по умк «Начальная школа ХХI века»
Цель урока: познакомить с правилом написания безударных личных окончаний имен существительных 2-го склонения
\"Правила правописания безударных личных окончаний глаголов\" >11 «Использование компьютера на уроках русского языка» iconКонспект урока по русскому языку в 3 классе
Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»
\"Правила правописания безударных личных окончаний глаголов\" >11 «Использование компьютера на уроках русского языка» iconУрок русского языка в 5 классе № 20 г Тема урока: «Правописание -тся,-ться в глаголах»
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Глагол», обратить особое внимание на совершенствование правописных навыков...
\"Правила правописания безударных личных окончаний глаголов\" >11 «Использование компьютера на уроках русского языка» iconКонспект урока по русскому языку. 3 класс Тема урока: Упражнения...
Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»
\"Правила правописания безударных личных окончаний глаголов\" >11 «Использование компьютера на уроках русского языка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мультимедийный урок с использованием икт в 5-ом классе. Тема «Повторение и обобщение правописания безударных личных окончаний глагола»...
\"Правила правописания безударных личных окончаний глаголов\" >11 «Использование компьютера на уроках русского языка» iconТема: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных...
Создать условия для формирования умения склонять имена существительные 3 склонения, отработки навыков правописания безударных падежных...
\"Правила правописания безударных личных окончаний глаголов\" >11 «Использование компьютера на уроках русского языка» iconКонспект урока русского языка в 5 классе. Учитель: Федулова А. С....
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Глагол», обратить особое внимание на совершенствование правописных навыков...
\"Правила правописания безударных личных окончаний глаголов\" >11 «Использование компьютера на уроках русского языка» icon«Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний»
Разомнём наши пальчики – минутка чистописания. Помните, что писать надо красиво, правильно соединяя буквы и соблюдая правильную посадку...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск