Скачать 236.42 Kb.
|
Методические рекомендации по ведению школьной документацииМатериал из БираВики.Перейти к: навигация, поиск Филиппова Н.Ф., методист ОблИУУ
[править] Классный журналКлассный журнал – государственный нормативно-финансовый документ, вести который обязан каждый классный руководитель и учитель. Устанавливаются два вида классных журналов - для I - III и IV - X (XI) классов Директор школы и его заместитель по учебно-воспитательной работе обеспечивают хранение классных журналов и систематически осуществляют контроль за правильностью их ведения. Классный журнал рассчитан на учебный год и ведется в каждом классе по форме, утвержденной министерством просвещения (народного образования) союзной республики. Журналы параллельных классов нумеруются литерами. Например, "I-A класс", "I-б класс", "V-а класс", "V-б класс", "V-в класс". Все записи в классном журнале должны быть сделаны шариковой ручкой синего цвета четко и аккуратно, без исправлений. Исправления в журнале допускаются только по распоряжению директора. Классный руководитель заполняет в журнале:
[править] Обязанности учителя
Если проводится занятие на дому, учителя предметники, ведущие занятия, вы-ставляют отметки только в специальном журнале для надомного обучения. Эти же учителя в конце зачетного периода выставляют в классный журнал только итоговые отметки, которые классный руководитель переносит в итоговую ведомость. Записи в журнале для надомного обучения в конце зачетного периода подписываются родителями (законными представителями) учащегося. На стр., где записывается пройденный материал, в конце итогового периода учитель предметник записывает число проведенных уроков «по плану», «фактически», что заверяется личной подписью учителя. В конце изучения курса после предыдущей записи делается запись «программа пройдена полностью» или « не пройдены следующие темы». Итоговая отметка выставляется на основании не менее трех текущих отметок. Отметка «н/а» может быть выставлена только в случае отсутствия трех текущих отметок и пропуска учащимся более 50% учебного времени. Следует помнить, что выставление неудовлетворительных оценок на первых уроках после длительного отсутствия учащихся (трех и более уроков), после каникул сдерживает развитие успехов в их учебно-познавательной деятельности и формирует негативное отношение к учению и учебным предметам. Между зачетами, тематическими контрольными работами следует преду-смотреть промежуточную аттестацию учащихся по изучаемой теме путем устно-го опроса. На правой стороне развернутой страницы журнала учитель обязан записывать тему, изученную на уроке, и задания на дом. Количество часов по каждой теме должно соответствовать утвержденному календарно-тематическому планированию и программе по предмету. На занятиях по иностранному языку класс делится на две подгруппы. Записи ведутся индивидуально каждым учителем, ведущим подгруппу. При проведении сдвоенных уроков записывается тема каждого урока в каждой графе. Все записи по всем предметам ведутся на русском языке с обязательным указанием не только тем уроков, но и тем контрольных работ, экскурсий, уроков с использованием информационных технологий, видеоуроков. Тема урока формулируется в соответствии с утвержденным календарно-тематическим планированием. Особое внимание следует обратить на специфику записи урока по следующим предметам:
Отметку за контрольный диктант с грамматическим заданием следует выставлять в одной колонке дробью. Запись в проведении классного изложения по развитию речи следует делать так: Р.р. Изложение с элементами сочинения. Или Р.р. Написание изложения по теме: «….».
Отметки за творческие работы (классные, домашние сочинения) выставляются дробью на той странице, где эта работа записана (в графе, соответствующей дате записи урока).
Все записи ведутся на русском языке. В графе «Что пройдено» помимо те-мы урока обязательно надо указывать одну из основных задач урока, например, «Ознакомление с определенным артиклем». Категорически запрещается допускать учащихся к работе с классным журналом [править] Требования к ведению личной карты обучающегосяЛичная карта обучающегося ведётся в каждом образовательном учреждении и на каждого обучающегося с момента поступления и до его окончания.
Например: № К/5 означает, что обучающийся записан в алфавитной книге на букву «К» под №5.
Личная карта обучающегося № И/25 (берётся из алфавитной книги) Иванова Владимира Сергеевича ( фамилия, имя, отчество) ученика муниципального общеобразовательного учреждения (название общеобразовательного учреждения) начальной общеобразовательной школы_№14. (месторасположение общеобразовательного учреждения) г.Биробиджана ЕАО, улица Набережная, 5________ Зачислен в 1 класс «1»сентября 2оо7 г. _________________ (подпись директора) М.П.
[править] Перечень документов,содержащихся в личной карте обучающегося
Личное дело учащегося ведется в каждой школе и на каждого учащегося с момента поступления в школу и до ее окончания (выбытия) В личное дело учащегося заносятся: общие сведения об учащемся, итоговые оценки успеваемости по классам и записи о наградах (похвальный лист, похвальная грамота, золотая медаль). В личное дело учащегося при выбытии его из школы вкладывается форма N 26 (сведения о состоянии здоровья), заполняемая по результатам ежегодных медицинских осмотров. Личные дела учащихся в начальной школе ведутся учителями, в старших классах - классными руководителями Личное дело имеет номер, соответствующий номеру в алфавитной книге записи учащихся (например, N К/5 - означает, что учащийся записан в алфавитной книге на букву "К" под N 5). При выбытии учащегося из школы личное дело выдается на основании письмен-ного заявления родителям или лицам, их заменяющим, с отметкой об этом в алфавитной книге; по окончании школы личное дело учащегося хранится в архиве школы 3 года. [править] Правила работы классного руководителя с дневниками учащихся
Записи в дневниках учащихся, которые делает классный руководитель, не должны быть однотипными и стандартными. Ведь учащиеся, особенно на сред-нем этапе обучения, очень ревностно относятся к тому, что написал учитель в дневнике, какие слова нашел, отметить его достижения, повторил ли эти слова в другом дневнике. Говоря о школьном дневнике, можно предложить несколько интересных мероприятий, связанных со школьным дневником. Во многих семьях школьные дневники являются семейной реликвией. В архивах семей находятся дневники нескольких поколений. Интересным может быть классным час «Днев-никое истории», на который могут быть приглашены родители учащихся, дедуш-ки и бабушки, которые расскажут о значимости дневника в школьной жизни в то время, когда они были детьми, поделятся интересными историями, связанными со школьными со школьным дневником. Интересным мероприятием в классе в рам-ках классной юморине может стать «Ода дневнике». Ребята придумывают афо-ризмы на слово «дневник», рассказывают фантастические истории о жизни днев-ника у разных владельцев, сочиняют стихи- посвящения дневнику, защищают проект дневника 21 века. [править] Единые требования к организации учебного процесса[править] Обязанности учителя
[править] Требования к ведению ученических тетрадейДля выполнения всех видов обучающих, проверочных и контрольных работ учащимися надлежит иметь следующее количество тетрадей из расчёта на каждого ученика: Правила ведения тетрадей и оформления работ учащимися [править] Общие требования к ведению тетрадейВсе записи в тетрадях учащиеся должны производить с соблюдением следующих правил:
[править] Специальные требования к ведению тетрадей по отдельным предметам[править] Русский языкДля выполнения всех видов работ учащиеся должны иметь следующее количество тетрадей:
В тетрадях по русскому языку число и месяц записываются словами в форме именительного падежа (например, первое сентября). Обозначается номер упраж-нения. Между датой, наименованием вида работы, заголовком и текстом в тетра-дях по русскому языку строка не пропускается. Между заключительной строкой текста одной работы и датой или заголовком (наименованием вида) следующей работы пропускаются две строки (для отделения одной работы от другой и для выставления оценки за работу). [править] Иностранный языкДля выполнения всех видов работ по иностранному языку учащиеся долж-ны иметь:
Тетради подписываются на изучаемом языке, число и месяц записываются словами. Поля в тетрадях по иностранному языку располагаются слева. [править] Примерные требования к оформлению реферативных работРеферативная работа учащегося оформляется следующим образом:
[править] О едином орфографическом режимеСоблюдение единого орфографического режима является обязательным по всем учебным дисциплинам, предусматривающим выполнение учащимися письменных работ
[править] Оформление надписей на обложках ученических тетрадейТетради учащихся 1-го класса подписываются либо учителем, либо родите-лями. Совершенно не обязательно, чтобы тетради в первом классе были подписа-ны одним почерком. Самое главное – грамотное оформление надписей на тетра-дях. Тетради 2-4 классов подписываются самими учащимися. Надписи на обложках необходимо оформлять по единой форме, которая традиционно включает в себя минимальный объем основной информации. Следует Не следует Примечание Тетрадь для работ по математике для работ по русскому язы-ку ученика (цы) 3 класса «а» начальной школы Тетрадь по математике по русскому языку Тетрадь для математики для русского языка Предлог «по» отно-сится к существитель-ному «математика» (русский язык), по-этому и пишется на той же строке Ивановой Ольги Коробцовой Анастасии Павлова Дмитрия Оли Ивановой Насти Коробцовой Димы Павлова Ольги Ивановой Анастасии Коробцо-вой Дмитрия Павлова Ивановой Оли Коробцовой Насти Павлова Димы Фамилию и имя надо писать в родительном падеже, на первом месте фамилию, затем полное имя Павлова Дмитрия Кузнецова Александра Шакина Владимира Павлова Димы Кузнецова Саши Шакина Вовы Димы Павлова Саши Кузнецова Вовы Шакина Дмитрия Павлова Александра Кузнецова Владимира Шакина [править] Оформление письменных работ по математике и русскому языку[править] Общие положения
Сам процесс письма физиологически и психологически очень сложен: при письме в координационную деятельность вовлекаются кора головного мозга (поч-ти все её отделы), органы зрения, слуха (особенно если это диктант), многие мышцы тела. Этот процесс чрезвычайно сложен для детей 6 – 7 лет, начинающих обучение в школе, прежде всего потому, что одновременно формируется и навык выполнения тонкокоординированных движений – графический навык, и навык орфографически правильного письма. Для справки: графический навык – это со-блюдение общественно установленных норм выполнения графических элементов, обеспечивающих лёгкость и правильность чтения письменного текста, способст-вующих удобству и обоснованной скорости письма и отвечающих эстетическим требованиям.
При этом необходимо индивидуально подойти к каждому ребёнку, так как
На сегодняшний день, по данным института возрастной физиологии РАО, число детей с трудностями обучения письму достигает 20 – 30 %, т.е. по 7 – 9 учеников в каждом классе. В начальной школе эти трудности не заканчиваются. Среди учащихся пятых классов таких детей 20 – 25 %, т.е. все трудности письма сохраняются и на последующих этапах обучения. Не совсем правильно и корректно требовать от совершенно разных детей единообразного (параллельность, округлость, наклон, высота) написания элемен-тов букв, цифр, самих букв, цифр, слогов и слов. Тем более, как показывают ис-следования специалистов (директор института возрастной физиологии РАО М. М. Безруких, нейропсихофизиологи В.Д. Еремеева, Т. П. Хризман), мальчикам «не-интересно изо дня в день делать одно и тоже, такая работа не отвечает особенно-стям организации их мозга и психики. Именно поэтому мужчины, например, ис-пытывает большие трудности при работе на конвейере». «Графологи давно научились отличать почерк мужчины от почерка женщи-ны. Женский почерк обычно более «правильный», красивый, стандартный, сим-метричный, элементы букв ближе к тем, что даются школьными прописями. По-черк мужчины чаще более «неправильный», неравномерный, размашистый, инди-видуально-оригинальный, иногда с недописанными элементами букв, менее по-хожий на принятые стандарты». Поэтому необходимо это учитывать учителю и не нарушать при этом гармонию физиологических механизмов психики и их пове-денческих механизмов. А вот система работа по формированию навыка правильного соединения букв, что весьма необходимо, должна проводиться обязательно, дифференциро-ванно и на протяжении всех четырёх лет обучения в начальной школе. Учителям следует прописывать индивидуально учащимся те элементы букв, цифр. Слоги и буквы, которые требуют корректировки. В ходе проверки учителем прописанных учащимися букв необходимо ис-правлять неправильно прописанные буквы и выносить (как один из оптимальных вариантов корректировки) образцы их написания на полях (подчеркнуть непра-вильные соединения, исправить и прописать образцы данных соединений на по-лях и для прописывания на новой строке). Также учителю необходимо исправлять неправильные написания в класс-ных и домашних работах. Обязательна система работы над ошибками в тетрадях по математике и по русскому языку. Рекомендуем, как один из оптимальных вариантов, в ходе про-верки работ учащихся только зачёркивать неправильный ответ или ошибку, под-черкнуть это место и дать возможность учащимся самим в классе или дома напи-сать нужный ответ или орфограмму. [править] Оформление письменных работ по русскому языкуПосле каждой классной (домашней) работы следует отступать две строчки (пишем на третьей). При оформлении красной строки сделать отступ вправо не менее 2 см ( на 2 пальца). Оформление красной строки должно осуществляться с самого на-чала оформления текстов в первом классе. В ходе всей работы не пропускаем ни одной строки. Необходимо учиты-вать, что при оформлении письменных работ по русскому языку следует на новой странице писать с самой верхней строки, дописывая до конца страницы, включая последнюю строку. Слева при оформлении каждой строки отступаем по единой вертикальной линии от края не более чем 5 мм. Справа дописываем до конца строки, при этом с 1-го класса учим норма-тивному переносу слов, используя традиционные методические подходы. Не-обоснованно пустых мест в конце каждой строки быть не должно. Запись даты написания работы по русскому языку ведётся по центру рабо-чей строки. В первом классе в период обучения грамоте запись даты ведётся учи-телем или учащимися в виде числа и начальной буквы названия месяца. По окон-чании периода обучении грамоте и до окончания четвёртого класса записывается число и полное название месяца. Например: 1 декабря. 15 апреля. В четвёртом классе допускается в записи числа писать имена числительные полностью. Например: Первое декабря. Пятнадцатое апреля. Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без про-пуска строки) по центру и оформляется как предложение. Например: Классная работа. Домашняя работа. Самостоятельная работа. Контрольная работа. Работа над ошибками. Вариативность выполнения работ фиксируется на следующей рабочей строке по центру (полная и краткая запись) либо на полях (краткая запись). Например: 1 – вариант. 1 – в. 2 – вариант. 2 – в. Номера всех упражнений, выполняемых в тетрадях, необходимо обязатель-но указывать. Допускается несколько вариантов записи номера упражнения. Но-мер упражнения необходимо указывать по центру строки ( полная форма записи). Например: Упражнение 14. Все подчёркивания следует делать остро заточенным простым карандашом по линейке. Допускается в некоторых видах работ и без линейки, что зависит от хорошо сформированного навыка работы с простым карандашом. Исправление ошибок учащимися в тетради производится аккуратно черни-лами ( шариковой ручкой). Переход в первом классе учащихся на работу в тетради в широкую линейку определяет сам учитель. При этом учитель руководствуется наличием у каждого учащегося успешно сформированного навыка письма. [править] Оформление письменных работ по математикеМежду классной и домашней работами отступить 4 клетки (на пятой клетке на-чинаем писать следующую работу). Между видами работ в классной и домашней работах следует отступать две клетки (на третьей клетке пишем). Между столбиками выражений, уравнений, равенств и неравенства и т.п. отступаем четыре клетки вправо, пишем на пятой. Все номера заданий и задач, которые выполняются в тетради, необходимо записывать в тетрадь. Мы рекомендуем писать номера заданий с начала строки, отступив слева по горизонтали одну клетку. Это позволяет чётко и быстро найти номер задания при проверке любой работы, а отсюда более ясно просматривается структура классной и домашней работ. Слово «Задача» не пишем, а только указываем её номер с начала строки слева, отступив 1 клеточку. Например: № 134. Число пишем традиционно посередине строки, на пятой клеточке по верти-кали, записывается число и полное название месяца. Например: 1 декабря. В 4 классе число рекомендуется записывать на полях. Например: 17.09.06 (без буквы «г»). Между числом и названием работы по вертикали отступаем 1 клеточку. Между названием работы и самой работой отступаем 2 клеточки по вертикали. Например: 15 апреля. 1 клеточка. Классная работа. 2 клеточки. № 143. 1 клеточка. 24+35=59 и т.д. В письменной работе допускается и другая форма оформления. Перед каж-дым заданием учащиеся определяют цель задания и записывают её в тетрадь. Например: «Найти сумму»; «Найти разность»; «Найти уменьшаемое»; «Найти вычитаемое»; «Найти значение выражений»; «Найти значение выражений»; «Сравнить величины» и т.д. Необходимо с 1-го класса оформлять поля с внешней стороны тетради. На поля следует отводить четыре клетки. Поля проводить простым карандашом. При записи математических выражений все символы ( знаки, цифры) фик-сируются с учётом правил каллиграфии, т.е. с соблюдением графики и соответст-вия количества клеток количеству записываемых символов. Особенно соблюде-ние этого требования требуется при работе с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение, деление). Роль операции с простым карандашом остаётся той же (смотрите раздел «Оформление письменных работ по русскому языку») 3. обучающегося. [править] =Количество и назначение ученических тетрадейДля выполнения всех видов обучающих, проверочных и контрольных работ учащимися надлежит иметь следующее количество тетрадей из расчёта на каждого ученика: № Учебный предмет Кол-во тетрадей Период обучения Примеч. текущих контроль 1. Рус. язык Прописи Нет Период обучения грамоте Помимо прописей допускается наличие 1-2 тетра-ди 2 1 1 - 4 2. Математика Прописи Нет Период обучения грамоте Помимо прописей допускается нали-чие 1-2 тетради 2 1 1- 4 3. Окружающий мир Нет Нет 1- 4 Допускается ис-пользование тет-радей на печатной основе, входящие в УМК 4. История Нет Нет 1 - 4 5. Иностранный язык В соответствии с про-граммными требова-ниями 2 - 4 6. Литературное чтение Нет Нет 1 - 4 7. ИЗО альбом Нет 1 – 4 8. Труд Нет Нет 1 – 4 9. ОБЖ Нет Нет 1 - 4 10. Физкультура Нет Нет 1 - 4 11. Риторика В соответствии с про-граммными требова-ниями 1 - 4 12. Музыка В соответствии с про-граммными требова-ниями 1 – 4 В тетрадях для контрольных работ, помимо самих контрольных работ, над-лежит в обязательном порядке делать работу над ошибками. Ежедневная работа над ошибками должна представлять собой целостную систему, результативность которой должна прослеживаться изо дня в день. При оценке письменных работ учащихся учитель в обязательном порядке руководствуется методическими письмами Министерства общего и профессио-нального образования РФ от 19. 11. 98 г. № 1561/ 14-15 «Контроль и оценка ре-зультатов обучения в начальной школе» (Нормы оценок) и Министерства образо-вания РФ от 25. 09. 2000 г. № 2021/ 11-13 «Об организации обучения в 1 классе четырёхлетней начальной школы». В начальной школе надлежит проверять ежедневно каждую работу учащих-ся. Работа над ошибками проводится в той или иной форме ежедневно, как в тетрадях для текущих работ, так и в тетрадях для контрольных. Проверка тетрадей учителем осуществляется чернилами красного цвета. Так как чернила красного цвета как единственный цвет для проверки ученических тетрадей нормативно не оформлен, то допускается использование чернил зелёного цвета. Помимо стационарной ручки в классных и домашних работах учащимися используется только простой карандаш. Проверка и возвращение учащимся контрольных работ по русскому языку и математике осуществляется к следующему уроку. В обязательном порядке тетра-ди для контрольных работ показываются родителям с выдачей на дом. Все классные и домашние работы учащихся проверяются учителем еже-дневно и в обязательном порядке. Количество и назначение ученических тетрадей Для выполнения всех видов обучающих, проверочных и контрольных работ учащимися надлежит иметь сле-дующее количество тетрадей из расчёта на каждого ученика: № Учебный предмет Кол-во тетрадей Период обучения Примеч. текущих контроль 1. Рус. язык Прописи Нет Период обучения грамоте Помимо прописей допускается наличие 1-2 тетра-ди 2 1 1 - 4 2. Математика Прописи Нет Период обучения грамоте Помимо прописей допускается нали-чие 1-2 тетради 2 1 1- 4 3. Окружающий мир Нет Нет 1- 4 Допускается ис-пользование тет-радей на печатной основе, входящие в УМК 4. История Нет |
Методические рекомендации по ведению школьной документации Материал из БираВики Классный журнал – государственный нормативно-финансовый документ, вести который обязан каждый классный руководитель и учитель | Предмета должно соответствовать названию предметов учебного плана Положение составлено в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ведению школьной документации | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Настоящая инструкция составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ведению школьной документации | План работы гоу сош №867 на сентябрь 2011 года Дата Сбор сведений и составление ош совещание по первому дню. Нормативные требования к ведению школьной документации | ||
Методические рекомендации по проведению социально-психологических... Ш23 Практическая психология. Инструментарий. — Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2002. — 688 с | Методические рекомендации по работе с документами в образовательных... Инструкция о ведении школьной документации, утверждена приказом Министерства просвещения СССР от 27. 12. 2974г. №167 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Правительства Российской Федерации от 23. 12. 2002 №919 с последующими изменениями, Приказом Министерства Просвещения СССР от 27.... | Методические рекомендации по разработке и оформлению учебно-методической документации Методические рекомендации призваны оказать помощь пцк и преподавателям в грамотном обозначении названия методической разработки,... | ||
Методические материалы по ведению нормативной документации клубно-досуговых учреждений 2013 г Свидетельство о государственной регистрации юридического лица с вашим оригинальным номером, под которым вы числитесь в Государственном... | Уголок живой природы это наглядный и разносторонний материал живых... Разработка серии занятий «Маленький волшебник» является компонентом преддошкольного образования детей. Здесь представлены конспекты... | ||
Методические рекомендации по ведению тьюторского сопровождения профессионального... Методические рекомендации разработаны в рамках реализации областного проекта «Формирование системы тьюторского сопровождения профессионального... | Направление Работы Содержание работы Дата Ответственные Изучение интересов, склонностей учащихся Определение ведущих направлений воспитательной работы с классом. Подготовка документации и материалов для родительского собрания.... | ||
Методические рекомендации по порядку разработки, согласования, экспертизы... Ботаны Институтом территориального планирования «Град» (г. Омск) в инициативном порядке на основе многолетнего опыта разработки градостроительной... | Методические рекомендации по ведению воинского учёта в организациях Информация, содержащаяся в настоящем ежеквартальном отчете, подлежит раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации... | ||
В. А. Новосельцева русский язык в деловой документации Методические рекомендации предназначены для слушателей Краснодарского университета мвд россии | 'Школьный диспетчер' редактор школьного расписания и документации Программа, ускоряющая составление расписания занятий и облегчающая работу завучей с документацией. Это часть школьной документации... |