Галины Андреевны «Стилистика и литературное редактирование»





НазваниеГалины Андреевны «Стилистика и литературное редактирование»
страница1/11
Дата публикации15.02.2015
Размер1.36 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11



Рецензия

на программу доцента кафедры журналистики кандидата филологических наук Черемухиной Галины Андреевны «Стилистика и литературное редактирование»
Учебная дисциплина «Стилистика и литературное редактирование» является частью филологической подготовки журналиста и продолжает курс современного русского языка. В рамках данной учебной дисциплины переносятся ранее изученные языковые явления и факты на коммуникативно-прагматическую основу. Порождение и редактирование текстов средств массовой коммуникации предусматривается курсом литературного редактирования.

Учебно-методический комплекс Г.А. Черемухиной разработан на основе требований ГОС ОПД.Ф.08 «Стилистика и литературное редактирование». Данный учебно-методический комплекс рассматривает современный русский язык в единстве его функционально-стилевых разновидностей. Цель УМК: анализ лексико-морфологических, синтаксических, словообразовательных и изобразительно-выразительных особенностей функциональных стилей. Кроме того, материал практических занятий убеждает в стремлении преподавателя сформировать у студента такую речемыслительную деятельность, которая позволяла бы ему самостоятельно создавать тексты разной функциональной направленности. Самостоятельная работа студентов рассматривается как важная составляющая часть учебной работы по основному учебнику - Г.Я. Солганик, Т.С. Дроняева. «Стилистика современного русского языка и культура речи». Стилистика языковых ресурсов описывается на основе словарной работы и активного обращения студентов к словарям и справочной литературе. УМК может быть рекомендован к печати.
РЕЦЕНЗЕНТ-

кандидат педагогических наук, доцент

НОУ ВПО «Российский новый университет» _________________ В.Н.Руднев

Выписка из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 030601 - Журналистика

(№ гос. рег. 69 гум/сп от 10. 03. 2000 г.)


ОПД.Ф.08

Стилистика и литературное редактирование.
Стилистика как раздел языкознания. Система функциональных стилей современного русского языка. Лексико-морфологические, синтаксические, словообразовательные и изобразительно-выразительные особенности официально-делового, научного, публицистического, разговорного стилей и стиля художественной литературы. Разновидности функциональных стилей. Способы выражения авторского начала. Взаимопроникновение функциональных стилей.

Практическая стилистика русского языка и вопросы культуры речи. Лексическая стилистика. Морфологическая стилистика. Синтаксическая стилистика. Стилистическая норма. Синонимия и вариантность как основные проблемы практической стилистики.

Стилистика информационных и публицистических жанров прессы. Образная система различных жанров. Стилистика отдельного средства массовой информации в зависимости от его типа.

Литературное редактирование как одна из составляющих профессии журналиста. Психологические и логические основы редактирования. Особенности редакторской работы в условиях различных каналов массовой коммуникации (в газете, на радио, на телевидении, в информационном агентстве). Система рациональных приемов работы над журналистским текстом.

Литературное редактирование в условиях развития новых информационных технологий.

Текст литературного произведения и его основные характеристики как предмет работы редактора. Виды текста как композиционно-речевые категории. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение; их речевые особенности. Методика редактирования отдельных функциональных разновидностей текстов. Виды правки. Работа над языком и стилем авторского материала. Принципы работы над фактическим материалом. Приемы проверки и обработки различных типов фактического материала (элементов номинации, фактов истории, цифр, цитат и т.п.).

Этика редакторской работы.


212

1. Аннотация
Дисциплина «Стилистика и литературное редактирование» входит в цикл обще-профессиональных дисциплин федерального компонента ОПД.Ф.08 специальности 030601 Журналистика. В процессах подготовки выпускника по данной специальности учебная дисциплина «Стилистика и литературное редактирование» развивает лингвистические и коммуникативные знания, умения и навыки. Явления русского языка изучаются с точки зрения их способности выражать разнообразные эмоциональные, экспрессивные и оценочные добавочные смыслы.

Программа курса «Стилистики и литературного редактирования» представляет собой дисциплину, формирующую у обучающихся профессиональные знания о методике редакторского анализа текста с позиций современных филологических представлений, практическая по своим задачам дисциплина имеет в своей основе прочную теоретическую базу и как прикладная филологическая дисциплина опирается на изучение текста литературного произведения. Задача курса – помочь осмыслить с позиций современных филологических представлений редакторскую работу над журналистским текстом, показать пути обогащения редакторских методик.

При обязательных требованиях ГОС концепция программы основывается на специфике современной речевой ситуации и наиболее показательных характеристиках языка СМИ. Именно эти аспекты диктуют необходимость формирования знаний, умений и навыков, которые позволяют функционировать в условиях углубляющейся стилевой дифференциации русского языка. Теоретические и практические знания функциональной стилистики обязательны. Используются традиционные и инновационные методы обучения (концентрация внимания на коммуникативных сферах, «свободной» и «принудительной» речевой деятельности, подражание образцам и др.).

В общей структуре гуманитарных знаний дисциплина «Стилистика и литературное редактирование» выступает как практическая, прикладная, направленная на выработку умений и навыков стилистической правки текста и литературного редактирования. Этими навыками носитель современного русского языка должен свободно владеть и в устной, и в письменной форме. Они охватывают не только собственно принципы построения монологического и диалогического текста, но и правила, относящиеся ко всем языковым уровням, - фонетическому (орфоэпия, орфография), лексическому (сочетаемость слов, выбор синонимов и др.), грамматическому (словообразование, морфология, синтаксис и пунктуация). Знание того или иного элемента системы языка включает его правильное употребление (выбор и комбинацию с другими элементами) при продуцировании речи и интерпретацию – при понимании речи.

Исходный уровень знаний и умений студента: приступая к изучению материала курса, обучающийся должен знать основные нормы русского литературного языка, владеть умениями и навыками работы с различными источниками языкового материала, владеть навыками логического мышления (анализ, синтез, выявление причинно-следственных связей, сравнение, сопоставление).

Междисциплинарные связи. Изучение учебной дисциплины осуществляется на научной основе, с использованием современных достижений филологической науки, в тесной связи с другими учебными дисциплинами, с практической деятельностью специалиста. Формирование знаний, навыков и умений базируется на принципах развивающего обучения, положениях современных концепций усвоения научного знания и профессионального опыта. Функциональная стилистика базируется на таких учебных дисциплинах, как «Современный русский (и родной) язык», «Практикум по современному русскому языку», «Практическая грамотность» и непосредственно связана с курсами «Основы журналистики», «Основы творческой деятельности журналиста», «Методика редактирования», «Система жанров», «Корректура», «Риторика».
Методы обучения и формы работы. В методике преподавания учебной дисциплины главное место занимает активное обучение, актуализирующее творческие возможности и способности обучающихся.

Преподавание дисциплины осуществляется в форме лекций, семинаров, практических занятий, групповых и индивидуальных консультаций, а также самостоятельной работы обучающихся. Основными формами занятий с обучающимися являются лекции, семинары и практические занятия, проводимые с использованием элементов педагогических, ролевых и деловых игр и т.д. и т.п.

На лекциях, как правило, излагаются наиболее сложные и наиболее значимые в структуре дисциплины учебные вопросы и положения, они имеют целью дать систематизированные основы научных знаний по учебной дисциплине; сконцентрировать внимание обучаемых на наиболее сложных и узловых проблемах теории стилистики и литературного редактирования.

На семинарских и практических занятиях углубляются и практически закрепляются знания обучающихся, полученные на лекциях и в процессе самостоятельного изучения литературы, рассматриваются неоднозначные или спорные положения. Основными методами проведения семинаров являются обсуждение учебных вопросов, а также заслушивание и обсуждение рефератов.

В ходе проведения занятий приветствуются такие формы, как редактирование материалов современных СМИ. Важную роль играет практическая направленность курса: обучающимся рекомендуется принимать активное участие в создании тезисов на конференции, научно-практические семинары, заседании творческих объединений, посвященных проблемам журналистики и современных СМИ.

Активной формой изучения дисциплины рассматривается самостоятельная работа обучающихся. Основной целью самостоятельной работы обучающихся является расширение знаний, полученных на лекциях и практических занятиях, подготовка рефератов по вопросам, которые не вошли в лекционный курс. Большое внимание уделяется развитию творческих способностей обучающихся. Система творческих заданий предполагает написание и анализ заметок, эссе, статей на актуальные темы. Написание рефератов, подготовка материалов к печати, контент-анализ современной прессы, радио- и телепередач, создание презентаций проводятся в часы самостоятельной работы. Самостоятельная работа организуется с учетом индивидуальных возможностей студентов, устанавливаемых в ходе практических занятий.

Консультации направлены на оказание педагогически целесообразной помощи в самостоятельной работе обучающимся по темам, входящим в учебный план. Консультации связываются с лекциями, семинарскими и другими практическими занятиями, а также с самостоятельной работой обучающихся, в особенности с подготовкой к экзаменам и зачетам. На консультациях, в первую очередь, уделяется внимание следующим вопросам: организация и методика самостоятельной работы; доведение и разъяснение содержания дополнительных литературных и других источников; уточнение тех или иных научных данных, научно-теоретических положений, новых понятий, методов разрешения психологических ситуаций; рассмотрение вопросов методологического характера.

Текущий контроль усвоения полученных обучающимися знаний, сформированных умений по дисциплине осуществляется преимущественно на семинарах и практических занятиях, при рассмотрении материалов подготовленных рефератов и в ходе индивидуальных собеседований, в форме, избранной преподавателем.

Итоговый контроль уровня сформированных знаний проводится в форме экзамена.

Программа разработанного курса дисциплины определяет совокупность знаний и умений, необходимых обучающимся для реализации профессиональной деятельности в сфере журналистики. Практико-методическая подготовка включает в себя овладение навыками и умениями, обеспечивающими выполнение функциональных обязанностей журналиста.


  1. Цели и задачи дисциплины


Цель учебной дисциплины:

- формирование у обучающихся знаний по общетеоретическим вопросам стилистики и литературного редактирования;

- выработка практических навыков и умений составления и редактирования публицистических текстов различных жанров.

Учебная дисциплина «Стилистика и литературное редактирование» ориентирована на формирование и развитие у обучающихся совокупности специальных знаний, практических умений и навыков, личностных качеств, норм и опыта профессионального поведения, обеспечивающих успешность деятельности в качестве журналиста.

Основными задачами курса являются:

  • изучение общетеоретических вопросов стилистики и литературного редактирования;

  • формирование знаний по теории продуцирования связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения;

  • ознакомление с основами стилистического анализа текста;

  • закрепление опыта анализа своей и чужой речи;

  • уяснение общих теоретических вопросов стилистической правки текста и литературного редактирования;

  • обучение навыкам определения речевых ошибок в словоупотреблении, словообразовании, формообразовании, использовании частей речи и синтаксических средств русского языка, а также звуковой организации языка;

  • формирование навыков участия в диалогических и полилогических ситуациях общения, установления речевого контакта, обмена информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящими различными социальными отношениями.


3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины студент должен

Знать:

  • особенности употребления языковых средств и их качества, которые нужны определенному функциональному стилю;

  • единство функционального аспекта и требований нормы;

  • уместность языковых средств и их творческое развитие в конкретном стиле,

  • правила продуцирования научных, публицистических, официально-деловых и художественных текстов с учетом их жанровой специфики в устной и письменной реализации.

  • терминологию дисциплины и основные справочные издания, словари.

  • важнейшие качества хорошей речи;

  • стили языка и стили речи, их релевантные признаки;

  • стилистические ресурсы русского языка;

  • синонимические возможности русской языковой системы;

  • теоретические основы редакторской работы;

  • приемы и методы работы редактора над рукописью;

  • общепринятые этапы работы над редактированием текста журналистского произведения при подготовке его к публикации;

  • основы редакторской работы над фактическим материалом, логикой, композицией, языком и стилем текста.

Уметь:

  • определять особенности функциональных стилей и их разновидностей;

  • использовать лексико-морфологические, синтаксические, словообразовательные, изобразительно-выразительные средства функциональных стилей;

  • применять в собственном тексте стилистические возможности информационных и публицистических жанров СМИ;

  • в зависимости от типа СМИ и его стилистики реализовывать образную систему различных жанров;

  • контролировать свою речь и строго следовать нормам современного литературного языка;

  • замечать и анализировать ошибки в речевой практике, устранять неверное или неоправданное употребление единиц языка;

  • употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения;

  • умело пользоваться синонимической системой русского языка;

  • проводить редакторский анализ журналистских материалов, включающий: оценку темы, идеи, способа изложения материала; анализ фактической правильности, точности, целостности текста, единства его замысла; анализ композиции редактируемого материала; анализ языка и стиля произведения;

  • давать редакторское заключение, в котором: обосновывается вид правки; даются рекомендации по совершенствованию содержания и формы редактируемого материала; вносятся предложения по устранению недочетов и ошибок в построении данного журналистского материала; выполняется стилистическая обработка текста.



4. Объем дисциплины и виды учебной нагрузки

Таблица 1


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

5

6

7

Общая трудоемкость дисциплины

212

46

60

106

Аудиторные занятия

100

34

32

34

Лекции

53

18

17

18

Практические занятия (ПЗ) / Семинары (С)

47

16

15

16

Лабораторные работы (ЛР)













Контроль самостоятельной работы

6

2

2

2

Самостоятельная работа

51

10

26

15

Курсовой проект (работа)













Расчетно-графические работы













Реферат (эссе)




5

5




Контрольная работа













Подготовка к экзамену










55

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)




Зачет

Зачет

Экзамен

5. Разделы (темы) дисциплины и виды занятий
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Галины Андреевны «Стилистика и литературное редактирование» iconГалины Андреевны «Стилистика и литературное редактирование»
В рамках данной учебной дисциплины переносятся ранее изученные языковые явления и факты на коммуникативно-прагматическую основу....
Галины Андреевны «Стилистика и литературное редактирование» iconРабочая программа по дисциплине опд. В 01 «Стилистика и литературное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Галины Андреевны «Стилистика и литературное редактирование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «стилистика и литературное редактирование»
Галины Андреевны «Стилистика и литературное редактирование» iconКонтрольная работа по дисциплине «стилистика и литературное редактирование»
Задание в отрывках из научных статей и газетных материалов укажите недочеты фоники. Устраните их, если звуковая организация речи...
Галины Андреевны «Стилистика и литературное редактирование» iconМетодическое пособие предназначено студентам Института массовых коммуникаций...
Рекомендовано к изданию в качестве методического пособия Методическим советом имк спбгукиТ
Галины Андреевны «Стилистика и литературное редактирование» iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
Котюрова М. П. Лингвистическое выражение связности речи в научном стиле (сравнительно с художественным) : Автореферат диссертации...
Галины Андреевны «Стилистика и литературное редактирование» iconРабочая программа по дисциплине «стилистика и литературное редактирование»...
Рабочая программа составлена на основании гос впо специальности (направления) 030600. 62 «Журналистика» и учебного плана, утвержденного...
Галины Андреевны «Стилистика и литературное редактирование» iconСтилистика и литературное редактирование план лекционных занятий
«Зарубежная филология». Указания содержат требования к дипломному проекту, образцы оформления дипломного проекта и его отдельных...
Галины Андреевны «Стилистика и литературное редактирование» iconН. А. Аксарина практическая и функциональная стилистика
Н. А. Аксарина. Практическая и функциональная стилистика: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов очной...
Галины Андреевны «Стилистика и литературное редактирование» iconПояснительная записка программа курса «Функциональная стилистика»
Программа курса «Функциональная стилистика» предназначена для изучения языковых явлений в тексте. Программа предполагает стилистический...
Галины Андреевны «Стилистика и литературное редактирование» iconНакорякова К. М. Литературное редактирование. М.: Издательство икар, 2004. – 432 с

Галины Андреевны «Стилистика и литературное редактирование» iconПрограмма дисциплины Теория и практика русского литературного языка:...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Галины Андреевны «Стилистика и литературное редактирование» iconМ. И. Алексеева редактирование детской литературы раздел курса «Редактирование...
...
Галины Андреевны «Стилистика и литературное редактирование» iconИнструкция Рисуем открытку для выпускников
Далее инструмент Редактирование узлов контуров, в появившемся подменю, выбрать редактирование контура
Галины Андреевны «Стилистика и литературное редактирование» iconМетодические рекомендации по дисциплине «Стилистика»
...
Галины Андреевны «Стилистика и литературное редактирование» iconШкольная правда
Игорю Викторовичу удалось отыскать электронный адрес Галины Ульшиной и направить по нему детские послания. Ответ пришёл незамедлительно....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск