Урок ознакомления с новым материалом





Скачать 69.65 Kb.
НазваниеУрок ознакомления с новым материалом
Дата публикации06.08.2013
Размер69.65 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Тема: Представление информации, языки, кодирование
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Цели:

  • Познакомить учащихся с различными видами кодирования информации и видами представлении информации;

  • Формирование первоначальных представлений о кодировке информации;

  • Формирование общих представлений современной научной картины мира;

  • формирование коммуникативных качеств развивающейся личности.


Оборудование:

  • ПК;

  • Интерактивная доска;

  • MS PowerPoint


Ход урока:
I.Организационный момент (2 мин.)

Приветствие. Знакомство с классом. Закрепление рабочих мест за учащимися.

II. Актуализация знаний (3 мин.)

Проверка домашнего задания.

III. Теоретическая часть (25 мин.)

Из базового курса вам должно быть известно, что информация хранится, передается, обрабатывается в символьной (знаковой) форме. Одна и та же информация может быть представлена в разной форме, с помощью различных знаковых систем.

Язык – это определенная знаковая система представления информации.

Существуют естественные (разговорные) языки и формальные языки. Естественные языки носят национальный характер. Формальные языки чаще всего относятся к специальной области человеческой деятельности. Примеры формальных языков: язык музыки (нотная грамота), язык математики (цифры и математические знаки) и др. В некоторых случаях разговорную речь может заменять язык мимики и жестов, язык специальных знаков (например, дорожные знаки).
Под словом «кодирование» понимают процесс представления информации, удобный для ее хранения и/или передачи. Следовательно, запись текста на естественном языке можно рассматривать как способ кодирования речи с помощью графических элементов (букв, иероглифов). Записанный текст является кодом, заключающим в себе содержание речи, т. е. информацию.

Процесс чтения текста — это обратный по отношению к письму процесс, при котором письменный текст преобразуется в устную речь. Чтение можно назвать декодированием письменного текста.

А теперь обратим внимание на то, что может существовать много способов кодирования одного и того же текста на одном и том же языке. Например, русский текст мы привыкли записывать с помощью русского алфавита. Но то же самое можно сделать, используя латинский алфавит. Иногда так приходится поступать, отправляя SMS по мобильному телефону, на котором нет русских букв, или электронное письмо на русском языке за границу, если у адресата нет русифицированного программного обеспечения.

Существует множество способов кодирования. Например, стенография — быстрый способ записи устной речи. Ею владеют лишь немногие специально обученные люди — стенографисты. Они успевают записывать текст синхронно с речью выступающего человека. В стенограмме один значок обозначает целое слово или сочетание букв. Расшифровать (декодировать) стенограмму может только сам стенографист.

Можно придумать и другие способы кодирования.
Приведенные примеры иллюстрируют следующее важное правило: для кодирования одной и той же информации могут быть использованы разные способы; их выбор зависит от ряда обстоятельств: цели кодирования, условий, имеющихся средств.

Еще одно важное обстоятельство: выбор способа кодирования информации может быть связан с предполагаемым способом ее обработки. Обсудим это на примере представления чисел — количественной информации. Используя русский алфавит, можно записать число «тридцать пять». Используя же алфавит арабской десятичной системы счисления, пишем: 35. Пусть вам надо произвести вычисления. Скажите, какая запись удобнее для выполнения расчетов: «тридцать пять умножить на сто двадцать семь» или «35 х 127»? Очевидно, что для перемножения многозначных чисел вы будете пользоваться второй записью.

Заметим, что две эти записи, эквивалентные по смыслу, используют разные языки: первая — естественный русский язык, вторая — формальный язык математики, не имеющий национальной принадлежности. Переход от представления на естественном языке к представлению на формальном языке можно также рассматривать как кодирование. Человеку удобно использовать для кодирования чисел десятичную систему счисления, а компьютеру — двоичную систему.

Широко используемыми в информатике формальными языками являются языки программирования.

В некоторых случаях возникает потребность засекречивания текста сообщения или документа, для того чтобы его не смогли прочитать те, кому не положено. Это называется защитой от несанкционированного доступа. В таком случае секретный текст шифруется. Шифрование представляет собой процесс превращения открытого текста в зашифрованный, а дешифрование — процесс обратного преобразования, при котором восстанавливается исходный текст. Шифрование — это тоже кодирование, но с засекреченным методом, известным только источнику и адресату. Методами шифрования занимается наука криптография.
С появлением технических средств хранения и передачи информации возникли новые идеи и приемы кодирования. Первым техническим средством передачи информации на расстояние стал телеграф, изобретенный в 1837 году американцем Сэмюэлем Морзе. Телеграфное сообщение — это последовательность электрических сигналов, передаваемая от одного телеграфного аппарата по проводам к другому телеграфному аппарату. Эти технические обстоятельства привели Морзе к идее использования всего двух видов сигналов — короткого и длинного — для кодирования сообщения, передаваемого по линиям телеграфной связи.

Такой способ кодирования получил название азбуки Морзе. В ней каждая буква алфавита кодируется последовательностью коротких сигналов (точек) и длинных сигналов (тире). Буквы отделяются друг от друга паузами — отсутствием сигналов. В таблице на слайде показана азбука Морзе применительно к русскому алфавиту. Специальных знаков препинания в ней нет. Их обычно записывают словами: «тчк» — точка, «зпт» — запятая и т. п.

Самым знаменитым телеграфным сообщением является сигнал бедствия «SOS» (SaveOurSouls — спасите наши души). Вот как он выглядит в коде азбуки Морзе:

--- …

Три точки обозначают букву S, три тире — букву О. Две паузы отделяют буквы друг от друга.

Характерной особенностью азбуки Морзе является переменная длина кода разных букв, поэтому код Морзе называют неравномерным кодом. Буквы, которые встречаются в тексте чаще, имеют более короткий код, чем редкие буквы. Например, код буквы «Е» — одна точка, а код буквы «Ъ» состоит из шести знаков. Зачем так сделано? Чтобы сократить длину всего сообщения. Но из-за переменной длины кода букв возникает проблема отделения букв друг от друга в тексте. Поэтому приходится для разделения использовать паузу (пропуск). Следовательно, телеграфный алфавит Морзе является троичным, так как в нем используется три знака: точка, тире, пропуск.

Равномерный телеграфный код был изобретен французом Жаном Морисом Бодо в конце XIX века. В нем использовалось всего два вида сигналов. Неважно, как их назвать: точка и тире, плюс и минус, ноль и единица. Это два отличающихся друг от друга электрических сигнала.

В коде Бодо длина кодов всех символов алфавита одинакова и равна пяти. В таком случае не возникает проблемы отделения букв друг от друга: каждая пятерка сигналов — это знак текста.

Код Бодо — это первый в истории техники способ двоичного кодирования информации. Благодаря идее Бодо удалось автоматизировать процесс передачи и печати букв. Был создан клавишный телеграфный аппарат. Нажатие клавиши с определенной буквой вырабатывает соответствующий пятиимпульсный сигнал, который передается по линии связи. Принимающий аппарат под воздействием этого сигнала печатает ту же букву на бумажной ленте.

Из базового курса информатики вам известно, что в современных компьютерах для кодирования текстов также применяется равномерный двоичный код. Проблемы кодирования информации в компьютере и при передаче данных по сети мы рассмотрим несколько позже.

IV. Закрепление знаний (10 мин.)

  1. Дана кодовая таблица азбуки Морзе (учебник, стр. 16). Расшифруйте (декодируйте), что здесь написано?
    -- --- ·-·· --- -·· -·-· -·--(Молодцы)

  2. Закодируйте с помощью азбуки Морзе слова:
    ИНФОРМАТИКА, ДАННЫЕ, АЛГОРИТМ
    (·· -···-· --- ·-· -- ·- - ·· -·- ·-
    -···- -· -· -·-- ·
    ·- ·-·· --· --- ·-··· - --)



1, 2, 3, 4, 5, 1, 6

7, 8, 9, 10, 11

9, 4, 7, 4, 13, 12, 14
Зашифрованная пословица.
Чтобы рубить дрова нужен [14, 2, 3, 2, 7], а чтобы полить огород – [10, 4, 5, 1, 6]
Рыбаки сделали во льду [3. 7, 2, 7, 8, 9, 11] и стали ловить рыбу
Самый колючий зверь в лесу – [12, 13]
А теперь прочитайте пословицу:

(Копейка рубль бережет)


  1. Заменяя каждую букву ее порядковым номером в алфавите, зашифруйте фразу: Я УМЕЮ КОДИРОВАТЬ ИФОРМАЦИЮ. Что необходимо предусмотреть, чтобы зашифрованный код был записан без пропусков?


V. Итог урока (2 мин.)

  1. Языки представления информации делятся на естественные и формальные

  2. Основными целями кодирования является: засекречивание информации, быстрый способ записи, передача по техническим каналам, выполнение математических вычислений

  3. Первый равномерный двоичный код изобрел Код Бодо

VI. Домашнее задание (3 мин.)

Прочитать и законспектировать §2, ответить на вопросы в конце параграфа (стр. 17)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок ознакомления с новым материалом iconУрок ознакомления с новым материалом
Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)
Урок ознакомления с новым материалом iconУрока Урок ознакомления с новым материалом (урок изучения нового материала)
Основная цель: введение понятий, установления свойств изучаемых объектов, построение правил и др
Урок ознакомления с новым материалом iconУрока Урок математики проведён в 1 классе по теме Способы сложения и вычитания числа 1
По основной дидактической цели данный урок является уроком ознакомления с новым материалом
Урок ознакомления с новым материалом iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом c использованием мультимедийного проекта
Урок ознакомления с новым материалом iconКалендарно-тематическое планирование № п/п Тема урока, тип урока
«Портрет моего друга». Бытовой и анималистический жанры. Урок ознакомления с новым материалом
Урок ознакомления с новым материалом iconУрок ознакомления с новым материалом. Форма
Сопутствующее повторение: правописание безударных личных окончаний глаголов; окончаний прилагательных, причастий; переходность и...
Урок ознакомления с новым материалом iconУрока информатики по теме «Табличные базы данных». (Открытый урок.)
Данный урок «База данных. Системы управления базами данных» является первым уроком по теме «Технологии хранения, поиска и сортировки...
Урок ознакомления с новым материалом iconУрок ознакомления с новым материалом
Планируемый результат: учащиеся решат задачу на движение, используя ос решения текстовой задачи, продемонстрируют уровень усвоения...
Урок ознакомления с новым материалом iconКонспект урока ознакомления с новым материалом Тема: «Деление на десятичную дробь»
Необходимое оборудование и материалы для занятия – компьютер, операционная среда Microsoft Windows xp, 200 Microsoft PowerPoint,...
Урок ознакомления с новым материалом iconУрок математики 2 а класс(учебник Н. Б. Истоминой) Тема: Трехзначные...
Познакомить с трехзначными числами, новым разрядом «сотня», учить правильно называть разрядный состав трехзначных чисел, совершенствовать...
Урок ознакомления с новым материалом iconКонспект урока ознакомления с новым материалом учителя английского...
...
Урок ознакомления с новым материалом iconУрок изучения нового материала
Целью данного типа урока является овладение учащимися новым материалом. Для этого школьники должны подключаться к решению таких дидактических...
Урок ознакомления с новым материалом iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: создать условия для ознакомления с новым звуком [ ж] и буквой, которой он обозначается Ж, ж
Урок ознакомления с новым материалом iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тип занятия: ознакомление с новым материалом, с использованием технологии «Развитие критического мышления»
Урок ознакомления с новым материалом icon«Берегись автомобиля»(2 ч.). Первый урок- знакомство с новым материалом
Сейчас у меня 2 класс. Тема моего выступления «Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации фгос ноо». Я веду...
Урок ознакомления с новым материалом iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Укрупнение дидактических единиц П. М. Эрдниева (Этапы работы над новым материалом и закрепления изученного)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск