Учебник по каждой юните, на изучение которой отводится 45 учебных часов по традиционной системе обучения, состоит из следующих основных разделов





Скачать 146.76 Kb.
НазваниеУчебник по каждой юните, на изучение которой отводится 45 учебных часов по традиционной системе обучения, состоит из следующих основных разделов
Дата публикации20.06.2013
Размер146.76 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Литература > Методические указания

Современная



Гуманитарная
Академия
Дистанционное образование

________________________________________________________

0/100.006


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ИЗУЧЕНИЮ МАТЕРИАЛОВ И
ВЕДЕНИЮ РАБОЧИХ УЧЕБНИКОВ
(ДЛЯ СТУДЕНТОВ)

МОСКВА 2005

I. Основные цели и задачи учебного пособия



Уважаемые студенты, Вам предлагается учебник, предназначенный для самостоятельного приобретения знаний, детальной проработки изучаемого материала, закрепления получаемых в университете знаний и активизации творческой деятельности.

Основной задачей его является изучение и закрепление знаний и отработка умений, необходимых в Вашей дальнейшей профессиональной деятельности.

Проработав предложенное учебное пособие в соответствии с приведенными здесь рекомендациями, Вы будете хорошо подготовлены к предстоящим тестированию и экзамену по теме курса.

II. Структура рабочего учебника



Рабочий учебник по каждой юните, на изучение которой отводится 45 учебных часов по традиционной системе обучения, состоит из следующих основных разделов:

1. Программа курса по данной юните, представляющая перечень тем для изучения, включающая все дидактические единицы, в соответствии с общеобразовательными программами.

 * Дидактические единицы – основные темы, разделы и категории по дисциплинам.
2. Список литературы, составленный по следующей схеме:

а) базовая литература, обязательная для изучения данного курса, помещается в начале списка;

б) дополнительная литература;

в) перечень законов, нормативных актов, инструкций и т.д.

3. Перечень умений, формулирующих основные умения, приобретаемые в процессе изучения данной юниты, необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности.

Умения представлены в табличной форме с соответствующими им алгоритмами действия.

4. Научный или тематический обзор, представляющий текст по теме учебной дисциплины реферативного характера, раскрывающий основные положения и понятия курса, сгруппированный по дидактическим единицам.

В научном или тематическом обзоре приводятся во взаимосвязи факты, концепции, парадигмы, теории, гипотезы, история развития данной дисциплины, междисциплинарные связи, научные и практические выводы и др.

5. Задания для самостоятельной работы, которые помогут Вам структурировать, классифицировать и обобщить учебный материал (например, написание рефератов, составление логических схем баз знания, схем иерархии исторических персоналий, хронологических, географических схем и др.). Все задания выполняются прямо в рабочем учебнике.

6. Тренинг умений, представляющий упражнения на каждое умение, которые Вы выполняете также на соответствующих чистых страницах рабочего учебника. В начале цикла упражнений по каждому умению приводится типичный пример, показывающий использование алгоритма.

7. Файл материалов, содержащий выдержки из документов и публикаций: из законов, подзаконных актов, монографий, статей, справочных материалов, словарей и т.п. Файл материалов дает Вам возможность ознакомиться с основными первоисточниками по теме курса.

8. Глоссарий, представляющий список новых понятий и их определений по всей юните. В глоссарии приводятся профессиональные термины (а также их английские, либо латинские аналоги, в необходимых случаях - аналоги на других языках), факты, персоналии, важнейшие даты.

Глоссарий предназначен для самостоятельного заучивания всех новых понятий курса по специальной (глоссарной) методике с использованием палеток.

III. Методика работы с рабочим учебником



1. Для интенсификации процесса обучения и повышения усвоения материала курса изучение рабочего учебника рекомендуется начинать с заучивания новых понятий и их определений из глоссария (см. раздел IV “Инструкция по глоссарному обучению”).

Так называемое глоссарное обучение очень облегчит Вам чтение специального текста научного или тематического обзора, поможет лучше понять и усвоить материал.

Учтите, что понятия из глоссария будут обязательно включены в контрольное тестирование, и Вы должны будете уметь их безошибочно воспроизводить.

2. После этого переходите к изучению тематического или научного обзора, приведенного в рабочем учебнике (так называемое обзорное обучение).

Внимательно прочитайте не менее 2-х раз текст обзора.

Отметьте желтым фломастером термины и мысли, знакомые и понятные Вам по глоссарному тренингу и прослушанной Вами обзорной лекции.

Отметьте зеленым цветом термины и мысли, непонятные Вам, и затем попытайтесь самостоятельно найти ответы на свои вопросы по учебникам, повторному изучению глоссария или другим способом.

Отметьте красным цветом термины и мысли так и оставшиеся непонятыми, чтобы задать вопросы преподавателю на консультации, лекции, активном семинаре.

3. Не пропускайте слово, значение которого вам неясно. В дальнейшем вы можете перестать понимать материал. Не спешите читать дальше, если вы перестали понимать смысл текста.

Вернитесь назад до того места, где материал показался запутанным и трудным, и обязательно найдите незнакомое слово в словаре.

Необходимо обращаться к словарю не только для того, чтобы отыскать новые и необычные слова. Причиной непонимания может стать неверное толкование самого простого слова.

Рекомендуем обращаться к словарям: энциклопедическому, иностранных слов, толковому. Пользуйтесь также тематическими словарями-справочниками.

Прочитанный текст нужно подвергнуть большей, чем простое заучивание, обработке. Чтобы основательно обработать информацию и закодировать ее для хранения в Вашей памяти, следует произвести целый ряд мыслительных операций:

прокомментировать новые данные,

оценить их значение,

поставить вопросы,

сопоставить полученные сведения с ранее известными.

4. Выучив обзор по теме курса, обратитесь к перечню умений, которые Вы должны приобрести в результате изучения данного предмета. Все умения, вытекающие из данного курса, приведены в начале рабочего учебника. Для каждого умения приводится соответствующий алгоритм его выполнения.

Внимательно просмотрите умения, проанализируйте алгоритмы их выполнения, обязательно запомните. Это потребуется Вам не только при выполнении заданий и решении ситуаций тренинга умений, но и для применения в своей профессиональной деятельности.

Для заучивания умений и алгоритмов их выполнения также рекомендуется применять метод глоссарного обучения.

5. Получив определенную теоретическую подготовку (базу), Вы можете приступить к выполнению заданий для самостоятельной работы, а затем и упражнений тренинга умений (см. раздел V “Выполнение предложенных в рабочем учебнике заданий”).

При выполнении этих заданий Вы можете при необходимости обращаться к тематическому или научному обзору рабочего учебника или литературе, рекомендованной для изучения. Запишите все выполненные задания на соответствующих страницах рабочего учебника. Выполнение всех заданий является обязательным.

Перепишите выполненные задания в качестве контрольного задания в отдельную тетрадь, которая сдается Вами при дистанционно-очной форме обучения преподавателю, при дистанционно-заочной форме обучения – методисту. Оценкой за выполненное контрольное задание будет “зачет-незачет”.

Учтите, что контрольное задание, по которому получен зачет, является допуском к тестированию и письменному экзамену.

6. Изучите файл материалов, обращая внимание на их возможное профессиональное использование.

7. После работы над обзором рекомендуется приступить к изучению литературы, приведенной в начале рабочего учебника, и в первую очередь, базовой. Особенно следует обратить внимание на те разделы учебников, которые очень конспективно или схематично изложены в предлагаемом учебном пособии, или совсем не освещены.

Необходимо также ознакомиться с нормативными документами, текстами законов, постановлений, актов и т.д. если они приведены в списке литературы. Знание этих документов потребуется Вам при выполнении Ваших профессиональных обязанностей.

IV. Инструкция по глоссарному обучению



1. Глоссарное обучение представляет собой метод целенаправленного заучивания профессиональных терминов, новых понятий и фактов, составляющих вместе знания изучаемой учебной дисциплины (курса).

2. Глоссарное обучение предшествует и сочетается в соответствии с учебным планом с обзорным обучением (штудирование обзоров в рабочем учебнике, в обычных учебниках, просмотр видеолекций, прослушивание проблемных лекций, составление логических схем баз знаний), а также с развивающим тренингом в виде обучающих компьютерных программ, участия в активных семинарах.

3. Для глоссарного обучения используются:

а) листы глоссария, на которых отпечатаны термины и факты, относящиеся к изучаемой учебной дисциплине, листы наклеиваются на ватман или картон и затем разрезаются на полоски, каждая из которых вмещает одно понятие, либо определенный фактологический материал;

б) глоссарная палетка из прозрачного материала с зажимами для закрепления на палетке листов чистой бумаги и полосок с терминами и фактами;

в) три пакета поэтапного приобретения знаний для раскладывания полосок из глоссария по этапам: усвоенные знания (“знания”), заучивание (“учение”) и приготовление к заучиванию (“незнание”).

4. Отбираете 15-20 нарезанных полосок из глоссария с новыми понятиями и фактами, предназначенными для заучивания первой партии знаний.

5. На лицевой стороне глоссарной палетки с помощью зажимов закрепляете чистый лист бумаги нужной ширины, закрывающий либо левую колонку (терминов), либо правую колонку (определений). При заучивании фактов, как правило, закрывается правая колонка, при заучивании понятий – то левая, то правая. Палетку с закрепленным чистым листом кладете на стол лицевой стороной вниз.

6. Не торопясь, читаете все сведения, предназначенные для заучивания, стараясь их запомнить.

7. Кладете глоссарные полоски на стол лицевой стороной вниз и перемешиваете. После этого в произвольном порядке помещаете их в палетку.

8. Переворачиваете палетку лицевой стороной вверх и на чистом листе, закрывающем одну из колонок, вписываете напротив текста ответы, которые считаете правильными.

9. Открепляете лист с ответами и сдвигаете влево или вправо так, чтобы стали видны правильные ответы на полосках. Сопоставляете свои ответы с правильными, и подчеркиваете ошибки на листе ответов красным фломастером. На глоссарной полоске ставите “плюс” при правильном ответе, либо минус – при неправильном.

10. Вынимаете из палетки глоссарные полоски и раскладываете их по трем специальным пакетам.

Пакет (приобретенных) “знаний” содержит полоски, по которым три раза и более даны правильные ответы.

Пакет “учение” содержит полоски, по которым даны правильные ответы 1-2 раза.

Пакет “незнание” содержит полоски, по которым не дано ни одного правильного ответа, в том числе и новые полоски.

11. При следующем цикле заучивания достаете полоски из пакета “учение”, раскладываете их лицевой стороной вверх, читаете, стараясь запомнить, переворачиваете, перемешиваете и далее делаете, как указано в п. п. 4-9.

Заученные полоски перекладываете в пакет “знания”, пакет “учение” пополняете из пакета “незнание”.

12. Количество повторов заучивания при глоссарном обучении индивидуально. Для усвоения учебного материала, как правило, вполне достаточно 0,5 -1 час ежедневного глоссарного обучения.

13. В то время, когда Вы не занимаетесь глоссарным обучением, можно прикрепить полоски из пакетов “учение” и “незнание” с помощью скотча, кнопок или булавок к фанерным дощечкам, стенам или предметам в своем доме и прочитывать их, занимаясь повседневными делами. Приступая к глоссарному обучению, снова распределите их по пакетам, и поместите в палетку.

14. По этой же методике рекомендуется изучать умения и алгоритмы их выполнения. Повторное глоссарное обучение можно проводить после выполнения упражнений и заданий тренинга умений.

V. Выполнение предложенных в рабочем учебнике заданий




1.  Задания для самостоятельной работы.



Для каждого курса обязательным является составление логической схемы базы знаний, позволяющей лучше понять материал учебной дисциплины. При составлении логической схемы базы знаний важно установление осмысленных связей, структурирование новых сведений.

Алгоритм составления логической схемы базы знаний может быть представлен следующим образом:

а) Просмотрите тематический или научный обзор, и выпишите на отдельные листы заголовки разделов и подразделов.

б) Внимательно изучите каждый раздел текста, выписывая из них основные понятия и категории.

в) Еще раз прочитайте текст с целью нахождения связей между понятиями и категориями внутри разделов и найдите в тексте или на основе умозаключений обобщающие понятия и категории.

г) Найдите наиболее общие категории или понятия, объединяющие содержание текста. Не исключено, что это объединяющее понятие заключено в заголовках текста.

д) Постройте логическую структуру, включающую выбранные вами понятия и категории с учетом взаимосвязи между ними.

Если удалось найти обобщающие понятия и категории, то в результате построения логической схемы может получиться иерархическая структура (дерево).

Если одни понятия вытекают из других, можно установить причинно-следственные связи и построить логические цепочки.

Если понятия, категории, факты связаны хронологически, то можно построить хронологические таблицы, хронологические последовательности.

е) Выявите в разных ветвях структуры одноименные понятия и попытайтесь устранить дублирование, видоизменяя связи между ними.

ж) Уточните (достройте) структуры по выводам, имеющимся в тексте или полученным в результате собственных умозаключений.

з) Сверьте полученную логическую структуру, прочитав текст еще раз, при необходимости уточняя ее.

При составлении логических схем баз знаний Вы должны руководствоваться следующими требованиями:

- простота схематического представления, выражающаяся в минимальном количестве элементов и их связей в схеме;

- целевая и смысловая значимость элементов и связей и их иерархическое расположение в пространстве схемы (например, основные, вспомогательные и т.п.);

- согласование элементов и связей как внутри схемы, так и вне ее (взаимоувязка с подобного рода смежными схемами);

- наглядность представленных схем, для чего используются средства графики, форм, цветовых оттенков, а также табличный, цифровой, диаграммный иллюстративный материал.
Ниже приведены примеры составления логических схем баз знаний.
Логические цепочки



Рис 1. Схема ликвидации дефицита на основе экономических стимулов

в условиях конкуренции.


Рис. 2. Эволюция договора.
Причинно-следственные связи


Рис. 3. Взаимосвязь между регулированием организационного поведения

и результативностью организации
Классификации


Рис. 4. Классификация пороков волеизъявления


Рис. 5. Классификация основных видов сбыта
Хронологическая последовательность


Рис. 6. Развитие профсоюзного движения в США с конца XVIII века

по 50-ые годы XX века
Иерархическая структура


Рис. 7. Обобщающее понятие “Системность как всеобщее свойство материи”
При необходимости к составленным логическим схемам баз знаний можно дать краткие комментарии.

Обязательно перепишите логическую схему базы знаний в тетрадь с контрольным заданием.

Наряду с составлением логической схемы базы знаний могут быть задания, в зависимости от учебной дисциплины, на составление словаря исторических персоналий, хронологических рядов, географических схем, нахождение соответствий и т.д.

Выполнение этих заданий поможет Вам структурировать учебный материал, классифицировать его и обобщить.

2. Рефераты.



Написание рефератов должно начинаться с выбора темы из предложенного в рабочем учебнике списка и утверждения ее в установленном порядке.

Затем ознакомьтесь с литературой, которая рекомендована для данной темы, и составьте план Вашего реферата, записав его в рабочем учебнике. В соответствии с планом выделите основные положения (развернутые тезисы) реферата, также записав их на соответствующих страницах рабочего учебника.

После этого напишите текст реферата полностью, перепишите его в отдельную тетрадь и сдайте на проверку.

3. Тренинг умений



Решение упражнений тренинга умений – важный раздел рабочего учебника.

Основной целью является выработка умений. Достижение нужного результата возможно при выполнении определенного порядка действий (алгоритма). Предварительно необходимо выучить приведенные в начале учебника умения по данному курсу и алгоритмы их выполнения, применяя методику глоссарного обучения.

Часть приведенных в перечне умений требует конкретных поступков, в определенной последовательности и отработка их должна проводиться на практике, и поэтому задания на них не даются вообще, либо приводятся такие задания, которые требуют умения ориентироваться в определенной ситуации и совершения верных действий и поступков в нужный момент. Все остальные задания даны на те умения, выработка которых возможна в результате решения конкретных ситуаций и задач по определенному алгоритму.

На каждое такое умение приводится типичный пример, показывающий использование алгоритма. По аналогии с ним Вы должны самостоятельно решить 2-3 упражнения на данное умение и записать решения на специально отведенных для них страницах рабочего учебника.

V. Ожидаемые результаты изучения рабочего учебника



1. Получение и закрепление прочных знаний по данному предмету.

2. Выработка умений по решению различных ситуаций и задач с использованием соответствующих алгоритмов, необходимых для профессиональной деятельности.

3. Допуск к тестированию и письменному экзамену по данному предмету после выполнения всех контрольных заданий и получения зачета.
На тестировании Вы получите 30-50 (в зависимости от предмета) контрольных вопросов, к которым даны 4 варианта ответов; один из них – правильный. На тестирование отводится 50 мин. Положительная оценка ставится, если количество правильных ответов составляет не менее 50 % от общего числа вопросов.
Примеры контрольных тестов
1. Девальвация валюты – это

A) снижение официального курса валюты по отношению к другим валютам

B) отказ от золотого стандарта

C) падение внутренней покупательной способности единицы валюты

D) снижение золотого содержания в единице национальной валюты
2. Фискальные пошлины применяются для

A) обеспечения бюджета налоговыми поступлениями

B) увеличения импортных поставок

C) усиления конкуренции на внутреннем рынке для отечественных производителей

D) обеспечения открытости экономики
На письменном экзамене Вам дается 50 минут для ответа на вопросы билета.
Образец экзаменационного билета
__________________________________________________________________

СОВРЕМЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

__________________________________________________________________

РИМСКОЕ ПРАВО

__________________________________________________________________

Экзаменационный билет № 1

__________________________________________________________________

Вопрос 1: Совокупность каких систем права Древнего Рима соответствовала гражданскому праву в современном его понимании?

Вопрос 2: Что включали в себя Дигесты или Пандекты, входящие в кодификацию Юстиниана?

Вопрос 3: Перечислите особые средства преторской защиты.

Вопрос 4: Что такое правоспособность?

Вопрос 5: Каковы были личные и имущественные отношения при браке без мужней власти (sihe manu)?

Вопрос 6: Что означало право собственности в Древнем Риме?

Вопрос 7: Как исполнялось обязательство, связанное с делимой вещью, когда на стороне и кредитора и должника выступало несколько лиц?

Вопрос 8: Что представляли из себя защищенные пакты?

Вопрос 9: Чем отличаются деликтные обязательства от договора?

Вопрос 10: Каково понятие завещания?
Пример ответа на вопрос экзаменационного билета
Завещанием в римском праве считается такое распоряжение лица своим имуществом на случай смерти, которое содержит назначение наследника. В качестве наследника должно быть указано ясно и точно определенное лицо. Наследник назначался лично завещателем, и такое назначение должно быть в самом начале завещания. Без назначения наследника завещание было недействительно. Завещание могло составляться как частным порядком (при участии 7 свидетелей), так и публичным, т.е. при участии органов государственной власти. Завещание носило характер односторонней воли, и могло быть изменено и отменено в любое время. Для составления завещания требовалась специальная способность. Ей не обладали недееспособные граждане, а также лица, осужденные за некоторые преступления.

000.100.006.98/04.13.Тир.66300

Методические указания

по изучению материалов и

ведению рабочих учебников

(для студентов)

составлены отделом разработки

принтерных материалов

Редактор Н.И. Лебедева

Оператор компьютерной верстки Е.М. Кузнецова

_________________________________________________________________________________

Изд. лиц. ЛР № 071765 от 07.12.98 г. Сдано в печать

Тираж Заказ




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебник по каждой юните, на изучение которой отводится 45 учебных часов по традиционной системе обучения, состоит из следующих основных разделов iconУчебно-тематический план по реализации программы включает в себя...
Программа, предназначенная для школьников средних учебных заведений с целью их ранней профессиональной ориентации в области общественного...
Учебник по каждой юните, на изучение которой отводится 45 учебных часов по традиционной системе обучения, состоит из следующих основных разделов iconОтчетность
Рабочей программой предусмотрено изучение следующих основных разделов (дидактических единиц)
Учебник по каждой юните, на изучение которой отводится 45 учебных часов по традиционной системе обучения, состоит из следующих основных разделов icon160905 Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования
Рабочей программой предусмотрено изучение следующих основных разделов (дидактических единиц)
Учебник по каждой юните, на изучение которой отводится 45 учебных часов по традиционной системе обучения, состоит из следующих основных разделов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение...
Учебник по каждой юните, на изучение которой отводится 45 учебных часов по традиционной системе обучения, состоит из следующих основных разделов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обобщение и систематизация знаний. Анализируемый урок 5, входит в систему уроков по теме «Деепричастие», на изучение которой отводится...
Учебник по каждой юните, на изучение которой отводится 45 учебных часов по традиционной системе обучения, состоит из следующих основных разделов iconТекст и его структура
Комментарии: Согласно фгос профессионального обучения в ссузах технического профиля на изучение дисциплины «Русский язык» отводится...
Учебник по каждой юните, на изучение которой отводится 45 учебных часов по традиционной системе обучения, состоит из следующих основных разделов iconУчебник 10 класса на изучение в 8-9 классах. Обоснование выбора
Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы по мхк составленной на основе федерального компонента государственного...
Учебник по каждой юните, на изучение которой отводится 45 учебных часов по традиционной системе обучения, состоит из следующих основных разделов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Распределение учебных часов на освоение основных разделов рабочей программы
Учебник по каждой юните, на изучение которой отводится 45 учебных часов по традиционной системе обучения, состоит из следующих основных разделов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Распределение учебных часов на освоение основных разделов рабочей программы
Учебник по каждой юните, на изучение которой отводится 45 учебных часов по традиционной системе обучения, состоит из следующих основных разделов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Распределение учебных часов на освоение основных разделов рабочей программы
Учебник по каждой юните, на изучение которой отводится 45 учебных часов по традиционной системе обучения, состоит из следующих основных разделов iconРабочая программа учебного предмета
Курс рассчитан на изучение в 10-11 классах информационно-технологического профиля обучения общеобразовательной средней школы в течение...
Учебник по каждой юните, на изучение которой отводится 45 учебных часов по традиционной системе обучения, состоит из следующих основных разделов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всего на изучение программы – 70 часов, т к в учебном плане мкоу оош с. Кукелево 34 учебные недели, то на изучение программы отводится...
Учебник по каждой юните, на изучение которой отводится 45 учебных часов по традиционной системе обучения, состоит из следующих основных разделов iconРабочая программа состоит из пояснительной записки и следующих разделов
Предмет экономика в 10-11 классах входит в инвариативную часть учебного плана, изучается как обязательный учебный предмет на базовом...
Учебник по каждой юните, на изучение которой отводится 45 учебных часов по традиционной системе обучения, состоит из следующих основных разделов iconПрограмма для тренеров уровень «В» Руководители: Годик М. А. зам...
Данная программа направлена на подготовку тренеров по футболу на уровень «В» и состоит из следующих основных разделов
Учебник по каждой юните, на изучение которой отводится 45 учебных часов по традиционной системе обучения, состоит из следующих основных разделов iconПрограмма по предмету «Труд» составлена на основе учебной программы:...
На изучение предмета технологии в 4 классе отводится 68 часов в учебный год (2 часа в неделю). На изучение предмета труда в 4 классе...
Учебник по каждой юните, на изучение которой отводится 45 учебных часов по традиционной системе обучения, состоит из следующих основных разделов iconПрограмма по информатике и информационным технологиям составлена...
Курс рассчитан на изучение в 10-11 классах информационно-технологического профиля обучения общеобразовательной средней школы в течение...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск