Задания по развитию самообразовательной компетентности на уроках литературы





НазваниеЗадания по развитию самообразовательной компетентности на уроках литературы
страница1/2
Дата публикации17.02.2015
Размер0.59 Mb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
  1   2
Задания по развитию самообразовательной компетентности на уроках литературы

(интегрированного курса) в 11 классе

Учитель русского языка и литературы Светлодарской гимназии с общеобразовательной школой Ι ступени №8 г. Дебальцево

Коленченко Валентина Валентиновна
Прежде, чем начать заниматься самообразованием, необходимо научиться ценить время. Запомните советы психолога В.В. Шахиджаняна.
Учитесь ценить время!
Чтобы понять значение года, поговорите со студентом, не сдавшим сессию.
Для того чтобы понять ценность одного месяца, поговорите с матерью, родившей недоношенного ребенка.
Чтобы понять ценность одной недели, поговорите с редактором еженедельной газеты.
Чтобы понять ценность одного часа, поговорите с влюбленными, ожидающими встречи.
Чтобы понять ценность одной минуты, поговорите с тем, кто только что чуть не попал в автомобильную аварию.
Чтобы понять ценность одной миллисекунды, поговорите со спортсменом, завоевавшим серебряную медаль на Олимпийских играх.
О наносекунде спросите проектировщика компьютерного «железа».
Каждая секунда Вашей жизни – на вес золота («Не думай о секундах свысока!» - помните эту строчку из некогда популярной песни?)!
Вчера – уже история. Завтра – вообще непонятно что.
Сегодня – это дар. Поэтому оно и зовется НАСТОЯЩИМ.

Введение

Основные тенденции развития мировой литературы на рубеже ΧΙΧ и ΧΧ веков. Новые эстетические направления в искусстве. Декаданс как идеологическое явление эпохи. Эстетическая полемика на рубеже ΧΙΧ и ΧΧ веков.
1.Проведите небольшое исследование важнейших открытий в области науки и техники на рубеже ΧΙΧ-ΧΧ веков. Как научно-технический прогресс повлиял на основные тенденции развития мировой литературы?

Результаты исследования отразите в форме эссе.
2.Осуществите самоконтроль за усвоением терминов 1)«декаданс», 2)«натурализм», 3)«символизм», 4)«модернизм». Вставьте в предложения, подходящие по смыслу слова.

1)Для .......... характерно пристрастие к изображению действительности как хаоса или абсурда; личность чаще всего описана в контексте ее отчужденности от социума, законы которого воспринимаются как непостижимые, алогичные и иррациональные. 2)В центре .......... – миф о трагическом разрыве между видимостью и сущностью, внешней и внутренней формой слова. .......... настаивал, что образ мира как целостности, внешний по отношению к художнику, не совпадает с личным лирическим откровением о глубинном состоянии мира. 3)Приверженцы .......... сравнивали себя с естествоиспытателями, медиками, знатоками низовой народной жизни, экспериментаторами, инженерами литературы, психологами, репортерами. Впервые описал признаки .......... Э. Золя. 4).......... – суммарное наименование явлений западной и русской культуры рубежа ΧΙΧ и ΧΧ веков, для которых свойственна мифологизация «конца века» как эпохи глобального кризиса, переоценки ценностей, «расставаний и ожиданий». В этом смысле .......... многозначен и, скорее, является символом глубинного сдвига культуры, переходности, нежели буквальным обозначением упадка и вырождения.

Ключ: 1-4, 2-3, 3-2, 4-1.
3.Составьте план самостоятельного изучения творчества зарубежных и русских писателей конца ΧΙΧ начала ΧΧ века.
4. В 1893 году Л.Н. Толстой писал в дневнике: «Совестно писать про людей, которых не было и которые ничего этого не делали. Что-то не то. Форма ли это художественная отжила или я отживаю?» Подготовьте полемические вопросы от имени реалиста Толстого к приверженцам модернистских литературных течений.

Русская литература на рубеже веков
1.Изучите одну или несколько из нижеперечисленных статей. Для осмысления и запоминания прочитанного составьте по вашему выбору план или тезисы.

  • А.Ф. Лосев «Основные особенности русской философии»

  • Н.А. Бердяев «Русская идея»

  • В.Я. Брюсов «Свобода слова»

  • Г.В. Плеханов «Искусство и общественная жизнь»

  • В.В. Розанов «Декаденты»

  • Д.С.Мережковский «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы»


2.Прочтите стихотворение Владимира Солоухина «Три поэта».
Когда ударил грозный залп «Авроры»

И взяли власть в стране большевики,

Служили революции опорой

Не только пулеметы и штыки.
Служило слово – письменно и устно –

Побольше слов, как можно больше слов!

Хотелось им привлечь к себе искусство,

Его уже известных мастеров.
Пусть этот – шут, а этот полон злобы,

А тот вещает гибель и конец,

Велели Луначарскому для пробы

Собрать их всех в Таврический дворец.
И вот призыв, подобие декрета.

Из тех, кто был поблизости и мог,

Пришли на зов всего лишь три поэта –

В.Маяковский, Рюрик Ивнев, Блок.
Казалось им (а каждый прям и честен),

Что их зовет история, страна.

Но брызжет кровь, и надо, чтоб за песней

Была стрельба в подвалах не слышна.
Казалось им – бессмертные страницы.

Сбываются мечтания и сны.

Но ворошатся царские гробницы,

И храмы все уже обречены.

Казалось им – возвышенная повесть,

Нет, летопись! Правдивый звон строки…

Но начинают действовать на совесть

На дальнем Белом море «Соловки».
Казалось им, что путь добра приемлют,

Но в хлюпанье поспешных грязных ям,

Но в землю, в землю, в землю, в землю, в землю

Ложатся миллионы россиян.
Их было трое. В круге этом узком

Звучал недолго благовестный стих.

Блок умер первым, ибо самым русским

И самым честным был он из троих.
Он умер не от тифа, не от раны

(Небрит, прозрачен, впалые виски),

Но от того, что понял слишком рано…

Сказать точнее, просто от тоски.
Второй пытался встать на горло песне,

Что значит петь не сердцем, а умом.

Но час придет, и выстрел сухо треснет,

Прощай, Москва – Гоморра и Содом!
Постигший бездну вовремя погибнет,

Возможность мук погибнет вместе с ним.

Я думаю, за что же Рюрик Ивнев

Особой казнью столько лет казним?..
Глядеть на все. Ползут десятилетья.

Все понимать. И помнить, черт возьми!

Россия. Блок. А эти …как их …эти …

Когда-то были все-таки людьми.
Он помнит, были. И Россия – тоже.

И сам он был как если бы во сне.

Ползут десятилетия. О Боже,

За что печешь на медленном огне?
День настанет. Разносятся газеты.

Из года в год один и тот же слог.

Их было три восторженных поэта –

В.Маяковский, Рюрик Ивнев, Блок.


  • Какие проблемы поднимает В. Солоухин в своем поэтическом произведении?

  • Имена Владимира Маяковского и Александра Блока вам, несомненно, известны. А кто такой Рюрик Ивнев?

Для справки.

ИВНЕВ Рюрик (наст. имя Михаил Александрович Ковалев) (1891-1981), русский писатель. Один из основателей литературной группы имажинистов. В поэзии (сборники стихов «Пламя пышет», 1913, «Самосожжение», ч. 1-3, 1913-16, «Золото смерти», 1916, «Солнце во гробе», 1921 и др.) — мотивы одиночества, тяги к смерти и т. п. Романы («Любовь без любви», 1925, «Открытый дом», 1927, «Герой романа», 1928) о жизни богемно-артистических кругов при советской власти. Литературные мемуары (сборник «У подножия Мтацминды», 1973). Переводы.
3.На рубеже веков Иннокентий Анненский написал стихотворение «Ego».
Я – слабый сын больного поколенья

И не пойду искать альпийских роз,

Ни ропот волн, ни рокот ранних гроз

Мне не дадут отрадного волненья.
Но милы мне на розовом стекле

Алмазные и плачущие горы,

Букеты роз увядших на столе

И пламени вечернего узоры.
Когда же сном объята голова,

Читаю грез я повесть небылую,

Сгоревших книг забытые слова

В туманном сне я трепетно целую.
Мы тоже живем на рубеже веков. Сопоставьте ощущение собственного «ego» (с лат. я) с «я» поэта.
4.Составьте таблицу «Основные модернистские течения и их представители на рубеже ΧΙΧ-ΧΧ веков». Согласны ли вы с мнением, что творчество талантливых писателей шире и многоплановей манифестов литературных течений, к которым они себя причисляли?
Иван Алексеевич Бунин
1.В рецензии «Иван Бунин. Листопад» А.И. Куприн писал: «…Надо отдать справедливость талантливому поэту, он с редкой художественной тонкостью умеет своеобразными, ему одному свойственными приемами передавать свое настроение, что заставляет впоследствии и читателя проникнуться этим настроением поэта и пережить, перечувствовать его. Но в поисках и передаче настроений г. Бунин не утратил, подобно другим современным поэтам, жрецам пресловутой «новой красоты», связи с заветами наших великих мастеров слова».

  • Найдите другие рецензии на первый поэтический сборник стихов И.А.Бунина «Листопад» (1901 г.)

  • Напишите рецензию на любое из понравившихся вам произведений писателя.


2.Проведите исследование «Запахи и звуки в рассказах И.А. Бунина «Легкое дыхание», «Чистый понедельник», «Антоновские яблоки».
3.Подготовьте сообщение «И.А. Бунин – лауреат Нобелевской премии».
4. Прочтите рассказ «Господин из Сан-Франциско» и проведите психологический самоанализ по вопросам:

  • В чем для меня заключается высшая ценность человеческого существования?

  • Стараюсь ли я постичь тайну и величие жизни?

  • Какие события и жизненные явления заставляют меня чувствовать дискомфорт?

  • Что значит для меня понятие «другая жизнь»?

  • Быть «как все» - это правильно?

  • Какой он, мой самый обыкновенный день?


Александр Иванович Куприн
1.Известно, что вторая соната Бетховена послужила толчком к созданию рассказа «Гранатовый браслет». Наряду с молитвенником, подаренным Вере сестрою, и гранатовым браслетом «Аппассионата» включена в ряд символических образов произведения. Музыкальная тема «Аппассионаты» утверждает высокую силу любви в финале рассказа А.И. Куприна.

В книге Т.В. Поповой «О музыкальных жанрах», выпущенной издательством «Знание», для «всех занимающихся самообразованием» этой сонате Бетховена уделено большое внимание.

«Наиболее значительна по своему идейному замыслу бессмертная «Аппассионата». Название «Аппассионата» (итал.— страстно, одушевленно) было дано не автором, а кем-то из слушателей, однако оно выразительно передает общий дух этого произведения, полного огня и страстной воли к борьбе. Справедливо утверждение, что «Аппассионата» — вер­шина бетховенского сонатного творчества. «Так Монблан возвышается среди Альпийского массива»,— сказал о ней Ромен Роллан.

Насквозь проникнутая неистовой мятежной устрем­ленностью, «Аппассионата» в своих глубоко впечатляющих темах раскрывает образ героя — сильного, муже­ственного человека, не согнувшегося под ударами жестокой судьбы, его стойкую жизненную борьбу и мо­гучую волю. Медленная часть этого произведения (An­dante с вариациями) - отнюдь не прекращение дей­ствия, но глубокое раздумье, недолгая передышка, вслед за которой борьба возобновляется с удесятеренной си­лой, Финал звучит, словно яростно бушующий, клоко­чущий поток, хаос вихрей, сквозь который не сразу, с огромным волевым напряжением пробивается суровая, энергичная, мужественная тема, воплотившая титаниче­скую борьбу героя с враждебными силами».

  • Опишите партитуру ваших чувств, прослушав «Аппассионату» Бетховена.

  • Напишите письмо любимому человеку в твердой стихотворной форме, используя рефрен.

Для справок.

ТВЕРДЫЕ ФОРМЫ - стихотворные формы, заранее определяющие объем, метр, рифмовку, строфику целого небольшого стихотворения (а отчасти — и образный строй, композицию и пр.). В европейской поэзии с 13-15 вв. употребительны преимущественно твердые формы французского и итальянского происхождения (сонет, триолет, рондо, рондель-секстина), с 19 в. - также и восточного (газель, рубаи, танка).

РЕФРЕН (франц. refrain),

1) в поэзии — повторяющаяся часть куплета песни, обычно ее последняя строка; употребителен в фольклоре и выросших из него жанрах. На рефрене построен ряд твердых форм (триолет, рондо).

2) В рондо и близких ему музыкальных формах — повторяющийся раздел, в котором излагается основная тема.
2. Самостоятельно проанализируйте повесть А.И. Куприна «Олеся». Подумайте, неужели цивилизация и культура губят в человеке все естественное? Продолжите ассоциативный ряд:


Олеся

Иван Тимофеевич

природа

культура

………….

………….








3.Напишите тренировочное творческое изложение отрывка из повести «Поединок». Ромашова только что при подчиненных оскорбил полковой командир. Продолжите повествование рассуждениями о том, какие мысли приходят вам в голову, когда вас сильно обидели, унизили?

«И в нем тотчас же, точно, в мальчике,— в нем и в самом деле осталось еще много ребяческого,— закипели мстительные, фантастические, опьяняющие мечты. «Глупости! Вся жизнь передо мной! — думал Ромашов, и, в увлечении своими мыслями, он зашагал бодрее и задышал глубже. - Вот, назло им всем, завтра же с утра засяду за книги, подготовлюсь и поступлю в академию. Труд! О, трудом можно сделать все, что захочешь. Взять только себя в руки. Буду зубрить, как бешеный... И вот, неожиданно для всех, я выдерживаю блистательно экзамен. И тогда наверно все они скажут: «Что же тут такого удивительного? Мы были заранее в этом уверены. Такой способный, милый, талантливый молодой человек».

И Ромашов поразительно живо увидел себя ученым офицером генерального штаба, подающим громадные надежды... Имя его записано в академии на золотую доску. Профессора сулят ему блестящую будущность, предлагают остаться при академии, но — нет — он идет в строй. Надо отбывать срок командования ротой. Непременно, уж непременно в своем полку. Вот он приезжает сюда — изящный, снисходительно небрежный, корректный и дерзко вежливый, как те офицеры генерального штаба, которых он видел на прошлогодних больших маневрах и на съемках. От общества офицеров он сторонится. Грубые армейские привычки, фамильярность, карты, попойки — нет, это не для него: он помнит, что здесь только этап на пути его дальнейшей карьеры и славы.

Вот начались маневры. Большой двухсторонний бой. Полковник Шульгович не понимает диспозиции, путается, суетит людей и сам суетится — ему уже делал два раза замечание через ординарцев командир корпуса. «Ну, капитан, выручайте, - обращается он к Ромашову.— Знаете, по старой дружбе. Помните, хе-хе-хе, как мы с вами ссорились? Уж пожалуйста». Лицо сконфуженное и заискивающее. Но Ромашов, безукоризненно отдавая честь и подавшись вперед на седле, отвечает с спокойно-высокомерным видом: «Виноват, господин полковник... Это — ваша обязанность распоряжаться передвижениями полка. Мое дело — принимать приказания и исполнять их...» А уж от командира корпуса летит третий ординарец с новым выговором.

Блестящий офицер генерального штаба Ромашов идет все выше и выше по пути служебной карьеры...»
4.Самостоятельно прочтите «Сказку о затоптанном цветке» А.И. Куприна, в послесловии к которому автор сообщает: «Этот рассказ написан для тех, кто понимает, что величайшее страдание и величайшее наслаждение – мысль».

  • Относите ли вы себя к таким людям?

  • Прокомментируйте слова писателя: «Но если бы поэт захотел, он подарил бы бессмертие не только этой очаровательной тени, но даже чьим-то рукам, ласкавшим черные клавиши однажды вечером в грустном сумраке».


Серебряный век русской поэзии

1.Прочтите литературные манифесты символистов, акмеистов, футуристов. Восстановите цитаты.


  • К.Д. Бальмонт «Элементарные слова о символической поэзии»

«Реалисты всегда являются простыми наблюдателями, символисты – всегда ------------------- ». (Мыслители)

«Как определить точнее символическую поэзию? Это поэзия, в которой органически, не насильственно, сливаются два содержания: скрытая отвлеченность и --------------------- , - сливаются так же легко и естественно, как в летнее утро воды реки гармонически слиты с солнечным светом. Однако, несмотря на скрытый смысл того или другого символического произведения, непосредственное конкретное его содержание всегда закончено само по себе, оно имеет в символической поэзии -------------------, богатое оттенками». (Очевидная красота, самостоятельное существование)


  • В.Я. Брюсов «Ключи тайн»

«Искусство поучает – мы знаем это на тысячах примеров. Но вместе с тем в искусстве часто нет ближайших целей, никакой пользы – отрицать это могут только фанатики. Наконец, искусство общит людей, раскрывает душу, делает всех причастными -----------------------. Что же такое искусство? Как оно и полезно и бесполезно? служит Красоте и часто безобразно? и средство общения и уединяет художника?

Единственный метод, который может надеяться решить эти вопросы - ----------- , вдохновенное угадывание, метод, которым во все века пользовались философы, мыслители, искавшие разгадки тайн бытия». (Творчеству, интуиция)

«Искусство – то, что в других областях мы называем -------------------- . Создание искусства – это приотворенные двери в ----------------------- ». (Откровением, Вечность)


  • Вяч.И. Иванов «Две стихии в современном символизме»

«Символ есть знак, или ознаменование. То, что он означает, или знаменует, не есть какая-либо определенная идея. Нельзя сказать, что змея как символ, значит только «мудрость», а крест, как символ, только «жертва искупительного страдания». Иначе символ – простой ----------------------- , и сочетание нескольких символов – образное иносказание, шифрованное сообщение, подлежащее прочтению при помощи найденного ключа. Если символ – иероглиф, то иероглиф таинственный, ибо многозначащий, многомысленный. В разных сферах сознания один и тот же символ приобретает разное значение. Так, змея имеет ознаменовательное отношение одновременно к земле и воплощению, полу и смерти, --------------------------------------- , соблазну и освящению.

Подобно солнечному лучу, символ прорезает все планы бытия и все сферы сознания и знаменует в каждом плане -------------------------- , исполняет в каждой сфере иное назначение». (Иероглиф, зрению и познанию, иные сущности)


  • Н.С. Гумилев «Наследие символизма и акмеизм»

«На смену символизма идет новое направление, как бы оно ни называлось, акмеизм ли (от слова αχμή – высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора), или ---------------------- (мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь), - во всяком случае, требующее большего равновесия сил и более точного знания отношений между -------------------------- , чем то было в символизме». (Адамизм, субъектом и объектом)

«… акмеисты стремятся разбивать оковы метра --------------------------- , более, чем когда-либо, свободной перестановкой ударений, и уже есть стихотворения, написанные по вновь продуманной силлабической системе стихосложения». (Пропуском слогов)

«… акмеистом труднее быть, чем символистом, как труднее построить ------------ , чем башню. А один из принципов ------------------------------ - всегда идти по линии наибольшего сопротивления». (Собор, нового направления)

«Шекспир показал нам внутренний мир человека, Рабле – тело и его радости, мудрую физиологичность, Виллон – поведал нам о жизни нимало не сомневающейся в самой себе, хотя знающей все – и бога, и порок, и смерть, и бессмертие, Теофиль Готье для этой жизни нашел в искусстве --------------------------------- безупречных форм. Соединить в себе эти четыре момента – вот та мечта, которая объединяет сейчас между собой ------------------ , так смело назвавших себя акмеистами». (Достойные одежды, людей)


  • Н.С. Гумилев «Жизнь стиха»

«Сейчас я буду говорить только о стихах, помня слова Оскара Уайльда, приводящие в ужас слабых и вселяющие ------------------ в сильных: «Материал, употребляемый музыкантом или живописцем, беден по сравнению со словом. У слова есть не только музыка, нежная, как музыка ---------------------------------------- , не только – краски, живые и роскошные, как те, что пленяют нас на полотнах Венециан и Испанцев; не только пластичные формы, не менее ясные и четкие, чем те, что открываются нам в мраморе или бронзе, - у них есть и мысль, и страсть, и --------------------------- .

Все это есть у одних слов».

А что стих есть высшая ------------------------- , знает всякий, кто, внимательно оттачивая кусок прозы, употреблял усилия, чтобы сдержать рождающийся ритм». (Бодрость, альта и лютни, одухотворенность, форма речи)


  • С.М. Городецкий «Некоторые течения в современной русской поэзии»

«…с новым веком пришло новое ощущение жизни и искусства. Стало ясно, что -------------------- не есть состояние равновесия, а потому возможен только для отдельных частей произведения искусства, а не для созданий в целом. Новые поэты не ------------------ , потому что им недорога сама отвлеченная вечность. Они и не ---------------------- , потому что каждое рядовое мгновение не является для них художественной самоцелью. Они не --------------------- , потому что не ищут в каждом мгновении просвета в вечность. Они акмеисты, потому что они берут в искусство те мгновения, которые могут быть вечными». (Символизм, парнасцы, импрессионисты, символисты)


  • Д. Бурлюк, Александр Крученых, В. Маяковский, Виктор Хлебников «Пощечина общественному вкусу»

«Читающим наше Новое Первое Неожиданное.

Только мы – лицо нашего Времени. --------------------- трубит нами в словесном искусстве.

Прошлое тесно. Академия и ------------------------- непонятнее гиероглифов.

Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности». (Рог времени, Пушкин)

«Мы приказываем чтить права поэтов:

1.На увеличение ------------------ в его объеме произвольными и производными словами (Слово-новшество).

2.На непреодолимую ---------------------- к существовавшему до них языку.

3.С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами ------------------- грошовой славы.

4.Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования». (Словаря, ненависть, Венок)


  • А. Крученых, В. Хлебников «Слово как таковое»

«Ι)чтоб писалось и смотрелось во мгновение ока! (пенье, ------------------ , пляска, разметыванье неуклюжих построек, забвение, разучивание. В. Хлебников, А. Крученых, Е. Гуро; в живописи В. Бурлюк и О. Розанова.)

ΙΙ)чтоб писалось туго и читалось туго неудобнее смазанных ------------------------- или грузовика в гостиной

(множество узлов связок и петель и заплат занозистая поверхность, сильно шероховатая. В поэзии Д. Бурлюк, В. Маяковский, Н. Бурлюк и Б. Лившиц; в живописи Д. Бурлюк и ---------------------- .) (Плеск, сапог, К. Малевич)


  • В.В. Маяковский «Капля дегтя»

«Художник! тебе ли тоненькой сеточкой контуров поймать несущуюся кавалерию. Репин! Самокиш! уберите ведра – краску расплещет.

Поэт! не сажай в качалку ямбов и хореев --------------------------- - всю качалку разворотит!

Изламыванье слов, словоновшество! Сколько их, новых во главе с Петроградом, а кондукторисса! умрите, Северянин! Футуристам ли кричать о забвении старой литературы. Кто за казачьим ----------------------- расслышит трель мандолиниста Брюсова. Сегодня все футуристы. Народ – футурист.

Футуризм мертвой хваткой ВЗЯЛ Россию». (Мощный бой, гиком)

2.Выучите наизусть стихотворение В.Я. Брюсова «Юному поэту».

Поразмышляйте над тем, почему именно такие заветы дает поэт.
ЮНОМУ ПОЭТУ

Юноша бледный со взором горящим,

Ныне даю я тебе три завета:

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее — область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, безраздумно, бесцельно.
Юноша бледный со взором смущенным!

Если ты примешь моих три завета,

Молча паду я бойцом побежденным,

Зная, что в мире оставлю поэта.

15 июля 1896
3.Изучите переводческую деятельность В.Я. Брюсова , Н.С. Гумилева, М.И. Цветаевой. Проведите небольшое исследование в своем классе «Цветовые ассоциации гласных звуков». Сравните результаты с ощущениями Артюра Рембо, в стихотворении «Гласные» (перевод Н.С. Гумилева).

АРТЮР РЕМБО

ГЛАСНЫЕ

А — черно, бело — Е, У — зелено, О — сине,

И — красно... Я хочу открыть рождение гласных.

А — траурный корсет под стаей мух ужасных,

Роящихся вокруг как в падали иль в тине,

Мир мрака; Е — покой тумана над пустыней.

Дрожание цветов, взлет ледников опасных.

И — пурпур, сгустком кровь, улыбка губ

прекрасных

В их ярости иль в их безумье пред святыней.

У — дивные круги морей зеленоватых,

Луг, пестрый от зверья, покой морщин, измятых

Алхимией на лбах задумчивых людей.

О — звона медного глухое окончанье,

Кометой, ангелом пронзенное молчанье,

Омега, луч Ее сиреневых очей.

4.Подготовьте макет издания книги «Серебряные крылья», где будут собраны стихи ваших любимых поэтов серебряного века.

Максим Горький

1. Несомненной заслугой Горького была энергичная работа по спасению научной и художественной интеллигенции от голодной смерти и расстрелов, благодарно оцененная современниками (Е. И. Замятин, А. М. Ремизов, В. Ф. Ходасевич, В. Б. Шкловский и др.) Едва ли не ради этого задумывались такие культурные акции, как организация издательства «Всемирная литература», открытие «Дома ученых» и «Дома искусств» (коммун для творческой интеллигенции, описанных в романе О. Д. Форш «Сумасшедший корабль» и книге К. А. Федина «Горький среди нас»). Однако многих писателей (в т. ч. А.А. Блока, Н. С. Гумилева) спасти не удалось, что стало одной из основных причин окончательного разрыва Горького с большевиками.

Прочтите роман О.Д. Форш «Сумасшедший корабль» и книгу К.А. Федина «Горький среди нас».

2. Грубость и невежество провинциального быта отравили душу Максима Горького, но и — парадоксальным образом — породили веру в Человека и его потенциальные возможности. Из столкновения противоречащих друг другу начал родилась романтическая философия, в которой Человек (идеальная сущность) не совпадал с человеком (реальным существом) и даже вступал с ним в трагический конфликт. Гуманизм Горького нес в себе бунтарские и богоборческие черты. Любимым его чтением была библейская Книга Иова, где «Бог поучает человека, как ему быть богоравным и как с п о к о й н о встать рядом с Богом» (письмо Горького В. В. Розанову, 1912).

Подготовьте доклад «Гуманизм Максима Горького».

3.Литературное наследие Максима Горького – 25 томов. Составьте план самостоятельного изучения произведений писателя, которые вас заинтересовали.

4. Прочтите книгу Н. Примочкиной «Писатель и власть» (М., 1996г.). Как вы думаете, должен ли писатель активно сотрудничать с властью?

Александр Александрович Блок

1. Дополните статью о творческом дебюте А.А. Блока самостоятельно подобранными сведениями.

Творческий дебют

Писать стихи начал с 5-ти лет, однако осознанное следование призванию начинается с 1900-01. Наиболее важные литературно-философские традиции, повлиявшие на становление творческой индивидуальности — учение Платона, лирика и философия В. С. Соловьева, поэзия А. А. Фета. В марте 1902 произошло знакомство с З. Н. Гиппиус и Д. С. Мережковским, оказавшими на него огромное влияние; в их журнале «Новый путь» (1903, № 3) состоялся творческий дебют Блока — поэта и критика. В январе 1903 вступает в переписку, в 1904 лично знакомится с А. Белым, ставшим наиболее близким ему поэтом из младших символистов.

В 1903 вышел «Литературно-художественный сборник: Стихотворения студентов Императорского Санкт-Петербургского университета», в котором были опубликованы три стихотворения Блока; в том же году напечатан блоковский цикл «Стихи о Прекрасной Даме» (название предложено В. Я. Брюсовым) в 3-й книге альманаха «Северные цветы». В марте 1904 начинает работу над книгой «Стихи о Прекрасной Даме» (1904, на титульном листе — 1905). Традиционная романтическая тема любви-служения получила в «Стихах о Прекрасной Даме» то новое содержательное наполнение, которое было привнесено в нее идеями Вл. Соловьева о слиянии с Вечно-Женственным в Божественном Всеединстве, о преодолении отчуждения личности от мирового целого через любовное чувство. Миф о Софии, становясь темой лирических стихов, до неузнаваемости трансформирует во внутреннем мире цикла традиционную природную, и в частности, «лунную» символику и атрибутику (героиня появляется в вышине, на вечернем небосклоне, она белая, источник света, рассыпает жемчуга, всплывает, исчезает после восхода солнца и т. д.).

2. Составьте свое определение «образа-символа», опираясь на данные.

ОБРАЗ -

1) в психологии — субъективная картина мира, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий.

2) Образ художественный — категория эстетики, средство и форма освоения жизни искусством; способ бытия художественного произведении.

СИМВОЛ (от греч. symbolon — знак, опознавательная примета) -

1) в науке (логике, математике и др.) то же, что знак.

2) В искусстве характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некой художественной идеи. В отличие от аллегории смысл символа неотделим от его образной структуры и отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания (ср. Аллегория).

Символ — (от греч. symbolon — условный знак) предмет или слово, условно выражающий суть какого-либо явления (так хлеб-соль — символ гостеприимства). Предмет, животное, знак становятся символами, когда их наделяют дополнительным, исключительно важным значением (например, крест стал символом христианства, а свастика — знак быстротекущего колеса времени — символом фашизма). Значение символа подразумевается, поэтому его восприятие зависит от читателей. Символ многозначен. По сравнению с аллегорией символ более многозначен, широк, дает большую свободу толкований. В целом же аллегория и символ очень близки.

3.Раскройте символический смысл одного из понравившихся стихотворений А.А. Блока.

4.Проанализируйте стихотворение А.А. Блока «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека…» по схеме. Сделайте вывод, достаточно ли вы владеете навыком анализа поэтического произведения.

АНАЛИЗ

ПОЭТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (СХЕМА)

  • определить непосредственное содержание лирического произведения - переживание, чувство;

  • определить «принадлежность» чувств и мыслей, выраженных в лирическом произ­ведении: лирический герой (образ, в котором выражены эти чувства);

  • определить предмет описания и его связь с поэтической идеей (прямая - косвенная);

  • определить организацию (композицию) лирического произведения;

  • определить своеобразие использования изобразительно-выразительных средств ав­тором (активное - скупое);

  • определить лексический рисунок (просторечье - книжно-литературная лексика...);

  • определить ритмику (однородная - неоднородная; ритмическое движение);

  • определить звуковой рисунок;

  • определить интонацию (отношение говорящего к предмету речи и собеседнику).

Поэтическая лексика:

  • выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лек­сики - синонимов, антонимов, архаизмов, неологизмов;

  • выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;

  • определить своеобразие и активность использования тропов
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задания по развитию самообразовательной компетентности на уроках литературы iconОтдел гуманитарных наук
Задания по развитию основных видов компетентностей школьников на уроках литературы в 11 классе
Задания по развитию самообразовательной компетентности на уроках литературы iconФилиппская Елена Михайловна 20. 10. 1957 30 лет 2010 2010 Высшая...
Развитие творческой компетентности учеников на уроках словесности (4г.); информационно-коммуникационная компетентность учителя русского...
Задания по развитию самообразовательной компетентности на уроках литературы icon3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные...
Некоторые аспекты работы с текстом на уроках русского языка и литературы в свете подготовки к выполнению задания части С.(Левахина...
Задания по развитию самообразовательной компетентности на уроках литературы iconРеспубликанская нпк «Математика в школе»
«Практические задания по развитию творческих способностей учащихся на уроках математики»
Задания по развитию самообразовательной компетентности на уроках литературы iconИсследование различных форм и методов контроля на уроках русского языка и литературы
С. М. Нетрадиционные формы контроля на уроках литературы: Статья из сборника: Воспитание личности на уроках русского языка и литературы:...
Задания по развитию самообразовательной компетентности на уроках литературы iconИспользование икт на уроках литературы
Так вот, наряду со знаниями, необходимо владеть навыками сбора, обработки и систематизации, анализа информационного массива. Эти...
Задания по развитию самообразовательной компетентности на уроках литературы iconАвтореферат по проблемной теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы»
Проблема: Как активизировать творческую деятельность школьников на уроках литературы?
Задания по развитию самообразовательной компетентности на уроках литературы iconУроках математики, способствующих развитию критического мышления...
И это, конечно, правильно. Но порой это и приводит к тому, что учащиеся в определенный момент перестают делать домашнюю работу. Поэтому...
Задания по развитию самообразовательной компетентности на уроках литературы iconГбоу сош №698 г. Москвы. Творческие проекты на уроках литературы
Совершенствовать систему работы доу по внедрению и развитию инновационных технологий в воспитательно – образовательном процессе и...
Задания по развитию самообразовательной компетентности на уроках литературы iconИспользование модулей олимпийской тематики на уроках литературы в 9 классе
Пояснительная записка к методическим материалам для использования на уроках литературы (на основе материалов, посвящённых истории...
Задания по развитию самообразовательной компетентности на уроках литературы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В статье рассматриваются приемы нравственного воспитания на уроках литературы. Автор приводит примеры творческих работ учащихся,...
Задания по развитию самообразовательной компетентности на уроках литературы iconДоклад «Использование икт на уроках русского языка и литературы»...
С представленным докладом Ефимова Ирина Борисовна выступила на заседании районного методического объединения учителей русского языка...
Задания по развитию самообразовательной компетентности на уроках литературы iconТворческая работа на первую квалификационную категорию по проблеме:...
I. Теоретические основы формирования и развития читательского интереса учащихся на уроках литературы
Задания по развитию самообразовательной компетентности на уроках литературы iconНа уроках русского языка и литературы
Калныш С. В. Приёмы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
Задания по развитию самообразовательной компетентности на уроках литературы iconМетодические указания по выполнению контрольного задания по информатике...
Выполнение контрольного задания рекомендуется начинать с подбора и изучения необходимых материалов и литературы. Для получения наиболее...
Задания по развитию самообразовательной компетентности на уроках литературы iconНа уроках литературы происходит
Система уроков литературы, разработанная на основе программы по литературе для 8 класса Г. С. Меркина, ориентирована на формирование...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск