Урок ознакомления с новым материалом





Скачать 75.15 Kb.
НазваниеУрок ознакомления с новым материалом
Дата публикации04.08.2013
Размер75.15 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Тема урока: Предмет геометрии и основные геометрические понятия.

Тип урока – урок ознакомления с новым материалом

Основной метод: частично-поисковый, репродуктивный с элементами интеграции.

Оборудование: интерактивная доска, модели геометрических фигур, альбомные листы, цветные маркеры, опорные конспекты.

Цели урока:

  • Образовательные: знакомство со структурой, основными понятиями и историей развития геометрии. Систематизировать сведения об основных геометрических понятиях, о взаимном расположении точек и прямых.

  • Развивающие: развитие пространственного воображения, творческого мышления, познавательного интереса учащихся, межпредметных связей, культуры математической речи.

  • Воспитательные: воспитание уважения учащихся друг к другу в процессе учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, уважения к учебному труду.

  • Диагностические: по окончании урока учащиеся должны узнать о происхождении слова «геометрия», об истории возникновения и развития данной науки, об основных разделах предмета геометрии, изучаемых в средней школе, о взаимном расположении точек и прямых.


Структура урока

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы, целей, задач урока и мотивация учебной деятельности.

  3. Знакомство с новым предметом.

  4. Знакомство с новыми понятиями.

  5. Первичное осмысление и закрепление изученного.

  6. Постановка задания на дом.

  7. Подведение итогов


ХОД УРОКА

Сегодня мы начинаем изучение нового предмета – геометрии, которая является составной частью большой науки – математики.

Открываем тетради, записываем тему урока: «Знакомство с геометрией».

Цели нашего урока:

  1. Сформировать понятие геометрии.

  2. Выяснить, что изучает данный предмет.

  3. Познакомиться с историей возникновения и развития геометрии.

  4. Познакомить со свойством прямой.

Сегодня у нас первый урок по геометрии, геометрии как самостоятельной учебной дисциплины. С элементами геометрии вы знакомились на уроках математики и раньше. Вам уже знакомы многие из геометрических тел (показываю модели куба, параллелепипеда, цилиндра, шара, пирамиды и предлагаю учащимся назвать эти тела, назвав их простейшие свойства).

Оказывается, вы уже много знаете, и все это очень пригодится в жизни. Вы видели, какие сейчас строятся ни дома, а дворцы с использованием этих фигур.

Выступление ученика:

Геометрия нужна была людям еще в глубокой древности, чтобы различать формы окружающих предметов, определять расстояние между ними. По истории мы изучали ряд государств и помните о Древнем Египте. Основным занятием древних египтян было земледелие, но земли, удобной для посевов было мало: справа и слева от Нила простирались и простираются сейчас огромные безжизненные пустыни; только в долине самого Нила можно сеять и собирать урожай. Два раза в год Нил разливается и затопляет огромные пространства. Перед древними жителями регулярно вставала чрезвычайно важная задача: восстанавливать после каждого разлива Нила границы между отдельными участками земли. Кроме того, древние египтяне строили различные сооружения, для чего им опять требовались знания по геометрии. Так потребности жизни заставили людей заняться геометрией, создавать и развивать ее.

Греки вели торговлю с Египтом. Убедившись, что египтяне обладают ценными знаниями об измерении земли, они перенесли эти знания в Грецию. Древние греки не только заимствовали у египтян знания по геометрии, но и значительно дополнили и привели в систему. В III в. до н.э. греческий ученый Евклид изложил их в книге «Начала». По ней изучали геометрию много веков; на основе «Начал» Евклида составляют и современные школьные учебники по геометрии. Так зародилась геометрия как наука, названная в честь ученого евклидовой геометрией.

Прежде всего, что такое геометрия?

Слово «геометрия» – греческое, оно составлено из двух частей «гео» и «метрия» и дословно на русский язык переводится как «земле-мерие». Но уже давно геометрия вышла за узкие рамки, обозначенные этим буквальным пониманием. В настоящее время значение геометрии неизмеримо возросло и она превратилась в науку о пространственных формах реального мира. Теперь геометрией называется наука, изучающая формы, размеры и взаимное расположение фигур (можно записать под диктовку).

Есть одна особенность изучения фигур в геометрии. Например, о здании можно сказать, что оно кирпичное или деревянное, белое или другого цвета. О стакане мы можем сказать, что он сделан из стекла и прозрачный. Классная комната светлая, теплая. Яблоко румяное, вкусное.

Геометрию в окружающих предметах не интересует, ни материал, из которого они сделаны, ни цвет, ни состояние в котором они находятся; всем этим занимаются на уроках биологии, физики, химии. При изучении геометрии нас будут интересовать форма и размеры предметов. Например, и деревянный, и картонный, и проволочный кубы носят одно и то же название – куб. Эти предметы сделаны из разных материалов, но имеют одну и туже форму, отличаются друг от друга только своими размерами. Точно также футбольный мяч, резиновый мяч и мыльный пузырь имеют одну и ту же форму – форму шара. Показывает различные формы куба и шара.






Кубик-рубик Сахар Модель из проволоки






Игрушка мяч жемчужина
Занимательная часть урока.

Ребята, давайте немного пофантазируем и попробуем на альбомных листах с помощью геометрических фигур, таких как отрезок, квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, изобразить человечка: 1-й ряд – худого, 2-й ряд – толстого, 3-й ряд – грустного.

(Звучит музыка, ученики рисуют, по окончании задания – анализ полученных работ).

Разделы геометрии.

У меня на доске записаны две группы слов, определяющие геометрические фигуры:

ПРЯМАЯ

ЛОМАНАЯ

ОТРЕЗОК

ЛУЧ

ПРЯМОУГОЛЬНИК

КВАДРАТ

КУБ

ЦИЛИНДР

ШАР

КОНУС

ПИРАМИДА

ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД

По какому принципу данные геометрические фигуры записаны в двух разных группах?

(1 на плоскости, 2 в пространстве).

Мы видим, что все показанные фигуры делятся на два класса: плоские и объемные.

Существует широко используемое различие: геометрические фигуры, все точки которых лежат в одной плоскости, изучает раздел геометрии, называемый планиметрией. Имеется много геометрических фигур, не лежащих в одной плоскости. Раздел геометрии, который изучает такие фигуры, называется стереометрией.

(Ученики рисуют в тетради схему № 1).




У меня на доске записаны две группы слов, определяющие геометрические фигуры:

ПРЯМАЯ

ЛОМАНАЯ

ОТРЕЗОК

ЛУЧ

ПРЯМОУГОЛЬНИК

КВАДРАТ

КУБ

ЦИЛИНДР

ШАР

КОНУС

ПИРАМИДА

ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД

Мы начнем изучение геометрии с планиметрии.

Учитель:

  1. Для определенности договорились точки обозначать большими латинскими буквами: А, В, С, D и т.д. Вот так:


. А .С






  1. А как назвать отрезок:


А
Вотсканировано 29.01.2012 12-35.jpg
[Отрезок АВ.]

3. А можно ли этот же отрезок назвать ВА?

а) А что нарисовано теперь?

отсканировано 29.01.2012 12-35.jpg


[Точки; луч; отрезок.]

б) Как назвать луч?


[Луч АВ.]отсканировано 29.01.2012 12-35.jpg

в) А можно ли - «луч ВА»?

[Нет.]

г) Почему это не годится?

4. а) Что нарисовано на рисунке?

[Точки; прямая; отрезок; четыре луча.]

Комментарий: Сам по себе ответ на этот вопрос - решение не очень простой, вообще говоря, для школьников задачи; особенно радостно, если учащиеся сообразят, что нарисованы еще и лучи, а уж если смогут верно сосчитать количество различных лучей, такой ответ можно считать успехом.


  1. Начертим новую прямую. Как ее можно обозначить? (прямая а или АВ)


  1. Отметьте точку С, не лежащую на данной прямой, и точки Т, Е,Р, лежащие на этой прямой. В математике существуют специальные символы, позволяющие кратко записать какое-либо утверждение. Символы € и € называются символами принадлежности. Показать на доске записьотсканировано 29.01.2012 12-35.jpg


  1. Используя рисунки и символы принадлежности, запишите. Какие точки принадлежат прямой с, а какие – нет?

отсканировано 29.01.2012 12-35.jpg


  1. Сколько прямых можно провести через две точки? (одну), через одну точку? (бесконечно много).отсканировано 29.01.2012 12-26.jpg


отсканировано 29.01.2012 12-26.jpg


  1. Повторим: Как называются эти линии? (отрезок, луч). В чем их отличие от прямой?



Закрепление материала

Учебник Л. С. Атанасян и др. 1 № 1 и 2

Задание на дом:

Читать введение и 1 п.1 , решать № 3, 4, 5все чертежи выполнять только чертежными инструментами.

Итог урока:

самостоятельная работа на карточках:

Задание: Что изображено на каждом чертеже? Сделайте соответствующую запись с помощью обозначений (пояснить , что надо применить знак принадлежности).

отсканировано 29.01.2012 12-26 (2).jpg

отсканировано 29.01.2012 12-26 (2).jpg

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок ознакомления с новым материалом iconУрок ознакомления с новым материалом
Утверждена отделом документационно-содержательного обеспечения учебного процесса Ургпу
Урок ознакомления с новым материалом iconУрока Урок ознакомления с новым материалом (урок изучения нового материала)
Основная цель: введение понятий, установления свойств изучаемых объектов, построение правил и др
Урок ознакомления с новым материалом iconУрока Урок математики проведён в 1 классе по теме Способы сложения и вычитания числа 1
По основной дидактической цели данный урок является уроком ознакомления с новым материалом
Урок ознакомления с новым материалом iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом c использованием мультимедийного проекта
Урок ознакомления с новым материалом iconКалендарно-тематическое планирование № п/п Тема урока, тип урока
«Портрет моего друга». Бытовой и анималистический жанры. Урок ознакомления с новым материалом
Урок ознакомления с новым материалом iconУрок ознакомления с новым материалом. Форма
Сопутствующее повторение: правописание безударных личных окончаний глаголов; окончаний прилагательных, причастий; переходность и...
Урок ознакомления с новым материалом iconУрока информатики по теме «Табличные базы данных». (Открытый урок.)
Данный урок «База данных. Системы управления базами данных» является первым уроком по теме «Технологии хранения, поиска и сортировки...
Урок ознакомления с новым материалом iconУрок ознакомления с новым материалом
Планируемый результат: учащиеся решат задачу на движение, используя ос решения текстовой задачи, продемонстрируют уровень усвоения...
Урок ознакомления с новым материалом iconКонспект урока ознакомления с новым материалом Тема: «Деление на десятичную дробь»
Необходимое оборудование и материалы для занятия – компьютер, операционная среда Microsoft Windows xp, 200 Microsoft PowerPoint,...
Урок ознакомления с новым материалом iconУрок математики 2 а класс(учебник Н. Б. Истоминой) Тема: Трехзначные...
Познакомить с трехзначными числами, новым разрядом «сотня», учить правильно называть разрядный состав трехзначных чисел, совершенствовать...
Урок ознакомления с новым материалом iconКонспект урока ознакомления с новым материалом учителя английского...
...
Урок ознакомления с новым материалом iconУрок изучения нового материала
Целью данного типа урока является овладение учащимися новым материалом. Для этого школьники должны подключаться к решению таких дидактических...
Урок ознакомления с новым материалом iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: создать условия для ознакомления с новым звуком [ ж] и буквой, которой он обозначается Ж, ж
Урок ознакомления с новым материалом iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тип занятия: ознакомление с новым материалом, с использованием технологии «Развитие критического мышления»
Урок ознакомления с новым материалом icon«Берегись автомобиля»(2 ч.). Первый урок- знакомство с новым материалом
Сейчас у меня 2 класс. Тема моего выступления «Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации фгос ноо». Я веду...
Урок ознакомления с новым материалом iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Укрупнение дидактических единиц П. М. Эрдниева (Этапы работы над новым материалом и закрепления изученного)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск