Книга Юрия Манна адресована широкой читательской аудитории: традиционно «Повесть о том, как поссорились…»





Скачать 210.22 Kb.
НазваниеКнига Юрия Манна адресована широкой читательской аудитории: традиционно «Повесть о том, как поссорились…»
Дата публикации14.02.2015
Размер210.22 Kb.
ТипКнига
100-bal.ru > Литература > Книга




ОБЗОР КНИГ: ТВОРЧЕСТВО Н.В.ГОГОЛЯ












В обзоре литературоведческих статей и  монографий, посвященных творчеству Н.В. Гоголя,  даны наиболее интересные работы литературоведов, имеющихся в школьной библиотеке. 
Начать его следует с книги известного гоголеведа Ю.В. Манна, перу которого принадлежат и такие работы, как «В поисках живой души»,  «Поэтика Гоголя». «Вариации к теме».
Его произведение  «Смелость изобретения» обращено к юному читателю, о чем свидетельствует и издание книги в издательстве «Детская литература». Это занимательные рассказы, в центре которых тексты «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Ревизор», «Мертвые души». Книгу предваряет глава « Десять вопросов к читателю». Ее название говорит само за себя. Автор ставит перед школьниками ряд проблемных задач, активизируя их желание знакомиться с названными произведениями Гоголя или перечитать их.
Книга Юрия Манна адресована  широкой читательской аудитории:  традиционно «Повесть о том, как поссорились…» читают семиклассники (после изучения повести «Тарас Бульба»). Пьесу «Ревизор» изучают учащиеся 8-9 классов, а «Мертвые души» - девятиклассники и десятиклассники.
Книга может быть также использована старшеклассниками при подготовке к итоговому сочинению по поэме «Мертвы души», так как даже название отдельных глав исследования совпадает с традиционными темами, предлагаемых учащимися для рассуждения, а именно: «Кто такие мертвые души» (тема «Души мертвые и живые в поэме»), «Какое имеет отношение к действию поэмы история капитана Копейкина», «Что означает «гоголевский образ дороги»».
Безусловно, произведение Ю.Манна будет не только небезынтересно, но и полезно учителю, потому что позволяет воспользоваться удачными репродуктивными и проблемными вопросами и заданиями для выстраивания фронтальной беседы, домашнего задания или в качестве заголовка к небольшим письменным текущим работам, как-то: «Кто рассказывает историю ссоры Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем», «Почему автор не называет по имени даму просто приятную и даму приятную во всех отношениях?» и т.д.

Совсем в ином ракурсе предстает перед нами новое издание (автор – составитель Борис Соколов)  «Гоголь. Энциклопедия». Энциклопедия знакомит самую широкую читательскую аудиторию с культурным контекстом и литературными влияниями, отразившимися в гоголевских произведениях.
В соответствии с заявленным жанром энциклопедии Б.Соколова выстраивает информацию в алфавитном порядке в соответствии с содержанием книги, расположенном в самом конце. Такое построение справочного аппарата  облегчает доступ к самым разнообразным сведениям, в том числе и биографическим. Можно найти информацию  о близких родственниках Николая Васильевича, его друзьях, всего того окружения, которое повлияло на формирование характера и творческих принципов писателя. Кроме этого, в энциклопедии содержатся разделы «Краткая хроника жизни и творчества Н.В. Гоголя» и «Библиография».
Книга может быть полезной не только в качестве справочного материала, но её можно рекомендовать учащимся для подготовки всевозможных сообщений, докладов, рефератов, посвященных жизни и творчеству Гоголя и в работе над характеристикой гоголевской эпохи.
Издание сопровождает иллюстративный материал в виде фотографий Гоголевских современников, репродукций картин художников Гоголевской поры, а также тех мест, которые прямо или косвенно связаны с именем писателя.
Всё это, благодаря современной технике, может быть увеличено и использовано учителем на уроке.

К вышеназванной книге примыкает книга – справочник «Тропа к  Гоголю» о жизни и творчестве писателя, авторы П.К. Боголепова и Н.П. Верховская.
Подобно исследованию Юрия Манна, книги предназначена  для подросткового и юношеского возраста.
Но в отличие от энциклопедии Б.Соколова материал в книге состоит из четырех тематических разделов:
1. Даты жизни и творчества Гоголя
2. Окружение писателя (краткие биографии лиц, с  которыми встречался Гоголь)
3. Места, где жил и бывал писатель
4. Словарь к художественным произведениям Гоголя

Каждый раздел предваряет небольшая вступительная статья. Во вступительной статье к первому разделу приводятся высказывания Н.В. Гоголя, содержащие оценку его собственного литературного труда, отношение к творчеству и его принципам.
Первый отдел состоит из отрывков писем и дневниковых  записей,  газетных публикаций, документов, принадлежащих перу самого писателя, его близких и друзей.
Особую ценность для учащихся представляет последний раздел книги: «Словарь к художественным произведениям Гоголя». В предисловии к этому разделу сказано: «Более ста лет прошло с тех пор, как  создавал свои бессмертные произведения Гоголь. Жизнь изменилась, изменился естественно и язык, отразивший жизнь  гоголевского времени. И  когда современный читатель берет художественное произведение Гоголя, он неизбежно наталкивается на многие слова, затрудняющие чтение. Это и те слова, которыми назывались учреждения, должности, предметы общественного и бытового обихода, одежда, угощение,  и те слова, которые взяты из разговорной речи, и слова, в которых отразилось мировоззрение людей прошлого века». Словарная статья, кроме толкования, содержит указание на употребление слова в конкретном тексте и название текста (в скобках). Эту информацию учитель может использовать  в процессе подготовки к уроку, а именно к словарной работе на уроке
Материалы  книги «Тропа к Гоголю» можно использовать для оформления выставки, посвященной классику, как в рамках библиотеки, так и в кабинете литературы. Иллюстрировано издание документальными фотографиями и репродукциями с различных картин и портретов.

Издание Н. В. Гоголь «Повести. Мертвые души», серия «Школа классики в помощь учителю и ученику» включает в себя вступительную  статью Ю. Айхенвальда о творчестве Н.В.Гоголя. Тексты повестей: «Ночь перед Рождеством»,«Старосветские помещики». «Невский проспект». «Нос». «Портрет». «Шинель». «Записки сумасшедшего» и  поэму «Мертвые души».
В следующую за текстами   главу  «В помощь учителю и ученику»,  входят следующие  разделы:
• комментарий;
• краткая летопись жизни и творчества Н. В. Гоголя;
• материалы к биографии Н.В. Гоголя (из воспоминаний современников);
• критика о творчестве Н. В. Гоголя;
• образы, созданные Н. В. Гоголем, в искусстве;
• темы сочинений и рефератов по творчеству  Н. В. Гоголя;  тезисные планы сочинений;
• задания для самостоятельной работы;
• для досуга и школьного вечера (викторины);
• готовясь к уроку; список рекомендуемой литературы.

Книга будет одинаково востребована и учеником и учителем, может быть использована на уроках и во внеклассной работе для подготовки сообщений, докладов рефератов, написания сочинений, просто для выполнения домашних заданий.

Серьезным монографическим исследованием является книга известного литературоведа профессора С.И. Машинского «Художественный мир Гоголя».  Автор монографии обращает внимание читателя на биографические данные, которые интересуют его,  главным образом, в свете творческих открытий писателя. Заслуживают внимания главы «Театр -  великая школа» и «Кафедра»,  в которых утверждается мысль о новом, новаторском  слове в драматургии, сказанном Гоголем, но о значении его для дальнейшего развития этого рода русской литературы.
Учитель найдёт здесь материал для подготовки  к урокам,  как в классах среднего звена, так и  в  старших классах, так как автор книги подвергает анализу и «Миргород», и  «Петербургские тайны»  и  т. д.
Ученик  может познакомиться с анализом повести «Тарас Бульба» в третьей главе,  четвертая глава поможет яснее понять конфликт, который лежит в основе всего цикла петербургских повестей: человек и античеловеческие условия его общественного бытия, а в шестой главе «Поэма о России» познакомится с историей написания  поэмы «Мертвые души».
Познакомившись в книге с историей создания всех произведений Гоголя,  ученик сможет узнать о том, что сколь бы ни было велико значение «Мертвых душ», нет нужды противопоставлять их предшествующему творчеству писателя. Без «Вечеров на хуторе близь Диканьки» и «Миргорода», петербургских повестей и «Ревизора» не было бы «Мертвых душ».
Развитие Гоголя шло необыкновенно быстро, интенсивно. Между выходом в свет первого цикла его повестей и началом работы над «мертвыми душами» прошло всего три-четыре года. Но громадный художественный опыт,  добытый Гоголем в процессе работы над первыми своими произведениями, дал ему возможность воздать гениальную поэму.
Книга издавалась давно, в конце 70-х годов, авторский подход к изложенной теме несколько устарел. Но она будет интересна для сравнения разных взглядов на проблемы жизни и  творчества писателя, например, с исследованием А.Терца.

В исследовании В.Н. Турбина «Пушкин. Лермонтов. Гоголь» дается  сопоставительный анализ произведений трех великих  русских писателей.
Автор уделяет основное внимание вопросам жанрового своеобразия произведений. В увлекательной, занимательной форме литературовед, например, показывает смещение  жанров от   мадригала до   эпитафии на пространстве «Повести о том, как поссорились…». Коль скоро жанр является разновидностью литературного произведения в рамках одного из литературных родов, автору удается показать условность этого деления, смешение его, являющееся одним из средств выразительности,  в том числе и языковой.  
Исследование В.Н. Турбина  может быть полезно при проведении факультативных занятий. 

Книга  Ракова Ю. А.  "Петербург – город литературных героев", как и предыдущее издание  обзора (Владимира Турбина), воссоздаёт богатейшую литературную биографию города, сравнимую со сценой, на которой происходит действие некоторых произведений выдающихся писателей, или с каменной книгой. Многие её страницы поистёрлись, пожелтели, но время всё же сохранило их для нас. И, перелистывая страницы этой книги города, мы каждый раз открываем для себя что-то новое.

Прочти эту улицу, всю дочитай до конца,
Прочти поворот, заучи наизусть эту площадь.
Где флигеля нет уже, где не хватает дворца…
Читай же скорее, ведь завтра не сделает проще,
Понятней язык, на котором звучат города.
А время проходит, и может такое случиться,
Что нам перечесть не удастся уже никогда,
И даже понять будет трудно страницы.

(Валентина Лелина, СПб).

Каждая глава книги Ю. Ракова посвящена одному из русских писателей и его персонажам, причем само название главы - говорящее:
• перекрёстки Петербурга Достоевского,
• здесь родилась Республика Шкид,
• приключение левшей в Петербурге и т. д…

Глава  «Страницей Гоголя ложится Невский» (строчки из стихотворения С. Я. Маршака) посвящен героям Н. В. Гоголя: Поприщину, Башмачкину, Ковалёву, Чарткову, Тряпичину (приятелю И. А. Хлестакова). Мы узнаём, что повесть Н. В. Гоголя «Портрет» раскрывает судьбу художника  Александра Андреевича Иванова, с которым писатель находился в тёплых, дружеских отношениях.
Проникновение в судьбы прототипов литературных персонажей позволяет полнее и глубже понять замысел того или иного литературного произведения, поэтому книга Ю. Ракова с успехом может быть использована не только при подготовке ученического сообщения, но и при подготовке учителя к уроку.
Иллюстрации О. В. Граблевской выполненные в стиле графики позволяют дополнить словесный образ зрительным, этому же способствует схема-карта с подробным указанием изображенного на ней, приложенная в конце книге, открывающейся авторским вступлением и заключенной своеобразным послесловием, придающими тексту дополнительную лирическую окраску. Любопытная информация находится в конце книги. Это глава:  «Места, связанные с литературными героями»,  упоминаемые  в тексте.
Книга незаменима для проведения факультативных и внеклассных занятий по литературе, для учащихся профильных гуманитарных классов. 

На широкую читательскую аудиторию рассчитана монография известного литературоведа, критика и писателя, Станислава Рассадина «Русская литература: от Фонвизина до Бродского».
Это необычная история русской литературы XVII-XX веков. во-первых потому, что автором отобраны те имена, которые и сегодня способны возбудить живой, а не просто академический интерес. Во-вторых, потому, что это не только история книг, но и история судеб с неожиданными поворотами и захватывающим сюжетом. В-третьих, у Рассадина свой, нетрадиционный взгляд на многие явления литературы.
В главе «Ненормальный Гоголь» Рассадин пишет: «Гоголь не столько знал, сколько создавал свою, гоголевскую Россию, и именно это – троекратно подчеркиваю! – стало чертой едва ли не всей российской словесности. Во всяком случае – наиболее характерной части её. Наиболее русской, включая Достоевского и Толстого (Гончарова, Лескова, отчасти и Чехова). Литература – не только самое лучшее из того, что Россия сумела дать миру. Возможно, в определённом, условном смысле, наша словесность и есть – Россия, то бишь  и мировое, и наше, внутрироссийское представление о ней. Она придумала нас, и мы всё время стараемся быть похожими на этот придуманный ею образ. Сверяем себя с ним. Потому что иного у нас нет».
Особенность книги «Русская литература: от Фонвизина до Бродского» является то, что написанная живым, своеобразным языком. Она поражает читателя парадоксальными, на первый взгляд, формулировками, увлекая за собой в неповторимый мир того или и иного писателя-классика, в чутком улавливании автором сквозных тем, мотивов, методов и приёмов изображения действительности в русской литературе, глубоком осмыслении её традиции и новаторства. Вот почему повествование о творчестве Гоголя плавно перетекает в исследование драматургии Островского, с параллельным освещением личности Аполлона Александровича Григорьева и его полемики со статьями Н. А. Добролюбова «Тёмное царство» и «Луч света в тёмном царстве».
В книге по-новому представлена история русской литературы. Автор отбирает и анализирует то, что сохранилось в ней сегодня как живое чтение, что вызывает живой, а не только социальный интерес. Путь зарождения и становления нашей словесности рассматривается как путь развития творческой личности писателя. В книге много иллюстраций. Прилагается «Библиография» и «Именной указатель».
Книгу можно рекомендовать в качестве литературы для внеклассного чтения в гуманитарных классах, при подготовке докладом и сообщений.

«Литературные архетипы и универсалии» - сборник статей, изданных Российским государственным Гуманитарным университетом (г. Москва) под редакцией Е. М. Мелетинского, является исследованием архетипом – первичных схем образов и мотивов, составляющих основной языковой и тематический фонд искусства. Собственно Гоголю посвящена статья Иваницкого А. И. «Архетипы Гоголя».
Книга адресована специалистам-литературоведам и может заинтересовать только старшеклассников, всерьёз увлекающихся проблемами научного литературоведения на стыке с психологией.

Книга Ю. М. Лотмана  «О Русской литературе. Статьи и исследования (1958-1993)»  предваряется статьёй И. А. Чернова об авторе. Мы узнаём, что Юрий Михайлович Лотман поступил в Ленинградский университет в 1939 году, а окончил в 1950-ом. Обучение прерывает служба в армии, в том числе годы войны, которую Лотман проходит простым артиллеристом от начала и до конца. До и после – напряжённая учеба под великолепным руководством. Учеба в университете, сама научная, культурная и человеческая атмосфера того периода, способствовала формированию личности и классности специалиста. Ещё студентом он опубликовал первое серьёзное исследование, уже практически через год после окончания университета им защищена кандидатская диссертация.

Пройдя отличную школу жизни, Ю. М. Лотман создаёт свою кафедру. Кафедра русской литературы университета  в г. Тарту – детище его рук – ныне известна всему славистическому миру.
Стилистическое своеобразие изложения концепции, необычность взгляда на изучаемый текст или автора, умение неожиданно свежо связать далёкие произведения легко выделяют исследования Ю. М. Лотмана  из океана  филологической литературы.
В книге собраны все работы Юрия Михайловича, посвященные русской литературе, начиная с древнейшего  памятника «Слово о полку Игореве» и кончая произведениями первой половины XX столетия.
Том состоит из двух разделов.  Первый включает статьи ученого об истории русской прозы, о творчестве её наиболее ярких представителей (Тредиаковского, Радищева, Лермонтова, Гоголя, Л. Толстого, Бунина, Булгаков и др.).  Второй – исследования, посвященные теории литературы.
Творчеству Н. В. Гоголя посвящены следующие статьи: «Художественное пространство в прозе Гоголя», «О Хлестакове», «Городничий и просвещение», «О “реализме” Гоголя».
Первая даёт материал учащемуся к осмыслению темы дороги в поэме «Мёртвые души», и, следовательно, к более глубокому постижению замысла произведения, а также возможность раскрыть ряд предполагаемых тем сочинений, связанных, например, с характеристикой Чичикова, исследованием роли лирических отступлений в тексте и др.
Название остальных статей говорит само за себя, т.е. они посвящены комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», но вряд ли будут доступны большой аудитории учащихся, т.к. текст, традиционно изучается в соответствии с действующими программами в 8-9 классах.
Таким образом, эти статьи адресованы, в первую очередь, учителю, а также тем учащимся, которые выбирают гуманитарное направление образования или старшеклассником при подготовке к выпускному экзамену для формирования целостного восприятия художественного мира Гоголя.

Книга «Живые страницы» – это сборник, состоящий из воспоминаний, писем, дневниковых записей, документов. Одна из глав носит название «Николай Васильевич Гоголь» и представляет собой биографию писателя, в которой выделяются следующие периоды: «Гимназия» высших наук в Нежине (1821-1828), «Петербург» (1829 – май 1836), «За границей» (июнь 1836 – июль 1848), «Последние годы в России» (август 1848-21 февраля 1852).
Книга поможет учащемуся в гораздо более полном объеме и в более живой и интересной форме познакомиться с биографией писателя и, кроме того, приготовить сообщение, доклад в целом по биографии или об одном из периодов жизни, творчества Н. В. Гоголя.
В предисловии известный литературовед Д. Л. Благой пишет: «Перед читателями возникают живые люди, не чуждые ничему человеческому, обладающие слабостями, недостатками, способные заблуждаться и совершать ошибки, и вместе с тем люди воистину с большой буквы, к каждому из которых в высшей степени применимо горьковское: “Человек! Это великолепно! Это звучит… гордо!”».  Кроме того, книга погружает читателя в культурный контекст гоголевской эпохи, знакомя его с теми или иными современниками и друзьями писателя, помогая тем самым глубже и тоньше постигать своеобразие творчества Н. В. Гоголя.
В конце книги имеется приложение «Краткие сведения об основных вошедших в книгу воспоминаниях и об их авторах».

Книга «В тени Гоголя», автор Абрам Терц ( псевдоним Андрея Донатовича  Синявского), – одна из самых блистательных книг Андрея Синявского, в которой его аналитический талант филолога и философа органично и броско соединился с писательским даром. Как и в нашумевших «Прогулках с Пушкиным», в этом тексте Синявский непредвзято, с озорным любопытством и склонностью к глубинным обобщениям старается с разных сторон не столько рассмотреть творчество и личность великого Гоголя, сколько распутать отдельные нити в клубке под названием «миф о Гоголе». Книга представляет интерес для всех, кто интересуется русской культурой, ее скрытыми смыслами, в частности, творчеством Н.В.Гоголя.

Книга «Психоанализ литературы. Пушкин. Гоголь. Достоевский» принадлежит перу Ивана Дмитриевича Ермакова (1875-1942), одного из пионеров русского психоанализа. Психиатр и ученик В. П. Сербского, Ермаков был первым президентом Российского психоаналитического общества и организатором Московского психоаналитического общества исследователей художественного творчества.
В рамках своей «Психологической и психоаналитической библиотеки» Ермаков издал две книги, посвященные психоанализу русской литературы: одна о Гоголе, другая о Пушкине. В его архиве осталась большая рукопись о Достоевском. Эти три работы напечатаны в данном сборнике. Сегодня они интересны не в качестве исследований, а скорее в качестве человеческих документов, т.к. большинство из них повествуют об атмосфере 1920-х годов, а не о великом веке русской литературы.
Разборы Ермакова характеризуются последовательным применением классического фрейдистского метода: анализу подвергаются герои и авторы, но не тексты. В его исследованиях много любопытных наблюдений и намёков, но мало гипотез, которые были бы ясно сформулированы и твёрдо обоснованы.
Таким образом, монография не рассчитана на широкую читательскую аудиторию, но всё же будет интересна учителю и увлекающимся психологией учащемуся как один из подходов к восприятию художественного текста.
Раздел «Очерки по анализу творчества Н.В.Гоголя» сопровождается приложением «Похождения Чичикова или Мертвые души» Гоголя, в котором автор делает  анализ этого  произведения.
В конце книги имеются «Комментарии».

Тем, кто не прочь приобщиться к занимательному литературоведению, можно порекомендовать книгу Бенедикта Сарнова «Занимательное литературоведение или Новые похождения знакомых героев».  Автор предпринимает серию литературных расследований, в которых ему помогают Шерлок Холмс и доктор Уотсон. Учащиеся могут получить ответы на ряд непростых литературоведческих вопросов, как-то: чем фабула отличается от сюжета, персонаж и его прототип и т.д. – в занимательной, увлекательной форме на примере изучаемых школьной программой произведений. Книга пробуждает желание прочитать или перечитать уже известное.
Заманивают сами заголовки глав. Например, «Второе заседание президиума всемирного сообщества плутов, в ходе которого выясняется, что Ноздрёв за один вечер дважды сказал правду», «Правдоподобно ли то, что происходит в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», а «Хлестакова разоблачают как самозванца».

Книга даёт представление об общих законах, по которым строится художественный текст, о традициях в литературе, о том, как какие загадки скрывает художественное слово, как увлекательно их разгадывать.
Это произведение можно рекомендовать также  и учителю для подготовки к уроку, чтобы выстроить систему проблемных вопросов и заданий

Список литературы.
1. Боголепов П.К., Верховская Н.П. Тропа к  Гоголю.  Книга-справочник о жизни и творчестве Н.В. Гоголя. - М.: Дет. лит., 1976.-352 с., ил.+16 вкл. (Школьная б-ка).
2. Гоголь Н.В. Повести. Мертвые души. – М.: «Олимп»; ООО «Издательство АСТ», 2001.- 688 с. - (Школа классики)/
3. Ермаков И.Д. Психоанализ литературы: Пушкин, Гоголь, Достоевский.- М.: Новое литературное обозрение, 1999.- 512 с., портр. автора.
4. Живые страницы. А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, М.Ю.Лермонтов, В.Г.Белинский в воспоминаниях, письмах, дневниках, автобиографических произведениях и документах. – М.: Дет. лит., 1972- 544 с. + 32 вкл. (Школьная б-ка).
5. Литературные архетипы и универсалии.- М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2001.- 433 с.
6. Лотман Ю.М. О русской литературе.- СПб.: «Искусство-СПб», 1977.- 848 с.
7. Манн Ю. Смелость изобретения: Черты художественного мира Гоголя. – 2-е изд., доп.-М.: Дет. лит.,1979.-142 с., фотоил.
8. Машинский С.И. Художественный мир Гоголя: Пособие для учителей.- 2-е изд.-М.6 Просвещение, 1979.- 432 с.
9. Раков Ю.А. Петербург – город литературных героев: Учебное пособие по курсу «Краеведение». 2-е изд. – СПб.: Химиздат, 1999.-136 с., ил.
10. Рассадин С.Б. Русская литература: от Фонвизина до Бродского.- М.: СЛОВО,2001.-288 с., ил.
11. Сарнов Б. Занимательное литературоведение, или Новые похождения знакомых героев. Книга для школьников и учителей.- М.: текст, 2003-398 с.
12. Соколов Б.В. Гоголь. Энциклопедия. (Серия «Русские писатели»). – М.: Алгоритм, 2003.-544 с., ил.
13. Терц А. В тени  Гоголя. - М.: Аграф, 2001.- 416 с.
14. Турбин В.Н. Пушкин, Гоголь, Лермонтов: Об изучении лит. жанров.- М.: Просвещение, 1978.-239 с., ил.








Пройдя отличную школу жизни, Ю. М. Лотман создаёт свою кафедру. Кафедра русской литературы университета  в г. Тарту – детище его рук – ныне известна всему славистическому миру.
Стилистическое своеобразие изложения концепции, необычность взгляда на изучаемый текст или автора, умение неожиданно свежо связать далёкие произведения легко выделяют исследования Ю. М. Лотмана  из океана  филологической литературы.
В книге собраны все работы Юрия Михайловича, посвященные русской литературе, начиная с древнейшего  памятника «Слово о полку Игореве» и кончая произведениями первой половины XX столетия.
Том состоит из двух разделов.  Первый включает статьи ученого об истории русской прозы, о творчестве её наиболее ярких представителей (Тредиаковского, Радищева, Лермонтова, Гоголя, Л. Толстого, Бунина, Булгаков и др.).  Второй – исследования, посвященные теории литературы.
Творчеству Н. В. Гоголя посвящены следующие статьи: «Художественное пространство в прозе Гоголя», «О Хлестакове», «Городничий и просвещение», «О “реализме” Гоголя».
Первая даёт материал учащемуся к осмыслению темы дороги в поэме «Мёртвые души», и, следовательно, к более глубокому постижению замысла произведения, а также возможность раскрыть ряд предполагаемых тем сочинений, связанных, например, с характеристикой Чичикова, исследованием роли лирических отступлений в тексте и др.
Название остальных статей говорит само за себя, т.е. они посвящены комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», но вряд ли будут доступны большой аудитории учащихся, т.к. текст, традиционно изучается в соответствии с действующими программами в 8-9 классах.
Таким образом, эти статьи адресованы, в первую очередь, учителю, а также тем учащимся, которые выбирают гуманитарное направление образования или старшеклассником при подготовке к выпускному экзамену для формирования целостного восприятия художественного мира Гоголя.

Книга «Живые страницы» – это сборник, состоящий из воспоминаний, писем, дневниковых записей, документов. Одна из глав носит название «Николай Васильевич Гоголь» и представляет собой биографию писателя, в которой выделяются следующие периоды: «Гимназия» высших наук в Нежине (1821-1828), «Петербург» (1829 – май 1836), «За границей» (июнь 1836 – июль 1848), «Последние годы в России» (август 1848-21 февраля 1852).
Книга поможет учащемуся в гораздо более полном объеме и в более живой и интересной форме познакомиться с биографией писателя и, кроме того, приготовить сообщение, доклад в целом по биографии или об одном из периодов жизни, творчества Н. В. Гоголя.
В предисловии известный литературовед Д. Л. Благой пишет: «Перед читателями возникают живые люди, не чуждые ничему человеческому, обладающие слабостями, недостатками, способные заблуждаться и совершать ошибки, и вместе с тем люди воистину с большой буквы, к каждому из которых в высшей степени применимо горьковское: “Человек! Это великолепно! Это звучит… гордо!”».  Кроме того, книга погружает читателя в культурный контекст гоголевской эпохи, знакомя его с теми или иными современниками и друзьями писателя, помогая тем самым глубже и тоньше постигать своеобразие творчества Н. В. Гоголя.
В конце книги имеется приложение «Краткие сведения об основных вошедших в книгу воспоминаниях и об их авторах».

Книга «В тени Гоголя», автор Абрам Терц ( псевдоним Андрея Донатовича  Синявского), – одна из самых блистательных книг Андрея Синявского, в которой его аналитический талант филолога и философа органично и броско соединился с писательским даром. Как и в нашумевших «Прогулках с Пушкиным», в этом тексте Синявский непредвзято, с озорным любопытством и склонностью к глубинным обобщениям старается с разных сторон не столько рассмотреть творчество и личность великого Гоголя, сколько распутать отдельные нити в клубке под названием «миф о Гоголе». Книга представляет интерес для всех, кто интересуется русской культурой, ее скрытыми смыслами, в частности, творчеством Н.В.Гоголя.

Книга «Психоанализ литературы. Пушкин. Гоголь. Достоевский» принадлежит перу Ивана Дмитриевича Ермакова (1875-1942), одного из пионеров русского психоанализа. Психиатр и ученик В. П. Сербского, Ермаков был первым президентом Российского психоаналитического общества и организатором Московского психоаналитического общества исследователей художественного творчества.
В рамках своей «Психологической и психоаналитической библиотеки» Ермаков издал две книги, посвященные психоанализу русской литературы: одна о Гоголе, другая о Пушкине. В его архиве осталась большая рукопись о Достоевском. Эти три работы напечатаны в данном сборнике. Сегодня они интересны не в качестве исследований, а скорее в качестве человеческих документов, т.к. большинство из них повествуют об атмосфере 1920-х годов, а не о великом веке русской литературы.
Разборы Ермакова характеризуются последовательным применением классического фрейдистского метода: анализу подвергаются герои и авторы, но не тексты. В его исследованиях много любопытных наблюдений и намёков, но мало гипотез, которые были бы ясно сформулированы и твёрдо обоснованы.
Таким образом, монография не рассчитана на широкую читательскую аудиторию, но всё же будет интересна учителю и увлекающимся психологией учащемуся как один из подходов к восприятию художественного текста.
Раздел «Очерки по анализу творчества Н.В.Гоголя» сопровождается приложением «Похождения Чичикова или Мертвые души» Гоголя, в котором автор делает  анализ этого  произведения.
В конце книги имеются «Комментарии».

Тем, кто не прочь приобщиться к занимательному литературоведению, можно порекомендовать книгу Бенедикта Сарнова «Занимательное литературоведение или Новые похождения знакомых героев».  Автор предпринимает серию литературных расследований, в которых ему помогают Шерлок Холмс и доктор Уотсон. Учащиеся могут получить ответы на ряд непростых литературоведческих вопросов, как-то: чем фабула отличается от сюжета, персонаж и его прототип и т.д. – в занимательной, увлекательной форме на примере изучаемых школьной программой произведений. Книга пробуждает желание прочитать или перечитать уже известное.
Заманивают сами заголовки глав. Например, «Второе заседание президиума всемирного сообщества плутов, в ходе которого выясняется, что Ноздрёв за один вечер дважды сказал правду», «Правдоподобно ли то, что происходит в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», а «Хлестакова разоблачают как самозванца».

Книга даёт представление об общих законах, по которым строится художественный текст, о традициях в литературе, о том, как какие загадки скрывает художественное слово, как увлекательно их разгадывать.
Это произведение можно рекомендовать также  и учителю для подготовки к уроку, чтобы выстроить систему проблемных вопросов и заданий

Список литературы.
1. Боголепов П.К., Верховская Н.П. Тропа к  Гоголю.  Книга-справочник о жизни и творчестве Н.В. Гоголя. - М.: Дет. лит., 1976.-352 с., ил.+16 вкл. (Школьная б-ка).
2. Гоголь Н.В. Повести. Мертвые души. – М.: «Олимп»; ООО «Издательство АСТ», 2001.- 688 с. - (Школа классики)/
3. Ермаков И.Д. Психоанализ литературы: Пушкин, Гоголь, Достоевский.- М.: Новое литературное обозрение, 1999.- 512 с., портр. автора.
4. Живые страницы. А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, М.Ю.Лермонтов, В.Г.Белинский в воспоминаниях, письмах, дневниках, автобиографических произведениях и документах. – М.: Дет. лит., 1972- 544 с. + 32 вкл. (Школьная б-ка).
5. Литературные архетипы и универсалии.- М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2001.- 433 с.
6. Лотман Ю.М. О русской литературе.- СПб.: «Искусство-СПб», 1977.- 848 с.
7. Манн Ю. Смелость изобретения: Черты художественного мира Гоголя. – 2-е изд., доп.-М.: Дет. лит.,1979.-142 с., фотоил.
8. Машинский С.И. Художественный мир Гоголя: Пособие для учителей.- 2-е изд.-М.6 Просвещение, 1979.- 432 с.
9. Раков Ю.А. Петербург – город литературных героев: Учебное пособие по курсу «Краеведение». 2-е изд. – СПб.: Химиздат, 1999.-136 с., ил.
10. Рассадин С.Б. Русская литература: от Фонвизина до Бродского.- М.: СЛОВО,2001.-288 с., ил.
11. Сарнов Б. Занимательное литературоведение, или Новые похождения знакомых героев. Книга для школьников и учителей.- М.: текст, 2003-398 с.
12. Соколов Б.В. Гоголь. Энциклопедия. (Серия «Русские писатели»). – М.: Алгоритм, 2003.-544 с., ил.
13. Терц А. В тени  Гоголя. - М.: Аграф, 2001.- 416 с.
14. Турбин В.Н. Пушкин, Гоголь, Лермонтов: Об изучении лит. жанров.- М.: Просвещение, 1978.-239 с., ил.


Материал Интернета:

http://lib.gmsib.ru/index.php?resource=10294&id_site=11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Книга Юрия Манна адресована широкой читательской аудитории: традиционно «Повесть о том, как поссорились…» iconТема: «"Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем"Н. В. Гоголя». Цели
Тема: «"Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем"Н. В. Гоголя»
Книга Юрия Манна адресована широкой читательской аудитории: традиционно «Повесть о том, как поссорились…» iconН. Н. Кузнецов Р. В. Кузнецова Николай Герасимович Кузнецов: Путь...
Книга предназначена для широкой читательской аудитории, для молодежи, неравнодушной к истории собственной страны, избирающей жизненный...
Книга Юрия Манна адресована широкой читательской аудитории: традиционно «Повесть о том, как поссорились…» iconРассказ “Антоновские яблоки” Повесть “Деревня” Повесть “Суходол”...
Так знать и любить природу, как умеет Бунин, мало кто умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит зорко и далеко, и красочные и слуховые...
Книга Юрия Манна адресована широкой читательской аудитории: традиционно «Повесть о том, как поссорились…» iconУрок по теме: «Имя существительное как часть речи»
Социальная острота проблематики сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Книга Юрия Манна адресована широкой читательской аудитории: традиционно «Повесть о том, как поссорились…» icon«Библиотековедение» оп. 03 «Социология и психология чтения» Методические рекомендации
Внимательно изучить научную литературу по дисциплине, овладеть методами и методиками исследования читательской аудитории
Книга Юрия Манна адресована широкой читательской аудитории: традиционно «Повесть о том, как поссорились…» iconДомашнее задание для 7 б класса Предмет
М. Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» читать стр. 261-276
Книга Юрия Манна адресована широкой читательской аудитории: традиционно «Повесть о том, как поссорились…» iconВ. А. Жуковский «Спящая царевна». А. С. Пушкин «Руслан и Людмила»
Гоголь. Н. В. Тарас Бульба. Старосветские помещики. Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем
Книга Юрия Манна адресована широкой читательской аудитории: традиционно «Повесть о том, как поссорились…» iconМетодические рекомендации по доведению правовых знаний до широкой...
Авторы: Бут Н. Д. – ведущий научный сотрудник нии академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, кандидат юридических наук...
Книга Юрия Манна адресована широкой читательской аудитории: традиционно «Повесть о том, как поссорились…» iconНазвание фонда и /или издания
Похозяйственная книга по с. Покровка за 1935 г, том, тоже том №2, тоже том №3, Похозяйственная книга по с. Покровка за 1940-1942...
Книга Юрия Манна адресована широкой читательской аудитории: традиционно «Повесть о том, как поссорились…» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
М. Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»
Книга Юрия Манна адресована широкой читательской аудитории: традиционно «Повесть о том, как поссорились…» iconТом Вулф Нужная вещь Перевод: В. Г. Быстров Оригинал: Tom Wolfe, “The Right Stuff”
Вулф верен историческому факту: книга написана на основе мемуаров и устных свидетельств участников и очевидцев событий в то же время...
Книга Юрия Манна адресована широкой читательской аудитории: традиционно «Повесть о том, как поссорились…» iconЧтение в современном мире: проблемы, суждения
Несмотря на отсутствие книг в широкой продаже, люди приобретали подписные издания, собирали многотомные сочинения классиков; большой...
Книга Юрия Манна адресована широкой читательской аудитории: традиционно «Повесть о том, как поссорились…» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
М. Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»: сатира и юмор в сказке
Книга Юрия Манна адресована широкой читательской аудитории: традиционно «Повесть о том, как поссорились…» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Анализ сказки М. Е. Салтыкова -щедрина “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”
Книга Юрия Манна адресована широкой читательской аудитории: традиционно «Повесть о том, как поссорились…» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Идейно-художественное своеобразие сказки М. Е. Салтыкова–Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Книга Юрия Манна адресована широкой читательской аудитории: традиционно «Повесть о том, как поссорились…» iconКнига о том, как жить в настоящем
Вторая. Упражнения на развитие внимательности внимательность и релаксация 29


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск