Г. Вышний Волочёк
МОУ СОШ № 7 Рабочая программа по литературе в 10 классе
учителя Смирновой Елены Николаевны
2011-2012 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, учебной программы Коровиной В.Я.
Программно-методическое обеспечение:
- Программа литературы Коровиной В.Я.
- «Русская литература XIX века 10 класс» Ю.В.Лебедев. – М. «Просвещение», 2002 г.
- «Поурочные разработки по русской литературе XIX века 10 класс» И.В.Золотарёва, Т.И.Михайлова. – М. «Вако», 2002 г. Программа рассчитана на 102 учебных часа (3 часа в неделю). Общая характеристика учебного предмета
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Её принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Программа литературы в 10 классе сохраняет преемственность с программой основной школы, в частности, программой литературы 9 класса, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального развития личности школьника. Приобщение десятиклассников к богатствам отечественной художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоение содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- определение принадлежности литературного текста к тому или иному жанру;
- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно- тематического содержания произведения;
- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонентов;
- подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений. Цели
Изучение литературы в 10 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
Воспитание духовно развитой личности, готовой самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма. Любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимание авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся.
Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе.
Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написание сочинений различных типов; поиска. Систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети ресурса Интернета.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа литературы 10 класса предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетными являются
Поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
Сравнение, сопоставление, классификация;
Способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое)
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезисов, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной речи результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Основные теоретико-литературные понятия, необходимые к усвоению выпускниками 10 класса
- художественная литература как искусство слова;
- художественный образ;
- содержание и форма;
- художественный вымысел, фантастика;
- историко-литературный процесс; литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм; основные факты жизни и творчества русских писателей 19 века.
- литературные роды: эпос, лирика, драма; жанры литературы: роман, роман-эпопея, очерк, притча, поэма, баллада, лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет, комедия, трагедия, драма;
Авторская позиция, тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление, конфликт, автор-повествователь, образ автора, персонаж, характер, тип, лирический герой, система образов;
- деталь, символ;
- психологизм, народность, историзм;
- трагическое и комическое; сатира, юмор, ирония, сарказм, гротеск;
- язык художественного произведения; изобразительно-выразительные средства в художественном произведении6 сравнение, эпитет, метафора, метонимия, гипербола, аллегория;
- стиль;
- проза и поэзия; система стихосложения; стихотворные размеры: хорей, дактиль, амфибрахий, ямб, анапест; ритм, рифма, строфа;
- литературная критика. Результаты обучения
В результате изучения литературы в 10 классе ученик должен
Знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия.
Уметь:
Воспроизводить содержание литературных произведений.
Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.
Соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи.
Определять род и жанр произведения.
Сопоставлять литературные произведения.
Выявлять авторскую позицию.
Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения.
Аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению.
Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Создания связного текста (устного или письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;
Участия в диалоге или дискуссии;
Самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости4
Определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (102 часа)
Ведение (1 час)
Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы 19 века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала). Художественные открытия русских писателей-классиков.
Литература первой половины XIX века (7 часов)
Обзор русской литературы первой половины XIX века (1 час)
Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. А.С.Пушкин (2 часа)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный», «Подражание Корану», «Элегия», «Поэт», «Пора, мой друг, пора!»
Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Историческая концепция пушкинского творчества. Развитие реализма в лирике, поэмах, прозе и драматургии. Речь Ф. М. Достоевского о Пушкине.
Поэма «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема маленького человека. Образ Петра I как царя-преобразователя. Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России. М. Ю. Лермонтов (1 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения «Молитва», «Как часто, пёстрою толпою окружён», «Валерик», «Сон», «Выхожу один я на дорогу», «Мой демон», «К ***» , «Нет, я не Байрон, я другой»
Своеобразие художественного мира М.Ю.Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве М.Ю.Лермонтова. Н.В.Гоголь (1 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Невский проспект». Образ Петербурга. Соотношение мечты и реальности. Особенности стиля Н.В.Гоголя, своеобразие его творческой манеры. Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект». Резерв времени 2 часа. Литература второй половины XIX века (89 часов)
Обзор русской литературы второй половины XIX века (1 час)
Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные проблемы русской литературы второй половины XIX века. Характеристика русской прозы, журналистики и литературной критики. Традиции и новаторство русской поэзии. Эволюция национального театра. Мировое значение русской классической литературы. И.А.Гончаров (6 часов)
Жизнь и творчество (обзор).
Роман «Обломов» Особенности композиции романа. Его социальная и нравственная проблематика. Обломов и Ольга Ильинская. Обломов и Агафья Матвеевна. Ольга Ильинская и Штольц. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. «Что такое обломовщина?» Критики Н.Добролюбов, А.В.Дружинин о романе.
Сочинение по роману «Обломов». А.Н.Островский (8 часов)
Жизнь и творчество (обзор).
Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия. Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Катерина в системе образов. Народнопоэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха. Возмездия и покаяния.
Н.А.Добролюбов «Луч света в тёмном царстве». И. С. Тургенев (10 часов)
Жизнь и творчество (обзор).
Роман «Отцы и дети». История создания романа. Отражение в романе общественно-исторической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Черты личности, мировоззрение Базарова. Духовный конфликт героя. Роль Базарова в развитии основного конфликта романа. «Отцы» в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Мнимые последователи Базарова. Смысл названия романа. Вечные» темы в романе (природа, искусство, любовь). Смысл финала романа. Базаров в ряду других образов русской литературы.
Д.И.Писарев «Базаров» (фрагменты). Полемика вокруг романа.
Сочинение по роману «Отцы и дети». А.К.Толстой (2 часа)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения «Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре», «Против течения», «Государь ты наш батюшка». Своеобразие художественного мира поэта. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю. Влияние фольклора и романтической традиции. Романсы на стихи А. К. Толстого.
Ф. И. Тютчев (4 часа)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Природа – Сфинкс…», «Полдень», «Осенний вечер», Тени сизые смесились…», «День и ночь».
Стихотворения «Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать…», «Умом Россию не понять…», «Цицерон», «Слезы людские…»«О, как убийственно мы любим…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»), «Последняя любовь».
Поэзия Тютчева и литературная традиция. Основные темы и мотивы лирики Тютчева. Единство мира и философия природы в его лирике. Любовь как стихийное чувство и «поединок роковой». Художественное своеобразие творчества Тютчева. А.А.Фет (3 часа)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения «Даль», «Еще майская ночь…», «Это утро, радость эта…», «Еще весны душистой нега…», «Летний вечер тих и ясен…», «Я пришел к тебе с приветом…». «Заря прощается с землею…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Певице»
Поэзия Фета и литературная традиция. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Любовная лирика А. А. Фета и ее утонченно чувственный психологизм. Художественное своеобразие лирики А.А.Фета. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета.
Сочинение по творчеству Тютчева и Фета. Н.С.Лесков (2 часа)
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Очарованный странник»
Особенности сюжета повести. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры Лескова. Н. А. Некрасов (8 часов)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения «В дороге». «Поэт и Гражданин», «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом…»,«О Муза! я у двери гроба…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…»,«Внимая ужасам войны…»
Гражданский пафос поэзии Некрасова, её основные темы, идеи и образы. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Поэтическое творчество как служение народу. Психологизм любовной лирики Н.А. Некрасова. Художественное своеобразие лирики Некрасова. Её связь с народной поэзией.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
Замысел, история создания, сюжет и композиция поэмы. Её жанровое своеобразие и фольклорная основа. Система образов поэмы. Образы помещиков и крестьян. Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства. Образы народных заступников. Образ Матрёны Тимофеевны. Савелий – «богатырь святорусский». Особенности стиля Н.А.Некрасова.
Сочинение по творчеству Некрасова. М. Е. Салтыков-Щедрин (2 часа)
Жизнь и творчество (обзор).
«История одного города» (обзор).
Обличение деспотизма, невежества власти. Бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории российского государства. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Образы Органчика, Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала «Истории». Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приёмы изображения сатирического: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм. Л. Н. Толстой (20 часов)
Жизнь и судьба (обзор).
Роман-эпопея «Война и мир». История создания, особенности жанра. Образ автора в романе. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный приём. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Женские образы в романе «Война и мир». Наташа Ростова и Марья Болконская как любимые героини Л.Н.Толстого. Семейный уклад, семейные ценности Ростовых и Болконских.
Тема народа в романе «Война и мир». Русский солдат в изображении Толстого. Образы Тушина и Тимохина. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Толстовская философия истории. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Проблемы истинного и ложного героизма в романе «Война и мир». Военные эпизоды в романе. Шенграбенское, Аустерлицкое, Бородинское сражения. Приёмы изображения душевного мира героев («диалектика души»). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе.
Сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир». Ф. М. Достоевский (13 часов)
Жизнь и судьба (обзор).
Роман «Преступление и наказание». Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Приёмы создания образа Петербурга в романе. Образ Родиона Раскольникова, его теория. Истоки его бунта. Роль внутренних монологов и снов героя. «Двойники» Раскольникова. Образ Сонечки Мармеладовой. Проблемы нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. «Преступление и наказание» как философский роман. Портрет, пейзаж. Интерьер и их художественная функция. Полифонизм романа, столкновение разных точек зрения. Психологизм прозы Достоевского. Мировое значение творчества писателя.
Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». А. П. Чехова (10 часов)
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказы «Человек в футляре», «Ионыч». Проблематика и поэтика рассказов А. П. Чехова 90-х годов. Тема пошлости и неизменности жизни. Тема любви. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Роль художественной детали.
Комедия «Вишнёвый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишнёвого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе через отношение героев к судьбе сада. Раневская и Гаев как символ уходящего в прошлое усадебного быта. Образы Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-недотёпы. Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс) как дополнение к характеристике хозяев. Роль авторских ремарок. Смысл финала пьесы. Новаторство Чехова-драматурга.
Значение творческого наследия А.П.Чехова для мировой литературы и театра.
Сочинение по творчеству Чехова. Резерв времени – 1 час. |