Скачать 1.26 Mb.
|
Рецензия на программу доцента кафедры журналистики кандидата филологических наук Черемухиной Галины Андреевны «Стилистика и литературное редактирование» Учебная дисциплина «Стилистика и литературное редактирование» является частью филологической подготовки журналиста и продолжает курс современного русского языка. В рамках данной учебной дисциплины переносятся ранее изученные языковые явления и факты на коммуникативно-прагматическую основу. Порождение и редактирование текстов средств массовой коммуникации предусматривается курсом литературного редактирования. Учебно-методический комплекс Г.А. Черемухиной разработан на основе требований ГОС ОПД.Ф.08 «Стилистика и литературное редактирование». Данный учебно-методический комплекс рассматривает современный русский язык в единстве его функционально-стилевых разновидностей. Цель УМК: анализ лексико-морфологических, синтаксических, словообразовательных и изобразительно-выразительных особенностей функциональных стилей. Кроме того, материал практических занятий убеждает в стремлении преподавателя сформировать у студента такую речемыслительную деятельность, которая позволяла бы ему самостоятельно создавать тексты разной функциональной направленности. Самостоятельная работа студентов рассматривается как важная составляющая часть учебной работы по основному учебнику - Г.Я. Солганик, Т.С. Дроняева. «Стилистика современного русского языка и культура речи». Стилистика языковых ресурсов описывается на основе словарной работы и активного обращения студентов к словарям и справочной литературе. УМК может быть рекомендован к печати. РЕЦЕНЗЕНТ- кандидат педагогических наук, доцент НОУ ВПО «Российский новый университет» _________________ В.Н.Руднев Выписка из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 030601 - Журналистика (№ гос. рег. 69 гум/сп от 10. 03. 2000 г.)
1. Аннотация Дисциплина «Стилистика и литературное редактирование» входит в цикл обще-профессиональных дисциплин федерального компонента ОПД.Ф.08 специальности 030601 Журналистика. В процессах подготовки выпускника по данной специальности учебная дисциплина «Стилистика и литературное редактирование» развивает лингвистические и коммуникативные знания, умения и навыки. Явления русского языка изучаются с точки зрения их способности выражать разнообразные эмоциональные, экспрессивные и оценочные добавочные смыслы. Программа курса «Стилистики и литературного редактирования» представляет собой дисциплину, формирующую у обучающихся профессиональные знания о методике редакторского анализа текста с позиций современных филологических представлений, практическая по своим задачам дисциплина имеет в своей основе прочную теоретическую базу и как прикладная филологическая дисциплина опирается на изучение текста литературного произведения. Задача курса – помочь осмыслить с позиций современных филологических представлений редакторскую работу над журналистским текстом, показать пути обогащения редакторских методик. При обязательных требованиях ГОС концепция программы основывается на специфике современной речевой ситуации и наиболее показательных характеристиках языка СМИ. Именно эти аспекты диктуют необходимость формирования знаний, умений и навыков, которые позволяют функционировать в условиях углубляющейся стилевой дифференциации русского языка. Теоретические и практические знания функциональной стилистики обязательны. Используются традиционные и инновационные методы обучения (концентрация внимания на коммуникативных сферах, «свободной» и «принудительной» речевой деятельности, подражание образцам и др.). В общей структуре гуманитарных знаний дисциплина «Стилистика и литературное редактирование» выступает как практическая, прикладная, направленная на выработку умений и навыков стилистической правки текста и литературного редактирования. Этими навыками носитель современного русского языка должен свободно владеть и в устной, и в письменной форме. Они охватывают не только собственно принципы построения монологического и диалогического текста, но и правила, относящиеся ко всем языковым уровням, - фонетическому (орфоэпия, орфография), лексическому (сочетаемость слов, выбор синонимов и др.), грамматическому (словообразование, морфология, синтаксис и пунктуация). Знание того или иного элемента системы языка включает его правильное употребление (выбор и комбинацию с другими элементами) при продуцировании речи и интерпретацию – при понимании речи. Исходный уровень знаний и умений студента: приступая к изучению материала курса, обучающийся должен знать основные нормы русского литературного языка, владеть умениями и навыками работы с различными источниками языкового материала, владеть навыками логического мышления (анализ, синтез, выявление причинно-следственных связей, сравнение, сопоставление). Междисциплинарные связи. Изучение учебной дисциплины осуществляется на научной основе, с использованием современных достижений филологической науки, в тесной связи с другими учебными дисциплинами, с практической деятельностью специалиста. Формирование знаний, навыков и умений базируется на принципах развивающего обучения, положениях современных концепций усвоения научного знания и профессионального опыта. Функциональная стилистика базируется на таких учебных дисциплинах, как «Современный русский (и родной) язык», «Практикум по современному русскому языку», «Практическая грамотность» и непосредственно связана с курсами «Основы журналистики», «Основы творческой деятельности журналиста», «Методика редактирования», «Система жанров», «Корректура», «Риторика». Методы обучения и формы работы. В методике преподавания учебной дисциплины главное место занимает активное обучение, актуализирующее творческие возможности и способности обучающихся. Преподавание дисциплины осуществляется в форме лекций, семинаров, практических занятий, групповых и индивидуальных консультаций, а также самостоятельной работы обучающихся. Основными формами занятий с обучающимися являются лекции, семинары и практические занятия, проводимые с использованием элементов педагогических, ролевых и деловых игр и т.д. и т.п. На лекциях, как правило, излагаются наиболее сложные и наиболее значимые в структуре дисциплины учебные вопросы и положения, они имеют целью дать систематизированные основы научных знаний по учебной дисциплине; сконцентрировать внимание обучаемых на наиболее сложных и узловых проблемах теории стилистики и литературного редактирования. На семинарских и практических занятиях углубляются и практически закрепляются знания обучающихся, полученные на лекциях и в процессе самостоятельного изучения литературы, рассматриваются неоднозначные или спорные положения. Основными методами проведения семинаров являются обсуждение учебных вопросов, а также заслушивание и обсуждение рефератов. В ходе проведения занятий приветствуются такие формы, как редактирование материалов современных СМИ. Важную роль играет практическая направленность курса: обучающимся рекомендуется принимать активное участие в создании тезисов на конференции, научно-практические семинары, заседании творческих объединений, посвященных проблемам журналистики и современных СМИ. Активной формой изучения дисциплины рассматривается самостоятельная работа обучающихся. Основной целью самостоятельной работы обучающихся является расширение знаний, полученных на лекциях и практических занятиях, подготовка рефератов по вопросам, которые не вошли в лекционный курс. Большое внимание уделяется развитию творческих способностей обучающихся. Система творческих заданий предполагает написание и анализ заметок, эссе, статей на актуальные темы. Написание рефератов, подготовка материалов к печати, контент-анализ современной прессы, радио- и телепередач, создание презентаций проводятся в часы самостоятельной работы. Самостоятельная работа организуется с учетом индивидуальных возможностей студентов, устанавливаемых в ходе практических занятий. Консультации направлены на оказание педагогически целесообразной помощи в самостоятельной работе обучающимся по темам, входящим в учебный план. Консультации связываются с лекциями, семинарскими и другими практическими занятиями, а также с самостоятельной работой обучающихся, в особенности с подготовкой к экзаменам и зачетам. На консультациях, в первую очередь, уделяется внимание следующим вопросам: организация и методика самостоятельной работы; доведение и разъяснение содержания дополнительных литературных и других источников; уточнение тех или иных научных данных, научно-теоретических положений, новых понятий, методов разрешения психологических ситуаций; рассмотрение вопросов методологического характера. Текущий контроль усвоения полученных обучающимися знаний, сформированных умений по дисциплине осуществляется преимущественно на семинарах и практических занятиях, при рассмотрении материалов подготовленных рефератов и в ходе индивидуальных собеседований, в форме, избранной преподавателем. Итоговый контроль уровня сформированных знаний проводится в форме экзамена. Программа разработанного курса дисциплины определяет совокупность знаний и умений, необходимых обучающимся для реализации профессиональной деятельности в сфере журналистики. Практико-методическая подготовка включает в себя овладение навыками и умениями, обеспечивающими выполнение функциональных обязанностей журналиста.
Цель учебной дисциплины: - формирование у обучающихся знаний по общетеоретическим вопросам стилистики и литературного редактирования; - выработка практических навыков и умений составления и редактирования публицистических текстов различных жанров. Учебная дисциплина «Стилистика и литературное редактирование» ориентирована на формирование и развитие у обучающихся совокупности специальных знаний, практических умений и навыков, личностных качеств, норм и опыта профессионального поведения, обеспечивающих успешность деятельности в качестве журналиста. Основными задачами курса являются:
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины В результате изучения дисциплины студент должен Знать:
Уметь:
4. Объем дисциплины и виды учебной нагрузки Таблица 1
5. Разделы (темы) дисциплины и виды занятий |
Галины Андреевны «Стилистика и литературное редактирование» В рамках данной учебной дисциплины переносятся ранее изученные языковые явления и факты на коммуникативно-прагматическую основу.... | Рабочая программа по дисциплине опд. В 01 «Стилистика и литературное... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Протокол согласования рабочей программы дисциплины «стилистика и литературное редактирование» | Контрольная работа по дисциплине «стилистика и литературное редактирование» Задание в отрывках из научных статей и газетных материалов укажите недочеты фоники. Устраните их, если звуковая организация речи... | ||
Методическое пособие предназначено студентам Института массовых коммуникаций... Рекомендовано к изданию в качестве методического пособия Методическим советом имк спбгукиТ | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... Котюрова М. П. Лингвистическое выражение связности речи в научном стиле (сравнительно с художественным) : Автореферат диссертации... | ||
Рабочая программа по дисциплине «стилистика и литературное редактирование»... Рабочая программа составлена на основании гос впо специальности (направления) 030600. 62 «Журналистика» и учебного плана, утвержденного... | Стилистика и литературное редактирование план лекционных занятий «Зарубежная филология». Указания содержат требования к дипломному проекту, образцы оформления дипломного проекта и его отдельных... | ||
Н. А. Аксарина практическая и функциональная стилистика Н. А. Аксарина. Практическая и функциональная стилистика: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов очной... | Пояснительная записка программа курса «Функциональная стилистика» Программа курса «Функциональная стилистика» предназначена для изучения языковых явлений в тексте. Программа предполагает стилистический... | ||
Накорякова К. М. Литературное редактирование. М.: Издательство икар, 2004. – 432 с | Программа дисциплины Теория и практика русского литературного языка:... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | ||
М. И. Алексеева редактирование детской литературы раздел курса «Редактирование... ... | Инструкция Рисуем открытку для выпускников Далее инструмент Редактирование узлов контуров, в появившемся подменю, выбрать редактирование контура | ||
Методические рекомендации по дисциплине «Стилистика» ... | Школьная правда Игорю Викторовичу удалось отыскать электронный адрес Галины Ульшиной и направить по нему детские послания. Ответ пришёл незамедлительно.... |