Скачать 112.68 Kb.
|
Тема Действительные причастия настоящего времени. Суффиксы действительных причастий настоящего времени. Тип урока урок ознакомления с новым материалом. Форма традиционный урок Цели: I. Обучающие: · ознакомление учащихся со способами образования действительных причастий настоящего времени и правописанием гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени; · отработка умения находить изучаемую орфограмму и правильно писать её. II. Развивающие: · развитие навыков устной и письменной речи; предупреждение ошибок на употребление причастий в речи; · развитие внимания и формирование навыков самопроверки; · развитие навыков работы с синонимичными конструкциями (замена сложноподчиненных предложений простыми, осложненными причастными оборотами). III. Воспитывающие: · воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка; · воспитание уважения к товарищам; · формирование лидерских качеств Сопутствующее повторение: правописание безударных личных окончаний глаголов; окончаний прилагательных, причастий; переходность и вид глаголов. Применяемые образовательные технологии: 1. Проблемное обучение. 2. Технология внутренней дифференциации. 3. Информационно-коммуникационные технологии. Методические приемы: 1. Разноуровневые дифференцированные задания. 2. Создание «ситуации успеха». Методы обучения: наблюдение, творчески-репродуктивный, исследовательский. Оборудование: магнитная доска, компьютер, мультимедийная установка. ХОД УРОКА I Оргмомент. У. Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть. Надеюсь, у вас хорошее настроение и вы настроены на серьёзную работу. 1. Работа с записью числа. Учитель записывает на доске, а дети в тетради 1 Лингвистическая разминка Синтаксический разбор предложения Ночная тишина, прерываемая каким- то резким птичьим криком, влажный пронизывающий воздух - всё это нехорошо воздействовало на нас. Морфологический разбор глагола. Воздействовало 2.Чтение учителем стихотворения . В день осеннего листопада Открываю я двери для всех: Всех орущих, бегущих, сопящих, Непроснувшихся и голосящих, Всех приехавших с дальних краёв И пришедших с соседних домов. Я хозяйкой буду внимательной, На уроке узнаете вы: Могут трудности быть действительны, Коль спряжений не знаете вы! -Давайте вспомним, как мы определяем спряжение глагола? (Слайд №1,№2) -Какие причастия вы встретили в предложении? Какого они времени? - Как вы это определили? -Что обозначают действительные причастия? -Что обозначают страдательные причастия? Обратим внимание на то, что суффиксы действительных причастий содержат шипящие, а суффиксы страдательных причастий нет Посмотрите внимательно на доску и вставьте пропущенные буквы. (Слайд №3, 4). Скажите, пропущенные буквы в словах какой части речи вызвали большее затруднение? Почему? Значит, мы должны этому научиться. (Слайд №5) Какова тема нашего урока? (Слайд №7) У.Как часто мы делаем ошибки на правила, которые нам хорошо знакомы! А все потому, что от правила к грамотному письму нет прямой дороги: на пути встречаются преграды, преодолеть их вам поможет волшебное средство под названием самоинструкция. Вы, конечно, знаете, что такое инструкция. В жизни часто приходится встречаться с нею. Инструкции прикладываются к пылесосам, стиральной машине, телевизору и другим приборам. В инструкциях сообщается, что нужно делать, какие операции производить, чтобы приборы работали. Кроме того, обязательно указывается порядок, в котором надо производить действия, а если инструкции перепутать, то получится то, что описано в шутливом стихотворении Л. Квитко о маленьком мальчике Лемеле. Ученик читает наизусть стихотворение. Мама сказала: - Ты мне услужи: Вымой тарелки, Сестру уложи, Дрова наколоть Не забудь, мой сынок. Поймай петуха И запри на замок. Сестренка, тарелки, Петух и дрова. У Лемеле только Одна голова! Схватил он сестренку И запер в сарай. Сказал он сестренке: «Ты здесь поиграй!» Дрова он усердно Помыл кипятком, Четыре тарелки Разбил молотком, Но долго пришлось С петухом воевать: Ему не хотелось Ложиться в кровать. Итак, вы сами видите, что инструкция окружает нас на каждом шагу. А теперь попробуйте догадаться, что такое самоинструкция. Вы правы, если думаете, что самоинструкция это инструкция, которую человек создал для самого себя. Он подает себе команды, что и в каком порядке ему нужно выполнять. Давайте попробуем вместе составить самоинструкцию к изучаемому правилу. Она нам поможет ничего не потерять или ничего не перепутать. Итак, нам нужно правильно написать гласную в суффиксе действительных причастия. III. Объяснение нового материала методом наблюдения. Давайте понаблюдаем ( Слайд №5) Строить - строят (2) Строящий Красить- красят(2)- красящий Любить- любят(2)- любящий Писать- пишут(1) –пишущий Стелить –стелют (1)–стелющий Дремать- дремлют- (1)дремлющий Сообщение темы и целей урока. - Какие выводы мы можем сделать? ( Слайд №10) IV. Первичное осмысление. Закрепление материала. 1. Внимание! Организуется предприятие по образованию причастий. Самый необходимый отдел – Отдел Технического Контроля. ОТК должен найти в упаковке бракованные детали (глаголы, от которых нельзя образовать действительные причастия настоящего времени). Выпадать, скосить, суетиться, подметать, спасти, шептать, рубить, жарить, услышать, клевать, победить, кружить, ползти, прочитать. ( Слайд № 11, 12) (У магнитной доски работает один ученик, в это время класс повторяет спряжение глагола.) 2. Не менее важный отдел – сортировка. Распределить оставшиеся глаголы на две группы (Iи IIспряжения) (Слайд № 13), поставить глаголы в форму 3лица мн. числа. 3. И, наконец, сборка. Требуется квалифицированный рабочий для образования причастий. -Ребята, от всех ли глаголов можно образовать действительные причастия настоящего времени? От глаголов, какого вида мы не смогли образовать действительные причастия настоящего времени? - А теперь сравним наши наблюдения с тем, что написано в учебнике. Для наблюдений используется теоретический материал параграфа. На данном уроке начинается работа по составлению таблицы «Суффиксы причастий». Таблица заполняется постепенно, по мере изучения материала на последующих уроках. Вот как в итоге будет выглядеть таблица:
Вопросы, подводящие итог наблюдений: - От каких глаголов образуются действительные причастия? - От чего зависит выбор суффиксов действительных причастий? Обращаем внимание учащихся на необходимость графически объяснять написание суффиксов действительных причастий настоящего времени. Запись в словарь: брезжущий (искл). 4. Закрепление изученного (Слайд №16) 4. Премия всем справившимся с заданием выдаётся частушками Ученик читает стихотворение про суффикс – Ящ- Мой любимый ЯЩер, Залезай на ЯЩик, Ящерки – подружки Про –ЯЩ- споют частушки! ЯЩер, клеЯЩий коробки, Симпатичный, хоть и робкий. Но, однако ж, как манящ, Этот самый суффикс –ЯЩ- ! ЯЩер, строЯЩий дома, Свёл совсем меня с ума! До чего же он пьянЯЩ, Этот славный суффикс –ЯЩ-! Мы частушки вам пропели, Мы пойдём и сварим щи, Через –ЯЩ- всегда мы пишем строЯЩий и клеЯЩий. 5.Какую подсказку подарили нам ящерки? - Какие ещё глаголы вызывают затруднения при написании их в форме 3 лица ед. или мн. числа? /Все глаголы на -ять, а также глаголы-исключения./ - Какие суффиксы мы будем писать в действительных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов на -ять? Запишите эти причастия. - Какие суффиксы мы будем писать в действительных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов брить, стелить? Запишите эти причастия. - Какие суффиксы мы будем писать в действительных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов-исключений на –еть и на –ать? Запишите эти причастия. Самопроверка написанного по тексту на экране. На добрую память! Всегда помните нас и правописание этих слов: ВидЯЩий, ненавидЯЩий, зависЯЩий, вертЯЩий, терпЯЩий, гонЯЩий, смотрЯЩий, держАЩий, дышАЩий, слышАЩий, а также бреЮЩий, стелЮЩий, реЮЩий, веЮЩий, сеЮЩий, блеЮЩий, хаЮЩий, маЮЩийся, кашляЮЩий, каЮЩийся, лелеЮЩий V. Подведение итогов урока. Выставление оценок. VI. Задание на дом Параграф №16; упражнения №91, 92. ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ПРИЧАСТИЕ» 1.Продолжите фразу. Причастие – это особая форма глагола, обозначающая: А) предмет; Б) признак предмета; В) признак предмета по действию; Г) добавочное действие при основном действии. 2.Причастия отвечают на вопросы: А) какой? Какая? Какое? Б) как? Когда? Откуда? В) что делал? Что сделал? Г) что делая? Что сделав? 3.Причастия бывают: А) настоящего, пошедшего и будущего времени; Б) настоящего и прошедшего времени; В) прошедшего и будущего времени; Г) настоящего и будущего времени. 4.Причастия изменяются по падежам, числам и родам, как: А) существительные; Б) прилагательные; В) местоимения; Г) числительные. 5. Причастия в предложении обычно бывают: А) подлежащими; Б) сказуемыми; В) определениями; Г) дополнениями. 6. Определите вид причастия. Найдите лишнее: А) сгоревший дом; Б) рухнувшая стена; В) разбитый стакан; Г) идущий человек. 7.Найдите лишнее: А) светлеющий небосклон; Б) светлевшее небо; В) светлые облака; Г) светящийся маяк. 8. Найдите предложение с причастным оборотом, спишите его, правильно расставляя знаки препинания: А) На улице пряно и нежно пахло увядшей лебедой. Б) Воздух похолодал, но над скошенным лугом ещё висит благоухание срезанных и увядающих трав. В) От рощи протянувшейся вдалеке узкой полоской веяло прохладой. Г) Давно уже плеск речонки прорывался к моему сознанию беспокоящим, ласкающим шёпотом. 9. Найдите предложение, где причастный оборот выделен правильно. А) Ветер притихший и успокоенный после бури, слабо шевелил ветви берёз. Б) Ветер, притихший и успокоенный после бури слабо шевелил ветви берёз. В) Ветер притихший и успокоенный после бури слабо шевелил ветви берёз. Г) Ветер, притихший и успокоенный после бури, слабо шевелил ветви берёз. 10. Найдите строку, где написаны только действительные причастия: А) утомивший, утомлённый; Б) утомляющий, утомляемый; В) слушающий, слушавший; Г) подслушивающий, подслушанный. 11. Полную и краткую форму имеют: А) действительные причастия настоящего и прошедшего времени; Б) действительные причастия настоящего времени; В) страдательные причастия настоящего и прошедшего времени; Г) страдательные причастия настоящего времени. |
Урок ознакомления с новым материалом Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт) | Урок ознакомления с новым материалом Утверждена отделом документационно-содержательного обеспечения учебного процесса Ургпу | ||
Урока Урок ознакомления с новым материалом (урок изучения нового материала) Основная цель: введение понятий, установления свойств изучаемых объектов, построение правил и др | Урока Урок математики проведён в 1 классе по теме Способы сложения и вычитания числа 1 По основной дидактической цели данный урок является уроком ознакомления с новым материалом | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тип урока: урок ознакомления с новым материалом c использованием мультимедийного проекта | Календарно-тематическое планирование № п/п Тема урока, тип урока «Портрет моего друга». Бытовой и анималистический жанры. Урок ознакомления с новым материалом | ||
Урока информатики по теме «Табличные базы данных». (Открытый урок.) Данный урок «База данных. Системы управления базами данных» является первым уроком по теме «Технологии хранения, поиска и сортировки... | Урок ознакомления с новым материалом Планируемый результат: учащиеся решат задачу на движение, используя ос решения текстовой задачи, продемонстрируют уровень усвоения... | ||
Конспект урока ознакомления с новым материалом Тема: «Деление на десятичную дробь» Необходимое оборудование и материалы для занятия – компьютер, операционная среда Microsoft Windows xp, 200 Microsoft PowerPoint,... | Урок математики 2 а класс(учебник Н. Б. Истоминой) Тема: Трехзначные... Познакомить с трехзначными числами, новым разрядом «сотня», учить правильно называть разрядный состав трехзначных чисел, совершенствовать... | ||
Конспект урока ознакомления с новым материалом учителя английского... ... | Урок изучения нового материала Целью данного типа урока является овладение учащимися новым материалом. Для этого школьники должны подключаться к решению таких дидактических... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: создать условия для ознакомления с новым звуком [ ж] и буквой, которой он обозначается Ж, ж | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тип занятия: ознакомление с новым материалом, с использованием технологии «Развитие критического мышления» | ||
«Берегись автомобиля»(2 ч.). Первый урок- знакомство с новым материалом Сейчас у меня 2 класс. Тема моего выступления «Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации фгос ноо». Я веду... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Укрупнение дидактических единиц П. М. Эрдниева (Этапы работы над новым материалом и закрепления изученного) |