Скачать 0.59 Mb.
|
МБОУ «Красноярская СОШ» Рассмотрено на заседании МО. «Согласовано». «Утверждаю». Протокол № от « » «сентября» 2013 г Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «Красноярская СОШ» Председатель МО ________________ /Н.А.Гатаулина/ _______________ /Т.Е.Денискина/ _________________/Палаева Г.Н./ «_____» _______________ 2013 г. «_____» ________________ 2013 г. Рабочая программа по литературе для 11 класса Учителя русского языка и литературы высшей категории Степуниной Веры Николаевны составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов /В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина./ -М.: «Просвещение», 2010. на 2013-2014 уч. год Количество часов: 102 (3 часа в неделю). Учебник: Русская литература XX века. 11 кл в 2-х ч./Под ред. В.П.Журавлева.- М.: Просвещение, 2012 ИНФОРМАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1.НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ. ДОКУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта (утверждён приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года). Федеральный базисный учебный план (утверждён приказом Минобразования России №1312 от 9 марта 2004 года). Стандарт основного общего образования по литературе Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ МО Российской федерации № 1276). Закон «Об образовании» РФ Программа: Программа по литературе для 5 – 11 классов (базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной. Сб. МО РФ Программы общеобразовательных учреждений. ЛИТЕРАТУРА. 5-11 классы. – М.: Просвещение, 2010. 2.УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе примерной программы по литературе для основного общего образования на базовом уровне, составленной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта (утверждён приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года), авторской программы: Авторы программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина. Сб. общеобразовательных программ - М., «Просвещение», 2010 год. Программа по литературе для 10-11 классов реализована в учебниках: «Русская литература XIX века». Ч.1,2. 10 класс, под ред. Коровина В.И.; «Русская литература ХХ в.». 11 класс. Ч. 1,2, под ред. Журавлева В.П. 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры. Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру. Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко - и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
2. ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ курса: Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
3.ТРЕБОВАНИЯ к УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ Приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего образования являются:
Поэтому в результате изучения литературы с использованием данного УМК ученики 11 класса должны уметь: чтение и восприятие - прочитать программные произведения, предназначенные для текстуального и обзорного изучения; воспроизводить их конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям; чтение, истолкование и оценка - анализировать и оценивать изученное произведение как художественное единство; характеризовать следующие его компоненты: проблематика и идейный смысл; группировка героев относительно главного конфликта и система образов; особенности композиции; взаимосвязь узловых эпизодов; средства изображения образов – персонажей (портрет, пейзаж, интерьер, авторская характеристика, речевая характеристика); род и жанр произведения, способ авторского повествования; своеобразие авторской речи; авторское отношение к изображаемому; - давать оценку изученному лирическому произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей; - применять сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения; - знать основные факты о жизни и творчестве изучаемых писателей; - объяснять связь произведений со временем написания и современностью; - объяснять сходство и различие произведений разных писателей; - соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты этих направлений; чтение и речевая деятельность - владеть монологическими и диалогическими формами устной и письменной речи; - пересказывать текст художественного произведения, руководствуясь заданием (характеристика образа – персонажа, основная проблема произведения, особенности композиции); - анализировать эпизод изученного произведения; - составлять планы, тезисы статей на литературную тему; - писать сочинения на литературную тему разных жанров; - выразительно читать художественное произведение, в том числе выученные наизусть. Предполагаю диагностировать уровень ЗУН учащихся с использованием разнообразных форм и методов работы, а именно:
4. Виды деятельности учащихся 11 класса на уроках литературы
5. СТРУКТУРА КУРСА Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Выделяется три этапа литературного образования на ступени основного общего образования: V-VI классы На этом этапе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции. VII-VIII классы На этом этапе на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений. IX класс Этот этап литературного образования является переходным, так как в IX классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса. Содержание литературного образования в средней школе разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы, что соответствует принципу построения линейного курса на историко-литературной основе. Программа 10 - 11 классов структурирована следующим образом: 10класс - литература XIX века 11класс - литература XX века. Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. При этом важное значение имеют знания по истории и теории литературы, способствующие углублению восприятия и оценки прочитанного, развитию аналитической культуры учащихся. В процессе изучения литературы учителю необходимо учитывать историко-литературный контекст, в рамках которого рассматривается произведение; усиливать межпредметные и внутрипредметные связи курса, предполагающие содружество искусств, формирование у школьника культуры литературных ассоциаций, умения обобщать и сопоставлять различные литературные явления и факты, рассматривать произведения русской литературы во взаимосвязи с зарубежной классикой. ТЕКСТЫ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ:
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ Интернет-ресурсы по литературе
6. Учебно-тематический план
7. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ. 11 класс Литература рубежа веков Судьба России в ХХ веке. Основные направления, темы и проблемы литературы ХХ века. Многообразие литературных направлений начала ХХ века. Традиции и новаторство литературы. Модернизм ПРОЗА конца ХIХ – начала ХХ века И.А.Бунин. Творческая судьба писателя. Основные темы творчества писателя. Отношение писателя к революции: «Окаянные дни» Лирика И.А.Бунина: философичность, мир природы, судьба родины и народа. Поэтическое мастерство. Проза Бунина. Отличительные особенности прозы Бунина. «Господин из Сан-Франциско». Осуждение бездуховности существования. Тема любви в рассказах Бунина. Поэтическое своеобразие новелл «Чистый понедельник», «Солнечный удар», «Лёгкое дыхание» и др А.И.Куприн. Творческая судьба писателя. Нравственные проблемы, социальная тематика в творчестве писателя (обзор). Тема любви в творчестве Куприна. «Гранатовый браслет» - appossionato человеческой любви. Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет». «Олеся» - «печальная сказка Полесья». Поэтика рассказа «Олеся». В.Г.Короленко. Творческая судьба писателя (обзор). Публицистика: «Письма к Луначарскому»: протест против угнетения личности. Гуманистический пафос творчества писателя, особенность понимания русского национального характера: «Чудная», «Без языка», «Река играет». А.М.Горький. Очерк жизни и творчества. Роль Горького в судьбе русской культуры. Горький и революция «Несвоевременные мысли». Раннее творчество Горького. Романтический пафос и художественное своеобразие ранних рассказов «Старуха Изергиль». Литературные портреты Горького, их своеобразие. Литературный портрет как жанр. Горький и Художественный театр. Пьеса «На дне» - социально-философская пьеса. Суровая и беспощадная правда о жизни «низов» в пьесе «На дне». Трагическая судьба людей «дна». Философский конфликт в пьесе «На дне» Спор о назначении человека. «Три правды» в пьесе и их столкновение Литература 20-х годов (обзор). Общая характеристика литературного процесса. Литературные группировки и журналы. Основные направления, темы и проблемы литературы 20-х годов. Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве писателей старшего поколения. Тема России и революции: романтизация подвига и борьбы за новую жизнь в творчестве поэтов и писателей нового поколения. Тема России и революции: И.Бабель «Конармия». Изображение человека в «истекающем кровью мире». Антиутопия Е. Замятина «Мы» - история Единого государства в сюжете романа. Разрушение личности в тоталитарном государстве. Сатирическое изображение эпохи в произведениях М.Зощенко, Тэффи, И.Ильфа и Е.Петрова. Направленность сатиры. Своеобразие и объекты сатиры Аркадия Аверченко. Серебряный век русской поэзии. Серебряный век русской поэзии: общая характеристика. Проблемы традиции и новаторства в литературе разных направлений начала века. Символизм, его философская основа и эстетические принципы. Своеобразие поэтики символистов. Творческий портрет поэтов-символистов (З.Гиппиус, Вяч. Иванов, А.Белый и др). В.Я.Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Стихотворения: проблематика произведений, стиль и образы. Акмеизм как литературное направление. Своеобразие поэтики акмеистов. Н.С.Гумилёв. Трагическая судьба поэта. Стихотворения: романтический герой лирики, своеобразие восприятие мира. Особенности художественного мира Осипа Мандельштама. Футуризм: эстетика и поэтика. Эксперименты В.Хлебникова, И.Северянина, Д.Бурлюка, А.Кручёных. Поэты вне групп: М.И.Цветаева. Сложная судьба Цветаевой. Важнейшие темы творчества. Самобытность и неповторимость поэзии. Поэзия Цветаевой – монолог-исповедь. Образ лирического героя. А.А.Блок. Очерк жизни и творчества. Блок и революция. Проблемы революционной эпохи в статье «Интеллигенция и революция». Стихотворения. Романтический мир раннего Блока. Особенности поэтики «Стихи о Прекрасной Даме». Тема Родины в лирике Блока. Поэма «Двенадцать» - первая попытка осмысления события революции. Сюжет поэмы и её герои. Финал поэмы. Неоднозначность трактовки финала. Особенности поэтики «Двенадцать». «Вечные» образы в поэме. С.А.Есенин. Очерк жизни и творчества С.Есенина. Духовный мир поэта. Тема Родины в творчестве С.Есенина. Своеобразие поэтики С.Есенина: народно-песенная основа лирики. Поэма «Анна Снегина» - поэма о судьбе человека и Родины. В.В.Маяковский. Очерк жизни и творчества. Личность поэта. Новаторство поэзии В.Маяковского. Дореволюционное творчество поэта. Работа в «Окнах РОСТА». Маяковский и Октябрь. Пафос революционного устройства в лирике поэта. Сатира В.Маяковского. Объекты сатиры, художественные особенности. Любовная лирика. Своеобразие художественного мира. Тема поэта и поэзии в лирике В.Маяковского. Контрольная работа по теме «Творчество В.В.Маяковского». |
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального... Курноскиной Ольги Николаевны, учителя русского языка и литературы высшей категории мкоу сош №10 г. Черкесска | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Курноскиной Ольги Николаевны, учителя русского языка и литературы высшей категории мкоу сош №10 г. Черкесска | ||
Рабочая программа по литературе в 8 классе учителя русского языка... Заместитель директора по увр мбоу «Табар-Черкийская средняя общеобразовательная школа» | Рабочая программа по литературе 7 класса Гильмановой Розы Акрамовны,... Гильмановой Розы Акрамовны, учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории | ||
Рабочая программа по русской литературе для 8 класса учителя русского... Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования | Рабочая программа по литературе в 5 классе Гильмановой Розы Акрамовны,... Гильмановой Розы Акрамовны, учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории | ||
Методическая разработка по нрк учителя русского языка и литературы... В связи с требованиями включения нрк в изучении отдельных предметов в общеобразовательных учреждениях я предлагаю учителям русского... | Рабочая программа учителя русского языка и литературы высшей квалификационной... Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, граж | ||
Анализ работы школьного методического объединения учителей русского... П в состав методического объединения учителей русского языка и литературы входят три педагога: С. А. Копенко, Л. А. Тарабрина, В.... | Применение it на уроках русского языка и литературы Кононенко Н. Я., учитель русского языка и литературы высшей категории моусош №11 г. Владимира | ||
Рабочая программа по литературе в 7 а классе составлена на основе... Разработано Смирновой Галиной Александровной, учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории | Рабочая программа по литературе в 5 классе составлена на основе программы... Разработано Смирновой Галиной Александровной, учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории | ||
Рабочая программа по литературе в 7 в классе составлена на основе... Разработано Борзыкиной Раисой Сергеевной, учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории | «Подготовка к сочинению рассуждению- размышлению на морально-этическую тему» Учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории Долгиной Н. Ю | ||
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе... Разработано Щемелевой Ольгой Юрьевной, учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории | Статья «Феномен нигилизма в правосознании русского народа», Стихотворение... Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Шакирова Наиля Накиповна |